Научная статья на тему 'О ПРОШЛОМ И НЕМНОГО О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ. 4. О ТВОРЧЕСТВЕ'

О ПРОШЛОМ И НЕМНОГО О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ. 4. О ТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESEARCH AND TEACHING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Доровских Г. Н.

Автор рассказывает о том, как рождается идея, как удается оформить в печатную продукцию результаты исследовательской работы, как идет ее создание и т. д., что лежит в основе исследовательской и преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Доровских Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LITTLE ABOUT THE PAST AND ABOUT THE PRESENT AND FUTURE. 4. ABOUT CREATIVITY

The author tells about how an idea is born, how it is possible to form the results of research work into printed products, how it is being created, etc., what is the basis of research and teaching activities

Текст научной работы на тему «О ПРОШЛОМ И НЕМНОГО О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ. 4. О ТВОРЧЕСТВЕ»

О ПРОШЛОМ И НЕМНОГО О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ.

4. О ТВОРЧЕСТВЕ

A LITTLE ABOUT THE PAST AND ABOUT THE PRESENT AND FUTURE.

4. ABOUT CREATIVITY

Г. Н. Доровских

G. N. Dorovskikh

Автор рассказывает о том, как рождается идея, как удается оформить в печатную продукцию результаты исследовательской работы, как идет ее создание и т. д., что лежит в основе исследовательской и преподавательской деятельности.

The author tells about how an idea is born, how it is possible to form the results of research work into printed products, how it is being created, etc., what is the basis of research and teaching activities.

Ключевые слова: исследовательская и преподавательская деятельности.

Keywords: research and teaching activities.

Признаюсь, долго сомневался по поводу обнародования этой статьи. Не только из-за неудобства выставлять на обозрение свой опыт работы, как будто поучаешь или хвастаешь. Нет, не только. Сдерживало понимание, что навязывать молодым собственный опыт и глупо, и безнравственно. Скорее всего, так и пролежала бы эта рукопись в ящике письменного стола, если бы...

Это «если бы.» заключается в том, что в последние годы постоянно приходится сталкиваться с надеждами молодых на случай непонимания ими необходимости трудиться. Трудиться тяжело, самозабвенно. Хочется, чтобы они поняли, что случай приходит к тем, кто его достоин и кто его не ждет.

Похоже, возникла необходимость объяснить, что в жизни надеяться на удачу глупо, можно и нужно рассчитывать только на себя, свой потенциал и всего добиваться упорнейшим трудом. Объяснить, что права, которые так хорошо знают современные молодые люди, могут быть лишь в случае соблюдения ответственности.

Чтобы меньше было неудач и разочарований, необходимо познать себя, понять свои особенности, сильные и слабые стороны, в том числе и в организации наиболее результативной работы. Необходимо сформулировать цель, ради достижения которой и будешь трудиться. Не обязательно точно ее обозначить, главное внятно объяснить себе, чего ты хочешь, к чему стремишься. Понять, зачем тебе это, для чего. Надо наработать свой «сигнал», заставляющий мозг, организм включаться в деятельность по достижению намеченной цели, запланированного результата. Этот сигнал у разных людей разный. Даже когда ты уже определился, уже работаешь и знаешь, ради чего работаешь, все равно необходим «сигнал» к началу деятельности, к началу мыслительного процесса, интеллектуальной работы.

В свое время, мы тогда учились на первом курсе университета, Всеволод Львович Бианки (рис. 1), декан химико-биологического факультета, читавший нам вве-

дение в специальность, говорил о необходимости знать свои особенности, обеспечивающие вхождение в рабочее состояние и поддержание его на должном уровне. В частности, утверждал он, они могут быть и вредными, как, например, табак и крепкий кофе. Профессор Бианки во время лекции курил папиросы «Беломор» и баловался кофе, время от времени подливая его из принесенного термоса. Мой учитель профессор Александр Владимирович Гусев во время работы чаще обычного курил и пил крепкий кофе без сахара. И у меня была привычка во время работы курить и пить крепкий чай. После того как бросил курить, порядка двух лет не мог ничего написать. Не мог сосредоточиться. Пришлось искать другие способы переключаться на работу, включаться в нее, сосредотачиваться.

Написав несколько очерков о том, как стал биологом, ихтиопаразитологом [1-3], похоже, необходимо было объяснить и то, как рождается идея, как удается оформить в печатную продукцию результаты исследовательской работы, как идет ее создание и т. д. И наконец, что лежит в основе исследовательской и преподавательской деятельности, которые являются одной из форм творческой работы. Если, конечно, под творчеством понимать процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс [4].

Перечисленные выше вопросы задавали мне неоднократно. Это не вызывало удивления, поскольку и сам в начале работы в университете задавал их старшим коллегам. Соответственно, и отвечал на них так, как в свое время отвечали мне.

Смысл ответов заключался в следующем:

1. Читать литературу по своей и смежным темам, чтобы быть в курсе свежих публикаций, знать, что и как делают другие.

2. Обязательно бывать на конференциях, выступать с докладами, общаться с коллегами, обсуждать полученные результаты, обмениваться мнениями и т. п.

3. Необходимо приезжать в головные институты к ведущим специалистам; в сомнительных случаях проверять определение видовой принадлежности найденных экземпляров объектов изучения, обсуждать неясные моменты работы и т. д.

Это расширяет кругозор, углубляет знания и представления, дает возможность проверить правильность суждений, подходов, понять и оценить оригинальность своих материалов и идей, избежать ошибок, повторов и т. п. Наконец, просто почувствовать свою причастность к коллективу, процессу познания, зарядиться желанием продолжить начатое дело.

Догель

Валентин Александрович (1939 г.)

Гусев

Александр Владимирович (1953 г.)

Бианки Всеволод Львович (1975 г.)

Успенская Анна Всеволодовна (2010?)

