Научная статья на тему 'О проявлении экстралингвистических факторов в свободном ассоциативном эксперименте (на примере цветовых прилагательных)'

О проявлении экстралингвистических факторов в свободном ассоциативном эксперименте (на примере цветовых прилагательных) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алымова Е. Н.

Рассматриваются проблемы формирования и функционирования словесных цветовых ассоциаций у различных социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental Testing In Free Association Experiment

The article describes the results of experimental testing of the associations of the colored adjectives among different people.

Текст научной работы на тему «О проявлении экстралингвистических факторов в свободном ассоциативном эксперименте (на примере цветовых прилагательных)»

АКТУАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

О ПРОЯВЛЕНИИ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В СВОБОДНОМ АССОЦИАТИВНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ (на примере цветовых прилагательных) Е.Н Алымова.

Кафедра русского языка Институт международных образовательных программ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 195220 г. Санкт-Петербург, Гражданский пр., д.28

Рассматриваются проблемы формирования и функционирования словесных цветовых ассоциаций у различных социальных групп.

Феномен цвета имеет многовековую традицию изучения. Интерес к цвету обусловлен его сложной физической природой и тем воздействием, которое он оказывает на человека. Предметом нашего исследования является русская наивная лингвоцветовая картина мира современных носителей русского языка. Изучению этой проблемы посвящены многие работы (Василевич А.П., Залевская A.A., Фрумкина Р. М., Белов А.И. и др.). Теоретические изыскания в области когнитивистики и психолингвистики цвета позволяют решить многие практические задачи. В частности, расширить возможности межкультурной коммуникации и повысить эффективность восприятия информации в художественных произведениях, рекламе и других областях, где цветовой фактор является значимым.

Для исследования мы выбрали 12 основных цветовых прилагательных в форме мужского рода (выбор основан на теории Берлина-Кея, согласно которой европейские языки имеют 11 основных цветонаименований, для русского языка -12, т.к. добавляется «голубой»). Методом исследования был избран свободный ассоциативный эксперимент (САЭ). САЭ - один из эффективных методов, который применяют в психологических, психолингвистических, маркетинговых и других исследованиях, связанных с изучением языкового сознания индивида.

Русский ассоциативный словарь [1] (РАС) включает в список слов-стимулов интересующие нас 12 цветообозначений.Цветовые прилагательные в РАС нельзя расположить по наибольшему количеству полученных ассоциатов из-за разного числа информантов, реагировавших на стимул-цветообозначение. Данные РАС, отражающие наивную лингвоцветовую картину мира русских почти десятилетней давности, позволяет нам проследить изменения в семантическом объеме

Е.Н Алымова О проявлении экстралингвистических факторов

39

исследуемых цветообозначений при сопоставлении с вербальными ассоциациями сегодняшних русских.

Анализ и сопоставление данных в РАС и результатов ассоциативных экспериментов других исследователей показывает, что актуализация тех или иных ассоциатов в сознании информантов зависит от условий проведения ассоциативного эксперимента.

Для получения объективной цветовой картины мира современных русских необходимо обеспечить такие условия эксперимента, которые позволили бы максимально полно актуализировать хранящуюся в памяти индивида информацию, связанную с категорией цвета.

На наш взгляд, чтобы получить более широкое представление об ассоциативно-вербальной сети человека, необходим САЭ, в ходе которого нет количественных ограничений в процессе ассоциирования. Качество же САЭ во многом зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации реципиентами. Так как в массовом эксперименте невозможно определить когнитивный стиль каждого испытуемого (визуал, аудиал, кинестетик), необходимо предъявлять стимул (раздражитель) таким способом, который может учитывать несколько каналов восприятия и обеспечивать максимальное извлечение информации из памяти информантов.

Обычно в методике проведения ассоциативного эксперимента задействован один канал восприятия: зрительный или слуховой. При этом стимул демонстрируют, называют или предлагают в виде опросного листа.

При всестороннем (многоаспектном) исследовании концептов цветообозначений, на наш взгляд, эффективным является сочетание нескольких методик предъявления стимула. [2]

Учитывая вышесказанное, методика проведения САЭ, в котором испытуемым в качестве стимула (раздражителя) предлагается цветообозначение, будет иметь следующий вид. Экспериментатор демонстрирует испытуемым цветовой образец и одновременно вербализует его соответствующим цветообозначением. После чего испытуемые записывают слово-стимул на листе, затем фиксируют свои реакции. Интервал между предъявляемыми стимулами 1 минута.

