Научная статья на тему 'О РАЗЛИЧИЯХ РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ И ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА'

О РАЗЛИЧИЯХ РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ И ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И Г. Сивков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАЗЛИЧИЯХ РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ И ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА»

Таблица 2

Расиргделение учащихся (в %), осваивающих профессию печатника, по группам здоровья от начала к концу обучения

Группа здоровья Начало обучения Конец обучения

1 55,8 15,8

II 40,0 69,5

III 4,2 14,7

IV

ского развития дана комплексная оценка состояния здоровья подростков. Результаты распределения обследованных учащихся по группам здоровья представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что в динамике наблюдения произошло перераспределение подростков по группам здоровья. К концу обучения число лиц I группы здоровья уменьшилось с 55,8 до 15,8%. тогда как число учащихся II и III групп здоровья возросло с 40 до 69,5 % и с 4,2 до 14,7 % соответственно. Индивидуальный анализ данных о со-

стоянии здоровья учащихся позволил установить, что от начала к концу обучения ухудшили свое здоровье 44,2 % подростков I и II групп здоровья, и только 5,3 % перешли из II в I группу, т. е. улучшили свое здоровье. Основными заболеваниями, возникающими за период обучения были хронические заболевания ЛО'Р-органов (хронические фарингиты, риниты, гипертрофия небных миндалин), вегетативные дистонии (вегетососудистая^ дистопия по гипертоническому типу, вегетативная лабильность), заболевания органов пищеварения (дискинезия желчевыводящих путей, хронические гастриты, язва двенадцатиперстной кишки).

Наблюдение за состоянием здоровья и динамикой заболеваемости на протяжении всего периода обучения позволило разработать лечебно-профилактические мероприятия, с которыми ознакомлена администрация училищ.

Литература

1. Стромская Е. П., Властовский В. А., Кардашенко В. И.

и др.//Гиг. и сан,—1974, —№ 4. —С. 91—95.

Поступила 22.04.88

© И. Г. СИВКОВ, 1990 УДК 371.7

И. Г. Сивков

О РАЗЛИЧИЯХ РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ И ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

Пермский педагогический институт

Изучая фактический режим дня 16-летних подростков, мы попытались охарактеризовать фактический режим дня девятиклассников, сравнивая его с типовым режимом дня, рекомендованным гигиенистами, и с фактическим режимом дня тех подростков, которые продолжили обучение в средних специальных учебных заведениях, в частности с режимом первокурсников педагогического училища (под наблюдением было педучилище по подготовке учителей физкультуры и начальных классов).

Оценку фактического режима проводили по 6 показателям: продолжительности сна, пребывания на свежем воздухе; времени, затрачиваемому на выполнение домашних заданий, просмотр телепередач, чтение газет, журналов и художественной литературы и на работу по дому (уборка помещения, помощь родителям и др.).

С этой целью мы в течение одной недели в начале апреля провели анкетирование в школах № Н и 28 и в педучилище № 3 Перми. В наблюдениях был пропущен вторник, так как в этот день в обеих школах учащиеся отсутствовали, поскольку еженедельно по вторникам занимались в межшкольном производственном комбинате (работали в мастерских).

Всего в ходе анкетирования девятиклассниками было заполнено 285 анкет, из них 161 девочками и 124 мальчиками. Учащимися педучилища заполнено 211 анкет, из них 107 девочками и 104 мальчиками.

В процессе анализа мы получили следующие Т данные. Продолжительность сна как у девятиклассников, так и у учащихся педучилища — и у мальчиков, и у девочек — была крайне недостаточной. Нормальная продолжительность сна установлена у мальчиков в школе № 11 в 41 %; в школе № 28 в 35 %, а среди учащихся педучилища только в 25 % случаев. Что касается девочек, то результаты еще более тревожные: в шко-ле№ 11 — 38 %, в школе № 28 — 38,6 %, а в педучилище — только 15%. В санитарно-гигиенической практике условно предусмотрен ориентировочный критерий особо опасного для здоровья и работоспособности дефицита сна, равного 2 ч и более [1]. По этому критерию среди учащихся педучилища нарушений было в 2—3 papa больше. По 2 ч и более недосыпали в школах мальчики в 6,4 %, а в педучилище — в 10 % случаев, девочки — соответственно в 1,2 и 18,7 %. ,

Продолжая анализ, мы уточнили время отхода * ко сну и подъема утром. Оказалось, что многие

- 4G —

девятиклассники ложились спать вместо 22 ч 30 мин в 24 ч и позднее. Такие случаи среди девочек из школ составили от 16 до 18 %, среди мальчиков — от 28 до 36 %. В педучилище эти показатели были еще более неблагополучными — соответственно 23 и 46 %.

