Научная статья на тему 'О ПРОФЕССОРЕ Н. П. СЫЧЕВЕ, УЧИТЕЛЕ И ДРУГЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ, РЕСТАВРАТОРОВ, ИСКУССТВОВЕДОВ: НЕПОЗНАННЫЙ XX ВЕК'

О ПРОФЕССОРЕ Н. П. СЫЧЕВЕ, УЧИТЕЛЕ И ДРУГЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ, РЕСТАВРАТОРОВ, ИСКУССТВОВЕДОВ: НЕПОЗНАННЫЙ XX ВЕК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
284
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ СЫЧЕВ / ВЛАДИМИРСКИЕ ХУДОЖНИКИ / НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / РЕСТАВРАЦИЯ / ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО / NIKOLAI PETROVICH SYCHEV / VLADIMIR ARTISTS / NEW DOCUMENTS / RESTORATION / ST. BASIL'S CATHEDRAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кызласова Ирина Леонидовна

Статья посвящена деятельности крупного историка древнерусского искусства, одного из руководителей музейного дела и реставрации в нашей стране Николая Петровича Сычева (1885-1964), который был также художником и замечательным педагогом. Его талант и энергия не могли реализоваться в полной мере из-за обрушившихся на него репрессий: арест в 1930 г., заключение в концлагерь (1933-1942), вынужденная жизнь в небольшом городе на Волге (1942-1944), третий арест 1948 г. Наше внимание сосредоточено на двух последних десятилетиях жизни Сычева: проведенному во Владимире (1944-1954) и последующим годам, когда ему разрешили поселиться в Москве (1954-1964). Работа Сычева над реставрацией памятников Владимира XII-XVII вв. имела важное значение, а его занятия с художниками и реставраторами сыграли исключительную роль в их профессиональном становлении. Впервые публикуются фрагмент дневника искусствоведа В. Калошина (1948) и восемь писем к нему профессора (1958-1960, 1962) и его вдовы (1965). Велик вклад ученого в дело сохранения и изучения уникального храма Василия Блаженного в Москве (XVI в.). Именно Сычев сделал авторитетное обоснование неотложной реставрации кладки стен, покрытий и всего сложного декора собора. Сычев участвовал и в руководстве этими работами. Особый интерес имела находка в 1957 г. надписи с ранее неизвестной точной датой завершения строительства этого знаменитого сооружения. В статье впервые опубликованы фотографии и прекрасный графический портрет Сычева 1952 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR N. P. SYCHEV, TEACHER AND FRIEND OF YOUNG ARTISTS, RESTORERS, ART CRITICS: THE UNEXPLORED 20TH CENTURY

This article studies the professional activity of Nikolai Petrovich Sychev (1885-1964), the prominent historian of the Old Russian art, one of the leading fi gures in arranging museums and restoration in Russia, painter and remarkable educationalist. His talent and energy could not be realised to the full because of severe repression that he had to face, i.e. the arrest in 1930, being put to a concentration camp (1933-1942), being forced to live in a small town at the Volga (1942-1944), third arrest in 1948. Our attention is focussed on the two last decades of Sychev’s life, i.e. the one spent in Vladimir (1944-1954) and the following years when he was allowed to live in Moscow (1954-1964). Sychev’s work on restoration objects of the 12th - 17th centuries in Vladimir was of great significance, his studies with artists and restorers played an outstanding role in their professional development. The article makes public for the first time a fragment from the art critic V. Kaloshin (1948) and eight letters to him from the scholar (1958-1960, 1962) and his widow (1965). The scholar has made a great contribution to the preservation and study of the unique St. Basil’s Cathedral in Moscow (16th century). It was Sychev who substantiated the nedd for an urgent restoration of its masonry, covering and all the complicated decor of the cathedral. Sychev took part in running this work. Particularly interesting is a duscovery in 1957 of an inscription with a previously unknown exact date of completion of constructing this famous building. The article also makes publis photographs and an excellent graphic portrait of Sychev (1952).

Текст научной работы на тему «О ПРОФЕССОРЕ Н. П. СЫЧЕВЕ, УЧИТЕЛЕ И ДРУГЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ, РЕСТАВРАТОРОВ, ИСКУССТВОВЕДОВ: НЕПОЗНАННЫЙ XX ВЕК»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 155-172 БОТ: 10.15382МшгУ202039.155-172

Кызласова Ирина Леонидовна, д-р ист. наук, канд. искусствоведения, профессор, член Ассоциации искусствоведов России Российская Федерация, 119049, г. Москва, Крымский вал, 8 -2 maxir5@ya.ru ОИСГО: 0000-0003-0440-5518

О профессоре Н. П. Сычеве,

УЧИТЕЛЕ И ДРУГЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ, РЕСТАВРАТОРОВ, искусствоведов: НЕПОЗНАННЫЙ XX ВЕК

И. Л. Кызласова

Аннотация: Статья посвящена деятельности крупного историка древнерусского искусства, одного из руководителей музейного дела и реставрации в нашей стране Николая Петровича Сычева (1885—1964), который был также художником и замечательным педагогом. Его талант и энергия не могли реализоваться в полной мере из-за обрушившихся на него репрессий: арест в 1930 г., заключение в концлагерь (1933—1942), вынужденная жизнь в небольшом городе на Волге (1942—1944), третий арест 1948 г. Наше внимание сосредоточено на двух последних десятилетиях жизни Сычева: проведенному во Владимире (1944—1954) и последующим годам, когда ему разрешили поселиться в Москве (1954—1964). Работа Сычева над реставрацией памятников Владимира ХП-ХУП вв. имела важное значение, а его занятия с художниками и реставраторами сыграли исключительную роль в их профессиональном становлении. Впервые публикуются фрагмент дневника искусствоведа В. Калошина (1948) и восемь писем к нему профессора (1958-1960, 1962) и его вдовы (1965). Велик вклад ученого в дело сохранения и изучения уникального храма Василия Блаженного в Москве (XVI в.). Именно Сычев сделал авторитетное обоснование неотложной реставрации кладки стен, покрытий и всего сложного декора собора. Сычев участвовал и в руководстве этими работами. Особый интерес имела находка в 1957 г. надписи с ранее неизвестной точной датой завершения строительства этого знаменитого сооружения. В статье впервые опубликованы фотографии и прекрасный графический портрет Сычева 1952 г.

Ключевые слова: Николай Петрович Сычев, владимирские художники, новые документы, реставрация, храм Василия Блаженного.

В 1928 г. Н. П. Сычев «первым дал глубокий анализ композиционной основы "Троицы"...»

(Вздорное Г. И. Троица Андрея Рублева: Антология. М., 1989);

«.без музыки, без искусства не стоит жить» (Из письма Н. П. Сычева художнице Е. К. Эвенбах. 1958);

«Мы открывали древности, несмотря на послевоенные лишения <...> Просто свой труд мы считали святой обязанностью.»

