Научная статья на тему 'О программе формирования психологической готовности к профессиональной самореализации студентов СПО'

О программе формирования психологической готовности к профессиональной самореализации студентов СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брестер И.В., Солоухина К.В.

В статье проведён обзор исследований профессиональной ориентации в отечественной психологии. Рассмотрено понятие «психологическая готовность к профессиональной самореализации» через систему компонентов. Описана авторская программа для студентов СПО, имеющих статус выпускников детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брестер И.В., Солоухина К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the research of vocational guidance in Russian psychology. The concept of "psychological readiness for professional self-realization" is considered through the system of components. The author's program for students of secondary professional educational organizations is described, having the status of graduates of orphanages for orphans and children left without parental care.

Текст научной работы на тему «О программе формирования психологической готовности к профессиональной самореализации студентов СПО»

научный журнал

УДК 159.9

12 1 И.В. Брестер ' , К.В. Солоухина

1 Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства,

г. Калуга, Россия.

2 Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга,

Россия.

О ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

СТУДЕНТОВ СПО

Аннотация: В статье проведён обзор исследований профессиональной ориентации в отечественной психологии. Рассмотрено понятие «психологическая готовность к профессиональной самореализации» через систему компонентов. Описана авторская программа для студентов СПО, имеющих статус выпускников детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональной самореализации.

Проблеме профессиональной ориентации на протяжении многих десятилетий уделяется пристальное внимание. В отечественной педагогике и психологии проводились различные исследования в русле данной проблематики.

Так Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, В.И. Журавлёв, И.С. Кон, В.А. Крутецкий рассматривали социально-педагогические особенности старшеклассников, характерные проявления данного возрастного периода в отношении жизненного и профессионального самоопределения.

Проблема формирования человека как субъекта профессиональной деятельности подробно освящена в работах Е.А. Климова, В.В. Чебышева.

В свою очередь фундаментальные основы профориентации были разработаны Ю.К. Васильевым, А.Е. Голомштоком, Н.Н. Захаровым, М.Н. Скаткиным и др.

С.Н. Чистякова исследовала проблему подготовки молодёжи к выбору профессии, являющейся неким ценностным процессом, и обосновала концепцию системного подхода к управлению профориентацией [2, с. 11].

В целом, следует заключить, что спектр проблем профессиональной ориентации рассматривает, в основном, период старшего школьного возраста. Действительно, именно в данном возрасте происходит довольно серьёзный анализ жизненного и профессионального самоопределения,

научный журнал

рассмотрение различных перспектив планирования дальнейшего жизненного пути, выбора профессионального маршрута.

В современной российской системе образования имеет большую востребованность изучение такого аспекта профессиональной ориентации, как профессиональное и личностное самоопределение выпускников детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выпускники данной категории по окончании учебного заведения поступают в профильные образовательные организации среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования. Было бы ошибочным считать, что в связи с их поступлением основная задача профессиональной ориентации - формирование способности к выбору профессии - становится полностью решённой.

В своё время И.В. Дубровина определила, что целесообразнее было бы считать в качестве новообразования старшего школьного возраста психологическую готовность к профессиональному самоопределению, и в соответствии с этим выстраивать систему профессиональной ориентации [2, с. 13].

В свою очередь в системе СПО, по нашему мнению, актуальным становится рассмотрение такого понятия, как психологическая готовность к профессиональной самореализации, которая включает ряд компонентов:

■ мотивационный, описывающий процесс формирования устойчивой профессиональной позиции через образ Я-профессионала при условии наличия потребности в непрерывном профессиональном развитии. Данный компонент позволяет систематизировать профессиональные ценности;

■ когнитивный, складывающийся из формирования системы профессиональных знаний, полученных в ходе освоения учебной деятельности в пространстве развивающей образовательной среды;

■ деятельностный, с помощью которого реализуется практическое применение профессиональных знаний, полученных в ходе учебно-образовательного процесса;

■ рефлексивный, предполагающий формирование умений анализировать собственную профессиональную деятельность и оценивать её с позиции Я-профессионала [1, с. 189-190].

Компоненты психологической готовности к профессиональной самореализации являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, поэтому их формирование является целостным неразрывным процессом. Что касается выпускников детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в образовательных организациях СПО и ВПО, здесь одной из главных задач образовательной среды должна стать организация развивающего пространства не только для успешного овладения профессиональными

научный журнал

знаниям и умениями, но и для формирования готовности к будущей профессиональной деятельности.

С 2011 г. в нашей образовательной организации реализуется психолого-педагогическая программа формирования психологической готовности к профессиональной самореализации для обучающихся, имеющих статус, полученный в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под названием «Дорога из жёлтого кирпича».

