Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
режим дня / школьники / электронные устройства / daily routine / schoolchildren / electronic devices

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безруких М. М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Параничева Т. М., Тюрина Е. В.

Развитие системы образования в последние десятилетия сопровождается широкой информатизацией. Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывают огромное влияние на современных школьников. Цифровые устройства создают как новые возможности, так и новые риски. Проблемы взаимодействия детей с электронными устройствами и как цифровые устройства изменяют жизнь современных школьников, волнует сейчас ученых во всем мире. Некоторые аспекты этих проблем затрагиваются в этой статье. Материалы и методы. Статья является результатом популяционного исследования особенностей использования компьютерных технологий (КТ) у учащихся начальной школы. Проведено анкетирование родителей и учащихся общеобразовательных школ десяти регионов РФ, позволившее выявить компоненты режима распределения суточного времени у мальчиков и девочек вторых и четвертых классов, определить интенсивность использования ими электронных устройств (ЭУ), общую учебную нагрузку, статическую нагрузку и продолжительность занятий по интересам в течение недели и в среднем за день. Результаты. Выявлено: установленный норматив длительности прогулок на открытом воздухе выдерживали только 3,8 % детей начальной школы в учебные дни и 30,1 % в выходные дни, а ночной сон был достаточным в будние дни у 15 % и в выходные дни у 67,2 % учащихся. Отмечалась перегруженность школьников начальной школы занятиями статического характера (8 ч. 16 мин. в будние дни и 4 ч. 35 мин. в выходные), в 31,4 % случаев наблюдалось превышение нормы учебных занятий. С увеличением возраста увеличивается и компьютерная нагрузка (р<0,001). Вместе с тем положительным было то, что 55 % учащихся начальной школы занимаются спортом. Мальчики по сравнению с девочками больше занимаются спортом, больше гуляют, но в то же время они больше времени проводят у экранов компьютерных устройств и меньше, чем девочки, спят (в четвертом классе). Заключение. Показана негативная связь между интенсивностью использования электронных устройств и распорядком дня учащихся начальной школы: нарушения режима дня и гиподинамия, обусловленная перегрузками статического характера (у телевизора, компьютера) у учащихся начальной школы. Суммарная компьютерная и статическая нагрузка значительно увеличивается в выходные дни и от второго к четвертому классу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безруких М. М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Параничева Т. М., Тюрина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ELECTRONIC DEVICES OUTSIDE OF SCHOOL HOURS BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Introduction. The development of the education system in recent decades has been accompanied by widespread informatization, the informatization of social space, the digital environment has a huge impact on modern schoolchildren. Digital devices create both new opportunities and new risks. The problems of children’s interaction with electronic devices and how digital devices are changing the lives of modern schoolchildren are now of concern to scientists all over the world. Some aspects of these problems are covered in this article. Materials and methods. The article is the result of a population study of the features of the use of computer technology (CT) in elementary school students. A survey of parents and students of secondary schools in 10 regions of the Russian Federation was conducted, which allowed to identify the components of the daily time distribution regime for boys and girls of the 2nd and 4th grades, to determine the intensity of their use of electronic devices (EUs), the total educational load, static load and duration of interest classes during the week and on average per day. Results. It was revealed that the established standard for the duration of outdoor walks was maintained by only 3.8 % of primary school children on school days and 30.1 % on weekends, and night sleep was sufficient on weekdays for 15 % of students and on weekends for 67.2% of students. There was an overload of primary school students with static classes (8 h 16 min on weekdays and 4 h 35 min on weekends), in 31.4 % of cases there was an excess of the norm of training sessions. With increasing age, the computer load also increases (p<0,001). At the same time, it was positive that 55 % of primary school students are engaged in sports. Boys, compared to girls, do more sports, walk more, but at the same time, they spend more time at computer screens and sleep less than girls (in the 4th grade). Conclusion. The negative relationship between the intensity of use of electronic devices and the daily routine of elementary school students is shown: violations of the daily routine of elementary school students and inactivity caused by static overload (TV, computer). The total computer and static load increase significantly on weekends and from the second to the fourth grade.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

.Безруких

Г. Н. Лукьянец

Л. В. Макарова

Т. М. Параничева

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 5 (87). С. 46-62. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 5 (87). P. 46-62.

Научная статья УДК 371.7, 613.7

doi: 10.24412/2224-0772-2022-87-46-62

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Марьям Моисеевна Безруких1, Галина Николаевна Лукьянец2, Людмила Викторовна Макарова3, Татьяна Михайловна Параничева4, Елена Владимировна Тюрина5, Мария Сергеевна Шибалова6, Кирилл Викторович Орлов7 1, 2, з, 4, 5, 6, 7 Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, Россия

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3702-3698

2 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-5947-0590

3 [email protected], http://orcid.org/0000-0003-1051-0883

4 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-8804-0116

5 [email protected], http://orcid.org/0000-0003-4285-4277

6 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-8181-9258

7 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-9854-2195

Аннотация. Развитие системы образования в последние десятилетия сопровождается широкой информатизацией. Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывают огромное влияние на современных школьников. Цифровые устройства создают как новые возможности, так и новые риски. Проблемы взаимодействия детей с электронными устройствами и как цифровые устройства изменяют жизнь современных школьников, волнует сейчас ученых во всем мире. Некоторые аспекты этих проблем затрагиваются в этой статье.

© Безруких М. М. , Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Параничева Т. М.,Тюрина Е. В. , Шибалова М. С., Орлов К. В., 2022

Материалы и методы. Статья является результатом популяционного исследования особенностей использования компьютерных технологий (КТ) у учащихся начальной школы. Проведено анкетирование родителей и учащихся общеобразовательных школ десяти регионов РФ, позволившее выявить компоненты режима распределения суточного времени у мальчиков и девочек вторых и четвертых классов, определить интенсивность использования ими электронных устройств (ЭУ), общую учебную нагрузку, статическую нагрузку и продолжительность занятий по интересам в течение недели и в среднем за день.

