Научная статья на тему 'О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ЛЕЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ'

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ЛЕЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ЛЕЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ»

ДИСКУССИИ И ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ЛЕЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ

Проф. А. Ф. Стояновский Из кафедры общей гигиены Одесского медицинского института

Закон об укреплении связи школы с жизнью, принятый Верховным Советом СССР, ставит перед высшей медицинской школой серьезные задачи по улучшению практической подготовки врачей. Профилактическое направление медицины и практическая деятельность лечащих врачей требуют широкой профилактической подготовки студентов лечебного и педиатрического факультетов.

А между тем существующие учебные планы и программы для студентов указанного профиля ограничивают профилактическую подготовку только прохождением курса гигиены, кафедры же лечебного профиля, за небольшим исключением, остаются в стороне от этого дела. Ознакомление с тем, - как внедряются элементы профилактики в преподавании клинических дисциплин, показывает, что положение с этим делом весьма неудовлетворительное. В лучшем случае иногда некоторые самые общие сведения о профилактике (главным образом личной, а не общественной) при отдельных видах заболеваний сообщаются студентам в конце отдельных лекций и это как исключение. На практических занятиях в постели больного вопросы профилактики заболеваний вообще не получают освещения; при собирании анамнеза студентов не учат, как собирать данные об этиологии заболеваний, об обстоятельствах жизни и труда, оказавших влияние на возникновение болезни, не освещается роль условий внешней среды на течение болезни, не ставятся вопросы о профессиональном прогнозе. Таким образом, знания в области профилактики, полученные студентами при прохождении курса гигиены, в дальнейшем не получают своего развития, и гигиена оказывается совершенно оторванной от всех других медицинских дисциплин.

Профилактическая подготовка врачей лечебного профиля должна решать две основные задачи: 1) изучение студентами факторов внешней среды с точки зрения их влияния на организм человека. Это помо жет глубокому пониманию связи функций организма со средой, пониманию этиологической роли внешних условий в возникновении заболеваний, их влияния на течение и исход болезни, их роли в лечебном процессе, правильной разработке рекомендаций врача в области питания, гигиены быта, труда для каждого больного, покидающего лечебное учреждение после выздоровления, разработке и проведению профилактических мероприятий по борьбе с заболеваемостью на отдельных объектах и т. д.; 2) приобретение студентами необходимых знаний в области санитарии для осуществления профилактической работы на участке.

Объем этих знаний должен соответствовать прежде всего тем требованиям, которые будут предъявлены жизнью при работе на сельском

врачебном участке, в районной больнице, здравпункте и медико-санитарной части предприятия, в детских учреждениях. Во всех этих случаях врач лечебного профиля неминуемо будет сталкиваться с вопросами коммунального обслуживания населения, вопросами гигиены труда, гигиены детей и подростков и т. д.

Подготовку студентов в этих направлениях, конечно, нельзя проводить изолированно, так как эти области знаний органически связаны между собой. Однако в решении первой задачи, т. е. изучении студентами факторов внешней среды с точки зрения их влияния на организм человека, значительную роль должны сыграть кафедры клинического профиля, которые обязаны развивать профилактическое мышление студентов в конкретных условиях лечения заболевшего, опираясь на их подготовку, полученную на кафедре гигиены. Конечно, для этого сами преподаватели должны проникнуться профилактическим мышлением, интересоваться делом борьбы с заболеваемостью населения, обладать некоторыми знаниями в этой области.

Статья проф. А. И. Пахомычева1, весьма своевременно опубликованная в журнале, ставит ряд актуальных вопросов преподавания ги гиены на лечебных факультетах, требующих, конечно, всестороннего обсуждения. Подробнее эти вопросы освещены в книге «Методика преподавания гигиены на лечебном факультете» под редакцией проф. А. И. Пахомычева (1958).

Широкое развитие санитарно-эпидемиологических станций и санитарно-эпидемиологических отделов районных больниц, обеспеченных лабораториями для исследования внешней среды, делает излишним прохождение студентами лечебного профиля многочисленных методик гигиенических исследований. В этом отношении проф. А. И. Пахомы-чев, несомненно, прав. Практически совершенно достаточно, если лечащий врач будет знаком с основными принципами гигиенической оценки внешней среды и овладеет наиболее простыми экспрессными методами гигиенических исследований. Список таких методов должен быть разра ботан и унифицирован для всех вузов. Практические навыки по гигиенической оценке условий внешней среды студенты должны получить з процессе работы на различных объектах. Они также должны быть предварительно ознакомлены при прохождении курса физики, общей и аналитической химии, органической химии с методами исследования ряда факторов внешней среды, для чего эти дисциплины должны преподаваться не оторванно от задач практической подготовки врачей, а в целях такой подготовки, исходя из потребностей ее. В программах этих дисциплин должны быть точно перечислены методы, с которыми студенты обязательно должны быть ознакомлены.

