Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья подростков профессии помощник машиниста тепловоза'

Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья подростков профессии помощник машиниста тепловоза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
728
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елисеев Дмитрий Юрьевич

Изучены особенности влияния комплекса специфических учебно-производственных факторов на состояние здоровья юношей-подростков при освоении профессии помощник машиниста подвижного состава железнодорожного транспорта в период теоретического обучения и практики на штатном рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья подростков профессии помощник машиниста тепловоза»

ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 613.8- 053.7

Д. Ю. Елисеев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФЕССИИ ПОМОЩНИК МАШИНИСТА ТЕПЛОВОЗА

Изучены особенности влияния комплекса специфических учебнопроизводственных факторов на состояние здоровья юношей-подростков при освоении профессии помощник машиниста подвижного состава железнодорожного транспорта в период теоретического обучения и практики на штатном рабочем месте.

Введение

Железнодорожный транспорт - ведущая отрасль транспорта, на котором более 200 тыс. железнодорожников работают во вредных и опасных условиях труда [1].

Совершенствование подготовки кадров будущих железнодорожников требует значительного внимания со стороны органов здравоохранения и является предметом национальной безопасности страны в силу того, что для этой профессиональной группы характерно наличие повышенного уровня заболеваемости, от которой во многом зависит безопасность движения локомотивов [2, 3].

У представителей локомотивных бригад наиболее распространены такие заболевания, как гипертоническая болезнь, неврозы, хронические заболевания уха, бронхов, легких, связанные со специфическими условиями их труда и вредными производственными факторами [4, 5, 6, 7]. Работа машиниста и помощника машиниста на локомотиве непрерывно проходит в условиях влияния шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных полей, а также повышенной опасности высоких скоростей. Она может протекать в ночные смены, в разных рельефно-климатических местностях, при больших расстояниях движения. У машиниста и его помощника при работе осуществляется постоянная нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Возможны непредвиденные острые и острейшие стрессовые ситуации, требующие адекватной реакции в условиях дефицита времени, монотонности рабочей обстановки и гиподинамии [8].

Одной из основных групп, готовящихся в профессиональных училищах и техникумах железнодорожного профиля, является группа по обучению профессии водительского типа. Недостаточное изучение влияния комплекса учебно-производственных факторов на состояние здоровье юношей-подростков при подготовке их по специальности помощник машиниста, занимающей центральное место среди профессий железнодорожного профиля, определило цель настоящего исследования.

Цель исследования: изучение и оценка условий, режима производственного обучения подростков, осваивающих профессию работников локомотивных бригад, и их влияние на показатели здоровья учащихся.

Материал и методы исследования

Гигиеническая оценка профессионального обучения включала изучение условий труда и обучения юношей-подростков 15,5-18 лет в период теоретического и производственного обучения в мастерских, депо и рабочих местах помощников машинистов.

В программу обучения входят программа профессиональной подготовки (теоретическое и производственное обучение) и программа общеобразовательной школы. Производственное обучение включает отработку простейших профессиональных навыков и операций по ремонту подвижного состава, работу в качестве помощника машиниста тепловоза.

Исследование проводилось в условиях естественного гигиенического эксперимента на базе железнодорожного техникума при депо отделения Приволжской железной дороги г. Саратова.

В работе использовался комплекс современных гигиенических и физиологических методов исследования [9].

Гигиенические исследования предусматривали изучение условий учебно-производственного процесса (параметры микроклимата, освещенности, уровни шума, запыленности и загазованности в классных помещениях, производственных мастерских, цехах депо, кабинах тепловозов).

Для оценки характера возможного влияния комплекса специфических производственно-профессиональных факторов на организм подростков изучались показатели их здоровья за период обучения в железнодорожном техникуме.

Состояние здоровья учащихся с последующим распределением их по группам здоровья (согласно Приказу министра здравоохранения РФ от 30.12.2003 г. № 621) изучалось по материалам ежегодной отчетной медицинской документации и результатам собственных обследований подростков. Оценка в динамике физического развития юношей проводилась согласно общепринятым методикам по региональным стандартам для детей и подростков г. Саратова. Ежегодный медицинский осмотр включал терапевтическое обследование, определение неврологического статуса, состояние ЛОР-органов, органов зрения и слуха.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась методами вариационной статистики путем расчета и сравнения среднеарифметических значений с использованием пакета программ Statistic for Windows.

Результаты и их обсуждение

Изучение условий обучения юношей-подростков проводилось на всех этапах обучения в классах и мастерских, цехах локомотивного депо, при прохождении производственной практики на штатных местах помощников машинистов тепловозов.

