турах окружающего воздуха 40—80 °С позволяет частично компенсировать тепловую нагрузку и довольно длительно поддерживать работоспособность человека на высоком уровне. При более высоких температурах эфф активность локального охлаждения незначительна, так как уже при 80 °С она заметно снижается. Кроме того, при этой температуре появляются неприятные ощущения от вдыхания горячего воздуха. Поэтому для расширения диапазона применения охлаждающих панелей необходимо увеличение пассивной теплоизоляции используемых изолирующих СИЗ и охлаждения вдыхаемого воздуха.
Литература
1. Городинский С. М. Средства индивидуальной защиты для работ с радиоактивными веществами. — М., 1979.
2. Городинский С. М„ Бавро Г. В., Кузнец Е. И. и др. // Медико-технические проблемы индивидуальной защиты человека. — М„ 1970.— Вып. 6. — С. 3—18.
3. Г ородинский С. М„ Бавро Г. В., Райхман С. П. и др.//Там же.— С. 116—123.
4. Г ородинский С. М., Гуда В. А., Бринза В. М. // Металлург. — 1980. — № 3. — С. 45—51.
5. Кощеев В. С., Кузнец Е. И. Физиология и гигиена индивидуальной защиты человека в условиях высоких температур. — М., 1986.
В нашей стране подготовка молодых рабочих кадров в основном осуществляется через систему профессионально-технических училищ (ПТУ). В процессе обучения и производственной практики непосредственно в цехах предприятий возможно воздействие на организм подростков различных производственных факторов. Поэтому важное значение приобретает изучение состояния здоровья и заболеваемости подростков — учащихся ПТУ.
Нами проводились исследования в одной из отраслей промышленности — полиграфии. В полиграфической промышленности работа ведется на высокопроизводительном оборудовании, ежегодно растет объем печатной продукции. Вместе с тем подросток сталкивается с различными факторами производственной среды, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на рас-
6. Ландо Н. Г. Характеристика физиологических реакций организма на локальное охлаждение поверхности тела человека в условиях тепловой изоляции: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1970.
7. Райхман С. П., Самохвалов С. К-, Гуда В. А. // Меди-ко-технические проблемы индивидуальной защиты человека. — М., 1986. — С. 96—99.
8. Харченко М. И. // Медико-технические проблемы индивидуальной защиты человека. — М., 1980.— Вып. 21.— С. 21—27. £
9. Физиолого-гигиенические требования к изолирующда средствам индивидуальной защиты. — М., 1981.
10. Burkeii «/.//Missiles a. Rockets. — 1964. — Vol. 14, N 25. — P. 28—30.
11. Duncan J., Konz St. // Human Factors Society Annual Meeting, 19-th: Proceedings. — Dalas, 1975. — P. 359— 363.
12. Kissen А. Т., Summers W. C.. Buehring W. J. et al.// Aviat. Space environm. Med.— 1976. — Vol. 47, N 3.— P. 265—271.
13. Miura T. et al. //J. Science. Lab. — 1971. — Vol. 47, N7.—P. 411—422.
14. Wyndham С. H. // Amer. industr. Hyg. Ass. J. — 1974, —Vol. 35, N 3, —P. 113—136.
Поступила 26.01.88
Summary. It is demonstrated that the use of autonomous low-temperature panels for human cooling under ambient temperature of 40-80° makes it possible to neutralize thermal load and to maintain capacity for work at a high level for rather a long time. Under higher temperatures effective^ ness of cooling is not so significant since at 80° it greatly decreases.
*
тущий организм. Под нашим наблюдением находилось 90 учащихся ПТУ, осваивающих профессию печатника, в возрасте 15—17 лет. Все обследуемые были лицами мужского пола.
