Научная статья на тему 'О работе с обращениями в Конституционном суде Республики Марий Эл'

О работе с обращениями в Конституционном суде Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе с обращениями в Конституционном суде Республики Марий Эл»

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

Республики Марий Эл и иных нормативных правовых актов, Конституционный суд Республики Марий Эл выполняет функцию приведения регионального законодательства в соответствие с Конституцией Республики Марий Эл. По сути, решается вопрос о приведении всего регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, при этом всегда защищаются конкретные права граждан, которые обратились в Конституционный суд Республики Марий Эл, и тех граждан, интересы которых нарушаются нормативно-правовыми актами, конституционность которых проверяется судом по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления.

Более важной задачи, чем защита прав и свобод человека и гражданина, у Конституционного суда Республики Марий Эл нет. В его работе главным инструментом является Конституция Республики Марий Эл, в которой записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

А.В.Веснин

О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Конституция Республики Марий Эл, принятая 24 июня 1995 года, реализуя провозглашенный принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, предусмотрела возможность создания независимого судебного органа конституционного контроля - Конституционного суда Республики Марий Эл, осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства. 27 февраля 1997 года был принят Закон Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», закрепивший основные правила организации и деятельности Конституционного суда республики.

Организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного суда осуществляет Секретариат, который проводит прием посетителей, рассматривает обращения в адрес Конституционного суда Республики Марий Эл в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

За период деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл в его адрес поступило 78 обращений в виде запросов органов государственной власти и жалоб граждан или их объединений. 24 обраще- * 40

Начальник Секретариата Конституционного суда Республики Марий Эл.

40

2002

2. Конституционному суду Республики Марий Эл - 5 лет

ния изучены судьями Конституционного суда, 6 из них рассмотрены судом с вынесением итоговых решений. В связи с поступившими обращениями предметом предварительного изучения судьями Конституционного суда были отдельные положения Конституции Республики Марий Эл, законы Республики Марий Эл «О налоге с продаж», «О выборах в Республике Марий Эл», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», «О дате выборов Президента Республики Марий Эл», «О плате за землю», «О Конституционном суде Республики Марий Эл», «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2002 год», «О порядке отзыва выборного должностного лица», постановления Государственного Собрания и Правительства Республики Марий Эл, Устав муниципального образования, постановление главы районной администрации.

Следует отметить, что не все обращения отвечали требованиям, предъявляемым Законом «О Конституционном суде Республики Марий Эл». После предварительного изучения обращений судьями 13 из них были признаны не отвечающими критериям допустимости, 4 обращения были отозваны заявителями. По ним вынесены определения суда, содержащие правовую позицию и юридическое обоснование причин невозможности их рассмотрения в полном объеме.

Наибольшее количество обращений - 62 - поступило в Конституционный суд от граждан и их объединений, 3 обращения поступили от Государственного Собрания Республики Марий Эл, в том числе одно по толкованию отдельных положений Конституции республики, 5 обращений от органов исполнительной власти, одно от прокурора республики, 7 обращений от органов местного самоуправления.

Основная часть обращений граждан - 35 - связана с обжалованием конкретных действий и решений правоохранительных органов, органов социальной защиты и пенсионного обеспечения, решений судов общей юрисдикции. Поскольку подобные обращения предполагают оценку фактических обстоятельств конкретных дел либо пересмотр состоявшихся судебных решений, они не могли быть предметом конституционного судопроизводства.

11 обращений касались разъяснения нормативных правовых актов. В связи с тем, что разъяснение нормативных актов не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Марий Эл, данные обращения не были приняты к рассмотрению.

Вместе с тем, в 5 жалобах граждан или их объединений перед Конституционным судом республики ставились вопросы права, непосредственно относящиеся к его компетенции. Так, по жалобе гражданина С.В.Рыбакова было рассмотрено дело о проверке конституционности 41

41

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

статьи 2 Закона Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж». Установлено, что закону, явно ухудшающему положение налогоплательщиков, была придана обратная сила, что является нарушением требований статьи 57 Конституции республики. По данному делу 8 декабря 1999 года судом вынесено постановление.

По жалобе объединения граждан ОАО «Мартелком» было признано не соответствующим Конституции Республики Марий Эл постановление главы администрации Оршанского района об установлении обязательных отчислений для обеспечения пожарной безопасности.

