Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития психологического обеспечения деятельности спецподразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы России а'

Современное состояние и перспективы развития психологического обеспечения деятельности спецподразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы России а Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
651
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL SECURITY OF ACTIVITY / PSYCHODIAGNOSTICS / PSYCHOCORRECTION / METHODICAL WORK / PSYCHOPREVENTIVE WORK / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мокрецов А. И., Кокурин А. В.

В статье излагается суть психологического обеспечения деятельности спецподразделений по конвоированию УИС. Раскрывается психодиагностическая, психокоррекционная, психопрофилактическая и методическая работа c различными категориями сотрудников и членами их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мокрецов А. И., Кокурин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper describes the essence of psychological functioning of the special convoy unit members of criminal-executive system. The principles of psychodiagnostic, psychocorrection, psychopreventive and methodic work with different categories of employees and their families are disclosed.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития психологического обеспечения деятельности спецподразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы России а»

Современное состояние и перспективы развития психологического обеспечения деятельности спецподразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы России

А. И. Мокрецов, А. В. Кокурин

На сегодняшний день управления (отделы) по конвоированию ФСИН России укомплектованы специалистами-психологами на 100 % (94 человека по штату и фактически) в подразделениях, где введены эти должности. Необходимо отметить, что более чем у половины из них (59 %) стаж профессиональной деятельности составляет от 3 до 10 лет. Каждый четвертый (24 %) состоит в данной должности от 1 года до 3 лет, каждый десятый (11%) - менее года, остальные специалисты (6%) работают в управлениях (отделах) по конвоированию свыше 10 лет. Практически все психологи (97 %) имеют высшее образование, в том числе базовое психологическое - 67 %. Каждый пятый (21 %) прошел переподготовку по специальности «психология». Приведенные данные позволяют говорить о высокой потенциальной подготовленности специалистов, чьи функционально-ролевые обязанности напрямую связаны с психологическим обеспечением деятельности сотрудников, выполняющих служебно-боевые задачи в экстремальных, подчас представляющих угрозу их личной безопасности условиях.

Планируя стратегию и тактику психологического сопровождения сотрудников управлений (отделов) по конвоированию, необходимо учитывать тот факт, что они выполняют функционально-ролевые обязанности в условиях продол-

жительных стрессовых факторов, способствующих развитию невротических расстройств, личностных акцентуаций и дезадаптивных нарушений. Профессия сотрудников подразделений по конвоированию относится к экстремальным видам деятельности. Для неё характерны: отрыв от места постоянной дислокации; постоянный контакт со спецконтингентом; условия, приближенные к боевым (обращение с табельным оружием); часто - неблагоприятные климатические условия. Помимо вышесказанных особенностей имеются и факультативные факторы:

• Монотонность несения службы и сенсорная депривация, доминирование серо-коричневой цветовой гаммы, вынужденная изолированность вызывают чувство социальной отстраненности и меняют психофизиологические ресурсы личности. Психологический прессинг со стороны осужденных, дефицит времени, постоянное пребывание в замкнутом пространстве, необходимость применения оружия на поражение аналогичны условиям, приближенным к боевым.

• Вариативность сменного графика, необходимость длительного пребывания «на ногах», прерванность режима «сон-бодрствование» нередко приводят к деструктивным формам поведения и личностным нарушениям.

• Постоянная готовность к провокациям со стороны осужденных, необхо-

димость соблюдать меры предосторожности вынуждают сотрудников избирать тактику поведения, которая вызывает раздражение, недоверие в «большом» обществе.

• Качественно иное восприятие мира по сравнению с иными категориями людей вследствие специфического служебного опыта порождает разнообразные конфликты, блокирует установление партнёрских отношений с окружающими.

Вследствие действия вышеуказанных факторов характерными личностными чертами сотрудников управлений (отделов) по конвоированию (особенно младших инспекторов) нередко являются: корпоративность, импульсивность и агрессивность поступков, контролируемая требованиями служебной дисциплины, перекладывание персональной ответственности на вышестоящее руководство (комплекс «служивого человека»); ослабленность социальных и внутрисемейных связей; повышенная потребность во властных полномочиях; личностная значимость; дефицитар-ность личного пространства (несение службы в сверхмалом пространстве).

