Научная статья на тему 'ПО ПОВОДУ СТАТЬИ ПРОФ. С.А. ГИЛЯРЕВСКОГО «ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА»'

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ ПРОФ. С.А. ГИЛЯРЕВСКОГО «ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА» Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПОВОДУ СТАТЬИ ПРОФ. С.А. ГИЛЯРЕВСКОГО «ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА»»

ДИСКУССИИ и ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

77?

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ ПРОФ. С. А. ГИЛЯРЕВСКОГО «ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА»

Проф. Л. Н. Кушаковский

Из кафедры общей гигиены Станиславского медицинского института

С. А. Гиляревский в своей статье поднял ряд актуальных вопросов, имеющих огромное значение не только в подготовке врача-профилактика на санитарно-гигиенических факультетах, но и для характера преподавания клинических дисциплин и их увязки с профилактическим направлением советской медицины на лечебных факультетах. Особенно ценными и авторитетными являются содержащиеся в статье высказывания профессора-клинициста о важности формирования профилактического мышления у будущих врачей в процессе преподавания клинических дисциплин.

История нашей отечественной медицины показывает, что самые прогрессивные ученые-клиницисты дореволюционного периода (М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, Н. И. Пирогов и др.) рассматривали профилактику как основу медицины, роль которой в борьбе с болезнями будет возрастать по мере развития медицинской науки и изучения этиологии и патогенеза болезней.* Известно высказывание великого физиолога И. П. Павлова, что только познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т. е. в гигиену в широком •смысле слова.

Профилактика — составная и органическая часть советской медицины — получила свое отражение в структуре и во всей деятельности советского здравоохранения на всем протяжении его существования. На необходимость усиления профилактического принципа в практической медицине мы находим указания в директивах XIX и XX съездов КПСС. Но несмотря на это, преподавание клинических дисциплин недостаточно отражает профилактическое направление нашей медицины, не воспитывает в будущем враче лечебного профиля сознания того, что его задача не только лечить уже заболевшего человека, но и охранять здоровье людей, предупреждать заболевания. Нынешняя система преподавания на клинических кафедрах не способна воспитывать у студента широкий кругозор в деле борьбы с болезнями, в деле их предупреждения, а сводится в основном к обучению студента методам диагностики и лечения данного больного, к оказанию индивидуальной лечебной помощи.

Существующие при лечебных факультетах кафедры общей гигиены не связаны с клиническими кафедрами ни по линии учебной, ни по линии научно-исследовательской работы и не оказывают никакого влияния на характер преподавания клинических дисциплин в направлении профилактики. Больше того, гигиенические кафедры при лечебных факультетах не завоевали такого ведущего положения, какое они должны занимать в общей системе медицинского образования будущего врача. Многие руководители медицинских институтов и клинических кафедр недооценивают роли и значения гигиенических дисциплин в формировании про-

филактического мировоззрения советского врача. И это не в малой степени оказывает влияние на отношение студентов лечебных факультетов к гигиене. Многие из них относятся сугубо формально к этой дисциплине, полагая, что их основная задача лечить больных, а этому можно с успехом научиться, не зная гигиены.

Советский лечащий врач должен хорошо разбираться в санитарном состоянии среды, которая является причиной заболеваний, и принимать активное участие в оздоровлении этой среды. Правильная диагностика и терапия должны быть основаны на результатах обследования и изучения условий труда и быта. Врач обязан не только лечить больных, но и давать им необходимые указания профилактического характера, устанавливать для них необходимый по характеру болезни гигиенический режим. Один из основоположников отечественной гигиены Ф. Ф. Эрисман писал: «Для медика гигиена по своему практическому значению должна быть равноценна другим отраслям факультетского преподавания». Это положение, как известно, было высказано и Г. А. Захарьиным. Такого же мнения держался и С. П. Боткин.

К сожалению, такая высокая оценка гигиены для практической деятельности врача лечебного профиля еще не находит достаточно полного отражения в преподавании на лечебных факультетах. Необходимо отметить, что игнорирование вопросов профилактики в процессе преподавания клинических дисциплин отрицательно сказывается и на практической деятельности врача. Это особенно бросается в глаза при ознакомлении с работой врачей медико-санитарных частей предприятий. Как известно, им вменяется в обязанность наряду с лечебной работой в заводской поликлинике или на здравпункте уделять известное время профилактической работе— производить обследование санитарного состояния производственных и санитарно-бытовых помещений, изучать условия труда рабочих, причины травматизма, профессиональных вредностей и разрабатывать оздоровительные мероприятия. В действительности же этому важнейшему участку работы врачи медико-санитарных частей не уделяют достаточного внимания, в ряде случаев формально выполняют эти обязанности. Нет сомнения, что в данном случае сказывается недооценка профилактического начала в медицине как результат соответствующего воспитания в клиниках.

