Научная статья на тему 'Конституционный Суд РФ как механизм обеспечения конституционно-правового регулирования'

Конституционный Суд РФ как механизм обеспечения конституционно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕШЕНИЕ / CONSTITUTION / FEDERAL CONSTITUTIONAL LAW / REGULATIONS / RESPONSIBILITIES / DECISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов А. Л.

Конституционный Суд РФ рассмотрен с позиции органа, обеспечивающего конституционноправовое регулирование. В данном ракурсе проведен анализ компетенции Конституционного Суда РФ. Также подробно рассмотрены виды решений КС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional court of the Russian Federation as a mechanizm to ensure the constitutional legal regulation

Russian Constitutional Court considered from the standpoint of ensuring the constitutional authority and legal regulation. In this perspective, an analysis of the competence of the Constitutional Court. Also detail the kinds of decisions by the COP of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционный Суд РФ как механизм обеспечения конституционно-правового регулирования»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А

Актуальные проблемы конституционного права

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.Л. МИРОНОВ,

кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: [email protected]

Аннотация. Конституционный Суд РФ рассмотрен с позиции органа, обеспечивающего конституционно-правовое регулирование. В данном ракурсе проведен анализ компетенции Конституционного Суда РФ. Также подробно рассмотрены виды решений КС РФ.

Ключевые слова: конституция, федеральный конституционный закон, нормативные правовые акты, компетенция, решение.

THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A MECHANISM TO ENSURE THE CONSTITUTIONAL

LEGAL REGULATION

A.L. MIRONOV,

candidate of law

Annotation. Russian Constitutional Court considered from the standpoint of ensuring the constitutional authority and legal regulation. In this perspective, an analysis of the competence of the Constitutional Court. Also detail the kinds of decisions by the COP of the Russian Federation.

Keywords: constitution, federal constitutional law, regulations, responsibilities, decision.

Согласно действующей редакции Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

К объектам конституционного контроля Конституция РФ и Федеральный конституционный закон относят:

1) Конституцию РФ, выступающую в качестве отправной точки в сфере конституционного контроля. Конституция обладает верховной юридической силой по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, что предопределяет необходимость их соответствия Конституции. Все иные акты органов государственной власти рассматриваются прежде всего под углом зрения их конституционности1;

2) федеральные конституционные законы — акты, содержащие конституционные предписания. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Этот вид

законов должен соответствовать Конституции РФ, а им, в свою очередь, не должны противоречить обычные законы, принимаемые парламентом страны;

3) федеральные законы, с помощью которых регулируются важнейшие сферы жизни общества, государства, человека и гражданина;

4) внутригосударственные договоры, наличие которых предусмотрела Конституция РФ. Ее нормы допускают возможность взаимного делегирования

1 На определенных этапах осуществления конституционной реформы в Российской Федерации принимались такие акты, которые имели в определенной степени надконституционный характер. Такой статус имел, в частности, Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и принятые на его основе Положения о федеральных органах государственной власти на переходный период и о выборах депутатов Государственной Думы (Сборник актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597). В данном Указе устанавливалось, что Конституция РФ, законодательство Российской Федерации и ее субъектов продолжали действовать в части, не противоречащей Указу (п. 1 ч. 2). Утратившим силу этот Указ Президента РФ был признан в декабре 1993 г. на основе Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» (Сборник актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5086).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 78 Конституции РФ);

5) акты палат Федерального Собрания РФ, прежде всего их регламенты, регулирующие важнейшие вопросы организации и деятельности палат, а также постановления палат по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ;

6) нормативные правовые акты Президента РФ;

7) нормативные правовые акты Правительства РФ;

8) конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению России и ее субъектов;

9) не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Таким образом, объектом конституционного контроля являются нормативные правовые акты, их нормы. Конституционный Суд РФ наделен правом осуществления так называемого последующего (или текущего) конституционного контроля, т.е. в отношении закона или иного нормативного правового акта, уже принятого и вступившего в законную силу2.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2010 г., Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела только в пленарных заседаниях. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных ст. 47.1 указанного Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний. Пленарные заседания Конституционного Суда представляют собой организационно-правовую форму конституционного судопроизводства, связанную с разрешением любого вопроса, входящего в компетенцию Суда. Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ перечисляет вопросы, которые могут рассматриваться в пленарных заседаниях: вопросы, установленные Конституцией Российской Федерации и ст. 3 указанного Федерального конституционного закона, а также принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации; Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в

него изменения и дополнения; решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства; решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом (ст. 21).

Конституционный Суд РФ наделен значительными полномочиями, которые закреплены в ст. 125 Конституции РФ, хотя Суд может быть уполномочен осуществлять иные функции (помимо сформулированных в Конституции), возлагаемые на него договорами о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами либо федеральными конституционными законами, если это не противоречит юридической природе Суда как органа конституционного судопроизводства.

