Научная статья на тему 'Об опыте создания и использования методических разработок по применению интерактивных средств обучения и криминалистической техники'

Об опыте создания и использования методических разработок по применению интерактивных средств обучения и криминалистической техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ВИДЕОСПЕКТРАЛЬНЫЕ КОМПАРАТОРЫ / АЛГОРИТМЫ ПРИМЕНЕНИЯ / METHODICAL DEVELOPMENT / INTERACTIVE LEARNING TOOLS / VIDEOSPECTRAL KOMPORATOR / THE ALGORITHM IS THE APPLICATION OF METHODS OF EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков И. Н., Орлова Т. В.

Излагается опыт разработки и применения методических приемов обучения с использованием интерактивных средств обучения при подготовке экспертов-криминалистов. Приводится информация об оснащенности кафедры исследования документов Московского университета МВД России современными техническими средствами обучения. Предлагаются пути развития учебно-методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT AND USE OF TECHNIQUES INTERACTIVE LEARNING TOOLS

This article is about the development and application of teaching methods. There is information on the equipment of the department of Moscow University research documents the Russian Interior Ministry. In this paper we propose a way of methodical maintenance training of forensic experts.

Текст научной работы на тему «Об опыте создания и использования методических разработок по применению интерактивных средств обучения и криминалистической техники»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса ^^

ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

И.Н. Усков,

кандидат юридических наук, начальник кафедры исследования документов Московского университета МВД России

E-mail: uskov.igorl3@yandex.ru Т.В. Орлова,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры исследования документов Московского университета МВД России

E-mail: orlova-mu@yandex.ru Рецензент: начальник второго отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области Чернов С.О. Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. Излагается опыт разработки и применения методических приемов обучения с использованием интерактивных средств обучения при подготовке экспертов-криминалистов. Приводится информация об оснащенности кафедры исследования документов Московского университета МВД России современными техническими средствами обучения. Предлагаются пути развития учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: методическая разработка, интерактивные средства обучения, видеоспектральные компараторы, алгоритмы применения.

THE DEVELOPMENT AND USE OF TECHNIQUES INTERACTIVE LEARNING TOOLS

I.N.Uskov,

candidate ofjurisprudence, chief of chair of research of documents of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

T.V. Orlova,

candidate ofjurisprudence, deputy chief of chair of research of documents of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. This article is about the development and application of teaching methods. There is information on the equipment of the department of Moscow University research documents the Russian Interior Ministry. In this paper we propose a way of methodical maintenance training of forensic experts.

Keywords: Methodical development, interactive learning tools, Videospectral komporator, the algorithm is the application of methods of examination

Современный период развития Российской государственности характеризуется значительными изменениями в различных сферах деятельности. Не является исключением и система образования, реформирование которой осуществляется по различным направлениям. Одним из наиболее современных и эффективных, на наш взгляд, является ориентация на обучение с использованием электронно-цифровых средств обучения и современной криминалистиче-

ской техники, применение которых позволяет максимально приблизить процесс подготовки экспертов-криминалистов к практической деятельности.

На кафедре исследования документов Московского университета МВД России на протяжении последних нескольких лет осуществляется планомерная работа по внедрению новых технологий, направленных на развитие у обучающихся навыков эффективного использования новейшей кримина-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

диетической техники для решения задач соответствующих экспертиз.

Анализ практической экспертной деятельности осуществляемой как в системе МВД, так и других ведомствах и не государственных экспертных учреждениях показывает, что большинство из них располагают современной технической и программной базой, а использование старых технологий не позволяет в полном объёме выполнять стоящие перед экспер-тно-криминалистическими подразделениями задачи. Следовательно, специалисты в области исследования документов должны обладать знаниями принципов действия и навыками применения таких технических средств как: видеоспектральные компараторы, многокомпонентные автоматизированные рабочие места (АРМ) эксперта, что позволит сократить адаптационный период молодого специалиста, прибывающего в экспертно-криминалистическое подразделение.

На базе Московского университета МВД России в 2010/2011 году реализовывалась инновационная образовательная программа «Совершенствование практической направленности криминалистической подготовки специалистов в образовательных учреждениях системы МВД России на основе внедрения современных образовательных технологий». Целью данной программы является обеспечение практической направленности профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России на основе внедрения качественно усовершенствованных образовательных программ. Сотрудники кафедры исследования документов, участвуя в реализации данной программы, осуществили выполнение следующих задач:

1) применение в процессе обучения новых и существенно переработанных образовательных программ;

2) модернизацию материально-технической и информационной базы профессиональной подготовки специалистов;

3) внедрение интерактивных методов обучения;

4) формирование у курсантов и слушателей специализированных профессиональных компетенций, позволяющих им быть востребованными в практической экспертной деятельности.

