Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА'

ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА»

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ

ВРАЧА-ПРОФИЛАКТИКА 1

Проф. С. А. Гиляровский

Из терапевтической клиники санитарно-гигиенического факультета I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова

В течение последних 25 лет в Советском Союзе при многих медицинских институтах организованы санитарно-гигиенические факультеты, целью преподавания на которых является создание кадров врачей-гигиенистов.

Еще М. Я. Мудров говорил: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно. Ибо легче предохранять от болезней, нежели их лечить». В этих строках, написанных более 125 лет назад, заключается мудрость медицины профилактической, медицины здоровых людей. Однако нередко ставился и ставится вопрос о том, в каком взаимоотношении находятся медицина профилактическая и лечебная? Еще в конце прошлого столетия В. А. Ма-нассеин писал, что «Терапия — наука о предотвращении и лечении болезней... Гигиена является лишь частью терапии и выделена в особую дисциплину исключительно в целях лучшей специальной разработки определенных вопросов и удобства преподавания». И надо сказать, что эта идея о единстве медицины лечебной и профилактической определяет передовой, прогрессивный характер отечественной медицинской науки. Она нашла свое отражение в трудах С. П. Боткина, А. А. Остроумова, М. П. Кончаловского, Г. Ф. Ланга и др. Особенно горячо и убедительно пропагандировал идею единства медицины 3. П. Соловьев.

И лечебная и профилактическая медицина имеет дело с одним и тем же явлением — болезнью. И когда еще М. Я. Мудров говорил, что предупреждать болезни легче, чем их лечить, он, сопоставляя ценность методов борьбы с болезнями, отдавал предпочтение медицине предупредительной.

Медицина отказалась от прежнего упрощенного представления о болезни. И. П. Павлов определяет болезнь как процесс, возникающий в организме при встрече его с чрезвычайными условиями внешней среды, с такими условиями, к которым человеческий организм вообще или данный организм с его индивидуальной реактивностью в частности не может приспособиться. Эти условия могут иметь характер биологических и социальных, но в какой-то мере или для всех людей, или для определенного индивидуума они приобретают размер «чрезвычайных», и в результате невозможности организма найти в себе «физиологическую меру» приспособления возникает «полом организма» — болезнь.

1 Доложено 18 октября 1955 г. на юбилейной научной конференции I Московского ордена Ленина медицинского института, посвященной 25-летию санитарно-гигиенического факультета.

«Болезнь и среда — вот проблема, которую должна поставить перед собой высшая медицинская школа в плане преподавания всех медицинских наук», — писал в свое время 3. П. Соловьев.

Правильное понимание сущности болезни совершенно обязательно как для врача-лечебника, так и для врача-поофилактика. Нельзя заниматься профилактикой, не зная, против чего вести профилактическую работу. 3. П. Соловьев горячо возражал против попыток клиницистов сузить понятие «профилактика», свести его к техническим мероприятиям, вроде, например, употребления хирургом резиновых перчаток. «Задачей 'каждого клинициста, — говорил он, — задачей каждого профессора должно быть поставлено достижение полной ясности в вопросе о том, *гго такое синтез лечебной и профилактической медицины, каким образом синтезировать эти два понятия в области теоретических представлений и в области практической нашей деятельности».

Несомненным является обязательное глубокое изучение этиологии, патогенеза болезни, общих законов развития каждой болезненной формы и индивидуальных особенностей течения болезни у каждого данного больного в связи с особенностями его реактивности, равно как и в связи с условиями окружающей среды. Но все ли, что излагается в плане преподавания клинических дисциплин на лечебном факультете — общие законы развития болезней, их клиника, индивидуальная реактивность, этиология и патогенез, — надо знать врачу-профилактику?