В свете изложенного проф. С. А. Гиляревский правильно ставит вопрос о необходимости усиления профилактического элемента в преподавании клинических дисциплин на лечебных факультетах. В своей статье автор не выдвигает, однако, конкретных предложений о перестройке преподавания клинических дисциплин, ограничиваясь общим указанием на то, что «преподаватели лечебного факультета должны научить студентов не только лечить больных людей, но одновременно и воспитывать у них широту врачебного кругозора в области борьбы с болезнями, в области профилактической». Но этого общего указания недостаточно. Нам думается, что перестройка учебного процесса на клинических кафедрах должна касаться и самой методики преподавания. Так, при собирании анамнеза студент должен глубоко вникать в бытовые и профессиональные условия жизни больного. Было бы целесообразно, чтобы студент-куратор посещал квартиру и предприятие, где работает больной, для обследования условий его быта и труда, которое должно предшествовать клиническому исследованию больного.

Истории болезни должны быть так видоизменены, чтобы в них был специальный раздел профилактики, чтобы наряду с терапевтическими мероприятиями были указаны и обоснованы профилактические меры, направленные к оздоровлению среды, послужившей причиной данного заболевания.

В программу производственной практики студентов лечебных факультетов необходимо включить такие вопросы, как изучение заболевае-

/

мости населения района, где они проходят практику, в связи с санитарным состоянием местности (водоснабжение, санитарная очистка, загрязнение атмосферного воздуха, учреждения общественного питания и т. д.).

Само собой разумеется, что и в лекциях по клиническим дисциплинам вопросы профилактики должны найти более полное отражение, на них лектору следует заострить внимание студентов, подчеркивая значение профилактических мероприятий в деле борьбы с болезнями.

Мы полагаем, что внесение этих изменений в общую программу преподавания на лечебных факультетах должно будет воспитывать в будущем враче правильное отношение к профилактике как основному методу борьбы с болезнями и будет способствовать формированию профилактического мышления врача.

Поступила 20/1II 1957 г,

й <3 <Г

О ВОСПИТАНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩЕГО ВРАЧА (ПО ПОВОДУ СТАТЬИ ПРОФ. С. А. ГИЛЯРЕВСКОГО «ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА»)1

Санитарный врач К. К. Врочинский Из Яготинской районной санитарно-эпндемиологической станции

Проф. С. А. Гиляревский совершенно правильно говорит о значении клинического преподавания на санитарно-гигиеническом факультете, однако никак нельзя согласиться с тем, что именно на санитарно-гигиени-ческом факультете нужно подчеркивать «относительную слабость лечения, Терапии». Будущий врач-гигиенист имеет возможность убедиться не только во время учебы, но и в течение своей дальнейшей работы в огромном преимуществе широких профилактических мероприятий в борьбе с заболеваемостью. Достаточно сказать, что предупреждение или своевременное устранение санитарных нарушений на промышленных, коммунальных или пищевых объектах предотвращает подчас заболевания сотен и тысяч людей. А сколько бы понадобилось времени, сил и средств, чтобы вылечить такое количество людей? Нет, именно на лечебном факультете, готовящем основную массу врачей, нужно прежде всего воспитывать профилактическое мышление. Это важно еще и потому, что основную часть санитарно-противоэпидемических мероприятий санитарные врачи проводят через лечебную сеть. А ведь не секрет, что среди врачей лечебного профиля и многих руководителей Министерства здравоохранения распространено неправильное представление о работе санитарного врача.

В практической работе часто сталкиваешься с нежеланием врачей лечебной сети выполнять санитарно-противоэпидемические мероприятия из-за недопонимания ими огромного предупредительного значения этих мероприятий. Кроме того, нельзя считать достаточной подготовку на лечебном факультете по эпидемиологии и инфекционным болезням. Разве правильно, что выпускники лечебного факультета не знают сроков изоляции при важнейших инфекционных болезнях, не умеют составить комплекс противоэпидемических мероприятий в каждом конкретном случае.

Думается, что при преподавании любой клинической дисциплины в одинаковой мере на каждом факультете нужно подчеркивать роль внешней среды в возникновении патологии. Лечащие врачи должны уметь

1 Гигиена и санитария, 1957, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.