Научная статья на тему 'О психологическом сопровождении профессионального становления молодых сотрудников отдела специального назначения'

О психологическом сопровождении профессионального становления молодых сотрудников отдела специального назначения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ СОТРУДНИКИ / YOUNG EMPLOYEES / ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL FORMATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT PROPERTIES / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СПЛОЧЕННОСТЬ / SELF-CONTROL / UNITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржова О.В.

Показана приоритетность деятельности психологов, направленной на профессиональное становление молодых сотрудников. Выделены основные направления работы психолога с молодыми сотрудниками на начальном этапе профессионального становления. Представлена структура программы психологических мероприятий в рамках данного направления работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological actions directed on professional formation of young employees of a special purpose department

The author shows the importance of the psychological activity directed to professional formation of young employees. Also the basic directions of psychologist’s work with young employees at the initial stage of professional formation are allocated. The structure of a psychological action program within the limits of the given direction of work is presented.

Текст научной работы на тему «О психологическом сопровождении профессионального становления молодых сотрудников отдела специального назначения»

О. В. КОРЖОВА психолог отдела специального назначения

ГУФСИН России по Ростовской области, кандидат психологических наук, майор внутренней службы

O. V. KORZHOVA

О психологическом сопровождении профессионального становления молодых сотрудников отдела специального назначения

The psychological actions directed on professional formation of young employees of a special purpose department

Аннотация. Показана приоритетность деятельности психологов, направленной на профессиональное становление молодых сотрудников. Выделены основные направления работы психолога с молодыми сотрудниками на начальном этапе профессионального становления. Представлена структура программы психологических мероприятий в рамках данного направления работы.

Ключевые слова: молодые сотрудники, ведущие мотивы, профессиональное становление, адаптация, профессиональные ценности, профессионально важные свойства, саморегуляция, сплоченность.

Abstract. The author shows the importance of the psychological activity directed to professional formation of young employees. Also the basic directions of psychologist's work with young employees at the initial stage of professional formation are allocated. The structure of a psychological action program within the limits of the given direction of work is presented.

Key words: young employees, professional formation, adaptation, professionally important properties, self-control, unity.

Процессы адаптации молодых сотрудников к специфике службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы и их профессионального становления сопряжены с жесткими временными ограничениями для достижения ими требуемого уровня квалификации. Поэтому активное участие в профессиональном развитии данной категории сотрудников является одним из приоритетных направлений деятельности представителей заинтересованных служб, наставников и психологов.

Успешность в профессиональной деятельности молодых сотрудников зависит от потенциальных возможностей личности и связана с ее возрастом.

Средний возраст пришедших на службу молодых сотрудников - от 20 до 27 лет - соответствует ранней взрослости. Данный возрастной

период позволяет рассматривать человека как субъекта деятельности и взаимоотношений, способного к достижению определенной идентичности, выражающейся в осознании индивидом своей социально-личностной позиции в рамках социальных ролей.

Так, например, М. В. Ермолаева говорит о мотивах самоопределения, самореализации и самоутверждения личности в обществе как ведущих в данный возрастной период [1]. Это выражается в потребности реализовать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные силы человека, что осуществляется в ходе активного включения в профессиональную жизнь. Таким образом, для мужчин этого возраста важно найти окружение, соответствующее его интересам и жизненным ценностям, а также утвердиться в коллективе. В этой связи молодого сотрудника

остро волнует проблема принятия-непринятия его группой, коллективом сослуживцев.

А. А. Бодалев справедливо подчеркивает важность для данного возраста эмоционального компонента межличностных отношений, выступающего в качестве ценности и вызывающего отклики и переживания. По мнению автора, данный компонент оказывает большое влияние на цели, активность, поступки человека [2].

С точки зрения И. Г. Малкиной-Пых, для индивида в этот возрастной период особую значимость приобретают самопризнание, самопринятие, положительная оценка своих способностей, самостоятельность, вера в свои силы [3].

Таким образом, для молодого сотрудника особенно значимым является то, в какой мере оправдываются его профессиональные ожидания. Несовпадение планов с их реализацией может приводить к внутриличностному конфликту и негативно сказываться на профессиональной успешности. Поэтому, на наш взгляд, для молодого сотрудника важно доверие к его возможностям и способностям со стороны наставников, непосредственных начальников и коллег.

Отмеченные особенности ценностно-моти-вационной сферы данного возрастного периода позволили нам выделить основные направления психологической работы с молодыми сотрудниками отдела специального назначения (далее - ОСН) ГУФСИН России по Ростовской области на начальном этапе профессионального становления:

1. Формирование позитивного отношения к выбранной профессии, стремление к самосо-вершенстовованию и достижению профессиональной идентичности.

2. Развитие профессионально важных качеств и свойств.

3. Обучение молодых сотрудников навыкам психической саморегуляции состояний с целью формирования психологической устойчивости, уверенности в своих силах и способностях, что позволяет реализовать мотив самопринятия и самопризнания.