Вся практика профилактической медицины показывает, что основанием ее деятельности, основанием всех оздоровительных мероприятий, проводимых по линии гигиены школьной, труда, коммунальной, питания и др., являются те знания этиологии и патогенеза болезней, которые изучаются в области клинических дисциплин. Клиника накапливает факты о связи болезней с окружающей средой, клиника вносит конкретные представления в понятие «чрезвычайных условий», которые, по И. П. Павлову, являются источниками болезней. И только конкретное знание этих «чрезвычайных условий» среды, окружающей человека, дало возможность обосновать необходимость массового внедрения методов физического воспитания, необходимость регламентировать труд и отдых, организовать рациональное общественное питание, развернуть широкую сеть санаториев, домов отдыха, осуществлять целую систему оздоровительных мероприятий. Только в результате изучения патологии профилактическая медицина имеет возможность говорить о громадных успехах в борьбе с инфекционными болезнями, детской смертностью, проводить широкие мероприятия, благодаря которым все больше и больше создаются коллективы людей, физически выносливых, с сильными и подвижными реакциями защиты и приспособления организма к различным условиям окружающей среды.

Было бы неправильным представить себе дело таким образом, что только лечебная медицина должна изучать патологию в плане «организм— среда», а медицина профилактическая, развивая широкие оздоровительные мероприятия, может действовать пассивно, лишь шаг за шагом следуя за достижениями медицины лечебной. Такое положение лишало бы медицину профилактичекую творческой инициативы.

В настоящее время широко проводится общественное питание, разработаны нормативы лечебных столов, имеются нормативы питания здоровых людей в различных условиях труда и быта. Но имеются данные, которые говорят о том, что даже среди совершенно здоровых людей, но относящихся 1/ различным конституционным типам (астенический и ги-перстенический), нормативы питания должны быть различны, поскольку различны у этих людей окислительно-ферментативные процессы. Что будут делать работники гигиены питания, если они не будут иметь солидной общеврачебной подготовки, с широким знанием той патологии, которая развивается у людей гиперстенической конституции в результате,

казалось бы, «нормального» питания, одинакового с питанием человека астенической конституции? А между тем в задачи именно гигиены питания входят обязанности разработки рациональных норм питания здоровых людей.

Точно так же нельзя проводить профилактику профессиональных заболеваний, не зная клиники их.

Можно было бы привести еще немало примеров того, как необходимо врачу-профилактику быть хорошим клиницистом для того, чтобы проявлять творческую инициативу в своей работе, найти правильные пути и методы для решения той или иной профилактической задачи. Только знание этиологии и патогенеза болезней, разработанных многовековыми трудами клинической медицины, дают возможность находить, правильные методы и формы профилактики, направленной против определенных болезней. Основой творческого начала в профилактической работе, основой всей деятельности врача-профилактика является знание соответствующих разделов клинических дисциплин. Вряд ли кто будет оспаривать это положение.

Но в чем же должна состоять разница в преподавании клинических дисциплин на лечебном и санитарном факультетах? Вряд ли правильным можно считать только введение дополнительных разделов патологии для преподавания студентам санитарного факультета в виде, например, профессиональной патологии. Конечно, студенты санитарного факультета должны этот раздел патологии хорошо знать. Но они должны хорошо знать вообще патологию и клинику. И вместе с тем, можно ли оправдать, что студенты лечебного факультета не изучают профессиональной патологии? Правильно ли, что врачи здравпунктов комплектуются только из лечебной сети, а профессиональной патологии они не изучают, в то время как студенты санитарного факультета изучают профессиональную патологию, но врачами здравпунктов обычно не работают? Правильным будет, если такие разделы патологии, как профессиональная патология, пищевые интоксикации, гельминтозы, будут изучать в обязательном порядке не только на санитарном, но и на лечебном факультете.

