Научная статья на тему 'Из истории церковного краеведения начала XX В. (Московское общество любителей духовного просвещения и его Церковно-археологический отдел как центр изучения памятников церковной старины)'

Из истории церковного краеведения начала XX В. (Московское общество любителей духовного просвещения и его Церковно-археологический отдел как центр изучения памятников церковной старины) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
410
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ЦЕРКОВНОЙ СТАРИНЫ / ЦЕРКОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ НАЧАЛА ХХ В / Н.А. СКВОРЦОВ / Н.Д. ИЗВЕКОВ / MOSCOW SOCIETY OF FANSIERS OF SPIRITUAL ENLIGHTENMENT / CHURCH ARCHEOLOGY DEPARTMENT / PROTECTION OF MONUMENTS OF ANTIQUITY CHURCH / CHURCH LOCAL HISTORY OF EARLY TWENTIETH CENTURY / N.A. SKVORTSOV / N.D. IZVEKOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Владимир Фотиевич

Статья посвящена деятельности Церковно-археологического отдела (1900-1918 гг.) Московского общества любителей духовного просвещения по изучению и сохранению памятников церковной старины (иконы, церковная утварь, церковное зодчество и т. д.). Кратко приводится предыстория возникновения Отдела, его направления и формы деятельности, результаты. Самостоятельное значение имеет составленный автором «Перечень...». Делается вывод о том, что почти за два десятилетия своего существования ЦАО внесло значительный вклад в развитие церковного краеведения, а также в изучение, сохранение и популяризацию церковных памятников старины. Некоторые формы работы ЦАО были использованы в 1920-е гг. в памятникоохранительной и иной деятельности центральных государственных реставрационных мастерских и комиссии «Старая Москва».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the church local history of the early XX century (Moscow Society of fansiers of spiritual enlightenment and its Church archaeology department as a centre of learning of monuments of ecclesiastical tradition)

The article analyses the activities of Church archeology department (1900-1918) of Moscow society of fansiers of spiritual enlightenment for the study and preservation of monuments of ecclesiastical tradition (icons, church utensils, church architecture, etc.). It briefly observes background of the Department, its direction and forms of activity, its results. Compiled by the author “List...” has independent value. It is concluded that the Society has made significant contribution to the development of church local history as well as to the study, preservation and population of monuments of ecclesiastical tradition during the period of its existence. Some methods have been used in the process of activities for monuments preservation of Central State Restoration workshops and Comission “Old Moscow” in 1920s.

Текст научной работы на тему «Из истории церковного краеведения начала XX В. (Московское общество любителей духовного просвещения и его Церковно-археологический отдел как центр изучения памятников церковной старины)»

Церковное краеведение

В.Ф. Козлов

ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НАЧАЛА XX в. (Московское общество любителей духовного просвещения и его Церковно-археологический отдел как центр изучения памятников церковной старины)

Статья посвящена деятельности Церковно-археологического отдела (1900-1918 гг.) Московского общества любителей духовного просвещения по изучению и сохранению памятников церковной старины (иконы, церковная утварь, церковное зодчество и т. д.). Кратко приводится предыстория возникновения Отдела, его направления и формы деятельности, результаты. Самостоятельное значение имеет составленный автором «Перечень...». Делается вывод о том, что почти за два десятилетия своего существования ЦАО внесло значительный вклад в развитие церковного краеведения, а также в изучение, сохранение и популяризацию церковных памятников старины. Некоторые формы работы ЦАО были использованы в 1920-е гг. в памятникоохранительной и иной деятельности центральных государственных реставрационных мастерских и комиссии «Старая Москва».

Ключевые слова: Московское общество любителей духовного просвещения, Церковно-археологический отдел, охрана памятников церковной старины, церковное краеведение начала ХХ в., Н.А. Скворцов, Н.Д. Извеков.

В 2013 г. исполнилось 150 лет со времени основания Московского общества любителей духовного просвещения (ОЛДП) - главного церковного общественного объединения не только Москвы, но и императорской России. Жаль, что этот юбилей прошел почти незамеченным и для Церкви и для светских краеведов и региональных историков. Как писал в 1997 г. автор, «по объему сделанного за полувековой период деятельности ОЛДП можно сравнить только со знаменитым Императорским Московским археологическим обществом. Это церковно-общественное объединение выдвинуло целую плеяду церковнослужителей, замеча-

© Козлов В.Ф., 2014

тельных знатоков, исследователей и популяризаторов московской православной старины»1. Но если о Московском археологическом обществе, возникшем в 1864 г., сравнительно хорошо известно по современным публикациям, то о деятельности ОЛДП по изучению церковных памятников написано совсем мало. Главным трудом по истории Общества в целом является большая статья Н.Д. Извекова, напечатанная в 1913 г. к 50-летию ОЛДП в «Чтениях Общества любителей духовного просвещения» (ЧОЛДП) и вышедшая отдельным оттиском2.

Деятельность ОЛДП отличалась необычайным разнообразием и масштабностью. В структуре Общества были отделы: публичных богословских чтений, законоучительный, внебогослужебных собеседований, распространения духовных нравственных книг и др. В разное время членами Общества были известные ученые и общественные деятели: И.С. Аксаков, Е.В. Барсов, Н.И. Барсуков, И.М. Бодянский, С.М. Соловьев, И.И. Срезневский, практически все, кто занимался церковной историей. Памятниками деятельности ОЛДП стали издаваемые им повременные и периодические издания: «Воскресные беседы» (М., 1868-1917), «Московские церковные ведомости» («МЦВ»; М., 1880-1918), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863-1917), «Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины» (М., 1904-1911. Т. 1-4). Периодика Общества - уникальные исторические источники о деятельности и ОЛДП и его отделов, а главное, по истории епархий, в основном Московской, а также местных церковных памятников старины: икон, церковной утвари, храмов, монастырей и т. д.

