Научная статья на тему 'Условия реализации правосудия в Конституционном суде Республики Марий Эл'

Условия реализации правосудия в Конституционном суде Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия реализации правосудия в Конституционном суде Республики Марий Эл»

2002

2. Конституционному суду Республики Марий Эл - 5 лет

Л.С.Егошина*

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОСУДИЯ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Конституционный суд Республики Марий Эл начал действовать с июня 1998 года, работает, регулярно поступают запросы. И сегодня трудно представить, что еще совсем недавно решался вопрос: быть ли этому органу в республике? За период его деятельности поступило 78 обращений, но принималось к рассмотрению лишь каждое седьмое.

Небольшое количество дел, рассмотренных Конституционным судом, обусловлено рядом причин. Законом республики «О Конституционном суде Республики Марий Эл» определен узкий круг субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный суд Республики Марий Эл.

Согласно Конституции Республики Марий Эл и Закону «О Конституционном суде Республики Марий Эл» право обращения в Конституционный суд имеют Президент республики, Государственное Собрание или депутат (группа депутатов) Государственного Собрания республики, Верховный суд и Арбитражный суд республики, прокурор республики, Уполномоченный по правам человека республики, главы местного самоуправления, представительные органы местного самоуправления, граждане и их объединения. Причем, первоначально этот круг субъектов, имеющих право обратиться в Конституционный суд республики, был еще уже. До сентября 2001 года не имели этого права прокурор республики и Уполномоченный по правам человека республики, имели право обратиться в Конституционный суд лишь одна пятая общего количества депутатов Государственного Собрания республики.

С этими изменениями законодательства Конституционный суд республики стал более доступным, расширились возможности для укрепления конституционной законности. К сожалению, от группы субъектов, наделенных определенными властными полномочиями, за все время работы Конституционного суда поступило лишь 14 запросов. По-видимому, главная причина в том, что в сознании все еще не утвердилось убеждение, что разрешение споров о конституционности правовой нормы через судебные органы - это нормальный цивилизационный процесс. К тому же вопрос о проверке конституционности нормативно- * 35

Судья Конституционного суда Республики Марий Эл, Заслуженный юрист Республики Марий Эл.

35

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

правового акта требует кропотливой аналитической работы и не только специалистов в области права. Активная реализация права обращения в Конституционный суд Республики Марий Эл, предоставленного лицам, занятым в исполнительной и законодательной власти, свидетельствовала бы в первую очередь о том, что в республике нормальная демократическая обстановка. Но самое главное, что действие неконституционного правового акта в правовом поле обходится дорого и, как правило, связано с ущемлением конституционных прав и свобод граждан.

Ни одного запроса не поступило от прокурора, Уполномоченного по правам человека республики, Верховного суда республики и Арбитражного суда республики. Вместе с тем, указанные суды обязаны обращаться в Конституционный суд для разрешения вопроса о конституционности закона, который подлежит применению в деле, если у суда возникли сомнения в его конституционности. Остается только предположить, что такие законы в их практике не встречались.

В связи с этим следует обратить внимание на то, что конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не наделены правом возбуждения конституционного судопроизводства по своей инициативе.

Конституционный суд Республики Марий Эл решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. То есть все субъекты права обращения в Конституционный суд республики вправе обжаловать законы, отдельные его положения, иные нормативно-правовые акты, которые приняты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти Республики Марий Эл, или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации. Нормативно-правовые акты могут быть приняты Президентом республики, Государственным Собранием Республики Марий Эл, Правительством республики, органами местного самоуправления.

Обжалуемый акт должен быть нормативным. Так, гражданка К. обратилась в Конституционный суд республики с жалобой, в которой просила признать неконституционным Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл, принятого конкретно в отношении этой гражданки. С учетом того, что Постановление являлось актом индивидуального действия и не содержало необходимых признаков нор- 36

36

2002

2. Конституционному суду Республики Марий Эл - 5 лет

мативного акта, в принятии обращения к рассмотрению Конституционным судом было отказано.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде республики является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, которые должны отвечать соответствующим требованиям закона. Предварительное рассмотрение обращений осуществляется Секретариатом Конституционного суда Республики Марий Эл. Закон предъявляет конкретные требования к содержанию обращения. Заявителю предоставляется возможность устранить недостатки в оформлении обращения, но если обращение явно неподведомственно Конституционному суду или исходит от ненадлежащего органа или лица, обращение не принимается или направляется Секретариатом в иные органы.

Некоторые заявители рассматривают Конституционный суд как высший судебный орган республики. Конституционный суд - самостоятельный и независимый орган и не является инстанцией судебной вертикали, его решения о признании неконституционными законов, их положений или иных нормативных правовых актов окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно после их провозглашения.

На стадии предварительного изучения дела судьей также возможен отказ в принятии обращения к рассмотрению, основания такого решения установлены законом, в том числе если по предмету обращения Конституционным судом Республики Марий Эл или Конституционным судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу или в производстве Конституционного Суда Российской Федерации имеется дело по аналогичному вопросу. Например, по запросу Главы администрации одного из муниципальных образований Республики Марий Эл, поступившему в Конституционный суд в марте 2000 года, было предложено проверить конституционность положений Закона Республики Марий Эл «О выборах в Республике Марий Эл». Оспариваемое положение предусматривало выдвижение кандидатов на предусмотренную уставом муниципального образования должность главы местного самоуправления муниципального образования из состава депутатов представительного органа местного самоуправления по предложению Президента Республики Марий Эл. Вопрос о конституционности выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования неоднократно рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. С учетом того, что оспариваемые положения закона, наделяющие Президента Республики Марий Эл полномочием выдвигать кандидатов на должность главы местного самоуправления муниципального образования из состава депутатов 37

37

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

представительного органа местного самоуправления, аналогичны положениям, какие ранее были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, они не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене Г осударственным Собранием Республики Марий Эл.

