Выводы
1. При исследовании проб пшеницы, взятых из различных районов Болгарии, найдены грибы рода Fusarium секции sporotrichiella (Bilai). Половина выделенных штаммов обладала токсичностью.
2. В определенных районах обнаруживается эндемичность Fusarium sporotrichiella, что вероятнее всего связано со специфическими почвенными условиями.
ЛИТЕРАТУРА
Б е к к е р 3. Э., Рубинштейн Ю. И., Л и с и н а Е. С. и др. Вопр. пит., 1959, № 6, с. 47. — Беккер 3. Э., Лисина Е. С., В о л к о в а В. Т. Тезисы докл. 2-го Совещания по микотоксикозам человека и сельскохозяйственных животных. Киев, 1962, с. 95. — В и л ь и е р А. М. Кормовые отравления сельскохозяйственных животных. М. — Л., 1959. — Комиссарук Д. 3. Клин, мед., 1957, № 2, с. 86. — Мишустин Е. Н., Трисвятский Л. А. Микробы и зерно. М., 1963. — Перке ль Н. В. Вопр. пит., 1957, № 4, с. 64. — П и д о п л и ч к о Н. М., Б и л а й В. И. Тезисы докл. 2-го Совещания по микотоксикозам человека и сельскохозяйственных животных. Киев, 1962, с. 3. — Р а й л л о А. И. Грибы рода фузариум. М„ 1950.
Поступила 5/1 1966 г.
ДИСКУССИИ
И
ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕИ
УДК 615.9:061.6]:614.3/.4.07
О РАБОТЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ САНЭПИДСТАНЦИИ
Канд. мед. наук Л. С. Розанов Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
Направление и содержание деятельности токсикологических лабораторий, созданных в составе некоторых крупных санэпидстанций, до сих пор не определены. По нашему мнению, одна из функций этих лабораторий должна заключаться в том, чтобы концентрировать сведения о новых химических веществах, применяемых на промышленных объектах, обслуживаемых санэпидстанцией, о веществах, разрабатываемых в местных научно-исследовательских технологических учреждениях.
Суммируя масштабы использования и разработки этих веществ по области или городу, она и обязана планировать свою деятельность, не ограничиваясь случайными заявками. При этом, учитывая свои возможности, лаборатория должна информировать научно-исследовательский гигиенический институт, к которому она прикреплена (а такое прикрепление обязательно!), для того чтобы он мог взять ряд веществ для исследования, или рекомендовать, в какой другой институт направить заявку на проведение исследований в объеме, необходимом для гигиенической оценки и нормирования. Желательно, чтобы план исследования токсикологической лаборатории с заключением института, к которому
она прикреплена, направлялся в ту центральную проблемную комиссию, которая соответствует целям исследования (гигиена труда, коммунальная гигиена или гигиена питания).
Наряду с учетом новых химических веществ, разрабатываемых или применяемых на объектах, обслуживаемых санэпидстанцией, ее токсикологическая лаборатория решает и другие задачи. Так, на основании материалов центральных проблемных комиссий она должна информировать заинтересованные объекты о том, в каких гигиенических институтах или лабораториях санэпидстанции ведутся исследования, имеющие отношение к веществам, интересующим эти объекты с тем, чтобы они путем установления прямого контакта с лабораториями могли получить сведения о токсичности различных веществ. Другими словами, токсикологическая лаборатория призвана быть не только экспериментальной ячейкой, но и вести оперативную работу в области профилактики заболеваний химической этиологии.
Полезно также, чтобы она концентрировала у себя материалы расследований причин острых и хронических профессиональных и других отравлений, зарегистрированных на объектах, обслуживаемых санэпидстанцией, и подвергала эти материалы анализу, обращая внимание на концентрацию токсических веществ, вызвавших отравления. Такой анализ направляют в секции по установлению предельно допустимых концентраций (ПДК) центральных проблемных комиссий. Большое значение будет иметь подобный анализ и для разработки мероприятий по объектам, обслуживаемым санэпидстанцией. Целесообразно, чтобы в отдельных случаях врачи токсикологической лаборатории принимали участие и в расследовании причин профессиональных и других отравлений, особенно новыми, мало изученными или совсем неизученными в токсикологическом отношении веществами.
