Научная статья на тему 'О РАБОТЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ВУЗОВ СТРАН СНГ'

О РАБОТЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ВУЗОВ СТРАН СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАБОТЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ВУЗОВ СТРАН СНГ»

ФАРМАЦЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК615+54]:378

В. В. Кугач

О РАБОТЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ВУЗОВ СТРАН СНГ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

29 апреля 2020 года состоялось он-лайн-заседание научно-образовательного химико-фармацевтического кластера высших образовательных учреждений Российской Федерации и других стран СНГ. Организатором видеоконференции выступил Координатор кластера - Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет Минздрава России (СПХФУ).

В заседании приняли участие представители 9-ти вузов Российской Федерации, по одному от Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Узбекистан:

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет Минздрава России на заседании представляли ректор университета доктор фарм. наук, профессор Игорь Анатольевич Наркевич; проректор по учебной работе Юлия Геннадьевна Ильинова;

Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России -Евгений Антонович Попов, проректор по учебно-воспитательной работе;

Красноярский государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России - Артем Николаевич Наркевич, декан медико-психолого-фармацевтического факультета;

Курский государственный медицинский университет Минздрава России - декан фармацевтического и биотехнологического факультетов Ирина Леонидовна Дроздова;

Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова - Вячеслав Алексеевич Морозов, доцент кафедры фармации;

Пермскую государственную фармацевтическую академию Минздрава России -Алексей Юрьевич Турышев, ректор;

Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградского государственного медицинского института Минздрава России - директор института Максим Валентинович Черников;

Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России (г. Томск) - декан фармацевтического факультета Владимир Сергеевич Чучалин;

Ярославский государственный медицинский университет Минздрава России -Лариса Ивановна Лаврентьева, декан фармацевтического факультета;

вузы стран ЕАЭС и СНГ:

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, Республика Беларусь (ВГМУ) - начальник учебно-научно-производственного центра «Фармация» Валентина Васильевна Кугач;

Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендияро-ва, Республика Казахстан - проректор по стратегическому и корпоративному развитию Датхаев Убайдилла Махамбетович, декан Школы Фармации Зуриядда Бекте-мировна Сакипова, заведующий кафедрой фармацевтических дисциплин Шукирбе-кова Алма Боранбековна;

Ташкентский фармацевтический институт, Республика Узбекистан - Зокир-жон Абидович Юлдашев, проректор по учебной работе.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

1. Опыт вузов-участников научно-образовательного химико-фармацевтического кластера по оперативному переходу на применение цифровых образовательных технологий в обучении (включая дистанционные образовательные технологии и

электронное обучение) с учетом требований нормативных и методических документов.

2. Организация промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

3. Организация приемной кампании в 2020 году в дистанционном формате - директор Пятигорского медико-фармацевтического института М. В. Черников.

4. Возможности применения массовых онлайн-курсов, размещенных на Национальном портале «Открытое образование» (НПОО), международной платформе Coursera и иных открытых ресурсах при реализации программ по специальностям в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 33.00.00 ФАРМАЦИЯ.

В обсуждении первого вопроса приняли участие представители всех университетов.

По второму вопросу выступила проректор по учебной работе СПХФУ Ю. Г. Ильинова.

Об организации приемной кампании в 2020 году выступил и. о. директора Пятигорского медико-фармацевтического института М. В. Черников. Так как по данному вопросу не приняты документы государственного уровня, принято решение рассмотреть его повторно.

О применении в образовательном процессе массовых онлайн-курсов доложила декан фармацевтического факультета СПХФУ Н. А. Криштанова.

Вузы Российской Федерации и Казахстана перешли на дистанционное обучение с середины марта 2020 года. Студенты ВГМУ осуществляют обучение в режиме управляемой самостоятельной работы с дистанционным консультированием с начала апреля 2020 года.

Пути реализации дистанционного обучения (каналы связи и используемые программы)

В ходе обсуждения установлено, что для организации электронного обучения вузы применяют различные каналы связи и программы:

- электронную почту;

- социальные сети и мессенджеры (WhatsApp, Instagram, Telegram, Viber,

Skype);

- платформы Moodle, Zoom, Mirapolis, Гиперметод, МегаФон Образование;

- систему управления учебным процессом Магеллан;

- электронную библиотечную систему «Консультант студента»;

- платформу Google-meet - для организации видеоконференций;

- прокторинг - лицензионную программу для контроля за ходом проведения экзаменов,

- Safe Exam Browser - браузерное окружение для проведения онлайн-экзаме-нов. Это свободно распространяемое программное обеспечение, осуществляющее блокировку открытия окон на компьютере обучающегося, кроме окна с заданием (тестом), в ходе тестирования. В стандартном ядре Moodle имеется интеграция с данной платформой.