Особенный интерес представляет последний этап деятельности ОЛДП (1900-1918), когда во многом благодаря образованному в 1900 г. в структуре Общества Церковно-археологическому отделу (ЦАО) интенсивность и эффективность изучения местных памятников церковной старины резко возросла. Настоящая публикация как раз и посвящена изучению деятельности ЦАО в области церковного краеведения. Для понимания причин и мотивов создания ЦАО кратко обозначим, как происходило становление и развитие в ОЛДП в 1863-1900 гг. дела по изучению памятников церковной старины3.

Собственно история ОЛДП началась с организации в 1863 г. епархиальной библиотеки, регулярно пополнявшейся целыми большими собраниями личных библиотек московских священников. В 1913 г. епархиальная библиотека насчитывала более 30 тыс. томов книг и журналов, а также около 1300 рукописей, в числе которых

были и раритеты ХУ-ХУ1 вв. Главная церковная библиотека Москвы была публичной, в ней работали и церковные, и светские ученые.

Обществу «повезло» с председателями, много времени и усилий уделявшими теме церковной археологии. С 1894 по 1902 г. председателем Общества был протоиерей Зачатьевской, что в Углу церкви (Китай-город), М.С. Боголюбский, всю жизнь занимавшийся собиранием, изучением и публикацией материалов по историческому описанию церквей и монастырей Московской епархии.

В структуре ОЛДП в разное время действовали различные отделы, комитеты, комиссии, занимавшиеся изучением, популяризацией и даже охраной памятников церковной старины. Уже в 1869 г. по инициативе церковного археолога и художника Д.М. Струкова при Епархиальной библиотеке был образован отдел иконоведения, в котором стали изучать древние памятники станковой и монументальной иконописи и собирать старинные иконы.

С 1870-х гг. члены Общества стали активно изучать историю древних храмов и публиковать «историко-археологические и историко-статистические описания» храмов и монастырей. Членами ОЛДП архимандритом Григорием (Воиновым), Н.А. Копье-вым, Н.П. Розановым, В.Ф. Рудневым, И.Ф. Токмаковым, В.И. и Г.И. Холмогоровыми и другими были опубликованы основанные на архивных материалах описания многих московских храмов.

В 1889 г. в структуре ОЛДП был создан Комитет для урегулирования работ по составлению и изданию историко-статистиче-ского описания церквей и приходов Московской епархии. Председателем Комитета стал упомянутый выше М.С. Боголюбский. На страницах «Московских церковных ведомостей» был опубликован разработанный членами Комитета план-схема описания храма с описаниями замечательных по старине икон, церковной утвари, надгробных памятников и т. д. Была составлена и детальная программа «общего историко-статистического обзора Московской епархии», включавшая историю церковного управления, духовного образования, благотворительности.

В 1896 г. Комитет стал именоваться Историко-археологиче-ским отделом, а при нем была создана редакционная комиссия по составлению историко-статистического описания Московской епархии. Последнее крупное преобразование произошло в октябре 1900 г., когда в результате слияния двух отделов - иконоведения и историко-археологического был создан новый - Церковно-ар-хеологический (ЦАО). В задачи нового подразделения входила не только подготовка историко-статистического описания епархии,

но и разработка вопросов церковной истории, литургики, иконографии, учета древних памятников, хранящихся в храмах. Для решения этих задач в 1902 г. при ЦАО была создана Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии. Председателем Комиссии назначили известного специалиста по церковному искусству, основателя и первого директора Московского археологического института А.И. Успенского. Каждый член Комиссии должен был произвести тщательный осмотр определенных храмов по особой программе, доложить об этом на заседании, а затем отдать текст для публикации. В течение семи лет было издано четыре тома трудов Комиссии, в которые вошло более 60 статей, написанных по материалам осмотра храмов4.

На ежемесячных заседаниях ЦАО заслушивались от одного до трех рефератов (докладов) по проблемам истории храмов, иконографии, жизни и деятельности священнослужителей, церковным юбилеям, а также богословским вопросам. Только за 1900-1913 гг. на 96 заседаниях ЦАО было заслушано 204 реферата. На страницах «Московских церковных ведомостей» и «ЧОЛДП» регулярно печатались повестки дня и краткие и пространные обзоры заседаний. Лишь небольшая часть рефератов в виде обширных статей публиковалась в «МЦВ» и «ЧОЛДП».

Выдающимся, пожалуй, самым известным председателем ЦАО был протоиерей кремлевского Благовещенского собора Н.Д. Извеков, а в 1908 г. вместо него Отдел возглавил протоиерей храма Св. Георгия на Красной Горке Н.А. Скворцов. Церковная Москва знала нового председателя по его многочисленным трудам в области истории исчезнувших московских храмов. Н.А. Скворцов окончил Московскую духовную семинарию и Московский археологический институт, затем читал в последнем курс «Археология и топография Москвы» (издан как учебное пособие в 1913 г.). Н.А. Скворцов был убит грабителями на пороге своего дома у Свя-тодуховского храма на Лазаревском кладбище5.