(ФилатовВ. В. «Учитель, перед именем твоим...» [о Н. П. Сычеве и др.] Завтра. 2007. № 43 от 24.10)

Нам уже приходилось писать1, что знаковая для своего времени деятельность Н. П. Сычева (1885—1964), крупного историка искусств, профессора, входившего в петербургско-ленинградскую научную элиту, одного из руководителей музейного дела и реставрации в нашей стране, навсегда вошла в историю нескольких музеев и в процесс осмысления множества уникальных памятников. Речь идет о художественных сокровищах Новгорода, Киева, Владимира и Москвы: от фресок Десятинной церкви X в. и созданий Андрея Рублева до ряда знаменитых произведений ХУ1—ХУ11 вв. и отчасти более позднего времени (ил. 1, 2). Николай Петрович был также весьма интересным художником — не имея специальной подготовки, он, как принято говорить в подобных случаях, сделал себя сам. Талант, энциклопедическая эрудиция и незаурядная творческая энергия этой яркой личности не могли реализоваться в полной мере — на многие годы его превратили в одну из мишеней политического террора — три тюремных «затвора»: 1930 г., второй «перерос» в заключение в концлагерь фактически на девять лет (1933—1942), третий (1948) и унизительные ограничения в правах (до конца 1954 г.). Николай Петрович жил до конца дней с чувством глубочайшего оскорбления, ведь реабилитации он не дождался, по основному делу она последовала сразу после его смерти2. Но уже начиная с середины войны выдающийся ученый и истинный просветитель сумел найти в себе силы постепенно войти в роль своеобразного связующего звена между культурой 1910—1920-х гг. и новой эпохой. Особое место в его жизни принадлежит «владимирскому десятилетию» (конец 1944—1954), позднее Сычев был связан с Москвой, где и скончался 16 июля 1964 г.

Профессора высоко ценили в кругу интеллигенции Владимира, особенно творческая молодежь. Ограничимся лишь двумя примерами. В кратких, но очень теплых совместных воспоминаниях И. В. Модестовой (урожд. Фильберт, 1931— 2003) и выдающегося реставратора А. П. Некрасова (1927-2007), которые учились у Сычева во Владимирском художественно-ремесленном училище в разные годы (во второй половине 1940-х — 1950-е годы), а затем работали под его руко-

1 Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). М., 2006. С. 108-109. Здесь же см. основные вехи жизни и деятельности Н. П. Сычева, библиографию его трудов и работ о нем.

2 В Москве Н. П. Сычев получил право жить после снятия судимости, которое означало, что он искупил свою вину, реабилитация же подтверждает, что никакой вины не было.

Ил. 1. Н. П. Сычев. 1904 г. Дело Имп. СПб университета. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 41995. Публ. впервые

Ил. 2. Мыслина М. В. Портрет Н. П. Сычева 14 марта 1952 г. Музей Сахаровского центра

водством над памятниками во Владимире, он назван почтительно и восторженно дорогим Учителем, Мастером, Мэтром и большим другом, который был «живой энциклопедией»3. Художник из Мурома А. В. Морозов (1901—1972) в 1951 г. удачно высказал общее мнение: «К счастью владимирского Союза в числе его членов состоит Н. П. Сычев. Своей высокой образованностью, культурой и любовью к искусству Н. П. приносит нам неоценимую пользу»4. Подчеркнем, что в годы жизни в древнем городе на Клязьме Николай Петрович внес в точном смысле слова эпохальный вклад в дело художественного образования молодежи (вел регулярные классы в двух изостудиях) и дальнейшего развития уже сформировавшихся профессионалов (членов Союза), являясь их универсальным консультантом.

Первой по времени возникновения стала изостудия Дома народного творчества (1947—1954), план занятий в которой был рассчитан на два года и завершался выдачей аттестата, необходимого для поступления в вузы5. Ряд начинаю-

3 Воспоминания записаны И. В. Модестовой, некоторые даты, к сожалению, указаны неточно. А. П. Некрасов около семнадцати лет общался с Н. П. Сычевым и сформировался в мастера (см.: Кызласова И. Л. Указ. соч. С. 158, 160).

4 ГАВО. Ф. 3932. Д. 29. Л. 61. Благодарю Н. И. Севастьянову, предоставившую эту выписку.

5 Севастьянова Н. И. Роль изостудий 40-60-х гг. в становлении владимирской школы живописи // Владимиро-Суздальский музей-заповедник: Материалы исследований / сост. А. А. Тенеткина. Владимир, 2009. Вып. 15. С. 84-86.

щих художников позднее продолжали работать под руководством Мэтра в стенах второй студии (например, Ким Николаевич Бритов (1925-2010), ставший Народным художником России). Напомним, что Николай Петрович сыграл важную роль в период зарождения Владимирского отделения Союза художников в качестве члена правления, единственного искусствоведа, постоянно анализировавшего творчество коллег, наконец, как участник выставок и, конечно, педагог. В течение пяти лет (1949 — январь 1954) помимо основной своей работы он проводил занятия в художественной студии при Союзе три раза (!) в неделю, где вел рисунок с гипса, с живой натуры, а также преподавал технику живопи-си6. В редкие часы досуга брал молодежь с собой на этюды или обсуждал с ними произведения, находившиеся на выставках (ил. 3). Одним из значимых результатов усилий Мэтра стало создание базы для последующего развития знаменитого феномена, получившего название «Владимирская школа живописи», или «Владимирский пейзаж», который возник на рубеже 1950-1960-х гг. и противостоял официальному искусству.

Кроме того, Н. П. Сычев преподавал историю искусства и, как мы понимаем, основы реставрации (неотделимую для него от исследования памятников) в упоминавшемся училище. Там он сумел подготовить новое поколение художников-реставраторов — эта специальность была в значительной степени утрачена в те годы. Преодолевая бесчисленные трудности, Николай Петрович

Ил. 3. Н. П. Сычев и неизвестный на этюдах в окрестностях Владимира. Начало 1950-х гг. Фрагмент фотографии. Публ. впервые. Собр. автора

6 См. подробнее: Меркулова Т. Н. Деятельность Н. П. Сычева во Владимире (19441954 гг.) // Владимиро-Суздальский музей-заповедник: Материалы исследований / сост. А. А. Тенеткина. Владимир, 1996. [Вып. 1]. С. 136-137; Севастьянова Н. И. Указ. соч. С. 86-87; Она же. Профессор Сычев во Владимире // Владимирские Ведомости. 2008. 29 апр.

руководил научной реставрацией основных древних памятников Владимира и отчасти Суздаля, во время которых были сделаны выдающиеся открытия. К этим работам привлекались не только студенты училища, но и начинающие художники, обучавшиеся в первой студии. Вся эта деятельность требовала от пожилого и уже потерявшего здоровье человека высочайшего напряжения сил и, конечно, стала результатом глубокого осознания своей великой ответственности — нет сомнения, Сычев ясно понимал, что это его sacrum officium, поистине святая обязанность.

