Научная статья на тему 'О ПРОВЕДЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ ТВОРЧЕСТВА И СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ». НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ'

О ПРОВЕДЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ ТВОРЧЕСТВА И СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ». НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии в музыке / музыкально-компьютерные технологии / новая музыка / современное музыкальное образование / information technologies in music / music computer technologies / new music / contemporary musical education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А Камерис

В 2021 году на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена прошёл фестиваль творчества и современных музыкальных образовательных технологий «VIII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки». Этот фестиваль был организован совместно с Центром современной музыки «reMusik.org» (г. Санкт-Петербург). В рамках фестиваля были проведены «Композиторские мастер-классы», цель которых – ознакомление современных молодых авторов из различных стран мира и студентов-музыкантов российских вузов с образовательными тенденциями в системе музыкального образования и методиками преподавания творческих дисциплин, в том числе – новых, появление которых обусловлено становлением музыкально-компьютерных технологий (МКТ), а также возможностью совместной творческой работы и участия в музыкально-образовательном творческом процессе с известными приглашенными исполнителями и композиторами с мировым именем. Автор статьи описывает и анализирует подробности проведённого мероприятия, активным содержательным компонентом которого являются новые образовательные практики и музыка как современный образовательный контент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — А Камерис

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FESTIVAL OF CREATIVITY AND MODERN MUSICAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES “VIII ST. PETERSBURG INTERNATIONAL FESTIVAL OF NEW MUSIC”. NEW EDUCATIONAL PRACTICES

In 2021, a festival of creativity and modern musical educational technologies “VIII St. Petersburg International Festival of New Music” was held on the basis of the education and methods laboratory Music Computer Technologies of the Herzen State Pedagogical University of Russia. This festival was organized jointly with the Center for Contemporary Music “reMusik.org” (St. Petersburg). Within the framework of the festival, “Composer master classes” were held, the purpose of which is to familiarize modern young authors from different countries of the world and students-musicians of Russian universities with educational trends in the system of music education and methods of teaching creative disciplines, including new ones, the emergence of which is due to the development of music computer technologies (MCTs), as well as the possibility of joint creative work and participation in the musical and educational creative process with well-known guest performers and composers of world. The author of the article describes and analyzes details of the event, the active content component of which is new educational practices and new music as a new educational content.

Текст научной работы на тему «О ПРОВЕДЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ ТВОРЧЕСТВА И СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ». НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ»

24. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Music Computer Technologies: Mobile Technology in Contemporary Musical Education. BCAEBS-19, BLEHS-19 & LBGIS-19: Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2019: 11 - 19.

25. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Mobile Technologies in the Process of Teaching Music Theory. Propositos y Representaciones. 2020; Vol. 8, № S3.

References

1. Kolysheva T. A. Podgotovka uchitelya muzyki k professional'noj refleksii v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 1997.

2. Zeer 'E.F. Professional'noe razvitie cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2013; № 9: 10 - 14.

3. Mozgarev L.V. Usloviya professional'nogorazvitiya pedagogov v sisteme povysheniya kvalifikacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2001.

4. Reshetnikov P.E. Tehnologiya professional'no-lichnostnogo razvitiya buduschih uchitelej: Opytproektirovaniya i 'eksperimental'nye aprobacii tehnologij obrazovatel'noj sistemy. Moskva; Belgorod: Vezelica, 1998.

5. Potashnik M.M., Vul'fov B.Z. Pedagogicheskie situacii. Moskva: Pedagogika, 1983.

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2013.

7. Zimnyaya I.A. Kompetenciya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Uchenye zapiski nacional'nogo obschestva prikladnoj lingvistiki. 2013; № 4 (4): 16 - 31.

8. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij proekt. Ekaterinburg. 2008.

9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

10. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95.

12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2016; T. 2.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4.

14. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

16. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

17. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: k probleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: monografiya. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

18. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

19. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2018: 15 - 18.

20. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

21. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika i psihologiya, kultura i iskusstvo: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya". 2013: 7 - 12.

22. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu., Hajner H. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke. Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve: sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2020: 31 - 36.

23. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, ARTS, AND RESEARCHES. Opcion. 2019; T. 35, SpecialEdition24: 360 - 375.

24. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Music Computer Technologies: Mobile Technology in Contemporary Musical Education. BCAEBS-19, BLEHS-19 & LBGIS-19: Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2019: 11 - 19.

25. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Mobile Technologies in the Process of Teaching Music Theory. Propositos y Representaciones. 2020; Vol. 8, № S3.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Kameris A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methodbil Laboratory Music Computer Technologies of the Institute of Information Technologies and Technological Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ABOUT THE FESTIVAL OF CREATIVITY AND MODERN MUSICAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES "VIII ST. PETERSBURG INTERNATIONAL FESTIVAL OF NEW MUSIC". NEW EDUCATIONAL PRACTICES. In 2021, a festival of creativity and modern musical educational technologies "VIII St. Petersburg International Festival of New Music" was held on the basis of the education and methods laboratory Music Computer Technologies of the Herzen State Pedagogical University of Russia. This festival was organized jointly with the Center for Contemporary Music "reMusik.org" (St. Petersburg). Within the framework of the festival, "Composer master classes" were held, the purpose of which is to familiarize modern young authors from different countries of the world and students-musicians of Russian universities with educational trends in the system of music education and methods of teaching creative disciplines, including new ones, the emergence of which is due to the development of music computer technologies (MCTs), as well as the possibility of joint creative work and participation in the musical and educational creative process with well-known guest performers and composers of world. The author of the article describes and analyzes details of the event, the active content component of which is new educational practices and new music as a new educational content.

Key words: information technologies in music, music computer technologies, new music, contemporary musical education.

А. Камерис, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» института информационных технологий и технологического образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

О ПРОВЕДЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ ТВОРЧЕСТВА И СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ». НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

В 2021 году на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена прошёл фестиваль творчества и современных музыкальных образовательных технологий «VIII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки». Этот фестиваль был организован совместно с Центром современной музыки «reMusik.org» (г Санкт-Петербург). В рамках фестиваля были проведены «Композиторские мастер-классы», цель которых - ознакомление современных молодых авторов из различных стран мира и студентов-музыкантов российских вузов с образовательными тенденциями в системе музыкального образования и методиками преподавания твор-

ческих дисциплин, в том числе - новых, появление которых обусловлено становлением музыкально-компьютерных технологий (МКТ), а также возможностью совместной творческой работы и участия в музыкально-образовательном творческом процессе с известными приглашенными исполнителями и композиторами с мировым именем. Автор статьи описывает и анализирует подробности проведённого мероприятия, активным содержательным компонентом которого являются новые образовательные практики и музыка как современный образовательный контент

Ключевые слова: информационные технологии в музыке, музыкально-компьютерные технологии, новая музыка, современное музыкальное образование.

В 2021 году с целью внедрения информационных технологий в музыкальное искусство и демонстрации возможностей музыкально-компьютерных технологий в образовании учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена участвовала в организации и проведении VIII Санкт-Петербургского Международного фестиваля новой музыки и Композиторских мастер-классов. Мероприятие проведено в рамках сотрудничества УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» с коллективами организаций, профессиональная деятельность которых связана с изучением и применением музыкально-компьютерных технологий в различных видах образовательной, научно-музыкальной и художественной деятельности в цифровой творческой и образовательной среде. Среди таких мероприятий были следующие: «Мост дружбы: Мир искусства без границ»: РГПУ им. А.И. Герцена - Центр новой музыки, Дортмунд, Германия (2014); РГПУ им. А.И. Герцена - Сегедский университет, Сегед, Венгрия (2005 - 2007, 2015 -2019); РГПУ им. А.И. Герцена - Бакинская академия музыки им. Узеира Гад-жибейли, Бакинская национальная консерватория, Баку, Азербайджан (2020 -2021); РГПУ им. А.И. Герцена - Академия Pro Arte, Лимасол, Кипр.

