Научная статья на тему 'О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ'

О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТ-КРИМИНАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Анатолий Викторович

В статье анализируются основные формы обучения экспертов-криминалистов органов внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрены вопросы, связанные с особенностью организации образовательной деятельности, педагогического процесса, применения методов и приемов обучения слушателей основам криминалистической экспертизы и др. Даны предложения по организации на должном уровне персональной педагогической деятельности. Цель: анализ некоторых проблем подготовки экспертных кадров для МВД России и формулирование предложений по их преодолению. Методы: диалектический, анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции, структурный, моделирования. Результаты: в ходе анализа существующих форм организации образовательной деятельности при подготовке экспертных кадров для МВД России выявлены некоторые проблемы и сформулированы предложения по их преодолению, направленные на повышение качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON WAYS TO IMPROVE THE PROVISION OF BASIC FORENSIC TRAINING

The paper analyzes the existing basic forms of training for forensic experts of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The issues related to the peculiarity of the forms of organizing educational activities, forms of organizing the pedagogical process, the use of methods and techniques for teaching students the basics of forensic expertise are considered. Some suggestions for organizing personal pedagogical activities at the proper level are given. Purpose: to analyze some problems in the training of experts for the Ministry of Internal Affairs of Russia and to formulate proposals for overcoming them. Methods: the author uses dialectic, analysis, synthesis, comparison, induction, deduction, structural, modeling methods. Results: when analyzing the existing forms of organization of educational activities in the training of experts for the Ministry of Internal Affairs of Russia, some problems have been identified and proposals have been formulated to improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

УДК 343.9

DOI 10.33184Zpravgos-2021.37 ИВАНОВ Анатолий Викторович

преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар, Россия; iv_tol@inbox.ru

О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В статье анализируются основные формы обучения экспертов-криминалистов органов внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрены вопросы, связанные с особенностью организации образовательной деятельности, педагогического процесса, применения методов и приемов обучения слушателей основам криминалистической экспертизы и др. Даны предложения по организации на должном уровне персональной педагогической деятельности. Цель: анализ некоторых проблем подготовки экспертных кадров для МВД России и формулирование предложений по их преодолению. Методы: диалектический, анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции, структурный, моделирования. Результаты: в ходе анализа существующих форм организации образовательной деятельности при подготовке экспертных кадров для МВД России выявлены некоторые проблемы и сформулированы предложения по их преодолению, направленные на повышение качества обучения.

Ключевые слова: организация образовательной деятельности; метод обучения; прием обучения; криминалистическая экспертиза; эксперт-криминалист.

В условиях повышенного внимания правоохранительных органов, судов, адвокатуры и иных структур к использованию специальных знаний, в частности к судебной экспертизе, вызывает опасение низкое качество судебных экспертиз, производимых судебно-экспертными организациями [1, с. 127]. Одним из путей решения этой проблемы, исключающим экспертные ошибки, является качественная подготовка и переподготовка экспертных кадров [2, с. 159].

Обучение основам экспертно-криминалистической деятельности в образовательных организациях высшего образования МВД России имеет

81

свои особенности, которые заключаются в специфичности преподаваемых дисциплин и практико-ориентированном подходе. Данный подход в большей степени основан на изучении прикладных наук, которые, по определению В.Н. Хрусталёва, являются системой знаний, имеющих выраженную практическую ориентацию, и отличаются от фундаментальных наук, не имеющих определенных практических целей и, по сути, предназначенных для познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний [3, с. 44-45].

Принципиальной с точки зрения рассмотрения комплекса проблем организации научных криминалистических исследований и подготовки научно-педагогических кадров в области уголовного судопроизводства является констатация того факта, что судебная экспертология - это прикладная наука, в задачи которой изначально для организации процесса производства криминалистических экспертиз входит непременная практическая реализация результатов научных исследований. И следует согласиться с мнением Е.Р. Россинской, утверждающей, что судебный эксперт должен обладать как знаниями теории базовой науки и судебной экспертологии, так и практическими навыками применения современных экспертных технологий и методик судебных экспертиз [4, с. 106].

