Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРЫ / ИНТЕРНЕТ / РЕЖИМ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ / ПЯТИКЛАССНИКИ / COMPUTERS / INTERNET / DAILY REGIME / DURATION / FIFTH GRADERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Шибалова М.С.

Проведено изучение компьютерной нагрузки учащихся 5 класса в течение дня и недели. Было выявлено, что на компьютере занимается около 90% детей, примерно половина - ежедневно. Не имеет систематических контактов с компьютером 14,2% мальчиков и 3,7% девочек. Для учебных целей компьютер используют 67% детей. Мальчики больше времени отводят на занятия на компьютере, чем девочки, как в выходные дни, так и в будни. Помимо компьютеров дети использовали мобильные телефоны и компьютерные планшеты. Ресурсами интернета пользовалось 96,1% пятиклассников, из них ежедневно в будние дни 41%, и в выходные - 70% детей. Мальчики по сравнению с девочками чаще использовали Интернет для игр (64,6% против 35,1%), а девочки чаще, чем мальчики, для подготовки к учебным занятиям (55,8% против 35,4%). Отмечена чрезмерная продолжительность пребывания в Интернете (до двух часов и более), особенно мальчиков (17,6% в учебные и 34% в выходные дни). Подобное увлечение неблагоприятным образом изменяет режим дня школьника, увеличивая гиподинамию, и приводит к сокращению времени, отводимому на сон и занятия оздоровительного характера.The paper presents the study ofcomputer load in the fifth-grade students during a day and a week. It was found out that about 90 % of children use computer in their everyday life, about half of them -daily. 14,2 % ofboys and 3,7 % ofgirls have no systematic contact with the computer. 67 % of children use computers for educational purposes. Boys spend more time at the computer than girls, both at the weekend and during the weekdays. In addition to computers, children use mobile phones and tablets. Internet resources were used by 96,1 % of fifth-graders, 41 % of which used it daily on weekdays and 70 % of children - at the weekend. Boys were more likely than girls to play Internet games (64,6 % versus 35,1 %), and girls were more likely than boys to use gadgets to get prepared for school studies (55,8 % versus 35,4 %). It was registered that excessive amount of time is spent on the Internet (up to two hours or more). Especially, that concerns boys (17,6 % during school days and 34 % at the weekend). Such hobby adversely changes daily regime of the students, increasing physical inactivity and leading to the reduction in the time spent on sleep and recreational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Шибалова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Л.В. Макарова1, Г.Н. Лукьянец, М.С. Шибалова ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»,

Москва, РФ

Проведено изучение компьютерной нагрузки учащихся 5 класса в течение дня и недели. Было выявлено, что на компьютере занимается около 90 % детей, примерно половина - ежедневно. Не имеет систематических контактов с компьютером 14,2 % мальчиков и 3,7 % девочек. Для учебных целей компьютер используют 67 % детей. Мальчики больше времени отводят на занятия на компьютере, чем девочки, как в выходные дни, так и в будни. Помимо компьютеров дети использовали мобильные телефоны и компьютерные планшеты. Ресурсами интернета пользовалось 96,1 % пятиклассников, из них ежедневно в будние дни 41 %, и в выходные - 70 % детей.

Мальчики по сравнению с девочками чаще использовали Интернет для игр (64,6 % против 35,1 %), а девочки чаще, чем мальчики, для подготовки к учебным занятиям (55,8 % против 35,4 %).

Отмечена чрезмерная продолжительность пребывания в Интернете (до двух часов и более), особенно мальчиков (17,6 % в учебные и 34 % в выходные дни). Подобное увлечение неблагоприятным образом изменяет режим дня школьника, увеличивая гиподинамию, и приводит к сокращению времени, отводимому на сон и занятия оздоровительного характера.

Ключевые слова: компьютеры, Интернет, режим, продолжительность, пятиклассники.

Using electronic devices in the daily routine by the fifth graders. The paper presents the study of computer load in the fifth-grade students during a day and a week. It was found out that about 90 % of children use computer in their everyday life, about half of them -daily. 14,2 % of boys and 3,7 % of girls have no systematic contact with the computer. 67 % of children use computers for educational purposes. Boys spend more time at the computer than girls, both at the weekend and during the weekdays. In addition to computers, children use mobile phones and tablets. Internet resources were used by 96,1 % of fifth-graders, 41 % of which used it daily on weekdays and 70 % of children - at the weekend.

