М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, Е. Д. Лапонова, И. П. Лашнева
-43 —
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 616-053.2:373.3]-02:681.31
М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, Е. Д. Лапонова, И. П. Лашнева
компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников
Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1
Представлены данные оценки реальной компьютерной занятости школьников на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Установлено, что большинство младших школьников уже являются активными пользователями персонального компьютера. К завершению начальной школы почти в 2 раза увеличивается доля учащихся-пользователей Интернета. Продолжительность компьютерных занятий у мальчиков достоверно выше, чем у девочек. Установлена большая утомительность после компьютерных занятий у детей, имеющих нарушения зрения. Интенсивное использование компьютера школьниками способствует увеличению значительных статических и зрительных нагрузок при обучении, что является предпосылкой к развитию патологии костно-мышечной системы и приводит к высокому напряжению зрения, о чем свидетельствует большой процент соответствующих жалоб у детей.
Ключевые слова: младшие школьники, персональный компьютер, компьютерная занятость, жалобы, утомление, нарушения зрения
M. I. Stepanova, Z. I. Sazanyuk, E. D. Laponova, I. P. Lashneva
COMPUTER EMPLOYMENT AS A RISK FACTOR FOR HEALTH DISORDERS IN SMALL SCHOOL CHILDREN
Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre of Child Healthcare» of the Russian Academy of Medical Sciences, 2, build. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991
The data of evaluation of the real computer employment of schoolchildren throughout the all elementary schooling are presented. Most of small school children are established to be already active personal computer (PC) users. By the end of elementary schooling the ratio of schoolchildren who became Internet users almost 2-fold increases. Duration of computer training in boys is significantly higher than in girls. The big fatigue after computer employment has been established in children with disorders of vision. Intensive use of computer by school-aged children contributes to significant static and visual loads in learning, which is a prerequisite for the development of the pathology of the musculoskeletal system and leads to a visual overload, as evidenced by the large percentage of the corresponding complaints in children.
Key the words: small school children, personal computer, computer employment, complaints, fatigue, blurred vision
риобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом, и, как показывает практика, дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают эту сложную технику. Известно, что влияние работы за компьютером в значительной степени зависит от организации рабочего места, возраста пользователя, состояния зрения, интенсивности работы с монитором. В настоящее время есть все основания утверждать, что в результате регулярной и продолжительной работы за компьютером существенно возрастает риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости
Для корреспонденции: Степанова Марина Исааковна, доктор мед наук, зав. лаб. гигиены, обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, e-mail: mi_stepanova@mail.ru
[1-3]. Занятия за компьютером у подавляющего большинства детей доминируют в досуговой деятельности, превалируя над просмотром телепередач.
Для установления реальной компьютерной занятости современных школьников нами была разработана специальная анкета, которая позволила получить информацию по основным аспектам компьютерной занятости, включая сведения о дискомфортных состояниях, наступающих в результате работы за персональным компьютером - ПК (общее и зрительное утомление, нарушения деятельности нервной и костно-мышечной систем и пр.). В анкетировании приняли участие 400 учащихся младших классов школ Москвы, Ногинска и Смоленска (171 мальчик и 229 девочек). Все полученные данные обработаны статистически.
к концу обучения в младших классах число пользователей ПК увеличивается на 10%, достигая 95,5%.
Различий по числу школьников-пользователей ПК по полу не обнаружено, хотя такие различия с приоритетом у мальчиков были установлены нами в начале 90-х годов XX века. Более 63% учащихся младших классов в учебные дни проводят за компьютером до 30 мин, причем данный показатель достоверно (р < 0,05) снижается от 2-го к 4-му классу с 71,8 до 50,5%. Одновременно увеличивается число детей, которые проводят за ПК более длительное время. До 1 ч за ПК в учебные дни проводит почти треть детей, а в выходные дни их число превышает 40%. особого внимания заслуживает группа ежедневно работающих за ПК до 2 ч и более: в учебные дни количество таких детей составляет 6,1%, а в выходные и каникулы достигает 28,8 и 40,2% соответственно. По мере увеличения школьного стажа возрастает число детей, у которых занятия за компьютером продолжаются 2 ч и более с 0, 12,8 и 20, 6% в учебные, в выходные и каникулярные дни соответственно (в 1-м классе) до 10,1, 34,4, 48,3% в 4-м классе.