Результаты. Выявлено: установленный норматив длительности прогулок на открытом воздухе выдерживали только 3,8 % детей начальной школы в учебные дни и 30,1 % в выходные дни, а ночной сон был достаточным в будние дни у 15 % и в выходные дни у 67,2 % учащихся. Отмечалась перегруженность школьников начальной школы занятиями статического характера (8 ч. 16 мин. в будние дни и 4 ч. 35 мин. в выходные), в 31,4 % случаев наблюдалось превышение нормы учебных занятий. С увеличением возраста увеличивается и компьютерная нагрузка (р<0,001). Вместе с тем положительным было то, что 55 % учащихся начальной школы занимаются спортом. Мальчики по сравнению с девочками больше занимаются спортом, больше гуляют, но в то же время они больше времени проводят у экранов компьютерных устройств и меньше, чем девочки, спят (в четвертом классе).

Заключение. Показана негативная связь между интенсивностью использования электронных устройств и распорядком дня учащихся начальной школы: нарушения режима дня и гиподинамия, обусловленная перегрузками статического характера (у телевизора, компьютера) у учащихся начальной школы. Суммарная компьютерная и статическая нагрузка значительно увеличивается в выходные дни и от второго к четвертому классу.

Ключевые слова: режим дня, школьники, электронные устройства

Е. В. Тюрина

1. С. Шибалова

К. В. Орлов

Финансирование: статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО» № 073-00065-22-05 от 26.04.2022 по проекту «Психофизиологическое и физиолого-гигие-ническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития».

Для цитирования: Безруких М. М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Параничева Т. М., Тюрина Е. В., Шибалова М. С., Орлов К. В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 5 (87). С. 46-62. doi: 10.24412/2224-0772-2022-87-46-62

Original article

THE USE OF ELECTRONIC DEVICES OUTSIDE OF SCHOOL HOURS BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS.

Maryam M. Bezrukikh1, Galina N. Lukyanets2, Lyudmila V. Makarova3, Tatiana M. Paranicheva4, Elena V. Tyurina5, Maria S. Shibalova6, Kirill V. Orlov7 i, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Institute 0f Developmental Physiology of Russian Academy of Education 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3702-3698 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-5947-0590 [email protected], http://orcid.org/0000-0003-1051-0883 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-8804-0116 [email protected], http://orcid.org/0000-0003-4285-4277 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-8181-9258 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-9854-2195

Abstract. Introduction. The development of the education system in recent decades has been accompanied by widespread informatization, the informatization of social space, the digital environment has a huge impact on modern schoolchildren. Digital devices create both new opportunities and new risks. The problems of children's interaction with electronic devices and how digital devices are changing the lives of modern schoolchildren are now of concern to scientists all over the world. Some aspects of these problems are covered in this article.

Materials and methods. The article is the result of a population study of the features of the use of computer technology (CT) in elementary school students. A survey of parents and students of secondary schools in l0 regions of the Russian Federation was conducted, which allowed to identify the components of the daily time distribution regime for boys and girls of the 2nd and 4th grades, to determine the intensity of their use of electronic devices (EUs), the total educational load, static load and duration of interest classes during the week and on average per day.

Results. It was revealed that the established standard for the duration of outdoor walks was maintained by only 3.8 % of primary school children on school days and 30.1 % on weekends, and night sleep was sufficient on

weekdays for 15 % of students and on weekends for 67.2% of students. There was an overload of primary school students with static classes (8 h 16 min on weekdays and 4 h 35 min on weekends), in 31.4 % of cases there was an excess of the norm of training sessions. With increasing age, the computer load also increases (p<0,001). At the same time, it was positive that 55 % of primary school students are engaged in sports. Boys, compared to girls, do more sports, walk more, but at the same time, they spend more time at computer screens and sleep less than girls (in the 4th grade).

Conclusion. The negative relationship between the intensity of use of electronic devices and the daily routine of elementary school students is shown: violations of the daily routine of elementary school students and inactivity caused by static overload (TV, computer). The total computer and static load increase significantly on weekends and from the second to the fourth grade.

Keywords: daily routine, schoolchildren, electronic devices

Funding: the article was executed within the governmental assignment of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Developmental Physiology of Russian Academy of Education" № 073-00065-22-05, 26.04.2022 on the project "Psychophysiological and physiological-hygienic research of impact of computer learning technologies in the educational process at different stages of age development".

For citation: Bezrukikh M. M., Lukyanets G. N., Makarova L. V., Paraniche-va T. M., Tyurina E. V., Shibalova M. S., Orlov K. V. The use of electronic devices outside of school hours by primary school students. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(5):46-62. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2224-0772-2022-87-46-62

Введение

Число пользователей информационных технологий во всем мире стремительно увеличивается [20]. Уже в 2018 году доступ в интернет был почти всеобщим: 98,3 % [21]. По данным В. Р. Кучмы с соавторами, ежедневно с телефоном имеют дело 97,5 % школьников 7-8-х классов [2]. Было также установлено, что школьники проверяют информацию в своих гаджетах не менее 150 раз в сутки, более 90 % учащихся пользуются мобильными телефонами или планшетами даже ночью [7].