Основным различием в преподавании клинических дисциплин на лечебном и санитарном факультетах должно быть другое: принципиально по-иному следует излагать клинические дисциплины студентам санитарного факультета по сравнению с лечебным факультетом. Как ни покажется странным, основным положением для изложения клиники на санитарном факультете надо взять указание Г. А. Захарьина, который уже на склоне лет своих сказал: «Мы считаем гигиену не только необходимостью, но и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности всякого практического врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии» (подчеркнуто нами.— С. Г.). Вот в этом плане и должно быть преподавание клинических дисциплин на санитарном факультете: изучение пропедевтики, этиологии, патогенеза и клиники болезней следует проводить с той же глубиной, как и на лечебном факультете, но вопросы терапии на санитарном факультете нужно излагать именно так, чтобы будущие врачи-профилактики видели «относительную слабость лечения, терапии» и поняли «могущество гигиены». Именно в этом должно быть принципиальное отличие изложения клинической дисциплины на санитарном факультете.

На VIII съезде партии (1919) были внесены в программу партии положения о проведении «широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний». Это подтверждено было на XX съезде КПСС. Указания партии обязывают нас пересмотреть систему преподавания и на лечебном факультете. И здесь надо вести преподавание с особым акцентом на профилактику и на развитие у студентов — будущих врачей лечебного профиля — понимания «отно-

ительной слабости лечения, терапии». Однако такая постановка вопроса не должна вести к объединению лечебного и санитарного факультетов. Эта мысль иногда возникает, но она преждевременна. При том положении с развитием заболеваний, которое отмечается еще в настоящее время, было бы огромной ошибкой развивать у будущих врачей лечебного профиля неверие в то дело, которому они посвятили свою жизнь. При том количестве больных, которое имеется еще в наше время, лечебная деятельность врачей имеет огромное значение, и преподавание клинических дисциплин на лечебном факультете должно быть насыщено изучением именно успехов и достижений лечебной работы, должно воспитывать у будущего врача уверенность в необходимости изучаемого им дела, в. государственной важности индивидуальной лечебной помощи.

Изучение клинических дисциплин должно иметь чрезвычайно важное значение в формировании профилактического мышления врача. На клинических кафедрах молодой студент впервые встречается с больными людьми, встречается с человеческими страданиями, горем; впервые он видит на клинических кафедрах трагедию ранней инвалидности, видит людей, которых болезнь частично или полностью вырывает из трудового коллектива. У постели больного он впервые узнает об условиях, вызвавших болезнь. Эти первые впечатления студента на клинических кафедрах должны быть умело использованы в целях воспитания профилактической направленности будущего врача. Именно здесь, у постели больного, у будущего врача должно зародиться и окрепнуть на всю жизнь чувство взятого на себя врачебного долга, чувство ответственности не только за данного больного, но и за успех борьбы с болезнями вообще. Перед лицом человеческих страданий должно созреть и окрепнуть у студента и чувство ответственности перед народом, перед страной. И если этот элемент воспитательной работы признать важным, то преподаватели лечебного факультета должны научить студентов не только лечить больных людей, но одновременно и воспитывать у них широту врачебного кругозора в области борьбы с болезнями, в области профилактической работы.

На санитарном факультете воспитательный процесс в клиниках должен быть направлен на то, чтобы, видя больных людей, их страдания, инвалидизацию и смерть, будущий врач-профилактик загорался желанием всю жизнь свою посвятить медицине предупредительной.

И врачи лечебного профиля, и врачи-гигиенисты — прежде всего врачи. У них различные пути, но цель одна — борьба за здорового человека. И не надо забывать, что только хороший врач может быть хорошим профилактиком, а хороший врач создается прежде всего в клинике.

Поступила 28/1У 1956 г.

От редакции. Помещая статью С. А. Гиляревского, профессора-клинициста, много лет работавшего в клиниках санитарно-гигиенического факультета I Московского ордена Ленина медицинского института, редакция отмечает чрезвычайную актуальность поднятых автором вопросов как для санитарно-гигиенических, так и для лечебных факультетов.

