Научная статья на тему 'О рациональном проектировании автозаправочных станций'

О рациональном проектировании автозаправочных станций Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Булдаков С. И.

Булдаков С.И. О РАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ (АЗС). Приведены математические модели, которые при известном количестве автомобилей, проходящих через автозаправочную станцию, позволяют вычислить необходимое количество колонок и среднее время пребывания автомобиля в очереди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buldakov S.I. ABOUT RATIONAL DESIGNING THE GAS STATIONS. They Are Brought mathematical models, which under known amount of the cars, getting through gas station, allow to calculate necessities an amount kolinsky and average time stay of the car in queue

Текст научной работы на тему «О рациональном проектировании автозаправочных станций»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Методом Лагранжа получена целевая функция экологической оптимизации размещения АЗС с учетом минимизации ее воздействия на окружающую среду. Полученная аналитическая зависимость позволяет проводить прогнозные оценки фоновых полей концентраций загрязняющих веществ от АЗС, автомобильной дороги и других промышленных объектов.

Библиографический список

1. Евгеньев, И.Е. Современные методы обеспечения экологической безопасности при проектировании автомобильных дорог / И.Е. Евгеньев. - М.: ОИ/ информавтодор, 1996. - Вып. 3. - 76 с.

2. Пособие по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) инвестиций и

проектов строительства народно-хозяйственных объектов и комплексов / Под общ. ред. Ю.Л. Максименко, И.Д. Горкиной. - М.: Глав. гос. экологич. экспертиза, 1992. - 80 с.

3. Булдаков, С.И. Экологическое воздействие автозаправочных станций на окружающую среду в процессе эксплуатации: Материалы конф. «Экологическая безопасность Урала» / С.И. Булдаков,

В.В. Зайцев - Екатеринбург. - 2002.

4. Булдаков, С.И. Влияние автозаправочных станций / С.И. Булдаков, В.В. Зайцев // Науч. тр. Урал.гос. лесотех.ун-та. - Екатеринбрг, 2002. - Вып. 2.

5. Зайцев, В.В. Автозаправочная станция как система массового обслуживания с ограничением времени пребывания в ней / В.В. Зайцев // Информ. сб. - М.: ГП Информавтодор, 2002. - № 4. - С. 36-40.

6. Рекомендации учета требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. - М.: Транспорт, 1995. - 124 с.

О РАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНцИЙ

С.И. БУЛДАКОВ, УГЛТУ

Оптимизация размещения АЗС на автомобильных дорогах является многокритериальной задачей исследования сложных систем в условиях неопределенности. При этом за критерий оптимальности необходимо принять получение максимального дохода от продажи горюче-смазочных материалов с учетом экологической ситуации, близости уже существующих АЗС и ограничения по взрыво- и пожаробезопасности.

При оптимизации размещения АЗС необходимо рассмотреть несколько задач. Сначала с учетом распространения выбросов находим с позиций экологии и взрыво- и пожаробезопасной ситуации допустимое количество автомобилей N, которое одновременно может находиться на территории автозаправочной станции. Далее определяем оптимальное количество бензоколонок n на каждой АЗС. При рассмотрении данной задачи совсем необязательно выполнение условия n = N, ибо из-за случайности процесса поступления автотранспортных средств на АЗС для заправки часть бензоколонок может долгое время простаивать. Рассмотренные задачи решаются с привлечением теории массового

обслуживания [1-3]. На основе данной теории решается и задача оценки оптимального запаса горюче-смазочных материалов исходя из случайности ежедневной потребности их с учетом сбоев в поставках с нефтебаз. И наконец, решается транспортная задача поставок горючего с баз на АЗС с таким расчетом, чтобы суммарные затраты на стоимость и перевозку горючего были бы минимальными. При этом также должна быть учтена надежность поставок: отсутствие сбоев и дублирование перевозок с разных баз.

Проектирование АЗС должно базироваться на знании интенсивности транспортного потока, проходящего через них, при этом необходимо выделить временные интервалы, когда интенсивность транспортного потока максимальна. В то же время изменения интенсивности могут носить случайный характер. Поэтому при проектировании АЗС можно применять теорию массового обслуживания.