Для изучения состояния здоровья нами проведены углубленные медицинские осмотры с привлечением специалистов: невропатолога, окулиста, ЛОР-врача и терапевта. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) определяли по данным медицинской документации. Физическое развитие учащихся оценивали по комплексной схеме [1]. Были также изучены санитарно-гигиенические условия труда как в ходе обучения в мастерских ПТУ, так и непосредственно в цехах полиграфического предприятия. Производственный процесс плоской печати включае^ следующие сперации: подготовительно-заключи-' тельную (смена формы), приладку, получение
Гигиена детей и подростков
© Н. л. ЯМЩИКОВА. 1990 УДК 371.7:377.5:655.1/.3
Н. Л. Ямщикова
ИЗУЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЕЧАТНИКА
I ММИ им. И. М. Сеченова
Таблица 1
Заболеваемость с ВУТ учащихся, осваивающих профессию печатника
Класс болезней
Число случаев заболеваний на 100 обследованных
Число дней нетрудоспособности на 100 обследованных
годы обучения
1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й
Инфекционные и паразитарные болезни 1,1 . 1,1 17,8 _ 20,0
Болезни нервной системы и органов чувств 4,7 4,4 1,1 11,8 17,8 4,4
Болезни органов дыхания, в том числе ОРЗ
и грипп 68,9 98,9 27,7 410,0 1122,2 168,9
Болезни органов пищеварения 2,2 6,7 1,1 15,6 52,2 26,7
Болезни кожи и подкожной клетчатки — 1,1 — — 2,2 —
Болезни костно-мышечной системы 3,3 3,3 — 33,3 47,8 —
Несчастные случаи, отравления 2,2 5,6 1,1 34,4 66,7 26,7
Всего . . . 82,1 120,0 32,1 522,2 1308 246,7
пробного оттиска, печатание тиража, контроль качества печатной продукции, наблюдение за работой машины, обслуживание рабочего места (разгрузка и загрузка приемного и стапельного £ столов, транспортировка печатной продукции, заполнение валиков красками и др.)- Установлено, что условия работы печатников характеризуются наличием в рабочей зоне пыли противомарочного порошка, в состав которого входят окись алюминия, этиловый спирт, декстрин, окись магния, сахароза, кремнийорганические соединения, картофельный крахмал, углекислый кальций и др., а также бумажная пыль. В течение всей рабочей смены подросток подвергается воздействию шума, уровни которого достигают 84—90 дБ А. Микроклиматические условия характеризуются в зимний период оптимальными величинами, в летний период уровень температуры превышает нормативный на 2—3°С. В цехах используется сме-Ф шанная система освещения. Коэффициент естест-V венной освещенности соответствует норме (20 % )• Искусственное освещение — комбинированное (общее и местное — светильники у приемного стола). Величина освещенности на рабочем месте в среднем составляет 300 лк.
Сведения о заболеваемости выкопировывали из журнала учета заболеваемости с ВУТ, амбулаторных карт. Обращаемость учащихся оценивали по данным амбулаторного журнала медпункта с указанием диагноза.
Результаты, полученные при изучении заболеваемости с ВУТ, свидетельствуют о том, что на 1-м году обучения группа больных в целом составила 40 человек, или 43 % > на 2-м — 62 человека, или 66,7%, на 3-м — 19 человек, или 20,4% от общего числа учащихся. Результаты анализа заболеваемости с ВУТ представлены в табл. 1.
Анализ структуры заболеваемости показал, что, несмотря на снижение числа случаев некоторых г заболеваний к концу обучения, болезни органов дыхания продолжают занимать первое место. Так,
на 1-м году обучения количество случаев заболеваний органов дыхания составило 83,9%, на 2-м — 82,4%. а ка 3-м году оно возросло до 86,4 %. Это можно объяснить значительным увеличением времени, отведенного на производственную практику непосредственно в печатных цехах типографии, где работа связана с наличием в воздухе рабочей зоны веществ, оказывающих раздражающее действие на дыхательную систему, а также тем, что механизмы адаптации к неблагоприятным факторам производственной среды в подростковом возрасте еще несовершенны.
Анализ кратности обращений за медицинской помощью среди учащихся, осваивающих профессию печатника, показал, что болевшие в течение года 1 раз составили 60 % на 1-м году обучения, 30,6 % на 2-м и 78,9 % на 3-м. 2 раза болели на 1-м году обучения 27,5'%, на 2-м 38,7 % и на 3-м 15,8 %. Таким образом, основная масса учащихся болела в течение года 1—2 раза. Обращает на себя внимание то, что на 2-м году обучения 4,8 % учащихся болели 6 раз и более. Один из них болел 9 раз, причем такими заболеваниями, как ОРЗ, риновирусная инфекция, ОРВИ, фарингит. Этот подросток имел также дисгармоничное физическое развитие за счет дифицита массы тела и отставания в росте по сравнению с возрастными нормами.