Рис. 1. Они нас учили

Все это так. Однако и не так.

Да, это дает возможность понять актуальность собственных изысканий, правильность суждений. Порой это подталкивает к решению вопросов, которыми до этого не интересовался. Иногда удается взглянуть на ту или иную проблему с другой, неожиданной стороны, с другой позиции. Но и это не всё.

В течение жизни случались моменты, которые рационально объяснить, по крайней мере мне самому, не получается.

Например, ни разу не удалось написать статью на заранее заданную тему. Предлагают написать работу по такой-то проблеме. Проблема знакомая, имеются наработки. Пробуешь, но не получается. Или садишься за статью, подготовил таблицы, схемы и т. д. Все готово! А в итоге переключаешься на другой вопрос.

Как такое происходит? Наверняка имеется этому объяснение, но я его не знаю или не хочу знать.

Другой пример. С самого начала педагогической деятельности было проблемой подготовить методические указания для студентов. Устно объяснить, да пожалуйста! На бумаге изложить... Никак. В связи с чем это происходило и происходит? Не могу сказать. Не потому, что не хочу, а потому, что не знаю.

Озеро Длинное, за ним река Вычегда

Река Вычегда у биобазы СыктГУ

Рис. 2. Окрестности биобазы Сыктывкарского университета

Однако педагогическая работа предполагает создание научно-методических разработок. То есть хочешь не хочешь, а надо! Пришлось искать выход.

Первый раз в основу методических указаний [5; 6] легли результаты изучения видового состава рыб и их паразитов из водоемов окрестностей биобазы СыктГУ (рис. 2). Затем последовал перерыв в такого рода работе, пока не произошел случай, подтолкнувший к написанию следующих методических указаний.

В 1980-х годах у нас еще не было компьютеров, естественно, не было и программ для статистической обработки материалов. Это было время интенсивного внедрения математики в биологические исследования. С этим пришлось столкнуться и мне.

Необходимо было освоить математическую статистику, научиться верно находить подходящий метод статистической обработки полученных данных. После прочтения учебников и соответствующих трудов по математической статистике, получив достаточно многочисленные, в течение трех лет, консультации у двух докторов физико-математических наук, работающих в области теории вероятности и математической статистики, решения множества примеров, приступил к применению этих методов в работе. В начале это была очень простая обработка материала, собранного в ходе изучения распределения червей рода Dactylogyrus Diesing, 1850 (Monogenea: Dactylogyridae Bychowsky, 1933) на жабрах (рис. 3) карася золотого

Carassius carassius (Linnaeus, 1758) (Cypriniformes: Cyprinidae Bonaparte, 1832) [7]. Полученные от рецензента замечания заставили серьезней углубиться в проблемы статистической обработки данных. В скором времени появился интерес к такого рода работам.

Решил попробовать применить полученные знания к обработке многолетних количественных данных по зараженности рачком Lernaea cyprinacea Linnaeus, 1758 (Copepoda: Lernaeidae Cobbold, 1879) C. carassius (рис. 3, 4). Долгое время не знал, что с ними делать. Есть ряд данных по годам и месяцам, а что далее. Вопрос.

Немного отвлекусь. В то время обрабатывал результаты изучения распределения паразитов по жабрам леща Abramis brama (Linnaeus, 1758). Статья эта так и не была дописана, поскольку переключился на названные выше материалы. Частично сведения о паразитах леща вошли в работу по биологии диплозоид [8] и в диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук [9]. Но это только малая толйка имеющихся данных о паразитах леща из р. Вычегды.

Карась с цистой нематоды на хвостовом плав- Молодой рачок Lemaea cyprinacea L. на нике карасе

Просвечивают цисты миксоспоридий. Phyllodistomum folium (Olfers, 1816)

Покровы карася

Pellucidhaptor merus (Zaika, 1961) с гольяна

Ж1 Л В?1 уф Г fluHfc { 1 г1 г v X *

■X ■ ii Щ {Ь - у J

* * |Н 4 4

Прикрепительный диск Dactylogyrus borealis Nybelin, 1936 с гольяна

Рис. 3. Паразиты карася Carassius carassius (L.) и гольяна Phoxinus phoxinus L

В это время познакомился с публикациями Константина Александровича Бреева, прежде всего с его методической работой (рис. 5) по применению негативного биноминального распределения для изучения популяционной экологии паразитов [10].

Работы настолько заинтриговали, что сразу же попробовал применить этот метод к своим данным. Итог - около десятка публикаций [11; 12], а также методические указания по математической обработке паразитологических данных [13].

«Войдя во вкус», вместе со студентами исследовали зависимость морфометри-ческих признаков рачка Ergasilus sieboldi Nordmann, 1832 (Copepoda: Ergasilidae Edwards, 1840) от размера и возраста хозяина [14], где применили метод из биометрической генетики [15]. Позже предложили уравнения для определения сырого веса тела пресноводных моногеней [16], что требовалось для проведения последующих работ. Далее подошли к выявлению критических моментов в развитии системы «паразит-хозяин» [17] и изучению структуры компонентных сообществ паразитов рыб, ее сезонной изменчивости и зависимости от возраста и размера хозяина и т. д. [18; 19]. Наработанные материалы позволили создать методику мониторинга гидробиоценозов по структуре и видовому богатству сообществ паразитов рыб, которую подробно изложил в учебно-методическом пособии [20], позже существенно переработанном и расширенном [21].

Время от времени происходили отклонения от линии генерального исследования. То возникал интерес к зоогеографии и истории формирования гидрофауны северо-востока европейской части России [22-26], то переходил к рассмотрению влияния гипоксии на локализацию моногеней [27], то переключался на вопросы геоэкологии [28], исследование морфологии и анатомии паразитических организмов [29; 30], то изучение опухолей у рыб [31], то выяснение состава микромицетов, поселяющихся на поверхности тела и в организме рыб [32], то на выделение бактериальных культур, производящих выщелачивание меди из отходов при добыче сланцев [33].

