Научная статья на тему 'О работе над стилистической окраской слова в начальной школе'

О работе над стилистической окраской слова в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1535
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА / СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ / ОБУЧЕНИЕ СТИЛИСТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе над стилистической окраской слова в начальной школе»

метакогнитивных способностей - способностей видеть себя «над решением проблемы» и корректировать стратегии самоуправления и, во-вторых, отметить, что обучение учителей на основе индивидуализированных программ находится в русле мирового развития и педагогики, и дидактики, в отдельных аспектах, опережая их развитие.

Библиографический список

1. Добровольский А. Новая дидактика / А. Добровольский. — Т. 2. - Варшава, 1968. - С. 70.

2. Проблемы сознания в российской психологии: Учебное пособие. - М., 2004. - 232 с.

3. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. - Тбилиси, 1961. -210 с.

4. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education From Pedagogy to Andragogy. - Chicago, 1980. - 273 p.

О.Н. Шумкина

О РАБОТЕ НАД СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОКРАСКОЙ СЛОВА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: стилистическая окраска слова, стилистическое понятие, обучение стилистике в начальной школе, коммуникативная компетенция, развитие личности младших школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования цели образования представлены в виде системы ключевых задач, определяющих требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучения. Формулировки стандарта указывают качества личности или виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения. Значительное место среди них занимают требования к формированию коммуникативной компетенции учащихся. Так, среди личностных результатов названы ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, среди метапредметных - умения использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Для достижения указанных результатов в языковом развитии младших школьников особую актуальность приобретает организация работы функционально-стилистического характера. Работа над стилистическими понятиями позволит также добиться предметных результатов изучения курса «Русский язык»: овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и др. [1].

Хотя стилистика не выделяется в начальном образовании в самостоятельный предмет изучения, ученые (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Л.П. Федорен-

© Шумкина О.Н., 2013

ко, Т.И. Чижова и др.) подчеркивают необходимость ее рассмотрения «с начала обучения ребенка в школе, ибо чем раньше начнется целенаправленное развитие его языкового вкуса, тем большими гарантиями в плане соблюдения требований культуры речи он будет обладать» [2]. Младший школьный возраст характеризуется повышенной сензитив-ностью для усвоения лексики, осмысления соотношения формы и содержания языковых единиц - это период интенсивного формирования языковой способности, особого чутья ребенка к явлениям языка. Для письменной речи младших школьников характерно «использование разговорной и просторечной лексики, активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлеченно-обобщенным значением; продуктивность слов с суффиксами субъективной оценки, лексики с эмоционально-экспрессивной окраской, относительная бедность лексики. В текстах встречаются устойчивые сочетания с разговорной, просторечной и книжной окраской, устойчивые речевые стандарты» [3]. Выполнение словарно-стилистических упражнений, анализ текстов учебников русского языка и литературного чтения будет способствовать формирующейся у детей потребности выражать свои мысли и чувства в адекватной форме, использовать стилистические ресурсы в различных ситуациях общения.

Одно из опорных понятий, с которого начинается изучение стилистики в начальной школе, - стилистическая окраска слова. Стилистическая окраска слова - это «дополнительный компонент значения языковой единицы социального, эмоционального, оценочного характера, дополняющий основную семантику и в силу этого ограничивающий ее употребление (определенной речевой ситуацией, стилем, жанром, контекстом)». [4, С. 17]. Стилистическая окраска слова может быть эмоционально-оценочной, дополняющей семантику языковой единицы эмоциональным, оценочным (и в связи с этим - экспрессивным) компонентом, и функционально-стилистической, дополняющей семантику языковой единицы указанием на сферу ее употребления.