С точки зрения существа решаемых дел полномочия Конституционного Суда подразделяются на полномочия по проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов как Российской Федерации, так и ее субъектов; по разрешению споров о компетенции между органами государственной власти; по проверке по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; по толкованию Конституции РФ; другие полномочия.

Круг субъектов, управомоченных возбуждать производство в порядке проверки соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов, включает в себя Президента РФ, палаты парламента, одну пятую депутатов каждой из палат, Правительство

2 Червонюк В.И. Конституционное право России: учеб. пособие. М., 2003. С. 367, 368; Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С. 29.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

РФ, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Все эти органы могут лишь передавать конфликт на разрешение Конституционного Суда.

В отличие от практики деятельности Конституционного Суда РФ в период с 1991 по 1993 г., Суд не может рассматривать дела по собственной инициативе.

В результате проверки конституционности нормативных правовых актов Конституционным Судом РФ может быть принято публикуемое в официальных изданиях постановление о признании их не соответствующими Конституции РФ, что влечет отказ в их применении правоприменительными органами. Из этого можно сделать вывод о том, что именно Конституционный Суд в большей степени, чем иные суды, оказывает влияние на правотворчество, поскольку его деятельность не исчерпывается только правоприменением. Фактически Конституционный Суд РФ является механизмом, обеспечивающим конституционно-правовое регулирование.

Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ устанавливает, что в случае, если решением Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично, либо если из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда могут быть споры о компетенции, во-первых, между федеральными органами, во-вторых, между федеральными органами и органами субъектов РФ, в-третьих, между органами государственной власти субъектов Федерации. Правом обратиться за разрешением спора обладают только его участники или Президент РФ, если он в порядке ст. 85 Конституции РФ использовал согласительные процедуры для улаживания конфликта, а они не привели к согласию. Решение Конституционного Суда по спорам о ком-

петенции должно подтвердить наличие или отсутствие у органа государственной власти России или ее субъекта полномочия издать акт или совершить действие правового характера.

В компетенцию Конституционного Суда РФ входит также проверка конституционности закона в связи с конкретным делом, рассматриваемым другим судом. Такой контроль Конституционного Суда осуществляется в двух случаях:

1) по индивидуальным или коллективным жалобам граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод. Граждане (их объединения) вправе обратиться с жалобой на неконституционность закона только в случае, если нарушается их субъективное право. Таким образом, проверке подлежит норма закона, примененная или подлежащая применению в конкретном деле. Это означает, что в случае признания оспариваемого закона (его нормы) не соответствующим Конституции РФ он не подлежит дальнейшему применению. Право на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой признается не только индивидуально за гражданами, но и за различными их объединениями: товариществами, акционерными обществами, за местными территориальными коллективами, такими, как муниципальные образования и их органы, если они являются участниками конкретного судебного разбирательства, в котором по отношению к ним может быть применен оспариваемый нормативный правовой акт3. Если жалоба оформлена в соответствии с требованиями закона, Конституционный Суд не может отказать в рассмотрении обращения. Правоприменительный орган вправе (а в соответствии с УПК РФ 2001 г. обязан) вынести решение о приостановлении производства по делу, если подана жалоба в Конституционный Суд;

2) по запросам судов. Суд, рассматривающий конкретное дело, может по собственной инициативе направить в Конституционный Суд запрос о конституционности закона, при этом такое обращение может быть не связано с нарушением прав и свобод граждан. До принятия решения производство по делу прио станавлив ается.

Конституционный Суд РФ — единственный орган, имеющий право давать официальное толкование норм Конституции РФ. Толкуя Конституцию, Суд

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

устраняет неясности в понимании ее норм при их применении. Круг субъектов, имеющих право запроса о толковании Конституции, включает в себя Президента РФ, палаты парламента, Правительство РФ и органы законодательной власти субъектов РФ.

Толкование Конституции является достаточно эффективным способом ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям с сохранением неизменности самого текста Конституции, поскольку стабильность и неизменность Конституции и созданной на ее основе правовой системы являются условием предсказуемости социально-экономической и политической жизни. Среди других полномочий Конституционного Суда РФ — право давать заключение в связи с выдвижением обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд по запросу

Совета Федерации Федерального Собрания РФ обязан дать одно из следующих заключений: о соблюдении или о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Если Суд дает заключение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ, то процедура отрешения Президента от должности прекращается.

Конституционный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Он имеет право направлять послания Федеральному Собранию РФ. Регламент Конституционного Суда предусматривает возможность обращения к парламенту страны с посланием о состоянии конституционной законности и по другим проблемам. Единственное послание Конституционного Суда РФ было направлено в парламент (Верховный Совет РСФСР) в марте 1993 г.

«ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ»

Журнал «Вестник Московского университета МВД России» зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N° 77-14723 от 20 февраля 2003 г.).