По жалобе ЗАО «Бакалея» были признаны неконституционными нормы законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, не включающие в число плательщиков единого налога на вмененный доход в сфере розничной торговли юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

Конституционный суд по жалобе ГП «Марийский лесопромышленник» признал не соответствующими Конституции республики отдельные положения Закона Республики Марий Эл «О плате за землю», о чем было вынесено соответствующее постановление 9 июня 2001 года.

Рассмотрев в судебном заседании жалобу гражданки Н.В.Вылегжа-ниной на нарушение ее конституционных прав некоторыми нормами Закона Республики Марий Эл «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», Конституционный суд республики нарушений не выявил.

Не противоречащими Конституции Республики Марий Эл были признаны отдельные нормы Положения о Контрольном управлении Президента республики, проверенные Конституционным судом по запросу главы местного самоуправления города Волжска.

Анализ поступивших обращений в Конституционный суд республики показывает, что основная часть их не соответствует установленным Законом «О Конституционном суде Республики Марий Эл» требованиям.

Значительная часть поступивших обращений затрагивает вопросы, связанные с нарушением, по мнению заявителей, их конституционных прав органами государственной власти и управления. Зачастую при анализе обращений Секретариатом в них не усматривается оснований к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 5 статьи 38 Закона, предусматривающей, что в случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному суду Республики Марий Эл, Секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. Так, 13 обращений направлены для рассмот- 42

42

2002

2. Конституционному суду Республики Марий Эл - 5 лет

рения по существу в суды, правоохранительные органы, органы государственной власти и местного самоуправления с уведомлением об этом заявителей.

Следует подчеркнуть, что многие обращения по форме не отвечают требованиям статей 35, 36 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл». В большинстве из них отсутствуют ссылки на нормы Конституции Республики Марий Эл и Закона, дающие право на обращение в Конституционный суд, не приведены данные о подлежащем проверке акте, такие, как номер, дата принятия, название, источник опубликования. Не просматривается позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Республики Марий Эл, нечетко выражено требование, обращенное в связи с запросом к Конституционному суду Республики Марий Эл, не приложены тексты актов подлежащих проверке, не представлено требуемое количество копий обращения и прилагаемых к нему документов.

В жалобах граждан на нарушение конституционных прав и свобод зачастую не указывается конкретный закон либо иной нормативный акт Республики Марий Эл, который нарушает указанные права и свободы. Отсутствуют сведения, подтверждающие применение либо возможность применения обжалуемого нормативного акта при разрешении конкретного дела, что предусмотрено статьями 92, 93 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл».

По результатам анализа поступивших обращений можно сформулировать некоторые выводы.

Граждане Республики Марий Эл, должностные лица государственных органов осведомлены о том, что Конституционный суд Республики Марий Эл является судебным органом конституционного контроля, осуществляющим защиту конституционного строя Республики Марий Эл, основных прав и свобод человека и гражданина.

Ограниченное число обращений, поступившее от органов законодательной и исполнительной власти, судов общей юрисдикции, прокурора Республики Марий Эл, органов местного самоуправления свидетельствует об их недооценке роли и возможностей Конституционного суда в укреплении единого правового пространства Российской Федерации посредством конституционной юстиции.

Недостаточное знание лицами, обращающимися в суд, положений Конституции Республики Марий Эл, Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», устанавливающих процедурные и иные правила конституционного судопроизводства, 43

43

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

препятствует рассмотрению Конституционным судом Республики Марий Эл обращений по существу.

Принимая во внимание данные выводы, Секретариат Конституционного суда Республики Марий Эл ставит задачу, наряду с установленными Законом, продолжить информирование граждан республики о порядке и условиях реализации правосудия в Конституционном суде Республики Марий Эл.

З.В.Эргубаев*

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ И УСТАВНЫХ СУДОВ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ На примере Конституционного суда Республики Марий Эл

Функционирование демократического правового государства немыслимо без существования развитой системы органов судебной власти, призванной обеспечить защиту основ конституционного строя государства, прав и свобод граждан.

Важным звеном судебной системы Российской Федерации являются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Природа их образования была обусловлена существовавшими в 19891990 годах процессами формирования органов конституционного надзора, в последующем трансформировавшимися в специализированные органы конституционной юстиции.

При законодательном регулировании вопросов организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации за основу был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», определивший базис соответствующего правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации. За более чем десятилетнюю историю, при отсутствии федерального законодательства, регулирующего данный вид правоотношений, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации на разных этапах своей деятельности имели различный круг полномочий. Лишь с принятием в 1996 году Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», поставившего точку в дискуссии о правомерности образования органов 44

Председатель Конституционного суда Республики Марий Эл, Заслуженный юрист Республики Марий Эл.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.