Завершая небольшой вводный текст, скажем, что во Владимире к Мэтру обращались за консультациями специалисты из других городов и, судя по известным нам отзывам, всех он пленял не только своими познаниями, но и бесконечной любовью к памятникам, заражал энтузиазмом, страстью к исследованиям. Лекции и беседы Николая Петровича о разных разделах истории искусства вызывали в точном смысле исключительный интерес, становясь подчас важной вехой в профессиональном становлении — ведь память о них некоторые слушатели сохранили навсегда. Так, например, Лидия Владимировна Андреева (1930—2018), известный московский искусствовед, была среди студентов МГУ, которым летом 1948 г. Сычев самым детальнейшим образом показывал древности Владимира — «даже по крышам нас таскал»7. Молодые искусствоведы не желали расставаться с «гидом», не выразив ему свой восторг. Так родилась идея значимого подарка — серебряного подстаканника с памятной надписью. В свои 85 лет Андреева вспоминала в беседе с нами, что профессор излучал кротость, радушие и редкостное обаяние, а его облик обнаруживал сходство с образом апостола Петра в росписи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе.

Настоящая статья является звеном в небольшой серии работ8, цель которых ввести в науку ставшие доступными в последние годы редкие документы и устные свидетельства, уточняющие наши представления о позднем периоде жизни Н. П. Сычева. Основное внимание далее будет уделено публикации фрагмента небольшого дневника В. И. Калошина за 1948 г. и восьми письме к нему самого ученого (1958-1960, 1962) и его вдовы (1965). Впервые издаются ценные фотографии, а графический портрет Сычева 1952 г. воспроизведен, наконец, с расшифровкой

7 В этой группе был также будущий крупный специалист в области истории древнерусской архитектуры В. П. Выголов (1929—1995).

8 Кызласова И. Л. Н. П. Сычев — знаток христианского искусства, музейщик, реставратор, художник: Новые открытия // Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи: Сб. статей по материалам VI науч. чтений, посвященных памяти Д. И. Арсе-нишвили / сост. и отв. ред. О. В. Никифорова, науч. ред. М. А. Маханько. М., 2019 (Труды ЦМиАР. Т. XVI). С. 135-149, 221-224, URL: http://www.rusarch.ru/kizlasova2.htm; Она же. «Весь вымазался в масляных красках»: новое о роли Н. П. Сычева (1885-1964) в жизни владимирских художников // Материалы XXIV Межрегиональной краеведческой конф. 19 апреля 2019 г., г. Владимир / Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького; отв. за вып. И. В. Мишина. Владимир, 2019. Маленькие фрагменты из дневника В. И. Калошина и нескольких писем к нему Н. П. Сычева включены в последнюю статью.

Ил. 4. Покровский собор во время реставрации 1950 — нач. 1960-х гг. Фрагмент фотографии. Архив отдела ГИМ«Покровский собор». Публ. впервые

Ил. 5. Н. П. Сычев и архитектор Н. Н. Соболев у Покровского собора. Фрагмент той же фотографии. Публ. впервые

подписи художницы М. В. Мыслиной9. Это любезно сделано по нашей просьбе Н. И. Севастьяновой. Благодарим В. А. Сычеву и Т. Г. Сарачеву, предоставивших фотографии (ил. 1, 4, 5).

Разумеется, не всем молодым людям, с которыми тесно общался Николай Петрович, удалось реализовать себя на профессиональной стезе так, как им мечталось в ранние годы, но «прививка» общей культуры и знаний не могла пройти бесследно. Владимир Иванович Калошин (1927—2005) общался с Мэтром в стенах первой студии с 1948 г. и позднее при отдельных встречах. Кадровый военный, дослужившийся до чина капитана, проявил редкое упорство, дабы круто изменить свой жизненный путь, но его уволили из армии только в декабре 1960 г. Непросто было ему, семейному человеку, учиться на заочном отделении Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИЖСА) по специальности «Искусствоведение» (1960-1966). Позднее он занимался охраной памятников культуры, преподавал, участвовал в создании двух государственных музеев Есенина, работал как живописец (ряд персональных выставок), был организатором немалого числа культур -ных начинаний, читал лекции для самых разных слушателей. Всю жизнь Владимир Иванович чтил Сычева как Учителя, чтил память о нем и, что немаловажно, сохранил записи своего дневника о наставнике и его послания. Художественные опыты Калошина были скромны, тем не менее Николай Петрович пытался всячески поддержать его тягу к искусству, к культуре, не жалел времени на письма. Это важные человеческие документы, которые

9 Мария Владимировна Мыслина (1901-1974), график и живописец, ученица К. А. Коровина, И. И. Машкова и М. В. Леблана; арестована как член семьи изменника Родины (1937); жила во Владимире (1947-1955), позднее в Москве. Портрет со срезанными полями (без подписи) (см.: Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). С. 150).

должны быть изданы полностью. Небольшой эпистолярный комплекс дополнен фрагментом из малодоступной владимирской газеты, содержащей рассказ Калошина о его знакомстве с Н. П. Сычевым и И. Э. Грабарем. Из уже упоминавшегося дневника выделим строку: «Лекции, которые читает Николай Петрович, — сущий клад». Письмам Николая Петровича присуща простота и вескость слога, в том числе в случаях, когда он утешал и подбадривал адресата. Некоторые из строк, вышедшие из-под пера ученого, звучали как девиз жизни: «Не надо только никогда унывать и падать духом» (письмо № 3). Приводимые тексты с особой силой свидетельствуют о понимании Сычевым личного творчества как «подлинной жизни» и для себя, и для своих учеников-художников (письмо № 5).

Письма являются источниками (к сожалению, краткими) о некоторых важных обстоятельствах жизни главного героя настоящей статьи, которые стали истинными событиями в деле сохранения и научного осмысления такого уникального памятника, как храм Василия Блаженного. Так, именно Н. П. Сычев обосновал необходимость реставрации кладки стен, покрытий и всего декоративного оформления собора, он же принял весомое участие в руководстве самой реставрацией, проведенной в 1954-1961 гг.10 Особенный интерес представляла находка в 1957 г. храмозданной «летописи» с ранее неизвестной точной датой завершения строительства знаменитого сооружения. Ниже приведена оценка этого факта, данная самим Мастером: «В Москве это (открытие. — И. К.) уже произвело сенсацию, хотя работа далеко еще не закончена» (письмо № 5). Издаваемые тексты позволяют почувствовать напряженный ритм работ ученого: «.уже 75 лет. Но жить без работы не могу. Привык к ней с малых лет» (письмо № 1); «.и снова я кручусь в московской сутолоке, как белка в колесе» (письмо № 2). (ил. 4, 5).