Значительной может быть роль токсикологических лабораторий и в повышении знаний у промышленно-санитарных и других санитарных врачей, работающих в системе санэпидстанции, особенно врачей, обслуживающих химические объекты. Речь идет прежде всего об изучении токсичности и уровней безвредности химических факторов. Для этого недостаточна постановка докладов на совещаниях санитарных врачей и даже проведение специализированных семинаров. Лучшей формой, по нашему мнению, является практическое ознакомление санитарных врачей непосредственно в токсикологической лаборатории с методами изучения степени вредности химических веществ и оценки результатов, получаемых в эксперименте. При таком методе обучения отдельные санитарные врачи под руководством опытных работников лаборатории могли бы проводить сами ориентировочную экспертизу с целью выявления токсичности интересующих их веществ. Наконец, некоторые санитарные врачи могли бы и после пребывания на рабочих местах в лаборатории не терять с ней связи и вести исследования, необходимые для их научно-практической работы, а лица, заинтересовавшиеся экспериментальными исследованиями, могли бы быть использованы как в самой лаборатории, так и для организации новых токсикологических лабораторий. Иначе говоря, токсикологическая лаборатория может служить и базой для повышения квалификации врачей санэпидслужбы.
Работники токсикологической лаборатории обязаны принимать активное участие и в популяризации научно-медицинских знаний по вопросам, связанным с возможной опасностью химических веществ, применяемых на производстве и используемых в быту, а также гигиенических требований при работе с ними; целесообразна подготовка специальных памяток и листовок для домов санитарного просвещения; полезно чтение лекций и проведение бесед на химических предприятиях среди инженерно-технического персонала и рабочих, а также участие в курсовых мероприятиях по санитарно-техническому обучению этих контингентов.
Таким образом, деятельность токсикологических лабораторий должна быть многообразной, а не сводиться к экспериментальным исследованиям, как это имеет место в Московской городской санэпидстанции.
В связи с развертыванием таких лабораторий в ряде других санэпидстанций необходимо издание Министерством здравоохранения СССР Положения о их работе, чтобы они с самого начала получили правильное направление в осуществлении своих задач. При разработке такого Положения необходимо, кроме того, учитывать, что токсикологическая лаборатория обслуживает не только отдел промышленной санитарии, но и должна в известной мере удовлетворять запросы санитарных врачей и других профилей в тех случаях, когда им приходится сталкиваться с возможным влиянием в населенном пункте и в быту какого-либо нового химического вещества или соединения, токсичность которого еще неизвестна. При этом практически важно, чтобы токсикологическая работа в первую очередь касалась применения новых веществ и соединений на стадии опытного или полузаводского их производства.
Токсикологическому исследованию, помимо сырьевых и конечных продуктов производства, необходимо подвергать и промежуточные и побочные продукты. Изучение токсичности последних имеет особое значение для коммунальной санитарии, так как побочные продукты могут сбрасываться вместе с отходами в водоемы и выделяться в атмосферный воздух. Консультативная помощь токсикологической лаборатории санитарным врачам будет весьма ценной, особенно при решении ряда вопросов предупредительного санитарного надзора (при гигиенической оценке синтетических строительных материалов, материалов, из которых изготовляют тару для воды и пищевых продуктов, игрушек и т. д.).
Определенный интерес будет представлять также токсикологическая оценка продуктов деструкции полимерных материалов, особенно при их старении, и возможность выделения этих продуктов в воздух жилых помещений, а также изучение возможности перехода в воду и пищевые продукты компонентов, содержащихся в изделиях, применяемых в качестве тары для пищевых продуктов, транспорта и хранения питьевой воды и пр. Эти вопросы должны решаться химиками профильных лабораторий, при консультативном участии врачей токсикологов.
Что касается характера экспериментальной работы токсикологической лаборатории, то она может быть направлена на проведение ориентировочной токсикологической экспертизы новых химических веществ, а по мере роста квалификации работников лаборатории — и на подготовку материалов для экспериментального обоснования ПДК веществ, требующих гигиенического нормирования.