По результатам опроса непрерывная продолжительность занятий за компьютером у 67,1% учащихся составляет 30-45 мин, при этом от 1-го к 4-му классу в 2 раза увеличивается число детей-пользователей ПК, чья непрерывная продолжительность занятий в 4-5 раз превышает гигиенический норматив (с 14 до 28,3%). Более четверти (25,9%) опрошенных непрерывно работают за ПК 1-1,5 ч и 7% - 2 ч и более. По мере взросления увеличивается число детей, работающих за ПК в вечернее время: с 18,8% во 2-м классе до 52,7% в 4-м (р < 0,001).
Компьютерные занятия у 64,2% младших школьников в основном связаны с играми. В 1-м классе подавляющее большинство (88,4%) детей указывают игры как основное занятие за ПК, однако к 4-му классу этот показатель достоверно снижается почти в 2 раза - до 46,9% за счет увеличения доли детей, которых интересуют поиск информации (с 7% в 1-м до 22,7% в 4-м классе) и общение с друзьями (с 2,3 до 14% соответственно). 58,4% опрошенных уже являются пользователями сети Интернета, причем в 1-м классе 44,2%, а в 4-м уже 80,3%. Почти 30% детей пользуется Интернетом ежедневно. У 62,5% младших школьников средняя продолжительность работы в Интернет-сети составляет 30 мин, у 22,8% - 1 ч, а почти 15% детей 7-11 лет проводят в Интернете 2 ч и более.
Столь интенсивный характер практически повседневного использования ПК без соблюдения безопасных регламентов его продолжительности сопровождается проявлениями утомительного воздействия. Более половины (54,4%) детей указывают на утомительность занятий за ПК. Этот показатель остается примерно на одном уровне на протяжении обсуждаемого возрастного периода. Проявляется же утомление в первую очередь нарушениями в работе органа зрения - подавляющее большинство (83,2%) опрошенных (83,2%) фактически описывает жалобы, характерные для так называемого компьютерного синдрома [4]: усталость глаз, боли в области глаз, ощущение мельканий, песка в глазах, слезотечение и др., сопровождающие работу школьников за компьютером. Интенсивное использование компьютера младшими школьниками спо-
собствует увеличению и без того значительных статических и зрительных нагрузок, что является предпосылкой к развитию патологии костно-мышечной системы (или усугубляет уже имеющиеся проблемы). 22,3% детей сообщают об усталости спины, около 10% указывают на боли в руках. а 7% - тяжесть в голове. Кроме того, в качестве дискомфортных состояний, связанных с работой за ПК, 14% детей отметили головные боли и чувство сонливости, чувство голода и даже повышение температуры тела. Нарушения сна после компьютерных занятий в вечерние часы отметили 16,4% детей. о сниженном зрении (по данным самих детей) сообщили 11,1% респондентов. В ходе опроса установлено, что в 1-м классе такие дети составили 9,3%, а в 4-м - уже почти 17%. Полученные данные коррелируют с результатами объективных медицинских осмотров детей [5].
согласно результатам анкетирования, правила безопасного для здоровья общения с компьютером соблюдают 51,4% учеников младших классов. Однако эти данные являются весьма сомнительными, так как дети не осознают разницы между безопасным общением с компьютером как с техникой и занятиями за компьютером как видом деятельности, потенциально опасным для собственного здоровья.