Для достижения вышеуказанных задач были осуществлены:

— обучение семи преподавателей кафедры на курсах «Интерактивные технологии в образовании», проводимых ЗАО «Полимедиа», о чем имеются соответствующие сертификаты;

— повышение квалификации восьми сотрудников на курсах «Методическое обеспечение образовательных программ высшего и среднего профессионального образования»;

— разработка примерной программы по дисциплине «Технико-криминалистическая экспертиза документов»;

— переработка рабочих учебных программ по четырем дисциплинам: «Почерковедение и почерко-

ведческая экспертиза», «Габитоскопия и портретная экспертиза», «Практикум по технико-криминалистическому исследованию документов», «Цветове-дение с основами колориметрии». В них уточнены списки литературных источников, расширен перечень материально-технического обеспечения занятий; конкретизированы и добавлены задания к практическим занятиям по отдельным темам;

— переработка планов проведения семинарских и практических занятий по всем дисциплинам кафедры, где были конкретизированы и добавлены задания к практическим занятиям по отдельным темам, связанным с использованием нового технического оснащения;

— переработка лекционных материалов и мультимедийных сопровождений к ним;

— переработка заданий для контрольных работ по всем дисциплинам;

— разработка и переработка тестов для контроля текущих и остаточных знаний курсантов и слушателей по четырем дисциплинам «Почерковедение и почерковедческая экспертиза», «Габитоскопия и портретная экспертиза», «Практикум по технико-криминалистическому исследованию документов», «Цветоведение с основами колориметрии»;

— доработка лабораторных практикумов по двум дисциплинам «Габитоскопия и портретная экспертиза», «Практикум по технико-криминалистическому исследованию документов»;

— подготовка по заказу практических органов методических рекомендаций на тему «Выявление поддельных документов, изготовленных с применением компьютерной техники»;

— издан учебник «Цветоведение с основами колориметрии», в котором в частности приведены примеры использования методов цветоведения в судебно-экспертной деятельности;

— издан практикум по «Габитоскопии и портретной экспертизе». К практикуму прилагаются справочные материалы необходимые как при обучении, так и в практической экспертной деятельности при производстве портретных экспертиз и исследований, а также (специалистам-криминалистам) при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий. Коллектив авторов награжден дипломом за первое место по итогам Третьего внутриуниверситетского конкурса учебных изданий «Учебная книга МосУ — 2011»;

— подготовлено и предано в издательство учебное пособие «Исследование технической подделки подписей». В работе рассматриваются понятие и виды технической подделки подписей, раскрываются методические основы их судебно-экспертного исследования с использованием современной криминалистической техники;

— введена в учебный процесс дополнительная лаборатория технико-криминалистического исследования документов;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

— установлено и настроено в рабочем режиме в лабораториях кафедры следующее техническое оснащение: 15 компьютеров со специальными программными продуктами, микроскопы МСП-1 с насадками и видеокамерами, экспертно-криминали-стический видеокомплекс «Вилдис VC-30», прибор Ультрамаг С-6 ПВМ (видеомышь с конвертором) «Вилдис», сканер Perfection V750 Pro, репродукционная установка RSX (настольный вариант), интерактивные системы «SMART Board 680 i-2» со встроенным XGA-проектором, микроскоп-спекто-фотометр МСФУ-К, установка «Esda-2», установка «Регула-4305», принтер лазерный черно-белый, сканер Perfection V750 Pro и цветной лазерный принтер с возможностью фотопечати;

— проведен c профессорско-преподавательским составом кафедры обучающий семинар по работе с многофункциональным комплексом VS^400 с участием представителей фирмы ООО «Целевые тех-

нологии»;

— разработаны методические рекомендации по проведению занятий по учебным дисциплинам кафедры с использованием возможностей интерактивных систем обучения.

Так, например, были подготовлены мультимедийные сопровождения (демонстрационные материалы) в системе «SMART Notebook», которые используются при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по темам: «Установление способа и средства полиграфического воспроизведения документов» и «Современные методы математического моделирования в почерко-ведческой экспертизе».

В процессе разработки было использовано несколько инструментов, предлагаемых данной системой, в частности затенение экрана или его части с последующим показом текста правильных ответов (рис. 1),

оыпш понятия пгмппы п онрыкления

Полиграфическое воспроизведение документов

процесс переноса красящего вещества (печатной краски) с печатной формы на запечатываемый материал

Печатная краска

|это гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов, равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества

Печатная форма

Рис. 1. Вид окна с затененным экраном импортирование картинок из других графических программ (например, Power Point) (рис. 2),

Передача изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающие элементы расположены выше пробельных.