Все методы и приемы обучения основам криминалистической экспертизы должны быть практически значимыми, а основную часть материала должны составлять практические занятия (не менее 70 %). Данный вид занятий для будущих экспертов-криминалистов является самым важным, он немыслим без участия преподавателя, имеющего за плечами богатый опыт экспертно-криминалистической деятельности. Несомненно, что теоретическая подготовка также важна, но умение обсуждать теоретические криминалистические вопросы не идет ни в какое сравнение с реальной готовностью сразу после обучения на высоком профессиональном уровне проводить криминалистические экспертизы. По мнению А.М. Зинина, как раз недостаточное количество практических занятий является причиной нецелесообразности обучения экспертным специальностям в заочной форме [5, с. 31].

Одной из проблем организации обучения экспертов-криминалистов в целом является естественная текучесть квалифицированного преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования МВД России. Получение педагогической квалификации приходящими на смену ему практическими сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений (далее - ЭКП) занимает значительный период времени. Сотрудникам ЭКП, решившим посвятить себя пе-

82

дагогической деятельности, следует учитывать свои возможности в общении с аудиторией, работе с документацией и оргтехникой, способности к саморазвитию, умение работать с различными источниками информации, так как отсутствие педагогического мастерства вряд ли позволит сразу организовать проведение занятий на должном уровне.

Для начала рассмотрим понятие формы организации образовательной деятельности. Это внешняя сторона организации учебного процесса, которая зависит от поставленных целей, внутреннего содержания, используемых методов и средств обучения, наличия материального обеспечения, состава участников. Другими словами, это способ упорядочения взаимодействия участников учебного процесса в течение периода обучения.

В настоящее время сложились следующие формы организации обучения основам криминалистической экспертизы и другим направлениям экспертно-криминалистической деятельности:

1) высшее образование, реализуемое в очной (дневной) форме, подразумевает прохождение слушателем службы в органах внутренних дел по контракту, в ходе которой он ежедневно посещает занятия и сдает соответствующие экзамены;

2) дополнительное профессиональное образование, реализуемое в форме повышения квалификации, - способ профессионального обучения сотрудников ЭКП органов внутренних дел отдельным направлениям экспертно-криминалистической деятельности. При такой форме слушатель уже является действующим сотрудником ЭКП, имеет стаж по определенной экспертной специальности, в определенный краткий период времени ежедневно посещает занятия и сдает соответствующие экзамены. Цель такого обучения - совершенствование компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, с повышением профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

3) дополнительное профессиональное образование, реализуемое в форме профессиональной переподготовки, - способ профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел отдельным направлениям экспертно-криминалистической деятельности. Слушатель является действующим сотрудником ЭКП, не имеет стажа по определенной экспертной специальности, в течение срока переподготовки ежедневно посещает занятия и сдает соответствующие экзамены. Цель такого обучения заключается в получении компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации1.

1 В рассматриваемом случае - для получения права самостоятельного производства одного из направлений криминалистической экспертизы.

83

Две последние формы организации образовательной деятельности в настоящее время проводят в форме стажировки - деятельности по приобретению опыта работы или повышению квалификации по экспертной специальности, а также работы по ней в течение конкретного срока для наделения или продления права самостоятельного производства судебных экспертиз. Стажировка предполагает обучение сотрудника без отрыва от производства и является одной из форм повышения квалификации.

Нормативно-правовыми актами определяется, что дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут реализовываться в форме стажировки полностью или частично, причем место ее проведения определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании предложений руководителей региональных ЭКЦ МВД России и по согласованию с ними1.