СПХФУ использует сочетание трех платформ: Moodle, Google-meet и Safe Exam Browser, ВГМУ - двух: Moodle и Zoom.

Выявленные общие проблемы

Опыт работы в дистанционном формате показал наличие возникших затруднений в реализации образовательных программ, общих для всех образовательных учреждений. Это:

- проблемы формирования практических (мануальных) навыков и организации производственных практик;

- сложность реализации учебного плана при дистанционном обучении;

- обеспечение прав студентов на получение образовательных услуг, на апелляцию при технических сбоях в программе,

- возрастание нагрузки на преподавателей в связи с подготовкой новых индивидуальных заданий для студентов.

У некоторых вузов в первые 2-3 недели от введения формата дистанционного обучения были трудности с выходом в интернет в связи с отсутствием персонального компьютера у обучающихся или интернета в удаленных районах. Ряд представителей говорили о недостаточности сформированной электронной информационно-образовательной среды.

Одной из главных проблем большинство участников назвали отсутствие юридических оснований для проведения итоговой аттестации в дистанционном

режиме. По проведению промежуточной аттестации - приему зачетов, дифференцированных зачетов, курсовых экзаменов, защиты курсовых работ (проектов) - положительное решение принято. В связи с этим СПХФУ обратился в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования с предложением решить данный вопрос. От участников заседания поступило предложение внести данный вопрос в проект резолюции заседания. В Республике Беларусь вопрос о проведении итоговой аттестации в вузах в 2020 году решается Министерством образования.

Планируемые формы проведения аттестации в дистанционном режиме

СПХФУ следующим образом планирует проведение промежуточной и итоговой (при положительном варианте решения вопроса) аттестации:

- устное собеседование - опрос без подготовки;

- компьютерное тестирование;

- устное собеседование и компьютерное тестирование.

Кафедры имеют право выбора одного из вариантов.

В Казахском университете предполагается проведение итоговой аттестации в два этапа:

- письменный этап на платформе Moodle;

- в качестве структурированного практического экзамена - решение ситуационных задач.

Положительный опыт

Многие вузы - участники научно-образовательного кластера - начали внедрять электронное обучение в образовательный процесс задолго до введения карантинных мероприятий. Так, в ВГМУ еще в 2011 году для организации дистанционных технологий был создан отдел дистанционного обучения. Большинство вузов - участников научно-образовательного кластера - к началу карантина сформировали электронную информационно-образовательную среду. В качестве положительного опыта отмечено:

- использование массовых онлайн-курсов для обучения студентов по ряду дисциплин социально-гуманитарного блока (СПХФУ);

- разработка и государственная регистрация электронных учебно-методиче-

ских комплексов (ВГМУ);

- разработка локальных нормативных правовых актов по организации дистанционного обучения:

• положение о формировании электронной информационно-образовательной среды (ВГМУ);

• регламент организации и проведения промежуточной аттестации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (СПХФУ);

• инструкция для обучающихся по прохождению промежуточной аттестации в дистанционной форме (СПХФУ);

• маршрутный лист видеофиксации всего экзамена (СПХФУ);

• инструкция по созданию и заполнению электронных ведомостей (СПХФУ);

• инструкция по проведению итоговой аттестации (Ташкентский фарминститут);

• стандартная операционная процедура по проведению апелляции при дистанционной форме обучения (Казахский национальный медуниверситет);

• дорожная карта проведения промежуточной аттестации при дистанционной форме обучения (Казахский национальный медуниверситет);

- проведение видеоконференций с курсами (потоками) до 100 человек (Казахский национальный медуниверситет);

- организация производственной практики в условиях коронавирусной инфекции с заключением договоров информированного согласия со студентами (Сибирский медицинский университет);

- приобретение преподавателями навыков работы на новых образовательных платформах, навыков подготовки новых индивидуальных заданий для студентов.

Многие вузы решили проблему регистрации проведенных занятий и аттестации - так называемый «цифровой след».