С учетом вышеуказанных обстоятельств психологическое обеспечение деятельности сотрудников управлений (отделов) по конвоированию осуществлялось по следующим ключевым направлениям: организация психодиагностической, психокоррекционной и методической работы; проведение психопросветительских мероприятий; психологическая подготовка и сопровождение сотрудников, несущих службу в составе караулов; психологическое сопровождение стажеров и молодых сотрудников; психологическое сопровож-

дение сотрудников, состоящих на профилактическом учете у психолога, а также в группах риска и повышенного внимания; психологическая работа с резервом кадров на выдвижение на вышестоящие должности и анализ социально-психологического климата (СПК) в коллективах, разработка мероприятий по его оптимизации. Остановимся на вышеперечисленных аспектах более подробно.

1. Психодиагностическая работа. В течение 2007 года психологами спецподразделений по конвоированию проведено 117220 психодиагностических обследований кандидатов на службу, сотрудников, а также членов их семей.

• с кандидатами на службу в спецподразделения по конвоированию проведено 2860 психодиагностических обследований. По их результатам были рекомендованы на службу 1344 кандидата, из них условно рекомендовано 428, дано отрицательных заключений о приеме на службу - 533. Методический блок обследования, как правило, включал: беседу, анкетирование и тестовые опросники - многофакторный личностный опросник СМИЛ (Л. Н. Собчик), многофакторный личностный опросник Кеттелла (16 PF), опросник определения уровня нервно-психической устойчивости, опросник суицидального риска, методику «Незаконченные предложения», ассоциативный рисуночный тест (данный методический блок успешно апробирован и используется специалистами УФСИН России по Липецкой области).

• с личным составом подразделений по конвоированию в общей сложности проведено свыше 12000 психодиагностических обследований различного характера. По результатам обследований подготовлено 78 за-

ключений о временном отстранении от службы, 55 сотрудникам рекомендовано предоставить краткосрочный отпуск. В качестве основного инструментария использовались методики: многофакторный личностный опросник ММР1-566, опросник Шмишека, опросник суицидального риска (ОСР), тест руки Вагнера. Для определения степени развития коммуникативных и организаторских способностей, стрессоустойчивости, готовности к риску проводилось обследование начальников караулов. По результатам обследования подготавливались рекомендации руководству по работе с конкретным сотрудником (позитивный опыт УК ГУФСИН России по Ростовской области).

• психодиагностическая работа с членами семей сотрудников. Ближайшие родственники сотрудников обследовались на добровольной основе. В 2007 году было проведено 245 психодиагностических таких обследований.В качестве примера можно привести опыт психологов ГУФСИН России по Иркутской области, которые разработали специальную программу, состоящую из структурированных интервью, которые задаются не только сотрудникам, но и членам их семей. Дополнительно применялись проективные методики. По результатам изучения давались советы и рекомендации по оптимизации внутрисемейных отношений.

2. Психокоррекционная работа. Практическими психологами подразделений по конвоированию успешно осуществлялась личностно-ориентирован-ная и групповая психокоррекционная работа с сотрудниками.

• индивидуальная психокоррекционная работа. Психологамиуправле-

ний (отделов) по конвоированию проведено 31474 индивидуальных консультаций и 23162 индивидуальных псих-окоррекционных мероприятий. С личным составом подразделений коррекцион-ное вмешательство проводилось по результатам психодиагностических обследований, а также по запросам сотрудников. Основными направлениями консультационной работы являлись оптимизация межличностных, в том числе внутрисемейных отношений, улучшение эмоционального состояния, разрешение конфликтных ситуаций. Профессиональное консультирование затрагивало улучшение стиля взаимодействия между наставниками и непосредственными руководителями по учету индивидуальных особенностей стажеров, а также других категорий сотрудников при организации их деятельности. С содержательной точки зрения, при проведении психокоррек-ционной работы психологами использовались элементы НЛП и гештальт-те-рапии. Сотрудники обучались методам саморегуляции негативных эмоциональных состояний (позитивный опыт УФ-СИН России по г. Москве). Индивидуально-психологическое консультирование членов семей сотрудников акцентировалось на вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения; конфликтов в семье, чаще всего - в сфере взаимоотношений с супругой, супругом, детьми, родственниками (положительный опыт УФСИН России по Тверской области). В УК ГУФСИН России по Иркутской области психологи проводили психокоррек-ционные занятия с семейными парами. Кроме того, в управлении по конвоированию данного территориального органа работает женсовет, в состав которого входят и психологи. Именно по их ини-

