ЛИТЕРАТУРА. ФлавицкийИ. Д. Записки АН. № 5. СПб., 1884, т. 44 прилож., с. III — VIII. — Он же. Сухой и влажный воздух вообще и в зданиях в особенности с изложением упрощенного способа производства психрометрических наблюдений над относительною влажностью воздуха и с приложением сокращенной психометрической таблицы. СПб., 1886, с. 3.— О и ж е. Воен.-мед. ж., 1887, т. 158, разд. 3, № 3, с. 113; № 4, с. 273
Поступила 1/1II 1972 г.
Дискуссии и отклики читателей
УДК 613
Доктор мед. наук проф. М. Г. Шандала
о путях повышения эффективности гигиенической науки
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им.
А. Н. Марзеева
XXIV съезд КПСС поставил перед медицинской наукой важные задачи по дальнейшей разработке ведущих проблем медицины, в том числе профилактики заболеваний. Состоявшаяся в июне 1971 г. XXXI сессия общего собрания АМН СССР отметила, чтоДирективы XXIV съезда партии по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР требуют расширения гигиенических исследований и участия гигиенистов в осуществлении мероприятий по оздоровлению окружающей среды, санитарному благоустройству населенных мест, улучшению условий труда и быта советских людей. В решениях съезда особое внимание уделено организационным мерам по ускорению научно-технического прогресса и внедрению научных достижений в практику. Ныне наука превратилась в непосредственную производительную силу, в связи с чем повышение эффективности научных исследований является важнейшим фактором научно-техниче-ского прогресса. . -
Повышение эффективности научных исследований означает прежде всего обеспечение роста их результативности, повышения «отдачи» обществу на единицу тех затрат, которые оно использует для развития науки. Говоря языком- математики, можно представить эффективность научного исследования (Л) как функцию от нескольких переменных: уровня (значительности) добытых научных фактов (Я), применения их в практической деятельности (Е) и времени, затраченного на добычу и внедрение (¿г.):
Отсюда видно, в каких направлениях необходимо приложить усилия, принять научно-организационные и другие меры, чтобы существенно повысить эффективность отдельных исследований, а значит и всей науки. Прежде всего необходимо добиться того, чтобы добываемые научные факты достигли уровня мировой новизны. Принципиальное, существенное изменение результативности любого оздоровительного — лечебного или профилактического — мероприятия возможно не на путях модифицирования, улучшения известных приемов и т. п., а с открытием новых явлений и закономерностей, изобретением принципиально новых способов, методов
и устройств. Получение научных результатов, находящихся на уровне мировой новизны, очевидно, невозможно без резкого повышения теоретического уровня исследований. В свою очередь это требует новых идей. Мы не вправе считать, что все существующие в природе и так или иначе действующие на организм человека силы (или, как говорят, факторы внешней среды) уже известны.
Немногим более 80 лет назад человечество узнало о существовании электромагнитных волн. Еще меньшую историю имеют наши знания об ионизирующих излучениях и явлении радиоактивности. И уже совсем недавно, в конце 1969 г., обнаружены волны гравитации. Кто может поручиться, что еще и сегодня природа не держит в тайне от нас такие свои силы, которые существенно влияют на самочувствие и здоровье людей.
Известно, что не только степень, но и сам характер влияния того или иного фактора зависит от условий его воздействия, от сочетанности с другими воздействиями. В связи с этим многообещающими являются исследования гигиенического значения комбинаций различных агентов как одной природы, так и их сочетаний, например химических факторов с физическими и биологическими. Необходимо неуклонно добиваться расшифровки величайшего многообразия отношений организма с внешней средой, ибо только таким путем можно найти эффективные средства профилактики.