Что заставляло менять направление работ? Как это происходило и почему? Как возникает та или иная идея, откуда она берется?

Чертовски трудные вопросы! Можно ли вообще предсказать то, что от нас не зависит и стихийно в высокой степени?

Конечно, что-то удалось понять, но насколько верно понять? Не могу сказать, не знаю.

Все начиналось, по крайней мере у меня, в студенческие годы. Попробовал поработать в области биохимии, физиологии животных, зоологии позвоночных, но закрепился на зоологии беспозвоночных (рис. 6).

Первая научная, еще студенческая, тема была связана с изучением видового состава лентецов рода Diphyllobothrium Cobbold, 1858 (Cestoda: Diphyllobothriidae Lühe, 1910), паразитирующих у рыбы и человека. В то время определение видовой принадлежности их особей осуществлялось по признакам, для распознавания которых требовалось изготовить не только тотальные, но и гистологические препараты (рис. 4). Пришлось осваивать гистологическую технику и основы гистохимии.

Рис. 5. Константин Александрович Бреев и его методическое руководство

В годы Великой Отечественной войны старшина К. А. Бреев сражался «...В Ленинграде в истребительном батальоне и 286-м стрелковом полку НКВД; после тяжелого ранения был демобилизован. После войны, пройдя аспирантуру в Зоологическом институте, он работал несколько лет в Институте полярного земледелия, затем вернулся в ЗИН, заведовал лабораторией паразитологии. Его открытия в изучении вредителя крупного рогатого скота - подкожного овода - и их внедрение в практику дали экономию по стране в 400 млн руб. в год, что окупало существование нескольких институтов. Его боевые и трудовые заслуги были высоко оценены тремя правительственными наградами, золотой медалью ВДНХ, дипломом почетного члена Чехословацкого общества паразитологов. Неутомимый труженик, прекрасный ученый и товарищ, он скоропостижно умер в 1978 г.» [51, с. 82].

Николай Егорович Кочанов Лев Исакович Иржак

Владимир Анатольевич Соловьев Инна Владимировна Екимова

Рис. 6. Они дали нам путевку в профессию

В дальнейшем это пригодилось при исследовании опухолей у рыб (рис. 4, 9). Таким образом, навыки, полученные в студенческие годы, отодвинули на «задворки» страхи к такого рода работам (рис. 7). Здесь уже самому приходилось решать, что и как делать, какие подходы выбрать, какими методами воспользоваться. Знание того, что требуется для таких исследований, облегчило выбор подхода и метода изучения бластом. Итак, навыки, полученные в период подготовки дипломной работы, пригодились, и еще как пригодились!

Когда в начале работы в университете довелось определяться с научной темой, то выбора тоже не было. На кафедре решили, что буду вести зоологию беспозвоночных, естественно, и научные изыскания предполагались в этом же направлении. Когда не получилось продолжить дипломное исследование, то тему будущей диссертации стали искать в смежных областях, связанных с зоологией беспозвоночных.

У моего научного руководителя дипломного исследования Инны Владимировны Екимовой (рис. 6) был некоторый задел по изучению ихтиопаразитофауны окрестностей биобазы СыктГУ, на которой мне предстояло каждое лето проводить полевую практику по зоологии у студентов первого курса. Эти материалы она передала мне. В этих условиях продолжение изучения паразитофауны рыб из водоемов, расположенных вокруг биобазы, выглядело вполне логичным.

Рабочее место гистолога

За изготовлением гистологических срезов. Слева - В. А. Турбылева (2005 г.), справа - Л. И. Доровских (1979 г.)

Рис. 7. Навыки, полученные в студенческие годы, ...

Как видим, и здесь все решилось без моего участия. Мне оставалось только согласиться. Огромную роль в принятии этого решения сыграло то, что попал в руки известного ученого, авторитетного человека, профессора Александра Владимировича Гусева [34; 35], то, что был принят в состав научной школы экологической паразитологии Валентина Александровича Догеля (рис. 1), люди, с которыми общался. Все подтверждало правильность сделанного выбора.

Тема диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук была сформулирована как «Паразиты рыб бассейна среднего течения реки Вычегды (фауна, экология, зоогеография)».

Исходя из этого надо было изучить фауну паразитов рыб указанного района, ее зависимость от ряда экологических факторов, осуществить зоогеографический анализ выявленной ихтиопаразитофауны, прояснить историю ее формирования. Предстояло выполнить традиционное, стандартное для аспирантов, исследование. Казалось, что тут могло быть интересного? Ан, нет! Исследование сезонной динамики паразитофауны рыб принесло массу «открытий». В студенческие годы работали с препаратами взрослых особей паразитов, а здесь были встречены и неполовозрелые их экземпляры, от совсем юных до созревающих, зрелые особи, живородящие или яйцекладущие, и отмирающие, и даже уже погибшие экземпляры. Молодые особи часто имели иную локализацию, их численность в несколько раз превышала таковую взрослых стадий и т. д. Были замечены случаи изменения локализации одних паразитов в присутствии других. Наблюдали и явное конкурентное исключение одних видов другими. Отметили и случаи перехода подвижных паразитов на несвойственных для них хозяев в случае совместного содержания разных видов рыб. Позже зарегистрировали падение численности и изменение локализации у подвижных видов паразитов под влиянием гипоксии [7; 27]. Все это вызывало некую «интригу», пробуждало любопытство ...

Однажды собирая со свежих жабр рыбы паразитов увидел, как циста какого-то вида миксоспоридий округлилась, оформившись в шар, и скатилась по жаберному лепестку от его основания к концу. При встрече с Анной Всеволодовной Успенской (рис. 1) (в то время сотрудник Института цитологии АН СССР, Ленинград) обрисовал увиденную картину и спросил, как это можно объяснить и вообще возможно ли такое. Может мне показалось? Оказалось, что такое вполне вероятно.

