УДК 343.9
DOI: 10.24411/2587-9820-2019-10040
Е. В. Зубенко, К. В. Калашников
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В настоящей статье даётся анализ источников и статистических данных по противодействию экономической преступности в банковской сфере. Делается вывод о недостаточной эффективности деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Низкая эффективность является следствием использования несоответствующих современным условиям криминалистических методов и методов оперативно-розыскной деятельности, используемых в рассматриваемой сфере деятельности. Для повышения результативности противодействия необходимо повышение качества нормативно-правового регулирования, криминалистического обеспечения и внедрение эффективных методик и моделей раскрытия и расследования преступлений.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, органы внутренних дел, экономическая преступность в банковской сфере, оперативное обслуживание объектов банковской сферы, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
E. V. Zubenko, K. V. Kalashnikov
ON COMBATING ECONOMIC CRIME IN THE BANKING SECTOR IN MODERN CONDITIONS
Abstract. This article analyzes the sources and statistics on combating economic crime in the banking sector. The conclusion is made about insufficient efficiency of activity of divisions of economic security and counteraction of corruption. Low efficiency is a consequence of the use of non-appropriate modern conditions of forensic methods and methods of operational and investigative activities used in the field of activity. To improve the effectiveness of counteraction, it is necessary to improve the quality of legal regulation, forensic support and the introduction of effective methods and models for the disclosure and investigation of crimes.
Keywords: operational search activity, internal Affairs bodies, economic crime in the banking sector, operational maintenance of banking facilities, economic security and anti-corruption units.
Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности, определённой Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной среде); повышение эффективности деятельности правоохранительных органов; органов государственного контроля (надзора); совершенствование единой государственной системы профилактики преступности (включая мониторинг и оценку результативности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений [1]. Вышеизложенное является предпосылкой проведения дальнейшего совершенствования деятельности правоохранительных органов, в частности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (далее — ЭБиПК ОВД), направленной на борьбу с экономической преступностью, а именно поиск и внедрение результативных методов повышения информированности оперативных подразделений и предупреждения преступности.
Современные условия создают трудности в оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК ОВД. Оперативным сотрудникам приходится осуществлять возложенные обязанности при наличии обстоятельств постоянно меняющейся, как экономической ситуации в стране, так и информационно-технологического прогресса, которые ведут к появлению многообразия преступных действий, таких как цифровизация способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений, увеличение числа преступлений, совершённых дистанционным способом. Данные условия, по мнению Ю. В. Гаврилина, придают колоссальный импульс развитию способов и методов противодействия преступности в различных сферах жизнедеятельности [2, с. 65—72].
Одной из таких фундаментально важных сфер является сфера деятельности кредитных организаций, обстоятельства функционирования которых находятся в постоянном развитии. В результате, возникают новые требования к деятельности подразделений ЭБиПК ОВД по борьбе с экономическими преступлениями и предупреждению нанесения многомиллиардного ущерба бюджету Российской Федерации. Так, за последние нескольких лет, исходя из анализа статистических данных, зафиксирован устойчивый рост размеров причиняемого ущерба от преступлений в кредитно-банковской сфере, увели-
чение уровня их организованности и интеллектуальной изощрённости. Общая сумма теневых денежных средств, выявленных в результате данной деятельности, составила более 240 млрд руб. Только за последний год пресечена работа 27 «площадок» по обслуживанию теневых потоков. На 2018 г. ущерб от преступлений, совершаемых в банковском секторе, насчитывает более 170 млрд руб. [5]. Приведённые цифры свидетельствуют о масштабе и опасности совершаемых преступлений, что могут понять даже не имеющие специального образования граждане.
Основные криминальные угрозы, складывающиеся в кредитно-бан-ковской сфере, классифицируются различным образом, отличаются изощрённостью и высокоинтеллектуальным характером. Нам представляется возможным выделить следующую классификацию преступлений в банковской сфере:
1. Преступления, совершаемые представителями банков. Указанные преступления, как правило, совершаются лицами из числа руководства банков и других кредитных организаций, отличаются повышенной общественной опасностью. Жертвами преступлений становятся значительные группы субъектов экономических отношений. Наиболее типичные преступления: мошенничество, лжепредпринимательство, криминальные банкротства.
2. Преступления в отношении банков. Здесь преступления совершаются различными субъектами экономической деятельности в ходе кредитных отношений, а также работниками кредитных организаций. Жертвами в данном случае являются сами банки, сюда относятся: различные хищения (мошенничество, присвоение, растрата), незаконное получение кредита, различные киберпреступления.
3. Преступления, совершаемые с помощью банковских ресурсов. Преступления, совершаемые посредством банков, в настоящее время очень распространены, как правило, совершаются организованными группами с участием работников (руководителей) банков или при их попустительстве. Субъектами указанных преступлений, успешно осуществляющими преступную деятельность, как показывает практика, часто бывают бывшие банковские работники, сотрудники правоохранительных органов, служащие налоговой инспекции, которые благодаря своим профессиональным навыкам посвящены в тонкости указанной специфической преступной деятельности. Ущерб, как правило, наносится интересам государства. Здесь мы в основном рассматриваем преступления, которое способствуют совершению других экономических преступлений, речь идёт о незаконной банковской деятельности, способствующей финансированию терроризма, организованной преступной деятельности, хищению бюджетных средств, уклонению от уплаты налогов, легализации (отмыванию) денежных средств.
