Научная статья на тему 'Формы и принципы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти'

Формы и принципы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4124
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT BODIES / PUBLIC ASSOCIATIONS / ORGANIZATIONS AND OFFICIALS / THE ORDER OF INTERACTION WITH PUBLIC AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Кириллова Галина Николаевна

Рассматривается вопрос об организационно-правовых формах и принципах, обусловливающих порядок взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Кириллова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and principles of interaction of bodies of internal Affairs of the Russian Federation with the public authorities

This article considers the question of organizational-legal forms and principles that condition the order of interaction of bodies of internal Affairs of the Russian Federation with public authorities.

Текст научной работы на тему «Формы и принципы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК242.951 ББК 67.301

ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ВЕНЕРА НАИМОВНА АМЕЛЬЧАКОВА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, кандидат юридических наук, полковник полиции; ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА КИРИЛЛОВА, преподаватель кафедры административной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя E-mail: venera_amel63@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: доцент кафедры административная деятельность ОВД, кандидат юридических наук, доцент,

полковник полиции Г.Н. Суслова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается вопрос об организационно-правовых формах и принципах, обусловливающих порядок взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти.

Ключевые слова: государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица, порядок взаимодействия с органами государственной власти.

Annotation. This article considers the question of organizational-legal forms and principles that condition the order of interaction of bodies of internal Affairs of the Russian Federation with public authorities.

Keywords: state and municipal government bodies, public associations, organizations and officials, the order of interaction with public authorities.

Эффективность обеспечения правопорядка в стране во многом зависит от непосредственной связи деятельности органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти, поскольку «в их организации и деятельности отражается структурное и функциональное своеобразие государства, которое без них не может существовать как единый организованный союз»1.

В ст. 10 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны2.

Вместе с тем, все они в совокупности представляют интересы и права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому изучение и совершенствование статуса органов государственной власти, а также средств и способов обеспечения их деятельности в области государственного управления представляют особый интерес3.

Под взаимодействием органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти понимается согласование их усилий (действий) в ходе совместного решения конкретных задач.

«Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохрани-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тельными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами»4. Без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач5.

Кроме того, «полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»6.

Также законодатель обязывает полицию в пределах своих полномочий оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка и оказывать поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения право-порядка7.

Одновременно «государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей»8.

Таким образом, «встречные обязательства» сторон взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов государственной власти предусматривают, что полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также то, что государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. Наряду с этим, Закон устанавливает обязанность полиции в пределах своих полномочий оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывать под-

держку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Важность такого рода объединения усилий связана с целым рядом причин, среди которых можно назвать, например, необходимость обеспечения комплексного подхода к предупреждению и раскрытию преступлений при наличии различных предметов ведения и полномочий органов государственной власти и др. Это определяет основные формы взаимодействия, связанные, как правило, с обменом информацией, совместным планированием каких-либо мероприятий и их осуществлением и др.

Необходимо отметить, что законодательная власть в Российской Федерации располагает широкими полномочиями, направленными на формирование государственной политики в сфере внутренних дел. К ее ведению в этой области относится принятие законов, непосредственно связанных с внутренними делами государства. При этом, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», МВД России разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел9.

Говоря о взаимодействии органов внутренних дел Российской Федерации с иными органами исполнительной власти государства, необходимо отметить, что исполнительную власть в Российской Федерации реализует система органов исполнительной власти, которые в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру. Различным направлениям взаимодействия государственных органов исполнительной власти в правоохранительной сфере посвящено значитель-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ное число законодательных актов, прежде всего те, которые регулируют взаимодействие органов внутренних дел с иными контрольно-надзорными органами.

В качестве одного из основополагающих принципов деятельности полиции Федеральный закон «О полиции» провозгласил взаимодействие и сотрудничество, поскольку реалии обеспечения правопорядка во многих случаях требуют совместного, взаимного участия органов публичной власти и институтов гражданского общества в решении конкретных правоохранительных задач10.

Об организационно-правовом характере принципа взаимодействия и сотрудничества в деятельности полиции свидетельствует наличие специальных регламентов взаимного осуществления государственных функций Министерством внутренних дел Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти.

