Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
6. Акользина Е. Ю. Профессиональное самоопределение студентов колледжа [Электронный ресурс]. URL: http://cybenleninka.nu/anticle/n/pnofessionalnoe-samoopredelenie-studentov-kolledzha.
7. Автомонова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов педагогического колледжа [Электронный ресурс]. URL: http://nefdb.ru/look/1226180.html
УДК/UDC 37.048.4
Л. В. Михайлова L. Mikhailova
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
EFFECTIVE METHODS OF WORKING ON PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION WITH ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Статья предлагает опыт использования психологически обоснованных эффективных методов профориентационной деятельности педагогами детского дома-школы в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (творческих объединениях, профессиональных пробах, проектах).
The article tells about the experience of the use of psychologically-based methods of effective career guidance activities (creative unions, professional samples, projects) with orphans and children left without parental care in a children's home-school.
Ключевые слова: детский дом-школа, профориентация, самоопределение, социализация, проект мебельного цеха.
Keywords: children's home-school, career guidance, self-determination, socialization, furniture workshop project.
Тенденцией последних лет, к сожалению, является выбор модной, престижной, высокооплачиваемой профессии часто без учета способностей человека. Эта тенденция культивируется в детях буквально с раннего детства родителями, средствами массовой информации, мнением окружающих. Все это привело к перенасыщению рынка труда узким кругом профессий (юрист, экономист, бухгалтер и др.) и, как следствие, породило молодежную безработицу.
Профориентационная работа в детском доме является важнейшим направлением подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, одной из форм их социальной защиты.
Несформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной
временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена, по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Основные желания, стремления, намерения подростков из детских домов связаны с сегодняшним днем. Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов — представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями. Отметим, что воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «... хорошую работу», «... устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений [1].
В ходе профессионального самоопределения у детей-сирот возникают следующие кризисы:
— неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация,
— случайные судьбоносные моменты жизни, влиянию которых особенно подвержены подростки.
Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, особенно внимательно необходимо относиться к профориентационной работе с этой категорией воспитанников.
Социальное становление и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливают их специфические личностные качества и поведенческие особенности, которые затрудняют социальную адаптацию выпускников детских домов и интернатов.
Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market
В своей работе коллектив педагогов детского дома-школы видит необходимость воспитания профессионально важных качеств личности, способных обеспечить социальную адаптацию выпускнику детского дома-школы к условиям современного общества путем раннего его вхождения в мир труда, мир профессии.
Наиболее важными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском доме, являются разнообразные мероприятия, которые проводятся в образовательном учреждении. Они оказывают колоссальное воздействие на профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на успешную социализацию в обществе [2].
Используемые разнообразные формы и методы профориентационной работы с воспитанниками детского дома-школы (работа творческих объединений и бригад общественно полезного труда, организация профессиональных проб, экскурсии на предприятия и в учреждения города и др.) позволяют им в последующем благополучно проходить этап профессионального самоопределения.
Думая о расширении профориентационных горизонтов для наших воспитанников, мы пришли к идее организации мебельного производства на базе детского дома-школы. Первый шаг, направленный на реализацию идеи, — изготовление мебели силами педагогов и обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время — участниками бригад общественно полезного труда в условиях мастерской учреждения, — работа которой признана результативной.
Идея создания проекта мебельного цеха родилась в 2012 г. На базе детского дома была организована ученическая производственная бригада, которая на уроках технологии изучала и совершенствовала навыки по изготовлению различных изделий для быта, заготовок для ручного инструмента и садового инвентаря и ремонту школьной и домашней мебели. Стало возникать много вопросов: как изготовить, как измерить, как просчитать.
В инициативную группу по воплощению идеи вошли сотрудники и воспитанники 8-11-х классов детского дома-школы. Все участники проекта являются членами творческого объединения «Мебельных дел мастер».
С 2013 г. в детском доме-школе работает творческое объединение «Мебельных дел мастер», в рамках которого начали изучать данное направление. Информации оказалось очень много.
Благодаря социальным партнерам в бригаде появился материал, а позже и станок для раскроя листового пиломатериала.
Первый опыт по изготовлению мебели был удовлетворительным. Закупили несколько листов ЛДСП и изготовили прикроватные тумбочки для спальных комнат. Для раскроя ЛДСП использовали форматно-раскроечный станок, а меламиновую кромку наклеивали вручную, при помощи утюга. Несмотря на невысокую производительность труда, ребята получили большой опыт по кромкооблицовыванию ЛДСП ручным способом.