Boys were more likely than girls to play Internet games (64,6 % versus 35,1 %), and girls were more likely than boys to use gadgets to get prepared for school studies (55,8 % versus 35,4 %).

It was registered that excessive amount of time is spent on the Internet (up to two hours or more). Especially, that concerns boys (17,6 % during school days and 34 % at the weekend). Such hobby adversely changes daily regime of the students, increasing physical inactivity and leading to the reduction in the time spent on sleep and recreational activities.

Keywords: computers, Internet, daily regime, duration, fifth graders.

Контакты: 1 Л.В. Макарова - E-mail: <ludmilavm@mail.ru>

Компьютерные технологии прочно вошли в жизнь современных детей. Они предоставляют все более широкий круг возможностей современному человечеству. В связи с этим необходимо проявить бдительность в плане их безопасного использования. Возникающие при этом риски для здоровья и поведения детей не ослабевают с годами [8; 9]. Объем Интернет-контактов детей иногда ускользает от родительского и педагогического внимания. Порой он распознается лишь на этапе чрезмерного увлечения Интернетом и телепередачами, когда дети уже привыкают к малоподвижному образу жизни, начинают жаловаться на помутнение зрения и другие симптомы компьютерного зрительного синдрома. Исследователями выявлена прочная связь между продолжительностью времени, проведенного у экранов компьютерных устройств или ТВ и связанным с этим неправильным образом жизни и нарушениями здоровья [2; 5; 6]. В литературе нередко обсуждается вопрос и о влиянии электромагнитных полей и эмоционально-нервного напряжения при работе с электронными устройствами на здоровье человека [1; 7], и особенно на состояние зрения [2]. Отмечено прогрессивное увеличение детей с нарушениями зрения от 3,1 % в дошкольном возрасте до 56 % к 8 классу. Причем наиболее значительный темп прироста этого показателя наблюдается в 5-7-х классах: по 8-11 % в год [2].

По мере увеличения зрительного утомления наблюдается рост частоты движений глаз и снижение их равномерности. Известно, что показатель частоты движения глаз отражает общие энергетические характеристики работы мозга, а показатель равномерности - устойчивость механизмов регуляции, которая подвергается колебаниям при функциональных нагрузках. Таким образом, зрительное напряжение при работе на компьютере бывает тесно связано с нервным напряжением. Наряду с этим, исследователи считают, что появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса при работе за компьютером связаны не только со спецификой нервного и зрительного напряжения, но и с тем, что ребенку приходится помногу сидеть за компьютером. Особенно утомительна статическая поза, характерная и для работы с различными электронными устройствами: планшетом, телефоном, ноутбуком. Под влиянием ее могут происходить нарушения зрения, осанки и других функций организма.

Из-за широкого использования различных видов компьютерной техники школьниками в досуговой и учебной деятельности и, учитывая риск для здоровья при бесконтрольном ее использовании, в настоящее время назревает насущная необходимость в изучении особенностей и объема взаимодействия с различными видами электронных коммуникативных средств, используемых в режиме дня ребенка. В связи с этим, целью данной работы было выявить компьютерную нагрузку на учащихся 5 класса в течение дня и недели.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 188 учащихся 5-х классов (8 классов), трех московских школ, из них 106 мальчиков и 82 девочки. Использовалась методика программного опроса с помощью специальных недельных хронометражных листов, которые заполнялись учениками. Полученные данные по режиму дня под-

вергнуты вариационно-статистической обработке с использованием различных методов математического анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали, что частота занятий на компьютере в неделю разнообразна у разных детей. Однако из данных, представленных в таблице 1 видно, что примерно половина детей - 49,4 % (45,3 % мальчиков и 54,9 % девочек 5-х классов) занимается на компьютере ежедневно. И только небольшая часть детей занимается редко. Около 10 % детей (14,2 % мальчиков и 3,7 % девочек) не имеет систематических контактов с компьютером (табл. 1). Для учебных занятий компьютер используют 63,9 % детей.