ЦАО не прекращал свои заседания и в драматичном 1918 г. В апреле 1918 г. на последнем известном нам заседании Отдела выступил известный москвовед П.Н. Миллер, в будущем председатель широко известной в 1920-е гг. комиссии «Старая Москва», занимавшейся охраной памятников. Примечательно, что здесь вслед за Миллером выступил Д.К. Тренев с докладом, касающимся организации охраны церковных исторических ценностей. Таким образом, ЦАО в последние дни и недели своего существования также искал пути спасения гибнущего культурного наследия. Деятельность ЦАО, как, собственно, и ОЛДП и других церковно-общественных организаций,

пресеклась в середине 1918 г. У ОЛДП был отобран Епархиальный дом в Лиховом переулке, где с 1903 г. проходили многие заседания ЦАО. Позже удалось перевезти в Румянцевский музей часть документального наследия Общества. Ныне в НИОР РГБ хранятся сравнительно небольшие фонды упоминаемых выше М.С. Боголюбского (Ф. 34), Н.А. Скворцова (Ф. 275), ОЛДП (Ф. 206).

За 19 лет существования ЦАО внес значительный вклад в изучение, сохранение и популяризацию разнообразных церковных памятников старины. ЦАО и его предшественники (отделы, комиссия, комитет) объединили и воспитали десятки церковных и светских историков, плодотворно занимавшихся изучением местной церковной старины. Некоторые формы работы ЦАО по осмотру, учету и изучению памятников церковной старины были в 1920-е гг. использованы центральными государственными реставрационными мастерскими и комиссией «Старая Москва». Дальнейшее изучение и издание богатого наследия ЦАО (из архивов и церковной периодики) - насущная задача москвоведов и краеведов.

Ниже публикуется составленный автором перечень (по годам) докладов и рефератов, сделанных на заседаниях ЦАО и касающихся памятников церковной старины, событий местной церковной истории, иконографии, организации охраны культурного наследия. Перечень составлен по сведениям, содержащимся в «МЦВ», «ЧОЛДП». Некоторые положения Перечня (даты заседаний, точные названия рефератов и др.) нуждаются в уточнении.

Перечень докладов и рефератов о памятниках

церковной старины и иконописи, сделанных в 1900-1918 гг. на заседаниях церковно-археологического отдела Московского общества любителей духовного просвещения6

1900 г.

8 ноября

1. *А.И. Успенский «Судьба первой церкви в Москве»7.

2. «О художественной деятельности евангелиста Луки».

27 ноября

1. Л.И. Денисов «О памятниках древнерусской иконописи в Бер-люковской пустыни».

2. С.Н. Кологривов «О написании в 1668 г. икон в село Измайлово царскими иконописцами».

12 декабря

1. Л.И. Денисов «Каким требованиям должна удовлетворять православная икона».

2. А.Н. Козлов «К вопросу о надзоре за иконописанием».

3. *А.И. Успенский «Значение иконописного подлинника в современной церковной живописи».

24 декабря

1. Н.А. Скворцов а) «Уничтоженный Троицкий в Березниках монастырь»;

б) «Об иконе св. Иоанна Златоуста в церкви Покрова в Кудрине».

2. С.В. Страхов «Об иконе Спас Благое Молчание».

3. М.И. Беляев «Богослужение в праздник Рождества Христова в Вифлееме».

1901 г.

7 февраля

1. А.И. Успенский «Из истории церкви Рождества Богородицы в с. Мячкове Бронницкого уезда».

2. *В.Д. Машуков «Резной деревянный запрестольный крест 1681 вклад царя Федора Алексеевича в московскую кремлевскую церковь св. преподобномученицы Евдокии».

6 марта

1. *В.Д. Фартусов «Что желательно для поднятия современного иконописания».

20 марта

1. *Л.И. Денисов «Как писать икону св. муч. Трифона?».

2. В.Д. Фартусов «О современных изображениях иконы Благовещения».

3. *А.Н. Козлов «Задачи художника-иконописца по отношению к изображениям святых на иконах».

17 апреля

1. *С.К. Родионов «Реставрация соборного храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Московском Новодевичьем монастыре».

2. *Д.К. Тренев «Несколько слов о современном иконописании».

3. В.Д. Фартусов «Об изображении иконы Воскресения Христова».

19 сентября

1. Л.И. Денисов «Отношение христианского искусства к искусству христианского периода истории».

2. *И.И. Кузнецов «О возобновлении в 1673 г. иконы Спаса Нерукотворного и Пречистыя Богородицы и московских чудотворцев Петра и Алексия на западной стене Спасских ворот».

3. И.И. Кузнецов «О написании в 1690 г. в Георгиевской в Ян-дове церкви местного образа св. Георгия вместо взятого в поход из этой церкви».

12 октября

1. В.К. Клейн «Надписи на гробницах в церкви Николая на Столпах».

2. Н.Н. Писарев «Хоромный наряд или внутреннее убранство дома святейших патриархов Московских».

3. Д.К. Тренев «Походная церковь XVII в. в виде шкафчика в Серпуховском Высоцком монастыре».

4. В.Д. Фартусов «Об изображении Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы».

20 декабря

1. Н.Д. Извеков «Московские придворные церкви во имя Похвалы и Успения Пресвятой Богородицы в XVII в.».

1902 г.

25 января

1. *С.В. Страхов «К истории Николаевской что в Кленниках церкви» (изложен Л.И. Денисовым).

2. *В.Д. Фартусов «Об иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы».

19 февраля

Годичное собрание ОЛДП

H.П. Розанов «Гоголь как верный сын Церкви (по поводу 50-летия со дня его кончины)».

14 марта

I. И.В. Никаноров «К истории Московской Николаевской в Воробине церкви».

2. Н.Д. Извеков «Московские придворные церкви во имя Сошествия Св. Духа и св. ап. Петра и Павла».