Динамика физического развития подростков, обучающихся профессии печатника, характеризовалась увеличением количества юношей, имеющих гармоничное, соответствующее возрасту развитие (с 60,3 до 82,3 %). Причем на 1-м году обучения 69,6% всех «дисгармоничных» подростков имели как дефицит массы и длины тела, так и окружности грудной клетки. В конце обучения число лиц, имеющих дисгармоничное развитие за счет отставания по массе, длине тела, окружности грудной клетки, составило 21,7 %•
На основании данных о заболеваемости, материалов по изучению состояния здоровья, физиче-
Таблица 2
Раснргделение учащихся (в %), осваивающих профессию печатника, по группам здоровья от начала к концу обучения
Группа здоровья Начало обучения Конец обучения
1 55,8 15,8
II 40,0 69,5
III 4,2 14,7
IV
ского развития дана комплексная оценка состояния здоровья подростков. Результаты распределения обследованных учащихся по группам здоровья представлены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что в динамике наблюдения произошло перераспределение подростков по группам здоровья. К концу обучения число лиц I группы здоровья уменьшилось с 55,8 до 15,8%. тогда как число учащихся II и III групп здоровья возросло с 40 до 69,5 % и с 4,2 до 14,7 % соответственно. Индивидуальный анализ данных о со-
стоянии здоровья учащихся позволил установить, что от начала к концу обучения ухудшили свое здоровье 44,2 % подростков I и II групп здоровья, и только 5,3 % перешли из И в I группу, т. е. улучшили свое здоровье. Основными заболеваниями, возникающими за период обучения были хронические заболевания ЛО'Р-органов (хронические фарингиты, риниты, гипертрофия небных миндалин), вегетативные дистонии (вегетососудистая^ дистония по гипертоническому типу, вегетативная лабильность), заболевания органов пищеварения (дискинезия желчевыводящих путей, хронические гастриты, язва двенадцатиперстной кишки).
Наблюдение за состоянием здоровья и динамикой заболеваемости на протяжении всего периода обучения позволило разработать лечебно-профилактические мероприятия, с которыми ознакомлена администрация училищ.
Литература
1. Стромская Е. П., Властовский В. А., Кардашенко В. И.
и др.//Гиг. и сан,—1974, —№ 4. —С. 91—95.
Поступила 22.04.88
© И. Г. СИВКОВ, 1990 УДК 371.7
И. Г. Сивков
О РАЗЛИЧИЯХ РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ И ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
Пермский педагогический институт
Изучая фактический режим дня 16-летних подростков, мы попытались охарактеризовать фактический режим дня девятиклассников, сравнивая его с типовым режимом дня, рекомендованным гигиенистами, и с фактическим режимом дня тех подростков, которые продолжили обучение в средних специальных учебных заведениях, в частности с режимом первокурсников педагогического училища (под наблюдением было педучилище по подготовке учителей физкультуры и начальных классов).
Оценку фактического режима проводили по 6 показателям: продолжительности сна, пребывания на свежем воздухе; времени, затрачиваемому на выполнение домашних заданий, просмотр телепередач, чтение газет, журналов и художественной литературы и на работу по дому (уборка помещения, помощь родителям и др.).
С этой целью мы в течение одной недели в начале апреля провели анкетирование в школах № 11 и 28 и в педучилище № 3 Перми. В наблюдениях был пропущен вторник, так как в этот день в обеих школах учащиеся отсутствовали, поскольку еженедельно по вторникам занимались в межшкольном производственном комбинате (работали в мастерских).
Всего в ходе анкетирования девятиклассниками было заполнено 285 анкет, из них 161 девочками и 124 мальчиками. Учащимися педучилища заполнено 211 анкет, из них 107 девочками и 104 мальчиками.
В процессе анализа мы получили следующие Т данные. Продолжительность сна как у девятиклассников, так и у учащихся педучилища — и у мальчиков, и у девочек — была крайне недостаточной. Нормальная продолжительность сна установлена у мальчиков в школе № 11 в 41 %; в школе № 28 в 35 %, а среди учащихся педучилища только в 25 % случаев. Что касается девочек, то результаты еще более тревожные: в шко-ле№ 11 — 38 %, в школе № 28 — 38,6 %, а в педучилище — только 15%. В санитарно-гигиенической практике условно предусмотрен ориентировочный критерий особо опасного для здоровья и работоспособности дефицита сна, равного 2 ч и более [1]. По этому критерию среди учащихся педучилища нарушений было в 2—3 papa больше. По 2 ч и более недосыпали в школах мальчики в 6,4 %, а в педучилище — в 10 % случаев, девочки — соответственно в 1,2 и 18,7 %. ,
Продолжая анализ, мы уточнили время отхода * ко сну и подъема утром. Оказалось, что многие
- 4G —