Научная статья на тему 'О путях повышения психологической безопасности образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в техническом университете'

О путях повышения психологической безопасности образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / PSYCHOLOGICAL SECURITY / SPECIAL TRAINING CONDITIONS / ADAPTIVE DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иртуганова Эльмира Анверовна

Психологические риски в образовательном процессе неизбежны в связи со сложностью программ высшего профессионального образования технического профиля, низким адаптационным потенциалом к условиям и срокам обучения и другими факторами. При вовлечении в учебный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, появляются дополнительные факторы, понижающие психологическую безопасность образовательной среды. Одним из способов повышения адаптивности функционирования человека, его психической сохранности является, наряду с созданием специальных условий обучения для лиц с ОВЗ, разработка адаптированных образовательных программ, введение адаптационных дисциплин, направленных на индивидуализированную коррекцию коммуникативных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иртуганова Эльмира Анверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT WAYS OF INCREASING OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TRAINEES WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Psychological risks in the educational process are inevitable in connection with the complexity of higher professional education programs of technical profile, low adaptive capacity to the conditions and terms of training and other factors. With the involvement of persons with the limited possibilities of health in the educational process, undoubtedly additional factors appear that reduce the psychological safety of the educational environment. One of the ways to increase the adaptability of human functioning, its mental safety is along with the creation of special training conditions for persons with HIA, the development of adapted educational programs, the introduction of adaptive disciplines aimed at individualized correction of communicative skills.

Текст научной работы на тему «О путях повышения психологической безопасности образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в техническом университете»

УДК 376.3

О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Э.А. Иртуганова

Аннотация. Психологические риски в образовательном процессе неизбежны в связи со сложностью программ высшего профессионального образования технического профиля, низким адаптационным потенциалом к условиям и срокам обучения и другими факторами. При вовлечении в учебный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, появляются дополнительные факторы, понижающие психологическую безопасность образовательной среды. Одним из способов повышения адаптивности функционирования человека, его психической сохранности является, наряду с созданием специальных условий обучения для лиц с ОВЗ, разработка адаптированных образовательных программ, введение адаптационных дисциплин, направленных на индивидуализированную коррекцию коммуникативных умений.

Ключевые слова: образовательная среда, лица с ограниченными возможностями здоровья, психологическая безопасность, специальные условия обучения, адаптационные дисциплины.

ABOUT WAYS OF INCREASING OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE

EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TRAINEES WITH THE LIMITED

POSSIBILITIES OF HEALTH IN A TECHNICAL UNIVERSITY

E. Irtuganova

Abstract. Psychological risks in the educational process are inevitable in connection with the complexity of higher professional education programs of technical profile, low adaptive capacity to the conditions and terms of training and other factors. With the involvement of persons with the limited possibilities of health in the educational process, undoubtedly additional factors appear that reduce the psychological safety of the educational environment. One of the ways to increase the adaptability of human functioning, its mental safety is along with the creation of special training conditions for persons with HIA, the development of adapted educational programs, the introduction of adaptive disciplines aimed at individualized correction of communicative skills.

Keywords: educational environment, persons with the limited possibilities of health, psychological security, special training conditions, adaptive disciplines.

Процесс получения высшего

профессионального образования

характеризуется определенными трудностями, особенно, если речь идет об участии в этом процессе обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающимся с ОВЗ считается «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-

педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [1]. Следовательно, насущной задачей вуза, в котором получают высшее профессиональное образование лица с ОВЗ, является создание благоприятной образовательной среды, специальных условий для всех сторон их жизнедеятельности.

Высшие учебные заведения как социальный институт общества являются «субъектами безопасности», и важность изучения психологической безопасности личности в

образовательной среде определяется тем, что вуз способен самостоятельно строить свою локальную систему безопасности через обучение и воспитание личности [2].