Что же касается подъема утром ранее 7 ч, то ^феди девятиклассников в школе № 11 таких Случаев вообще не было. В школе № 28 они зарегистрированы среди девочек в 12,3% и среди мальчиков в 6,1 %. У первокурсников же педучилища процент таких отклонений от типового режима оказался исключительно большим: у девочек 57,7 и у мальчиков 23.

Второй изученный нами показатель — достаточность пребывания на свежем воздухе. Более благополучным он оказался только у мальчиков педучилища (81 %). У мальчиков же школ №11 и 28 он составил соответственно 40 и 51,5%. Приблизительно такие же результаты получены и у девочек этих школ (соответственно 50 и 36 %). И крайне неблагополучным он оказался у девочек педучилища (17%). Критерием особого ■$> неблагополучия мы считали случаи, когда учащиеся вообще не выходили на улицу, не считая дорогу в школу. В педучилище такие случаи составили среди девочек 3,6%» среди мальчиков 5 %, среди девятиклассников — 28,2 и 32,4 % соответственно.

Следующий показатель — это время отводимое на выполнение домашних заданий. Оказалось, что мальчики, обучающиеся в школах, только в 1,6 % случаев занимались дольше положенного, т. е. в ущерб другим режимным процессам, 73,3 % укладывались в норму, а 25,1 % вообще домашние задания не выполняли. У девочек в школах получены примерно такие же результаты: 1,2, 77,6 и 21,2% соответственно. Что касается пед-> училища, то по этому показателю режим был бо-7 лее организованным. Не выполняли домашних заданий только 19 % девочек, остальные укладывались в возрастную норму и дольше положенного не занимались.

При изучении времени, затрачиваемого на просмотр телепередач, установлено, что в пределах нормы он был у девочек в школе № 11 у 20 %, в школе № 28 у 24 % и в педучилище у 34%, соответственно среди мальчиков таких было 20, 27 и 24 %. Эти цифры свидетельствуют также о значительных отклонениях от гигиенических рекомендаций. Учитывая, что просмотр телепередач удовлетворяет не столько физиологические, сколько социальные (духовные) потребности и не является обязательным компонентом типового режима дня, мы считали не вызывающим особой врачебной тревоги те случаи, когда подростки вообще не смотрели телепередачи. Таких было среди мальчиков в школе № 11 47 %, # в школе № 28 10 % и в педучилище 37 %, среди девочек — соответственно 52, 43 и 28%.

Следует заметить, что количество учащихся,

которые уделяют просмотру телепередач времени больше, чем рекомендуется, оказалось довольно большим (превышает одну треть) и составило среди девочек в школах от 28 до 33 %, в педучилище 38%, соответственно среди мальчиков от 33 до 63 % в школах и 39 % в педучилище.

Критерием чрезмерного злоупотребления просмотром телепередач мы считали случаи, когда подросток посвящает этому 3 ч в день и более. Такие лица составили среди мальчиков в школах 12,5%, в педучилище 9% и среди девочек соответственно 10 и 7 %.

Такой изученный нами показатель, как время, отводимое на чтение газет, журналов и художественной литературы, типовым режимом не нормируется, но он не должен существенно влиять на другие режимные процессы. Оказалось, что количество учащихся, которые читали в ночное время за счет ночного сна, а также за счет времени, отводимого на выполнение домашних заданий и другие обязательные режимные процессы, составило в школах 27,5 % (мальчики) и 21,7 % (девочки). У учащихся педучилища таких нарушений было значительно меньше: у мальчиков 19,6 % и У девочек 14,5 %.

Довольно большой процент подростков вообще не читают газет, журналов и художественной литературы: среди мальчиков в школах он составил 43,3, среди девочек — 46,1 и примерно столько же в педучилище — 46,4 и 51,5.

Определенный интерес представляет и такой показатель, как работа по дому. Мальчики из указанных выше школ в 49,7 % случаев никаких поручений от родителей не получали и никакой работы по дому в помощь родителям не выполняли. То же самое можно сказать и о девочках, хотя их было меньше (26,8 %)• Что же касается их сверстников — первокурсников педучилища, то они значительно больше занимались как самообслуживанием, так и работой по дому (приготовление пищи, уборка и др.). Учащихся педучилища, которые не занимались работой по самообслуживанию и работой по дому, среди мальчиков было 20.6%, среди девочек — только 4,6 %. Этот показатель настораживает в социально-гигиеническом отношении, так как влияет на воспитание самостоятельности подростков и формирование привычки трудиться.

Таким образом, фактический режим девятиклассников и первокурсников педучилища не соответствует гигиеническим рекомендациям в отношении процессов, удовлетворяющих как физиологические, так и социально-гигиенические потребности подростков.

Литература

1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. — М„

1982, —С. 92.

Поступила 02.11.88 *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.