циативе создан и функционирует мини-театр. Силами сотрудников учреждения пишутся сценарии, готовятся красочные декорации, шьются костюмы. Отмечается не только высокая посещаемость данных мероприятий, но и высказываются высокие оценки сотрудников в адрес организаторов.

• групповая психокоррекцион-ная работа. В 2007 году психологами подразделений по конвоированию было проведено 5811 групповыхкоррекцион-ных мероприятий, которыми было охвачено в общей сложности свыше 16000 человек. Эта работа осуществлялась в форме тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий и была ориентирована на развитие профессионально важных качеств, укрепление сплочённости коллективов, гармонизацию эмоционального состояния сотрудников. Как правило, групповые занятия проводились ежедневно с сотрудниками заступающих дежурных смен отдела комендантской службы и убывающих плановых железнодорожных и автомобильных караулов. При организации групповой работы с сотрудниками используются обсуждения за круглыми столами (например, по проблемам химической зависимости), мышечная релаксация с применением ароматерапии (при заступлении в караул), кинотренинг (например, по проблемам алкоголизма) и др. (позитивный опыт УФСИН России по Хабаровскому краю). В качестве иллюстрации можно привести организацию психокоррекци-онных мероприятий в УФСИН России по Омской области, которые проводятся с использованием инновационных техник «Хемисинк» и «Встреча с целителем» для улучшения общего психического и физического здоровья сотрудников,

восстановления их работоспособности, улучшения самочувствия, сна, настроения. Кроме того, они способствуют снятию чрезмерной раздражительности и агрессивности. Их сочетание с сеансами фито- и ароматерапии усиливает оздоровительный эффект. Необходимо отметить, что не всегда групповые психологические тренинги по сплочению коллектива, оптимизации его морально-психологического климата достигают желаемых результатов. Так, в ОК УФСИН России по Магаданской области в данном тренинге участвовало всего 5 человек. Группа проявляла пассивность, имелись трудности с тактильным контактом и в упражнениях на эмоциональное раскрытие. К сожалению, после третьего занятия было принято решение о прекращении занятий. Кроме того, не во всех спецподразделениях по конвоированию имеются условия для организации и проведении качественного психологического сопровождения личного состава. Например, в УК ГУФСИН России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области отсутствует отдельный кабинет психолога и специально оборудованное помещение для психологической регуляции. В УФСИН России по Чувашской Республике психологи не обеспечены и испытывают острый дефицит в оргтехнике и другом инструментарии.

3. Методическая работа является одним из важных составляющих психологического обеспечения личного состава управлений (отделов) по конвоированию. В ОК УФСИН России по Липецкой области при активном участии специалистов психологической службы разработаны и утверждены основные критерии соревновательных оценок (рейтинга), с включением в него результатов

физической, боевой, огневой подготовки, а также показателей дисциплинарной практики, соблюдения санитарно-гигиенических норм по месту службы с целью стимулирования позитивных результатов деятельности сотрудников, заступающих в караул. Практическими психологами УК УФСИН России по Архангельской области подготовлены материалы передового опыта «Морально-психологическое обеспечение личного состава караула на этапе подготовки к службе», а специалистами УК ГУФСИН России по Волгоградской области разработана и внедрена «Инструкция для должностных лиц караулов по действиям в ситуации неадекватного поведения среди личного состава караулов». В ОК УФСИН России по Владимирской области в целях оптимизации морально-психологического климата, распознавание психоэмоционального состояния перед заступлением на службу подготовлено методическое пособие и рекомендации начальникам караулов: «Неадекватное поведение сотрудников во время несения службы», «Признаки неустойчивого эмоционального состояния». Психологом УК УФСИН России по Республике Хакасия разработаны: «Программа психологического сопровождения караулов перед заступлением на службу»; методические рекомендации «Предупреждение конфликтов в системе занятий с личным составом по психологической подготовке»; методические рекомендации по теме «Тренинг познавательных процессов».