4. Создание и поддержание в коллективе атмосферы сплоченности и слаженности, позволяющей молодым сотрудникам успешно адаптироваться и чувствовать себя принятыми сослуживцами.

Для выполнения вышеперечисленных задач нами разработана программа психологических мероприятий, направленных на профессиональное становление молодых сотрудников,

которая реализуется в практике ОСН ГУФСИН России по Ростовской области.

Программа состоит из следующих блоков.

Блок 1. Формирование профессиональных ценностей и духовное развитие молодых сотрудников

В процессе становления молодого сотрудника большое значение имеет высокий уровень мотивации, профессиональной направленности, духовного развития и эмоционально-подкрепляющих событий в деятельности, составляющих основу «боевого духа».

Для становления профессиональной направленности молодых сотрудников используются притчи, цитаты, афоризмы знаменитых людей, писателей, поэтов, философов, связанные с вопросами формирования волевых качеств, любви к Отечеству, настойчивости в преодолении трудностей, достижения успеха и победы и другими жизненными ценностями.

Для воздействия на ценностные ориентиры посредством эмоционального подкрепления в нашей практике используются фото- и видеоматериалы о значимых событиях в профессиональной деятельности сотрудников, отражающие их физическую силу, мужество, боевой дух, стойкость, выдержку, настойчивость, силу характера. Данные материалы размещаются на стендах.

Таким образом, для молодого сотрудника создается атмосфера значимости выбранной профессии, позитивного отношения к ней, что может способствовать актуализации профессиональной идентичности.

Блок 2. Развитие профессионально важных свойств и способностей

Данный блок мероприятий предполагает развитие у молодых сотрудников таких профессионально важных свойств, как профессиональное восприятие, внимание, способность к запоминанию, наблюдательность, имеющих большое значение для профессиональной подготовки [4]. Мероприятия, направленные на развитие данных качеств, сопряжены с усвоением первоначальных профессиональных знаний посредством связи разных систем отражения внешней реальности для обеспечения наиболее целостного восприятия и переработки получаемой информации.

При построении структуры занятий мы исходили из особенностей взаимодействия систем восприятия для создания более полной информационной картины, хорошо описанной в статье В. И. Бутусова, М. К. Полторак [5]. Так, например, для эффективного изучения мате-

риалов в рамках первоначальной подготовки, например для изучения материальной части вооружения, кроме зрительного канала восприятия мы используем тактильный канал.

Для развития наблюдательности в практике ОСН применяются упражнения, направленные на определение изменения картины раскладки предметов на ткани (зрительный охват узкого пространства) или в помещении, где проходит занятие (зрительный охват широкого пространства). Для запоминания информации о первоначальной подготовке используются части вооружения. Необходимо отметить, что такого рода занятия проходят регулярно при взаимодействии психолога с наставником и непосредственным начальником молодого сотрудника (с фиксацией динамики усвоения информационного материала). Блок 3. Формирование ресурсного состояния Исходя из того, что деятельность сотрудников ОСН ФСИН России сопряжена с необходимостью вовремя заметить опасность, быстро разрядить психическую напряженность, осуществить высокую самомобилизацию, собрать воедино все физические и психические силы и ресурсы, важно владеть и применять методы психической регуляции своего состояния.

Применяемые в практике ОСН ГУФСИН России по Ростовской области к молодым сотрудникам методы психической регуляции состояний и актуализации внутренних резервов организма представляют собой синтез техник двух направлений психокоррекционной работы: символдрамы (переживание «ресурсных» образов) и нейролингвистического программирования (далее - НЛП) [6].

Главными задачами в этом направлении работы являются обеспечение доступа человека к собственным ресурсам и использование их для оптимизации психического состояния. Для закрепления результата применяется техника НЛП «якорение», которая может рассматриваться в качестве условно-рефлекторной связи между благоприятным состоянием и точкой закрепления его на теле [7].

Из основных ресурсных образов нами были выбраны мотивы, принадлежащие первой ступени психологической работы в рамках символ-драмы: «Источник сил», «Место, где мне хорошо», «Место, где я чувствую себя защищенным» [8].

Блок 4. Формирование установки на успешное выполнение профессиональных задач

В работе, направленной на формирование установки на успешное выполнение профес-

сиональных задач, мы основывались на результатах исследования, проведенного А. И. Пап-киным [9], который отмечает, что частое «застревание» на мыслях об опасности развивает чувство страха и, как следствие, хронического стресса. Обращаясь к специфике службы в УИС, мы считаем, что для молодого сотрудника важно сформировать установку на успешное выполнение профессиональных задач, что может создать благоприятные условия для его готовности и предрасположенности к целенаправленной, надежной деятельности.

Для решения данной задачи в нашей практике используется метод самовнушения [10]. Структура практических занятий включает в себя четыре основных компонента: формирование личностной значимости профессии и включенности в нее; создание состояния, благоприятного для выполнения действий в экстремальных ситуациях; развитие уверенности в себе; подготовка для успешного выполнения поставленной задачи.

