Научная статья на тему 'О разграничении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере правоохраны'

О разграничении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере правоохраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
633
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗГРАНИЧЕНИЕ / ОБЪЕМ ПОЛНОМОЧИЙ / SCOPE OF AUTHORITY / КОМПЕТЕНЦИЯ / EXPERTISE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIP / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MECHANISM OF INTERACTION / КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / COORDINATION OF REGIONAL PUBLIC AUTHORITIES / DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова О.В.

Анализируется проблема взаимодействия; акцентируется внимание на вопросах разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере правоохраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On differentiation of powers of public authorities of subjects of the Russian Federation and territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia at regional level in the field of law enforcement

The article considers the problem of interaction, focusing on the issues of delimitation of powers of public authorities of the Russian Federation and the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the regional level in the field of law enforcement.

Текст научной работы на тему «О разграничении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере правоохраны»

УДК 34 ББК 67

О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ

ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ПЕТРОВА,

кандидат юридических наук, заместитель начальника факультета подготовки следователей Уфимского юридического института МВД России, полковник полиции Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс E-mail:5elfxf@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется проблема взаимодействия; акцентируется внимание на вопросах разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере правоохраны.

Ключевые слова: разграничение, объем полномочий, компетенция, взаимодействие, взаимоотношения, механизм взаимодействия, координация деятельности, региональные органы государственной власти.

Annotation: The article considers the problem of interaction, focusing on the issues of delimitation of powers of public authorities of the Russian Federation and the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the regional level in the field of law enforcement.

Keywords: Differentiation, the scope of authority, expertise, interaction, relationship, mechanism of interaction, coordination of regional public authorities.

Исторически Россия создавалась как централизованное унитарное государство, тем не менее некоторые элементы федерализма все-таки присутствовали изначально. В настоящее время федерализм в России находится в стадии становления. Поступательное развитие федеративных отношений в России осуществляется на основе Конституции Российской Федерации 1993 года. На каждом из этапов становления и развития российского федерализма был достигнут определенный прогресс. Однако, было бы преждевременным утверждать, что все проблемы и противоречия в достижении этой цели разрешены.

Федеративные отношения — это форма децентрализации государственной власти федеративного государства, предполагающая разграничение компетенции между органами государственной власти России и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации — это составные части федеративного госу-

дарства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти (реже суды), действующие в соответствии с федеральными законами с учетом разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами [1].

В последние годы субъекты РФ стали активными участниками формирования Российского федеративного государства, находятся в постоянном поиске оптимальных правил взаимодействия между уровнями власти. Вместе с тем необходимо отметить, что расширение самостоятельности федеративных субъектов детерминирует особое значение компетенционных вопросов в различных сферах, в том числе в сфере внутренних дел.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасно-

сти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из федеративного устройства страны, объективной остается тенденция к повышению статуса региональных органов государственной власти в отношении их участия в управлении в сфере внутренних дел. Для эффективного решения проблемы организации правоохранительной деятельности на уровне региона требуется комплексный подход, предусматривающий укрепление территориальной составляющей этой деятельности путем совершенствования механизма взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне и органов государственной власти по субъектам Российской Федерации. Он, в свою очередь, должен предусматривать четкое определение роли, которую эти органы власти должны играть в организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел.

Несомненно, эта роль должна быть значительна. Но приходится констатировать, что в настоящее время наблюдается снижение ответственности региональных органов власти за состояние правопорядка и общественной безопасности, снижение оперативности реагирования органов управления на возникающие ситуации в правоохранительной сфере и эффективности государственной системы управления[2]. Отсутствие реального разграничения полномочий порой приводит к серьезным конфликтам, которые снижают эффективность совместной деятельности по обеспечению правопорядка[3]. Поэтому характер данных взаимоотношений, объем их компетенции в вопросах организации деятельности органов внутренних дел нуждаются в корректировке.

Осуществляя взаимодействие, стороны имеют юридически закрепленную компетенцию, определяющую их полномочия. В пределах своей компетенции любая из сторон самостоятельна и имеет возможность принимать по своему усмотрению любые решения. Однако в процессе взаимодействия они не должны подменять друг друга, ущемлять инициативу, передавать вопросы, входящие в их компетенцию, друг другу[4]. На самом деле, «... правильное распределение компетенции и ее строгое соблюдение являются обязательными условиями взаимодействия. Попытки субъектов заимствовать те или иные приемы и методы, нехарактерные для них, а также решать возникающие вопросы лишь собственными силами, выходящими за рамки компетенции, не только не дадут положительного результата, но и приведут к нарушению закон-ности»[5]. Лишь сбалансированная система сдержек и противовесов, основанная на принципе разделения властей, оптимальном соотношении компетенции государственных органов отраслевого управления и

различных институтов публичной власти способна нейтрализовать такие явления как бюрократическая ведомственность и территориальное местничество, а также пресекать авторитарные тенденции и не допускать нарушений конституционной законности[6].

