Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви
2006. Вып. 2 (19). С. 27-33
О БЛАГОСЛОВЕНИИ ПАТРИАРХОМ ТИХОНОМ ТРУДОВ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕЙ ЖИВОПИСИ
И.Л. Кызласова
Д. ист. наук, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея
В статье излагаются факты о благословении Патриархом Тихоном раскрытия ряда чудотворных икон, Комиссии по реставрации памятников искусства и старины, руководимой И.Э. Грабарем, А.И. Анисимовым и Г.О. Чириковым (грамота 1918 г.) и Коллегии по охране Троице-Сергиевой Лавры (И.Е. Бондаренко, свящ. П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, 1919 г.) .
Настоящая статья — первая попытка осветить тему поддержки Святейшим Патриархом Тихоном деятельности ученых, которые в первые годы советской власти прилагали все усилия к спасению памятников церковного искусства. Для раскрытия данной темы особое значение имеет грамота Святейшего Патриарха Тихона с благословением работы Комиссии по реставрации памятников искусства и старины, подписанная им в августе 1918 года.
Грамота сыграла исключительную роль в истории отечественной культуры — она не только стала надежным покровом для упомянутой в ней Комиссии, но и ясно обозначила позицию Патриарха в деле сохранения и реставрации древних церковных памятников в целом. Эту же позицию св. Патриарх Тихон занимал на протяжении всех лет своего служения. Позднее подобные благословения он давал в устной форме — единственно возможной в условиях прямой угрозы его жизни, жестокого надзора и слежки органов ОГПУ, арестов и т. д. К счастью, сохранились достоверные свидетельства последовательно выраженной воли Святейшего. Возможность собрать и проанализировать их появилась сравнительно недавно. Так, замечательная грамота 1918 г. была известна ряду ученых и реставраторов, но издана впервые лишь несколько лет назад1. Приведем ее текст.
1 См.: Кызласова И.Л.История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920—1930 годы: По материалам архивов. М., 2000. Она же. Александр Иванович Анисимов (1877—1937). М., 2000. С. 3.
«Грамота Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона [август 1918]
Комиссия по реставрации памятников искусства и старины в лице председателя И.Э. Грабаря2 и членов В.Т. Георгиевского3 и А.И. Анисимова4 приступила ныне к изучению древних памятников русского иконопи-сания великих мастеров Андрея Рублева и Дионисия. С этой целью члены Комиссии предпринимают путешествие по древнейшим святыням нашего Отечества.
Желая успеха этому полезному для святой Церкви начинанию, призываю благословение Божие на тружеников науки.
Тихон, Патриарх Московский и всея России» (ОР ГТГ. Ф. 68. Д. 257)».
Комиссия, указанная в грамоте, была образована в июне 1918 г. при Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В ряде документов ее название, особенно на первых порах, варьировалось, но суть деятельности оставалась неизменной. Наиболее принятый вариант названия — Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (или памятников древнерусской живописи)5. Она возникла по инициативе И.Э. Грабаря, который и возглавил ее.
2 Грабарь И.Э. (1871—1960), живописец, историк искусства, один из основоположников научной реставрации; главный редактор и один из авторов «Истории русского искусства» (1909—1916) в 6 т. Глава попечительского совета Третьяковской галереи (1913—1917) и ее директор (1918—1925), председатель Национального (позднее Государственного) музейного фонда (с октября 1918), при «подотделе» которого работала Комиссия по приему церковного имущества (с ноября 1918), заместитель заведующего Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса, член коллегии отдела; руководил Комиссией, с 1924 г. ставшей Центральными государственными реставрационными мастерскими (до 1930 г.).
3 Георгиевский В.Т. (1861—1923), историк искусства, музейный и архивный деятель; служил в области церковного образования — член Учебного комитета при Святейшем Синоде, редколлегии журнала «Светильник», Комитета попечительства о русской иконописи и пр.; профессор Института истории искусств в Петербурге; открыл и первый издал росписи Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1911). После 1917 г. работал также в Оружейной палате.