Анализ стилистической окраски слова, как и вся лексическая и стилистическая работа в начальных классах, проводится на уроках русского языка (через вкрапление стилистических акцентов, где это возможно, при изучении грамматических тем), развития речи, чтения. Данное понятие формируется при выполнении практических лекси-ко-стилистических упражнений: объяснение значения слова (семантизация), выяснение сочетаемости нового слова и его выразительных возможностей, включение слов в собственную речь (активизация словаря). Учащиеся объясняют значение слов, включают слова в составляемые словосочетания и предложения, находят и употребляют их в определенных коммуникативных ситуациях, в текстах, имеющих различную стилистическую принадлежность, исправляют неудачно выбранное слово (редактируют текст). Рассматриваемое понятие связано с понятиями из лексики и фразеологии («слово», «значение слова», «употребление слова», «сочетание слова с другими словами», «синоним», «синонимический ряд», «выбор слова», «поговорка» и др.), из словообразования («образование слова», «значение суффикса»), из стилистики («разговорная речь», «детская речь», «письменно-книжная речь», «язык художественных произведений»). Работа над стилистической окраской слова в начальных классах направлена на развитие следующих умений: замечать в тексте стилистически окрашенные языковые средства и соотносить их со сферой употребления; чувствовать эмоционально-оценочные коннотации слов; располагать эмоционально-оценочные слова по степени возрастания или убывания какого-либо качества; образовывать сочетания данных слов в зависимости от оттенка значений; употреблять в речи стилистически окрашенные слова в зависимости от содержания и цели высказывания.

Вопросы формирования данного понятия в начальной и средней школе рассматривались в трудах М.И. Омороковой, В.К. Ягодовской, М.Т. Баранова, В.Е. Мамушина, Ю.П. Плотниковой, И.И. Просвиркиной, Л.П. Федоренко и др. Ученые сходятся во мнении в том, что данный аспект стилистической работы значительным образом сказывается на развитии речи школьников. Согласно закономерностям развития речи, сформулированным Л.П. Федоренко, речь усваивается, если приобретаются способности понимать лексические и грамматические языковые значения, чувствовать выразительные коннотации языковых значений.

Роль эмоционально окрашенной лексики в развитии речи, а значит и личности младших школьников заключается в том, что стилистическая окраска связана с выражением определенного отношения (оценки) говорящего к адресату сообщения, положительного или отрицательного. Работа над ней, выяснение, какие чувства, оценку она выражает, влияет на формирование у ребенка нравственной позиции, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, ответственности за свои поступки. Так, в словах-«характеристиках» умница, пустомеля, трудяга, лодырь, ябеда оценка настолько ярко и определенно выражена, что дети редко ошибаются в их употреблении. Они часто употребляют подобные слова в поговорках, дразнилках, штампованных колкостях, осуждающих или поощряющих сверстников, их отдельные черты характера, поведение по речевой манере, по отношению к труду. Однако учителю важно научить ребенка находить правильную форму выражения своих эмоций, не только отрицательных, но и положительных, опираясь на моральные нормы, принятые в обществе. М.А. Рыбникова замечала, что «словесник, отворачивающийся от детских поговорок и дразнилок, лишает себя возможности войти в детский мир и изучить специфику языка школьника младших и даже средних классов», задача школы - «помочь перешагнуть через этот упрощенный поговорочный репертуар в более сложный мир серьезных художественных характеристик» [5, С. 208]. Анализ эмоционально-оценочной лексики станет основой для работы над поговорками и фразеологизмами, над характеристикой персонажа в художественном произведении и станет шагом к достижению указанных выше личностных результатов. Чтобы научить детей правильно употреблять оценочную лексику, должна вестись специальная работа, основанная на следующих принципах: определение словаря-минимума, содержащего слова, необходимые для выражения отношения к моральным ценностям общества, овладения моральными нормами и способами реализации этих норм; усвоение лексики в единстве с нравственным развитием детей и др. [6]. При анализе слов, нейтральных в своем основном значении, но получивших яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении (напр., петь, шипеть, пилить, зевать, моргать применительно к человеку), а также экспрессивной лексики со стилистическими пометами в словарях: «высокое», «шутливое», «ироническое», «бранное», «презрительное», «ласкательное» и т.п., - дети осмысливают их иносказательное значение, образность, создаваемый с их помощью комический эффект, учатся различать «книжные» и «разговорные» слова, ощущать уместность употребления данной лексики.