В научной литературе под образовательной средой понимается «психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение» [3]. Характеризуя процесс формирования и развития личности в условиях образовательной среды вуза, следует отметить несколько факторов дезадаптации для лиц с ОВЗ. Ограничения здоровья, их характер и степень тяжести, являются первичным фактором дезадаптации у обучающегося в случае отсутствия привычных и адекватных его физическому состоянию условий пребывания и обучения в образовательной организации. Психологическая дезадаптация обучающихся с ОВЗ сопряжена с их внутренней психической

рассогласованностью, неадекватной

самооценкой, своеобразием в эмоциональной сфере. Эти же факторы могут приводить к социальной дезадаптации, выражающейся в неспособности адекватно отвечать на предъявляемые требования, демонстрировать общепринятые нормы поведения и применять общественно выработанные способы деятельности [4]. Кроме того, к факторам дезадаптации можно отнести профессионально дезориентированное состояние лица с ОВЗ, который, поступая в вуз, как правило, недостаточно идентифицирует себя в плане выбора профессии, будущей трудовой деятельности.

В условиях образовательной среды факторы психологической и социальной дезадаптации для обучающихся с ОВЗ приводят к трудностям в общении и приобретении знаний, т.е. к информационной и когнитивной дезадаптации. Информационная дезадаптация в основном связана с нарушением концентрации внимания, ухудшением коммуникативной способности, ограниченностью доступного

информационного пространства. К когнитивной дезадаптации следует отнести недостаточные знания, умения и навыки, не в полной мере сформированные на этапе получения школьного образования [5], но очень необходимые при изучении

естественнонаучных и профессиональных дисциплин в техническом вузе. Все это в целом приводит к расстройствам эмоционально-личностной сферы обучающегося с ОВЗ, дефициту комфорта, а, следовательно, и к резкому снижению психологической безопасности личности и среды.

Создание адекватных современных образовательных технологий является одной из основных проблем при организации

психологически безопасной образовательной среды для лиц с ОВЗ, поскольку они должны отвечать широкому спектру требований, в частности, соответствия концепции

непрерывного многоуровневого

интегрированного образования, принципу инклюзивности в установившуюся

нормативную педагогическую практику технического вуза; интегрированности в национальную систему технического образования; тесном взаимодействии образовательных и реабилитационных технологий [6].

Для обеспечения этих требований необходимы, в частности, не только инновационные методики обучения,

непрерывное техническое, технологическое

сопровождение учебного процесса, помощь специалистов по сурдо- или тифлопереводу, но и насыщение специальных образовательных технологий адаптированными и коррекционно-реабилитационными программами.

Лица с ОВЗ, поступившие в технический вуз, имеют право проходить обучение по адаптированным образовательным программам высшего образования в связи с необходимостью в специальных условиях сопровождения учебного процесса. Детальное уточнение специальных условий инклюзивного образования является одним из существенных аспектов разработки таких программ и основывается на «Методических

рекомендациях по организации

образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе оснащенности образовательного процесса». Эти рекомендации включают в себя, в частности, «комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение, а также адаптацию образовательных программ и учебно-методического обеспечения

образовательного процесса» [7].

Адаптированная образовательная

программа должна обеспечить формирование у обучающихся с ОВЗ компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по соответствующему

направлению подготовки, за счет создания оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося с ОВЗ в соответствии с его особенностями, ограничениями,

возможностями, уровнем развития.

Адаптированная образовательная

программа наполняется специализированными адаптационными дисциплинами (модулями) на начальном этапе получения высшего образования. Набор адаптационных дисциплин, определяется исходя из особых образовательных потребностей и

индивидуальных возможностей лиц с ОВЗ, определяемых в ходе комплексного мониторинга первичных умений и навыков, психолого-физиологического состояния в начале обучения (1 - 2 семестрах).

Адаптационные дисциплины (модули) направлены на коррекцию отдельных умений и навыков, адаптацию и социализацию обучающихся с ОВЗ, способствуют возможности самостоятельного построения образовательной траектории и

профессионализации. Педагогическая

составляющая адаптационных дисциплин (модулей) заключается в помощи полноценному формированию у лиц с ОВЗ системы специальных компетенций,

необходимых не только для успешного освоения программы подготовки в целом по выбранному направлению, но и для последующего успешного трудоустройства. Коррекционно-когнитивной составляющей дисциплин (модулей) является развитие и закрепление основных учебных умений, формирование личностных

психоэмоциональных, интеллектуальных и познавательных качеств, а также здоровьесбережение и компенсация недостатков предыдущих уровней обучения [8].

Рассмотрим отдельные дисциплины адаптационного цикла, их направленность в практике обучения в техническом вузе:

- Практика речевой коммуникации. Основная цель изучения дисциплины -развитие коммуникативных умений, предметно-познавательная коррекция речи с использованием ассистивных и компенсаторных информационных и коммуникационных технологий в зависимости от вида и характера ограничений здоровья.