15 мая

1. Н.Н. Писарев «Московские выезды и загородные походы русских патриархов».

1903 г.

22 января (Обзор в МЦВ. 1903. № 10)

1. И.В. Никаноров «О главнейших событиях из истории Московской Николаевской в Воробине церкви и о некоторых древних священных предметах, в ней находящихся».

2. Л.И. Денисов «Об иконах-портретах в Православной Церкви и об изображениях старца Серафима Саровского».

27 февраля (Обзор в МЦВ. 1903. № 5)

1. И.В. Никаноров «Священно-церковно-служители московской Николаевской в Воробине церкви».

2. С.В. Страхов «О Боголюбской иконе Божией Матери, находящейся в Воскресенско-Кадашевской церкви».

3. Н.Д. Романский «По поводу служебника, изданного в С.-Петербурге в 1901 году».

27 марта (Обзор в МЦВ. 1903. № 15-16)

1. Л.И. Денисов «Об иконе Благовещения Богоматери в Георгиевской за Верхом церкви города Калуги».

2. *Н.А. Романский «Чудотворная икона Грузинской Божией Матери в Московском Алексеевском женском монастыре» (МЦВ. 1903. № 17).

3. В.Д. Фартусов «О написании икон "Лобзание Иуды" и "Моление о Чаше"».

24 апреля

1. Н.А. Романский «О нетлении св. мощей».

28 апреля

(Обзор в МЦВ. 1903. № 18)

1. В.Д. Фартусов «Об изображениях на иконах страданий Спасителя».

2. *А.Н. Козлов «О художественных традициях религиозной живописи с древнейших времен» (МЦВ. 1903. № 21).

6 сентября (Обзор в МЦВ. 1903. № 40)

1. В.Д. Фартусов «Об изображениях на иконе Св. Троицы».

2. Н.М. Миловский «Памяти Л.П. Смирнова» [о диаконе Зачатьевского монастыря, составившем его описание].

30 октября (Обзор в МЦВ. 1903. № 47)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В.Д. Фартусов «Об изображении жертвоприношения Исаака».

2. Л.И. Денисов (секр. отд.) «Новые догадки в пользу подлинности сношений Иисуса Христа с Эдесским князем Авгарем» [Название доклада включено в повестку дня, но докладчик заболел и не явился].

28 ноября (Обзор в МЦВ. 1903. № 49)

1. В.Д. Фартусов «Об изображениях на иконах видения патриархом Иаковом лествицы» [Реферат заявлен, но не прочитан].

2. Н.А. Романский «Обрядовая сторона в чине браковенчаний».

19 декабря (Обзор в МЦВ. 1904. № 2)

1. А.И. Успенский «К вопросу об изображении бесов в памятниках православной иконографии».

2. Н.П. Виноградов «О церкви преп. Сергия в Пушкарях и ее древностях».

1904 г.

22 января (Обзор в МЦВ. 1904. № 6)

1. Н.А. Скворцов «Храм св. влкмч. Георгия на Красной Горке, его история и древности».

2. В.Д. Машуков «Крестные ходы в городе Старой Руссе».

26 февраля (Обзор в МЦВ. 1904. № 11)

1. Н.А. Романский «Первые приходно-расходные ведомости московских церквей».

2. М.И. Беляев «По поводу служебника, изданного в С.-Петербурге в 1901 г.».

21 апреля (Обзор в МЦВ. 1904. № 18)

1. В.Д. Фартусов «Об изображениях Бога в библейских событиях: гибель Содома и Гоморры и явление Моисею в купине».

2. Н.П. Виноградов «Храм св. Иоанна Предтечи в Кречетниках, его история и древности».

*3 сентября (Обзор в МЦВ. 1904. № 37; Торжественное заседание ЦАО ОЛДП по осмотру и изучению памятников церковной старины)

1. А.И. Успенский «Иностранные художники при Московском Дворе во второй половине XVII в. и их влияние на русское церковное искусство».

2. Н.П. Виноградов «Жертвы царей духовенству и церквам г. Москвы в XVII в.».

3. Б.С. Пушкин «Церковь св. Спиридона на Спиридоновке».

7 октября (Обзор в МЦВ. 1904. № 42)

1. А.А. Титов (Ростов Ярославский) «Дар царя Алексея Михайловича Тульскому собору - икона Казанской Божией Матери».

2. В.Д. Машуков а) «Напрестольный крест 1623 г., вклад князя Федора Ивановича Мстиславского в Угличский Алексеевский монастырь»;

б) «Евангелие 1698 г., вклад гетмана Мазепы в Вознесенский Переяславский монастырь Полтавской губернии» [Прочитаны секретарем Отдела диаконом Н.П. Виноградовым].

3. В.Д. Фартусов «О технике иконописания в связи с бывшими реставрациями московского Благовещенского собора».

18 ноября (Обзор в МЦВ. 1904. № 49)

1. Н.Г. Попов «Византийская живопись и ее влияние на иностранную вообще и русскую в частности».

2. *Н.А. Романский «Где находится подлинная чудотворная икона Казанской Божией Матери» (МЦВ. 1904. № 50; 51-52).

9 декабря (Обзор в МЦВ. 1904. № 51-52)

1. Д.К. Тренев «Несколько слов о древней и современной иконописи».

2. Н.П. Виноградов «Об отношении царя Алексея Михайловича к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю».

(Обзор в МЦВ. 1905. № 13 всех рефератов, прочитанных в ЦАО ОЛДП)

1905 г.

18 января (Обзор в МЦВ. 1905. № 6)

1. В. Д. Фартусов «О неуместности употребления в христианстве языческих символов».