Представляет интерес анализ компьютерной занятости школьников в зависимости от разной продолжительности непрерывной работы за компьютером (табл. 1). Анализ полученных данных по трем группам (1-я группа - непрерывная работа за ПК в течение 30 мин, 2-я группа - 1 ч и 3-я группа - 2 ч и более) показал следующее. независимо от непрерывной продолжительности занятий за ПК основным видом компьютерной деятельности младших школьников являются игры, однако дети 3-й группы достоверно больше (89,2%) по сравнению со школьниками 1-й и 2-й групп (61,1 и 66,3% соответственно) занимаются компьютерными играми - этот вид деятельности у них доминирует. Кроме того, детей 3-й группы характеризуют следующие показатели: у 3,6% из них занятия за ПК проходят в ночное время (по сравнению с 0,6 и 0% у детей 1-й и 2-й групп), 36,8% работают в сети Интернет 2 ч и более (3,3% - в 1-й группе и 15,6% - во 2-й группе) и только 25% этих детей считают, что соблюдают правила безопасного для здоровья общения при пользовании ПК (57,2 и 44,6% в 1-й и 2-й группах). Обращает на себя внимание меньшая распространенность жалоб на дискомфортные состояния у детей 3-й группы, проводящих значительное время за компьютером. Приведенные данные позволяют заключить, что для детей этой группы занятия с ПК, в первую очередь игровые, столь привлекательны, что некоторые из них занимаются и в ночное время. Отсутствие жалоб на утомление при столь регулярных и длительных занятиях свидетельствует как о высокой адаптации детей к этой деятельности, так и о возможной маскировке утомления на фоне повышенной мотивации. Можно предположить, что в дальнейшем эти дети могут составлять группу риска по формированию компьютерной зависимости [5, 6]. Дискомфортные состояния после занятий за ПК в большей степени характерны для детей 2-й группы. Именно у 62,7% из них работа за
М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, Е. Д. Лапонова, И. П. Лашнева
Таблица 1
Характеристика занятий за ПК и самочувствия младших школьников в зависимости от продолжительности непрерывной работы за ПК
Характер занятий за ПК Непрерывная продолжительность работы за ПК
до 30 мин до 1 ч 2 ч и более
абс. % абс. % абс. %
Всего 180 100 83 100 28 100
Занятия за ПК связаны:
с поиском информации 23 12,8±7,0 14 16,9±10,0 4 14,3±17,0
играми 110 61,1±4,7 55 66,3±6,4* 25 89,2±6,3*
общением 10 5,6±7,5 8 9,6±10,6 1 3,6±19,6
Занятия с ПК проходят в ночное время 1 0,6±9,9 0 0 1 3,6±19,6
Используют Интернет:
всего 96 53,6±5,1 45 54,2±7,4 19 67,9±10,7
ежедневно 24 25,0±8,8 17 37,8±11,8 4 21,1±20,4
2 ч и более 6 3,3±7,0 7 15,6±13,9 7 36,8±18,2
Работа за ПК вызывает утомление 89 49,4±5,3 52 62,7±6,7 12 42,9±14,3
Работа за ПК вызывает:
зрительный дискомфорт 134 74,4±3,8* 80 96,4±2,2* 18 64,3±11,3
головные боли 19 10,6±7,2 16 19,3±9,8 4 14,3±17,3
усталость спины 37 20,6±6,7 23 27,7±9,4 6 21,4±16,6
Проявления близорукости 17 9,4±6,9 11 13,3±10,1 3 10,7±18,1
Соблюдают правила занятий за ПК 103 57,2±4,9 37 44,6±8,2 7 25,0±16,3
После работы за ПК:
интерес 90 50,0±5,3 27 32,5±9,0 8 28,6±16,0
усталость 19 10,6±7,2 17 20,5±9,9 2 7,1±18,0
азарт 22 12,2±6,9 19 23,0±9,7 7 25,0±16,3
* -р< 0,05.