Медики и ученые обратили внимание на ряд изменений в организме школьников под влиянием КТ: ухудшение зрения, ослабление смысловой памяти, нарушение фонематического восприятия, снижение внимания, потеря концентрации внимания и коммуникационных навыков [4; 6], депрессии, раздражительность, гиперактивность, проблемы со сном [12], снижение умственной активности, нарушение психики при бесконтроль-

но долгом времяпровождении с гаджетами [1; 3; 10; 11; 15; 18; 21; 23; 24].

Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, что усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной, и это отрицательно сказывается на усвоении учебного материала и успеваемости. Кроме того, перед выходом из Сети многие ощущают опустошенность, утомление, раздражительность; иногда у подростков может проявиться стрессовый синдром в результате психической травмы от недоброкачественной информации [16].

Другим фактором, отрицательно сказывающимся на умственном развитии детей, могут стать излучения от гаджетов. Электромагнитные излучения снижают концентрацию гемоглобина, что проявляется тахикардией, шумами сердца и другими расстройствами [8].

Точные измерения показали, что в момент приема входящего звонка, а также во время «отбоя» по окончании разговора вокруг устройства наблюдается что-то вроде магнитной бури. Это может влиять на физическое здоровье владельца сотового телефона. Влияние MWR может привести к дегенерации защитной миелиновой оболочки, окружающей нейроны мозга [17]. Более позднее исследование влияния гаджетов на мозг детей, опубликованное 28 января 2019 г. в изд. JAMA Pediatrics, на основании МРТ-сканирования и статистических данных показало, что дети, которые больше времени проводили у экранов гаджетов, имели то, что авторы называют более низкой «целостностью белого вещества» [12]. Белое вещество можно представить как внутреннюю коммуникационную сеть головного мозга.

Все приведенные выше факты свидетельствуют о том, насколько разнообразно и негативно влияние гаджетов на детей, и требуют неотложных мер в этой ситуации. В 2019 году появилась прямая необходимость наложить запрет на гаджеты в школе. Был сформирован ряд положений, которые рекомендуют запретить или ограничить использование мобильных телефонов в российских школах с 1 сентября 2019 г. Подобный запрет во Франции действует с 2018 г., в Швеции — с 2016-го, в Малайзии и Нигерии — с 2012-го, в Уганде — с 2013-го, в некоторых других странах — с 2019 г.

Вместе с тем становится ясным и другое: упорядочить использование мобильной связи необходимо не только в школе, но и дома. Компьютеры, гаджеты и другие ЭУ изменили домашний досуг детей; иначе, чем раньше,

они проводят теперь время между уроками. На переменах школьники теперь не бегают по коридору, а «сидят» в телефонах, нередко нанося виртуальные удары виртуальному противнику и реальные удары своему здоровью.

Цель исследования: определить место ИКТ в структуре досуга, изучить интенсивность использования ИКТ школьниками начальной школы в десяти регионах РФ.

Задачи исследования: изучить учебную и внешкольную, компьютерную и статическую нагрузку школьников разного пола и возраста начальной школы в десяти регионах РФ; исследовать режим дня школьников начальной школы в зависимости от пола и возраста; изучить особенности использования компьютерных технологий при подготовке домашних заданий и досуговой деятельности школьников начальной школы разного возраста и пола; установить возможные риски нарушения режима дня учащихся.

Материалы и методы. С целью изучения разных форм внеурочного использования различных электронных устройств обучающимися начальной школы в распорядке их суточного времени был проведен анализ анкетных данных 4 755 обучающихся начальной школы в десяти регионах РФ. Определение места компьютерных устройств в структуре досуга, информационном пространстве и интенсивности использования их школьниками проводилось с помощью разработанной анкеты «Режим дня младшего школьника».

Изучались следующие компоненты режима распределения суточного времени: сон, учеба, прогулки на открытом воздухе, просмотр телепередач, занятия по интересам, использование электронных устройств (ЭУ), выполнение домашних заданий.

Определялись:

- суммарное время занятий по интересам (суммарная внешкольная нагрузка): иностранный. язык, чтение, музицирование, танцы, спорт, хореография физическая работа по дому и на сельхозучастке, передвижения вне дома;

- суммарная компьютерная нагрузка: выполнение домашних заданий, общение по скайпу, на вебинарах, в сетях, участие в обучающих и развлекательных играх, просмотр фильмов, видео;

- общая статическая нагрузка за день: время всех учебных занятий, компьютерных занятий, просмотра телепередач, занятий по инте-

ресам, не связанных с передвижением и физической активностью (музицирование, иностранный язык, чтение литературы).

Рассматривались гендерные и возрастные особенности распределения суточного времени на разные виды деятельности и ночной сон.

Для статистического анализа использовали программу Statistica Base 10 для Windows.ru с вычислением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m). Статистическая значимость различий количественных признаков, имеющих нормальное распределение, анализировали с помощью t-критерия Стьюдента в доверительном интервале более 95 %. В таблицах малыми буквами (a, b, c) обозначен уровень достоверности р <0,05, а большими (A, B, C) — р <0,001. Определялось также распределение детей в процентном выражении в зависимости от частоты проявления той или иной деятельности в неделю и в зависимости от категории длительности компонентов режима дня.

Результаты исследования

При изучении величины учебной нагрузки у учащихся начальной школы было выявлено, что в 31,4 % случаев отмечается превышение нормы количества учебных занятий.

Еще больше отклонений от нормы было установлено при изучении режима дня у младших школьников. Так, было выявлено, что ночной сон был достаточным в будние дни только у 15 % учащихся начальной школы и в выходные дни — у 67,2 % учащихся. Недосыпают более чем на час в будние дни 62,6 % учащихся и в выходные дни — 17,6%. Недосыпающих более чем на час в выходные дни среди девочек меньше, чем среди мальчиков: во втором классе 17,7% против 21,2% (р<0,05) и в четвертом классе 13,0 % против 18,2 % (р<0,001). В четвертом классе у девочек сон более продолжительный, чем у мальчиков, и в учебные, и в выходные дни (р<0,001). Среди девочек также наблюдался и больший процент случаев, выдерживающих установленный гигиенический норматив по продолжительности ночного сна: 16,2% против 12,8% (р<0,05) в учебные дни и 73,8 % против 67,1 % в выходные дни (р<0,001).