Предложения участников

При обсуждении вопросов повестки дня от участников заседания поступили предложения:

- унифицировать цифровые образовательные порталы вузов;

- использовать дистанционное обучение для развития академической мобильности;

- решить вопрос о проведении итоговой аттестации в дистанционном формате;

- организовать проведение заседаний научно-образовательного химико-фарма-

цевтического кластера на постоянной основе.

Ректором СПХФУ проф. И.А. Нарке-вичем предложена повестка следующего заседания научно-образовательного химико-фармацевтического кластера. Участниками заседания выработан проект резолюции, который после обсуждения вузами-участниками подписан Координатором кластера. Резолюцией предусматривается:

1. Внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты специалитета и ординатуры Российской Федерации по специальности «Фармация» с целью создания нормативно-правовых оснований для проведения итоговой аттестации с использованием электронных технологий в дистанционном формате в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции,

2. Создание рабочей группы для подготовки предложений по проведению итоговой аттестации,

3. Поддержание инициативы по использованию в образовательном процессе массовых онлайн-курсов.

27 мая 2020 года состоялось очередное онлайн-заседание научно-образовательного химико-фармацевтического кластера высших образовательных учреждений стран СНГ на платформе Координатора кластера - Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Минздрава России (СПХФУ). Участники заседания - представители медицинских и фармацевтических учреждений образования Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан (всего 14 вузов). От Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета (ВГМУ) в онлайн-заседании приняли участие заведующие профильными кафедрами фармацевтического факультета, начальник отдела дистанционного обучения, начальник учебно-научно-производственного центра (УНПЦ) «Фармация» (7 человек).

На заседании были заслушаны следующие вопросы:

1. Актуальные проблемы и возможные пути унификации и совершенствования подходов к организации и ведению учебного процесса с использованием систем дистанционного обучения (СДО), используемых вузами-участниками НОМК при

осуществлении образовательного процесса.

2. Положительный эффект применения дистанционного обучения вузами-участниками НОМК. Обсуждение границ применения дистанционных образовательных технологий с целью повышения качества ведения образовательного процесса.

3. Организация приемной кампании в 2020 году в дистанционном формате. Техническое, организационное, методическое и иное сопровождение приема абитуриентов на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по фармацевтическим специальностям и направлениям подготовки.

4. Обсуждение возможностей вузов-участников НОМК по разработке совместных учебных и учебно-методических материалов, в том числе материалов, адаптированных для реализации учебных дисциплин посредством применения дистанционных образовательных технологий.

5. Совершенствование методического обеспечения подготовки фармацевтических кадров: разработка учебников организационно-управленческой направленности.

6. Межвузовская (международная) интеграция в рамках формата ДОТ: новые реалии и возможности (академическая мобильность с применением электронного обучения и ДОТ).

С приветственным словом к участникам онлайн-заседания обратился ректор СПХФУ, д. фарм. н., проф. И. А. Наркевич. Он акцентировал внимание участников на важности и значимости консолидации усилий университетов разных стран по развитию дистанционных технологий обучения, созданию единой научно-методической базы, постоянного обмена опытом, которые будут способствовать повышению качества образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По первому вопросу с докладом выступила проректор по учебной работе СПХФУ, к. фарм. н. Ю. Г. Ильинова. По результатам анкетирования представителей кластера она проанализировала подходы к использованию дистанционных технологий различными вузами, возможности использования единых платформ, отношение к дистанционному обучению преподавателей.

Всего в анкетировании приняли участие 200 человек из 12 организаций. Боль-

шинство респондентов (80 %) адаптировались к новым условиям дистанционного обучения, при этом 40 % - быстро и без особых затруднений. 64 % опрошенных удовлетворены процессом преподавания в дистанционном режиме. При этом 82 % анкетируемых отмечают, что в таких условиях работы увеличилась нагрузка на преподавателей. Большинство респондентов (82 %) также считает, что уровень качества получаемого обучающимися образования не меняется, однако при длительном использовании дистанционного обучения может снижаться (61 %).

69 % респондентов полагают, что дистанционное обучение в комбинации с традиционными форматами является предпочтительным и дает большие возможности (гибкость графика обучения, выбор технологий и средств, возможности асинхронного обучения и др.). В то же время есть ряд ограничений: невозможность формирования практических навыков, трудности организации контроля списывания, зависимость от технических средств и др.