В период работы над кандидатской диссертацией были заложены основы для дальнейшего исследования. В чем они заключались? Во-первых, появилась уверенность в методической правильности сбора материала, определении видовой принадлежности паразитов. То есть появилась убежденность в том, что работу выполняешь качественно. Этому способствовала проверка определения видовой принадлежности паразитов ведущими специалистами, включая зарубежных, по той или иной их группе. Во-вторых, уверенность укреплялась в ходе многочисленных выступлений с сообщениями по своей теме на научных семинарах в Зоологическом институте АН СССР, лаборатории «Болезни рыб» ГосНИОРХа, конференциях. Эти доклады обсуждали, делали замечания и рекомендации к работе и т. д. Тому же способствовали беседы со специалистами в области ихтиопаразитологии, зоологии, экологии и других областях. В-третьих, подготовка публикаций в ведущие научные

журналы дала хорошую практику критического разбора полученных данных. Большую роль сыграли рецензии на статьи, особенно содержащиеся в них критические замечания. В-четвертых, написание заявок на получение финансирования исследовательских работ. В ходе их составления приходилось осуществлять критический разбор имеющихся отечественных и зарубежных публикаций по заявляемой теме, анализировать собственную проделанную работу, оценивать свои человеческие, кадровые и материально-технические возможности, исходя из сказанного выбирать наиболее реальное для выполнения и важное направление исследования.

Вышеперечисленное в значительной мере стимулировало продолжение научной работы, по мере выполнения которой всплывали те или иные неясности. Для прояснения последних начиналась работа с литературой. Иногда приходилось перелопачивать до сотни публикаций, чтобы найти ответ на возникший вопрос или убедиться, что ответа на него пока нет. Нередко следовало обращение к специалистам с просьбой объяснить наблюдаемое явление, порой и они не могли объяснить его. Тогда пытались найти ответ самостоятельно. Вот здесь работой уже руководили не только долг и необходимость выполнить обязательный объем работ и прояснить тот или иной вопрос, но и возникающий интерес, азарт, любопытство. А что там, а как, а почему? Вот здесь и появлялись исследования, отклоняющиеся от общей, магистральной линии. Некоторые из них продолжались по несколько дней или недель, другие длились несколько лет, а то и десятилетия, как, например, изучение особенностей биологии рачка L. cyprinacea на северо-востоке европейской части России [11, 36-38].

Со временем работа только в бассейне р. Вычегды перестала удовлетворять, логика исследования потянула в другие края. Вначале это оказался бассейн р. Мезень. Обрадовался, так как ихтиопаразитофауна этого района вообще не была затронута исследователями. Однако получение материала из водоемов этого бассейна оказалось весьма затруднительным. Со временем пришлось отказаться от его изучения, но несколько работ по материалам, собранным здесь, удалось опубликовать [12; 22-25; 39].

Затем последовало приглашение к участию в экспедициях в Малоземельскую и Большеземельскую тундры, на острова Баренцева моря. Эти работы увлекли своей непредсказуемостью. К тому времени уже успел проявиться и закрепиться интерес к изучению паразитарных сообществ. Были сделаны их описания по материалам, собранным в бассейнах рек Вычегда и Мезень, чуть позже из водотоков, впадающих в р. С. Двину. Картина казалась ясной и вдруг... Северные сообщества паразитов оказались не такими [40; 41]. Вот здесь вспыхнул интерес. А почему?

Далее последовали работы на водотоках национального парка «Югыд ва» и Печоро-Илычского государственного природного заповедника. Собранные здесь материалы помогли ответить на возникшие вопросы. Здесь же были сделаны наблюдения, подтолкнувшие к исследованию опухолей у рыб, выяснению причин, вызывающих у них онкологические заболевания. Последнее привело к изучению аккумуляции металлов в донных отложениях водоемов [42], растениях [43], ручейниках, рыбе [44] и ее паразитах [45]. Это же подтолкнуло к изучению видового состава микромицетов, поселяющихся на теле и в организме рыбы, на поверхности

опухолей и в их толще [32; 46]. Все это рассматривали как возможные онкогенные факторы.

Здесь уже был азарт! Азарт получения все новых и новых данных, требовавших для их интерпретации очень серьезного интеллектуального напряжения, поиска новых подходов к исследованию, новых методов... В эти годы работалось легко, даже весело. Было несказанно интересно. Испытывал ощущения, близкие к кайфу! Сложился коллектив увлеченных людей. Было почти идеальное материально-техническое сопровождение, база. Какие новые идеи рождались! К нам тянулась студенческая молодежь. И мы верили, что наука может решить практически все проблемы... Но время идет. Сейчас ситуация обратная.

Как трудились! Наряду с обычной работой, сопровождаемой ихтиопаразитоло-гические исследования (рис. 8), изготавливали гистологические препараты из бла-стом (рис. 7, 9), пытаясь проследить их развитие; прослеживали миграцию червей Diplostomum phoxini Faust, 1918 (Trematoda: Diplostomidae Poirier, 1886) в головной мозг гольяна Phoxinus phoxinus (Linnaeus, 1758); выращивали на питательных средах из отдельных растительных клеток целый организм; выделяли штаммы микроорганизмов для выщелачивания меди из отходов при добыче сланцев (рис. 9, 10). И. Получалось!

В этот временной отрезок и подготовка публикаций осуществлялась довольно быстро и легко. Почти играючи! Во-первых, были уже наработаны навыки такой работы. Во-вторых, было интересно. Знали, зачем и почему это делаем. Над этим даже задумываться не приходилось! Вокруг нас и вместе с нами работали, именно работали, трудились самоотверженно, и студенты, и аспиранты. Работали с утра и до позднего вечера. Казалось, что так будет всегда! Но. [47].