Уже несколько лет ведется активное сотрудничество членов УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» с Центром современной музыки «reMusik. org» (художественный руководитель и директор - композитор и общественный деятель Мехди Хоссейни).

Первого апреля 2021 года Санкт-Петербургскому центру современной академической музыки reMusik.org исполнилось 10 лет. За этот период Центр создал одну из крупнейших мировых платформ современной музыки - «Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки»; открыл первое российское цифровое и печатное издательство, полностью специализирующееся на публикациях современной музыки; создал один из главных русскоязычных информационных порталов и онлайн-журнал, посвященных современной академической музыке; инициировал образовательные проекты, онлайн-курсы для молодых композиторов, Международный конкурс композиторов имени Сергея Слонимского; провел ряд мастер-классов, творческих встреч, научных конференций; объединил различные организации, фестивали, музыкантов и критиков, чьи творческие интересы сосредоточены в сфере актуальной музыкальной культуры Санкт-Петербурга и России.

Центр современной музыки «reMusik.org» провёл в этом году «VIII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки», который прошёл на разных концертных площадках Санкт-Петербурга с 21 мая по 2 июня 2021 года. 21 мая состоялось открытие Фестиваля в Концертном зале Мариинского театра Санкт-Петербурга при активном участии струнного квартета Quatuor Diotima (Франция), закрытие фестиваля было проведено в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии c участием коллектива «Ensemble recherche» (Германия).

Ежегодно фестиваль посещают более 7 000 человек. В этом году на фестиваль приехали более 250 профессиональных композиторов, приняли участие 14 музыкальных коллективов, специализирующихся на исполнении исключительно новой музыки. На фестивале прозвучали 115 премьерных сочинений современных композиторов из 36 стран мира.

Помимо концертной части фестиваль имеет образовательный блок, включающий лекции, презентации и творческие встречи. В рамках фестиваля в третий раз был представлен образовательный проект «Композиторские мастер-классы» (куратор - композитор Александр Хубеев), которые в этом году прошли с 22 мая по 2 июня. «Композиторские мастер-классы» - это творческая лаборатория, в рамках которой молодым авторам со всего мира, предварительно отобранным жюри, предоставляется возможность поработать с известными приглашенными исполнителями и композиторами с мировым именем. Лекции и индивидуальные занятия с участниками «VIII Санкт-Петербургского Международного фестиваля новой музыки» провели признанные мэтры композиторского искусства Оскар

Библиографический список

Бьянки (Швейцария), Пьерлуиджи Биллоне (Италия), Сергей Невский (Россия), Александр Радвилович (Россия), Сара Немцов (Германия), Рафаэль Сендо (Франция) и Стефан Принс (Бельгия). В течение четырнадцати дней приглашенные коллективы исполняли сочинения участников «Композиторских мастер-классов» на фестивале. Образовательный блок также включает ридинг-сессии - это образовательная часть Композиторских курсов «reMusik.org», включающая в себя открытую репетицию известных музыкальных коллективов, специализирующихся на исполнении современной музыки, с молодыми авторами. Возможность проведения ряда мероприятий из образовательного блока совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» - это обмен творческим опытом в области применения музыкально-компьютерных и информационных технологий в музыкальном творчестве и образовании.

На фестивале было представлено петербургской публике около 70 событий, включая 19 концертов на различных площадках города; прошли многочисленные образовательные мероприятия, такие как курсы для молодых композиторов и исполнителей, лекции, мастер-классы, воркшопы и ридинг-сессии с ансамблями - участниками фестиваля, научная конференция, презентации и другие.