Для повышения качества дистанционного обучения анкетируемые считают целесообразным следующее: разработку ЭУМК, включая видеоконтент; формирование системы оценивания результатов обучения в дистанционном формате; организацию площадок для регулярного обсуждения и обмена опытом по актуальным проблемам и методикам дистанционного обучения - конференций, симпозиумов, форумов; повышение уровня владения профессорско-преподавательским составом средствами информационных и коммуникационных технологий.

В рамках обсуждения второго вопроса с сообщениями выступили представители ВГМУ. Заведующий кафедрой фармацевтической химии с курсом ФПК и ПК, доцент А. К. Жерносек представил доклад на тему «Опыт кафедры фармацевтической химии ВГМУ в использовании дистанционных технологий в образовательном процессе». В частности, об использовании кафедрой в образовательном процессе смешанного обучения (blended learning) -образовательной технологии, которая объединяет «классно-урочную» систему и электронное обучение. На протяжении нескольких лет кафедра фармацевтической химии применяет технологию «перевернутый класс», которая сочетает в себе эле-

менты традиционного и дистанционного образования. Студенты в данном случае самостоятельно изучают лекции, размещенные на сайте дистанционного обучения, выполняют тесты к лекциям и занятиям, а в аудиторное время больше внимания уделяется сложным вопросам и формированию практических навыков. Лекции содержат фото-, видеоконтент, ситуационные задачи, оформленные в виде диалога с различным вариантом развития событий в зависимости от выбранного ответа. На кафедре сформирован также электронный каталог по фармацевтическим субстанциям. Прохождение всех видов заданий учитывается в портфолио и рейтинге студента.

Доклад на тему «Положительные результаты и новые возможности дистанционного обучения» представила начальник УНПЦ «Фармация» к. фарм. н., доцент В. В. Кугач. Отмечено, что до перехода на управляемую самостоятельную работу в университете была сформирована электронная информационно-образовательная среда. С 2011 года в ВГМУ работает отдел дистанционного обучения. Кафедрами разработаны и прошли государственную регистрацию 558 электронных учебно-методических комплексов, которые представлены на сайте дистанционного обучения и доступны для студентов. На самостоятельное изучение с дистанционным контрольным тестированием вынесено от 40 до 60% лекций. В электронном виде в библиотеке размещена часть учебников и периодических изданий, в репозитории - издания сотрудников ВГМУ и 4 издаваемых вузом научно-практических журнала. Университет имеет большой опыт компьютерного экзаменационного тестирования, которое проводится с 1997-1998 учебного года и которое курирует кафедра информационных технологий с курсом электронной библиотеки. Преподаватели и студенты имели опыт работы в дистанционном режиме на платформе Moodle.

С переходом на управляемую самостоятельную работу с элементами дистанционного обучения добавились занятия со студентами на платформе Zoom. Как положительный эффект дистанционного обучения кафедры отмечают расширение использования фото- и видеоконтента в образовательном процессе; возможность дальнейшего перевода текущего и экзаменационного консультирования, приема

теоретического раздела отработок в дистанционный режим; использование в будущем полученного опыта по курированию производственной практики (контроль правильности оформления отчетных документов, консультации студентов, связь с руководителями практики на рабочих местах, прием дифференцированного зачета). Главные достоинства дистанционного режима - возможность для студента изучать учебный материал в любом месте, в удобное для него время и с удобной скоростью. Для преподавателя - мобильность и возможность проконсультировать студента из любого места (например, при длительной командировке) и повышение уровня его навыков работы на новых платформах. В перспективе возможно расширение используемых электронных платформ (для контроля списывания, создания лекций) и перечня лекций, вынесенных на дистанционное изучение. При возвращении в обычный режим работы для повышения качества образовательного процесса целесообразно расширение дистанционного компонента. Однако для получения полноценного фармацевтического образования возможно формирование практических навыков только в очном режиме и, следовательно, необходимо разумное сочетание очных и дистанционных технологий.