Что же это за навыки?

Был наработан своеобразный ритуал, предшествовавший началу работы над публикацией. Прежде всего получаемые результаты обсуждались в лаборатории, во время работы, чаепития, просто какого-то перерыва. Делали доклады на кафедральных научных семинарах, где эти обсуждения продолжались, но круг обсуждающих уже был шире (рис. 10, 11). Здесь же принимались решения о продолжении работы или ее завершении, изменении направления и т. д. Затем накопившуюся информацию, в том числе полученную из прочитанной литературы, систематизировал. Обычно это происходило во время прогулок. Формулировал тему будущей публикации, ее цель, задачи. Составлял таблицы, схемы, рисовал графики и т. д. Далее собирал и просматривал доступную литературу по намеченному вопросу, делал обзор публикаций, уточнял цель и задачи. Выдвигал гипотезы. Последние часто опять же обсуждали в рабочем коллективе. Этим, как правило, заканчивался подготовительный этап работы над будущей публикацией. После этого, если идея оформлялась, уже шла индивидуальная работа, скрытая от посторонних глаз.

В. А. Догель (1938 г.) [52]

А. В. Успенская (1956 г.)

Л. И. Доровских (1979 г.)

А. В. Гусев (1974 г.) [53]

Е. А. Голикова (2005 г.) В. Г. Степанов (2009 г.) Л. Р. Макарова (2004 г.) Рис. 8. Учителя, ученики, ученики учеников...

Капсула, отделяющая опухоль от здоровой ткани: а - опухоль; б - капсула; в - мышечная ткань

Прорастание опухоли в мускулатуру: а - опухоль; б - прорастание опухолевых клеток в мышцы; в - мышечная ткань

Продольный срез головного мозга гольяна в области зрительных долей. В центре видны метацеркарии Diplistimum phoxini: 1, 2 - продольный (1, 2) и поперечный (3) срезы метацеркарии; 4 - толщина стенки головного мозга гольяна в области зрительной доли

Церкария Diplistimum phoxini, обнаруженная в гольяне возраста 0-(28.06.2011 г.). Препарат изготовлен методом сдавливания личинки между предметными стеклами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Как трудились! Некоторые итоги работы

Эта часть работы в основном идет за письменным столом. Чистый лист бумаги, разложенные таблицы и рисунки, остро отточенные карандаши. Простые карандаши - обязательный атрибут. Когда что-то не получается, нет лучшего способа сосредоточиться, как начать заточку карандашей. Их должно быть много, разной формы, длины, ... твердости и мягкости. (рис. 12)

Написание текста обязательно осуществляется простым карандашом, так быстрее пишется, легче править написанное. Часто используются и ручки с пастами разного цвета, что вносит свой, дополнительный, колорит в работу. Параллельно отбираются наиболее удачные, более точно отражающие содержание мысли, выражения. Они накапливаются, что-то в дальнейшем будет использовано, что-то нет.

После написания текста или некоторой его части начинается работа со словом. Здесь вынимаются из «закромов» составленные самостоятельно, в предыдущие годы, словари выражений, оборотов, синонимов.

Параллельно с редактированием текста идет и дополнительная проверка, уточнение данных, собранных и задействованных при составлении этой публикации. Нередко появляется необходимость что-то уточнить, дополнить. Были случаи, когда становилось понятным, что результаты надо перепроверить, дополнить, тему расширить. Тогда работа откладывалась на период, пока будет проведена проверка данных или получены дополнительные материалы.

В конце концов данные перепроверены, статья дописана. Вроде всё! Однако для верности необходимо её некоторое время выдержать, дать «отлежаться». Зачем? Дело в том, что, долго работая с одним и тем же материалом, перестаешь замечать ошибки, какие-то промашки, пропуски, неточности и т. п. Как говорят: «Глаз замылился». Поэтому к работе надо вернуться через некоторое, довольно продолжительное, время. Это может быть месяц, два, а то и более. Порой работа «отлеживается» годами. Имеются статьи, которые пролежали «в столе» по 10 и даже 15 лет [48-50], что вызвано не столько необходимостью их «выдержать», сколько тем, что вопрос прояснился на том этапе и надобность в этой публикации отпала. Занялся другой проблемой, приступил к подготовке другой статьи и т. п. А затем, спустя время, эти «отлеживающиеся» рукописи понадобились в связи с решением другой задачи.

В последнем случае рукопись переделывается, что-то выбрасывается, что-то добавляется. Эта работа, как показал опыт, сложнее, чем написать новую статью. Однако просто сесть и написать новое не получается, так как давит предыдущий груз, ты же те результаты обдумывал, изложил, и просто так взять о них и забыть не получается. Вот и мучаешься. Но результаты, получаемые в ходе этих мучений, оправдываются, хотя и не всегда. В этих случаях порой получаются весьма красивые работы.

Это завершающий этап подготовки публикации. Сами их идеи появлялись в другой обстановке, порой задолго до написания статьи. Большей частью это случалось во время пребывания на биобазе университета, до начала практики у студентов или по её окончании, когда становилось возможным все время посвятить своей работе, в период экспедиций (рис. 11, 14), на рыбалке.

Рис. 10. Лаборатория микробиологии (2007 г.).

Фото слева - ведут обсуждение полученных результатов эксперимента Д. С. Бачаров, Н. Н. Шергина и Е. Н. Макарова (сидит). Фото справа - закладка подготовленных сред в автоклав (Н. Н. Шергина и А. В. Вострикова. На заднем плане школьник С. Н. Доровских)

Научный семинар на кафедре биологии (2005 г.)

Дискуссия в «поле» (2002 г.) Обсуждение доклада в ЗИНе (2003 г.)

Консультация у О. Н. Бауера (1999 г.) Рис. 11. Прежде всего получаемые результаты обсуждались.