В связи с изложенным Конституционный суд Республики Марий Эл отказал в рассмотрении запроса. Таким образом, и в тех случаях, когда Конституционный суд отказывает в принятии обращения к рассмотрению, принятию решения предшествует тщательный анализ, и определение, как правило, содержит определенную правовую позицию, которой руководствуются правоприменители.

Не может рассматривать Конституционный суд обращение и в случаях, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела. Начатое Конституционным судом производство по делу может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Иного требования закона в этом случае и не могло быть, Конституционный суд не должен ни дублировать, ни подменять законодательные (представительные) органы власти, когда они осуществляют свои функции и сами устраняют из правового поля неконституционные нормы.

Иное дело, когда отмененными или утратившими силу правовыми нормами нарушены конституционные права и свободы граждан, решение Конституционного суда о признании этих правовых норм неконституционными явится основанием для защиты нарушенных прав гражданина в суде общей юрисдикции.

Обращение должно отвечать критериям допустимости. Закон устанавливает различные критерии допустимости обращения в зависимости от субъекта, имеющего право обращаться в Конституционный суд. Так, запрос депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл допустим, если заявитель считает, что закон не подлежит действию из-за его неконституционности либо подлежащим действию вопреки официально принятому решению органов государственной власти республики или их должностных лиц об отказе применять и исполнять закон как не соответствующий Конституции Республики Марий Эл.

Граждане (объединения граждан) могут обратиться с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, если их права и свободы нарушаются законом или иным нормативно-правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. В своем обращении гражданин должен указать, какие 38

38

2002

2. Конституционному суду Республики Марий Эл - 5 лет

конституционные права и свободы нарушает обжалуемый нормативный правовой акт или его положения, и должен подтвердить применение этого положения или необходимость его применения прилагаемыми к заявлению документами. Это может быть решение суда общей юрисдикции, Арбитражного суда Республики Марий Эл, который применил эту норму, либо производство в суде не завершено, но оспариваемая норма подлежит применению. Законодатель не указывает, какой может быть правоприменительный орган. Им может быть налоговый, финансовый и иной орган.

Так, гражданин К., проживающий на территории Республики Марий Эл и осуществляющий предпринимательскую деятельность, обжаловал в Конституционный суд Республики Марий Эл положение закона Республики Марий Эл «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», которым предоставлялось право предпринимателям, зарегистрированным в других субъектах Российской Федерации, при выездной торговле на территории Республики Марий Эл (в случае отсутствия стационарной торговой точки) производить уплату единого налога на вмененный доход за каждый день торговли на рынке из расчета ста процентов суммы налога, причитающейся за один день налогового периода. Заявитель считал, что эта правовая норма должна распространяться и на его деятельность как предпринимателя в случае осуществления им выездной торговли на рынке. С учетом того, что оспариваемая норма к заявителю не применена и не подлежит применению, в принятии жалобы к рассмотрению Конституционным судом республики отказано.

Судья Конституционного суда, которому поручено предварительное изучение жалобы, должен ответить на вопрос: соответствует ли жалоба критериям допустимости? На практике это решается не всегда просто. Иногда граждане оспаривают конституционность закона в части отсутствия нормы, которая, по их мнению, должна защищать их конституционные права и свободы. По сути, Конституционному суду Республики Марий Эл предлагается решить вопрос, который относится к ведению законодательного (представительного) органа власти. Иногда обжалуется конституционность положения закона, принятого по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, в то время как это положение не устанавливает нового правового регулирования отличного от федерального регулирования, то есть по сути оспаривается положение федерального закона.

Осуществляя защиту конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина путем проверки конституционности законов 39

39

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

Республики Марий Эл и иных нормативных правовых актов, Конституционный суд Республики Марий Эл выполняет функцию приведения регионального законодательства в соответствие с Конституцией Республики Марий Эл. По сути, решается вопрос о приведении всего регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, при этом всегда защищаются конкретные права граждан, которые обратились в Конституционный суд Республики Марий Эл, и тех граждан, интересы которых нарушаются нормативно-правовыми актами, конституционность которых проверяется судом по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления.

Более важной задачи, чем защита прав и свобод человека и гражданина, у Конституционного суда Республики Марий Эл нет. В его работе главным инструментом является Конституция Республики Марий Эл, в которой записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

А.В.Веснин

О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Конституция Республики Марий Эл, принятая 24 июня 1995 года, реализуя провозглашенный принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, предусмотрела возможность создания независимого судебного органа конституционного контроля - Конституционного суда Республики Марий Эл, осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства. 27 февраля 1997 года был принят Закон Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», закрепивший основные правила организации и деятельности Конституционного суда республики.

Организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного суда осуществляет Секретариат, который проводит прием посетителей, рассматривает обращения в адрес Конституционного суда Республики Марий Эл в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

За период деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл в его адрес поступило 78 обращений в виде запросов органов государственной власти и жалоб граждан или их объединений. 24 обраще- 40

Начальник Секретариата Конституционного суда Республики Марий Эл.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.