Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Профессиональное самоопределение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1059
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / BOARDING SCHOOL / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Ларионова Е.Г.

В статье рассматриваются некоторые аспекты касающиеся выбора профессии детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей. Описываются наиболее значимые факторы, влияющие на профессиональное самоопределение детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ярлыкова О.В., Ларионова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with some aspects concerning the choice of profession orphans and children left without parental care. It describes the most important factors affecting the professional self-determination of children.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 37.037.1

О.В. Ярлыкова, Е.Г. Ларионова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты касающиеся выбора профессии детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей. Описываются наиболее значимые факторы, влияющие на профессиональное самоопределение детей.

Ключевые слова: дети-сироты, школа-интернат, профориентация, самоопределение.

Кризис, охвативший страну, дал возможность проявления негативных явлений в жизни. Особенно это повлияло на социально-экономическую и духовнонравственную сферы жизни общества. Низкий жизненный уровень, безработица, пьянство породило распад семей, «сиротство детей при живых родителях». Эти дети-подростки оказались в детском доме, у встает вопрос необходимости выбора: кем быть, каким быть. Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения. Детям, воспитываемым в семье, всегда есть на кого опереться, с кем посоветоваться. Поэтому детям-подросткам важным является профессиональное определение, а для детей сирот это осложняется многими факторами. Категория детей-сирот по-другому представляют жизнь вне детского дома, и совершенно не готовы к самостоятельной жизни. В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с негативными сторонами жизни, нестабильность и неопределенность, непонятность будущего социального развития общества, недостаток профессиональной подготовки к школе, ведут к тому, что наши воспитанники с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить чего они хотят от жизни. У ребенка из детского дома нет представления об отношении к себе со стороны взрослых, они привыкли видеть себя только с критической стороны, а это недостаточно для адекватной самооценки. Считается, что только 10% выпускников детских домов определяют своё место в жизни, а остальные становятся бомжами и алкоголиками.

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

Выпускникам детских домов и интернатов трудно адаптироваться в обществе современной России. Дети-сироты замкнуты, эгоистичны, немного агрессивны, не считаются с мнением других людей. Поэтому с трудом находят работу и легко ее теряют, трудно привыкают к трудовой дисциплине и трудовым обязанностям. Успех детей сирот в будущей трудовой деятельности зависит от качества организации их профессиональной ориентации, выбору их будущей профессии. Воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: « Я бы хотел получить хорошую специальность», или «хорошую работу», «устроится на ту работу, какую хочу», при этом, не указывая конкретную цель. У детей-сирот очень не большой список выбираемых профессий. Выбор ограничивается специальностями, которым изучают в среднем профессиональном образовании. Общество, ,наконец, убедилось, что без духовно-нравственного воспитания личности, разрушается государство, приходит в убыток экономика и культура, наука, становятся бесполезными самые важные научные знания и новейшие технологии. В настоящее время наблюдается потребность в высококвалифицированных специалистах, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания и раннего профориентационного воспитания со школьного возраста - с другой. Поэтому в наше время это является острой необходимость начинать ориентировании личности с начальных классов.

Большое значение имеет профессионализм воспитателя, от которых зависит повышения качества жизни воспитанников детских домов и школ интернатов. Важными для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей являются разнообразные мероприятия, которые проводятся в детских учреждениях. Они оказывают большое воздействие на профессиональное самоопределение этих детей. Воспитанники детских домов и интернатов опираются на более простой низкоквалифицированный труд и на те профессии, которые чаще всего встречаются в их социальном окружении (педагоги, воспитатели, медицинские работники, водители) на специальности среднего уровня профессионального образования, при этом мало внимания уделяя личным качествам, способностям и умениям детей-выпускников и детей-сирот, школ интернатов.

До сих пор в системе педагогического образования не существует такой - программы, которая знакомит школьников с рабочими профессиями.

Особенно важно использовать эту программу с воспитанниками интернатов для воспитанников интернатов, а именно детей-сирот, у которых нет доверия к миру людей, нет неумения управлять своей жизнью.

Эти важные вопросы профессионального самоопределения детей-сирот исследуются в науке и решаются на практике в детских учреждениях.

Теоретические основы профессионального самоопределения личности рассматриваются в трудах отечественных ученых Е.М.Борисовой, В.А.Бородина, С.И.Вершинина, А.Е.Голомштока, А.Я.Журкиной, Л.А.Йовайша, Н.Н.Захарова, Н.Э.Касаткиной, Е.А.Климова, Е.М.Павлютенкова, М.Н.Скаткина, В.Д.Симоненко, А.Д.Сазонова, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Младший школьный возраст авторы выделяют как главные этап подготовки детей к выбору профессии, так этот возраст значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.

Как указывала С.Н. Чистякова, что детям этого возраста следует систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них знания трудовой деятельности.

По итогам развития ребенка в школе результатом его профессионального самоопределения должна быть готовность в выбору профессии и прочих вариантов профессиональных жизненных путей. Чем раньше ребенок начинает осознавать мир профессий и искать свое место в нем, тем более высок результат его самоопределения.

О.Ю. Елькина рассматривает профессиональную ориентацию младшего школьника с формированием его продуктивного опыта. Современные подходы к этому направлению школьников (А.Я. Журкина, Л.М. Митина, В.Д. Симоненко и др.) предлагает формирование личности отношения к себе, как к человеку будущей профессии. В итоге ясно, что профессиональная ориентация - это не выбор ребёнка профессии, единственной всю жизнь, а формирование у него готовности к самоопределению, активизировать его внутренние ресурсы к тому, чтобы, выбрав профессию, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Существует ряд показателей нравственно-волевых характеристик, для формирования которых именно этот возраст является приемлемым. Если это обстоятельство не учитывается, то нарушается преемственность профориентационной работы.

В работах М. Айнсворз, И.В. Дубровиной, Й. Лангмейер, З. Матейчек, В.С.Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.А. Фурмановым, Н.В.Фурмановой детально описаны явление психической депривации, вопросы ответственности ребенка-сироты за собственное будущее; Л.И. Божович изучена мотивация и волевая регуляция поведения, условия целенаправленной деятельности этой категории детей. Различным аспектам социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы Н.П. Ивановой, В.С.Мухиной, Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных, Л.М. Шипицыной, Т.И.Шульги. Л.В.

Байбородовой, Е.О. Гордиевской, В.И. Кливер, М.И.Рожковым, Е.М. Старобиной, Л.Н. Серебренниковым, А.П. Чернявской исследованы психолого-педагогические особенности детей-сирот, которые должны быть учтены в процессе их профессиональной ориентации.

Используемая указываемую литературы можно сделать вывод, что вопросы профориентации и таких ее частей, как самоопределение, стали исследоваться сравнительно недавно. А проблемы детей, воспитанных в детских домах, мало изучены, хотя уже многие авторы начали научно-исследовательские работы по этой теме.

Будем надеяться, что в будущем дети-сироты постепенно адаптируются к условиям современной жизни, сделают осознанно профессиональный выбор, станут полноценными гражданами страны и будут трудиться на благо своей Родины.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожко- ва. - 2-е изд., перераб. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010

2. Демин, А.Н. Психологическое содержание профессиональной ориентации / А.Н.Демин // Прикладная психология. - 1999. - №4.

3. Пряжников, Н. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда / Н.Пряжников // Народное образование. - 2001

4. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

O.V. Yarlykova, E.G. Larionova

Professional self-determination children - orphans and children without parental care

Abstract. The article deals with some aspects concerning the choice of profession orphans and children left without parental care. It describes the most important factors affecting the professional self-determination of children. Keywords: orphans, boarding school, professional orientation, self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.