2. *М.О. Чириков «О реставрации иконы "Спас Ярое Око" из Воскресенской Расловской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии» (МЦВ.1905. № 8).

17 марта (Обзор в МЦВ.1905. № 13)

1. В.Д. Фартусов «Польза и вред фотографий для иконопи-сания».

2. Н.П. Виноградов «О церковных сборах в г. Москве в половине XVIII в.».

27 апреля (Обзор в МЦВ.1905. № 20)

(Заседание Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии)

1. А.И. Успенский «Виктор Михайлович Васнецов».

2. В.П. Десятов «Колокольня церкви Флора и Лавра на Мясницкой улице».

3. Я.А. Поляков «Село Знаменское-Губайлово».

4. Д.И. Успенский [Об отображении в русской иконографии народных верований].

5. В.М. Металлов «Из истории русского церковного пения XV-XVII вв.».

9 сентября (Обзор в МЦВ. 1905. № 38)

1. В.П. Гурьянов «О реставрации двух местных икон Св. Троицы из Троицкого собора Сергиевой Лавры».

2. А.Г. Сретенский «Исторический очерк из быта духовенства: просфорни».

11 сентября (Обзор в МЦВ. 1905. № 43)

1. В.Д. Фартусов «Об одеждах у евреев во времена Спасителя и апостолов».

2. *Н.А. Романский «Чудотворная икона Богоматери "Неувядаемый Цвет" в московском Алексеевском женском монастыре (МЦВ. 1905. № 47).

1906 г.

28 февраля (Обзор в МЦВ. 1906. № 11)

1. Н.П. Виноградов «Черты личности и мировоззрения московского митрополита Платона в его "Краткой истории" (к столетней годовщине выхода в свет первого печатного опыта по систематической обработке русской церковной истории)».

2. В.К. Лебедев «Икона Богоматери "Неопалимая Купина" в соборном храме г. Яренска».

14 марта (Обзор в МЦВ. 1906. № 13)

1. Н.П. Виноградов «Московская Николо-Стрелецкая у Боровицких ворот церковь в ее прошлом и настоящем».

2. С.В. Страхов «К истории московской Николаевской, что в Кузнецкой церкви».

3. В.П. Гурьянов «Иконы Нерукотворенного Спаса и Господа Вседержителя, письма царского иконописца Симона Ушакова из Троице-Сергиевой Лавры».

27 сентября

1. В.Д. Фартусов «Изображение трех вавилонских отроков».

2. Н.М. Миловский «Церковная старина на III областном археологическом съезде в г. Владимире».

29 ноября

1. С.В. Страхов «В каком году правильнее праздновать 500-летие со дня преставления преп. Саввы Сторожевского».

2. В.П. Гурьянов «Древняя икона-складень с изображением явления Божией Матери преп. Сергию, находившаяся в войсках во время Русско-японской войны».

13 декабря (Обзор в МЦВ. 1907. № 11)

1. Б.С. Пушкин «К истории строения раки Сергия Преподобного».

2. С.В. Страхов «К истории и последовательной регистрации новоисправленных Никоновских служебников».

1907 г.

21 февраля

1. В.К. Лебедева «Св. икона Одигитрии Божией Матери Туро-вицкой в связи с историей построения храмов в селе Туровце Вологодской губернии Устюжского уезда».

27 марта (Обзор в МЦВ. 1907. № 15)

1. С.К. Родионов «Московский Успенский собор. Его последняя реставрация. Архитектура и иконография».

27 сентября (Обзор в МЦВ. 1907. № 42)

1. Н.П. Виноградов « К 250-летию Флоро-Лаврской у Мясниц-ких ворот церкви».

2. В.П. Десятов «Архитектурный обзор Флоро-Лаврской у Мясницких ворот церкви».

3. В.Д. Фартусов «О преображении Господа при сотворении мира и жертвоприношении Ноя».

31 октября (Обзор МЦВ. 1907, № 46-47)

1. Н.М. Миловский «О митрополите Московском Филарете (к 40-летию кончины).

2. В.П. Гурьянов «К вопросу о сохранении памятников церковной старины».

28 ноября (Обзор в МЦВ. 1907. № 51-52)

1. Н.А. Скворцов «Жития преп. Саввы Сторожевского (к 500-летию со дня кончины)».

2. М.О. Чириков «Владимирская икона Богоматери, написанная в 1549 г., и ее реставрация».

12 декабря (Обзор в МЦВ. 1908. № 4)

1. С.В. Страхов «Новый опыт перевода на русский язык литургии св. Иоанна Златоустого, сделанный свящ. О.С. Петровским».

2. *Л.И. Денисов «О символах и криптограммах в христианском искусстве» [В обзоре в МЦВ доклад не упомянут].

3. И.П. Виноградов «Московский Скорбященский монастырь (исторический очерк)».

1908 г.

23 января (Обзор в МЦВ. 1908. № 12)

1. В.Д. Фартусов «Об изображении "Ветхий денми по сказанию пророка Даниила"».

2. М.И. Беляев «Московский митрополит Филарет в его литургической деятельности».

18 марта (Обзор в МЦВ. 1908. № 17)

1. В.П. Виноградов «Из истории Вифанской духовной семинарии при митрополите Платоне».

2. В.Д. Фартусов «Об иконописном подлиннике».

29 сентября (Обзор в МЦВ. 1908. № 43)

1. А.А. Титов «Тихон Малышко, Ростовский епископ XVI в. (по поводу изображения св. Тихона Ярославецкого на Казан-

ской иконе Божией Матери из церкви Спаса на Божедомке в Москве)».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 октября (Обзор в МЦВ. 1908. №47)

1. Н.Д. Извеков «О реставрации живописи в соборе Спаса на Бору во второй половине XIX столетия».