В это время, как правило, находишься на месте сбора материала, выполняешь запланированные работы, но сделанные наблюдения подводят к необходимости внести определенные коррективы в проводимые мероприятия. Порой это оказывается излишним, не нужным, но это выясняется позже. Иногда это ведет к появлению нового направления в исследовании.

Весьма захватывающим бывает момент обработки первого собранного материала под вновь возникшую мысль. Теряешь ощущение времени, некогда нормально поесть, поспать. Лихорадочно доделываешь последнее вскрытие, определяешь видовую принадлежность найденных паразитов, получаешь цифровой материал. (рис. 13). Здесь уже возникает интуитивное понимание верности проверяемой идеи или ее ошибочность. Однако с последним согласиться бывает очень сложно. А вдруг. Далее следует статистическая обработка. И.

Иногда случаются победы, очень редко Победы! Гораздо чаще получаешь результат не тот, что ожидал. В первом случае, конечно, радуешься, остаешься доволен собой. Как же, понимаешь, знаешь. Но это проходит быстро. Уже к этапу завершения обработки материала, его оформления в виде таблиц, графиков настроение становится деловым. Далее ты просто работаешь. Гораздо интереснее второй случай! Правда, так начинаешь его воспринимать с возрастом. Не с опытом, нет. Именно с возрастом. Когда перестаешь спешить, не надо уже что-то кому-то доказывать, что-то догонять, достигать. От работы получаешь удовольствие. Просто от самого процесса, от решения сложной задачи, меньше от оформившегося результата (рис. 14). И чем сложнее задача, тем она привлекательнее.

Не тот результат! И вот здесь начинается самое интересное, завлекательное!

Мы/. ^С*

иТе • ,

ЦьгЖ»

о^.-. С

П ¿яте, мс "ьол ^ илг /и # £ <**■ , ЛОУ»^»«^"Авелл?/'

; /ЛГГ; ; »^И«*«.

=, V ^ /______,

(Уэмл*«, УСа^иене ъ ^ 1Н5. „ ^ -уг^«^ ^

и & (М)#чгге, „ й-с^е V« Уес/

$<»&аеиГ сГ « ОЪуикеи, и.

-Ллслс^, е/со^оГ* ёлил/А>е, Ус я-суоагиуэ ^/уеуето ггл/Ра^иГсце^^ц.

люлг

07а/£с%его е

Рис. 12. Простой карандаш - обязательный атрибут.

I / \ [ 4

_.__=>

у]. /Ал егуъ^о**4,/¿.г*. С^идеср^/ауд^ -г* ^ Л* «Ж.

/кГ, е

/А- ,

£ /Аг .

^ у», {{¿-аю*. - ^'"цад 1

ш±

- '--«а". I

штЛГ

~ 4Ц- •*- * •'у

С о?*

, ¿Д. -Г т «V

У ^ л »«у «..•<>.

Ц ■ ¡3-111 11

■К.се.ад Л" -

а* с. /Ьг

По .СЛ . '

ГмТлу ¿с Ша^ТоцЬ, С л / ^ а 'I . 4-1- -

3 с

К - • ..Г. -—

У-7-- ,

ТУ

Шои а^о кгЛ- И-ОС. с/А» Ь лг'» / а^у,

, fy.ta.AJ)

' 3 О

Рис. 13. Записи из полев^1х дневников 1985-1990 гг. и 2009 г.

Нижние две иллюстрации касаются сбора материала в Печоро-Илычском заповеднике на кордоне «Шайтановка»

Начинаются размышления, поиск причин «неудачи». Может не так сделал, что-то упустил, не учел. Начинаются проверки, сбор дополнительного материала, проверка методов его обработки, позже работа с литературой. В общем мучений предостаточно. Иногда это заканчивается ничем. Вот так, ничем! Иногда выясняется, что это уже хорошо известно. Да, и такое случается. Всего же знать невозможно. Пороешься в литературе и находишь описание. Иногда бывает разочарование, что не ты это описал, иногда облегчение, что не надо больше отвлекаться от другой работы, иногда испытываешь удовлетворение от того, что верно думал, и т. д. По-разному случается. А изредка выясняется, что нащупал что-то интересное, новое.

Это «новое» требует к себе внимания, отнимает уйму времени, энергии. Его необходимо «выгуливать», «выхаживать». Это происходит уже по окончании полевого сезона, дома. Здесь, конечно, идет интенсивная работа с литературой, осуществляется оценка материалов, подборка методов их обработки и т. д. Бывали случаи, когда не выдерживал такого напряжения, бросал затею. Позже, порой спустя несколько лет, возвращаешься к этому уже «неновому». Доделываешь. Но не всегда. Некоторые материалы, идеи так и остаются невостребованными. Однако если какая-то идея «зацепила», то тут уже со временем не считаешься, как и с затратами. Это и есть тот момент, ради которого и делается всё, ему предшествующее. Кто хоть раз его испытал, уже никогда не забудет этого ощущения, будет вновь и вновь стремиться испытать его.

Сердечно признателен Елене Всеволодовне Дубининой и Наталье Борисовне Чернышевой за искренний интерес к публикациям автора и помощь в оформлении

статьи фотографиями из их личных архивов.

***

1. Доровских Г. Н. О прошлом и немного о настоящем и будущем. 1. Учителя // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. Вып. 3 (11). С. 10-38.

2. Доровских Г. Н. О прошлом и немного о настоящем и будущем. 2. Как учили и учились // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. Вып. 4 (12). С. 33-52.

3. Доровских Г. Н. О прошлом и немного о настоящем и будущем. 3. А была ли мотивация? // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2020. Вып. 1 (13). С. 76-98.

4. Творчество. URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Творчество (дата обращения: 18.02.2020).