Важнейшим элементом режима дня является пребывание на открытом воздухе. Было выявлено, что выдерживают установленный норматив длительности прогулок только 3,8 % детей начальной школы в учебные дни и 30,1 % в выходные дни. Средняя продолжительность прогулок у детей начальной школы в учебные дни составляла 1 ч. 23 мин.,

а в выходные — 2 ч. 32 мин. Длительность прогулок во все дни недели у мальчиков больше, чем у девочек. Возрастные различия не проявились. Распределение детей младшей школы по числу дней в неделю, в которые ребенок гуляет, также не выявило различий между группами.

Длительность просмотра телепередач учащимися младшей школы в выходные дни более значительна, чем в учебные: в среднем в день на одного человека приходится 1 ч. 29 мин. против 0 ч. 58 мин. в учебные дни. При этом от одного до двух часов за экраном телевизора находились 31,1% учащихся в учебные дни и 35,8 % в выходные. В выходные дни 1/5 часть детей просиживает у телевизоров от двух до четырех часов и более; в учебные дни таковых только 5,5 %. По длительности просмотра телепередач половых различий не отметилось. Учащиеся четвертого класса проводили у телевизоров в выходные дни больше времени, чем учащиеся второго класса.

Большинство учащихся начальной школы выполняют домашние задания, не превышая норматива. Но среди школьников четвертого класса таковых больше, чем среди второклассников: 90,3% против 71,7 % в будние дни и 96,4% против 90,4 % в выходные (р<0,001). Соответственно, превышающих норматив от получаса до часа и более часа среди второклассников больше, чем среди четвероклассников (р<0,001).

Использование компьютерных устройств во внеурочное время имело половые и возрастные различия. Так, для подготовки домашних заданий учащиеся четвертых классов используют компьютер во все дни недели значительно больше времени, чем учащиеся вторых классов (р<0,001), и мальчики больше девочек: в учебные дни 0 ч. 21 мин. против 0 ч. 19 мин. (р<0,05) и в выходные дни 0 ч. 18 мин. против 0 ч. 14 мин. (р<0,001). Число случаев, когда ученики начальной школы используют компьютер или гаджет для развлечения (развлекательных игр, просмотра видео и фильмов), составляет 80 %, из них ежедневно — 37,8 %. При этом учащиеся четвертых классов по сравнению с второклассниками имеют более значительное представительство по этому показателю: 42,4 % против 33,7 %.

Суммарная компьютерная нагрузка значительнее (р<0,001) у учащихся четвертых классов, чем у второклассников: 1 ч. 34 мин. против 1 ч. 10 мин. В учебные дни и 2 ч. 13 мин. против 1 ч. 44 мин. в выходные (Таблица 1). Второклассники чаще занимаются компьютерными устройствами до двух часов, а четвероклассники — чаще от двух до пяти часов. В выходные дни продолжительность занятий с электронными устройствами больше

Суммарная компьютерная нагрузка в день (длительность ч.:мин.) и категории длительности (%) у учащихся начальной школы

Дни недели В целом 2-й класс 4-й класс Мальчики Девочки 2-й класс 4-й класс

(А) (В) (А) (В) Мал. Дев. Мал. Дев.

(А) (В) (А) (В)

Учебные дни (среднее) М 1:22 1:10 1:34 А 1:22 1:21 1:12 1:08 1:32 1:35

т 0:01 0:01 0:01 А 0:01 0:01 0:02 0:01 0:02 0:02

Выходные дни (среднее) М 1:58 1:44 2:13 А 2:02 Ь 1:55 1:48 Ь 1:40 2:17 2:10

т 0:01 0:01 0:02 А 0:02 Ь 0:02 0:02 Ь 0:02 0:03 0:03

Учебные дни до 0.5 ч 26,9% 34,3 % В 18,9% 26,6% 27,2 % 33,6% 35,0% 18,8% 19,0%

до 2 ч 52,5% 50,2% 55,0 % А 53,1 % 51,9% 50,1 % 50,3 % 56,4% 53,6 %

до 5 ч. 19,4% 14,9% 24,2 %А 18,8% 19,9% 15,5% 14,2% 22,6% 25,8 %

больше 5ч. 1,2% 0,6% 1,8 %А 1,5% 1,0 % 0,9% 0,4% 2,2 % 1,5 %

Выходные дни до 0,5 ч. 21,2% 24,6% В 17,7% 20,3 % 22,2 % 23,5% 25,7 % 16,7% 18,6%

до 2 ч. 42,6% 47,8% В 37,0 % 41,5% 43,7 % 46,2% 49,4% 36,2% 37,9 %

до 5 ч. 28,9% 20,9% 37,5 % А 30,4 % Ь 27,5 % 23,3 % Ь 18,5% 38,4% 36,7 %

больше 5ч. 7,2% 6,7 % 7,8 % 7,8% 6,6 % 7,0% 6,3 % 8,7 % 6,9 %

База 4 755 2 458 2 296 2 363 2 392 1 243 1 215 1 120 1 177

Суммарная внешкольная нагрузка в день (длительность ч.: мин.) и категории длительности (%) у учащихся начальной школы

Дни недели В целом 2-й класс 4-й класс Мальчики Девочки 2-й класс 4-й класс

(А) (В) (А) (В) Мал Дев. Мал. Дев

(А) (В) (А) (В)

