Научная статья на тему 'О необходимости медицинского сопровождения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья'

О необходимости медицинского сопровождения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / THE EDUCATIONAL PROCESS / MEDICAL SUPPORT / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND MEDICO-SOCIAL ASSISTANCE / THE CONDITIONS FOR PERSONS WITH INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Травников О.Ю., Байрушина Е.Ф.

В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов через описание факторов и условий, способствующих наиболее полной реализации психологических закономерностей обучения; описаны возможности обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, обеспечивающие целенаправленное формирование знаний, проблемы организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидов с медицинской точки зрения. В статье отмечено, что главная задача медицинского сопровождения студентов с ОВЗ это проведение мероприятий, цель которых сохранение и улучшение их здоровья, повышение адаптационного потенциала и приспособляемости к процессу обучения. При этом необходимо отметить, что уровень жизни населения должен быть таким, чтобы студенты могли позволить себе профилактику заболеваний, что является приоритетом охраны здоровья. Отмечено, что при всех позитивных тенденциях образовательного процесса людей с ОВЗ, к сожалению, до сих пор нет налаженного полноценного взаимодействия между высшими образовательными и медицинскими учреждениями по обслуживанию и сопровождению студентов с ОВЗ. Для студентов с ОВЗ особенно необходима максимальная индивидуализация форм, методов, средств и содержания обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Травников О.Ю., Байрушина Е.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the need for medical support of training persons with disabilities

The article discusses the features of organization of educational process of persons with special needs and persons with disabilities through the description of the factors and conditions that contribute to the fullest realization of the psychological laws of learning; the article describes the educational opportunities of persons with special needs and disabilities, providing purposeful formation of knowledge, problems of organization of education of persons with special needs and persons with disabilities from a medical point of view. The article noted that the main task of medical support of students with disabilities is conducting activities aimed at maintaining and improving their health, enhancing adaptive capacity and adaptability to the learning process. It should be noted that the standard of living of the population should be such that students can afford disease prevention is a priority of health protection. It is noted that the positive trends of the educational process of people with disabilities, unfortunately, is still not established meaningful interaction between higher education institutions and health service agencies and support students with disabilities. For students with disabilities especially need maximum customization of forms, methods, means and content of learning.

Текст научной работы на тему «О необходимости медицинского сопровождения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

List of literature:

1. Semikova N. V. The problem of disabled employment// Economy and management of innovative technologies [Electronic resource]. - 2012. - № 1. - URL: http://eko-nomika.snauka.ru/2012/01/326 (date accessed 10.10.2014).

2. Novikov M. Employment of disabled: Handbook for professionals in Q&A [Text] / V. Novikov, N. Prisetska-ya, V. Kotov. - M., 2005.

3. Rudenko A.M., Samygin S.I. Social rehabilitation: Textbook [Text]. - Moscow: Dashkov and K. - 2011. -P. 319.

4. Vorontsova M.V., Byundyugova T.V., Makarov V.E., Mozdokova Yu.S. Social rehabilitation in social services: Textbook for higher school students on «Social work» 39.03.02 programs. - «Social work» [Text]. - Taganrog.: Publisher S.A. Stupin. - 2015. - P. 302.

i

Травников О.Ю. Байрушина Е.Ф.

кандидат экономических наук, доцент, студентка

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный ФГБОУ ВО «Башкирский государственный

медицинский университет», медицинский университет»,

Россия, г. Уфа Россия, г. Уфа

УДК 376

о необходимости медицинского сопровождения

обучения лиц с ограниченными возможностями

здоровья

В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов через описание факторов и условий, способствующих наиболее полной реализации психологических закономерностей обучения; описаны возможности обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, обеспечивающие целенаправленное формирование знаний, проблемы организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидов с медицинской точки зрения. В статье отмечено, что главная задача медицинского сопровождения студентов с ОВЗ - это проведение мероприятий, цель которых - сохранение и улучшение их здоровья, повышение адаптационного потенциала и приспособляемости к процессу обучения. При этом необходимо отметить, что уровень жизни населения должен быть таким, чтобы студенты могли позволить себе профилактику заболеваний, что является приоритетом охраны здоровья. Отмечено, что при всех позитивных тенденциях образовательного процесса людей с ОВЗ, к сожалению, до сих пор нет налаженного полноценного взаимодействия между высшими образовательными и медицинскими учреждениями по обслуживанию и сопровождению студентов с ОВЗ. Для студентов с ОВЗ особенно необходима максимальная индивидуализация форм, методов, средств и содержания обучения.

Ключевые слова: образовательный процесс, медицинское сопровождение, безбарьерная среда, психолого-педагогическая и медико-социальная помощь, условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях.

about the need for medical support of training persons with disabilities

The article discusses the features of organization of educational process of persons with special needs and persons with disabilities through the description of the factors and conditions that contribute to the fullest realization

of the psychological laws of learning; the article describes the educational opportunities of persons with special needs and disabilities, providing purposeful formation of knowledge, problems of organization of education of persons with special needs and persons with disabilities from a medical point of view. The article noted that the main task of medical support of students with disabilities is conducting activities aimed at maintaining and improving their health, enhancing adaptive capacity and adaptability to the learning process. It should be noted that the standard of living of the population should be such that students can afford disease prevention is a priority of health protection. It is noted that the positive trends of the educational process of people with disabilities, unfortunately, is still not established meaningful interaction between higher education institutions and health service agencies and support students with disabilities. For students with disabilities especially need maximum customization of forms, methods, means and content of learning.

Key words: the educational process, medical support, barrier-free environment, psychological-pedagogical and medico-social assistance, the conditions for persons with disabilities at all levels of education in public educational institutions.