Каждый номер журнала содержит научные публикации членов профессорско-преподавательского состава университета, адъюнктов, аспирантов, авторов из других образовательных учреждений. Для публикации в журнале представляют свои научные статьи сотрудники различных подразделений органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, судьи, прокурорские работники, нотариусы, члены государственных и муниципальных органов власти. Статьи отличаются большим объемом эмпирического материала, который может быть эффективно использован в ходе дальнейших научных исследований, в учебном процессе, а также в ходе правоприменительной практики, что придает журналу прикладной характер.

Московского УНИВЕРСИТЕТА МВД России

Подписной индекс Агентства «Роспечать» 84629, или на сайте: http://elibraгy.ru/title_about.asp?id=9318

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

Итогом работы Конституционного Суда РФ по рассмотрению дела в рамках его полномочий является принятие правового акта, выражающего его мнение по данному делу. Акты Конституционного Суда РФ обладают целым рядом особенностей по виду, юридической силе, по порядку их принятия. Это объясняется особым местом Конституционного Суда РФ среди других органов государственной власти, а также тем, что Суд вправе выносить окончательное публикуемое решение по важнейшим вопросам жизни государства.

Конституционный Суд РФ может принимать различные виды решений, однако существуют их общие черты:

1) они выносятся от имени государства;

2) решения Конституционного Суда действуют непосредственно на всей территории Российской Федерации, они обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, граждан и их организаций;

3) решения Суда окончательны и обжалованию не подлежат.

Все решения Конституционного Суда РФ подразделяются на итоговые и иные. Итоговое решение Суда по существу вопросов о проверке конституционности правовых актов, по разрешению споров о компетенции, по жалобам граждан и запросам судов, по толкованию Конституции РФ принимается в виде постановления. Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного

порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Постановления Конституционного Суда имеют государственно-властный характер, а заключение содержит только положение, констатирующее факт соблюдения либо несоблюдения порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. Актами Конституционного Суда являются также заявления, с которыми Председатель Суда выступает по уполномочию Суда, особое место занимают послания Конституционного Суда Федеральному Собранию РФ, которые должны быть утверждены на пленарных заседаниях.

Принятое Судом решение должно быть надлежащим образом оглашено, что влияет на форму и время вступления решения в силу. Постановления и заключения подлежат незамедлительному опубликованию. Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Итоговое решение подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании, голосовали они за это решение или против него.

Конституционное право России; 4-е изд., перераб. и доп.: учебник / под ред. А.С. Прудникова, Б.С. Эбзеева, В.И. Авсеенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 615 с.

Конституционное право России

В учебнике подробно рассматриваются вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права. В частности, в нем нашли отражение такие институты, как конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. При рассмотрении названных институтов использованы как традиционные подходы к их исследованию, так и обращение к общественной практике, обусловливающей действие Конституции Российской Федерации. Большое внимание уделено избирательной системе с учетом изменений, произошедших в избирательном законодательстве.

Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), студентов юридических вузов и факультетов, практических работников, а также для всех, кто интересуется проблемами отечественного конституционного права.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

Что касается юридической силы решений Конституционного Суда РФ, то Закон о Конституционном Суде (ст. 79) устанавливает, что его решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Окончательность решения Конституционного Суда означает, что оно после вступления в силу не может быть отменено или изменено ни самим Судом, ни каким бы то ни было органом государственной власти. Никакие другие судебные инстанции, уполномоченные на оценку соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов, не существуют. Внутри Конституционного Суда нет какой-либо «второй инстанции» для пересмотра его решений.

Окончательность решений Конституционного Суда, невозможность их обжалования не нарушают конституционного права граждан обращаться в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Если, например, в Европейский суд по правам человека будет обжаловано постановление Конституционного Суда РФ, и Европейский суд признает факт нарушения права и необходимость его устранения, это не повлечет пересмотра или отмены решения Конституционного Суда РФ. Во-первых, не Конституционный Суд своим решением нарушил права личности, он лишь оценил соответствие оспариваемого закона Конституции, во-вторых, устранение нарушения прав гражданина, восстановление нарушенного права требуют изменения решений других правоприменительных органов.

Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Статья 80 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного Суда РФ.

Если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает не-

обходимость устранения пробела в правовом регулировании, то Государственная Дума во внеочередном порядке принимает новый закон либо вносит изменения и дополнения в закон, признанный неконституционным в отдельной его части; Президент или Правительство РФ, а также высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) отменяют соответствующий нормативный акт, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта РФ, принимает новый закон субъекта РФ или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта РФ, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении установленного законом срока после опубликования решения Конституционного Суда законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не будут приняты предусмотренные меры в связи с решением Конституционного Суда РФ, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством; федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции РФ договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договор между органами государственной власти субъектов РФ, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Правовая позиция Конституционного Суда может быть изменена в случаях, когда это обусловлено правовым и социальным развитием, изменяющим значение ранее рассмотренных правовых институтов. Такое решение может быть принято только пленумом Конституционного Суда РФ при наличии нового обращения в Суд по вопросу, аналогичному тому, который был разрешен ранее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.