Сотрудничество с учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, которая имеет значительный творческий и образовательный потенциал, а также опыт организации крупных международных мероприятий, целью которых является ознакомление музыкантов из различных стран мира с новыми тенденциями в музыкальном образовании и творчестве (среди них отметим такие, например, как ежегодная, проводимая с 2002 года Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии», ежегодный Всероссийский фестиваль творчества «КЛАРИНИ XXI века», конкурс электронной музыки «DEMO» и многие другие). Это важный этап в образовательной деятельности Центра современной музыки «reMusik.org», а также творческой и общественной жизни Санкт-Петербурга, направленной на развитие современной академической музыки в России и за рубежом. Особо отметим, что сотрудники УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» имеют неоценимый опыт проведения мероприятий с участием музыкантов с ограниченными возможностями здоровья, что вносит существенный вклад в развитие инклюзивного музыкального образования в России и в мире (см., например, работы [1 - 3]). Данный опыт и наработанные практики используются в проведении широкого спектра музыкальных мероприятий международного уровня.

Все Композиторские мастер-классы, проведённые в рамках фестиваля, могли свободно посещать студенты РГПУ им. А.И. Герцена и других творческих вузов Санкт-Петербурга.

Возможность проведения мероприятий из образовательного блока совместно на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена является иллюстрацией плодотворных творческих и научных контактов российского учреждения с зарубежными коллегами, занимающимися близкими по направлению проблемами в искусстве и образовании. Результаты творческой и научной деятельности сотрудников УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» находят поддержку среди композиторов, исполнителей из различных стран мира (см., например, работы [4 - 7]), а исследования в области музыкальной акустики [8; 9], музыкального программирования [10; 11], моделирования процесса музыкального творчества [12 - 14], новейших направлений развития музыкальной теории и практики композиции [15 - 19], проводимые, в том числе, при участии сотрудников Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Рим-ского-Корсакова, позволяют находить актуальные направления образовательной и творческой деятельности в современном музыкальном образовательном пространстве.

1. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

2. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 15 - 18.

3. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 19 - 22.

4. Gorbunova I.B., Kameris A. Music Computer Education Concept for Teachers: Raising the Problem. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019; Vol. 8, № 2S4: 913 - 918.

5. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; № 22: 233 - 239.

7. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; № 2: 86 - 90.

8. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

9. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

10. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

11. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № 7: 213 - 218.

12. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

13. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

16. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4.

17. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2016; Т. 2.

18. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

19. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

References

1. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep VIsual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

2. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 15 - 18.

3. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 19 - 22.

4. Gorbunova I.B., Kameris A. Music Computer Education Concept for Teachers: Raising the Problem. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019; Vol. 8, № 2S4: 913 - 918.

5. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya ipraktika obschestvennogorazvitiya. 2015; № 22: 233 - 239.

7. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 2: 86 - 90.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

9. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

10. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

12. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: k probleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

13. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

14. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

16. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4.

17. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena, 2016; T. 2.

18. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

19. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Davletova K.B., methodologist, State Educational Institution DO Center for Creative Development and Humanitarian Education of Children "On Vasllyevsky"; senior methodologist, city methodological association of methodologists and teachers of state institutions of additional education in the direction of "Electronic Keyboard Instruments", State Non-Standard Budget Educational Institution "St. Petersburg City Palace of Youth Creativity" (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT COURSES FOR A MUSIC TEACHER (SECTION "ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS"). The article presents approaches to the organization of advanced training courses for teachers-musicians of the system of additional education of children in the field of mastering the capabilities of electronic musical instruments. Appropriate approaches to the development of the content of additional professional programs are identified, and the didactic properties of the information educational environment of advanced training courses are considered, which make it possible to effectively organize the preparation of a music teacher for professional activity in the information educational environment. Methodological approaches and technology of conducting courses of three levels are considered.

Key words: advanced training courses, electronic musical instruments, professional activity of music teacher, information and educational environment.

К.Б. Давлетова, методист ГБУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», ст. методист городского методического объединения методистов и педагогов государственных учреждений дополнительного образования государственного нетипового БОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

(СЕКЦИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»)

В статье представлены подходы к организации курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов системы дополнительного образования детей в области освоения возможностей электронных музыкальных инструментов. Выделены целесообразные подходы к разработке содержания дополнительных профессиональных программ, рассмотрены дидактические свойства информационной образовательной среды курсов повышения квалификации, позволя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.