4. Психопросветительская работа включала в себя проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение психологической компетенции сотрудников спецподразделений по

конвоированию. Так, в 2007 году в управлениях (отделах) по конвоированию проведено 3324 лекционных занятия по психологической подготовке. С организационной точки зрения этот вид психологического обеспечения включал работу с сотрудниками и руководителями спецподразделений по конвоированию.

• при проведении занятий основными задачами являлись: формирование профессионально важных качеств сотрудников, развитие специальных способностей, а также обучение личного состава приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний. В этом направлении проведены лекции по темам: «Профессиональное внимание, восприятие, наблюдение и запоминание сведений, представляющих профессиональный интерес», «Лидерство и руководство», «Методы эмоциональной регуляции» с элементами тренинго-вых упражнений (УК ГУФСИН России по Приморскому краю); «Депрессия и пути ее преодоления» (ОК УФСИН России по Липецкой области); «Формирование адаптационных возможностей сотрудников» (УК ГУФСИН России по Республике Татарстан). Большое значение уделялось занятиям, ориентированным на недопущение различных форм деструктивного поведения сотрудников. В планы служебной подготовки были включены такие темы, как: «Профилактика деструктивного поведения в варианте игровой зависимости» (ОК УФСИН России по Липецкой области, УК УФСИН России по Забайкальскому краю, УК УФСИН России по Архангельской области и УК УФСИН России по Воронежской области); «Пути и методы профилактики профессиональной деформации сотруд-

ников УИС», «Конфликты и конфликтные личности в системе профессиональных отношений», «Эмоциональное выгорание сотрудников УИС» (УК ГУФСИН России по Республике Татарстан). Особая роль отводилась просвещению сотрудников в сфере психологического изучения различных категорий преступников. Например, в УК ФСИН России по Псковской области проводились занятия по следующей тематике: «Типология личности преступника», «Психологические особенности отдельных категорий преступников», «Психологические особенности лиц, совершивших изнасилование», «Особенности преступников, страдающих психическими заболеваниями». Цель занятий заключалась в повышении психологической компетентности и обеспечении профессиональной безопасности сотрудников.

• занятия с руководителями сосредотачивались на повышении их статусной позиции как одного из факторов, играющих важную роль в дисциплинарной практике, и повышении мотивации сотрудников. Например, в ОК УФСИН России по Липецкой области такие занятия успешно проводились с начальниками караулов, планировалось обучение руководителей техникам психологического воздействия на подчиненных. Так, психологом УК УФСИН России по Воронежской области проведен цикл лекций на тему «Профессиональная вик-тимность и пути ее снижения у сотрудников УИС», в УК ГУФСИН России по Кировской области: «Стили руководства служебными коллективами», «Этика и специфика профессионального общения», «Этические нормы сотрудников спецподразделений по конвоированию». Помимо этого, осуществлялась консуль-

тационная работа со средним и старшим начальствующим составом учреждений. Наиболее востребованными темами для сотрудников выступали: способы повышения устойчивости к стрессовым воздействиям, эффективные приёмы саморегуляции, оптимальная расстановка кадрового аппарата (позитивный опыт ГУФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области).

5. Психологическая подготовка и сопровождение сотрудников, несущих службу в составе караулов.