5. Петров О. В., Гурьев В. Н., Доровских Г. Н. Список видов позвоночных животных Биостанции СГУ и ее окрестностей : метод. указания. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 1987. 22 с.

6. Петров О. В., Попова Э. И., Новикова Е. А., Романов Г. Г., Доровских Г. Н. Список видов беспозвоночных животных Биостанции СГУ и ее окрестностей : метод. указания. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 1987. 24 с.

7. Доровских Г. Н., Торба Т. П. Распределение видов рода Dactylogyrus на жабрах Carassius carassius L. // Эколого-популяционный анализ паразитохозяинных отношений. Петрозаводск. 1988. С. 89-103.

8. Доровских Г. Н. Некоторые данные по экологии диплозоид (Monogenea, Diplozоidae) - паразитов рыб бассейна среднего течения р. Вычегды // Экология редких, малоизученных и хозяйственно важных животных Европейского Северо-Востока. Сыктывкар: Изд-во Коми научного центра УрО АН СССР, 1989. С. 116-124 (Труды Коми научного центра УрО АН СССР, № 100).

9. Доровских Г. Н. Паразиты рыб бассейна среднего течения реки Вычегды (фауна, экология, зоогеография) : дис. ... канд. биол. наук. Л., 1988. 403 с.

10. Бреев К. А. Применение негативного биноминального распределения для изучения популяционной экологии паразитов // Методы паразитологических исследований. Л., 1972. Вып. 6. 70 с.

11. Доровских Г. Н. Распространение Lernaea cyprinacea (Copepoda: Lernaeidae) в популяции карася // Паразитология. 1993. Т. 27. Вып. 1. С. 90-96.

12. Доровских Г. Н. Cystidicoloides tennuissima (Nematoda: Ascarophididae) в популяциях своих хозяев в условиях бассейна реки Мезень // Паразитология. 1996. Т. 30. Вып. 4. С. 357-363.

13. Доровских Г. Н. Паразитология. Математическая обработка полевого материала : метод. указания. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 1990. 37 с.

14. Доровских Г. Н., Черняй М. И. Зависимость морфометрических признаков Ergasilus sieboldi Nordmann, 1832 (Copepoda, Ergasilidae) от размера и возраста хозяина // Труды Коми научн. центра УрО РАН. Сыктывкар, 1994. № 136. С. 121-132.

15. Мазер К., Джинкс Д. Биометрическая генетика. М.: Мир, 1985. 463 с.

16. Доровских Г. Н. Определение сырого веса тела пресноводных моногеней // Проблемы систематики и филогении плоских червей. СПб., 1998. С. 37-38.

17. Доровских Г. Н. Критические моменты в развитии системы «паразит-хозяин» : монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2007. 96 с.

18. Доровских Г. Н., Степанов В. Г. Возраст хозяина и структура компонентных сообществ паразитов гольяна обыкновенного Phoxinus phoxinus (L.) // Биология внутренних вод. 2007. №. 1. С. 95-103.

19. Доровских Г. Н., Степанов В. Г. Сезонная динамика паразитофауны и структуры компонентных сообществ паразитов гольяна Phoxinus phoxinus (L.) из реки Печоры. 1 // Паразитология. 2011. Т. 45. Вып. 4. С. 277-286.

20. Доровских Г. Н. Методика мониторинга гидробиоценозов по структуре и видовому богатству сообществ паразитов рыб // Экологический мониторинг : учебно-методическое пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета, 2002. С. 50-105.

21. Доровских Г. Н., Степанов В. Г. Методы сбора и обработки материалов по паразитарным сообществам рыб : учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2013. 117 с. (М.: ВНТИЦ, 13.05.2013. № 50201350660. 1 Гб).

22. Доровских Г. Н. Итоги изучения видового состава паразитов рыб бассейнов рек северо-востока европейской России. Простейшие // Паразитология. 1997. Т. 31. Вып. 4. С. 296-306.

23. Доровских Г. Н. Итоги изучения видового состава паразитов рыб бассейнов рек северо-востока европейской России. Трематоды (Trematoda) // Паразитология. 1997. Т. 31. Вып. 6. С. 551-564.

24. Доровских Г. Н. Итоги изучения видового состава паразитов рыб бассейнов рек северо-востока европейской России. Нематоды (Nematoda) и скребни (Acanthocephala) // Паразитология. 1999. Т. 33. Вып. 5. С. 446-452.

25. Доровских Г. Н. Итоги изучения видового состава паразитов рыб бассейнов рек северо-востока европейской России. Пиявки (Hirudinea), Моллюски (Mollusca), Раки (Crustacea), Паукообразные (Arachnida) // Паразитология. 2000. Т. 34. Вып. 2. С. 158-163.

26. Доровских Г. Н. Зоогеография паразитов рыб главных рек Северо-Востока Европы : монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2011. 142 с.

27. Доровских Г. Н. Распределение Dactylogyrus cordus (Monogenea: Dactylogyrydae) на жабрах ельца (Leuciscus leuciscus [L.]) в условиях нормоксии и гипоксии // Паразитология. 1991. Т. 25. Вып. 2. С. 163-167.

28. Доровских Г. Н., Мазур В. В., Петраков А. П. Сравнение содержания тяжелых металлов в организме гольяна Phoxinus phoxinus (L.) из рек Большая Шайтановка и Човью и гидрохимические характеристики водотоков // В мире научных открытий. 2012. № 9.1(33). С. 191-212.

29. Доровских Г. Н., Екимова И. В., Рочева С. А. Зависимость длины антенн Ergasilus sieboldi (Copepoda, Ergasilidae) от возраста хозяина // Паразитология. 1985. Т. 19. Вып. 6. С. 483-484.

30. Доровских Г. Н., Смольянинова Е. Н. Крупная и мелкая формы Dactylogyrus intermedius Wegener, 1910 (Monogenea, Dactylogyridae) с жабр Carassius carassius (L.) // Проблемы систематики и филогении плоских червей. СПб.: Зоол. ин-т РАН, 1998. С. 38-40.