Проблемными в данном случае являются следующие моменты:

- отсутствие в ЭКЦ материальной базы для проведения групповых занятий;

- ежедневное отвлечение сотрудников ЭКЦ на занятия со слушателями;

- отсутствие у ЭКЦ необходимой лицензии, дающей право осуществлять образовательную деятельность2.

На наш взгляд, организация обучения по программе дополнительного профессионального образования, реализуемого в форме профессиональной переподготовки, ничем не должна отличаться от процесса очного обучения при изучении основ любой криминалистической экспертизы, то есть без стажировки. И в этом могло бы оказать существенную помощь дополнительное образование в форме магистратуры [6, с. 307].

Что касается организации обучения по программе дополнительного профессионального образования, реализуемого в форме повышения квалификации, мы согласны с мнением А.М. Зинина, считающего,

1 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.05.2021).

2 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.05.2021).

84

что его основой должно быть выполнение усложненных задач, разбор конкретных экспертных ситуаций из личной практики преподавателя и слушателей [5, с. 30]. Здесь как альтернативу частичной стажировке можно предложить участие в занятии опытных сотрудников ЭКП, но только как дополнительных преподавателей.

Необходимо также упомянуть про дистанционную форму организации образовательной деятельности, использующуюся по всем трем описанным формам, то есть про получение образования, когда взаимодействие преподавателя и слушателя происходит на расстоянии, с помощью интернет-технологий. В ходе дистанционного обучения используются все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, формы, методы, средства обучения). Такое обучение должно заканчиваться кратковременной стажировкой и сдачей экзамена в головном судебно-экспертном учреждении, где затем обучаемый будет получать соответствующий документ на право самостоятельного выполнения судебных криминалистических экспертиз [5, с. 30].

На наш взгляд, дистанционная форма обучения по экспертным специальностям применима только для начального этапа подготовки - получения некоторого объема теоретических знаний. Как считает А.М. Зинин, в отличие от дистанционного обучения, практикуемого в ряде вузов страны, при подготовке экспертов главную роль играют практические занятия, которые могут быть продуктивными только под руководством эксперта-наставника [5, с. 31].

Таким образом, исключительно дистанционное обучение и кратковременная стажировка в головном судебно-экспертном учреждении не позволяют за время обучения получить достаточного опыта для производства судебных экспертиз по любому из направлений.

Программы дистанционной формы профессиональной переподготовки для начального этапа обучения разработаны в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя. Такая форма организации образовательной деятельности должна быть применена повсеместно, хотя при ее реализации возникают проблемы, касающиеся наличия достаточного количества квалифицированного преподавательского состава, осуществляющего обучение, и технического обеспечения в территориальных экспертных подразделениях. Так, в Краснодарском университете МВД России разработаны и апробированы программы дистанционной формы повышения квалификации по экспертным специальностям «10.1. Дактилоскопическая (исследование папиллярных узоров рук и ног человека)» и «24.1. Тра-сологическая (исследование следов зубов, губ, ногтей человека, следов

85

обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, производственных механизмов на изделиях массового производства, одежды и ее повреждений, узлов и петель, целого по частям, запирающих механизмов и сигнальных устройств и других следов» исключительно в дистанционной форме. Оба курса представлены в интуитивно понятном интерфейсе системы MOODLE и рассчитаны на 1,5 месяца обучения без отрыва от исполнения служебных обязанностей. В результате такая форма была признана неприемлемой, так как проверка материалов слушателей в электронной форме неудобна и занимает неоправданно большое количество времени у преподавателя. К слову сказать, время на проверку преподавателем подготовленных слушателями учебных заключений экспертов в его отчете по учебной нагрузке не предусмотрено. Предполагается проверка материалов на практических занятиях, но, как показывает практика, времени для этого недостаточно.

В педагогической деятельности, связанной с преподаванием дисциплин и реализацией программ по экспертно-криминалистической тематике, подходы к выбору формы организации педагогического процесса и методов обучения зависят от целей и условий образовательного процесса.