• психологическая подготовка сотрудников перед заступлением в караул с оружием. Исходя из того, что планом служебной подготовки время работы психолога с караулом составляет 40 минут, этот вид занятий подразделялся, как правило, на 4 части: экспресс-диагностика (7 минут), аутотренинг (25 минут), обратная связь (5 минут), элементы телесной терапии (3 минуты). При подготовке сотрудников к заступлению в караул используются дыхательная гимнастика, элементы кинезиологии и релаксационные упражнения (позитивный опыт психологов ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Томской области). В качестве иллюстрации можно привести положительный опыт психологов УФСИН России по Липецкой области, где экспресс-диагностика сотрудников осуществлялась не только в рамках индивидуальной и групповой беседы, но и с использованием проективных тестов: методики «Адекватное восприятие действительности», методики «Мысли о смерти», методики на диагностику психоэмоционального

состояния «Косуля», методики по распознаванию актуальных проблемных зон, методики на диагностику личностной позиции (депрессия), выявление психофизиологического состояния (настроение) и стрессоустойчивости. Кроме того, экспресс-диагностика данной категории сотрудников осуществлялась также на основе взаимодействия психолога с дежурными по караулам, начальниками караулов, младшими инспекторами 1 и 2 категории. Цель - выявление негативных состояний, значимых личностных проблем, предотвращение нежелательного поведения сотрудников. Для повышения качества психодиагностических обоснований сотрудников перед заступлением на службу и после выполнения ими профессиональных задач использовался прибор «Активациометр». С его помощью производятся измерения текущего состояния и активности сотрудников. На основании результатов готовились рекомендации руководству о наличии или отсутствии противопоказаний для успешного решения служебных задач (позитивный опыт психологов УК ГУФСИН России по Республике Татарстан). В УК ГУФСИН России по Саратовской области и ОК УФСИН России по Владимирской области сотрудники караулов обследуются психологами на предмет социально-психологической совместимости, выраженности коммуникативных и организаторских качеств. Психологом ОК УФСИН России по Чувашской Республике разработаны памятки-рекомендации по профилактике нарушений законности для выездных караулов. Психолог ОК УФСИН России по Тюменской области и ОК УФСИН России по Омской области ежемесячно во время проведения плановых стрельб осу-

ществляет динамическое наблюдение за сотрудниками, с целью корректировки их психоэмоционального состояния, предотвращения возможных деструктивных проявлений.

• психологическое сопровождение сотрудников подразделений по конвоированию в карауле. В ряде территориальных органов УИС психологи выезжают в место дислокации караулов, чтобы осуществлять мониторинг обстановки и наиболее оптимально применять техники по психологическому сопровождению сотрудников (позитивный опыт психологов УК ГУФСИН России по Ростовской области, УК ГУФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области). В учреждениях ГУФСИН России по Кемеровской области, в рамках оказания помощи и преемственности психологического сопровождения, организовано наблюдение за сотрудниками временных и сквозных караулов.

6. Психологическое сопровождение стажеров и молодых сотрудников. Цель психологического сопровождения стажеров и молодых сотрудников в адаптационный период заключалась в формировании навыков рационального поведения в коллективе, а также более углубленного изучения их личностных черт с последующей оценкой профессиональных качеств и характерологических особенностей, распознавании так называемой «группы повышенного риска», подготовке рекомендаций наставникам по организации работы с этими категориями сотрудников. Практическими психологами осуществлено 1493 мероприятий психодиагностического и психокоррекционного характера со стажерами и молодыми сотрудниками. Как правило, диагностический блок комп-

лексного изучения молодых сотрудников включал в себя: многофакторный личностный опросник СМИЛ (Л. Н. Соб-чик), многофакторный личностный опросник Кеттелла (16 PF), методику определения уровня нервно-психической устойчивости, опросник суицидального риска (ОСР), методику «Незаконченные предложения», ассоциативный рисуночный тест, методику определения степени готовности к риску Шуберта, проективные методики «Дом, дерево, человек», «Человек, человек противоположного пола», «Несуществующее животное», а также индивидуальное консультирование молодых сотрудников по основным проблемным вопросам (опыт работы психологов УФСИН России по Липецкой области и др.). В УФСИН России по Омской области психологическая работа со стажерами и молодыми сотрудниками строится с учетом данных первичной диагностики и заключения ЦПД ВВК. Если стажёр «рекомендован условно», он заносится в группу повышенного внимания. Далее, в течение трех месяцев он подвергается дополнительным психодиагностическим обследованиям. Для безболезненной адаптации к службе стажеры приглашаются на индивидуально-ориентированные беседы. По окончании стажировки составляется заключение и вывод о целесообразности продолжения службы. При необходимости стажер направляется на дополнительное обследование в ЦПД ВВК. Просветительская работа с указанными категориями сотрудников включала собеседование по вопросам, наиболее актуальным при вхождении стажеров и молодых сотрудников в должность. Например, с указанной категорией сотрудников в ОК УФСИН Росси по Липецкой

