Научная статья на тему 'Платформы для онлайн-образования в России'

Платформы для онлайн-образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1772
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МООС / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ / ИНТЕРНЕТ / RUSSIA / ONLINE EDUCATION / UNIVERSITIES / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова София Александровна

В XXI в. наблюдается стремительное развитие науки и техники. В таких условиях корпорациям необходимы сотрудники, способные работать с новейшим оборудованием и быстро приспосабливаться к новым технологиям. Для подготовки таких специалистов необходимо изменить процесс их подготовки. Данная проблема поднималась на IX Гайдаровском форуме, где было высказано мнение, что цифровизация станет одним из основных трендов образования и качественно изменит процесс обучения. Цифровизация образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. Наиболее удобным инструментом цифровизации можно считать онлайн-обучение. В России онлайн-образование существует достаточно давно, но широкого распространения не получило из-за того, что большинство платформ является платными и не рассчитано на большую аудиторию. Россия может стать перспективной страной для развития конкурентоспособных специалистов. Но для этого необходимо активное внедрение инструментов цифровизации образования и активная их популяризация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLATFORMS FOR ONLINE EDUCATION IN RUSSIA

In the XXI century, there is a rapid development of science and technology. In such conditions, corporations need employees who are able to work with the latest equipment and quickly adapt to new technologies. For the training of such specialists it is necessary to change the process of their preparation. This problem was raised at the IX Gaidar Forum, where it was suggested that digitalization will become one of the main trends in education and will qualitatively change the learning process. The reform of digitalization of education consists in equipping educational institutions with high-quality software, for example, information systems that allow access to educational resources, the results of modern research and development, electronic scientific libraries in various languages of the world. The most convenient digitalization tool can be considered online learning. In Russia, online education has been around for a long time, but it has not gained widespread acceptance due to the fact that most of the platforms are paid and not intended for a large audience. With an increase in the number of available educational platforms, Russia can become a promising country for the development of competitive specialists. But this requires the active introduction of digitalization tools for education and their active popularization.

Текст научной работы на тему «Платформы для онлайн-образования в России»

УДК 001.92

ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В XXI в. наблюдается стремительное развитие науки и техники. В таких условиях корпорациям необходимы сотрудники, способные работать с новейшим оборудованием и быстро приспосабливаться к новым технологиям. Для подготовки таких специалистов необходимо изменить процесс их обучения. Данная проблема поднималась на IX Гайдаровском форуме, где было высказано мнение, что цифровизация станет одним из основных трендов образования и качественно изменит процесс обучения. Цифровизация образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. Наиболее удобным инструментом цифровизации можно считать онлайн-обучение. В России онлайн-образование существует достаточно давно, но широкого распространения не получило из-за того, что большинство платформ является платными и не рассчитано на большую аудиторию. Россия может стать перспективной страной для развития конкурентоспособных специалистов. Но для этого необходимо активное внедрение инструментов цифровизации образования и активная их популяризация.

Ключевые слова: Россия, МООС, онлайн-образование, вузы, Интернет

София Александровна Степанова

магистрант Санкт-Петербургского

государственного химико-фармацевтического университета; Санкт-Петербург, Россия е-mail: sofenok.biolog@yandex.ru

В XXI в. наблюдается стремительное вхождение человечества в информационную цивилизацию. Образовательная среда в информационном обществе подвергается существенным изменениям, в результате чего появляются как новые возможности получения знаний, так и новые ограничения. Сформировавшееся на наших глазах «цифровое поколение», большую часть своего времени проводящее в Интернет-реальности, в интерактивном взаимодействии с пользователями сетевого пространства, не может и не хочет учиться по-старому. Поэтому неудивительно, что одним из основных трендов современного образования становится цифрови-зация, которая должна качественно изменить процесс обучения.

По замечанию Р. Сулейманова, руководителя управления информационных технологий МГПУ, «цифровое образование — широкое понятие. Сюда включаются и массовые открытые онлайн-курсы, и системы управления образованием (ЪМБ), позволяющие осуществлять смешанное обучение, и использование новых технологий: дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, достижений робототехники. Однако на данный момент в России цифровое образование почти не развито даже в контексте прохождения отдельных курсов в цифровой среде, не говоря о проведении химических опытов с помощью виртуальной реальности. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, в дополнительном школьном образовании доля он-лайн-обучения — 2,7%. По прогнозам экспертов, к 2021 году доли увеличатся до 1,5% и 6,8% в общем и дополнительном школьном образовании соответственно» (Сулейманов, 2018). Представляется, что ситуация в высшей школе не намного лучше, чем в системе общего образования. «Такого явления, как "цифровой университет»", на сегодняшний день не существует» (Андреев, 2018).