Известно, что рекомендации службы медико-социальной экспертизы или психолого-медицинской комиссии являются предписывающей частью медицинского сопровождения образовательного процесса и студентов с ОВЗ, которое, согласно целям образовательного процесса, привязывается к его структуре в соответствии с методами, содержанием и целями.

Главная задача медицинского сопровождения студентов с ОВЗ - это проведение мероприятий, цель которых - сохранение и улучшение их здоровья, повышение адаптационного потенциала и приспособляемости к процессу обучения.

В России органами государственной власти, в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, для лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы благоприятные условия для получения образования любого уровня, а именно:

- бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными), независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;

- обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации [1].

Уровень жизни населения должен быть таким, чтобы граждане могли позволить себе профилактику заболеваний, что является приоритетом охраны здоровья. Медицинские учреждения финансируются из бюджета региона, который формируется в основном за счет уплаты налогов. Поэтому необходимо, чтобы резиденты производили уплату налогов по месту своего фактического расположения, а не по месту регистрации [4, с. 19].

В различные формы профессионального обучения на современном этапе вовлечено большое количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Самым востребованным из всех видов профобразования является обучение в вузе. Но возможности граждан данной категории при получении высшего профессионального образования зависят от степени тяжести их болезни. В этом случае для данной категории студентов незаменимо дистанционное обучение. Дистанционные образовательные технологии, применяемые для обучения студентов с ОВЗ, дают возможность индивидуально определять содержание, методы, темпы учебной деятельности студента с ОВЗ, следить за его конкретными действиями при выполнении учебных программ и заданий и вносить при необходимости оптимальные корректировки в работу обучаемого и преподавателя. Дистанционные образовательные технологии на основе электронных средств обучения позволяют эффективно и своевременно обеспечивать контакт преподавателя как со студентом с ОВЗ, так и с другими студентами, обучающимися по данной специальности в вузе.

В такого вида образовательном процессе активно используются различные on-line и off-line формы проведения занятий, в том числе обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках чатов, виртуальные лекции - вебинары, форумы, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу по изучаемым в ходе освоения дисциплины (модуля) вопросам. Особенность дистанционного образования в том, что при его применении для обучения студенты с ОВЗ не нуждаются в медицинском сопровождении, так как находятся в домашних условиях.

Для обучающихся лиц с ОВЗ в психологическом отношении первостепенное отношение имеет мнение окружающих. Студенты с ОВЗ условно подразделяют отношение к ним других студентов того же потока на три категории: «позитивные», «безразлич-

42

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (13), 2015

ные» и «негативные». Так, инвалиды и лица с ОВЗ, к которым со стороны других студентов в их учебном заведении проявляется позитивное отношение, составляют большинство. Тогда как безразличное отношение к студентам с ОВЗ со стороны сокурсников наблюдается гораздо реже, а негативное же отношение к ним не выявлено. Преподавательский состав вузов в целом также довольно позитивно характеризует отношения между инвалидами и лицами с ОВЗ и остальными студентами [3].

При всех позитивных тенденциях данного вопроса, к сожалению, до сих пор нет налаженного полноценного взаимодействия между высшими образовательными и медицинскими учреждениями по обслуживанию и сопровождению студентов с ОВЗ. В высших образовательных учреждениях мы не найдем такие штатные единицы, как психолог, дефекто-лог и социальный педагог, которые необходимы для осуществления медико-социального и психолого-педагогического сопровождения обучающихся студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Недостаточно осуществляются меры для создания условий безбарьерной среды в вузах [2].

Необходимость создания в системе высшего профессионального образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи тем, кто нуждается в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, обусловлена первостепенной потребностью дать возможность достигать лицам с ограниченными возможностями здоровья образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в экономике. В то же время нельзя забывать об уровне и качестве жизни людей с ОВЗ, темпах инфляции и состоянии экологии [5, с. 209].

Нацеленность на создание средствами образования условий для формирования личной успешности в обществе диктует необходимость, в первую очередь, решить вопросы обеспечения доступности качественного общего и профессионального образования этой социальной группы, которая крайне неоднородна по своему составу, а следовательно, нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания обучения.

Список литературы:

1. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 2 июня 1999 года № 248 - СФ.

2. ЧерепковаН.В., Гурина А.А. Система профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2014 года.

3. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. - М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. - 212 с.

4. Байрушина Ф.Ф., Байрушин Ф.Т. Востребованность статистических показателей в анализе экономической безопасности региона / Материалы III Международной научно-практической конференции: Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества / Ф.Ф. Байрушина, Ф.Т. Байрушин. - Саратов, 2014. - С. 19-21.

5. Байрушина Ф.Ф. Проблемы расчета валового регионального продукта в России / Ф.Ф. Байрушина // Наука - промышленности и сервису. - 2013. - № 8-1. - Тольятти: Изд-во Поволжского государственного университета сервиса. - С. 209-214.

List of literature:

1. Federal Law on the education of persons with disabilities (special education) on June 2, 1999 № 248 - SF.

2. Cherenkov N.V., Gurin A. The system of vocational education of persons with disabilities and persons with disabilities. International Student e-science conference «Student scientific forum» February 15 - March 31, 2014.

3. The problem of access to vocational training for persons with disabilities in the city of Moscow. - Moscow: LTD «International Actuarial Company», 2012. - 212 p.

4. Bajrushina F.F., Bajruchin F.T. The Relevance of statistical indicators in the analysis of economic security of the region / Materials of III International scientific-practical conference: the Crisis of the economic system as a factor of instability of modern society / F.F. Bajrushina, F.T. Bajruchin. - Saratov, 2014. - P. 19-21.

5. Bajrushina F.F. Problems of calculation of gross regional product in Russia / F.F. Bajrushina // Science-industry and service. - 2013. - № 8-1. - Togliatti: Publishing house of the Volga region state University of service. - P. 209-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.