области доминирующими темами для собеседования выступали: «Модель построения служебных взаимоотношений в системе «руководитель-сотрудник», «сотрудник-сотрудник», «Конструктивное сотрудничество», «Деловые приемы преодоления конфликтов».

7. Психологическое сопровождение сотрудников управлений (отделов) по конвоированию, состоящих на профилактическом учете у психолога, а также в группах риска и повышенного внимания. Анализ и обобщение полученной из территориальных органов УИС информации дает основание полагать, что структура дисциплинарных нарушений (прогулы, недобросовестное отношение к своим обязанностям, злоупотребление алкоголем) чаще всего были связаны у сотрудников подразделений с определенными негативными личностными характеристиками, низкой профессиональной мотивацией, отсутствием адаптивных механизмов саморегуляции поведения. Несмотря на проводимую специалистами психологических служб работу, более 1500 сотрудников управлений (отделов) по конвоированию состояли на профилактическом учете. Наиболее проблемная категория включала 239 сотрудников, нуждающихся в психологической поддержке вследствие продолжительного влияния стрессовых или постстрессовых ситуаций. Помимо этого, свыше 300 сотрудников (315) проявляли склонность к злоупотреблению спиртными напитками, еще 862 сотрудника имели предрасположенность к иным разновидностям деструктивного поведения, причем 38 - в его крайних проявлениях. За 2007 год допущено два случая суицида (ГУФСИН России по Саратовской области, ГУФСИН России по

Челябинской области). Со всеми вышеуказанными категориями сотрудников проводилась индивидуальная консультативная и психокоррекционная работа с целью предотвращения деструктивного поведения, а также поддержания высокого уровня работоспособности и эффективности профессиональной деятельности. Как правило, с лицами, состоящими на профучете, осуществляются индивидуальные и групповые сеансы аутотренинга, с сотрудниками, состоящими в группах риска и группе повышенного внимания - индивидуальные консультации. С сотрудниками, имеющими низкий уровень адаптации к условиям службы, проводятся сеансы аутотренинга, направленные на снижение уровня тревожности и ролевые игры, повышающие уверенность в себе. В результате такой работы данная категория лиц лучше адаптируется к службе и успешно выполняет свои функциональные обязанности. С сотрудниками, склонными к алкогольной зависимости, проводятся индивидуальные беседы; аутотренинги, направленные на снятие нервно-психического напряжения. С сотрудниками, имеющими проблемы в семье, проводятся индивидуальные консультации с целью выяснения семейной проблемы и совместного поиска выхода из сложившейся ситуации. Используются, в частности, техника постановки на место другого, использование собственного положительного опыта по выходу из конфликтных ситуаций. Сотрудники с низким уровнем нервно-психической устойчивости на индивидуальных и групповых занятиях обучаются приемам саморегуляции поведения, посещают аутотренин-ги, направленные на снятие нервно-психического напряжения. С сотрудниками,

