ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК242.951 ББК 67.301
ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ВЕНЕРА НАИМОВНА АМЕЛЬЧАКОВА,
доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, кандидат юридических наук, полковник полиции; ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА КИРИЛЛОВА, преподаватель кафедры административной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: доцент кафедры административная деятельность ОВД, кандидат юридических наук, доцент,
полковник полиции Г.Н. Суслова
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается вопрос об организационно-правовых формах и принципах, обусловливающих порядок взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти.
Ключевые слова: государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица, порядок взаимодействия с органами государственной власти.
Annotation. This article considers the question of organizational-legal forms and principles that condition the order of interaction of bodies of internal Affairs of the Russian Federation with public authorities.
Keywords: state and municipal government bodies, public associations, organizations and officials, the order of interaction with public authorities.
Эффективность обеспечения правопорядка в стране во многом зависит от непосредственной связи деятельности органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти, поскольку «в их организации и деятельности отражается структурное и функциональное своеобразие государства, которое без них не может существовать как единый организованный союз»1.
В ст. 10 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны2.
Вместе с тем, все они в совокупности представляют интересы и права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому изучение и совершенствование статуса органов государственной власти, а также средств и способов обеспечения их деятельности в области государственного управления представляют особый интерес3.
Под взаимодействием органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти понимается согласование их усилий (действий) в ходе совместного решения конкретных задач.
«Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохрани-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тельными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами»4. Без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач5.
Кроме того, «полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»6.
Также законодатель обязывает полицию в пределах своих полномочий оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка и оказывать поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения право-порядка7.
Одновременно «государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей»8.
Таким образом, «встречные обязательства» сторон взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов государственной власти предусматривают, что полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также то, что государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. Наряду с этим, Закон устанавливает обязанность полиции в пределах своих полномочий оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывать под-
держку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Важность такого рода объединения усилий связана с целым рядом причин, среди которых можно назвать, например, необходимость обеспечения комплексного подхода к предупреждению и раскрытию преступлений при наличии различных предметов ведения и полномочий органов государственной власти и др. Это определяет основные формы взаимодействия, связанные, как правило, с обменом информацией, совместным планированием каких-либо мероприятий и их осуществлением и др.
Необходимо отметить, что законодательная власть в Российской Федерации располагает широкими полномочиями, направленными на формирование государственной политики в сфере внутренних дел. К ее ведению в этой области относится принятие законов, непосредственно связанных с внутренними делами государства. При этом, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», МВД России разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел9.
Говоря о взаимодействии органов внутренних дел Российской Федерации с иными органами исполнительной власти государства, необходимо отметить, что исполнительную власть в Российской Федерации реализует система органов исполнительной власти, которые в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру. Различным направлениям взаимодействия государственных органов исполнительной власти в правоохранительной сфере посвящено значитель-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ное число законодательных актов, прежде всего те, которые регулируют взаимодействие органов внутренних дел с иными контрольно-надзорными органами.
В качестве одного из основополагающих принципов деятельности полиции Федеральный закон «О полиции» провозгласил взаимодействие и сотрудничество, поскольку реалии обеспечения правопорядка во многих случаях требуют совместного, взаимного участия органов публичной власти и институтов гражданского общества в решении конкретных правоохранительных задач10.
Об организационно-правовом характере принципа взаимодействия и сотрудничества в деятельности полиции свидетельствует наличие специальных регламентов взаимного осуществления государственных функций Министерством внутренних дел Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти.
В числе основных факторов, обусловливающих необходимость взаимодействия органов внутренних дел с органами государственными власти Российской Федерации, необходимо указать следующие:
• единство задач обеспечения правопорядка всеми органами государственной власти, в соответствии с их компетенцией;
• особая сложность и специфичность деятельности в сфере обеспечения правопорядка;
• противоречия, вытекающие из комплексного характера воздействия на криминогенные факторы.
Теорией и практикой выработаны следующие организационные формы взаимодействия.