ПК вызывает утомление (49,4% - в 1-й группе и 42,9% - в 3-й). Практически все из них (96,4%) указывают на выраженное зрительное утомление после занятий за ПК, в 1-й и 3-й группах таких детей меньше (р < 0,05) - 74,4 и 64,3% соответственно. среди тех, кто проводит за ПК до 1 ч, выявлена тенденция и к увеличению частоты других жалоб (головные боли - 19,3%, по сравнению с 10,6 и 14,3% в 1-й и 3-й группах, усталость спины - 27,7% по сравнению с 20,6 и 21,4% в 1-й и 3-й группах). Кроме того, 13,3% детей 2-й группы сообщают о проявлениях близорукости (9,4% в 1-й и 10,7% в 3-й группе), а пятая часть (20,5%) детей 3-й группы ощущает усталость после работы за компьютером. В 1-й группе таких детей 10,6%, а в 3-й - 7,1%. При этом 23 и 25% респондентов из 2-й и 3-й групп сообщают о выраженном чувстве азарта, сопровождающим работу за компьютером, а в 1-й группе - не более 12,2%. Таким образом, при увеличении времени
непрерывной работы за ПК до 1 ч наиболее выраженные нарушения отмечаются в работе зрительного анализатора: более половины детей сообщают о наступившем утомлении.
сравнительный анализ дискомфортных состояний при работе за ПК показал, что дети со сниженным зрением (по результатам самооценки) в целом несколько меньше времени проводят за ПК по сравнению со школьниками с нормальным зрением (табл. 2). Например, в каникулы 2 ч и более проводят за ПК 31,7% близоруких и 41,4% детей с нормальным зрением. Более 70% школьников со сниженным зрением отмечают, что занятия за ПК для них утомительны, среди детей без нарушения зрения их меньше - 52,7%. среди жалоб: усталость глаз у 70,5% детей (54,1% в группе сравнения), боли в области глаз, расплывчатость изображения, ощущение мелькания мушек перед глазами и др. у 40,9% (26,1% в группе сравнения). 22,7% близоруких детей жалуются на головные боли и чувство тяжести в голове (против 13%) и 22,5% детей с нарушением зрения с трудом засыпают после работы за компьютером (против 15,7%). Все это свидетельствует о том, что наличие патологии органов зрения в большей степени манифестирует неблагоприятные эффекты, связанные с компьютерными занятиями, что согласуется с результатами исследований ряда авторов [7, 8]. Эти данные указывают, что для профилактики зрительных расстройств необходимы дифференцированные регламенты и условия работы за компьютером для детей с нормальной и сниженной зрительной функцией, а также проведение разъяснительной работы, направленной на формирование устойчивой мотивации соблюдения безопасных условий работы за компьютером, не только с родителями, педагогами, но и с детьми.
Респонденты были распределены на две группы:
1-я группа на вопрос «чувствуете ли Вы, что занятия за компьютером утомляют?» ответила положительно, а 2-я группа - отрицательно. До 2 ч и более за ПК в учебные дни, выходные и каникулы проводит несколько меньшее число детей 1-й группы по сравнению со
2-й группой (2, 20,9, 38,3% против 10,8, 34,4, 41,9% соответственно; р < 0,05). Непрерывно, до 2 ч и более, за компьютером работали только 5,9% младших школьников 1-й группы против 10,8% детей 2-й группы. При
Таблица 2
Характеристика дискомфортных состояний, возникающих у детей при работе за компьютером
Характеристика дискомфортных состояний Школьники с нормальным зрением Школьники со сниженным зрением
абс. % абс. %
Всего... 353 100 44 100
Проводят за ПК до 2 ч и более:
в учебные дни 18 6,5±6,0 1 3,2±17,1
в каникулы 132 41,4±4,3 13 31,7±13,0
Занятия за ПК утомляют 186 52,7±3,7 31 70,5±8,2
Занятия за ПК вызывают усталость глаз 191 54,1±3,6 31 70,5±8,2
Занятия за ПК сопровождаются:
головными болями, чувством тяжести в голове 46 13,0±5,0 10 22,7±13,3
болями в области глаз, расплывчатостью изображения и пр. 92 26,1±4,6 18 40,9±11,6
Засыпают с трудом после занятий за ПК 54 15,7±5,0 9 22,5±14,0
этом основным занятием за ПК в обеих группах была игра. Значительно меньше детей 1-й группы работали за ПК в вечернее и ночное время (19,1% против 40,2% соответственно), а также только 47% детей этой группы являлись пользователями Интернета против 73,5% во 2-й группе. При этом 83,8% детей 1-й группы указали на усталость глаз при работе за компьютером (против 33,3% во 2-й группе), 13,2% - на головные боли (против 0%), 26,5% - на боли в области глаз (против 7,8%), 32,4% - на усталость спины (против 13,7%). Сниженное зрение у себя отмечали 14,7% младших школьников из 1-й группы (против 4,9% из 2-й группы). Поскольку анкетирование проводилось анонимно, мы не располагали медицинскими заключениями о состоянии зрения детей 1-й группы. Вероятно, у этих детей имеют место различные функциональные нарушения и хронические заболевания. ведь именно в 1-й группе дети с проявлениями близорукости составили 14,7% против 4,9% таких во 2-й группе.