Изготовленные прикроватные тумбочки получились не хуже фабричных. При расчете затрат на изготовление тумб выяснили, что себестоимость изделий в несколько раз ниже, чем цена готового изделия в магазине.
Рассчитав затраты на изготовление детских столиков и стульчиков, а также себестоимость детской мебели в дошкольное отделение нашего детского дома, решили попробовать изготовить более сложные изделия. На производительность труда также повлияла сложность наклеивания кромки вручную. И мы озадачились поиском спонсоров на приобретение кромкооблицовочной машинки. Так у нас появился станок для автоматического наклеивания кромки из ПВХ. Работа закипела.
Объем выпуска продукции стал расти, но пришлось столкнуться с ограниченными размерами помещения. Так как выросло количество заявок на изготовление мебели, потребовалось закупать больше материала, возникла проблема с хранением ЛДСП. Те помещения, которые мог бы предоставить детский дом, находились на удаленном расстоянии от мастерской и не соответствовали условиям хранения. Не хватало производственных помещений для выполнения технологических операций: оклеивания кромкой, сверления отверстий и сборки готовой продукции.
Поэтому у коллектива возникла идея строительства и организации собственного мебельного цеха по производству корпусной мебели, шкафов-купе на территории образовательного учреждения, используя помещения, которые требуют некоторой «достройки». Планируется осуществлять производство мебели по полному производственному циклу, реализуя на собственной базе 100 % операций, включая сборочные.
Не вся мебель, которая продается в магазинах, удовлетворяет требования СанПиН к образовательным учреждениям. Собственное производство должно соответствовать
Professional Education in Russia and Abroad 3 (23) 2016
73
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
данным требованиям и предполагает значительное увеличение ассортимента, а также высокое качество продукции. Модели, серии и размеры изделий будут разрабатываться с учетом индивидуальных размеров и расширенной цветовой гаммы.
Цель проекта: строительство мебельного цеха и организация мебельного производства для нужд детского дома.
Задачи проекта:
1) разработать и реализовать план мероприятий по созданию мебельного цеха и организации мебельного производства в детском доме-школе;
2)открыть производственную линию мебельного цеха в 2017-2018 гг.;
3) организовать профессиональные пробы для обучающихся 8-10-х классов детского дома-школы;
4)в рамках творческого объединения и участников бригад общественно полезного труда обучить воспитанников и выпускников детского дома основам современного мебельного производства;
5) обеспечить мебелью детский дом-школу и загородные оздоровительные центры учреждения.
Дальнейшие возможности расширения проекта
Первоначально производство будет основываться на прямых заказах от образова-
тельного учреждения и его структурных подразделений — загородных оздоровительных центров, что обеспечит стопроцентную реализацию произведенной продукции. В дальнейшем с ростом производительности труда предполагается обучение и трудоустройство наших выпускников, а также распространение изготовленной мебели в другие образовательные учреждения города и частным лицам с целью развития материально-технической базы детского дома-школы.
Для юридических и частных лиц, оказавших посильную финансовую помощь в осуществлении данного проекта, организаторы проекта предлагают свои услуги по изготовлению и сборке мебели.
Наличие собственного производства позволит самостоятельно определять ценовую политику на целую группу товаров независимо от рынка и при сохранении качества продукции, что повысит производительность труда, сэкономит бюджетные средства, а главное — даст возможность воспитанникам и выпускникам научиться своими руками изготавливать необходимую мебель для своего дома, приобрести профессию, стать мастером своего дела.
1. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997. 92 с.
2. 2. Реан Л. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник. 2001. № 3. С. 24-29.
УДК/UDC 377:331.5(571.17) Е. С. Молчанова
E. Molchanova
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОВОКУЗНЕЦКОГО ГОРНОТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА И ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
INTERACTION BETWEEN NOVOKUZNETSK MINING AND TRANSPORT COLLEGE AND REGION'S ENTERPRISES IN TRAINING RAILWAY SECTOR SPECIALISTS AND GRADUATES' PROFESSIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE
В статье представлен опыт работы колледжа по профессиональному самоопределению и развитию профессиональной карьеры выпускников в условиях регионального рынка труда.
The article presents the college's experience in professional self-determination and development of the professional careers of graduates in conditions of the regional labor market.