Учебные дни (среднее) М 2:10 2:07 2:13а 2:10 2:09 2:09 2:05 2:12 2:13

т 0:00 0:01 0:01 а 0:01 0:01 0:01 0:01 0:02 0:02

Выходные дни (среднее) М 2:06 2:04 2:09 2:06 2:06 2:06 2:02 2:06 2:11

т 0:01 0:01 0:02 0:01 0:01 0:02 0:02 0:02 0:02

Учебные дни до 0,5 ч. 5,2% 5,4% 5,0% 5,1 % 5,3% 5,3% 5,5% 4,8% 5,1%

до 2 ч. 45,5% 46,7% 44,0% 45,8% 45,1% 47,7% 45,8% 43,7% 44,3%

до 4 ч. 43,0% 41,7% 44,4% 42,0% 43,9% 39,4% 44,0% а 45,1% 43,7%

больше 4ч. 6,4% 6,1% 6,6% 7,0% Ь 5,7% 7,6% Ь 4,6% 6,4% 6,9%

Выходные дни до 0.5 ч. 16,3% 17,6% Ь 14,8% 16,1 % 16,5% 17,1% 18,1% 14,9% 14,6%

до 2 ч. 41,5% 40,7% 42,4% 42,0% 41,0% 39,9% 41,6% 44,4% 40,4%

до 4 ч. 31,6% 31,1% 32,2% 31,9% 31,4% 32,1% 30,1% 31,6% 32,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

больше 4ч. 10,6% 10,6% 10,6% 10,0% 11,1% 10,8% 10,3% 9,1% 12,1% а

База 4999 2656 2343 2488 2511 1333 1 323 1 155 1 188

(1 ч. 58 мин. против 1 ч. 22 мин. в учебные дни, р<0,001), и мальчики дольше девочек сидят за экранами (р<0,05).

Суммарное время внешкольных занятий по интересам у детей начальной школы составляло более двух часов: 2 ч. 10 мин. в будние и 2 ч. 06 мин. в выходные дни (в среднем в день у одного учащегося). Эти занятия по интересам продолжительностью от двух до четырех часов были чаще в учебные дни (у 41,4 % против 30,5% в выходные дни), а более четырех часов — в выходные (10,2% против 6,1 %, Таблица 2).

Спортом занимаются в целом 55 % учащихся младшей школы, в большей мере более старшего возраста (средняя длительность на одного человека в день равна 53 мин. против 47 мин. во втором классе, р<0,001). Мальчики в течение недели занимаются спортом чаще: 3-7 раз в неделю занимаются 47,8% мальчиков и 31 % девочек (р<0,001). Длительность занятий хореографией и танцами и их кратность в неделю значительно больше у девочек, чем у мальчиков. Длительность прочих различных передвижений вне школы у большинства детей (68,5%) была не более часа.

Суммарная статическая нагрузка у школьников начальной школы составляет 8 ч. 16 мин. в учебные дни и 4 ч. 35 мин. в выходные (Таблица 3). Если из этой суммарной величины исключить суммарную учебную нагрузку (5 ч. 33 мин. и 0 ч. 53 мин. соответственно), то на остальные виды деятельности статического характера будет приходиться в учебные дни 2 ч. 43 мин., в выходные — 3 ч. 42 мин., то есть в выходные на час больше, что объясняется, видимо, большей увлеченностью телевизором и интернетом в выходные дни.

Таблица 3

Суммарная статическая нагрузка в день (длительность ч.: мин.) у учащихся начальной школы

Дни недели В целом 2-й класс 4-й класс Мальчики Девочки 2-й класс 4-й класс

М М Мал. Дев. Мал. Дев.

М М

Учебные дни (среднее) M 8:16 8:03 8:30 A 8:18 8:13 8:09 7:58 8:29 8:31

1Г1 0:01 0:02 0:02 A 0:02 0:02 0:03 Ь 0:03 0:03 0:03

Выходные дни (среднее) M 4:35 4:19 4:52 A 4:41 Ь 4:29 4:27 Ь 4:12 4:57 4:48

1Г1 0:02 0:03 0:03 A 0:03 Ь 0:03 0:04 Ь 0:04 0:04 0:04

Заключение

Результаты популяционного исследования учащихся начальной школы показали, что в 31,4 % случаев имело место превышение нормы количества учебных занятий, причем в большей мере в четвертых классах: 33,8 %. Кроме того, у детей была достаточно велика компьютерная, статическая нагрузка; наряду с этим в среднем более двух часов в день дети занимались различными занятиями по интересам. Такая загруженность разнообразными видами деятельности, особенно с использованием ЭУ, отразилась на снижении продолжительности пребывания на свежем воздухе и продолжительности ночного сна. Перегруженность школьников отмечается и другими авторами [5]. Следует добавить, что в настоящее время мы имеем не обычную школьную перегруженность, а отягощенную значительной долей компьютерной нагрузки. Очень многие современные исследователи указывают на ограниченный сон и снижение его качества. Отмечается лишение сна, раздражение глаз, конфликты с родителями, невнимательность в школе и другие негативные последствия недосыпания [14]. За последние тридцать лет, то есть за годы общения детей с ЭУ, наблюдалась модификация поведения подростков в отношении ко сну, а именно сокращение общего времени сна и увеличение числа подростков, страдающих от недосыпания [19]. Было установлено, что голубой свет, исходящий от современных дисплеев, изменяет естественные природные ритмы, существенно снижая продукцию мелатонина, что и вызывает нарушение сна [22]. Другой причиной недосыпания подростков может быть эмоциональная возбудимость как результат чрезмерной увлеченности ребенка, формирующейся под воздействием привлекательного контента, собственной мотивации школьника к общению с ЭУ и возбуждающих электромагнитных излучений.