Условия учебно-производственного процесса в классах и мастерских (1-й год обучения) характеризовались в основном отсутствием отклонений от санитарных норм и правил.

Основная масса рабочего времени производственного обучения в мастерских отводилась слесарным работам, включающим основные операции: рубку, резку, правку и гибку, опиловку, сверление, притирку и т.д.

Классы, лаборатории и мастерские техникума оснащены современным оборудованием, укомплектованы слесарными верстаками с регулированием их высоты в зависимости от роста учащихся. Площадь и кубатура классов и производственных помещений отвечали санитарным нормам.

Изучение светового режима в учебных помещениях училища показало, что световой коэффициент в классах и мастерских равнялся 1 : 4, коэффициент естественного освещения составил соответственно 1,5-1,75% и 1,5-2%. Источником искусственного освещения являлись лампы накаливания; уровень искусственного освещения составил в классах 150 люкс, в мастерских -155-160 люкс, что свидетельствует о его достаточном уровне.

Показатели микроклимата учебных помещений в целом соответствовали санитарно-гигиеническим нормам, за исключением мастерских, где в теплый и холодный периоды года показатели температуры воздуха и скорости его движения не соответствовали нормам в 43% случаев.

Замеры уровней шума, проводимые на рабочих местах учащихся и в мастерских техникума, показали превышение уровня шума нормативных величин на 14 ДбА.

Профессиональное обучение в цехах локомотивного депо (2-й год обучения) характеризовалось более выраженным воздействием на организм подростков комплекса производственных факторов. Подростки принимали участие в ремонте и техосмотре локомотивов различных типов. Занятия проходили только в первую смену, длительность которой составляла 6 часов, через каждые 45 минут делался перерыв.

Коэффициент естественного освещения колебался в зависимости от удаления от окон (только одна стена светонесущая) в пределах 0,1-1,5%. Уровень искусственного освещения в зависимости от места проведения работ (вне или внутри тепловоза) колебался от 4 до 130 люкс, что свидетельствует о неудовлетворительном световом режиме в цехах депо.

Показатели микроклимата в цехах депо более чем в половине случаев не соответствовали нормативным параметрам во все периоды года (таблица 1).

Таблица 1

Показатели микроклимата в цехах локомотивного депо в различные периоды года, М ± т

Сезон года Число замеров Т°, С Разница Т°, С по высоте Относительная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, м/с

1,5 м 0,1 м

Осень 32 16,9 ± 0,25 15,1 ± 0,2 1,8 ± 0,15 60,5 ± 1,3 0,51 ± 0,03

Зима 30 9,5 ± 0,31 7,2 ± 0,26 2,3 ± 0,21 59,8 ± 1,1 0,84 ± 0,03

Весна 35 12,9 ± 0,35 10,4 ± 0,27 2,5 ± 0,32 59,2 ± 0,8 0,91 ± 0,02

В воздухе рабочих помещений отмечалось превышение допустимых концентраций масляного аэрозоля в 82% случаев, углеводородов нефти в 34% случаев (таблица 2).

Уровни звуковых давлений в цехах депо не превышали 74 ДбА - допустимых санитарно-гигиенических норм. Общее время работы подростков

на участках с таким уровнем звука не превышало 4 ч за день производственного обучения, что также соответствовало рекомендуемым гигиеническим нормам.

Таблица 2

Показатели загрязнения воздуха в цехах локомотивного депо

\ Место \ забора Зона \ забора \ Моечная машина Участок текущего ремонта тепловозов Фильтромоечная Ремонт локомотивов

Аэрозоль едкой щелочи Углеводороды нефти Углеводороды нефти Масляный аэрозоль

М ± т п М ± т п М ± т п М ± т п

Зона дыхания 0,39 ± 0,02 39 отр. 45 267,2 ± 9,25 45 3,57 ± 0,2 45

На расстоянии 0,110 40 отр. 45 169,2 45 - 45

ПДК 0,5 мг/м3 300 мг/м3 3,0 мг/м3

Ремонтные работы, выполняемые учащимися, были связаны с перемещением грузов массой 5-7 кг на расстояние 50-80 м по 5-6 раз за день производственных занятий с подъемом этих грузов на высоту 1,5-2 м. Около 31-35% времени учащиеся находились в неудобных вынужденных позах. В связи с этим труд подростков был отнесен к среднему по тяжести и, учитывая отсутствие должных профессиональных навыков, ответственности за качество ремонта, к умеренному по напряженности.