Так, выбор формы организации педагогического процесса и метода обучения зависит от установок современной дидактики; особенностей конкретной дисциплины (целей, задач и содержания материала) и методики ее преподавания, зависящих от специфики получаемых в итоге профессиональных навыков; времени, отведенного на изучение курса; возрастных особенностей и уровня подготовленности слушателей; материальной оснащенности учебного заведения; профессионализма преподавателя, зависящего от уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства и личных качеств.

В современном практико-ориентированном обучении основам экспертно-криминалистической деятельности сложилась практика проведения занятий с использованием следующих форм организации педагогического процесса: аудиторные, выездные и внеаудиторные занятия, в ходе которых применяются словесные, наглядные и комбинированные методы.

В процессе обучения доведение информации и научных знаний с использованием источников разных видов должно органично переплетаться с примерами личного практического опыта экспертно-крими-налистической деятельности. Отсутствие у преподавателя практического опыта негативно влияет на его авторитет среди слушателей. Как

86

справедливо отмечает В.Н. Хрусталёв, во многих вузах криминалистику преподают случайные люди, делая это непрофессионально, сводя смысл занятий к чтению лекционного материала, без выработки умений и навыков в рамках соответствующих компетенций, способности и потребности применять полученные знания в повседневной профессиональной деятельности. По мнению В.Н. Хрусталёва, «нужно уяснить очевидную истину: учить будущих хирургов оперировать должны опытные хирурги-профессионалы, а не те, которые лишь читали, как проводятся операции» [2, с. 46]. Мы считаем, что будущий преподаватель криминалистической экспертизы также должен иметь устойчивый навык ее производства, ему следует отдавать себе отчет о важности данной работы.

Эффективность любого занятия зависит от соблюдения требований к изложению материала, основным из которых является наличие логично построенного плана. Этот план вместе с названием темы и ее актуальностью дается слушателям в самом начале. Лекционный материал следует сопровождать мультимедийными материалами, примерами из личной практики сотрудника ЭКП. В ходе семинара необходимо наблюдать за интересом слушателей, в случае его снижения рекомендуется придать общению большую артистичность и эмоциональность, задать слушателям вопрос, предполагающий ответ из их личного опыта, или же привести интересный пример с возникавшей когда-либо проблемой и попросить слушателей решить ее самостоятельно.

В подготовке экспертов-криминалистов наибольшее значение имеет такая форма организации педагогического процесса, как практическое занятие, позволяющее сформировать у слушателя навык производства криминалистических экспертиз. Практические занятия показывают, как можно совместить теорию с практикой, обучая самостоятельной работе с приборами и оборудованием, материалами и реактивами, а также анализу процесса исследования и формированию выводов.

При проведении практических занятий задачами преподавателя являются: организация выполнения заданий в соответствии с методикой преподавания; постановка целей и расстановка приоритетов; обеспечение методическими пособиям, необходимым раздаточным материалом и оборудованием. Самый важный момент при этом - ориентировать слушателей на самостоятельное решение всех возникающих по ходу производства учебной экспертизы проблем, причем постоянно ограничивая их по времени. Преподавателю необходимо контролировать работу каждого слушателя и оказывать индивидуальную помощь.

87

В курсе обучения основное количество практических занятий приходится на производство учебных экспертиз и обучение работе с экспертно-криминалистическими учетами. В процессе каждого такого занятия лучше организовать попарное выполнение слушателями учебных экспертиз посредством тренинга, под которым понимают выполнение одного мысленного или практического действия с целью овладения навыком, а при многократном выполнении - повышения его качества. Такой метод обучения является универсальным, применяющимся при изучении любой дисциплины на любом ее этапе. Особенности дисциплины и характер задач, которые озвучивает на занятии преподаватель, влияют на характер, содержание и методику тренинга. Попарное выполнение учебной экспертизы дает возможность слушателям общаться, помогать друг другу, дискутировать и приходить к единому мнению.