4 Анисимов А.И. (1877—1937), историк искусства, один из основоположников научной реставрации; заведующий отделом Религиозного быта в Историческом музее (1920—1929), в 1920-е годы: профессор МГУ и Ярославского университета, ВХУТЕМАСа; один из руководителей Комиссии — Центральных государственных реставрационных мастерских. Арестовывался в 1919, 1921 и 1930 г. (приговорен к 10 годам лагерей, отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения, расстрелян).
5 См.: Семечкин П.А. Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и
старины Наркомпроса РСФСР: Изменения в составе центральных
реставрационных организаций в 1918—1934 гг. Схема // Грабаревские чтения / ВХНРЦ. М., 2003. С. 53, 61.
28
Первым ученым, приглашенным в Комиссию, как прямой специалист, стал А.И. Анисимов, а в середине июля к ее работе присоединились В.Т. Георгиевский и некоторые другие. В.Т. Георгиевский был знатоком владимирских древностей и имел давние прочные связи с духовенством. Именно тогда Комиссия приняла решение о реставрации и исследовании древнейших памятников Владимира и его окрестностей. Начали с фресок Дмитровского собора (около 1197 г.) и двух древнейших чудотворных икон «Богоматери Боголюбской» (вторая половина XII в.) и «Богоматери Максимовской» (рубеж ХШ—ХГУ вв.). Оба образа были покрыты ризами и окладами, первый был запаян в тяжелый ковчег. Сразу возникли серьезные проблемы — братия и наместник Боголюбова монастыря архимандрит Александр6 отказали специалистам в осмотре святыни, так как при снятии ковчега трудно было избежать огласки, которая могла бы вызвать волнения верующих. Комиссия направила В.Г. Георгиевского во Владимир, где ему удалось заручиться поддержкой настоятеля монастыря Юрьевского епископа Евгения7. Затем ученый срочно выехал в Москву для встречи с митрополитом Владимирским Сергием (Страгородским), участвовавшим в работе Собора Православной Российской Церкви8. Георгиевский, несомненно, говорил не только о необходимости осмотра древней святыни и ее реставрации, но и о планах Комиссии.
В.Т. Георгиевский на Соборе 1917—1918 гг. разрабатывал вопросы церковного искусства, в частности положение о «Патриаршей палате древностей и искусства» — одной из ее задач должна была стать охрана памятников9. Главным реставратором Комиссии был выдающийся знаток в этой области Г.О. Чириков10. Именно он реставрировал чу-
6 Александр (Григорьев Николай Михайлович; 1874—1938), архимандрит. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 годов. В 1917—1921 гг. наместник Боголюбова монастыря Владимирской епархии. Неоднократно арестовывался. Расстрелян.
7 Евгений (Мерцалов Евгений Александрович; 1857 — ок. 1920), епископ. Хиротонисан 16 декабря 1907 года. В 1912—1918 гг. епископ Юрьевский, викарий Владимирской епархии, временно управляющий Владимирской епархией в 1917 году. В 1919— 1920 гг. епископ Олонецкий.
8
8 См. об официальном отчете Комиссии: Стерлигова И.А. Боголюбская икона Богоматери в ХГГ—ХШ вв. // Древнерусское искусство. ГИИ. СПб., 2002. С. 188, 202. Примеч. 17—18. Г.И. Вздорнов связал появление патриаршей грамоты с усилиями ученых получить доступ к «Богоматери Боголюбской» в неопубликованной работе (осталась нам неизвестна)(см.: Там же).
9 См.: Кызласова И.Л.История... С. 196. Примеч. 58.
10 Чириков Г.О. (1882—1936), потомственный мстерский иконник-реставратор, арестовывался в 1928 и 1931 гг. (три года ссылки на Север). Его отец О.С. Чириков поновлял «Богоматерь Владимирскую» к коронации Николая ГГ (1896). До 1917 г. братья М.О. и Г.О. Чириковы являлись поставщиками икон двора вел. кн. Сергея Александровича и Русского музея.
дотворные богородичные иконы — в 1910 г. «Тихвинскую» (вторая половина XIV в.), в 1914-м и 1919 г. «Донскую» (последняя четверть XIV в.), в 1917 г. «Державную» (рубеж ХУШ—ХГХ вв.). Об этом был прекрасно осведомлен Патриарх Тихон.