С докладом об организации приема абитуриентов в 2020 году в дистанционном формате, его техническом, организационном, методическом и ином сопровождении выступил и.о. директора Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России, д. мед. н., проф. М. В. Черников. В соответствии с приказами Министерства науки и высшего образования (Минобрнауки), приемная кампания 2020 года в Российской Федерации будет осуществляться в дистанционном режиме. Пока не определены сроки ее проведения. Для подачи документов абитуриент должен будет зарегистрироваться в личном кабинете (веб-приложение «Приемная комиссия онлайн») и ввести следующие данные: фамилия, имя, отчество абитуриента, адрес проживания, номер телефона и адрес электронной почты, паспортные данные и номер документа об образовании (аттестат, диплом о среднем специальном образовании). Для двух последних

документов должны быть предоставлены сканированные копии. Вся введенная им информация будет отображаться в базе данных вуза, после распечатки которой формируется личное дело абитуриента, и в Федеральной информационной системе «Государственная итоговая аттестация».

Определенную озабоченность вызывает прием экзаменов у лиц, которые не сдавали единый государственный экзамен (ЕГЭ) и для которых приемные испытания должен организовать вуз. Документами Минобрнауки Российской Федерации данная процедура не прописана, все вопросы - идентификация личности, алгоритм проведения испытаний, контроль списывания - решает вуз. Волгоградским государственным медицинским университетом разработано Положение о проведении вступительных испытаний при приеме с использованием дистанционных технологий в 2020 году, утверждены программы вступительных испытаний. Планируется проведение компьютерного тестирования (65 тестов в течение 150 минут, оценка по 100-балльной шкале). До начала испытания абитуриент распечатывает бланк ответа. Тестирование проводится на платформе Moodle с использованием системы Zoom, веб-камеры, микрофона и прокто-ринга. Ведется аудиовидеозапись процедуры тестирования. Для идентификации личности абитуриент предъявляет на веб-камеру страницу паспорта с фотографией. По завершении тестирования сообщает об этом Проктору, в течение 20 минут сканирует (фотографирует) бланк с ответом и прикрепляет его в диалоговое окно платформы Moodle.

На онлайн-заседание научно-образовательного кластера был вынесен вопрос «Обсуждение возможностей вузов-участников научно-образовательного химико-фармацевтического кластера по разработке совместных учебных и учебно-методических материалов, в том числе материалов, адаптированных для реализации учебных дисциплин посредством применения дистанционных образовательных технологий». С сообщением «Совершенствование методического обеспечения процесса подготовки фармацевтических кадров: разработка учебников» выступила профессор кафедры управления и экономики фармации СПХФУ, д. фарм. н., доцент О. Д. Немятых. Она предложила структуру двух

учебников: «Управление и экономика фармации» и «Маркетинг в фармации». Над первым учебником в СПФХУ уже работали, подготовлено три блока информации. Необходимо подготовить раздел по теории и практике фармацевтического менеджмента. Университетам-членам кластера предложено участие в подготовке учебников по обеим дисциплинам. Для учебника по дисциплине «Управление и экономика фармации» вузам из стран СНГ рекомендовано подготовить главу «Организация лекарственного обеспечения в Республике Беларусь (Казахстан, Узбекистан») - каждому в своей стране.

Планируется, что учебник «Маркетинг в фармации» будет состоять из 9 глав. Наряду с разделами, посвященными основам маркетинга в фармации, фармацевтическому рынку, маркетинговым исследованиям, товару и товарной политике производителей, цене и ценовой политике, сбыту и сбытовой деятельности, продвижению и международному маркетингу, предлагается включить главу «Фармакоэкономика как инструмент современного маркетинга». Для участия в подготовке учебника по дисциплине «Маркетинг в фармации» координатор (СПХФУ) ждет предложений от участников кластера.

С докладом о подготовке учебно-методических материалов совместными усилиями участников кластера выступила начальник методического отдела Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России, к. фарм. н., доцент Ф. К. Серебряная. Она отметила, что при создании учебников, учебных пособий необходимо руководствоваться требованиями ФГОС по формированию компетенций -универсальных, общепрофессиональных, профессиональных обязательных (прежде всего) и рекомендуемых. Ф. К. Серебряная говорила о важности представления разработанных учебно-методических материалов на единой платформе. Например, за рубежом университеты активно используют Coursera - это проект в сфере массового онлайн-образования, в рамках которого осуществляется публикация образовательных материалов в интернете в виде набора онлайн-курсов. Возможно использование программного обеспечения Articulate storyline (предоставляет возможность раз-