Совершенно непонятно, почему, несмотря на почти сорокалетнюю давность признания профилактики основой советского здравоохранения и отечественной медицины как науки, преподавание клинических дисциплин на деле мало чем отличается от дореволюционного.

Программы и методы преподавания клинических дисциплин еще далеко не приблизились к задаче воспитания профилактически мыслящего врача лечебного профиля. Это является серьезным тормозом для развития профилактической деятельности органов здравоохранения.

Проф. С. А. Гиляревскнй не дает конкретного решения поставленных им вопросов. Он лишь стремится мобилизовать внимание к вопросам преподавания клинических дисциплин. Предполагается, что за этим последует пересмотр программ, разработка методики преподавания, подбор материалов для него и т. д.

Редакция журнала «Гигиена и санитария» считает, что наступил момент для широкого обсуждения поднятых С. А. Гиляревским вопросов. В первую очередь это относится к медицинской печати, в частности к клиническим журналам, которые должны поднять свой голос в пользу пересмотра содержания и методов преподавания

клинических дисциплин в соответствии с задачами воспитания профилактического мышления у студентов и врачей. Научные советы медицинских вузов должны обсудить, ненормальное положение отрыва преподавания клинических дисциплин от воспитания студентов. Научные общества терапевтов, хирургов, акушеров-гинекологов и врачей других специальностей должны включиться в обсуждение вопросов подготовки кадрои.

Было бы очень полезно, чтобы читатели нашего журнала внесли свой вклад в оазработку практических мер по перестройке преподавания клинических дисциплин.

XIII Всесоюзный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов в своих решениях обратил внимание на отставание в преподавании клинических дисциплин от профилактических задач здравоохранения. Общими усилиями необходимо найти пути перестройки преподавания их в медицинских вузах.

Мы ждем широкого отклика на статью проф. С. А. Гиляревского.

•йг т£г Ъ

I

ОПЫТ РАБОТЫ ПО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

И. И. Нвхтман

Из подросткового кабинета поликлиники г. Новая Ляля Свердловской области

Различные виды и формы санитарного просвещения служат единой цели: они направлены на то, чтобы научить молодежь сознательно относиться к своему здоровью и помочь ей приобрести гигиенические знания и навыки, необходимые в личной жизни, в быту и на производстве. Наиболее распространенной формой санитарного просвещения являются лекции и беседы.

План лекций, проводимых в цехах предприятия, мы построили по принципу тематической последовательности, в виде небольшого элементарного курса гигиенических знаний, охватывающего следующие темы: «Основные понятия о строении и функции человеческого организма», «Ведущая роль центральной нервной системы», «Личная гигиена», «Гигиена кожи», «Предупреждение гнойничковых заболеваний кожи», «Физическое воспитание и закаливание организма», «Борьба с вредными привычками — курением, употреблением алкоголя», «Предупреждение инфекционных заболеваний», «Профилактика туберкулеза», «Предупреждение травматизма».

Лекции и беседы мы иллюстрировали демонстрацией красочных рисунков, плакатов, фотосерий.

Здравпункт целлюлозно-бумажного комбината развертывает сеть кружков, занимающихся по программе ГСО.

Рабочие-подростки получают определенный круг знаний по гигиене труда и предупреждению травматизма. Лучшую подготовку в этом отношении имеют подростки, окончившие ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения. Однако и в том и в другом случае важно, чтобы мастера, руководящие производственным обучением, были заинтересованы в воспитании у молодежи сознательного отношения к требованиям и правилам гигиены труда, определенным в каждой отрасли производства. Семинар, организованный администрацией и общественными организациями целлюлозно-бумажного комбината для мастеров и общественных инспекторов труда, весьма помог в осуществлении этой задачи. На этом семинаре слушатели познакомились со значением здоровой внешней среды как одного из важнейших условий продуктивной работы и гигиенического режима. На семинаре говорилось о необходимости организации бесперебойной работы вентиляции, устранения сквозняков, обес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.