Важной составной частью работы токсикологической лаборатории совместно с промышленно-санитарными врачами является подготовка гигиенических рекомендаций о соблюдении условий безопасности при производстве и применении исследованных веществ, исходя из степени их токсичности, физико-химических свойств (летучесть, растворимость и т. д.), характера токсического действия и проникновения в организм.
Следует помнить, что наряду с нормированием ПДК безопасность на химическом предприятии или в его окрестностях определяет также правильная планировка производственных помещений, непрерывность и механизация технологического процесса, герметичность аппаратуры и коммуникаций, а также ряд других технологических мероприятий, направленных на предупреждение выделения химических веществ в воздух, и в дополнение к этому вентиляция, рассчитываемая на основании нормативов содержания токсических веществ в воздухе.
Многочисленные исследования и практика санитарного надзора показывают, что важнейшим мероприятием, обеспечивающим безопасные условия труда и безвредность внешней среды населенного пункта, являются технологические мероприятия. Обосновать же требования к
совершенствованию технологических процессов вполне возможно предварительно на основании результатов токсикологической экспертизы новых химических веществ и окончательно на основании исследований по гигиеническому нормированию.
Поступила 24/1У 1965 г.
УДК 613.001.4
ПРЕЖДЕ ВСЕГО КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ КРИТЕРИЯ ВРЕДНОСТИ'
И. С. Кандрор
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Главного санитарного управления Министерства путей сообщения СССР, Москва
Прошло около 15 лет с тех пор, как гигиеническая общественность горячо обсуждала вопрос о путях гигиенического нормирования и его научно обоснованных критериях. Тогда еще не задумывались над тем, в какой связи должны стоять методы и цели конкретных исследований. Речь шла лишь в самой общей форме о том, что советская гигиеническая наука должна преодолеть «санитарно-технический уклон, который был присущ ей в то время, и ориентироваться в обосновании гигиенических нормативов на данные физиологических экспериментов и санитар-но-статистических исследований уровня здоровья населения.
Для того чтобы лучше оценить то, что приобрела гигиеническая наука на этом пути, стоит только мысленно сравнить методический уровень подготовки кадров и научное оснащение гигиенических институтов и лабораторий прежде и теперь.
Курс на физиологический эксперимент, из которого должны быть извлечены исходные данные для обоснования гигиенического норматива, доказал свою практическую целесообразность. И вот теперь, после того как накоплен значительный опыт экспериментального обоснования гигиенических нормативов, мы вновь оказываемся перед вопросом об общих критериях гигиенического нормирования, т. е. по существу о гигиеническом подходе к оценке конкретных результатов эксперимента. Этот вопрос волнует молодых и зрелых исследователей, о нем говорят и спорят, и хорошо, что редакция журнала опубликовала интересную статью Г. X. Шахбазяна и И. М. Трахтенберга о критериях гигиенического нормирования.
Мы вынуждены исходить из того, что понятия «вредность» и «безвредность» и «полезность» специфичны для гигиенического подхода к любому фактору внешней среды, воздействующему на организм человека. В этом проявляется интегральный характер гигиенической науки как учения о здоровье, о его укреплении. Но совершенно очевидно, что чрезвычайно обобщенный и целостный характер этих понятий таит в себе слишком большую опасность неопределенности и, несомненно, нуждается в дальнейшей конкретизации: кому, когда, где, в каких условиях и в какой степени?
Однако чтобы перейти от фактических данных, полученных в эксперименте, к общегигиенической оценке данного фактора, требуется совершить большой путь логического анализа, проследить связь данного явления с другими, учесть присущие всему живому способности к адаптации и их объем, учесть факт множественного обеспечения функций и дублирования регулирующих механизмов, иными словами, нужно иметь какой-то общий ориентир и общий принцип отнесения каждого
1 Отклик на статью Г. X. Шахбазяна и И. М. Трахтенберга. Гигиена и санитарня, 1965, № 9.