склонными к конфликтному поведению, проводятся социально-психологические тренинги по разрешению конфликтных ситуаций и аутотренинги, направленные на снятие нервно-психического напряжения (позитивный опыт работы психологов ГУФСИН России по Нижегородской области). В качестве иллюстрации приведём позитивный опыт работы психологов УК ГУФСИН России по Саратовской области, где с данной категорией сотрудников проводятся комплексные мероприятия: ежеквартальные психодиагностические обследования по методикам: «Несуществующее животное», «Незаконченное предложение», многофакторный личностный опросник 16-PF Кеттелла, многофакторный личностный опросник СМИЛ (Л.Н. Собчик) и др.; псих-окоррекционные беседы по тематике: «Я и мое место в коллективе», «Взаимоотношения в семье», «Соперничество-сотрудничество», «Взаимовыручка и товарищеская помощь в коллективе», «Деловые приемы преодоления конфликтов»; групповые тренинги: «Оценка ситуаций», «Горячий стул»; элементы НЛП: «Якоре-ние», «Круг совершенства»; аудио-сеансы по изучению методов релаксации и медитации, «Табу» (по раскрытию внутренних резервов человека), «Три минуты ни о чем не думай» (по снятию эмоционального напряжения, формированию позитивного настроя); упражнения по применению техник саморегуляции, методы нервно-мышечной релаксации. Кроме того, имеется положительный опыт работы психологов УФСИН России по Республике Марий Эл с данной категорией сотрудников по профилактике суицидального поведения, конфликтов, немотивированной жестокости и агрессии. Анализ результатов психодиагностики

свидетельствует о том, что большинство (64%) респондентов воспринимает окружающий мир как недружественный, служебная деятельность не приносит им достаточного морального удовлетворения. Обращают на себя внимание высокие показатели по шкале «временная перспектива», что говорит о низкой способности планировать будущее, определять долгосрочную перспективу. Полученные результаты исследования свидетельствуют также о нарастающей усталости и необходимости проведения профилактических мероприятий по снижению нервно-эмоциональной напряженности. Психопросветительские мероприятия с проблемными сотрудниками состоят из лекционных занятий: «Суицид, суицидальное поведение. Профилактика суицидов» (УФСИН России по Забайкальскому краю, ОК УФСИН России по Камчатской области), кроме того, с руководящим составом проводились занятия по изучению методических рекомендаций «Социально-психологическая профилактика деструктивных явлений среди сотрудников уголовно-исполнительной системы». - ФСИН России, НИИ ФСИН России, 2006 (УК ГУФСИН России по Саратовской области и др.).

8. Психологическая работа с резервом кадров на выдвижение на вышестоящие должности. В подразделениях по конвоированию сформирован резерв сотрудников учреждений на вышестоящие должности, составлены группы резерва по каждой специальности и должности. Регулярно проводится обучение этой категории сотрудников. Так, в УФСИН России по Магаданской области ежеквартально проводятся занятия по темам: «Лидерство и руководство», «Профессионально важные качес-

тва руководителя», «Управление трудовой мотивацией», «Медиация в решении конфликтов» и др.

9. Изучение и анализ социально-психологического климата (СПК) в коллективах, разработка мероприятий по его оптимизации. За истёкший год психологами проведено 774 социально-психологических обследований в служебных коллективах. Методический блок такого мониторинга, как правило, включал: анонимные опросы сотрудников по анкетам «Социально-психологический климат», «Исследование показателей организационного развития», «Выявление степени удовлетворенности организационными рамками труда и отношениями между людьми в процессе службы»; сопоставление и анализ ключевых элементов СПК (удовлетворенность работой, динамика взаимоотношений сотрудников по «вертикали» (сотрудник-руководитель) и «горизонтали» (сотрудник-сотрудник), оценка условий и результатов труда, стилей руководства и личностных черт руководителей (сферы ценностей, приоритетных задач в работе, мотивационных тенденций. Помимо этого, оценивались следующие показатели: динамика эргометрических факторов и социальной защищенности сотрудников (макроуровень); анализ состояния взаимоотношений в коллективе сотрудников «вертикаль-горизонталь»; личностные особенности руководителей подразделения, проявленные в руководящей деятельности (позитивный опыт работы психологов УФСИН России по Липецкой области). Психологами УК ГУФСИН России по Ростовской области проводились исследования в различных отделах и службах, направленные на прояснение таких важных составляю-