- Практика социальной коммуникации. Основная цель изучения дисциплины -развитие способностей к социальной мобильности, к конструированию социально-личностных отношений в коллективе с учетом вида и характера ограничений здоровья.

- Семантика технических текстов. Основная цель изучения дисциплины - формирование навыков работы с научно-технической информацией, изучение профессиональной терминологии, усвоение научного и официально-делового стилей текста, с использованием информационных и коммуникационных технологий в зависимости от вида и характера ограничений здоровья.

- Валеология. Основная цель изучения дисциплины - ознакомление со здоровьесберегающими технологиями обучения, с организацией полноценной жизнедеятельности для лиц с ОВЗ в образовательной и трудовой сфере.

- Технологии аналитико-синтетической переработки информации. Основная цель изучения дисциплины - ознакомление с основными методами работы с научно-технической литературой, приемами анализа и систематизации информации; приобретение навыков научно-исследовательской работы.

- Психоакустика и основы медико-технической реабилитации. Основная цель

изучения дисциплины - формирование знаний основ передачи и восприятия звуковых сигналов, устройства диагностического оборудования, звуковых и слуховых аппаратов; развитие практических навыков в диагностике органов слуха и речи, а также в проведении мероприятий по недопущению и предотвращению болезней органов слуха.

- Основы компьютерной грамотности и информационно-коммуникационной компетентности. Основная цель изучения дисциплины - развитие навыков применения информационных и коммуникационных технологий в предметно-познавательной деятельности и индивидуализированная коррекция умений работы на компьютере с учетом вида и характера ограничений здоровья.

- Когнитивные технологии сопровождения естественнонаучных и профильных дисциплин. Предлагаемые технологии обеспечивают формирование у обучающегося с ОВЗ готовности к постоянному повышению своих возможностей приобретения знаний, умений и навыков в математических, естественнонаучных (в первую очередь, физике, химии) и профессиональных дисциплинах путем освоения и применения специальных методов, технологий и средств.

Для освоения вышеперечисленных дисциплин (модулей) необходим специальный отбор и подготовка изучаемого материала, психолого-педагогических, материальных, адаптивных информационно-технологических средств, на основе которых обеспечивается адекватность восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ОВЗ с индивидуальным учетом их психофизических особенностей, ограничений здоровья и особенностей приема-передачи учебной информации.

Таким образом, проектирование безопасной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ должно опираться на развивающее образование и адаптацию к условиям обучения; помощь социально-психологической и профессионально корректирующей

направленности со стороны педагогов вуза. Одним из способов повышения адаптивности функционирования человека, его психической сохранности является, наряду с созданием специальных условий обучения для лиц с ОВЗ, разработка адаптированных образовательных программ, введение адаптационных дисциплин, направленных на индивидуализированную коррекцию коммуникативных умений и навыков.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Сайт «Российская газета». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

3. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника: сборник статей / В.В. Рубцов, И.А. Баева // Безопасность образовательной среды; ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008. - С. 5-11.

4. Мартынова Е.А. Формирование адаптационных способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов на

основе адаптированных образовательных программ высшего образования / Е.А. Мартынова // European Social Science Journal. - 2014. - Т. 2. - № 8. - С. 86-93.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 672 с.

6. Иртуганова Э.А., Гармонов С.Ю., Кочергин А.В. Модель полифункционального образовательно-реабилитационного комплекса для инвалидов в сфере высшего профессионального образования / Э.А. Иртуганова, С.Ю. Гармонов, А.В. Кочергин. - Казань: Вестник Казанского технологического университета. -2011. - № 22. - С. 366-373.

7. Письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. №АК-44/05вн.

8. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: монография / В.В. Семикин. -Санкт-Петербург, 2002. - 155 с.

Сведения об авторах:

Иртуганова Эльмира Анверовна (г. Казань, Россия), кандидат химических наук, профессор кафедры Специальные технологии в образовании Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, е-mail: irtuganel@mail.ru

Data about the authors:

E. Irtuganova (Kazan, Russia) candidate of Chemical Sciences, professor of Tupolev Kazan national research technical University, e-mail: irtuganel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.