Пусть на АЗС имеется n однотипных бензоколонок, а поток идущих на заправку автомобилей имеет интенсивность X. Примем, что время обслуживания т каждого авто-

110

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

мобиля на АЗС подчиняется экспоненциальному закону

P(t < t) = 1 - exp(-p,t). (1)

Обозначим максимальное число мест в очереди m. Очевидно, что суммарное число автомобилей на площадке АЗС не должно превышать экологической и взрывобезопасной величины N

n + m < N. (2)

Если на АЗС поступило k(k < n) автомобилей, то все они обслуживаются, причем каждый отдельной бензоколонкой.

Если на АЗС находится (n + r) автомобилей, причем n < r, то из них n обслуживаются, а r стоят в очереди и ждут начала обслуживания. Примем также, что время ожидания t подчиняется экспоненциальному закону распределения

Р<Хж < t) = 1 - eXP(-Vt). (3)

где v - интенсивность обслуживания мин-1.

Заявка на обслуживание не принимается, если в очереди все m мест заняты. Кроме того, примем, что автомобиль может уехать из очереди незаправленным, если в ожидании он потерял время t > t

Обозначим через S0, S1, S2, ., Sk,..., S - состояние системы массового обслуживания:

- S0 - в системе нет ни одного автомобиля на заправке, все бензоколонки свободны;

- Sk - на АЗС находится k автомобилей, и все они заправляются, k = 1,2,., n;

- Sn+r - на АЗС находится n + r автомобилей, из них n автомобилей заправляются, а r ждут в очереди, r = 1,2,., m.

Обозначим также через Pk(t),

k = 1,2,.,n, n + 1, n + 2,., n + m, вероятность того, что система массового обслуживания АЗС в момент времени t находится в состоянии Sk. Переходы в системе массового обслуживания можно описать теорией графов [4]. Опуская их вывод [1], выпишем дифференциальные уравнения Колмогорова для определения вероятностей указанных состояний на АЗС P’o(t) = -PO + PO;

P\(t) = XPM(t) - (X + k^)Pk(t) + (k + 1)иРж(0;

1 < k < n—1

P ’ k(t) = XPk.1(t) - [X + n^ + (k - n)v]Pk(t) +

+ (k + 1)^Pk+1(t) + [n^ + (k - n + 1)v]Pk+1(t);

n < k < n + m - 1; (4)

P ’ n+m(t) = XPn+m-1(t) - (n^ + mV)Pn+m(t).

Система линейных дифференциальных уравнений (4) должна решаться при начальных условиях

P0(0) = 1, Pk(0) = 0 при k = 1,2,., n + m. (5)

Эта система уравнений описывает переходный процесс, который, как показывает практика расчетов, кратковременный, и система приходит в стационарное состояние, вероятность которого можно получить при t ^ <х> и предположив Pk(t) = 0 при k = 0,1,., n + m.

Опуская промежуточные выкладки преобразований системы (4) с учетом (5), получим окончательные вероятности, характеризующие стационарные состояния системы массового обслуживания АЗС ak

Pk = 0- P0,1 < k < n;

P

a

k

k-n

P0; n < k < n + m, (6)

п!П (n + Je)

i=1

P0 =----k------

0 n -.k n+m

lar+ zm

k=1

k

a

k=n+1 n !П (n + i'P)

i=1

1

где a = X / ц, p = v/ц.

Вероятности Pk, характерные для стационарного состояния обслуживания на АЗС, можно истолковать как среднее относительное время пребывания системы в этом состоянии.

Значение вероятности Pk позволяет вычислить: длину очереди

n+m

m* =Z(k - n)pk; (7)

k=n+1

среднее общее число автомобилей в системе

n+m

я * = Z kPk; (8)

k=1

среднее число свободных от обслуживания колонок

n*=Z(n - k )pk; (9)

k=0

и среднее число колонок, занятых обслуживанием

n - n*; (10)

вероятность отказа

P0TK = 1 - (n - n*) / a; (11)

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.