Изменившееся положение со сном можно наблюдать у детей разного возраста и у взрослых. Оно характеризуется поздним отходом ко сну, трудностью засыпания, недосыпанием, пребыванием в интернете и ночью, иногда нарушением качества сна.

Изучая режим и содержание дня школьников, некоторые авторы

обратили внимание на то, что учащиеся, независимо от типа школ, в которых они учатся, много времени уделяют просмотру телепередач, работе за компьютером и мало — помощи по дому при недостаточной продолжительности ночного сна [9]. Наши исследования также показали, что ученики начальной школы много времени, особенно в выходные дни, сидят перед экраном телевизора, компьютера или гаджета, а продолжительность их сна недостаточна. Недосыпание более чем на час в будние дни наблюдалось у 62,6 % учащихся; в выходные дни — у 17,6 % учащихся. В большей мере такие нарушения режима дня показали мальчики. В отличие от других авторов мы получили данные о значительном участии младших школьников во внешкольной досуговой деятельности по интересам, куда входила и физическая работа по дому и сельскохозяйственный труд, занятия музыкой, хореографией, спортом, иностранным языком и др. При этом суммарное время внешкольных занятий по интересам у детей начальной школы составляло в среднем в день у одного учащегося более двух часов. От двух до четырех часов оно было чаще в учебные дни (у 41,4 % против 30,5 % в выходные дни), а более четырех часов — в выходные (10,2 % против 6,1 %). Некоторые из видов этих занятий составляли статическую нагрузку, некоторые — динамическую. В целом занятия по интересам сами по себе не имели отрицательного влияния, однако занимали определенное время в бюджете дня.

Был отмечен в наших исследованиях и положительный момент: учащиеся начальной школы в большинстве своем занимаются спортом, и мальчики дольше и чаще, чем девочки.

Можно сказать и о том, что с возрастом у современных школьников теряется интерес к чтению литературы. Это показало и наше исследование. Как было выявлено, учащиеся вторых классов читают чаще и более продолжительное время, чем четвероклассники. Это единственное, в чем четвероклассники уступают второклассникам. По другим параметрам разных видов деятельности и учебной нагрузки показатели четвероклассников преобладают над показателями второклассников. Кроме того, у современных школьников выполнение домашних заданий занимает меньше времени и не выходит за рамки норматива в такой степени, как у школьников тридцать лет назад.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что наблюдающийся распорядок дня и интенсивность отдельных видов занятий свидетельствует об имеющихся определенных рисках для здоровья учащихся начальной

школы. К таким факторам риска следует отнести недостаточное время для сна и прогулок, значительную компьютерную, учебную и статическую нагрузку.

Выводы

В начальной школе выявлена повышенная учебная нагрузка: в 31,4 % случаев было отмечено превышение нормы количества учебных занятий.

Суммарная компьютерная нагрузка значительнее (р<0,001) у учащихся четвертых классов в сравнении со вторыми, у мальчиков в сравнении с девочками и в выходные дни в сравнении с учебными.

80 % детей младшей школы используют гаджеты для развлечений, причем 42,4 % четвероклассников и 33,7 % второклассников ежедневно.

Половые различия не выявились при использовании компьютера или гаджета для общения в сетях или по скайпу, для вебинаров, для просмотра фильмов и видео, но по длительности обучающих и развлекательных игр и выполнения домашних заданий на компьютере показатели мальчиков преобладают над показателями девочек.

Мальчики в большей степени подвержены гиподинамии. У них по сравнению с девочками более выражена статическая нагрузка, достоверно в выходные дни, а также и компьютерная нагрузка. Они несколько чаще занимаются спортом, дольше гуляют, но меньше, чем девочки, спят (в четвертом классе).

В четвертых классах по сравнению со вторыми больше учебная, компьютерная, внешкольная по интересам, статическая нагрузка в целом. Но четвероклассники уступают второклассникам по частоте и продолжительности чтения литературы.

В учебные дни больше времени затрачивается на учебу, на занятия по интересам, в том числе спортивные, танцевальные. В выходные дни время, отводимое на сон и прогулки, у детей более продолжительное, чем в будние дни. Но вместе с тем они и больше, чем в учебные дни, времени проводят у экранов телевизоров, компьютеров и гаджетов.

Ученики начальной школы имеют значительную компьютерную, учебную и статическую нагрузку, которая с возрастом увеличивается и сопровождается сокращением времени на ночной сон и прогулки на открытом воздухе.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что режим дня и содержание режимных моментов учащихся начальной

школы нуждаются в коррекции в соответствии с гигиеническими требованиями к ним.

Список источников

1. Гончаров В. Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. 2009. № 1. С. 87-88.

2. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskoe-sostoyanie-detey-v-usloviyah-informatizatsii-ih-zhiznedeyatelnosti-i-intensifikatsii-obrazovaniya (дата обращения: 01.09.2022).

3. Кучма В. Р., Раппопорт И. К., Макарова А. Ю. и др. Оценка использования электронных устройств в учебной и досуговой деятельности // Национальный конгресс по школьной и университетской медицине с международным участием. М., 2016. С. 174-180.

4. Осипова С. И., Баранова И. А., Игнатова В. А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-3. С. 506-510.

5. Полька Н. С., Яцковська Н. Я., Платонова А. Г. и др. Особливосп режиму дня учшв старшого шкшьного вшу // Довкшля та здоров'я. 2013. № 2 (65) [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osoblivosti-rezhimu-dnya-uchniv-starshogo-shkilnogo-viku (дата обращения: 01.09.2022).