Интересны свидетельства о посещении дома Николая Петровича в 1960 г. коллегами из Эрмитажа и Грузинской Академии наук (имена не названы, письмо № 4). Ранее не было известно, что ученый продолжал (после вынужденной жизни в Чистополе, где он работал в краеведческом музее в 1942-1944 гг.) заниматься древностями Волжско-Камской Булгарии (Волжской Булгарии / Волжско-Камской Болгарии) и даже сдал в печать статью о городе Джуке-тау. Она не была издана. Неясна причина того, почему не увидела свет и еще одна готовая в начале 1958 г. работа об искусстве XII в. во Владимире (увы, не названа ее конкретная тема).

Все материалы, связанные с В. И. Калошиным, происходят из архива Т. А. Князевой (Калошиной), которую мы благодарим за возможность позна-

10 Автором проекта реставрации и руководителем работ был также архитектор Н. Н. Соболев. Ранее указывалось, что Н. П. Сычев участвовал в этих трудах как с 1954 г. (свидетельство самого Н. П. Сычева, см.: Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). С. 183-185, примеч. 10 на с. 208), так и с 1955 г. (Там же. С. 11; Сарачева Т. Г. Музейная летопись Покровского собора. К 90-летию открытия музея / отв. ред. А. Д. Яновский. М., 2013. С. 108). Дата 1954 г. подтверждается записями «Дневника работ на Василии Блаженном», автограф Н. П. Сычева из собрания М. Д. Игнатова (Сыктывкар); рукопись пока не доступна для детального изучения. Михаил Дмитриевич Игнатов (род. 1931 г.), кинодокументалист студии «Леннаучфильм», коллекционер, краевед, пришел в дом Николая Петровича после его кончины. Вдова разрешила гостю взять то, что он захочет (см.: Кызласова И. Л. Н. П. Сычев — знаток христианского искусства... С. 148).

комиться с ними и передать их в ОР ГТГ. Ф. 242 (Н. П. Сычев). Тексты, кроме статьи из газеты, приводятся по автографам, согласно принятым нормам публикации, написание дат писем унифицировано нами.

Фрагмент из статьи В. Ильина «Звени, звени, златая Русь!» в газете «Призыв» от 3 июля 1993. г. Владимир

Проходя мимо Дома офицеров, я случайно увидел афишу, оповещавшую о персональной выставке художника Владимира Ивановича Калошина. Он случайно находился там... и обстоятельно рассказывал о каждом рисунке, о каждом живописном полотне <...>. А один зал полностью отведен есенинской тематике. Это не случайно, ведь Владимир Иванович знает есенинские места не понаслышке — он родился в Рязанской области, в деревне Исток, в пяти верстах от города Спас-Клепики, где учился Сергей Есенин. Некоторые учителя школы, в которой учился Владимир Иванович, хорошо знали Есенина. Так, что у художника давняя глубокая любовь к русскому народному поэту <...>.

А начинал свой путь как художник Владимир Иванович давно — вскоре после войны. В середине 40-х годов он проходил армейскую службу во Владимире. Когда выпадало свободное время, непременно занимался любимым с детства занятием — рисованием. В декабре 1947 г. нечаянно познакомился около Дмитровского собора с двумя пожилыми интеллигентными мужчинами. Увидев большую папку в руках солдата, один из них попросил посмотреть рисунки молодого художника. Этот импозантный пожилой интеллигент оказался весьма известным в культурной среде человеком: профессор-искусствовед Николай Петрович Сычев, бывший директор ленинградского Русского музея, высланный сталинистами за «101-й километр» <...>и. Этот высокообразованный человек стал первым серьезным наставником Володи Калошина. Владимир Иванович до сих пор с благоговением и признательностью вспоминает Николая Петровича, пишет его портреты <...>. А рядом с Николаем Петровичем в тот далекий декабрьский день 1947 года стоял известный художник и искусствовед-реставратор, академик Игорь Эммануилович Грабарь! Вот какие непредвиденные встречи порою дарит кудесница-судьба! <...> А шел тогда В. И. Калошин с папкой своих рисунков на просмотр в изостудию, открывшуюся в здании административных палат. <. > Конкурс в изостудию Володя успешно прошел. Но обучение-то там платное <...>. А какие ж деньги у бедного солдата, сына инвалида войны. <...> И в изостудии разрешили Калошину учиться бесплатно <. >.

Из дневника В. И. Калошина за 1948 г.

7 ноября. <...> Николай Петрович, который в основном ведет занятия в изостудии, дает очень много полезного <. >.

10 ноября. <...> С утра были занятия в изостудии. Как всегда, на все 4 часа забываешь все. Рисовал с удовольствием. Отмечаю то, что Николай Петрович очень мало дает мне советов и замечаний, хотя мне этого хотелось, но, вероятно,

11 Характерная ошибка — реальные масштабы репрессий, как известно, тщательно скрывались.

считает это не нужным. Отношение его ко мне неплохое, так как, вероятно, он выделяет меня из общего числа всех, что наблюдается по тому, как он всегда любезно здоровается. Кстати, эта любезность вообще ему присуща. <...>

12 ноября. Только что пришел с занятий в изостудии. Время позднее — 11 вечера. На улице заметает ветер снегом, чувствуется мороз. Настроение приподнятое и мысли еще витают там — вокруг рассказов Николая Петровича. Сегодня он рассказывал о зарождении киевского искусства, о первых мастерах. И как же он рассказывал! Ведь так повезло, что я слушаю его лекции по искусству. Сколько он знает много и как основательно знает! Сколько он видел в своей жизни!

Вот этой богатой и плодотворной жизни я завидую. Хочется, слушая его, самому все это изучать лучше и нести все это в массы, в народ. Ведь он столько много нового рассказал, самые свежие исследования, порой еще не опубликованные, участником которых он являлся. Как хорошо он владеет фактами и, благодаря им, он ярко и убедительно рассказывает о силе и мощи развития русского искусства. Как мало оставшихся памятников, и как они велики по своему значению. А сколько их погибло, не дойдя до нас? Лекции, которые читает Николай Петрович — сущий клад. То, что я слушаю и знаю его, это для меня очень и очень многое значит. Приложу все силы, чтобы те знания, которые он дает нам, закрепить в себе с пользой и для себя, и для других. Мне пришлось проводить его до дома. Всю дорогу я ему рассказывал о своих делах, мечтах и т. д. Он пообещал дать список рекомендательной (так в тексте. — И. к.) литературы по истории искусства. По этому списку я могу получить книги из Москвы или Ленинграда. И кроме того, для меня важно то, что он, наконец, сказал о моей работе. Он сказал, что у меня элегантная и мягкая кисть и что это очень хорошо. Ведь это похвала человека, который в деле живописи разбирается как никто! Для меня это целое откровение <. >.