В ходе тренинга слушатели учатся самостоятельно мыслить и выполнять практическую работу, направленную на развитие логики, памяти и концентрации внимания, правильности построения речевых оборотов и применения специальной терминологии. Такая работа проводится с учебными объектами и следами при проведении учебных экспертиз, направлена на закрепление полученных знаний и получение практического навыка производства криминалистических экспертиз. Учебные объекты для каждой учебной группы лучше готовить новые. Во-первых, это дает возможность обучающимся сотрудникам закрепить и получить навыки работы на месте происшествия под руководством опытного преподавателя; во-вторых, не позволит им использовать учебные материалы, подготовленные слушателями курсов, прошедшими обучение ранее.

На первом занятии, рассмотрев образец учебной экспертизы, рекомендуется в интерактивной форме обсудить все требования, предъявляемые к современному заключению эксперта, ход проведения всех стадий и этапов экспертного исследования. Проверку подготовленных учебных материалов рекомендуется проводить вместе со слушателями в виде контрольно-проверочной или систематизирующей беседы, отмечая ошибки, которые им надлежит устранить, и давая рекомендации по стилистике изложения текста.

Особое внимание хочется уделить такой достаточно информативной и эффективной форме организации педагогического процесса, как выездное занятие в виде учебной экскурсии в ЭКП. Эта форма, являясь составной частью организации образовательной деятельности, позволяет приобретать устойчивые знания о производстве судебных экспертиз, спо-

88

собствует развитию наблюдательности и умению классифицировать, сравнивать и анализировать теоретические сведения на основе визуальных впечатлений. Учебные экскурсии должны иметь четкую учебно-познавательную цель и проводиться под руководством преподавателя и сотрудника ЭКП, назначенного руководителем регионального ЭКЦ МВД России. Сотрудникам, проводящим экскурсию, рекомендуется довести информацию о направлении их деятельности в случае возникновении вопросов, а также дать объяснение, провести беседу.

Такие занятия важны также для подготовки слушателей к выполнению служебных обязанностей. В ходе экскурсии они получают информацию о состоянии экспертно-криминалистической деятельности в целом, возможностях выполняемых судебных экспертиз, уровне технической оснащенности, требованиях законодательства и ведомственных нормативных правовых актов к профессиональной подготовке сотрудников, о методическом обеспечении производства судебных экспертиз.

Необходима и такая форма организации педагогического процесса, как самостоятельная работа, которая преследует цель дать время слушателю самостоятельно проанализировать учебный материал и подвести итоги. Самостоятельная работа заключается чаще всего в чтении учебного материала и литературы, конспектировании, зарисовке опорных схем, изготовлении иллюстраций к тексту конспекта, подготовке материалов к семинару (доклады, рефераты, сообщения и т. п.).

Таким образом, подготовка высококвалифицированных компетентных экспертов-криминалистов должна проводиться на более высоком практико-ориентированном дидактическом уровне. Преподавательская деятельность при подготовке кадров для ЭКП должна быть реформирована путем применения комплексного подхода, состоящего в следующем:

- отмена организации образовательной деятельности в форме стажировки как не отвечающей современным нормативно-правовым документам;

- обучение необходимо осуществлять исключительно в образовательных организациях высшего образования МВД России, эпизодически привлекая наиболее подготовленных сотрудников ЭКП разных уровней;

- переаттестовать профессорско-преподавательский состав, преподающий судебную экспертизу, повысить требования к его квалификации и организовать обязательное и регулярное повышение его квалификации в ЭКЦ МВД России;

89

- укрепить кадровый состав образовательных организаций высшего образования МВД России, осуществляющий обучение основам судебной экспертизы и другим направлениям экспертно-криминалисти-ческой деятельности.

Библиографический список

1. Аминев Ф.Г. О некоторых проблемах судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 4 (42). С. 126-131.

2. Майлис Н.П. Моя профессия - судебный эксперт. М. : Щит-М, 2006. 168 с.