В предложенном САЭ раздражитель поступает по зрительному и слуховому каналам. Так, для визуала слово, воспринятое на слух, без визуальной поддержки вызывает менее яркие ассоциации. Слово же, увиденное в его грамматическом облике и семантизированное цветовым образцом, вызывает у испытуемого с визуальной когнитивной стратегией большее число ассоциатов. Для него очевиднее становятся синтагматические связи слова-стимула с ассоциатами. Цветовой образец же помогает удержать в памяти цветовой образ. При произнесении экспериментатором слова-стимула начинают действовать фоносемантические факторы, которые дополняет ассоциативные образы информантов.

Для практической проверки и подтверждения наших предположений по данной методике был проведен САЭ. В САЭ приняли участие 120 русских студентов из различных вузов г. Санкт-Петербурга в возрасте от 17 до 30 лет. Для эксперимента были выбраны учащиеся четырех факультетов (филологического, географического, факультет дизайна, факультет регионоведения). Эксперимент проводился в 2005 г. 12 основных прилагательных цвета явились стимулами для

информантов, которые были разделены на три группы. Информанты, которые приняли участие в САЭ, проведенном по вышеописанной методике, актуализировали значительно больше ассоциатов, чем испытуемые, которым слова-стимулы произносились или были представлены графически в виде опросных листов. Вербальные ассоциации двух последних групп составили 2-3 ассоциата.

В эксперименте, проведенном нами в 2005 г., были получены следующие результаты: красный (474), белый (420), черный (419), зеленый (395), голубой (369), желтый (355), серый (343), розовый (341), синий (317), оранжевый (302), коричневый (263), фиолетовый (235) - итого 4233 ассоциата.

Как видим, наибольшее количество ассоциатов имеют ассоциативные поля трех цветообозначений: «красный», «белый», «черный». Сравним первичные ассоциаты в РАС и данные нашего САЭ. При этом возьмем лишь ассоциаты, получившие максимальное количество репрезентаций информантами. Назовем их ассоциативными доминантами.

Таблица 1

Ассоциаты-доминанты

Цветообознач слово-стимул РАС САЭ единичные реакции САЭ все реакции

Белый Снег 128 Снег 24 Снег 40

Голубой Цвет 68 Небо 50 Небо 77

Желтый Цвет 66 Солнце 46 Солнце 64

Зеленый Свет 68 Трава 43 Трава 55

Коричневый Цвет 23 Земля 28 Земля 37

Красный Флаг 15 Кровь 28 Кровь 55

Оранжевый Апельсин 27 Апельсин 39 Апельсин 51

Розовый Цвет 17 Нежность 8 Нежность 15

Серый Волк 38 Мышь 10 Дождь 18

Синий Туман, цвет 12 Море 30 Море 48

Фиолетовый Цвет 46 Радуга, сирень, фиалка 5 Цветок 9

Черный Белый 76 Ночь 13 Ночь 28

Из таблицы видно, что первичные ассоциаты-доминанты РАС и нашего САЭ отличаются, а первичные ассоциаты-доминанты САЭ дублируются в случае учета всех ассоциативных реакций. В нашем САЭ на первое место выходит в большинстве случаев прототип цветообозначений.

Актуализированные ассоциаты в САЭ дают возможность получить представление о семантическом наполнении цветовых концептов современного носителя русского языка, какие ассоциаты являются доминирующими.

Первый ассоциат, на наш взгляд, не может дать полной информации о семантическом наполнении цветонаименования. Данные эксперимента подвержены колебанию в зависимости от многих экстралингвистических факторов. И первое слово, «всплывшее» на поверхность языкового сознания в искусственных условиях эксперимента, а не в естественной речевой ситуации, может быть актуализировано по разным причинам. Это может быть нечто общее, национально-стереотипное для

Е.Н Алымова О проявлении экстралингвистических факторов

41

данной лингвокультурной общности, а может быть, нечто сугубо индивидуальное, обусловленное личным опытом информантов.

Рассмотрим ассоциативные реакции с точки зрения таких экстралингвистических факторов, как тендер, возраст информантов, географические условия их проживания, профориентация, личные интересы.

Тендерные различия проявились особенно ярко. В ассоциативном ряду девушек присутствуют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (шарфик, лампочка, облачко, шарик, мышка, льдинка, зонтик, перышко, маленькое платьице, облачко), предметы женского пользования (лак для ногтей, помада, нижнее белье, платье, юбка, духи, кукла Барби, журнал «Гламур», косметика), чувства, эмоции, оценка своего состояния. Среди ассоциатов юношей встречаются слова (грузовая машина, BMW,самосвал, колеса, разбитый нос, футбол), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами у юношей встретилось всего лишь сестренка. Количество ассоциатов у девушек значительно больше, чем у юношей. Видимо, этот факт обусловлен большей речевой активностью женщин, а также их наибольшей чувствительностью к цвету.