2. В.Д. Фартусов «Об изображении св. муч. Христофора».

28 ноября

1. В.С. Соколов «К истории московских урочищ: Капельки».

2. Д.К. Тренев «Русская иконопись и вопрос о ней в Государственной Думе».

1909 г.

17 февраля

1. В.К. Лебедев «Один из забытых уголков на дальнем севере (Усть-Вымь).

3 марта

1. Н.А. Скворцов «Новый труд по описанию Костромской старины» (Троицкий П.С. Костромской край. Кострома. 1909).

2. Н.М. Миловский «Об иконах, обаяющих зрение (по поводу изображения преп. Евфимия Суздальского на зеркале».

3. «Из воспоминаний московского священника - очевидца событий 1812 года».

7 апреля

1. В.Р. Апухтин «К 500-летию блаженной кончины св. Арсения, еп. Тверского: а) Желтиков монастырь, в котором покоятся мощи св. Арсения; б) «Успение, служба и чудеса св. Арсения по рукописи XVIII века».

2. В.М. Борин «Св. влкмч. Димитрий Солунский, его иконография и храмы его имени».

3. В.Д. Фартусов «Посвящение учеников иконописания у греков в XVII веке».

4. В.С. Соколов «Крест, спасший Петра Великого в Полтавской битве».

19 мая

1. Н.Д. Струков «Церковная археология в трудах первых трех съездов зодчих».

2. М.В. Борин «Св. влкмч. Георгий Победоносец, его иконография и храмы его имени» [В итоговом отчете доклад не значится].

3. И.Я. Стеллецкий «Личные впечатления посетителя храма св. Димитрия в Салониках. По поводу новооткрытых мозаик».

12 июня

1. Н.А. Скворцов «О св. благоверной княгине Анне Кашинской».

2. В.П. Гурьянов «Св. благоверная княгиня Анна Кашинская в русской иконографии».

3. Н.Д. Струков «Древняя икона св. Анны Кашинской из храма Христа Спасителя в Москве».

1910 год

22 февраля

1. В.В. Воронцов «Древнейшие памятники христианства, писанные на папирусах».

2. Н.Д. Струков «О необходимости популяризации церковной археологии».

17 марта

1. В.В. Воронцов «Древнейшие памятники христианства, писанные на папирусах» (продолжение).

2. Н.П. Розанов «О выставке религиозных картин В.М. Васнецова».

29 апреля

1. Н.Д. Извеков «История построения настоящего иконостаса в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Кремлевском Большом Дворце».

2. В.С. Соколов «Участие Церкви в юбилее Отечественной войны 1812 года».

21 сентября

1. Н.П. Никитин «Древности Южного берега Крыма».

2. Н.Д. Струков «Памяти К.П. Степанова».

12 октября

1. В.Д. Фартусов «Живопись и фряжская иконопись».

2. Д.И. Ромашков «К столетнему юбилею Отечественной войны. Этюд из времени пребывания французов в Москве в 1812 г., относящийся к истории Евпловской на Мясницкой церкви».

22 ноября

1. И.Я. Стеллецкий «О признаках новой христианской катакомбы в Крыму».

2. В.Д. Фартусов «Несколько слов о живописи, иконописи и фряжском письме».

3. В.К. Клейн «Старинные ткани и шитье Патриаршей Ризницы».

1911 г.

25 января

1. Н.А. Скворцов «К вопросу о построении шатровых церквей».

2. Н.Д. Струков «Церковная археология на IV съезде зодчих».

3. Н.Н. Соболев «Памятники древней иконописи в Никольском Гороховецком монастыре Владимирской губернии».

27 января: лекции Отдела Публичных богословских чтений ОЛДП (организовали самостоятельно от ЦАО)

1. С.В. Страхов «Старина и новизна (Церковная археология в ее отношении к церковной практике, современной и будущей)».

2. Н.М. Миловский «О церковных древностях г. Владимира (на Клязьме)».

3. Н.А. Скворцов «Архитектура старинных московских церквей».

30 марта

1. Н.А. Скворцов «О Знаменской у Петровских ворот церкви».

2. Н.И. Соколов «О древнем кресте из ризницы Покровской общины».

3. В.Д. Машуков «О кресте св. царевича Димитрия».

4. С.Н. Левитский «О принадлежащем ему изображении преп. Серафима Саровского».

28 апреля

1. В.М. Борин «К вопросу о месте заключения святейшего патриарха Гермогена в нач. XVII в.».

2. В.К. Клейн «Омофор из Патриаршей Ризницы, известный под названием "Омофор Шестого Вселенского Собора"».

3. Н.М. Миловский «Об одной иконе из ризницы Ризположен-ской церкви».

20 сентября

1. Н.А. Скворцов «Крест Ивана Великого».

2. М.О. Чириков «О расчистке древней чудотворной иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы из Тихвинского монастыря в г. Тихвине» [неясно, был ли прочитан реферат].

1912 год

16 января

1. С.П. Рябушинский «Фрески монастыря св. Симеона-Гидры в Асуане (Египет)».

2. В.М. Борин «Соловецкая обитель в иконографии. I. Донаторы. II. Обители и их создатели».

13 февраля

1. Б.С. Пушкин «Чин возведения Гермогена митрополита Казанского в патриархи Московские».