Штатная производственная практика учащихся 3-го курса проходила на локомотивах различных типов. Время пребывания в пути при поездке в пункт оборота составляло 7-10 ч, обратной поездки - 5-6 ч, время отдыха в пункте оборота - 4-5 ч. Если смена начиналась утром (смена А), то отдых в пункте оборота приходился на дневное время, возвращение в депо происходило поздно вечером. Отдых между сменами составлял 12-14 ч. Начало следующей смены (смена Б) приходилось на вторую половину дня, отдых - на ночное время, возвращение в депо - на утренние часы (отдых между сменами составлял не менее 24 ч). Далее цикл повторялся: смена начиналась утром (смена В), следующая - во второй половине дня (смена Г), после чего следовало двое суток отдыха. Дважды за неделю рабочие смены проходили преимущественно в светлое время суток, дважды - в темное (вечером и ночью).

Во время поездки для контроля целостности состава, обеспечения безопасности движения работникам локомотивной бригады приходилось часто открывать окна кабины, что даже в условиях достаточного отопления вызывало чувство озноба. Обращает на себя внимание факт пребывания членов локомотивной бригады на открытом воздухе без верхней одежды, что особенно неблагоприятно в холодное время года (осмотр локомотива и состава на стоянках, профилактические работы).

Показатели микроклимата в кабине не соответствовали нормативным данным в 34-67% случаев.

При оценке загрязненности воздуха кабины химическими веществами установлено превышение ПДК: концентраций окислов азота было больше в 65-100% случаев, угарного газа - в 53-67% случаев.

Превышение уровня звука на тепловозах различных типов составляло от 3 до 14 ДбА. Общее время работы подростков на локомотивах превышало гигиенические нормы (1-3 ч) и составляло 5-8 ч. Длительность меж-сменного отдыха учащихся при существующем уровне шума, регламентируемая в 26-28 ч, составляла лишь 14-24 ч.

В качестве интегрального показателя, отражающего возможные влияния условий производственного обучения, изучалось состояние здоровья подростков за время пребывания в железнодорожном техникуме.

Установлено, что показатели физического развития учащихся (дина тела, масса тела, окружность грудной клетки, ручная и становая динамометрия) в течение трех лет обучения существенно (р < 0,05) нарастали, что соответствует возрастным закономерностям развития 15-18-летних юношей-подростков.

При оценке физического развития установлено, что отклонение от закономерного развития морфофункционального статуса учащихся происходило в основном за счет «дефицита» или «избытка» массы тела. Удельный вес подростков с вышеназванными отклонениями составил на 1-м году обучения соответственно 16,3% и 8,1%; на 2-м году - 15,1% и 12,2%; на 3-м году -15,4% и 8,3%.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности изучалась у подростков, проходивших обучение в течение полного учебного года на каждом курсе.

Был проведен сравнительный анализ уровня заболеваемости подростков, осваивающих профессию помощник машиниста, и учащихся ПТУ города. Установлено, что показатели заболеваемости учащихся железнодорожного техникума превышали среднегородские. Это касается прежде всего болезней органов дыхания, инфекций кожи и подкожной клетчатки, болезней уха. При изучении удельного веса заболеваний учащихся техникума железнодорожного профиля установлено преобладание таких нозологических форм, как грипп и другие острые респираторные заболевания, острый тонзиллит, травмы, инфекционные заболевания кожи и подкожной клетчатки. За время обучения наблюдалось увеличение количества случаев острых респираторных заболеваний: с 25,1 случая на 1-м году обучения до 34,9 - на 2-м году обучения и 39,8 - на 3-м году обучения. Такой же закономерности подчинялись и изменения показателей заболеваемости острым тонзиллитом - 10,1; 9,21; 10,4; гриппом - 5,03; 5,1; 5,4; инфекциями кожи и подкожной клетчатки -

0,29; 1,14; 1,32; острым отитом - 0,2; 0,67; 1,12, что можно связать со снижением резистентности организма и воздействием неблагоприятных микроклиматических факторов, особенно в условиях производственной практики на штатных местах.

Влияние комплекса химических веществ и повышенных уровней шума, длительность воздействия которых увеличивалась на 2-м и особенно на 3-м году обучения, также могло приводить к учащению вышеперечисленных заболеваний.

Снижению защитных сил организма также могло способствовать значительное нервно-эмоциональное напряжение в период обучения, работа учащихся в условиях десинхроноза.

Динамика показателей травматизма связана с условиями производственного обучения и работы в цехах базового предприятия в качестве слесарей по техническому обслуживанию локомотивов, которые характеризова-

лись длительным пребыванием в вынужденной статической позе, большой долей силового ручного труда и др. Уменьшение доли физического труда во время производственной практики приводило к значительному сокращению количества травм - 6,15; 7,32; 3,24.