6. Савкина Т. О., Слободская Е. Р. Взаимосвязь между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков // Сибирский научный медицинский журнал. 2010. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-ispolzovaniem-kompyutera-i-psihicheskim-zdoroviem-podrostkov (дата обращения: 01.09.2022).

7. Усольцева Д. Д. Влияние современных гаджетов на здоровье школьников // Международный школьный научный вестник. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https:// school-science.ru/3/1/32591 (дата обращения: 01.09.2022).

8. Хрыщанович В. Влияние гаджетов на наше здоровье // СБ. Беларусь сегодня 25292 от 17 августа 2017. https://www.sb.by/articles/vliyanie-gadzhetov-na-nashe-zdorove.html

9. Чижевский Г. Б., Сайкинова Н. Н., Анамбаева А. И. Гигиеническая оценка режима дня учащихся старших классов // Вестник КазНМУ. 2014. № 2-2 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskaya-otsenka-rezhima-dnya-uchaschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 01.09.2022).

10. Arriga P., Esteves F., Carneir P., et al. Violent computer games and their effects on state hostility and physiological arousal // Aggressive Behavior. 2006. No. 32 (2). P. 146-158.

11. Children, adolescents, and television // Pediatrics. 2001. No. 107. P. 423-426. DOI: https://doi. org/10.1542/peds.107.2.423.

12. Hiquchi S., Motohachi Y., Liu Y., et al. Effects of playing a computer game using a bright display on presleep physiological variables, sleep latency, slow wave sleep and REM sleep // Journal of Sleep Research. 2005. Vol. 14, No. 3. P. 267-273.

13. Hutton J. S., Dudley J., Horowitz-Kraus T., et al. Holland. Associations Between Screen-Based Media Use and Brain White Matter Integrity in Preschool-Aged Children // JAMA Pediatrics. 2020. No. 174 (1). DOI: 10.1001/jamapediatrics.2019.3869.

14. Kwok S. W. Н, Lee P. H., Lee R. L. Т. Smart device use and perceived physical and psychosocial outcomes among Hong Kong adolescents // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2017. Vol. 14, No. 2. P. 205.

15. Manganello J. A., Taylor C. A. Television exposure as a risk factor for aggressive behavior among 3-year-old children // Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. 2009. No. 163. Р. 1037-1045.

16. McHugh B. C., Wisniewski P., Rosson M. B., et al. When social media traumatizes teens: The roles of online risk exposure, coping, and post-traumaticstress // Internet Research. 2018. No. 28. P. 1169-1188.

17. Morgan L. L., Kesan S., Davis D. L. Why children absorb more microwave radiation than adults: The consequences // Journal of Microscopy and Ultrastructure. 2014. No. 2, Vol. 4. P. 197-204.

18. Palaus M., Marron E. M., Viejo-Sobera R., et al. Neural Basis of Video Gaming: A Systematic Review // Frontiers in Human Neuroscience. 2017. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00248.

19. Royant-Parola S., Londe V., Trehout S., et al. The use of social media modifies teenagers' sleep-related behavior // Encephale. 2018. No. 44 (4). P. 321-328.

20. Somipam R. Sh., Chennupati K. R. An Overview of Mobile Reading Habits // DESIDOC Journal of Library & Information Technology. 2015. Vol. 35, No. 5. P. 343-354.

21. Sundus M. (2018) The Impact of using Gadgets on Children // Journal of Depression and Anxiety. 7: 296. doi:10.4172/2167-1044.1000296

22. Yinka T. Get a Good Night's Sleep: 7 Practical Steps. https://www.goodreads.com/en/book/ show/45276834-get-a-good-night-s-sleep

23. Thompson D. A., Christakis D. The association between television viewing and irregular sleep schedules among children less than 3 years of age // Pediatrics. 2005. No. 116 (4). P. 851-856.

24. Wartella Ellen A. , Jennings Nancy A Children and Computers: New Technology. Old Concerns // The Future of Children 10(2): 31-43. September 2000. University of Cincinnati/ DOI:10.2307/1602688/ Source PubMed http://www.justinecassell.com/CC_Winter10/pdfs/wartella_children.pdf

References

1. Goncharov V. N. Informatizaciya obrazovaniya sovremennogo obshchestva: social'no-antropologicheskij aspekt // Fundamental'nye issledovaniya. 2009. № 1. S. 87-88. [In Rus].

2. Kuchma V. R., Tkachuk E. A., Tarmaeva I. Yu. Psihofiziologicheskoe sostoyanie detej v usloviyah informatizacii ih zhiznedeyatel'nosti i intensifikacii obrazovaniya // Gigiena i sanitariya. 2016. № 12 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskoe-sostoyanie-detey-v-usloviyah-informatizatsiiih-zhiznedeyatelnosti-i-intensifikatsii-obrazovaniya (data obrashcheniya: 01.09.2022). [In Rus].

3. Kuchma V. R., Rappoport I. K., Makarova A. Yu. i dr. Ocenka ispol'zovaniya elektronnyh ustrojstv v uchebnoj i dosugovoj deyatel'nosti // Nacional'nyj kongress po shkol'noj i universitetskoj medicine s mezhdunarodnym uchastiem. M., 2016. S. 174-180. [In Rus].

4. Osipova S. I., Baranova I. A., Ignatova V. A. Informatizaciya obrazovaniya kak ob"ekt pedagogicheskogo analiza // Fundamental'nye issledovaniya. 2011. № 12-3. S. 506-510. [In Rus].

5. Pol'ka N. S., Yackovs'ka N. Ya., Platonova A. G. i dr. Osoblivosti rezhimu dnya uchniv starshogo shkil'nogo viku // Dovkillya ta zdorov'ya. 2013. № 2 (65) [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osoblivosti-rezhimu-dnya-uchniv-starshogo-shkilnogo-viku (data obrashcheniya: 01.09.2022). [In Rus].

