О.И. МАКСИМКИНА, доцент, декан факультета дополнительного образования М.В. КИСЕЛЕВА, доцент, куратор Малой школьной академии
О работе Малой школьной академии в системе довузовской подготовки
В статье представлена модель организации довузовской подготовки школьников в условиях Малой школьной академии, созданной при Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева. Обозначены преимущества использования в ней дистанционной формы обучения. Охарактеризованы составляющие ее успешной деятельности.
Ключевые слова: довузовская подготовка, профессиональная ориентация, учебно-исследовательские школы, Малая школьная академия.
Формирование контингента обучающихся - одна из важнейших задач Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 годы. Актуальность ее решения обусловлена как падением привлекательности профессии учителя в обществе, так и снижением уровня базовой подготовки выпускников школ по общеобразовательным предметам. Именно поэтому возникла необходимость создания в институте особой модели организации довузовской подготовки школьников, позволяющей выстроить действенную систему их профессиональной ориентации, а также повысить качество их обучения. При этом наша позиция такова: в процессе довузовской подготовки не ставится цель заменить ею школу, выполнить ее функции; профориентация должна быть сосредоточена не только на систематизации и углублении имеющихся у школьников знаний, но и на формировании у выпускников навыков учебно-исследовательской деятельности.
Следует отметить, что становление и развитие системы довузовской подготовки в институте проходило постепенно.
На первом этапе задача создания условий для учебно-исследовательской деятельности старшеклассников не ставилась, усилия преподавателей института были сосредоточены на организации учебной деятельности учащихся образовательных учреждений и ограничивались рамка-
ми курсов подготовки к поступлению в вуз, а также производственно-педагогической практикой. На данном этапе был изучен опыт работы различных вузов в сфере углубленной предметной подготовки школьников [1].
Вторым этапом данной работы явилось создание при МордГПИ им. М.Е. Евсевьева в течение 2009/2010 учебного года пяти учебно-исследовательских школ: физико-математической, биолого-химической, школы филолога, историко-общество-ведческой и школы иностранных языков «Языковая мозаика». Деятельность школ нацелена на повышение эффективности
формирования ключевых образовательных и социальных компетенций учащихся.
На третьем этапе с целью консолидации материально-технических, учебно-методических, кадровых, информационных ресурсов учебно-исследовательских школ, обеспечения благоприятных условий для творческого развития одаренных детей, налаживания тесного взаимодействия педагогов с учеными республики, удовлетворения потребностей одаренных детей в творческой самореализации при МордГПИ создана Малая школьная академия (МША).
Малая школьная академия - это инновационное структурное подразделение Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, обеспечивающее реализацию образовательных программ дополнительного общего среднего образования по предметам естественно-научного и гуманитарного (общественно-научного и лингвистического) циклов, организованное в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании » в части удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства, а также оказания учащимся поддержки в личностном развитии путем привлечения их к выполнению исследовательских работ, к разработке учебно-исследовательских проектов. Академия является также функциональным звеном Центра коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования» (МБЦПО).
Задачами академии являются:
■ развитие посредством учебно-исследовательской деятельности креативного и аналитического мышления учащихся, их личной инициативы;
■ выявление интеллектуального потенциала одаренных детей, формирование у них компетенций, необходимых для разработки и выполнения учебно-исследовательских проектов;
■ реализация программ дополнительного образования школьников по предме-
там естественно-научного и гуманитарного циклов;
■ предоставление учащимся учреждений общего образования (в первую очередь - Республики Мордовия, но также России и стран ближнего зарубежья) дополнительных возможностей для углубленного изучения предметов; подготовка к тематическим неделям, проводимым в МордГПИ, и предметным олимпиадам школьников различного уровня;
■ создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников сельских общеобразовательных учреждений, расположенных в отдаленных от научных центров пунктах, при прохождении ими вступительных испытаний в вузы; углубленная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ;
■ проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся, технологическим обеспечением которых является составление индивидуальных образовательных программ;
■ сотрудничество с российскими и международными обществами, образовательными организациями в целях обмена учащихся научно-исследовательским опытом;
■ обеспечение условий для профессионального самоопределения учащихся, ознакомление выпускников школ с образовательной, интеллектуальной, культурной и социальной деятельностью МордГПИ;
■ создание механизма межведомственного взаимодействия, обеспечивающего интеграцию ресурсов для развития естественно-научного и гуманитарного образования учащихся.
Основными видами деятельности МША являются:
■ организация и проведение занятий с целью углубленной предметной подготовки одаренных учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей к предметным олимпиадам различного уровня;
■ организация курсов на базе общеобразовательных школ, гимназий, лицеев,
колледжей, а также на базе МордГПИ по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний при приеме в вуз по очной, очно-заочной и дистанционной формам обучения;
■ организация и проведение научно-методических семинаров, тренингов, различных форм повышения квалификации преподавателей школ, лицеев, гимназий, колледжей по предметам общего среднего (полного) образования;
■ организация и проведение предметных олимпиад различного уровня для одаренных учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей;
■ организация и проведение конкурсов научныхработ среди учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей Республики Мордовия;
■ разработка и издание учебно-методической продукции для слушателей академии (методических пособий, учебников, учебных пособий, сборников задач, контрольно-измерительных материалов,элек-тронных пособий и т.п.);
■ организация рекламно-информационной и профориентационной работы.