работки учебных курсов с включением игрового компонента), iSpring Suite (программа разработки электронных курсов с тестами, опросами, аудио- и видеокомпонентами), других аналогичных программ: Adobe Captivate, Websoft CourseLab, Lectora Inspire, а также Gomo Learning (облачная платформа, обеспечивающая легкий доступ к учебным материалам), Elucidat (программа поддержки электронного обучения с большим количеством пользователей), Adapt Learning (установка для разработки SCORM-курсов). SCORM -международный стандарт для разработки электронного контента, позволяет наглядно демонстрировать практические навыки. Более 16 лет возглавляет список наиболее популярных стандартов дистанционного обучения, которым пользуются многие вузы Америки, Европы, Российской Федерации (Санкт-Петербургский государственный университет, Сеченовский университет, Российский университет дружбы народов, Московский государственный медицинский стоматологический университет, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова).

Ф. К. Серебряная предложила в проект резолюции включить пункты о разработке единых технических и методических требований к электронным ресурсам, обеспечении реализации профессиональных компетенций учебными пособиями, защите авторских прав, присвоении разработанным учебно-методическим материалам соответствующих грифов.

О межвузовской (международной) интеграции в рамках формата дистанционных образовательных технологий, новых реалиях и возможностях организации академической мобильности с применением электронного обучения говорила в своем докладе декан Школы Фармации Казахского национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова (КНМУ), д. фарм. н., проф. З. Б. Сакипова. Она проинформировала участников заседания, что университет осуществляет образовательный процесс на трех уровнях: бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD). Планируется открыть постдокторантуру. Реализует две программы: «Фармация» и «Технология фармацевтического производства». Стратегическим партнером КНМУ является СПФХУ, взаимодействие в соответствии с договором осуществляет-

ся с 2013 года. Действует трехсторонний договор между СПФХУ, КНМУ и компанией Pfizer.

Вузами-партнерами осуществляется совместная образовательная программа «Технология фармацевтического производства». Интегрирован учебный план; сходимость программ составляет более 70 %. Для студентов КНМУ организуются занятия на базе фармацевтических предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выполняются совместные научно-исследовательские работы студентов. По результатам работ студенты выступают с докладами на конференциях. Имеется много совместных публикаций. Академическая мобильность студентов имеет тенденцию роста.

Совместная образовательная программа между СПФХУ, КНМУ осуществлялась вначале на уровне бакалавриата, а с 2019 года и на уровне магистратуры. Теперь планируется первый год обучения для студентов на базе КНМУ, второй - в СПФХУ Согласованы темы магистерских диссертаций и назначены научные руководители от двух вузов-партнёров. Проведение итоговой государственной аттестации планируется с привлечением преподавателей двух вузов. По окончании обучения выпускнику будет выдаваться диплом с квалификацией «Технолог фармацевтического производства». КНМУ и СПХФУ стремятся к реализации программы двойных дипломов. Эта программа будет содействовать проведению совместных научных исследований, стажировок, курсов повышения квалификации для преподавателей.

Дистанционные образовательные технологии расширяют возможности академической мобильности студентов и преподавателей в рамках ЕАЭС. Дистанционное

обучение позволит студенту одновременно обучаться в своем вузе и вузе-партнере. Ему будет легче адаптироваться к программе обучения, осуществить выбор собственной образовательной траектории. Для преподавателей это большие возможности повышения квалификации, участия в мастер-классах.

Пилотный проект, который реализуется по академической мобильности между КНМУ и СПФХУ, достаточно успешен. 12 студентов, которые обучались в Санкт-Петербурге, 17 мая вернулись в Казахстан и после двухнедельного карантина приступили к занятиям. Демонстрируют высокий уровень знаний, в чем большая заслуга преподавателей СПФХУ. Всего около 100 студентов КНМУ на уровне бакалавриата прошли обучение в СПХФУ плюс студенты магистратуры и PhD-докторантуры.

Дистанционное обучение покажет, что необходимо доработать, улучшить в образовательном процессе.

В заключительном слове ректор СПХФУ, д. фарм. н., проф. И. А. Наркевич поблагодарил докладчиков, предложил создать рабочие группы по организации дистанционного обучения, подготовке совместных учебников, а также провести он-лайн-конференцию по развитию дистанционных образовательных технологий.

Адрес для корреспонденции:

210009, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», начальник УНПЦ «Фармация», тел. раб.: 8 (0212) 60 14 08, е-таИ:укикаск@таИ. ги, Кугач В.В.

Поступила 01.06.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.