Цифровизация образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира (Кудлаев, 2018).

Наиболее удобным инструментом цифровизации можно считать онлайн-обучение. В России онлайн-образование существует доста-

точно давно, но широкого распространения не получило из-за того, что большинство платформ является платными и не рассчитано на большую аудиторию. Все образовательные платформы России можно разделить на три категории:

— Онлайн-образовательные программы;

— Платформы, предоставляющие отдельные онлайн-курсы;

— Библиотеки обучающего видео (данный формат постепенно уходит в прошлое, так как структурированные курсы лучше воспринимаются слушателями).

Одной из наиболее известных библиотек видео-лекций является Лекториум (Lektorium.tv). Просветительский проект был запущен в 2009 г. Я. Сомовым как первая в России платформа для записи и хранения онлайн-лекций. «В сущности, замысел тот же, что у Массачусетского технологического института (MIT) с его программой OCW (Open Course Ware). Хотя мы узнали о ней только в 2010 году. И потом вошли в OCW-консорциум, ныне Open Education Consortium, который представляет собой объединение сторонников открытого образования.

До 2013 года „Лекториум" развивал именно это направление. Поскольку вузы не умели делать контент самостоятельно, нам приходилось либо создавать его на заказ, либо предоставлять им „грант" — бесплатно записывать для них лекции. В общей сложности на текущий момент у нас почти 4000 лекций. Это самая большая медиатека образовательного академического видео в Рунете. Сейчас это объединенная платформа для массовых публикаций открытых онлайн-курсов и самого большого открытого архива видео лекций на русском языке» (Спиридонов, 2016). С Лекториумом сотрудничают самые различные организации от высших учебных заведений (СПбГУ, Томский политехнический университет и др.), музеев (Государственный музей истории Санкт-Петербурга) до коммерческих компаний (BIOCAD, ПАО Сбербанк). Самое основное, что доступ ко всем лекциям и курсам бесплатный и материал можно просматривать вне зависимости от образования и уровня подготовки.

В этом же году была создана некоммерческая организация «Национальный открытый университет "ИНСТИТУТ"». Ректор университета Галина Александровна Герасина. Организация представляет более 700 курсов, посвященных преимущественно

сфере информационных технологий, и в связи с этим основными партнерами данной организации являются компании «Intel», «Microsoft», Интернет-Университет суперкомпьютерных технологий и т. д. Основная масса курсов находится в свободном доступе, но среди них есть платные. По окончании курса можно получить электронный сертификат.

В 2010 г. на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого была создана платформа «Открытый Политех». Проект активно поддерживают ведущие вузы страны (ИТМО, МГУ, МФТИ, СПбГУ, СПХФУ). Основной задачей проекта является продвижение электронного обучения и внедрение дистанционных технологий в образование. Данная платформа активно сотрудничает с аналогичной платформой «Открытое образование». Курсы находятся в свободном доступе, нет особых требований к образованию и уровню подготовки.

Современные технологии позволяют создать не только компьютерные сайты, но и мобильные приложения для обучения. Ярким примером такого бесплатного приложения является проект «Университет в кармане». Проект был запущен в 2012 г. М.А. При-ходько. У этого проекта достаточно интересная и долгая история, которой создатель делится в интервью глобальной творческой мастерской CITYCELEBRITY: «...в основе "Университета в кармане" лежит другой проект, которым я занимаюсь еще с 2006 года. Тогда мой отец — Александр Яковлевич — предложил мне попробовать преподавать в вузе и сказал: "Чтобы тебе не было скучно, напиши программу для студентов, чтобы их тестировать и не думать о том, как им сдавать зачет, а тебе как ставить оценки". Из этой программы за три года родилась полноценная авторская система дистанционного обучения. Но к 2009 году семья стала понемногу роптать, потому что я сидел и писал программу каждый день до двух-трех ночи (вообще, это нормальный такой стартаперский режим). И тогда стало понятно — либо это остается на уровне хобби, но тогда стоит все это бросить, потому что проект отнимает очень много времени, либо делать из этого что-то серьезное. Я решил делать серьезное и пошел в 2009 году в Зворыкинский проект, где мне немного поменяли мировоззрение, потому что до этого, особенно, как любят говорить инвесторы, я был настоящий технарь и вообще не думал, что из этого можно начать делать бизнес.