В основу практической подготовки врачей в области гигиены необходимо положить широкое ознакомление с санитарными требованиями к ряду основных объектов, с которыми он неминуемо столкнется в своей повседневной работе на сельском врачебном участке, в здравпункте предприятия и т. д. Объем этой подготовки должен включато проведение санитарного обследования (в случае необходимости с при менением физических, химических и прочих методов) и разработку основных гигиенических мероприятий в отношении следующих объектов: жилище и общежитие, квартал, усадьба, водоисточник (в частности, колодцы, открытые водоемы), баня, прачечная, столовая, буфет, продуктовый магазин, рынок, школа, школьные мастерские, школа-интернат, дошкольные учреждения, промышленные предприятия (в частности, литейная, кузнечная, механический цех, котельная и др.), мастерские РТС, лечебные учреждения (больница, амбулатория, родильный дом и др.).

1 А. И. П а х о м ы ч е в. О преподавании гигиены на лечебных факультетах медицинских институтов. Гигиена и санитария, 1958, № 7.

Занятия в этом направлении должны занимать большую часть времени, отводимого для практического курса, и проводиться непосредственно на объектах.

Крупным дефектом в подготовке врачей лечебного профиля являются их недостаточные знания в области профессиональной патологии. В курсах гигиены на гигиену труда отводится, обычно из-за недостатка часов, всего 5—6 лекций; при прохождении же клинических дисциплин эта область в значительной мере вообще из поля зрения выпадает. А между тем, именно с профессиональной заболеваемостью прежде всего столкнется врач при работе на здравпункте, в медико-санитарных частях предприятий и т. д. В этом отношении целесообразно в программу курса госпитальной терапии внести раздел «Профессиональные болезни», а при клиниках госпитальной терапии открыть 10—15 коек для больных профессиональными болезнями с обязательным ознакомлением студентов во время работы в клинике со всеми имеющимися больными. Во время курирования больных при собирании анамнеза следует обучать студентов умению выяснять связь заболевания с условиями среды, проводить обследование условий быта и труда курируемого больного, отражать все эти данные в истории болезни.

Элементы профилактической подготовки студентов должны быть введены также при поликлинической работе их. Система обучения здесь, помимо поликлинического приема больных, должна включать ознакомление с санитарным состоянием одного из участков района (включая некоторые предприятия и учреждения), проведение элементарной профилактической работы «а участке, проведение санитарно-просветитель-ной работы.

Приобретение профилактических знаний студентами должно быть обязательным также при прохождении производственной практики. После III курса патронажная работа должна включать обследование санитарно-бытовых условий на дому, после IV курса студент обязан провести всестороннее санитарное обследование больницы, в которой он проходит практику, обследовать бытовые условия и условия труда 2—-3 курируемых больных, провести обследование одного детского учреждения и разработать по нему необходимые оздоровительные мероприятия. .Материалы обследований в виде актов санитарного обследования должны сдаваться руководителю практикой и проверяться кафедрой гигиены на предмет зачета по производственной практике.

На VI курсе, завершающем формирование врача, при проведении работ на базах городских и районных больниц в программу занятии также должен- быть включен ряд профилактических работ. Программа этих работ должна включать участие студентов в организации и проведении медицинских осмотров (в особенности на предприятиях), в исследовании физического развития детей, в разработке мероприятий по борьбе с различными заболеваниями и т. д., а также ряд чисто санитарных работ, в частности обследование санитарного состояния и разработку рекомендаций в отношении некоторых объектов сельского района (мастерские РТС, полевой стан, школа, дошкольные учрежд<~ ния, лечебные учреждения, баня, столовая и др.), при этом студенты должны знакомиться с содеожанием профилактической работы врача сельского врачебного участка районной больницы.

Улучшение профилактической подготовки врачей лечебного профиля приблизит обучение к запросам жизни и позволит достигнуть определенного единства в преподавании лечебной и профилактической медицины.

Поступила 4/XII 1958 г.

-й- -Л- й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.