Структура деятельности академии представлена естественно-научным, общественно-научным и лингвистическим направлениями. В рамках каждого из них функционируют учебно-исследовательские школы (физико-математическая школа «Квант», биолого-химическая школа «Биосфера», историко-обществоведческая школа «Гуманитарий», школа филолога «Логос », школа иностранных языков «Языковая мозаика»).
Для успешной организации работы МША в районах Республики Мордовия были заключены трехсторонние договоры о сотрудничестве по созданию филиалов академии (между администрацией муниципального района РМ, образовательным учреждением и МордГПИ). В настоящий момент филиалы открыты в 16 районах республики (Ардатовском, Атяшевском, Ду-
бенском, Ельниковском, Инсарском, Ичал-ковском, Кадошкинском, Кочкуровском, Ковылкинском, Краснослободском, Лям-бирском, Ромодановском, Рузаевском, Старошайговском, Чамзинском, Темни-ковском).
В течение 2010/2011 учебного года в учебно-исследовательских школах академии занимались 459 учащихся (по предметам - 545 человек). За первое полугодие 2011/2012 учебного года обучение прошли 396 слушателей.
Слушатели МША занимаются преимущественно по очно-заочной форме обучения. Занятия проводятся в соответствии с планом и графиком учебного процесса школ следующими способами: 1) выездные занятия на базе филиалов, проводимые преподавателями МордГПИ; 2) занятия на базе института в оснащенных современным оборудованием и компьютерной техникой аудиториях и лабораториях (для городских школьников; для сельских школьников в каникулярный период времени); 3) выполнение учащимися заданий для самостоятельной работы, проверка качества их выполнения преподавателями вуза, консультирование по поводу выполнения заданий для самостоятельной работы посредством электронной почты и лично.
Данная форма организации обучения, с одной стороны, способствует успешной социализации учащихся (возможность обучения в академии без отрыва от школы и дома; возможность «погружения» в новую ситуацию обучения в условиях учебно-исследовательских лабораторий института), а с другой стороны, требует от руководителей школ построения гибкого графика учебного процесса и высокой мобильности преподавательского состава.
Все большую популярность среди школьников старших классов приобретает дистанционная форма обучения (в настоящее время 282 слушателя академии обучаются с использованием ДОТ). К преимуществам ее использования можно отнести:
■ доступность качественного образования, устранение территориальных барьеров (освоение образовательных программ непосредственно по месту жительства с использованием персонального компьютера или компьютеров филиала академии в районе РМ);
■ доступность постоянно актуализируемых учебно-методических материалов, расположенных в электронной учебной среде вуза (наличие удаленного интерактивного доступа ко всем образовательным ресурсам академии);
■ возможность освоения учебного материала в удобное для школьника время;
■ вовлечение школьников в вузовскую жизнь (учебную, научную, социальную), что способствует успешной социокультурной адаптации первокурсников кусловиям интенсивных занятий в институте;
■ возможность освоения школьных предметов посредством использования дополнительных элементов электронной учебной среды (аудио- и видеозаписей, анимации и др.), что позволяет не только постоянно поддерживать интерес ребенка к предмету, но и повышать эффективность наглядных методов обучения;
■ индивидуализация обучения, создание условий для реализации способностей каждого ребенка и расширения возможностей педагога в образовательном процессе (проведение консультаций в режиме чата и на форуме; общение педагога и ребенка, детей со сверстниками).
Для организации дистанционной формы обучения учащихся необходима реализация следующих функций: поддержка учебных курсов; доставка учебного материала обучающимся; консультации обучающихся в течение всего срока обучения; обратная связь с обучающимися; контроль знаний обучающихся. Систему поддержки дистанционного обучения обеспечивает Центр дистанционного обучения при Управлении информационных технологий. Основной этап работы -самостоятельная работа слушате-
ля с электронными учебно-методическими комплексами и дополнительными материалами через портал (www.do.mordgpi.ru).
Особой задачей сотрудников академии является создание информационно-образовательной среды, представляющей собой «комплекс информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством» [2, с. 6]. Для учащихся разрабатывается качественное методическое обеспечение по всем предметам, включающее: теоретические материалы, содержащие систематизированное изложение материала по дисциплине; тренировочные задания с примерами решения задач; материалы практических и семинарских занятий; лабораторный практикум с вариантами заданий и рекомендациями к выполнению лабораторных работ; задания для самостоятельной работы учащегося; материалы для организации промежуточного и итогового контроля знаний (контрольные работы, тестовые задания, индивидуальные задания); глоссарий.