Организационно-управленческая форма, включает:
• совместную информационно-аналитическую работу по оценке оперативной обстановки;
• подготовку и проведение совещаний по обсуждению оперативной обстановки и определению направлений активизации усилий;
• совместное планирование работы, требующей взаимодействия;
• издание управленческих актов по вопросам взаимодействия;
• обмен информацией, информационными и статистическими данными, планами работы;
• обобщение и распространение положительного опыта по взаимодействию;
• проведение совместных инструктажей и учебно-практических занятий;
• осуществление взаимного контроля в процессе взаимодействия;
• определение форм учета и оценки деятельности субъектов взаимодействия. Организационно-тактическая форма, включающая в себя:
• взаимный обмен информацией об изменении частной оперативной обстановки, о ходе выполнения отдельных планов, мероприятий;
• оказание взаимопомощи наличными средствами;
• разработка совместных мероприятий по изучению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их устранение;
• совместная проверка лиц, склонных к совершению правонарушений;
• проведение целевых комплексных операций на определенной территории.
Безусловно, данный перечень форм взаимодействия не является исчерпывающим и будет зависеть от конкретной ситуации.
Таким образом, главная цель взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти — обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач.
При этом взаимодействие и взаимная помощь должны быть четко согласованы как по цели (задаче) действий, так по месту и времени проведения совместных мероприятий, что обеспечивается:
• единым пониманием задач, твердым знанием общих и особых обязанностей и способов их выполнения всеми взаимодействующими органами;
• знанием оперативной обстановки;
• наличием устойчивой и бесперебойной связи, постоянной взаимной информации о полученных новых данных в оперативной обстановке. Взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной вла-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
сти осуществляется в соответствии с такими принципами, как:
• соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;
• гласность при строгом соблюдении государственной и иной охраняемой законом тайны;
• разграничение задач и функций;
• самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов охраны правопорядка;
• согласованность планирования следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;
• комплексное использование сил и средств с учетом их предназначения и возможностей;
• персональная ответственность руководителей заинтересованных органов за результаты взаимодействия.
Взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти осуществляется по следующим вопросам:
• обеспечение конституционных прав граждан;
• социально-экономическое развитие Российской Федерации;
• совместное выполнение задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, реализация федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соответствующими соглашениями;
• иные вопросы, требующие учета мнений органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и соответствующими соглашениями.
В заключение рассматриваемого вопроса необходимо подчеркнуть, что с содержательной точки зрения взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти заключается в согласованных по цели, месту и времени усилий и во взаимной помощи по
достижению задач, стоящих перед взаимодействующими субъектами. Органы внутренних дел Российской Федерации находятся в постоянном взаимодействии с органами государственной власти. Взаимодействие осуществляется при следующих условиях:
• равенства всех участников;
• самостоятельности каждого из них при выполнении поставленных задач;
• согласованных решений, ответственности руководителей за выполнение решений при непременном соблюдении законности;
• гласности, действующей в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.
1 См.: Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве // Конституционное право. Общ. часть: Учеб. пособие. Ч. 2. Хрестоматия. Конституционно-правовая мысль XIX — начала XX века / Сост. Н.А. Богданова. М., 1996. С. 245.
2 См.: ст. 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). СПС КонсультантПлюс, 2015.
3 См.: Бердашкевич А.П., ЕлкибаеваЗ.И. Органы государственной власти: функционал и статус // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 9. СПС КонсультантПлюс, 2015.
4 Ч. 1 ст. 10, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс, 2015.
5 С // СПС КонсультантПлюс, 2015.
6 Ч. 2 ст. 10, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс, 2015.
7 См.: ч. 3 ст. 10, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс, 2015.
8 Ч. 4 ст. 10, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс, 2015.
9 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) // СПС КонсультантПлюс, 2015.
10 Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) // Проспект. 2012 // СПС КонсультантПлюс, 2015; См.: Суслова Г.Н. Региональные комплексные программы по усилению борьбы с преступностью: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. С. 5.