В том же 2009 году я получил под тот проект инвестиции, которые мы не очень удачно потратили, но зато получили хороший опыт. В конечном итоге на этой основе я запустил проект по подготовке к сдаче тестов в вузах (http://www.argusm-edu.ru). А дальше мне этого стало мало, в проекте не было целостного продукта, и поэтому всю зиму я думал, как его улучшить, поговорил со своими студентами, и появился полноценный проект, который может помочь человеку решить все его задачи в учебе от начала и до конца» (Леошина, 2012). На данный момент проект представляет собой Онлайн-платформу и экосистему мобильных приложений для решения любых учебных задач. Открытая платформа для разработчиков: база знаний, образовательные сервисы по API, аудитория. Сервис для преподавателей: тесты, микро-курсы, методическая работа. Сотни мобильных приложений для учащихся в единой среде. Особенностью данной платформы является наличие всех необходимых ресурсов для разработки и внедрения приложений в сфере образования. Можно найти ответы на вопросы любого уровня сложности; доступ как к самому приложению, так и к его материалам бесплатный.

Не только отечественные разработчики заинтересованы в получении широкой аудитории. Иностранные компании также стремятся к адаптации своих курсов для российских слушателей. Данной работой в России активно занимается платформа «Coursera». Проект стартовал в 2012 г. Ориентирована платформа, в первую очередь, на тех, кто хочет самостоятельно улучшить свои профессиональные навыки, расширить представления о той или иной области знаний, повысить свою привлекательность в глазах серьезных работодателей.

С «Coursera» сотрудничают не только образовательные учреждения, но и ведущие культурные организации. Обучение на курсах — бесплатное, платным является только доступ к книгам и получение сертификата.

В 2013 г. Д.Ю. Гужеля запустил проект «Универсариум» (universarium.org). Это открытая система российского электронного образования, созданная при поддержке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского физико-технического института, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, РИА «Наука» и Агентства

стратегических инициатив. Основные направления системы — это гуманитарные науки, экономика, физика, математика, химия, биология, астрономия. Доступ к лекциям бесплатный и не зависит от образования и подготовки. «Мы занимаемся не просто копированием университетских курсов — скорее создаем новый формат, что-то вроде научно-популярного академизма. Это не тупая зубрежка по учебнику и не курсы, где улыбающийся человек с экрана вещает, как заработать миллион долларов, ничего не делая. Мы оставляем в курсах много академических основ, но привносим новые нотки, то, что делает получение знаний по-настоящему интересным. Достаточно сложно объяснить словами. Это можно почувствовать. Надеюсь, будет видно в курсах» (Чеботарь, 2014).

Данная платформа имеет уже давно отработанную и интересную систему построения курсов. Наглядная схема построения образовательных курсов представлена на рис. 1.

Стоит также отметить появившуюся в 2013 г. платформу Stepik. Ее особенностью является возможность любому пользователю создавать свой онлайн-курс, группировать курсы по собственному желанию, создавать свою библиотеку курсов. Все курсы находятся в свободном доступе и не имеют ограничений по образованию и уровню подготовки.

области»!»**

■мОДШГНна Ш1«Ш1м4 ССгчны* муки

муки

Рис. 1. Схема построения курсов платформы онлайн-образования «Универсариум» (иКЪ:Ыйрз://итуег8агшт.ог§/родес^

В 2015 г. при поддержке Минобрнауки был запущен проект «Открытое образование» — национальная платформа для онлайн-образования. Особенностью данной платформы является возможность просмотра успеваемости учащихся и получение сертификата о прохождении программ, который мог бы приравниваться к прохождению дисциплины в очной форме. Сданной платформой сотрудничают ведущие вузы страны (МГУ, СПбГУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, ИТМО, СПХФУ). Курсы доступны при любом образовании и уровне подготовки. Курс состоит из видео-лекций, презентаций, краткого конспекта лекций, заданий для самостоятельной работы и тестов, в конце каждой темы проходит аттестация по теме.

На Национальном портале «Открытое Образование» на сегодняшний день сертификат о прохождении Массового открытого онлайн-курса (МООК) для физических лиц стоит 1800 руб., а для юридических (в случае заключения, например, сетевого договора с организацией) 1000 руб.

На рынке существует ряд платных образовательных платформ, таких как «Университет без границ», «Zillion», «Синергия» и др.

При наличии такого обилия различных образовательных платформ стало интересно как много о них знают, насколько эффективными считают и, если используют, то какие. Для сбора интересующей информации был проведен интернет-опрос учащихся и сотрудников Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета. Как выяснилось в результате опроса, большинство опрошенных (77,4%) считают онлайн-платформы удобным способом получения дополнительных знаний, часть респондентов придерживается противоположной точки зрения (12,9%), некоторые респонденты (2,5%) не были осведомлены о наличии такого способа получения информации (результаты опроса представлены на рис. 2).