2. Н.П. Виноградов «Вновь найденные материалы по 1812 году ("Сведения о кресте Ивановской колокольни, о разграблении и посрамлении Кремлевских соборов и церквей от неприятелей в 1812 году и о подвигах духовных лиц: священников Софийского за Москвой-рекой Марка Семенова, Сорокосвятского Петра Гаври-лова и Вознесенского монастыря Иоанна Яковлева-Вениаминова, диакона Иосифа Иванова и Новодевичьего монастыря монахини Сарры Николаевой")».

3. В.М. Борин «Крутицкий Вертоград».

18 февраля

1. Г.И. Добронравов «О церковной завесе».

2. Н.М. Миловский «Флорищева Пустынь».

8 марта (Опубликовано в ЧОИДР)

1. В.А. Троицкий «Происхождение и история Плащаницы».

2. И.В. Левитский «Храм свв. Отец Седьмого Вселенского собора как один из первых церковных памятников Отечественной войны 1812 года».

3. В.М. Борин «Памятники гениального зодчего XVIII в. М.Ф. Казакова».

4. М.И. Беляев «О чтении канона Благовещения в первый день Пасхи».

17 апреля

1. Доклад о современном состоянии Крутицкого архиерейского дома и усыпальницы Крутицких владык».

2. А.П. Хотулев «Древнейшие иконы г. Казани».

20 сентября (Отчет в МЦВ. 1912. № 46)

1. В.М. Борин «Памятник искусства в ознаменование Отечественной войны 1812 года в Москве».

2. А.И. Речменский «Походная церковь императора Александра I».

3. С.В. Страхов «Сведения об авторе анонимно изданных воспоминаний очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 г. (М., 1862) и некоторые комментарии к этой книге».

18 ноября (Собрание в память 100-летия со дня кончины митрополита Платона)

1. В.П. Виноградов «Речь о митрополите Платоне».

2. Н.Н. Руднев «Платон как администратор и управляющий Московской митрополии».

3. С.Д. Муретов «О книге, изданной в 1810 г. митрополитом Платоном, против старообрядцев».

14 декабря

1. Б.С. Пушкин «Литературные данные о дьячке Рагозине -партизане 1812 г.».

2. В.М. Борин «Памятник иконографии XVII-XVIII вв. Азовская икона Божией Матери».

1913 год

28 января

1. И.Ф. Горский «Употребление креста в древности и поклонение ему».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 марта

1. Н.И. Соколов «Подмосковная вотчина бояр Романовых -село Покровское-Рубцово и его соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы».

2. А.И. Речменский «Афонский крест-вклад святейшего патриарха Филарета Никитича в один из монастырей Московской епархии».

2 мая

1. А.И. Речменский «Об изображении на иконах новопрославленных святых русской церкви (по поводу предстоящей канонизации святейшего Патриарха Гермогена)».

2. А.И. Речменский «По поводу изображений на иконах первых царей из Дома Романовых и членов их семей».

10 октября

1. А.А. Глазунов «Иконостас и стенные росписи Богороди-це-Рождественского собора Звенигородского Саввино-Сторожев-ского монастыря».

2. Осмотр выставки, устроенной в память 50-летия Общества любителей духовного просвещения».

24 октября

1. В.М. Борин «Образ "Положение Честныя Ризы Господней царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом Никитичем" в Москве в 1625 году».

2. Арсений иеромонах, Н.Н. Соболев «О царских дверях Бого-родице-Рождественского собора Звенигородского Саввино-Сторо-жевского монастыря».

27 ноября

1. В.Д. Машуков «Предметы московской церковной старины в Виленском Свято-Духовом монастыре».

2. Ф.И. Соколов «Село Нерастанное Серпуховского уезда, его владельцы и храм» [Опубликовано в ЧОИДР. 1914. Кн. 3-4].

3. В.М. Борин «О красках в русской иконописи XVI-XVII вв. и их символическом значении (с демонстрацией образцов таблиц, использованных иконописцами В.П. Гурьяновым и А.А. и И.Я. Тюлиными)».

17 декабря

1. В.С. Соколов «Новые данные о литературной деятельности Святейшего Патриарха Гермогена».

2. А.А. Глазунов «Два изображения св. Алексия, Человека Божия, ангела царя Алексея Михайловича, в Звенигородском Саввино-Сто-рожевском монастыре».

По 1913 г. - зафиксировано 78 заседаний.

1914 год

6 февраля

1. Н.И. Соколов «Храм Воскресения Христова при Покровском дворце в подмосковной вотчине бояр Романовых».

2. А.А. Глазунов «Изображения преподобных Михаила Малеи-на и Алексия Человека Божия, ангелов царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича».

3. В.М. Борин «Две иконы свв. Петра и Алексея, митрополитов московских, новгородских писем XV века».

5 марта

1. В.М. Борин «Максимовская икона Божией Матери и идейный ее художник блаженный Максим, митрополит Владимирский и всея Руси».

2. М.С. Померанцев «Новые данные по вопросу о ремонте Успенского собора в г. Дмитрове Московской губернии в XVIII в.».

29 апреля

1. В.М. Борин «Памятники древнехристианского искусства: I. Храмы св. великомученика Георгия в Солуне греческом и Юрьеве Польском. II. Иконография св. великомученика Георгия».

26 сентября

1. Обсуждение предложения о выражении протеста против варварского разрушения Германией Реймсского собора.

2. И.Я. Стеллецкий «Древности города Боровска».

17 ноября

1. В.И. Мансветов «Собрание вериг в московском Императорском Историческом музее».

2. Обсуждение вопроса об учреждении в Москве особого русского церковного древлехранилища.