Мы рассматриваем создание информационно-образовательной среды как одно из важнейших условий реализации структурно-функциональной модели социокультурной адаптации студентов первого курса к обучению в педагогическом вузе, реализуемой в нашем институте. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает и как социально-адаптирующая педагогическая среда, способствующая формированию профессиональной направленности личности студента, необходимых профессиональных навыков и увлеченности профессией, стремления к саморазвитию и самоопределению [3, с. 7].
Одним из наиболее значимых направлений деятельности академии является подготовка учащихся образовательных заведений к олимпиадам различного уровня, к
конкурсам научно-исследовательских проектов. Так, биолого-химическая школа «Биосфера » осенью 2010 г. подготовила 11 учащихся 10-х классов Саранска к олимпиаде по биологии. Преподаватели школы филолога «Логос» оказывали помощь при подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе. Слушатель историко-обществоведчес-кой школы «Гуманитарий» А. Подмарева участвовала во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Евсевьевские чтения » с докладом «Отклоняющееся поведение как современное социальное явление ».
Таким образом, факторами успешной деятельности Малой школьной академии являются:
■ тесное взаимодействие в системе «школа - вуз», предполагающее установление творческих связей МордГПИ со школами Республики Мордовия и качественно новых отношений с муниципальными органами управления образованием;
■ вовлечение в образовательный процесс МША широкого круга специалистов - педагогов-предметников, психологов, представителей органов управления образованием; высокий кадровый и научный потенциал преподавательского состава учебно-исследовательских школ (80% преподавателей академии имеют ученую степень кандидата или доктора наук);
■ активное взаимодействие с инновационными структурными подразделениями центра коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования»;
■ использование разных форм обучения (очной, очно-заочной,
дистанционной), каждая из которых имеет свои достоинства;
■ работа с различными категориями школьников (от слабоуспевающих до одаренных), осуществляемая сектором диагностики одаренности и психологической помощи;
■ социальная значимость реализуемых программ (доступность обучения для детей из различных социальных слоев населения вне зависимости от места их проживания; обеспечение занятости школьников, особенно в каникулярный период; вовлеченность учащихся в воспитательно-образовательный процесс вуза; своевременное профессиональное самоопределение молодежи; безболезненная адаптация первокурсников к условиям вузовского обучения).
■ эффективное использование материально-технической базы вуза в образовательном процессе академии (научного оборудования лабораторий квантовой физики, молекулярной физики, химии, механики, электричества, научно-учебной лаборатории и научно-образовательного класса по нанотехнологиям, школьного кабинета физики; лингафонных кабинетов и др.).
Следует подчеркнуть, что в результативности работы МША заинтересованы не только школьники, их родители и сам вуз,
но и властные структуры республики. Деятельность академии в значительной мере способствует интеграции нашего института в социально-экономическое пространство, образовательную, научную, инновационную структуру региона, которая функционирует в том числе посредством сетевого взаимодействия образовательных субъектов, входящих в состав научно-образовательного комплекса. Подобная интеграция направлена на создание единой высокотехнологичной образовательной среды региона, объединение профессионально-педагогического сообщества республики на основе взаимных интересов, на приобретение уникального регионального опыта (профессионально-педагогического, предметно-содержательного, научно-образовательного). Именно поэтому руководство Республики Мордовия проявляет свою заинтересованность в эффективности данного проекта, выделяя финансовые средства на его реализацию.
Прогнозируемыми социально-экономическими последствиями организации довузовской подготовки школьников на базе Малой школьной академии являются: повышение востребованности предоставляемых вузом образовательных услуг; научно-методическое и информационное сопровождение образовательного процес-
са в учреждениях системы общего образования региона; обеспечение устойчивого роста уровня обученности школьников региона.
Литература
1. Зайниев Р.М. Довузовская математическая
подготовка в профильных классах инженерно-технического направления // Высшее образование сегодня. 2011. №3. С. 5254; Колмогоров А.Н, Вавилов В.В, Тро-пин И.Т. Физико-математическая школа при МГУ. М.: Знание, 1981. 64 с.; Кольга
B.В. Аэрокосмическая школа // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 6266; Мамий Д.К. Обучение математике в системе довузовской подготовки // Высшее образование в России. 2011. №2.
C. 88-92; Соловьев А.Н. Опыт подготовки абитуриентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. №11. С. 66-71.
2. Вознесенская Н.В, Сафонов В.И. Индиви-
дуально-ориентированная организация учебного процесса в информационно-образовательной среде вуза // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3(7). С. 6-9.
3. Буянова И.Б. Модель социокультурной
адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе и условия ее реализации // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4(8). С. 7—9.
MAKSIMKINA O, KISELYOVA M. ON THE ACTIVITIES OF THE TRAINING AND RESEARCH SCHOOL ASSOCIATION
The article presents a model of organization of pre-university training of secondary school students in the School Academy (training and research school association), established at the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. The benefits of distance learning in the School Academy are represented. The components of the successful activities of the School Academy are characterized.
Key words: pre-university training, vocational guidance, training and research schools, School Academy.