Данные эксперимента показали, что профессиональная ориентация испытуемых проявилась в минимальной степени, поскольку информантами были студенты, т.е. люди, только начинающие обучаться своей профессии, поэтому «профессиональное» проявляется менее ярко. Студенты географического факультета дали наибольшее количество реакций, связанных с флорой и фауной, а в реакциях дизайнеров встречались такие ассоциаты, как плакат, тушь, краска, краски, шрифт, гуашь, бумага, лист бумаги, полотно, желание творить, творчество, объемно, пластилин, насыщенный, цвет, оттенок, карандаши, фломастер, квадрат Малевича.

Географический фактор также получил отражение в ассоциативных реакциях информантов. Испытуемые являлись жителями Петербурга, поэтому реалии города нашли свое отражение в следующих ассоциатах: Петербург в ноябре, питерская осень, пасмурный Питер, Санкт-Петербургское небо, Питер, Нева, «Зенит», трибуны стадиона «Шахтер», Петербург Достоевского, центр Петербурга, мой город, Красное Село, пивзавод « Балтика».

Цветообозначение «серый» (дождь, слякоть, сырость, туман, погода, тучи, зима и др.) отражает особенности климата Петербурга. В РАС ассоциат «дождь» является единичным.

Личные интересы испытуемых также актуализированы в ассоциативном поле. У студентов, интересующихся музыкой, некоторые цветообозначения актуализировали такие ассоциаты, как «красный» - музыка, «белый» - Вивальди, «фиолетовый» - группа «Краски», «синий» - блюз, джаз и др.

Эмоционально-оценочный компонент также присутствует в ассоциативном поле опрашиваемых. Оценка цвета: «красный» - красивый, агрессивный, экстравагантный, «серый» - невыразительный, невзрачный; «черный» - мрачный, нехороший-, «фиолетовый» - странный, загадочный, неприятный.

Эмоциональное восприятие цвета: «красный» - возбуждающий, раздражение, беспокойство; «зеленый» - успокоение, защищенность, хорошее настроение, радоваться, расслабленность; «серый» - скучно, тоска.

Среди реакций можно выделить ассоциаты, возникшие на основе синестезии: «желтый» - пушистый, жаркий, сладким;_«зеленый» - приятный, холодный, ядовитый; «розовый» - сладкий, приторный, пушистый, ватный, душистый; «оранжевый» - вкусный, теплый. Подобные явления представлены в РАС в минимальной степени.

Следует отметить, что на количество и характер ассоциатов влияли такие факторы, как психофизическое состояние испытуемых, а также время проведения эксперимента. В данном случае это проявлялось в минимальном количестве ассоциатов или в их отсутствии.

В РАС ассоциаты, которые являются первичной реакцией на слово-стимул, как правило, грамматически согласованны с той или иной словоформой прилагательного со значением цвета. Результаты нашего САЭ показывают, что первичные ассоциаты стремятся к грамматическому согласованию со словом-стимулом (цветовое прилагательное в форме м. р.). Но для последующих (вторичных) ассоциативных реакций грамматическая согласованность не регулярна. В данном случае человек думает о цвете (о цветовом образе), а не о языковой (грамматической) форме стимула.

Таким образом, цвет - это своеобразный фрагмент ассоциативно-вербальной сети индивида, искусственно актуализированный в условиях эксперимента. Однако это дает ценный материал для изучения социокультурной информации, носителем которой является цвет.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЮЛ, Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В.Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов Русский ассоциативный словарь в 2 т.т. - М., 2002. - 680 с.

2. Алымова E.H. Комплексная ассоциативная методика исследования цветовых концептов // Новые направления в изучении русского языка и в методике его преподавания: Материалы докладов и сообщений XI междунар. науч.-методич. Конф. - СПб.: СПГУТД, 2006. - С. 192-194.

EXPERIMENTAL TESTING IN FREE ASSOCIATION EXPERIMENT

E.N. Alimova

Foreign Languages Chair The Institute of International Education Puritanical University of Saint Petersburg Grazdanski av., 28195220 Saint Petersburg The article describes the results of experimental testing of the associations of the colored adjectives among different people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.