щих климата, как интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, взаимоотношения между сотрудниками, взаимоотношения с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями труда. По результатам исследований определялись лучшие подразделения с проблемными аспектами в СПК, предоставлялись рекомендации руководству по изменению социально-психологического климата в подразделении. Психологи ОК УФСИН России по Курганской области отслеживали содержание, организацию и условия трудовой деятельности, особенности работы органов управления, степень тяжести труда, деловые и личностные черты руководителей. Анализ информации позволил выделить ряд факторов, негативно влияющих на социально-психологический климат в подразделениях. Оказалось, что доминирующими причинами сотрудники сочли отсутствие перспектив служебного роста, невозможность улучшения своих жилищно-бытовых условий. На втором месте - экономические факторы, связанные с материально-финансовым обеспечением. Кроме того, отмечается неудовлетворенность системой поощрений и взысканий, а также санитарно-гигиеническими условиями труда. Психологом УК УФСИН России по Воронежской области и ОК ФСИН России по Омской области проанализированы текучесть кадров в подразделениях, а также неудовлетворенность условиями несения службы. Изучение показывает, что основными причинами увольнения остается: желание устроиться на более высокооплачиваемую работу; низкий социальный статус сотрудника УИС (отсутствие социальной базы); се-

мейно-бытовые трудности; изнурительные психофизиологические нагрузки, связанные с конвоированием осужденных; неудовлетворенность санитарно-гигиеническими условиями труда; отсутствие перспектив по службе. Анализ морально-психологического климата в УК ГУФСИН России по Новосибирской области позволил выявить острые проблемы, «всплывшие» вследствие увеличения количества спецконтингента и, как следствие, - увеличения нагрузки на личный состав. В их число входят физическая усталость, тревожность, рост неудовлетворенности служебной деятельностью, связанный с нарушениями графика выхода на службу, особенно среди сотрудников, проживающих в сельской местности. В дополнение к этому необходимо отметить большое количество отчетной документации. И это при том, что коллектив УК ГУФСИН России по Новосибирской области является одним из самых стабильных и подготовленных в профессиональном отношении. Психологом ОК УФСИН России по Оренбургской области проведено социометрическое исследование по распознаванию формальных и неформальных лидеров, «изгоев», внутри коллектива. По результатам исследования были подготовлены соответствующие рекомендации. Анализ изучения социально-психологического климата в ОК УФСИН России по Магаданской области говорит о том, что сотрудники наибольшую неудовлетворенность испытывали от решения своих жилищно-бытовых проблем, обеспечения транспортом для проезда к месту службы. Низкими остаются показатели удовлетворенности санитарно-гигиеническими условиями и организационными элементами; уровнем организации

работы подразделения; стилем управления руководства учреждения; системой поощрений и наказаний. По сравнению с предыдущими исследованиями снизилась удовлетворенность уровнем физической и нервной нагрузки. Изучение социально-психологического климата в отделе по конвоированию УФСИН России по республике Марий Эл (выборка - 60 % личного состава) свидетельствует о том, что максимальную неудовлетворенность у сотрудников вызывают санитарно-гигиенические условия труда, личная безопасность при работе со спецконтингентом, стиль руководства в отделе, недостаточная информированность сотрудников об актуальных проблемах деятельности и организации подразделения.

Анализ работы по психологическому обеспечению деятельности спецподразделений по конвоированию ФСИН России свидетельствует о том, что сегодня руководители территориальных органов УИС должны наращивать усилия по решению спектра задач психологического и социального порядка. В их число входит оказание психологи-

ческой и материальной поддержки сотрудникам, повышение взаимодоверия и укрепление атмосферы сотрудничества, существенное улучшение денежного содержания и обеспечение личной безопасности. Представляется, что в плане повышения профессиональной выучки и оптимизации социально-психологического климата наиболее востребованными сейчас являются разработка и внедрение в пенитенциарную практику различных инновационных психотехнологий. С одной стороны, они должны базироваться на внешних (потенциалы коллектива) и собственных (компетентность руководителя) ресурсах с точки зрения ожидаемых результатов работы. С другой стороны, они обязаны учитывать гуманистические ценности, в том числе, уважение и доверие к личности, открытость и коллегиальность, дифференцированный подход к конкретным субъектам совместной деятельности, которые будут способствовать укреплению профессионального ядра и повышению мотивации сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.