Большое распространение получил «тестовый» подход, когда при выяснении биологического значения факторов внешней среды исследователи ограничиваются большим или меньшим количеством так называемых тестов. Такой подход нередко придает проводимым исследованиям сугубо частный, прикладной характер. Применение разрозненных, иногда случайно подобранных тестов не создает цельной картины биологического действия изучаемых факторов внешней среды, не вскрывает его патофизиологических механизмов и основных закономерностей, т. е. того, что представляет собой существо явления и может составлять предмет научного открытия. Задача состоит в том, чтобы развивать экспериментальное направление гигиенической науки дальше — от биологических тестов, оправдавших себя в практике гигиенического нормирования, к вскрытию внутренних закономерностей биологического действия окружающей среды, системных и интегральных реакций организма. Среди таких систем организма, состояние которых в связи с влиянием внешней среды нуждается в первоочередном изучении, необходимо, как нам кажется, поставить на первое место сердечно-сосудистую систему. Гигиена не может оставаться в стороне от решения ведущих проблем медицины, тем более что такие решения, по нашему глубокому убеждению, находятся на путях гигиенической науки.
Другой важной областью является изучение канцерогенных вредностей (и не только полициклических ароматических углеводородов) в окружающей человека среде с целью изыскания методов их устранения. В большом долгу перед обществом находится наука и в отношении выявления и устранения факторов, определяющих мутационную изменчивость у человека, а следовательно, и в разработке проблемы наследственных болезней. В свою очередь для разработки этой актуальнейшей проблемы необходима методическая вооруженность гигиенических исследований на уровне сегодняшних возможностей физики, химии, биологии и техники. В наши дни трудно, если не сказать, невозможно, добыть новые факты с помощью старых средств. Получить же в свое распоряжение, а иногда, получив, освоить и полностью применить современные сложные и требующие специальной компетенции методы, приборы и устройству не под силу врачам-гигиенистам.
В связи с потребностью в новых идеях и необходимостью обеспечения условий для их реализации особую остроту приобретает проблема кадров науки — носителей и воплотителей этих идей. О том, что гигиенической науке надлежит многое сделать в этом отношении, свидетельствует постановление XXXI сессии общего собрания АМН СССР, в котором указывает-
4 Гигиена и санитария /Л 6
97
ея на необходимость обратить самое серьезное внимание на подготовку докторов наук по гигиеническим дисциплинам. Докторская (как и кандидатская) диссертация призвана сказать новое слово в науке, а не обеспечить формальное основание для присуждения искомой ученой степени. В связи с этим нам представляются действенным стимулом развития нашей науки предпринимаемые ВАК меры по повышению уровня диссертационных работ. Однако не только и не столько диссертациями должна питаться наука. Диссертация по понятным причинам является плодом творчества соискателя. А в наше время усилий даже талантливого одиночки недостаточно для получения общественно значимого эффекта. Идея рискует остаться нереализованной или реализованной лишь частично, если к ее разработке не привлечь усилий многих, если ее не «положить в муравейник» творческого коллектива. В таком «муравейнике» должно быть осуществлено разделение труда не только по количеству, но и по качеству — по компетенциям.
Гигиена как никакая другая отрасль науки при решении ее задач требует охвата широкого круга вопросов, находящихся в компетенции разнообразных специалистов и в то же время требующих единой постановки и интеграции в ходе осуществления. По нашим представлениям, полноценное решение гигиенической задачи состоит из 5 этапов, на каждом из которых, помимо гигиенической, требуется и иная компетенция. Первый этап — выявление, измерение и установление закономерностей состояния данного фактора внешней среды или сочетания факторов во времени и пространстве. Гигиенист ставит задачи; исполнители —физики, химики, микробиологи. Второй этап — выявление и установление характера и степени влияния факторов внешней среды на организм (в экспериментах на животных и в наблюдениях за людьми). Гигиенист ставит задачи; исполнители — физиологи, патологи, клиницисты. Третий этап — нормирование факторов внешней среды, т. е. установление на основе изучения допустимых уровней выраженности его во внешней среде. Гигиенист ставит задачи и сам является исполнителем. Четвертый этап — нормализация факторов внешней среды — разработка принципиальных технических и технологических решений по устранению или ограничению их до допустимого уровня. Гигиенист ставит задачи; исполнители — инженерно-технические работники. Пятый этап — прогнозирование гигиенической ситуации, исходя из данных, полученных на первом, третьем и четвертом этапах работы. Гигиенист ставит задачи; исполнители — математики.