Письма Н. П. и А. Н. Сычевых В. И. Калошину 1958-1960, 1962, 1965 годов

№ 1. 5. I. 1958 г.

Многоуважаемый Владимир Иванович.

Приношу Вам сердечную признательность за добрую память и Ваше милое письмо. Очень радует меня то, что Вы не оставляете искусства и, как видно из Вашего письма, даже делаете большие успехи. От всей души желаю вам дальнейших успехов. Не мысля лично жизни без искусства, советую Вам больше работать в области искусства. Рисуйте, пишите больше с натуры — великой учительницы всех художников. Исследуйте законы построения формы, цвета, света и характера. Не гоняйтесь за дешевыми эффектами. Они всегда уводят художника от правды и нередко снижают качество работ. Я вполне уверен, что при наличии у Вас несомненного дарования, любви к искусству и упорства в труде, Вы быстро найдете новые, полные жизни и правды формы. От всей души желаю Вам успехов.

На Вас[илии] Бл[аженном] мне нынче, как говорится, «повезло» — удалось открыть под многими наслоениями изветшавшей масляной росписи подлинные

фрески 1560 г. и часть «летописи» о построении этого величайшего памятника, также относящейся ко времени Ивана Грозного. В Москве это уже произвело сенсацию, хотя работа далеко еще не закончена. Надеюсь, летом 1958 г. раскрыть весь шатер внутри, т. е. раскрыть все фрески и всю «летопись»12. Только бы позволило здоровье, а оно, надо сказать, у меня стало сдавать13; да и годы ведь у меня не малые, уже 75 лет. Но жить без работы не могу. Привык к ней с малых лет. Сейчас издаю в Акад[емии] наук две работы об искусстве XII ст[олетия] во Владимире14, а затем готовлю несколько картин на юбилейную выставку (850 лет основания г. Владимира). Вот, как видите, копошусь на старости лет.

Фотографии моей (с меня) у меня в данное время нет15. Есть маленькие любительские снимки, но они такого невысокого качества, что посылать их Вам не стоит. Снимусь как-нибудь попозже и вышлю, а сейчас не могу. Извините <...>, искренне уважающий Вас

профессор Н. Сычев

№ 2. 27. V. 1959 г.

Многоуважаемый Владимир Иванович.

Письмо ваше от 23. V т[екущего] г[ода] вчера получил. Благодарю Вас за добрую память и хорошие пожелания. Болезнь свою я все-таки поборол и чувствую себя сравнительно хорошо. После Вашего ко мне визита, на меня и мою семью свалилась целая груда несчастий16.

В начале мая уехали с женой17 в дом отдыха под Москву, в Хотьково — туда, где когда-то В. М. Васнецов писал свою знаменитую «Аленушку». Там пробыли 12 дней (больше нельзя было, т. к. много работы). Несмотря на плохую погоду,

12 Н. П. Сычев привез с собой из Владимира своих учеников-реставраторов, среди которых был А. П. Некрасов. В октябре 1957 г., поднявшись к основанию шатра Покровской церкви, он открыл первые буквы первоначальной росписи с ценнейшей «летописью», содержащей дату завершения возведения собора (ранее она была предметом спора). Н. П. Сычев уже не мог подняться на леса, он плясал от радости посреди храма. Расчистка «летописи» была завершена в 1961 г. (см.: Сычев Н. П. Фрески собора Василия Блаженного // Ежегодник ГИМ. 1959. М., 1961. С. 206-222 (2-е изд.: Он же. Избранные труды / сост., вступ. ст. С. Ямщиков. М., 1976. С. 323-382); Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). С. 160, 166, 183-185; Сарачева Т. Г. Указ. соч. С. 111-113).

13 В 1953 г. ученый перенес обширный инфаркт.

14 Известна только одна из них: Сычев Н. П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире // Памятники культуры: исследование и реставрация. М., 1959. Т. 1. С. 143— 177 (2 изд.: Сычев Н. П. Избранные труды. С. 323-382). Ср.: в письме от 26 апреля 1960 г. к В. И. Маркеллову, близкому другу, жившему во Владимире, ученый писал: «По слухам и полученным отзывам статья имеет большой успех, некоторые ученые ее считают "переворотом" в наших воззрениях на культуру Владимира» (цит. по: Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). С. 202).

15 Возможно, просьба В. И. Калошина вызвана тем, что он хотел написать портрет Н. П. Сычева. Таких портретов было несколько, например выполненный в 1956 г.

16 Смерть трех близких родственников.

17 Антонина Николаевна Сычева (1897-1972), вышла замуж за Николая Петровича в 1946 г. Небольшая квартира супруги в старинном доме на Чистых прудах стала родной для ученого.

написал там 8 этюдов. Теперь снова дома. Усталость как будто прошла, и снова я кручусь в московской сутолоке, как белка в колесе.

Очень хорошо, что Вы получили от Петра Евгеньевича программу и условия приема в институт18. Очень хорошо, что Вы полны энергии и не покидаете намеченной цели. От всей души желаю Вам успехов в Ваших начинаниях и вполне уверен в том, что Вы выйдете победителем во всех препятствиях. Рекомендую до начала экзаменов в институте покрепче налечь на рисунок с живой обнаженной натуры. На приемных экзаменах на рисунок обратите особое внимание. Еще раз от всей души желаю Вам неизменных успехов <...>.

Искренне уважающий Вас Н. Сычев

№ 3. 5. IX. 1959 г.

Уважаемый Владимир Иванович.

Сердечно поздравляю Вас и Вашу супругу с праздником Великого Октября, от всей души желаю Вам... больших творческих успехов в искусстве и предстоящем новом штурме Академии художеств. Очень рад, что Ваша энергия не остыла, а наоборот, еще усилилась — это залог успеха. Теперь у Вас есть опыт и, следовательно, в дальнейшем не будет излишней торопливости.

Вы напрасно думаете, что, не заехав ко мне по пути из Ленинграда, обидели меня. Я вполне понимал и понимаю Ваше бывшее настроение, а потому и не думал на Вас обижаться. Неудача у Вас была, но не столь большая, как Вы думаете. Не с Вами первым бывают такие неудачи, а потому и «переживать» их так тяжело не следует. Надо всегда помнить, что все что ни делается — все к лучшему. И то, что случилось, не может быть неисправимым. Надо добиваться и знать, что под лежачий камень вода не течет. Готовьтесь заново. Более обстоятельно и спокойно <...>. Живопись Ваша от Вас не уйдет. Она крепко сидит в Вашем сердце, пустила глубокие корни и должна дать впоследствии хороший урожай. В этом можно не сомневаться <...>. Я уверен в Вашем хорошем будущем. Не надо только никогда унывать и падать духом <...>.

Искренне уважающий Вас Н. Сычев

№ 4. 1. I. 1960 г.

Многоуважаемый Владимир Иванович.