Умение различать стилистически окрашенные лексические единицы является основным компонентом содержания работы над синонимией, т.к. «стилистическая окрашенность единицы языка (книжной или разговорной, имеющей определенную эмоционально-оценочную, функционально-стилистическую окраску) воспринимается его носителями наиболее ярко на фоне нейтрального синонима, доминанты синонимического ряда» [7]. На различении экспрессивных синонимов (напр., есть - вкушать, смотреть - взирать - глазеть) основывается работа над книжной (высокой), разговорной и просто-

речной (сниженной) лексикой. Интересное, на наш взгляд, упражнение, способствующее более точному пониманию значения синонимов и их активизации в речи учащихся, - градация синонимов по стилистической окраске. Проф. М.Р. Львов, давший в своих трудах образцы творческой работы над значением слова, определил его так: это «упражнение состоит в расположении синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо оттенка их значения или стилистической окраски, например: большой, огромный, гигантский; глаза (нейтр.), очи (приподн.), зеницы (трад.-поэт.)» [8, С. 43]. Учитывая, что отношения между членами синонимического ряда могут быть выражены формулой «плюс», «ноль», «минус», возможно выполнение упражнения на графическое моделирование (расположение на числовой оси): выставить (-), прогнать (0), изгнать (+). Подобный анализ семантико-стилистических синонимов способствует развитию уместности и выразительности речи.

Следующий аспект в работе над стилистической окраской заключается в том, что оценочные значения могут быть обусловлены не номинативными свойствами слова, а словообразованием (преимущественно суффиксами субъективной оценки). При изучении раздела «Состав слова», при чтении художественных произведений (особенно устного народного творчества, песен, сказок) следует обратить внимание на разницу в семантике суффиксов уменьшительно-ласкательности (-ец (братец), ок-ек, (голосок-горошек), -иц- (книжица), -к- (речка), -ушк- (избушка), и др.), пренебрежительности (-ишк- (домишко), -онк- (мальчонка), -ашк- (старикашка) и др.), увеличительности (-ин- (детина), -ищ- (голосище). В учебниках по русскому языку и по литературному чтению имеется большое количество слов с суффиксами субъективной оценки, и хотя нет целенаправленных установок на употребление данных слов в речи, языковой материал позволяет организовать работу над их значением. К примеру, в учебнике «Русский язык» для 2 класса (авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) упражнение 116 включает слова: голос, голосок, голосочек, голосище, голосить, голосовые (связки), заголосить. Дано задание: «Прочитай слова. Что общего между этими словами? Почему? Объясни. Запиши эти слова. Обозначь в них корень. Придумай сочетания этих слов с другими словами. Например: тихий голос, тонкий голосок». В качестве дополнительных учитель может дать классу такие задания: объясните разницу в значениях слов голосок и голосочек; проследите, как меняется значение слов голосок, голос и голосище; положительное или отрицательное отношение к человеку выражают данные слова; составьте с данными словами предложение; приведите примеры слов с подобными суффиксами; что означают выражения сказал тихо, сказал тихонько, сказал тихохонько. При выполнении подобных заданий школьники обращают внимание на различия и оттенки значений данных слов, учатся выбирать наиболее подходящие для данной речевой ситуации слова. Отметим также, что неоправданное употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски вызывает стилистические ошибки, нарушающие единство стиля, семантическую и стилистическую сочетаемость слов. Однако выявить подобные ошибки можно только в тексте, поэтому за основу обучения должен быть взят текст художественного стиля в сопоставлении с другими стилями.

Таким образом, целью работы над стилистически окрашенной лексикой является развитие у младших школьников стилистических умений, направленных на распознавание, анализ, отбор и самостоятельное употребление в речи слов со стилистической окраской в различных речевых условиях, умений выбрать наиболее точный по значению, уместный, выразительный, яркий вариант высказывания. Стилистически окрашенная лексика русского языка имеет для этого богатые возможности.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

2. Асташов Н.А. Условия и возможности функционально-стилистической дифференциации письменной речи учащихся 3 класса: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1984 // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogi-ka-13-00-02/dissertaciya-usloviya-i-vozmozhnosti-funktsionalno-stilisticheskoy-differentsiatsii-pismennoy-rechi-uchaschihsya-3-klassa#ixzz2BRo5uaRe

3. Рукк М.Ф. Стилистиче ские характеристики речи учащихся 3-4 классов: с применением мате -матических методов: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2003. (Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat URL: http://www.dissercat.com/content/stilisticheskie-kharakteristiki-rechi-uchashchikhsya-3-4-klassov-s-primeneniem-matematichesk#ixzz2BjHCYnOR)

4. Десяева Н.Д. Стилистика современного русского языка: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, С.А. Арефьева. - М.: Академия, 2008.

5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного творчества / М.А. Рыбникова. - М., 1945.

6. Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника / В.И. Яшина // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1986

7. Десяева Н.Д. Стилистика современного русского языка: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, С.А. Арефьева. - М.: Академия, 2008.

8. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.