Проведённый анализ материалов предварительных проверок и уголовных дел по преступлениям в рассматриваемой сфере позволяет сделать вывод о наличии некоторых устойчивых факторов, влияющих на эффективность противодействия экономическим преступлениям:
1. Кадровый вопрос, имеющий для оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД в современных условиях серьёзную актуальность.
Следует отметить, что в современных условиях тяжело стоит проблема сокращения штатной численности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. При этом нагрузка постоянно растёт (появление новых преступных схем, усложнение процедуры документирования и т. д.), данные обстоятельства не позволяют охватить объём функций, в том числе касающихся качественной борьбы с преступностью в рассматриваемой сфере.
В данных условиях, на наш взгляд, правильной расстановке приоритетов в ходе выполнения оперативно-служебных задач будет способствовать деятельность, направленная на «аналитический поиск» [3]. Для этого необходимо в составе подразделений ЭБиПК ОВД создание аналитических отделов или групп, из состава прошедших специальную подготовку и обладающих познаниями в специфике кредитно-банковской сферы и знаний оперативно-розыскного прогнозирования (технологий ситуационного управления, средств принятия управленческих решений) происходящих процессов, которые на постоянной основе будут осуществлять работу по информационно-аналитическому обеспечению и оперативно-розыскному мониторингу информации об оперативной обстановке на объектах кредитной сферы.
2. Несовершенство нормативно-правового регулирования отношений в данной сфере. Требуют проработки некоторые положения Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» в части обязательного и своевременного информирования Банком России органов внутренних дел о выявленных в ходе надзора показателях, свидетельствующих о возможной противоправной деятельности кредитных организаций.
Соглашение «О взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации» также требует улучшения условий взаимодействия в современных условиях в части налаживания качественного обмена информацией, проведения совместных проверочных мероприятий.
Не оставляют своей актуальности проблемные вопросы, связанные с определением перечня сведений и документов, относящихся к банковской тайне и находящихся в распоряжении кредитных организаций. Кроме того, кредитные организации, по мнению многих специалистов, обладают избы-
точным правовым иммунитетом, препятствующим действенному контролю за их деятельностью со стороны государства [4, с. 78—91].
3. Низкий уровень взаимодействия:
— прежде всего, правоохранительных органов между собой;
— с органами, наделёнными контрольно-надзорными функциями (Банком России и его территориальными подразделениями);
— с негосударственными службами безопасности кредитных организаций, вызванной в основном разными целями и задачами, стоящими перед ними.
В современных условиях важным аспектом является создание нормативной правовой базы, максимально эффективного взаимодействия подразделений ЭБиПК ОВД с государственными контролирующими органами (Банк России, Росфинмониторинг, Федеральная налоговая служба), на основе которой будет создан единый интегрированный банк данных коллективного пользования и обмена справочной и специальной информацией, учитывающий интерес всех субъектов, в частности правоохранительных органов.
Перечисленные факторы достаточно остро стоят перед оперативными сотрудниками в настоящее время, однако это далеко не исчерпывающий перечень негативных тенденций.
На первый взгляд, значительное влияние на уменьшение негативного воздействия перечисленных факторов имеет нормативно-правовое регулирование, призванное сбалансировать отношения в банковской сфере между её субъектами, наладить взаимодействие и последовательно урегулировать кадровые вопросы. Однако, осуществляя только изменения нормативно-правовой базы, возникающие проблемы не решить. Одно из ключевых значений, по нашему мнению, имеет криминалистическое обеспечение деятельности ЭБиПК ОВД, а также органов предварительного расследования, направленное на разработку и внедрение современных, эффективных методик и алгоритмов результативного противодействия криминализации сферы.
На основании вышеизложенного представляется правильной позиция Н. В. Павличенко, который считает, что устранение некоторых субъективных и объективных факторов, оказывающих негативное влияние на оперативно-розыскную деятельность в экономической сфере, возможно посредством проведения определённых мер, формирующих знание сотрудников оперативных подразделений, о наиболее типичных криминогенных детерминантах, позволяющих применять действенные оперативно-розыскные меры, направленные на выявление и предупреждение противоправных проявлений, как на стадии формирования преступного умысла, так и при подготовке и покушении на совершение преступлений [6, с. 104—106].
Таким образом, к проблеме борьбы с преступностью в банковской сфере необходимо подходить комплексно, задействовав как все аспекты теоретического направления в разработке методик, обеспечивающих получение
качественной оперативной информации детерминирующей направление деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел при выполнении задач выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных проявлений, так и последующего расследования указанных преступлений.
Список использованных источников и литературы:
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // СЗ РФ. — 2016. — № 1 (Ч. II). — Ст. 212.
2. Гаврилин Ю.В. Основные направления развития криминалистических знаний в условиях информационного общества // Криминалистика в условиях развития информационного общества (59-е ежегодные криминалистические чтения): сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Академия управления МВД России, 2018.
3. Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация / под ред. А. С. Овчинского и В С. Овчинского. — М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Савенков А. Н. Уголовная политика и устойчивость кредитно-финансовой системы // Журн. рос. права. — 2016. — № 9.
5. Сведения ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России».
6. Павличенко Н. В. Влияние криминогенных факторов на оперативно-розыскную профилактику преступлений в сфере оборота драгоценных металлов // Полицейское право. — 2006. — № 1 (5).