I декабря

1. Обсуждение вопроса об учреждении в Москве особого русского церковного древлехранилища [окончание].

2. И.И. Соловьев «К трехсотлетию Николаевского собора в Угрешском монастыре».

3. В.М. Борин «Чудесная помощь в народных победных сражениях по памятникам иконографии».

1915 год

II марта

1. Н.А. Скворцов «О способах увековечения в прежнее время русских побед и памяти павших на брани воинов».

2. В.И. Мансветов «Замечательные колокола, хранящиеся в московском Императорском Историческом музее».

21 апреля

1. В.М. Борин «Московский Кремль в памятниках иконографии».

2. В.П. Гурьянов «Иконография Святителя Алексея, митрополита Московского».

29 сентября

1. Отчет Церковно-археологического отдела за 1914-1915 гг.

2. В.М. Борин «Святые мученики за русскую государственность благоверные князья Борис и Глеб по памятникам иконографии (по поводу 900-летия мученической их кончины)».

3. Б.С. Пушкин «Вкладная книга Троицкого Белопесоцкого монастыря как материал для его истории».

18 ноября

1. Н.Д. Протасов «О фресках алтарных столбов Звенигородского Успенского собора».

2. В.И. Мансветов «Выносные церковные фонари XVII в.».

15 декабря

1. В.М. Борин «Церковное и гражданское зодчество в эпоху царей Федора Иоанновича и Бориса Федоровича (1584-1605)».

2. В.И. Мансветов «О посохах, хранящихся в Императорском Историческом музее».

1916 год

7 марта

1. Н.А. Скворцов «Преподобный Герасим Болдинский (к истории канонизации святых в Русской Церкви)».

2. Н.Д. Извеков «Устройство серебряной раки усердием императрицы Екатерины II для мощей св. Черниговских чудотворцев в московском Архангельском соборе.

3. В.П. Гурьянов «О памятниках древнерусской иконописи в Сионском соборе г. Тифлиса».

30 марта

1. Рассмотрение программы для историко-статистического и археологического описания церквей и монастырей применительно к указу Св. Синода о ведении церковных летописей».

2. В.М. Борин «Поэма Христовых страданий в иконографии».

3. В.С. Соколов «О происхождении Мещанских слобод города Москвы».

1917 год

18 апреля

1. В.М. Борин «Чудо св. влкмч. Георгия в памятниках иконографии».

2. В.В. Воронцов «Св. Вода в древности (ее происхождение, употребление в дохристианском, иудейско-языческом, мире и в церкви первых веков)».

3. Б.С. Пушкин «К росписи церквей с. Коломенского».

1918 год

28 января

1. Н.М. Миловский «Воспоминание о митрополите Киевском Феогносте».

2. В.Т. Георгиевский «Реставрация памятников древнерусской иконописи прежде и теперь (памяти митрополита Феогноста)».

13 марта

1. Никанор, архим. «К вопросу о палице (посвящается памяти протоиерея Н.И. Соколова)».

2. А.П. Хотулев «Стенные росписи церквей и монастырей Буковины (из археологической поездки по Буковине в 1917 г.)».

3. Н.И. Троицкий (член Собора) «Об иконе "Спас Благое Молчание" из церковно-археологического музея ОЛДП».

10 апреля

1. С.Н. Левитский «Литература о Московском Большом Успенском соборе половины XIX столетия».

2. А.П. Хотулев «Стенная роспись и достопримечательности соборного храма Сучавицкого монастыря в Буковине».

17 мая

1. П.Н. Миллер «Об истории московской Георгиевской в Старых Лучниках церкви».

2. Д.К. Тренев «Регистрация и национализация памятников и художественных сокровищ церквей и монастырей как средство их охраны».

Примечания

Козлов В.Ф. Главное церковное общество Москвы (Общество любителей духовного просвещения и памятники церковной старины (1863-1918)) // Москва в начале ХХ века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. Книга-альбом / Авт.-сост. А.С. Федотов. М., 1997. С. 132.

Извеков Н.Д. Исторический очерк полувековой жизни и деятельности Московского общества любителей духовного просвещения (1863-1913) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1913. Март. С. 117-144. См.: Козлов В.Ф. Главное церковное общество Москвы... С. 132; Он же. Из истории составления фундаментального описания церквей и монастырей Москвы (XIX-XX вв.) // Историческое краеведение: по материалам II Всесоюзной конференции по историческому краеведению. Пенза, 1993. С. 225-237. Подробную роспись статей и других материалов, напечатанных в «Трудах Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины» (1904-1911) и в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» (1863-1917), см.: Путеводитель по научным обществам России / Сост. И.И. Комарова. Н.-Й., 2000. С. 284-302.

О Н.А. Скворцове см.: Козлов В.Ф. «Неутомимый исследователь московской церковной старины». Николай Алексеевич Скворцов. 1861-1917 // Краеведы Москвы (Историки и знатоки Москвы): Сб. / Сост. Л.В. Иванова и С.О. Шмидт. М., 1997. С. 171-195. Об упомянутых выше активных деятелях ОЛДП и ЦАО, авторах докладов на заседаниях ЦАО см.: Московская энциклопедия. Т. 1. Лица Москвы. Кн. 1-6. М., 2007-2014.

В 1900-1902 гг. ЦАО заседал в Зале Епархиальной библиотеки ОЛДП в Высокопетровском монастыре, а в 1903-1918 гг. - в помещении Епархиального дома в Лиховом переулке.

Звездочкой обозначены доклады, опубликованные на страницах «Московских церковных ведомостей» (МЦВ).

2

3

4

5

6

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.