31. Доровских Г. Н., Седрисева В. А., Степанов В. Г., Бознак Э. И. Встречаемость опухолей у Phoxinus phoxinus (L.), их влияние на организм гольяна, его паразитофауну и компонентное сообщество его паразитов // Паразитология. 2006. Т. 40. Вып. 3. С. 225-243.

32. Доровских Г. Н., Степанов В. Г., Шергина Н. Н. Паразитофауна и микобиота гольяна Phoxinus phoxinus (L.) из водоемов северо-востока европейской части России : монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2009. 114 с.

33. Доровских Г. Н., Макарова Е. Н., Шергина Н. Н. Получение бактериальных культур, способных к выщелачиванию меди из полиметаллических рудных тел // Труды 5-й

межрегиональной научно-практической конференции (Воркута, 11-13 апреля 2007 г.) «Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения». Воркута, 2007. Т. 2. С. 353-356.

34. Доровских Г. Н. Слово об учителе // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Сыктывкарский госуниверситет, 2014. Вып. 4. С. 4-10.

35. Доровских Г. Н. Александр Владимирович Гусев (материалы) // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. Вып. 4 (12). С. 5-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Доровских Г. Н. Локализация Lernaea cyprinacea (Copepoda: Lemaeidae) на теле карася // Паразитология. 1996. Т. 30. Вып. 6. С. 540-544.

37. Доровских Г. Н., Макарова Л. Р. Lernaea cyprinacea (Copepoda, Lemaeidae) с карася золотого (Carassius carassius) из озера Длинное в бассейне среднего течения реки Вычегды // Экология. 2006. Т. 37. № 2. С. 149-153.

38. Доровских Г. Н. Популяции карася Carassius carassius (Linnaeus, 1758) (Cy-priniformes: Cyprinidae Bonaparte, 1832) и его паразита рачка Lernaea cyprinacea Linnaeus, 1758 (Copepoda: Lernaeidae Cobbold, 1879) из озера Длинное в бассейне среднего течения реки Вычегды в 1979-2016 годах. Часть 3 // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. Вып. 4 (12). С. 53-69.

39. Доровских Г. Н., Бознак Э. И., Зиновьев А. И., Степанов В. Г. Описание круглоро-тых Европейского Северо-Востока России из коллекции музея Сыктывкарского университета // Актуальные проблемы химии и биологии Европейского Севера России : сб. научн. трудов химико-биол. ф-та. Сыктывкар, 1995. Вып. 4. С. 144-149.

40. Доровских Г. Н. Компонентные сообщества паразитов гольяна речного в бассейнах рек Печора, Мезень и в оз. Кривое на о. Колгуев // Труды Коми научн. центра УрО РАН. Сыктывкар, 2002. № 170. С. 151-162.

41. Доровских Г. Н. Итоги изучения географической изменчивости паразитофауны и структуры компонентных сообществ паразитов гольяна Phoxinus phoxinus (L.). 2. Водоемы севера восточно-европейской части России // Паразитология. 2016. Т. 50. Вып. 4. С. 303-324.

42. Доровских Г. Н., Мазур В. В. Содержание металлов в донных отложениях бассейнов рек Печоры и Вычегды // Вода: химия и экология. 2013. № 9. С. 11-18.

43. Доровских Г. Н., Мазур В. В. Накопление металлов растениями рода Equisetum L. (Equisetopsida: Equisetaceae Michx. ex DC.) из экологически благополучных участков верхнего течения р. Печоры // Вода: химия и экология. 2014. № 2. С. 9-18.

44. Доровских Г. Н., Мазур В. В. Содержание металлов в гольяне Phoxinus phoxinus (Linnaeus, 1758) (Cypriniformes, Cyprinidae), обитающего в бассейнах рек Печора и Вычегда // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Сыктывкарский госуниверситет, 2016. Вып. 6. С. 36-70.

45. Доровских Г. Н., Мазур В. В. Жизненная стратегия паразитов рыб и аккумулирование ими металлов // Вода: химия и экология. 2013. № 4. С. 57-63.

46. Доровских Г. Н., Шергина Н. Н. Характеристика опухолей и их микобиота у гольяна // Ветеринария. 2010. № 6. С. 26-29.

47. Доровских Г. Н. Хотели как лучше? // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Сыктывкарский госуниверситет, 2016. Вып. 6. С. 4-7.

48. Доровских Г. Н. Структура паразитофауны гольяна Phoxinus phoxinus (Linnaeus, 1758) (Cypriniformes: Cyprinidae Bonaparte, 1832) в связи с размерами организмов // Вестник

Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2020. Вып. 1(13). С. 44-56.

49. Доровских Г.Н. Структура паразитофауны щуки Esox lucius (Linnaeus, 1758) (Eso-ciformes: Esocidae Cuvier, 1816) в связи с размерами организмов // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2020. Вып. 1 (13). С. 57-66.

50. Доровских Г. Н., Степанов В. Г. Паразитофауна и структура компонентных сообществ паразитов гольяна Phoxinus phoxinus (Linnaeus, 1758) в условиях загрязнения водотока нефтью // Паразитология. 2015. Т. 49. Вып. 6. С. 412-427.

51. Гусев А. В. Боевые будни зоологов в годы войны и блокады // Ленинградская наука в годы Великой Отечественной войны. СПб: Наука, 1995. C. 80-97.

52. Ваш любящий Валя. Валентин Александрович Догель (1882-1955). Письма домой / Сб. писем В. А. Догеля / под ред. С. И. Фокина. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. 266 с.

53. Чернышева Н. Б. Воспоминания о Гусеве Александре Владимировиче // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. Сыктывкар: Сыктывкарский госуниверситет, 2014. Вып. 4. С. 12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.