Таким образом, можно заключить, что утомление от занятий за ПК проявляется в первую очередь выраженными зрительными нарушениями, а также головными болями, усталостью и болями в области спины, нарушениями сна.
Анализ особенностей компьютерной занятости младших школьников разного пола показал, что более 2 ч за ПК мальчики проводят чаще девочек и в учебные, и в выходные дни. в период каникул более половины (50,9%) мальчиков проводят за компьютером 2 ч и более (против 31,5% девочек). Непрерыв-
ная продолжительность занятий за компьютером составляет 30-45 мин у большинства (72,7%) девочек и у 59,6% мальчиков. Непрерывно (2 ч и более) занимаются за компьютером 8,8% мальчиков и 5,7% девочек.
Наибольший интерес для 74,9% мальчиков представляют игры (против 56,4% девочек). После работы за компьютером девочки в 2 раза чаще испытывают общую усталость (18,5% против 9,4% мальчиков), а также другие дискомфортные состояния. При этом 55,6% девочек указывают, что соблюдают правила безопасного для здоровья использования компьютера (против 45,9% мальчиков). в целом большая компьютерная занятость мальчиков по сравнению с девочками объясняется, вероятно, чувством азарта, которое после работы за компьютером испытывают 33,3% из них, тогда как данный показатель у девочек составил только 9,7%. Таким образом, поло-личностные особенности находят свое отражение в компьютерной деятельности младших школьников.
Таким образом, полученные данные позволяют заключить, что подавляющее большинство младших школьников являются активными пользователями, а к окончанию начальной школы практически все из них овладевают навыками работы за ПК. в характере компьютерной деятельности детей преобладают игры (64,2%), однако по мере увеличения школьного стажа их вытесняют другие виды деятельности - поиск информации, общение. К завершению начальной школы почти в 2 раза увеличивается доля учащихся - пользователей интернета (80,3%), причем в выходные и каникулярные дни почти половина младших школьников проводит за компьютером значительное количество времени (до 2 ч и более).
Для учащихся начальных классов характерна 30-минутная продолжительность занятий за ПК (63,3%). Освоение возможностей компьютерной техники увеличивает продолжительность занятий до 1 ч (от 26,7 до 39,4% учащихся). К завершению начальной школы свыше 10% учащихся занимаются за ПК 2 ч и более. Эти дети составляют группу риска по формированию у них компьютерной зависимости.
Более половины учащихся начальных классов отмечают утомление после занятий за ПК, причем свыше 80% из них указывают на зрительное утомление, которое характерно особенно для тех из них, чья непрерывная продолжительность компьютерных занятий составляет 1 ч. У учащихся с непрерывной продолжительностью работы за ПК 2 ч и более можно предполагать наличие высокой степени адаптации к этим занятиям и высокую мотивацию, которая маскирует проявления утомления.