После декрета «Об отделении церкви от государства», распоряжения наркома просвещения А.В. Луначарского, объявлявшего, что все памятники искусства и старины на территории Кремля становятся собственностью Республики (от 3 января 1918 г.), а также приказа об упразднении церковного духовенства (от 4 марта того же года) сложилась исключительная по своей сложности обстановка. Прекрасно понимая опасность, нависшую над бесценными древними святынями России, и исходя из собственных представлений о задачах их охраны, Патриарх счел необходимым благословить деятельность ученых. Он подписал и скрепил собственной печатью грамоту, оформленную в виде древнего манускрипта. Трудно переоценить значение этого документа. Грамота объясняет многое в успешной работе Комиссии. Почти идеальная сохранность документа говорит о том, что его берегли и, вероятно, обращались к нему лишь в крайних случаях. Грамота стала патриаршим покровом для всех членов Комиссии, о чем несомненно помнили в тяжелых трудах и испытаниях (многие позднее претерпели гонения властей — так, А.И. Анисимов погиб в лагере, ссылка сократила жизнь ГО. Чирикову).
22 ноября была учреждена Комиссия по приему церковного имущества, находящегося в Кремле. 11 декабря обсуждался порядок учета церковных ценностей. Осмотр великой чудотворной иконы «Богоматери Владимирской» (первая треть XII в.) состоялся 14 декабря 1918 г., а изнесение из Успенского собора 20 декабря 1918 года. Среди тех, кто участвовал в этом, были И.Э. Грабарь, А.И. Анисимов и Г.О. Чириков (именно они затем проводили реставрацию иконы). Патриарх Тихон в те дни находился под домашним арестом11. Это событие высокой важности могло произойти только по благословению Патриарха. Его предварительно получил А.И. Анисимов, о чем сохранилось достоверное свидетельство12.
Реставрация «Богоматери Владимирской» была закончена 5 апреля 1919 года. Под руководством А.И. Анисимова Г.О. Чириков раскрыл в 1918—1919 гг. лики на иконе «Троица» Андрея Рублева
11 См.: Дневник работ по раскрытию иконы Владимирской Богоматери в Большом Успенском соборе Московского Кремля, принесенной в Москву из Владимира в 1395 г. // Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. Сб. матер. Каталог выставки. М., 1995. С. 26—39. Патриарх Тихон находился под домашним арестом с 11 (24) ноября по 24 декабря 1918 г. (6 января 1919 г.).
12 См.: Патриарх Тихон и история русской церковной смуты / Сост. и автор комм. М.Е. Губонин. Т. 1. СПб.: «Сатис», 1994. С. 221—222.
Грамота Святейшего Патриарха Тихона с благословением работы Комиссии по реставрации памятников искусства и старины. Август 1918 г.
ОР ГТГ. Ф. 68. Д. 257.
(начало XV в.), а в 1919 г. отреставрировал икону «Богоматерь Толгская» (XIV в.). Трудами той же Комиссии в 1919—1920 гг. была отреставрирована икона Божией Матери «Феодоровская» (первая половина — середина XIII в.). А.И. Анисимов, научный руководитель всех этих работ, полагал, что явление истинного, незамутненного переделками и загрязнениями облика древних святынь может помочь людям в годы лихолетья — в 1919 г. Он писал: «стоит взглянуть на памятники древнерусской живописи, иконы и фрески, чтобы снова обрести в себе силы жизни»13. Работа в Комиссии требовала незаурядного мужества, героической энергии.
Вернемся к началу ноября 1918 г., когда остро стояли проблемы сохранения великих святынь Троице-Сергиевой лавры. Вот что писал в письме Патриарху о себе и своих ближайших коллегах священник и ученый Павел Флоренский: «Ваше Святейшество, Милостивый Архипастырь и Отец. Будучи приглашены в Комиссию по охране и реставрации Лавры, мы испрашиваем благословения Вашего Святейшества на предстоящее, полное величайшей ответственности, дело, а чтобы иметь право просить о благословении — считаем долгом своим объяснить, как понимаем выдачу серебра Правительству] — по декрету. С 30-го октября нов[ого] стиля Лавра стала достоянием Комиссариата] Нар[одного] Просв[ещения]. Следовательно, речь может быть не о том, что отнимут у Церкви из Лавры, ибо все отнято, но скорее о том, что удастся сохранить для Церкви на том или ином косвенном основании. Основная задача Комиссии — не дать ничему уйти за пределы Лаврских стен и по возможности сохранить строй Лаврской жизни. К этой основной задаче присоединяется другая, сама по себе второстепенная, но тем не менее делающая возможным осуществление первой — направить реставрационные работы в наиболее безобидную для Церкви сторону»14.