Среди самых популярных платформ оказался проект «Открытое образование» (скорее всего, это обусловлено наличием на данной платформе курсов СПХФУ), следующими по популярности оказались «Coursera» и «Moodle». Стоит также отметить, что достаточно высокий процент респондентов не пользуются онлайн-платформа-ми (результаты опроса представлены на рис. 3).

При выборе платформы для онлайн-обучения на первом месте оказалась актуальность получаемой информации, и только потом

Рис. 2. Отношение опрошенных к онлайн-образовательным платформам

Рис. 3. Популярность образовательных платформ

следует наличие бесплатных курсов. Наличие удобного интерфейса и надежность платформы также играют немаловажную роль, что говорит о важности репутации для подобных сервисов (результаты опроса представлены на рис. 4).

Стоит также отметить, что большинство опрошенных считают основным недостатком отечественных платформ не плохое техническое обеспечение, а недостаточную информированность населения о подобных образовательных проектах и отсутствие проверенной методики составления курсов, что говорит о качестве отечественных проектов, однако наши проекты все еще отстают от зарубежных, о чем свидетельствует наличие проблем с акту-

Рис. 4. Основные факторы, влияющие на выбор образовательной платформы

Рис. 5. Основные недостатки отечественных образовательных онлайн-платформ

альностью информации, предоставляемой нашими платформами (результаты опроса представлены на рис. 5).

На данный момент в России существуют собственные образовательные онлайн-платформы с хорошим контентом, но появились они достаточно недавно и существенно отстают от зарубежных аналогов — как по актуальности предоставляемой информации, так и по популярности. При достаточном информировании населения о наличии отечественных образовательных платформ с контентом хорошего качества Россия может стать перспективной страной для развития онлайн-образования и конкурентоспособных специалистов. Но для этого необходимо активное внедрение инструментов цифровизации образования и активная их популяризация. Этот процесс позволит повысить качество образования, позволяя будущим специалистам лучше ознакомиться с реальным миром, в особенности с современными технологиями не только в России, но и за рубежом. Платформы онлайн-образования позволят создать эффективную систему переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Список литературы

Андреев И. Тезисы о цифровом образовании // ITMO NEWS. 2018, 22 марта URL: http://news.ifmo.ru/ru/blog/53/ (Дата обращения: 20.11.2018).

Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. 2018. № 31. С. 3-7. URL: https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 29.11.2018) (Дата обращения: 20.11.2018).

Леошина Л. Проект «Университет в кармане» [интервью с создателем проекта «Университет в кармане» М. Приходько]. 2012. URL: http:// citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=44808) (Дата обращения: 20.11.2018).

Спиридонов М. «Как онлайн-образование реально меняет школы и вузы» [интервью с основателем библиотеки видео-лекций «Лекториум» Я. Сомовым]. 2016. URL:https://secretmag.ru/trends/players/yakov-somov-lektorium-chudo-chto-my-ne-razorilis.htm (Дата обращения: 20.11.2018).

Сулейманов Р. Правда и ложь о цифровом образовании / / Учительская газета. 2018. 3 июля. № 27. URL: http://www.ug.ru/archive/75140 (Дата обращения: 20.11.2018).

Чеботарь Н. «Про кванты информации, объединение университетов и коричневые шторы» [интервью с идейным вдохновителем первой русской MOOC-платформы «Универсариум» Д. Гужеля]. 2014. URL: http://www.

edutainme.ru/post/eto-ne-tupaya-bubnyezhka-po-uchebniku-i-ne-kursy-kak-zarabotat-million/ (Дата обращения: 20.11.2018).

PLATFORMS FOR ONLINE EDUCATION IN RUSSIA

Sofia A. Stepanova

Master student

Saint-Petersburg State Chemical Pharmaceutical University

St. Petersburg, Russia

sofenok.biolog@yandex.ru

In the XXI century, there is a rapid development of science and technology. In such conditions, corporations need employees who are able to work with the latest equipment and quickly adapt to new technologies. For the training of such specialists it is necessary to change the process of their preparation. This problem was raised at the IX Gaidar Forum, where it was suggested that digitalization will become one of the main trends in education and will qualitatively change the learning process. The reform of digitalization of education consists in equipping educational institutions with high-quality software, for example, information systems that allow access to educational resources, the results of modern research and development, electronic scientific libraries in various languages of the world. The most convenient digitalization tool can be considered online learning. In Russia, online education has been around for a long time, but it has not gained widespread acceptance due to the fact that most of the platforms are paid and not intended for a large audience. With an increase in the number of available educational platforms, Russia can become a promising country for the development of competitive specialists. But this requires the active introduction of digitalization tools for education and their active popularization.

Keywords: Russia, online education, universities, Internet

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.