Исключение хотя бы одного из этих этапов делает решение гигиенической задачи неполным, т. е. снижает или даже сводит на нет его эффективность.
В прошлом с исполнением всех или большинства фрагментов работ мог достаточно успешно справиться сам гигиенист. При современном уровне развития смежных наук выполнение таких работ одними гигиенистами неизбежно снижает научный уровень исследований и разработок. В связи с этим необходимость повышения эффективности гигиенической науки требует комплексирования с учреждениями другой компентенции. Такое комплексирование должно идти не только по пути привлечения смежных специалистов на постоянную работу в гигиенические научные коллективы. Отрываясь от повседневного живого общения с коллегами по специальности, такие «смежники» рискуют остановиться в своем профессиональном росте, что равносильно деквалификации. Подобную опасность необходимо предвидеть и предпринимать соответствующие меры.
Иным, пока еще недостаточно используемым резервом является комплексирование с другими учреждениями интересующего нас профиля. Шагом в этом направлении является планирование ряда работ Киевским институтом общей и коммунальной гигиены совместно с некоторыми институтами АН УССР. Успешное развитие и повышение эффективности гигиенической науки требует использования для этого всех возможностей.
Говоря о комплексировании с другими компетентными инстанциями, следует коснуться необходимости использования для решения гигиенических задач методов современной математики и вычислительной техники. Чрезвычайная сложность и непрерывный процесс усложнения внешней среды в условиях населенных мест ставит перед гигиенической наукой трудную задачу изучения одновременного влияния на санитарные условия жизни, функциональное состояние организма и здоровье населения многообразных факторов. Очевидно, такое изучение не может явиться самоцелью. На его базе должны быть разработаны методы эффективного управления внешней средой с целью ее оптимизации.
В наше время внешняя среда подвергается довольно быстрым, нередко «колебательным» изменениям под влиянием хозяйственной деятельности людей. Многосложность отношений в этой среде чревата самыми неожиданными последствиями. Предвидеть такие последствия при всей их сложности, по нашему убеждению, можно с помощью математики и электронно-вычислительных машин. Однако для их применения необходимо, во-первых, изучить возможно больше ситуаций при различных комбинациях и степенях выраженности гигиенических факторов, во-вторых, описать эти процессы математическим языком, понятным машине. На базе такой информации ЭВМ способна прогнозировать изменения внешней среды. Подобные прогнозы могли бы иметь двоякое значение. В узко практическом, прикладном плане они представляли бы ценнейший материал при осуществлении предупредительного санитарного надзора, так как этим способом можно квалифицированно и быстро оценить гигиенические последствия реализации того или иного проекта промышленного предприятия и т. п. Вместе с тем математическое прогнозирование гигиенических ситуаций может облегчить решение такой труднейшей задачи, связанной с оздоровлением внешней среды/как выбор оптимальной гигиенической стратегии в тех или иных конкретных условиях.