Блок 5. Развитие сплоченности и слаженности в коллективе

Для успешной адаптации и профессионального становления молодых сотрудников в психологической практике уголовно-исполнительной системы широко применяются социально-психологические тренинги, которые значительно расширяют возможности развития качеств личности, необходимых для работы в коллективе. По мнению Ю. А. Креневой, такие тренинги способствуют повышению самооценки и уверенности в себе посредством получения эмоциональной поддержки, а также формированию сплоченности, слаженности, доверия и принятия ценности других людей и коллектива [11].

К. Рудестам справедливо отмечает, что сплоченность может выступить условием успеха, по скольку в сплоченных группах снижается уровень подверженности срывам и тревожности, повышается самооценка и адаптивность, а также развивается способность выдерживать дискомфорт при негативных эмоциях [12].

В связи с этим для молодых сотрудников большое значение имеет проведение социально-психологических тренингов, направленных на принятие общих целей и формирование сплоченности, слаженности, стремления к сотрудничеству.

Блок 6. Развитие волевых качеств

В пенитенциарной системе для развития волевых качеств сотрудников широко используется эмоционально-волевой тренинг, основанный

на моделировании экстремальных ситуаций, что заставляет проявлять ответственность, решительность и преодолевать страх.

В практике ряда отделов специального назначения территориальных органов ФСИН России в рамках эмоционально-волевого тренинга используются упражнения «хождение по битым стеклам» [13] и «падение спиной с высоты» [14] при поддержке других участников. Мы считаем такие упражнения ценными для развития волевых качеств и также применяем в своей практике. Данные техники позволяют актуализировать развитие таких профессионально важных качеств и особенностей, как решительность, самоконтроль, принятие ответственности за товарищей, умение оптимизировать функциональное состояние, спланировать собственные действия и тем самым справиться с импульсивностью, поскольку выполнение данных упражнений предполагают определенную осторожность и четкое следование инструкции.

При проведении эмоционально-волевого тренинга нами применяются такие упражнения, как «воздействие острым предметом на кожу» и «стояние на гвоздях», целями которых служат умение создать определенное психологическое состояние для преодоления психологического барьера страха и формирование решительности. Кроме того, последнее упражнение направлено на развитие такого волевого качества, как выносливость.

Таким образом, специально разработанная программа мероприятий по организации психологического сопровождения молодых сотрудников ОСН ГУФСИН России по Ростовской области может внести вклад в развитие профессиональных качеств, особенностей личности и навыков саморегуляции, влияющих на успешность выполнения служебных задач и служащих для оптимизации процесса адаптации.^

1. Ермолаева М. В. Психология развития / 3-е изд., стереотип. М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. М. : Флинта ; Наука, 1998.

3. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. М. : Изд-во Эксмо, 2005. (Справочник практического психолога).

4. Сулягина Т. В. Укрепление духа как аспект психологической подготовки сотрудников ОСН к действиям в экстремальной ситуации // Психологическое обеспечение деятельности сотрудников

отделов специального назначения : сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 2. М. : ГУИН МЮ РФ ; НИИ УИС МЮ РФ, 2004. С. 42-44.

5. Бутусов В. И., Полторак М. К. О возможности многоканальной переработки информации человеком // Вестник Ленингр. ун-та. 1974. № 11. С. 95-101.

6. Фарапонова О. В. Проведение «ресурсных техник» с сотрудниками ОСН // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 2 (22). С. 69-72.

7. Бухарков В. В. Использование технологий ЫЬР для оказания экстренной помощи сотрудникам в экстремальной ситуации // Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения : сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 3. М. : ГУИН МЮ РФ ; НИИ УИС МЮ РФ, 2004. С. 71-81.

8. Окунь Е. Н. Применение символдраммы в комплексной реабилитации больных опийной наркоманией // Символдрама как современный метод лечения в комплексной психотерапии зависимостей : материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2010. С. 42-46.

9. Папкин А. И. Защити себя сам // Милиция. 1998. № 1. С. 24-26.

10. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб. : Издательский дом «Сентябрь», 2001.

11. Кренева Ю. А. Некоторые особенности проведения психологического тренинга в рамках подготовки сотрудников ОСН к действиям в экстремальных ситуациях // Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения : сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 2. М. : ГУИН МЮ РФ ; НИИ УИС МЮ РФ, 2004. С. 80-105.

12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Пси-хокоррекционные группы: теория и практика / пер. с англ. ; общ. ред. Л. П. Петровской ; 2-е изд. М. : Прогресс, 1993.

13. Сафонов В. Р. Методика проведения тренин-гового занятия по сплочению коллектива, обучения простейшим методам саморегуляции и преодоления психологического барьера // Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения : сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 2. М. : ГУИН МЮ РФ ; НИИ УИС МЮ РФ, 2004. С. 75-82.

14. Цымбал Д. С., Ноздрина М. В. Психологическое сопровождение выполнения служебно-боевых задач сотрудниками БОСН «Россы» // Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения : сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 3. М. : ГУИН МЮ РФ ; НИИ УИС МЮ РФ, 2004. С. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.