Фундаментальной опорой программы стали работы Е.А. Климова, Н.С. и Е.Ю. Пряжниковых, Г.В. Резапкиной.

Задачи программы:

• оказать помощь обучающимся в преодолении эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, связанных с будущей профессией;

• повысить уровень профессиональной зрелости обучающихся, в том числе содействовать в изучении ими своих личностных качеств на основе психолого-педагогической диагностики;

• оказать помощь обучающимся в выборе их дальнейших профессиональных ориентиров на основе самопознания ими своих индивидуальных психологических особенностей;

• создать условия для приобретения обучающимися умений, необходимых при выборе профессии, в том числе, умения самостоятельно принимать решения;

• осуществить мониторинг профессиональных и жизненных планов обучающихся и их готовности к выбору дальнейшего профессионального пути [2, с. 15].

Программа состоит из шести занятий, длительностью 1,5 - 2 часа каждое. Следует отметить, что каждое занятие является логически обоснованным, завершённым и может использоваться не только в совокупности тренинговых занятий, но и как отдельное, самостоятельное занятие в целях психологического просвещения и развития обучающихся.

Наша программа опирается на следующие принципы:

■ учёт возрастных особенностей обучающихся. Ведущая деятельность в данном возрасте - профессиональное самоопределение и нахождение своего образа «Я», формирование адекватной самооценки и готовности к профессиональной деятельности;

■ опора на деятельностный подход или принцип «из внешнего во внутреннее»: только через деятельность обучающиеся способны интериоризировать полученные знания, чтобы затем применять их на практике;

■ сознательность и активность: обучающиеся понимают цели и задачи реализации программы, имеют возможность самостоятельно планировать

и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения;

■ прочность: полученные знания должны стать частью профессионального самосознания обучающихся, основой их поведения и деятельности;

■ педагогическое руководство и самостоятельная деятельность обучающихся: при организации воспитательного процесса предлагаются виды деятельности, которые стимулируют активность обучающихся, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую позицию ведущего;

■ гуманизм, уважение к личности обучающихся в сочетании с требовательностью к ним: воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете ведущего, сотрудничестве, любви, доброжелательности;

■ воспитание в коллективе через коллектив: воспитание в процессе общения основывается на позитивных межличностных отношениях [2, с. 17].

По окончании программы участники должны знать:

• профессионально важные качества, необходимые для овладения интересующей профессией, а также набор соответствующих профессиональных компетенций;

• особенности делового общения;

• свои профессиональные способности и личностные особенности.

Должны уметь:

• формулировать и обосновывать свои профессиональные запросы;

• оценивать уровень своей профессиональной готовности;

• пользоваться приемами самопрезентации и самопредставления.

В завершении следует сказать, что не существует такой программы, которая была бы способна обеспечить сформированность такого важнейшего новообразования, как профессиональную самореализацию. Но в ходе реализации программы «Дорога из жёлтого кирпича» для участников создаются такие условия, при которых становится возможным формирование психологической готовности к ней, что подтверждается результатами, полученными по данным проводимого по окончании программы мониторинга (анкетирование, самоотчёты). Это означает, что обучающиеся «вооружены» теми необходимыми знаниями и умениями, которые в ближайшем будущем станут их опорой в постижении основ выбранной профессии и позволят им представить и начать осуществлять свои профессиональные намерения и планы.

Библиографический список

1. Брестер И.В. Психологическая готовность к профессиональной самореализации студентов СПО // Сборник «Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского». Серия: Психолого-педагогические науки, 2015. С. 187 - 191.

2. Брестер (Ефремова) И.В. Профессиональное самоопределение. Формирование социально-психологической готовности к профессиональному самоопределению // Методическое пособие для специалистов сопровождающих профессий (психологов, социальных работников, социальных педагогов) по вопросам подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Хвастовичского, Ульяновского, Жиздринского районов Калужской области к самостоятельной жизни (при поддержке гранта ПРООН «Обучение специалистов сопровождающих профессий (психологов, социальных работников, социальных педагогов) по вопросам подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Хвастовичского, Ульяновского, Жиздринского районов Калужской области к самостоятельной жизни»). Калуга: Изд-во «Ноосфера», 2011. С.10 - 67.

I.V. Breaster, K.V. Soloukhina

About the program of formation of psychological readiness for professional self-realization of students of secondary vocational education

Abstract. The article reviews the research of vocational guidance in Russian psychology. The concept of "psychological readiness for professional self-realization" is considered through the system of components. The author's program for students of secondary professional educational organizations is described, having the status of graduates of orphanages for orphans and children left without parental care.

Keywords: professional orientation, professional self-determination, psychological readiness for professional self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.