Мы полагаем, что основные принципы научного подхода к проблеме управления внешней средой можно позаимствовать в экологии, которая уже достаточно успешно применила математический аппарат к изучению больших биологических систем (биологических макросистем) —популяций, видов и биоцинозов (Kenneth и Watt, 1968). Мы попытались на базе этих данных представить схематически основные этапы системного подхода к решению гигиенических задач методом математического моделирования. Эти этапы следующие. I. Предварительная стадия исследования — общие наблюдения над системой «внешняя среда» и ее качественный анализ с целью выбора значимых факторов (переменных). II. Измерения в системе для получения надежных и точных величин зависимых и независимых переменных (накопление фактического материала). III. Анализ системы (количественный) для определения наиболее существенных из измеряемых переменных, качественная оценка полученных данных. IV. Математическое описание системы — отбор важнейших переменных и включение их в модель системы. V. Моделирование — изучение поведения системы для оцёнки возможных последствий применения различных стратегий и методов управления. VI. Оптимизация системы — выбор приближенных методов для систематического определения оптимальной стратегии. VII. Заключительная стадия — проверка на практике результатов моделирования и оптимизации.
Сегодня гигиеническая наука и санитарная практика идут, главным образом, по упрощенному пути — от II к VI этапу, реже от III к VI этапу, минуя IV и V этапы. Но такой «укороченный» путь лишает возможности научного прогнозирования гигиенических ситуаций, ибо в сложной системе «внешняя среда — человек» без математического анализа по-настоящему разобраться нельзя. Более того, невозможно выполнить старыми методами «карандаша и бумаги» огромный объем вычислений, необходимых для оценки взаимодействия многих элементов системы в изменяющейся среде.
4*
99
Только ЭВМ способна произвести эту работу и притом достаточно быстро.
Таким образом, дальнейший качественный рост, прогресс науки настоятельно требуют освоения и использования метода математического моделирования.
В тесной связи с научным и методическим уровнем исследований находится и возможный характер внедрения их результатов в практику. Нередко мы довольствуемся частным внедрением, разработкой санитарных мероприятий применительно к конкретным объектам. Но ведь настоящая наука должна давать общие решения. При прочих равных условиях показателем творческой активности ученого, его «эффективности» является общественное признание выполненного им труда, выражающееся в выдаче ему диплома на открытие или авторского свидетельства, присуждении государственных премий и наград ВДНХ или выдаче удостоверения на рационализаторские предложения, в принятии предложенных гигиенических нормативов.
Совершенно необходимо, чтобы гигиенические работы завершались составлением всесторонне и глубоко обоснованных гигиенических нормативов и разработкой оздоровительных мероприятий на уровне изобретений, т. е. на уровне мировой новизны. В связи с этим нам представляется неправильным, что по существующему положению гигиенические нормативы не включены в перечень патентноспособных разработок. Гигиенической общественности необходимо добиваться изменения такого положения.
Уменьшается число внедрений «в общем виде» и за счет плохой постановки патентно-лицензионного дела, слабых знаний гигиенистов в этой области, стремления идти «по пути наименьшего сопротивления», быстрее опубликовать полученные результаты и разработанные мероприятия. Все это наносит несомненный ущерб науке и интересам государства.
Очень малый объем внедрения результатов исследований на уровне изобретений объясняется еще и тем, что разрабатываемые гигиенистами рекомендации и мероприятия не доводятся до уровня хотя бы принципиальных санитарно-технических или санитарно-технологических решений. Врачи-гигиенисты не могут обеспечить этого из-за отсутствия необходимой подготовки, а специальных компетентных подразделений в гигиенических научно-исследовательских учреждениях нет. Единичные альянсы врачей с инженерами на случайной основе не могут изменить общего положения дел. Нам представляется, что оно должно быть изменено путем создания специальных инженерных групп, которые в качестве средства усиления могли бы придаваться определенному авторскому коллективу гигиенистов для соответствующей «доводки» их рекомендаций. Разумеется, что для взаимопонимания между ними необходимо повышение технической грамотности санитарных врачей и санитарно-гигиенической подготовки инженеров. Последнее потребует определенных усилий и времени, однако на такие издержки необходимо пойти, поскольку это обеспечит повышение эффективности гигиенической науки.
XXIV съезд КПСС поставил перед советскими учеными ответственную задачу — повысить эффективность науки. Наш долг — сделать все возможное для выполнения этой задачи.
Поступила 7/VII 1972 г.