6. Savkina T. O., Slobodskaya E. R. Vzaimosvyaz' mezhdu ispol'zovaniem komp'yutera i psihicheskim zdorov'em podrostkov // Sibirskij nauchnyj medicinskij zhurnal. 2010. № 4 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-ispolzovaniemkompyutera-i-psihicheskim-zdoroviem-podrostkov (data obrashcheniya: 01.09.2022). [In Rus].

7. Usol'ceva D. D. Vliyanie sovremennyh gadzhetov na zdorov'e shkol'nikov // Mezhdunarodnyj shkol'nyj nauchnyj vestnik. 2016. № 1 [Elektronnyj resurs]. URL: https://school-science.ru/3/1/32591 (data obrashcheniya: 01.09.2022). [In Rus].

8. Hryshchanovich V. Vliyanie gadzhetov na nashe zdorov'e // SB. Belarus' segodnya ot 17.08.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.sb.by/articles/vliyanie-gadzhetov-na-nashe-zdorove.html (data obrashcheniya: 01.09.2022). [In Rus].

9. Chizhevskij G. B., Sajkinova N. N., Anambaeva A. I. Gigienicheskaya ocenka rezhima dnya uchashchihsya starshih klassov // Vestnik KazNMU. 2014. № 2-2 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskaya-otsenka-rezhima-dnya-uchaschihsya-starshih-klassov (data obrashcheniya: 01.09.2022). [In Rus].

10. Arriga P., Esteves F., Carneir P., et al. Violent computer games and their effects on state hostility and physiological arousal // Aggressive Behavior. 2006. No. 32 (2). P. 146-158.

11. Children, adolescents, and television // Pediatrics. 2001. No. 107. P. 423-426. DOI: https://doi. org/10.1542/peds.107.2.423.

12. Hiquchi S., Motohachi Y., Liu Y., et al. Effects of playing a computer game using a bright display

on presleep physiological variables, sleep latency, slow wave sleep and REM sleep // Journal of Sleep Research. 2005. Vol. 14, No. 3. P. 267-273.

13. Hutton J. S., Dudley J., Horowitz-Kraus T., et al. Holland. Associations between screen-based media use and brain white matter integrity in preschool-aged children // JAMA Pediatrics. 2020. No. 174 (1). DOI: 10.1001/jamapediatrics.2019.3869.

14. Kwok S. W. N, Lee P. H., Lee R. L. T. Smart device use and perceived physical and psychosocial outcomes among Hong Kong adolescents // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2017. Vol. 14, No. 2. P. 205.

15. Manganello J. A., Taylor C. A. Television exposure as a risk factor for aggressive behavior among 3-year-old children // Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. 2009. No. 163. R. 1037-1045.

16. McHugh B. C., Wisniewski P., Rosson M. B., et al. When social media traumatizes teens: The roles of online risk exposure, coping, and post-traumaticstress // Internet Research. 2018. No. 28. P. 1169-1188.

17. Morgan L. L., Kesan S., Davis D. L. Why children absorb more microwave radiation than adults: The consequences // Journal of Microscopy and Ultrastructure. 2014. No. 2, Vol. 4. P. 197-204.

18. Palaus M., Marron E. M., Viejo-Sobera R., et al. Neural Basis of Video Gaming: A Systematic Review // Frontiers in Human Neuroscience. 2017. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00248.

19. Royant-Parola S., Londe V., Trehout S., et al. The use of social media modifies teenagers' sleeprelated behavior // Encephale. 2018. No. 44 (4). P. 321-328.

20. Somipam R. Sh., Chennupati K. R. An Overview of Mobile Reading Habits // DESIDOC Journal of Library & Information Technology. 2015. Vol. 35, No. 5. P. 343-354.

21. Sundus M. The Impact of using Gadgets on Children // Journal of Depression and Anxiety. 2018. No. 7. S. 296. DOI:10.4172/2167-1044.1000296.

22. Yinka T. Get a Good Night's Sleep: 7 Practical Steps [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. goodreads.com/en/book/show/45276834-get-a-good-night-s-sleep (data obrashcheniya: 01.09.2022).

23. Thompson D. A., Christakis D. The association between television viewing and irregular sleep schedules among children less than 3 years of age // Pediatrics. 2005. No. 116 (4). P. 851-856.

24. Wartella E. A., Jennings N. A Children and Computers: New Technology. Old Concerns // The Future of Children 10(2): 31-43. September 2000. University of Cincinnati. DOI: https://doi. org/10.2307/1602688.

Информация об авторах

М. М. Безруких—доктор биологических наук, академик РАО, главный научный сотрудник

Г. Н. Лукьянец — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник

Л. В. Макарова — кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией

Т. М. Параничева — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник

Е. В. Тюрина — научный сотрудник

М. С. Шибалова—лаборант

К. В. Орлов — научный сотрудник

Information about the authors

M. M. Bezrukikh — PhD (Biology), Academician of the Russian Academy of Sciences, chief researcher

G. N. Lukyanets—PhD (Biology), senior researcher

L. V. Makarova — PhD (Medicine), Head of the laboratory

T. M. Paranicheva — PhD (Biology), leading researcher

E. V. Tyurina — research associate

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M. S. Shibalova — laboratory assistant

K. V. Orlov — research associate

Статья поступила в редакцию 22.08.2022; одобрена после рецензирования 02.09.2022; принята к публикации 06.09.2022. The article was submitted 22.08.2022; approved after reviewing 02.09.2022; accepted for publication 06.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.