Таблица 1

Распределение детей по частоте использования компьютера в течение недели

(число случаев в %)

Пол Кол-во испытуемых Число дней в неделю

0 1-2 3-4 5-6 7

Мальчики 106 14,2 16,0 13,2 11,3 45,3

Девочки 82 3,7 18,3 15,9 7,2 54,9

В целом 188 9,6 17,0 14,4 9,6 49,4

Распределение детей в зависимости от продолжительности занятий на компьютере представлено в таблице 2. Примерно половина детей ежедневно проводит у его экрана от четверти часа до 3-4 часов. Судя по первым двум столбцам, девочки превалируют в процентном отношении над мальчиками при незначительной длительности занятий на компьютере (до получаса или от получаса до часу). И таким образом, продолжительность занятий на компьютере в пределах часа имела место у девочек в 73 % случаев в будние дни и в выходные - в 55,2 % случаев. Более одного часа работа на компьютере в будние дни наблюдалась у девочек только в 26,6 % в будние дни и в 44,8 % случаев в выходные дни. Из них работали на компьютере более двух часов 4 % девочек в будние дни и 17,9 % - в выходные.

Мальчики в большем проценте случаев, чем девочки, показали более продолжительную работу до двух и более часов в день, как в учебные, так и в выходные дни (соответственно: 17,6 % и 34,1 %). А общее количество мальчиков, занимавшихся более одного часа в день, составило 54,1 % в учебные дни и 68,2 % в выходные.

Помимо компьютеров дети использовали мобильные телефоны и компьютерные планшеты. Ресурсами интернета пользуется 96,1 % пятиклассников в среднем с частотой 4,92±0,17 дней в неделю при средней длительности в день 1,63±0,10

час. Интернет используется ежедневно детьми в будние дни в 41 % случаев и в выходные - в 70 % случаев. Мальчики по сравнению с девочками чаще используют интернет для игр (64,6 % против 35,1 %), а девочки чаще, чем мальчики, для подготовки к учебным занятиям (55,8 % против 35,4 %). В общении с друзьями и при поиске информации в интернете участвует примерно одинаковое число девочек и мальчиков (около 85 %).

Таблица 2

Распределение детей в зависимости от продолжительности работы на компьютере в учебные и выходные дни (число случаев в %)

Дни недели Пол ребенка Длительность работы на компьютере

До 30 мин От 30 мин до 1 часа От 1 до 2 часов Более 2 часов

Учебные Мальчики 11,8 34,1 36,5 17,6

Девочки 34,7 38,7 22,6 4,0

В целом 22,5 36,3 30,0 11,2

Выходные Мальчики 6,8 25,0 34,1 34,1

Девочки 14,9 40,3 26,9 17,9

В целом 10,3 31,6 31,0 27,1

Особенно подолгу дети сидят у телеэкрана и компьютера в выходные дни. Как выявили исследования, от часа до двух часов и более занимаются на компьютере 68,2 % мальчиков. Среди девочек таких 44,8 %. В литературе имеется подтверждение чрезмерного увлечения гаджетами [2; 3; 4]. Так, обследования детей 7-11 лет в Москве, в Маланге, Восточной Яве, Индонезии и др. выявили, что гаджетами пользуется 100 % детей (33,2 % начали пользоваться ранее 5 летнего возраста). Кроме того, 13,5 % детей сообщили, что эти занятия у них занимают более двух часов в день, в то время как по международным стандартам длительность использования гаджетов должна быть не более двух часов [3]. Как показывают наши исследования, значительная часть обследованных нами детей превышает этот показатель, особенно в выходные дни.

ВЫВОДЫ

1. На компьютере занимается около 90 % детей. Около 10 % детей (14,2 % мальчиков и 3,7 % девочек) не имеет систематических контактов с компьютером. Примерно половина детей ежедневно проводит у его экрана от четверти часа до 3 -4 часов.

2. Мальчики больше времени отводят на занятия с компьютером, чем девочки, как в выходные дни, так и в будни (более одного часа - 54,1 % в учебные и 68,2 % в выходные дни).

3. Ресурсами интернета пользуется 96,1 % пятиклассников. Ежедневно интернет используется детьми в будние дни в 41 % случаев и в выходные - в 70 % случаев.

4. Мальчики по сравнению с девочками чаще используют интернет для игр (64,6 % против 35,1 %), а девочки чаще, чем мальчики, для подготовки к учебным занятиям (55,8 % против 35,4 %).