Изучение особенностей компьютерной деятельности учащихся начальных классов позволяет заключить, что современное школьное обучение не формирует у них навыков безопасной работы за компьютером, не культивируются они и родителями детей, что является важной задачей для профилактики нарушений здоровья детей.
Н. В. Устинова
ЛИТЕРАТУРА
1. Сидоренко Е. И. Проблемы и перспективы детской офтальмологии: Доклад по охране зрения детей. Вестник офтальмологии. 2006; 1; 41-42.
2. Гурылева М. Э., Галимзянова Г. З. Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование. Вопросы современной педиатрии. 2011; 10 (4): 5-9.
3. Степанова М. И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной начальной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. 2003.
4. Розенблюм Ю. З., Корнюшина Т. А., Фейгин А. А. Компьютер и орган зрения. М.; 1997.
5. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Изменение показателей заболеваемости школьников в процессе завершения общего образования. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. М.; 2008. 94-95.
6. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Информационная безопасность школьников и ее обеспечение в учебном процессе. В кн.:
Здоровье и образование детей и подростков - основа устойчивого развития Российского общества и государства. Научная сессия академий, имеющих государственный статус. Москва, 5-6 октября, 2006. М.; 2006. 101-102.
7. Комарова Т. С., Комарова И. И. Дети младшего возраста и информационные технологии. Педагогика. 2011; 8: 59-67.
8. Кучма в. Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами. М.; 2000.
9. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л.М. и др. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях. Вестник РАМН. 2010; 6: 18-21.
Поступила 25.06.12
Сведения об авторах:
Сазанюк Зинаида Ивановна, канд. мед. наук, вед. науч. сотр. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; Лапонова Евгения Дмитриевна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; Лашнева Ирина Павловна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
© Н. В. УСТИНОВА, 2013 УДК 613.955:615.214.3.015.6.084
Н. В. Устинова
профилактика и раннее выявление потребления психоактивных
веществ в образовательных учреждениях
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1
Распространение употребления психоактивных веществ и заболеваемость наркоманией подрастающего поколения остаются серьезной проблемой для Российской Федерации, угрожающей национальной безопасности, и требуют принятия эффективных мер профилактики и раннего выявления. В статье с позиций научной обоснованности, экономической целесообразности и этических аспектов обсуждаются основные мероприятия, предлагаемые в качестве инструментов раннего выявления и профилактики потребления психоактивных веществ детьми и подростками, такие как тестирование (психологическое, лабораторное) и лечение без согласия подростка.
Ключевые слова: подростки, студенты, психоактивные вещества, профилактика наркомании N. V. Ustinova
PREVENTION AND EARLY DETECTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES USAGE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Federal State Budgetary Institution "Scientific Center of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 2, build 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991
The spread of drug use and the rate of addiction to psychoactive substances usage in growing-up generation remain a serious problem for the Russian Federation, threatening national security and require adoptions of effective measures for prevention and early detection. In the article from the positions of scientific validity, economic feasibility and ethical aspects the main measures proposed as tools for early detection and prevention of psychoactive substances usage by children and adolescents, such as testing (psychological, laboratory) and treatment without the consent of the adolescent are discussed.
Key words: adolescents, students, psychoactive substances, prevention of addiction to psychoactive substances usage
роблема распространения употребления подрастающим поколением психоактивных ч./ веществ (ПАВ) остро стоит на повестке дня у лиц, принимающих решения, организаторов здравоохранения, медицинских работников, педагогов, психологов и т. д.
Для корреспонденции: Устинова Наталия Вячеславовна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. отдела социальной педиатрии НЦЗД РАМН, e-mail: ustinova@nczd.ru
В Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» отмечена необходимость активизации работы по мониторингу основных поведенческих рисков среди детей и подростков, включая психологическое тестирование на предмет употребления ПАВ. Одновременно предлагается «внесение в федеральное законодательство изменений, касающихся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств..., а также оказания наркологической