Обращает на себя внимание появление в конце 3-го года обучения у подростков случаев гипертонической болезни и вегетодистонии, что связано с динамикой функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем на штатной практике.

При оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы было установлено, что в начальный и завершающий периоды штатной практики наблюдалось увеличение показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений в конце рабочей смены в динамике учебной недели. Исходные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы в начале практики находились практически на одном уровне. Однако в конце практики увеличивались исходные показатели, особенно систолического артериального давления, что свидетельствует о накоплении утомления в организме, недостаточности межсменного отдыха и появлении дезадаптационных тенденций в деятельности сердечно-сосудистой системы.

При анализе показателей центральной нервной системы в начале практики установлено снижение исходных показателей цифровых тестов в течение недели. Самые низкие исходные показатели световых тестов наблюдались в смену В (после ночной смены Б), поскольку отдых после нее не обеспечивал восстановления работоспособности учащихся, что приводило к значительному ухудшению функционального состояния организма в последующие смены В и Г. Это выражалось в уменьшении объема внимания, скорости его распределения и переключения, замедлении возбудительного процесса.

При комплексной оценке состояния здоровья учащихся профессионального железнодорожного техникума установлен рост числа подростков, отнесенных ко II и III группам здоровья за счет функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной систем организма, хронических заболеваний органов дыхания.

Выводы

1. Условия обучения в профессиональном железнодорожном техникуме при освоении профессии помощник машиниста тепловоза соответствовали гигиеническим требованиям и нормативам при обучении в классах и мастерских; обучение в цехах локомотивного депо сопровождалось воздействием неблагоприятных производственных факторов (неблагоприятный микроклимат, загазованность воздушной среды, шум, контакт с химическими соединениями); условия труда учащихся при прохождении штатной производственной практики на локомотивах характеризуются нервно-эмоциональным напряжением, неблагоприятными микроклиматическими факторами, повышенными уровнем шума, напряженным графиком работы.

2. Динамика состояния здоровья учащихся, осваивающих профессию железнодорожника, характеризовалась:

- нарастанием показателей физического развития в течение трех лет обучения, что соответствует возрастным закономерностям развития подростков;

- отклонениями от закономерного развития морфофункционального статуса учащихся, в основном за счет колебания числа подростков с «дефицитом» или «избытком» массы тела;

- ростом заболеваемости подростков с временной утратой трудоспособности за период обучения по таким нозологическим формам, как острые респираторные заболевания, грипп, инфекционные заболевания кожи и подкожной клетчатки, болезни уха, чему способствуют особенности производственного обучения, неблагоприятный микроклимат, загазованность воздуха, шум, значительное нервно-эмоциональное напряжение, десинхронозы.

Список литературы

1. Ярыгина, М. В. Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья рабочих рефрижераторно-подвижного состава: автореф. дис. ... канд. мед. наук / М. В. Ярыгина. - Владивосток, 2004. - 27 с.

2. Боярчук, И. Ф. Проблемы улучшения условий труда на подвижном составе и путевой технике / И. Ф. Боярчук, Б. И. Школьников, А. А. Дорфман // Гиг. и сан. -1995. - № 5. - С. 15-18.

3. Капцов, В. А. Гигиена труда и состояние здоровья рабочих ПМС / В. А. Кап-цов, Н. С. Жиляев, А. В. Истомин // Гиг. и сан. - 1999. - № 1. - С. 118-119.

4. Капцов, В. А. Состояние здоровья работников железнодорожного транспорта / В. А. Капцов, В. А. Кудрин // Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте.. - М., 1999. - Т. 3. - С. 36-37.

5. Шадыев, Х. Д. Вторичные нарушения слуха у работников железнодорожного транспорта / Х. Д. Шадыев, В. Ю. Хлыстов // Актуальные вопросы клинической железнодорожной медицины : сб. науч. тр. - 1999. - № 3. - С. 57-58.

6. Цфа сман, А. З. Профессиональные болезни у железнодорожников // Актуальные вопросы клинической железнодорожной медицины : сб. науч. тр. - 1999. -№ 3. - С. 49-56.

7. Мартыненко, А. И. Гигиеническая характеристика обучения подростков в ПТУ железнодорожного профиля по профессии помощник машиниста тепловоза : автореф. дис. ... канд. мед. наук / А. И. Мартыненко. - М., 1989. - 26 с.

8. Мальцев, В. А. Гигиеническое обоснование региональной системы оптимизации здоровья работников железнодорожного транспорта : автореф. дис. . канд. мед. наук / В. А. Мальцев. - СПб., 2004. - 25 с.

9. Прохоров, А. А. Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте / А. А. Прохоров. - М., 1981. - 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.