Научная статья на тему '«я с детства видел горе…» к биографии епископа Арсения (Денисова)'

«я с детства видел горе…» к биографии епископа Арсения (Денисова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романова С. Н., Гончаров В. А.

Статья посвящена жизненному пути архипастыря, известного искусствоведа, автора широко известной книги «Православные монастыри Российской Империи», человека сложной судьбы епископа Арсения (Денисова). Публикуемые документы из фондов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, государственных архивов России и Церковно-исторического архива ПСТГУ способствуют ликвидации белых пятен в его биографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««я с детства видел горе…» к биографии епископа Арсения (Денисова)»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 11:4 (29). С. 52-69

«Я С ДЕТСТВА ВИДЕЛ ГОРЕ...»

К биографии епископа Арсения (Денисова)

С. Н. Романова, В. А. Гончаров

Статья посвящена жизненному пути архипастыря, известного искусствоведа, автора широко известной книги «Православные монастыри Российской Империи», человека сложной судьбы — епископа Арсения (Денисова). Публикуемые документы из фондов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, государственных архивов России и Церковно-исторического архива ПСТГУ способствуют ликвидации белых пятен в его биографии.

Долгое время имя епископа Арсения (Денисова) — духовного писателя, церковного историка, крупного специалиста в области церковной археологии и иконографии — было забыто, и лишь в последние годы к читателям вернулись некоторые его духовные произведения1 и появился ряд публикаций, в которых освещается его жизненный путь2. Однако в биографии епископа Арсения все еще остается немало белых пятен.

Леонид Иванович Денисов (в монашестве — Арсений) родился в Москве

11 апреля 1866 г. «от свободного союза»3. Его отец — из московских разночинцев — был врачом, мать — вольноотпущенная крестьянка Симбирской губернии, некоторое время служила актрисой Нижегородского драматического театра. Вскоре после рождения сына родители разошлись.

В 1875 г. Л. И. Денисов поступил в Нижегородскую классическую гимназию. Еще будучи гимназистом, с 15 лет стал давать частные уроки. После окончания гимназии Л. И. Денисов уехал в Москву и поступил в Московский университет.

1 Среди них: Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003, 2005; История нерукотворного образа Спасителя. СПб., 2000; Православные монастыри Российской империи. М., 2007 и др.

2 Историки и краеведы Москвы. Некрополь: Биобиблиографический указатель. М., 1996. С. 12; Козлов В. Ф. О книге «Православные монастыри Российской империи и ее авторе Леониде Ивановиче Денисове» // Отечество: Краеведческий альманах. Вып. 7 (2-е полугодие 1995 г.). М., 1996. С. 150—157; Трифон (Туркестанов), митр. Проповеди и молитвы. Материалы к жизнеописанию. М., 1999. С. 170—171; Стрижев А. Духовный писатель и мемуарист // Москва. 2003. № 7. С. 225-227.

3 ОР РГБ. Ф. 369. К. 383. Д. 17. Л. 1.

На жизнь зарабатывал репетиторством. «Моя “педагогика” оплачивалась нежирно, — вспоминал Л. И. Денисов, — и вот мой день разбивался на три части (почти ежедневно): 1) с 8 ч. до 3 ч. пополудни на лекциях; 2) потом на уроках; 3) с 8

ч. вечера на занятиях ученых обществ. А еще нужно осмыслить и впитать в себя лекции, прочесть нужную научную книгу (преимущественно, на иностранном языке), познакомиться с свежей книжкой “толстого” журнала, пробежать наскоро одну-две газеты. На сон почти не доставало времени. Прибавьте к этому хроническое недоедание, потерю времени в проезде или проходе с одного урока на другой, постоянное нервное раздражение от тупости, неразвитости или лености учеников. Все это в общем и целом ложилось тяжелым моральным и физическим гнетом на юный организм»4. Видимо, по этой причине закончить университет Леониду Ивановичу не удалось. В Московском университете он проучился семь семестров на филологическом факультете по группе языкознания; а затем — в 1907-1908 гг. — обучался в Московском археологическом институте5.

Литературная деятельность Л. И. Денисова началась в 1882 г., когда он стал писать стихи и заниматься переводами. Первым печатным произведением было стихотворение, опубликованное 26 февраля 1888 г. в московской газете «Вестник»:

Я с детства видел горе,

Нужду я с детства знал И в смысл борьбы житейской Пытливо я вникал.

Над детскою головкой Летали не мечты,

А призраки страданий,

Сиротства, нищеты.

И зажигалась искра Любви в груди моей:

Я думал всех несчастных,

Обиженных людей Пригреть своей любовью,

Сердечно обласкать,

Как плачущих малюток Порой ласкает мать6.

До 1908 г. Л. И. Денисов нигде не служил, добывая средства к жизни литературной работой.

С 1896 г. Л. И. Денисов — член Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП)7; избирается первым секретарем Церковно-археологического отде-

4 ОР РГБ. Ф. 369. К. 383. Д. 17. Л. 10.