3. Хрусталёв В.Н. Криминалистическая практика и криминалистическая дидактика: гармоничное сосуществование или конфронтация? // Преступление, наказание, исправление : сб. тез. выступл. и докл. участников конф. III Международный пенитенциарный форум, Рязань, 21-23 нояб. 2017 г. : в 8 т. Рязань : Акад. права и управления Федер. службы исп. наказаний, 2017. Т. 6. С. 44-47.

4. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе : моногр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2020. 576 с.

5. Зинин А.М. Значение экспертной дидактики для процесса обучения судебных экспертов // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2016. № 1. С. 30-31.

6. Моисеева Т.Ф. Формы подготовки судебных экспертов: преимущества и недостатки // Развитие криминалистики и судебной экспертизы в трудах профессора Е.Р. Россинской : матер. Междунар. науч.-практ. конф. к юбилею ученого, эксперта, педагога, Москва, 27 нояб. 2019 г. М. : Проспект, 2019. С. 306-308.

Дата поступления: 06.09.2021

90

IVANOV Anatoly Viktorovich

Lecturer at the Department of Forensic Science, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia; iv_tol@inbox.ru

ON WAYS TO IMPROVE THE PROVISION OF BASIC FORENSIC TRAINING

The paper analyzes the existing basic forms of training for forensic experts of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The issues related to the peculiarity of the forms of organizing educational activities, forms of organizing the pedagogical process, the use of methods and techniques for teaching students the basics of forensic expertise are considered. Some suggestions for organizing personal pedagogical activities at the proper level are given. Purpose: to analyze some problems in the training of experts for the Ministry of Internal Affairs of Russia and to formulate proposals for overcoming them. Methods: the author uses dialectic, analysis, synthesis, comparison, induction, deduction, structural, modeling methods. Results: when analyzing the existing forms of organization of educational activities in the training of experts for the Ministry of Internal Affairs of Russia, some problems have been identified and proposals have been formulated to improve the quality of education. Keywords: organization of educational activities; teaching method; training method; forensic expertise; forensic expert.

References

1. Aminev F.G. On some problems of forensic activities in the russian federation. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2015, no. 4 (42), pp. 126-131. (In Russian).

2. Majlis N.P. Moyaprofessiya - sudebnyj ekspert [My profession is a forensic expert]. Moscow, SHCHit-M Publ., 2006. 168 p.

3. Khrustalev V.N. Forensic Practice and Forensic Didactics: Harmonious Coexistence or Confrontation? Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. Sbor-nik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov konferencii III Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum, Ryazan', 21-23 noyabrya 2017 goda [Crime, punishment, correction. Collection of abstracts of speeches and reports of conference participants III International Penitentiary Forum, Ryazan, November 21-23, 2017]. Ryazan, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia Publ., 2017, vol. 6, pp. 44-47. (In Russian).

91

4. Rossinskaya E.R. Sudebnaya ekspertiza v grazhdanskom, arbi-trazhnom, administrativem i ugolovnom processe [Forensic examination in civil, arbitration, administrative and criminal proceedings]. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2020. 576 p.

5. Zinin A.M. Value of the expert of didactics in the process of training of forensic experts. Ugolovnoe sudoproizvodstvo: problemy teorii i prak-tiki = Criminal Procedure: Problems of Theory and Practice, 2016, no. 1, pp. 30-31. (In Russian).

6. Moiseeva T.F. Forms of training for forensic experts: advantages and disadvantages. Razvitie kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy v trudah professora E.R Rossinskoj. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii kyubileyu uchenogo, eksperta, pedagoga, Moskva, 27 noyabrya 2019 goda [The development of forensic science and forensic expertise in the works of Professor E.R. Rossinskaya. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference for the anniversary of the scientist, expert, teacher, Moscow, November 27, 2019]. Moscow, Prospekt Publ., 2019, pp. 306-308. (In Russian).

Received: 06.09.2021

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.