В числе основных факторов, обусловливающих необходимость взаимодействия органов внутренних дел с органами государственными власти Российской Федерации, необходимо указать следующие:

• единство задач обеспечения правопорядка всеми органами государственной власти, в соответствии с их компетенцией;

• особая сложность и специфичность деятельности в сфере обеспечения правопорядка;

• противоречия, вытекающие из комплексного характера воздействия на криминогенные факторы.

Теорией и практикой выработаны следующие организационные формы взаимодействия.

Организационно-управленческая форма, включает:

• совместную информационно-аналитическую работу по оценке оперативной обстановки;

• подготовку и проведение совещаний по обсуждению оперативной обстановки и определению направлений активизации усилий;

• совместное планирование работы, требующей взаимодействия;

• издание управленческих актов по вопросам взаимодействия;

• обмен информацией, информационными и статистическими данными, планами работы;

• обобщение и распространение положительного опыта по взаимодействию;

• проведение совместных инструктажей и учебно-практических занятий;

• осуществление взаимного контроля в процессе взаимодействия;

• определение форм учета и оценки деятельности субъектов взаимодействия. Организационно-тактическая форма, включающая в себя:

• взаимный обмен информацией об изменении частной оперативной обстановки, о ходе выполнения отдельных планов, мероприятий;

• оказание взаимопомощи наличными средствами;

• разработка совместных мероприятий по изучению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их устранение;

• совместная проверка лиц, склонных к совершению правонарушений;

• проведение целевых комплексных операций на определенной территории.

Безусловно, данный перечень форм взаимодействия не является исчерпывающим и будет зависеть от конкретной ситуации.

Таким образом, главная цель взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти — обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач.

При этом взаимодействие и взаимная помощь должны быть четко согласованы как по цели (задаче) действий, так по месту и времени проведения совместных мероприятий, что обеспечивается:

• единым пониманием задач, твердым знанием общих и особых обязанностей и способов их выполнения всеми взаимодействующими органами;

• знанием оперативной обстановки;

• наличием устойчивой и бесперебойной связи, постоянной взаимной информации о полученных новых данных в оперативной обстановке. Взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной вла-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти осуществляется в соответствии с такими принципами, как:

• соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

• гласность при строгом соблюдении государственной и иной охраняемой законом тайны;

• разграничение задач и функций;

• самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов охраны правопорядка;

• согласованность планирования следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;

• комплексное использование сил и средств с учетом их предназначения и возможностей;

• персональная ответственность руководителей заинтересованных органов за результаты взаимодействия.

Взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти осуществляется по следующим вопросам:

• обеспечение конституционных прав граждан;

• социально-экономическое развитие Российской Федерации;

• совместное выполнение задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, реализация федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соответствующими соглашениями;

• иные вопросы, требующие учета мнений органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и соответствующими соглашениями.

В заключение рассматриваемого вопроса необходимо подчеркнуть, что с содержательной точки зрения взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации с органами государственной власти заключается в согласованных по цели, месту и времени усилий и во взаимной помощи по

достижению задач, стоящих перед взаимодействующими субъектами. Органы внутренних дел Российской Федерации находятся в постоянном взаимодействии с органами государственной власти. Взаимодействие осуществляется при следующих условиях:

• равенства всех участников;

• самостоятельности каждого из них при выполнении поставленных задач;

• согласованных решений, ответственности руководителей за выполнение решений при непременном соблюдении законности;

• гласности, действующей в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.

1 См.: Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве // Конституционное право. Общ. часть: Учеб. пособие. Ч. 2. Хрестоматия. Конституционно-правовая мысль XIX — начала XX века / Сост. Н.А. Богданова. М., 1996. С. 245.

2 См.: ст. 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). СПС КонсультантПлюс, 2015.

3 См.: Бердашкевич А.П., ЕлкибаеваЗ.И. Органы государственной власти: функционал и статус // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 9. СПС КонсультантПлюс, 2015.

4 Ч. 1 ст. 10, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс, 2015.

5 С // СПС КонсультантПлюс, 2015.

6 Ч. 2 ст. 10, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс, 2015.

7 См.: ч. 3 ст. 10, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс, 2015.

8 Ч. 4 ст. 10, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС КонсультантПлюс, 2015.

9 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) // СПС КонсультантПлюс, 2015.

10 Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) // Проспект. 2012 // СПС КонсультантПлюс, 2015; См.: Суслова Г.Н. Региональные комплексные программы по усилению борьбы с преступностью: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.