Сердечно поздравляю Вас с Новым годом <...>. Очень радуюсь Вашей кипучей деятельности и Вашим бодрым настроениям. Мне приятно сознавать, что Вы не оставляете желания поступить в Академию художеств. Убежден, что Вас ожидает успех. Интересно Ваше сообщение о пропаже 4-х Ваших этюдов на выставке. Со мной был такой же случай. На ленинградской выставке в бывш[ем] Аничковском дворце у меня в 1921 г. тоже украли небольшую по размерам картину. Так что видите, это нельзя связывать с нравами только урюпян19. Случаи хищения произведений с выставок не так уж редки, и Ваши товарищи правы, говоря, что Ваши этюды кому-то очень понравились. Поздравляю Вас с грамо-

18 ЛИЖСА. Упоминаемого человека определить трудно.

19 В. И. Калошин жил тогда в г. Урюпинске.

той и ценным подарком. Грамота может пригодиться Вам при поступлении в академию.

Я тоже, не будучи рязанцем, радуюсь успехам рязанцев, и пусть они и в дальнейшем «гремят по всему миру». Сейчас выпускают в свет полное собрание сочинений Есенина — Вашего славного земляка-рязанца.

Недавно был у меня один ученый сотрудник Государственного Эрмитажа и во время визита сфотографировал меня. Одну фотографию он мне на днях прислал. Она, правду сказать, плохая, но лучшей у меня сейчас нет. Исполняя Ваше желание — иметь мое фото, посылаю Вам эту фотографию. Когда будет сделана другая — хорошая, пришлю и ту, а пока могу выслать только эту. Извините.

Недавно по предложению Государственного] Исторического музея, написал и сдал в печать статью о Василии Блаженном, т. е. не о нем самом, а о знаменитом московском соборе его имени. Сдал туда же и другую работу в печать о городе Джуке-тау (к истории культуры Волжско-Камской Болгарии)20. Видите, и я еще «шевелюсь» на старости лет. Кроме научных работ написал портрет одной молодой ученой грузинки, которая приезжала ко мне по поручению Грузинской Академии наук21. Портрет, кажется, удался <...>.

Не откажите передать мои сердечные приветы Вашей супруге и Вашим деткам.

Искренне Ваш Н. Сычев

№ 5. 1. III. 1960 г.

Дорогой Владимир Иванович.

Сердечно поздравляю Вас с большими успехами, поздравляю и радуюсь <...>. Радуюсь, что и с учебой дела Ваши идут хорошо22. Учебу Вы не бросайте, не остывайте к ней. Окончив Академию художеств, Вы будете вполне на высоте положения. Это очень важно. Так важно, что Вы, пожалуй, еще и сами не понимаете <...>. Не бросайте в суете новых дел и обязанностей и личного художественного творчества. В нем Ваша подлинная жизнь, Ваше творческое горение. Многое хотелось бы сказать о Ваших творческих направлениях, но в письме всего не изложишь. Поговорим когда-нибудь при личном свидании.

Мы с Ант[ониной] Николаевной живем по-старому, по-стариковски. У меня много работы — то литературной23, то по разным отчетам. Живопись, однако, не бросаю. Тружусь по мере своих старческих сил в этой области. Ант[онина] Николаевна ведет хозяйство «на всех парах». Да иначе и нельзя. У нас дома все время много народа. В последние дни она, бедная, сильно прихворнула и вот уже второй день лежит с температурой 39,8 и даже 40°. Посему врачи, аптеки, оче-

20 См. выше примеч. 12; как упоминалось, статья о Джуке-тау не вышла; еще в 1946 и 1947 гг. ученый издал на близкую тему две статьи, см.: Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). С. 305.

21 Тот же портрет упомянут в другом письме Н. П. Сычева, см.: Там же. С. 202.

22 Основное событие в жизни адресата, вызвавшее такой отклик четы Сычевых, связано, скорее всего, с одним из этапов завершения его пятнадцатилетней службы в армии — тот был окончательно уволен в запас в декабре 1960 г., но еще в октябре приступил к учебе на заочном отделении ЛИЖСА.

23 Имеется в виду научная работа — писание трудов. Далее упоминаются, вероятно, реставрационные отчеты.

реди и хлопот у меня сильно прибавилось. Но ничего, справляюсь. Ант[онина] Ник[олаевна] сердечно поздравляет и очень за Вас радуется. Будете в Москве, загляните к нам, старикам <...>.

Искренне Ваш Н. Сычев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 6. 30. XII. 1960 г.

Дорогой Владимир Иванович.

Сердечно поздравляю Вас, Вашу супругу и Вашу семью с Новым годом <...>. Рад сегодня получить Ваше письмо <...>. Да, дорогой Владимир Иванович, мы с Ант[ониной] Ник[олаевной] действительно ездили в сентябре на теплоходе «И. А. Крылов» от Москвы до Астрахани и обратно. У нас была чудесная каюта I класса, комфортабельная, со всеми удобствами и прекрасным рестораном. Хорошо отдохнули. За время поездки я на ходу теплохода написал 15 акварелей и 5 этюдов маслом с видами Волги24 и, кроме того, сделал штук 30 фото. Жаль, что не пришлось с Вами встретиться. Мы выезжали во все большие города (Ярос-лавль25, Горький, Кострома, Казань, Ульяновск, Саратов, Сталинград26, Астрахань), смотрели все музеи. Время провели хорошо.

Как же Вас-то судьба потрепала. Хорошо, что все благополучно кончилось, но перенести Вам пришлось много. Очевидно, спасла Вас Ваша неистощимая энергия. Радуюсь за Вас и надеюсь, что в новом году у Вас не будет такой «трепки». Рад, что детки Ваши хорошо учатся.

Не бросайте науки и живописи, у Вас все светлое впереди, и я верю, что Вы выйдете победителем из всех испытаний.

Сам я в декабре 60 г. сильно болел. Почти весь месяц пролежал пластом с температурой 39-40° и только благодаря заботам Ант[онины] Ник[олаевны] и вмешательству опытных врачей выжил и 25. XII мне разрешили встать с постели, но на улицу еще не пускают. Вчера был доктор, и выходить запретил. Я очень ослаб, исхудал, но работаю. Перед болезнью сделал большой доклад в юбилейной сессии Ученого совета Государственного] Исторического музея, организованной в связи с 400-летием соб[ора] Вас[илия] Блаженного27, и во время болезни написал, по просьбе ленинградского издательства «Художник РСФСР», свои воспоминания о И. Е. Репине28. Они печатаются в I томе этого издания в 61 г. Еще одну работу печатает Государственный] Ист[орический] музей29. Кисточки тоже не бросаю, кое-что пишу. За лето написал 30 этюдов. Так что понемногу

24 В Сахаровский центр нами было передано несколько подобных работ, по просьбе наследника четы Сычевых В. Г. Лапшина, см. одну из них в кн.: Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). Ил. 60.