Автор примечаний утверждает, что «Деятельность Комиссии опиралась на благословение Святейшего Патриарха Тихона и определялась тем обстоятельством, что согласно декрету от 20 января 1918 г. Троице-Сергиева Лавра была национализирована, ее историко-художественные ценности поступали в ведение Наркомата просвещения, а прочее имущество подлежало разделу между Гохраном (для отправки за границу) и местным Сергиевским исполкомом»15. Далее целиком при-
13 Анисимов А.И. О древнерусском искусстве: Сб. ст. / Сост. Г.И. Вздорнов. М., 1983. С. 83.
14 Флоренский П.А., свящ. Соч. в 4 т. / Сост. игумен Андроник (Трубачев), П.В.Флоренский, М.С.Трубачева. М., 1996. Т. 2. С. 761. Уточним: 28 октября 1918 г. была организована Коллегия по охране Лавры, иногда она условно называлась Комиссией. Священник П.А. Флоренский (1882—1937) был на первых порах в Коллегии ученым секретарем, хранителем ризницы или (по другим сведениям) всей Лавры. С 7 октября 1919 г. Коллегия была преобразована в Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры и работала до 1925 года.
15 Флоренский П.А., свящ. Там же. Т. 2. С. 761.
ведена журнальная статья М.В. Галкина, одного из известных гонителей Церкви, снявшего с себя сан священника. Ограничимся здесь фрагментом: «И.Е. Бондаренко16, как председатель комиссии по охране лавры, известен тем, что, состоя на ответственном посту в советском учреждении, пытался завязать связь с патриархом, которому неоднократно доносил о работах комиссии, испрашивая на свои “труды” в качестве председателя комиссии “молитвы и благословения святейшего”».
В архиве так называемого «духовного собора Лавры» был найден доклад Бондаренко, адресованный «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Тихону Московскому и всея России» от 9 марта 1919 года. На докладе резолюция Патриарха: «№ 905 9/22 марта. Собор Лавры не замедлит представить по содержанию сего свой отзыв П[атриарх] Тихон».
18 октября 1919 г. Святейший Патриарх Тихон преподал благословение протоиерею А.И. Конкордину, участвовавшему, как помощник известного реставратора Н.И. Брягина17, в укреплении другого весьма чтимого чудотворного образа «Богоматери Знамение» (первая половина XII в.) в Великом Новгороде.
Как известно, в феврале 1922 г. Патриарх Тихон осудил как «акт святотатства» изъятие властями употребляемых в богослужебных целях церковных ценностей.
Позиция Патриарха Тихона, впервые выраженная в грамоте 1918 г., где он благословил труды исследователей и реставраторов памятников древности, и сегодня указывает пути для решения многих проблем.
About Blessing by Patriarch Tikhon of Works of Culture Workers for Protection and Restorations of Ancient Sacral Art.
I.Kyzlasova
The article interprets facts about Patriarch Tikhon's blessing on conservation of some wonder-working icons, the Commission for conservation of art and antiquity monuments (I.Grabar, A.Anisimov, G.Chirikov — the deed of 1918) and Board for protection of the Holy Trinity and Sergius Lavra (I.Bondarenko, priest P.Florensky, J.Olsufjev, 1919).
16 И.Е. Бондаренко (1870—1947), архитектор, историк искусства, специалист в области охраны памятников; член Всероссийской коллегии (отдела) по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомпросе (с 1918 г.), председатель Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры (с октября 1918 по апрель 1920 г.)
17 См.: Моисеев С.В. Анатолий Иоаннович Конкордин. 1860—1920. Новгородский краевед, протоиерей. Великий Новгород, 2000. С. 19. Реставрация иконы была завершена Г.О. Чириковым в 1927 году.