Рис. 2. Вид окна с импортированной картинкой

использование мастер-карандаша и других графических инструментов для составления новых или дополнения уже имеющихся схем и графиков (рис. 3),

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

Рис. 3. Вид окна с выводом на панель графических инструментов использование видеороликов с наложением или добавлением текста (рис. 4),

Рис. 4. Вид окна с наложением видеоролика

переход от вопроса к ответу через кнопки, которые позволяют в любой момент вернуться к началу, середине или концу слайдов (рис. 5-6) и другие.

Рис. 5. Вид окна с кнопкой для возврата к предыдущему материалу.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

Оэйл Правка Вид ' Вставка Формат Рисомин« Справка .. , ® Т?1 ? «■*£нав| 919(>х|д*оевр|||>1|/£.э/в А ИЙ *

Е ^ЯА 0 Г 16 но вертикали при выноЬге$1с1111ге$0лнении нижней части буквы "з" на лЬге51сЬЬге$0инии письма ■и,20

1 © 17 Форма и нанраНге$1сНЬге$0вленне движения при выполнении нЬгеякИИгечОачальной части буквы "и" дуюв;ш, прНге$1сЬЬге$0авоокруж-ное 0,65

18 Форма и напраЬге$1сНЬге$0вление движений при выполнении знНге&1сЬЬге$0ака краткости бу-квы "й" прямолинейная, нНге81сЫ1ге$0арал-лельно ||1ге$1с1111ге$0ин11и письма ✓ и ■0,60

□ Оч 1 19 Направление движЬге$1сМ1гез0ения при выполнении штриха, соединиюшНге&1с11|1гс$0е1'о вто-рой элемент со знаком краткЬге$1сЬНге50ости буквы " й11 п равооНгез 1 сЬИ геэОкружное № ■0.40

* ш I ш> Т ^ Г > Образец п пп •0,20

[Направление и вид соединения |дв11гез1сМ1ге$0ижении при выполнении знака

Рис. № 6. Вид окна с кнопками для перехода к слайдам.

Применение указанных интерактивных систем обучения позволяет использовать различные дидактические и методические материалы по изучаемым темам, а в целом их применение способствует повышению эффективности обучения.

Возвращаясь к вышеприведенному мнению о том, что подготовка квалифицированного специалиста (эксперта-криминалиста) невозможна без приобретения навыков исследования соответствующих объектов с использованием современной криминалистической техники, отметим, что об этом пишут многие известные специалисты в сфере исследования документов. Так, например Н.Н. Шведова, отмечает «качество подготовки экспертов-криминалистов напрямую зависит от уровня материально-технической базы образовательного процесса» [1, с. 127]. Поскольку техническая оснащенность кафедры исследования документов Московского Университета МВД России теперь находится на самом современном уровне, это позволяет в полной мере реализовывать практическую составляющую процесса обучения экспертов-криминалистов. В том числе получение навыков применения современных, высокотехнологичных технических средств, которыми в частности являются видеоспектральные компараторы. Однако, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия специализированной литературы по их применению для решения конкретных задач в процессе осуществления криминалистических экспертиз документов. Аналогичная ситуация складывается и в практических экспертных подразделениях. По данным ЭКЦ МВД России во многих региональных подразделениях эффективность использования вышеуказанных технических средств является низкой. Интервьюирование руководителей ЭКП по направлению исследования документов показало, что в качестве основной причины такого положения они выделяют отсутствие научно обоснованных инструкций по использованию соот-

ветствующих технических средств. Аналогичную позицию приводят в своей научной статье П.А. Чет-веркин и г.Ю. Головастиков: «По нашему мнению, проблемы эффективного применения спектральных видео компараторов кроятся в отсутствии всякого методического сопровождения (обеспечения). Наличие соответствующих рекомендаций по работе с определенными группами объектов, исходя из задач конкретного исследования, позволит устранить указанные недостатки, а также повысить эффективность, достоверность и воспроизводимость полученных результатов» [2, с. 118]. Соглашаясь с приведенным мнением, полагаем, что в дальнейшем основной вектор развития методического обеспечения должен быть направлен на создание рекомендаций по применению современного технико-криминалистического оборудования. Основываясь на анализе восприятия обучающимися рекомендаций по использованию технических средств, авторы настоящей статьи считают, что наиболее оптимальными будут рекомендации, содержащие алгоритм применения конкретного технического средства (комплекса средств) для решения конкретных задач в рамках судебной экспертизы документов.

Список литературы

1. Шведова Н.Н. Инновационная образовательная политика в области судебной экспертизы в Волгоградской академии МВД России. / Судебная экспертиза. Выпуск 4 (28) 2011: научно-практический журнал. — Волгоград: ВА МВД Росси, 2011.

2. Четверкин П.А., Головастиков г.Ю. Актуальные проблемы использования спектральных видео комплексов (видеоспектральных компараторов) в судебной экспертизе. / Судебная экспертиза: дидактика, теория, практика: сборник научных трудов. — М.: Московский университет МВД России, 2007. Выпуск 3. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.