25 В 1931 г. Н. П. Сычев сыграл экстраординарную роль в спасении древних памятников Ярославля (см.: Кызласова И. Л. Указ. соч. С. 17, 23).

26 Там во время войны погибли оба сына Антонины Николаевны, вероятно, это была одна из причин тому, что Сычевы трижды совершили поездки по Волге в начале 1960-х гг.

27 Доклад состоялся 24 октября 1960 г., см. фотографии: Кызласова И. Л. Указ. соч. С. 9293.

28 Сычев Н. П. [Воспоминания] // Новое о Репине: статьи и письма художников, воспоминания учеников и друзей, публикации. Л., 1969. С. 161-166.

29 См. выше примеч. 12.

действую. Но стар стал, а это плохо. Ант[онина] Ник[олаевна] полна энергии и командует всем нашим домашним фронтом. Бабушка стряпает и молится богу30. Ей уже 80 лет. Вообще живем по-стариковски и не унываем. Хорошо, что Вы взяли тему из эпохи Хаммураби. Эпоха интересная и много сохранилось культурных наследий (так в тексте. — И. к.). Достаньте книги Б. А. Тураева «Древний Восток» и И. А. Волкова «Кодекс Хаммураби» (ассиро-вавилонский клинописный кодекс законов), хорошо если бы достали Перро и Шипье «Др[евний] Восток» и хотя бы К. Вермана31. Книги Ваши у меня хранятся.

Прилагаю к письму фото. Это теплоход «И. А. Крылов». Мы с женой стоим против нашей каюты на носу теплохода во II-м этаже. Пусть эта фотография напомнит Вам любящего Вас старика. Еще раз желаю Вам и Вашей семье в 61-м году больших успехов, здоровья, счастья и благополучия.

Искренне Ваш Н. Сычев

№ 7. 3. I. 1962 г. (открытка).

Дорогой Владимир Иванович.

Примите сердечное поздравление с Новым годом <...>. Уверены, что новая квартира принесет Вам счастье <. >.

С искренним уважением, Н. Сычев

№ 8. 3. I. 1965 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Большое спасибо Вам за новогоднее поздравление, присланное на имя Николая Петровича. Поздравляю и я Вас, желаю здоровья и успехов в работе и учебе. Должна Вас огорчить, Владимир Иванович, [и сообщить] что Николая Петровича уже полгода нет в живых. Он умер в июле 1964 г. Болел долго и тяжело32. До сих пор я не могу придти в норму, все тоскую о моем дорогом умершем <...>, у меня кругом безрадостно, и теперь мне только доживать. Будьте здоровы и благополучны. С приветом

Антонина Николаевна

P.S. Когда настоящая статья была завершена, в интернете нашелся большой (27.4 мин.) фильм «Настоящая жизнь Николая Сычева», автором и режиссером которого является Татьяна Терентьева (14. 5. 2015 г.; см. сайт юрган.рфшйео/ vüser/46/11682/). Это основной телеканал Республики Коми. Главные участники фильма М. Д. Игнатов и Н. Е. Плаксина (зам. директора Национальной галереи Республики Коми). Почему в Сыктывкаре существует интерес к Сычеву, читатель уже знает: низкий поклон подвижнику Игнатову. Фильм и начинается с его рассказа о посещениях дома ученого и о полученных дарах. Основные вехи биографии Николая Петровича в целом удачно излагает Плаксина. Показаны виды

30 Няня, много лет жившая в семье А. Н. Сычевой.

31 Тураев Б. А. История Древнего Востока. СПб., 1912—1913. Т. I—II; Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914; Perrot G., Chipiez L. Histoire de l'art dans l'antiquité. Paris, 1883. Vol. I—III; Верман К. История искусства всех времен и народов. СПб., [1903—1913]. Т. 1—3.

32 Н. П. Сычев скончался от рака 16 июля, в день своего «главного» ареста 1933 г.

Ленинграда и Венеции, Новгорода и Владимира, Беломоро-Балтийский канал и иные места, в которых протекала жизнь/житие Сычева, а также фотографии и живописные портреты нескольких его знакомых. Но главное — фотографии самого Николая Петровича, его прекрасный автопортрет 1943 г., написанный им портрет жены и ряд пейзажей. Биографические сведения и эта часть иллюстративного ряда взяты из моей книги 2006 г., о которой, по непонятным причинам, в фильме не упоминается. Но, увы, в нем есть неточности и ошибки. Так, сказано, что Г. К. Вагнер являлся известным реставратором. Но он был крупным историком искусства, доктором исторических наук, связанным с реставрацией. Императорский Санкт-Петербургский университет трижды назван Петербургским государственным (!) университетом. Неточны фразы и о двух реабилитациях ученого. А сюжет о палехских шкатулках и судьбе их создателей никак не связан с основной темой.

Но главные претензии мы адресуем Терентьевой. При упоминании имени молодого провинциального художника Ивана Александровича Нестерова показан портрет выдающегося живописца Михаила Васильевича Нестерова, который был на полвека старше своего однофамильца. Когда же звучит имя знаменитого Игоря Эммануиловича Грабаря, то на экране появляется созданный им портрет, но это изображение его брата Владимира, известного юриста. Во время повествования о восстановлении первоначальной окраски храма Василия Блаженного, которым руководил Сычев, произносится слово «документ» и можно прочитать его текст. Никакого отношения к настоящей жизни Николая Петровича Сычева он не имеет. Грустно.

Список сокращений

ГИМ — Государственный Исторический музей ОР ГТГ — Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи ЦГИА СПб. — Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга ЦМиАР — Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

GIM — State Historical Museum

Список литературы

Вёрман К. История искусства всех времен и народов. СПб., [1903—1913]. Т. 1—3. Кызласова И. Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). М., 2006.

Кызласова И. Л. Н. П. Сычев — знаток христианского искусства, музейщик, реставратор, художник. Новые открытия // Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи: Сб. статей по материалам VI науч. чтений, посвященных памяти Д. И. Арсенишвили / сост. и отв. ред. О. В. Никифорова, науч. ред. М. А. Маханько. М., 2019 (Труды ЦМиАР. Т. XVI). С. 135-149, 221-224. URL: http://www.rusarch.ru/ki-zlasova2.htm.

Кызласова И. Л. «Весь вымазался в масляных красках»: новое о роли Н. П. Сычева (1885-1964) в жизни владимирских художников // Материалы XXIV Межрегиональной краеведческой конференции (19 апреля 2019 г., г. Владимир) / Владимирская об-

ластная универсальная научная библиотека им. М. Горького; отв. за вып. И. В. Мишина. Владимир, 2019.

Меркулова Т. Н. Деятельность Н. П. Сычева во Владимире (1944—1954 гг.) // Владимиро-Суздальский музей-заповедник: Материалы исследований / сост. А. А. Тенеткина. Владимир, 1996. [Вып. 1]. С. 136-137.