Приходится констатировать, что в настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают довольно узкой компетенцией в вопросах организации деятельности органов внутренних дел.

Так, ранее Правительства (администрации) субъектов Российской Федерации обладали реальными полномочиями по формированию органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел. Они направляли деятельность органов внутренних дел, координировали их работу с другими субъектами охраны правопорядка, ставили перед органами внутренних дел задачи, координировали планы их работы, направляли их деятельность по подбору и обучению кадров, оказывали помощь в улучшении жилищно-бытовых условий сотрудников, утверждали подразделения милиции общественной безопасности, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федера-ции[7]. И все эти правомочия реально осуществлялись в полном объеме. Сейчас же деятельность региональных властей в сфере совместной компетенции по вопросам правоохраны, заметно ограничена[8]. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на эффективности решения правоохранительных задач.

Особо следует подчеркнуть, что в ряде субъектов Российской Федерации при руководителях органов исполнительной власти созданы координационные советы (различные специальные межведомственные комиссии, комитеты, деятельность которых направлена на обеспечение правопорядка и борьбу с преступностью) правоохранительных органов. Такие советы рассматривают вопросы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, анализируют эффективность деятельности правоохранительных органов, утверждают региональные комплексные программы борьбы с преступностью. Являясь своего рода штабами по организации взаимодействия на соответствующей территории, их деятельность способствует решению поставленных перед этими органами задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, хотя реально такие образования, являясь совещательными органами, никаких полномочий в вопросах организации территориальных органов МВД России на региональном уровне не имеют.

Кроме того, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации реализует свою компетенцию и посредством депар-

148

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2016

таментов, управлений (отделов) по взаимодействию с правоохранительными органами, которые призваны осуществлять содействие реализации на территории субъекта Федерации государственной политики в сфере правоохраны; обеспечивать взаимодействие и координацию усилий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в решении общегосударственных задач; осуществлять координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся реализации мероприятий, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации и т.п. Деятельность таких подразделений просто необходима и очень важна при решении задач правоохраны.

Вместе с тем необходимо отметить, что создание подразделений по организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в новой структуре территориальных органов МВД России на региональном уровне [9] не позволило вывести взаимоотношения между рассматриваемыми субъектами на более высокий уровень регионального сотрудничества. Данное взаимодействие отнюдь не стало более разносторонним и результативным, оно до сих пор продолжает строится на субъективных началах, сложившихся личных отношениях между руководителями взаимодействующих органов власти.

Таким образом, говорить о существовании сложившейся концепции оптимального разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере правоохраны в современных условиях преждевременно. Существующие теоретические, организационные и правовые пробелы в данном вопросе, на наш взгляд, необходимо восполнить в соответствии с основными концептуальными положениями проходящих в настоящее время административной и правоохранительной

реформ, обеспечив, в первую очередь, надежную правовую регламентацию взаимодействующих структур, компетенции органов, форм, методов и процедур ее реализации.

Литература

1. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. — М., 2004. С. 87.

2. Пашин В.М. Некоторые проблемы исследования системы управления территориальными органами внутренних дел в субъектах РФ (по материалам исследования) // Организация эффективного управления аппаратами МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ гор-райорганами внутренних дел: Сб. статей. — М.: Академия управления МВД России, 2008. С. 79.

3. Захватов И.Ю., Петрова О.В. Проблемы взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти // Труды Академии управления МВД России. — М., 2009. № 2. С. 73.

4. Маркелов Т.Л. Проблемы координации в борьбе с правонарушениями // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 26. 1977. С. 37-38.

5. Стахов Я.Г. Уголовная политика в регионах. Основы взаимодействия правоохранительных органов при ее реализации: Учебное пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 9.

6. Захватов И.Ю. Сочетание отраслевого и территориального управления органами внутренних дел (теоретические и методологические аспекты): Дис... канд. юрид. наук. — М., 2004. С. 211.

7. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник под ред. А.П. Коренева.- М., 2002. С. 19.

8. Ерыгин А.А. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. — Белгород, 2007. С. 8.

9. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 года №333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.