5. Отмечена чрезмерная продолжительность занятий с компьютерами, особенно мальчиков. От двух часов и более занималось 17,6 % мальчиков в будние и 34,1 % - в выходные дни, и 4,0 % девочек в учебные и 17,9 % в выходные дни. Как известно, подобное увлечение неблагоприятным образом изменяет режим дня школьника, увеличивая гиподинамию, и приводит к сокращению времени, отводимому на сон и занятия оздоровительного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виклов В.Г. Игровая и компьютерная зависимость современной молодежи // В.Г. Виклов, И.М. Крючкова // Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: материалы V нац. Конгресса по школьной и университетской медицине с междунар. участием. М, 10-11 октября 2016 г. - С. 47-48.

2. Кучма В.Р. Оценка использования электронных устройств в учебной и до-суговой деятельности школьников 7-8 классов / В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт, А.Ю. Макарова, К.Ш. Мустафаева, Л.А. Дорина, Ю.А. Шарафутдинова // Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи: материалы V нац. Конгресса по школьной и университетской медицине с междунар. Участием. М, 10-11 октября 2016 г. - 2016. - С. 174-180.

3. Ariani, А. Effects of Playing with Gadget on Elementary School Children in Urban and Rural Environment / Ariani Ariani, Ni Luh H.M.Putu, Richi Aditya at al. // Proceedings of the health science international conference: Advances in Health Science Research. - 2017. - V.2. - P. 22-27.

4. Bener, A. Do excessive internet use, television viewing and poor lifestyle habits affect low vision in school children? / A.Bener, HS. Al-Mahdi, PJ. Arianiac hhani at al. // Journal of Child Health Care. - 2010. - N. 15(2). - P. 80-84.

5. Dankova, I. School, children, computer and health/ I.Dankova // School and Health. - 2006. - N. 21(1). - V. 1 and 2. - P. 693-696.

6. Jackson, LA. Children's Internet use: Findings from the HomeNet Too project/ L.A. Jackson, F.Biocca, A. von Eye, G.Barbatsis at al. // ED-MEDIA 2004: World Conference of Educational Multimedia, Hypermedia and Telecommunications, Vols 1-7. Jun 21-26, 2004. - P. 4763-4769.

7. Kanapeckas, P. Electromagnetic radiation at computerized workplaces and the impact of electromagnetic field on the human health. - 2009. - P.106-108.

8. Scheiber, A., Grundel M. The impact of electronic health information and computer-mediated communication for the coping abilities of cancer patients / A. Scheiber, M. Grundel, A. Hasman, B. Blobel, J. Dudeck at al. // Studies in Health Technology and

Informatics: 16th Medical Informatics Europe Congress / 45th Annual Congress of the German-Association-for-Medical- Informatics-Biometry-and-Epidemiology. - 2000. -V. 77. - P. 489-489.

9. Valcke, M. Long-term study of safe internet use of young children / M. Valcke, B. De Wever, H.Van Keer at al. // Computer & Education. - 2011. - N. 57(1). -P. 1292-1305.

REFERENCES

1. Viklov V.G. Igrovaya i komp'yuternaya zavisimost' sovremennoj molodezhi // V.G.Viklov, I.M.Kryuchkova // Zdravoohranenie i medicinskie nauki - ot oblasti obra-zovaniya k professional'noj deyatel'nosti v sfere ohrany i ukrepleniya zdorov'ya detej, podrostkov i molodezhi: materialy V nac. Kongressa po shkol'noj i universitetskoj medicine s mezhdunar. Uchastiem. - M, 10-11 oktyabrya 2016 g. - S. 47-48.

2. Kuchma V.R. Ocenka ispol'zovaniya elektronnyh ustrojstv v uchebnoj i dosugovoj deyatel'nosti shkol'nikov 7-8 klassov / V.R. Kuchma, I.K. Rapoport, A.YU. Makarova, K.SH. Mustafaeva, L.A. Dorina, YU.A. SHarafutdinova //Zdravoohranenie i medicinskie nauki - ot oblasti obrazovaniya k professional'noj deyatel'nosti v sfere ohrany i ukrepleniya zdorov'ya detej, podrostkov i molodezhi: materialy V nac. Kongressa po shkol'noj i universitetskoj medicine s mezhdunar. Uchastiem. M, 10-11 oktyabrya 2016 g. - S. 174-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.