Сарачева Т. Г. Музейная летопись Покровского собора. К 90-летию открытия музея / отв. ред. А. Д. Яновский. М., 2013.

Севастьянова Н. И. Профессор Сычев во Владимире // Владимирские ведомости. 2008. 29 апр.

Севастьянова Н. И. Роль изостудий 40-60-х гг. в становлении владимирской школы живописи // Владимиро-Суздальский музей-заповедник: материалы исследований / сост. А. А. Тенеткина. Владимир, 2009. Вып. 15. С. 84-86.

Сычев Н. П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире // Памятники культуры: Исследование и реставрация. М., 1959. Т. 1. С. 143-177.

Сычев Н. П. Фрески собора Василия Блаженного // Ежегодник ГИМ. 1959. М., 1961. С. 206-222.

Сычев Н. П. [Воспоминания] // Новое о Репине: статьи и письма художников, воспоминания учеников и друзей, публикации. Л., 1969. С. 161-166.

Сычев Н. П. Избранные труды / сост., вступ. ст. С. Ямщиков. М., 1976.

Тураев Б. А. История Древнего Востока. СПб., 1912-1913. Т. I—II.

Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914.

Perrot G., Chipiez L. Histoire de l'art dans l'antiquité. P., 1883. Vol. I—III.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2020. Vol. 39. P. 155-172

DOI: 10.15382/sturV202039.155-172

Irina Kyzlasova, Doctor of Sciences in History, Professor, Member of the Association of Art Critics of Russia, 8-2 Krymskiy val, Moscow 1109049, Russian Federation maxir5@ya.ru ORCID: 0000-0003-0440-5518

Professor N. P. Sychev, Teacher and Friend of Young Artists, Restorers, Art Critics: the Unexplored 20th Century

I. Kyzlasova

Abstract: This article studies the professional activity of Nikolai Petrovich Sychev (1885-1964), the prominent historian of the Old Russian art, one of the leading figures in arranging museums and restoration in Russia, painter and remarkable educationalist. His talent and energy could not be realised to the full because of severe repression that he had to face, i.e. the arrest in 1930, being put to a concentration camp (1933-1942), being forced to live in a small town at the Volga (1942-1944), third arrest in 1948.

Our attention is focussed on the two last decades of Sychev's life, i.e. the one spent in Vladimir (1944-1954) and the following years when he was allowed to live in Moscow (1954-1964). Sychev's work on restoration objects of the 12th — 17th centuries in Vladimir was of great significance, his studies with artists and restorers played an outstanding role in their professional development. The article makes public for the first time a fragment from the art critic V. Kaloshin (1948) and eight letters to him from the scholar (1958-1960, 1962) and his widow (1965). The scholar has made a great contribution to the preservation and study of the unique St. Basil's Cathedral in Moscow (16th century). It was Sychev who substantiated the nedd for an urgent restoration of its masonry, covering and all the complicated decor of the cathedral. Sychev took part in running this work. Particularly interesting is a duscovery in 1957 of an inscription with a previously unknown exact date of completion of constructing this famous building. The article also makes publis photographs and an excellent graphic portrait of Sychev (1952).

Keywords: Nikolai Petrovich Sychev, Vladimir artists, new documents, restoration, St. Basil's Cathedral.

References

Kyzlasova I. (2006) Nikolai Petrovich Sychev (1883—1964). Moscow (in Russian).

Kyzlasova I. (2019) "N. P. Sychev — znatok khristianskogo iskusstva, muzeishchik, restavrator, khudozhnik. Novye otkrytiia" [N. P. Sychev — expert in Christian art, museum worker, restorer, artist. New discoveries], in O. Nikiforova, M. Makhan'ko (eds) Rossiia. Gruziia. Khris-tianskii Vostok. Dukhovnye i kul'turnye sviazi [Russia. Georgia. Christian East. Spiritual and cultural relations: Collection of articles from the 6th readings dedicated to the memory of D. I. Arsenishvili. Moscow. P. 135-149, 221-224.

Kyzlasova I. (2019) "«Ves' vymazalsia v maslianykh kraskakh»: novoe o roli N. P. Sycheva (1885-1964) v zhizni vladimirskikh khudozhnikov" ("Got all covered in oil paints": new data on the role of N. P. Sychev (1885-1964) in the life of Vladimir artists], in I. Mishina (ed.) Materialy XXIVMezhregional'noi kraevedcheskoi konferentsii (19 aprelia 2019, Vladimir) [Materials of the 24th conference in local history (19 April, 2019, Vladimir). Vladimir (in Russian; forthcoming).

Merkulova T. (1996) "Deiatel'nost' N. P. Sycheva vo Vladimire (1944-1954 gg.)" [N. P. Sychev's professional activity in Vladimir (1944-1954)], in A. Tenetkina (ed.) Vladimiro-Suzdal'skii muzei-zapovednik. Materialy issledovanii [Museum-Preserve of Vladimir and Suzdal. Research materials]. Vladimir. P. 136-137 (in Russian).

Saracheva T. (2013) Muzeinaia letopis'Pokrovskogo sobora. K90-letiiu otkrytiia muzeia [Museum chronicle of Pokrovskiy Cathedral. The 90th anniversary of the opening of the museum]. Moscow (in Russian).

Sevast'ianova N. (2008) "Professor Sychev vo Vladimire" [Professor Sychev in Vladimir]. Vladimirskie Vedomosti. 29.04 (in Russian).

Sevast'ianova N. (2009) "Rol' izostudii 40-60-kh gg. v stanovlenii vladimirskoi shkoly zhivopisi" [The role of art studios of the 40—60s in the formation of Vladimir school of painting], in A. Tenetkina (ed.) Vladimiro-Suzdal'skii muzei-zapovednik: materialy issledovanii [Museum-Preserve of Vladimir and Suzdal: research materials], 15. Vladimir. P. 84-86 (in Russian).

Sychev N. (1959) "K istorii rospisi Dmitrievskogo sobora vo Vladimire" [On the history ofpainting in the Dmitrievskiy Cathedral in Vladimir]. Pamiatniki kul'tury: issledovanie i restavratsiia [Monuments of culture: research and restoration], vol. 1. Moscow. P. 143-177 (in Russian).

Sychev N. (1961) "Freski sobora Vasiliia Blazhennogo" [Frescoes of St. Basil's Cathedral]. Ezhe-godnik GIM 1959, p. 206-222 (in Russian).

Sychev N. (1969) Vospominaniia [Memoirs], in Novoe o Repine: stat'i i pis'ma khudozhnikov, vospominaniia uchenikov i druzei, publikatsii [New data about Repin: articles and letters from artists, memoirs of students and friends, publications]. Leningrad. P. 161-166 (in Russian).

Sychev N. (1976) "Izbrannye trudy" [Selected works]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.