5 См.: ЦИАМ. Ф. 376. Оп. 1. Д. 1128. Л. 1-5.

6 Там же. Л. 11.

7 Основано в 1863 г. Основные повременные и периодические издания: «Воскресные беседы», «Московские церковные ведомости», «Труды Комиссии по осмотру и изучению памят-

ла (ЦАО). За время нахождения на этой должности (1900—1903) прочитал семь рефератов по тематике отдела, регулярно публиковал на страницах «Московских церковных ведомостей» статьи по церковно-богословским вопросам, отчеты обо всех заседаниях ЦАО. С 30 декабря 1903 г. Л. И. Денисов являлся членом Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии.

15 марта 1898 г. на заседании отдела иконоведения ОЛДП Л. И. Денисов впервые выступил с докладом «Иконы Знамения как древнейший и основной тип изображений Богоматери в христианском искусстве». В докладе, сделанном

12 декабря 1900 г. на заседании Церковно-археологического отдела при ОЛДП, Л. И. Денисов высказался за «ограждение православного русского иконописа-ния» как от «иноземного влияния», так и от «нашего доморощенного невежества». Он признал справедливым «возмущение наших предков» против проникновения в русскую иконографию «латинских» образцов, ссылаясь при этом на высказывания протопопа Аввакума по поводу увлечения наших русских «иконного письма изуграфов» картинами «латинских и люторских» мастеров8.

В этот период вышел ряд иконографических работ Л. И. Денисова, в частности «История подлинного Нерукотворного образа Спасителя» (М., 1894), «Как писать икону св. мученика Трифона» (М., 1901), «О памятниках древнерусской иконописи в Берлюковской пустыни» (М., 1901), «Чудотворный образ Всемилостивого Спаса в часовне у Москворецкого моста в Москве» (М., 1903). В журнале «Вера и церковь» (1903. Т. 1) им опубликован реферат об иконографии старца Серафима Саровского, прочитанный на заседании Церковно-археологического отдела.

Л. И. Денисов является также составителем «Жития преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца» (М., 1904) и самого авторитетного историко-церковного справочника «Православные монастыри Российской империи» (М., 1908). Эти труды принесли Л. И. Денисову известность в широких церковных и научных кругах.

После смерти жены — Варвары Никитичны (урожденной Козловой, дочери московского иконописца Никиты Козлова) — Л. И. Денисов 18 октября 1908 г. был пострижен в монашество Синодальным ризничим Гавриилом9 под именем

ников церковной старины (вышло четыре тома)», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (12 книг в год). Фонд Общества любителей духовного просвещения хранится в ОР РГБ.

8Денисов Л. И. Каким требованиям должна удовлетворять православная икона? М., 1901 (отд. оттиск из: Вера и церковь. № 4. 1901. С. 9-10).

9 Гавриил (Чепур; 1874—1933) — архиепископ. Принял монашество (1896). Преподавал в Новгородской духовной семинарии, в Александровской (Ардонской) миссионерской семинарии (с 1899 — инспектор), инспектор Могилевской духовной семинарии (1901). Ректор Полтавской духовной семинарии (1902). Синодальный ризничий (1906). Ректор Вифанской духовной семинарии (1908). Епископ Измаильский (1910), переименован в епископа Аккер-манского (1911). В 1918 г. выслан румынскими властями из Бессарабии. Епископ Челябинский и Троицкий (1918). Эмигрировал в Югославию (1920). В конце жизни проживал на покое в одном из монастырей в Сербии.

Арсения10. В газете «Петербургский листок» от 2 ноября того же года сообщалось: «На днях в храме Двунадесяти Апостолов, что при Синодальной библиотеке в Кремле, за всенощным бдением было совершено пострижение в монашество известного духовного писателя, действительного члена Общества любителей духовного просвещения Леонида Ивановича Денисова. Он около 20 лет состоит сотрудником “Церковных ведомостей”, где поместил массу статей по религиозным вопросам и церковной археологии... Пострижение совершил отец архимандрит Гавриил. Новопостриженому наречено имя Арсений, и он на днях будет рукоположен в иеромонахи. Постриженик назначен на должность помощника Синодального ризничего»11.

23 октября 1908 г. монах Арсений был рукоположен во иеродиакона преосвященным Анастасием, епископом Серпуховским12, на следующий день рукоположен в иеромонаха преосвященным Василием, епископом Можайским13, а 25 октября назначен помощником Синодального ризничего в Московском Кремле14.

В мае 1911 г. о. Арсений был награжден наперсным крестом.

С 1909 г. о. Арсений состоял действительным членом Московского археологического института и членом Общества вспомоществования недостаточным слушателям института, входил в состав редакционной комиссии Комитета по составлению научной описи Патриаршей Ризницы15 и Комиссии по описи древ-

10 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.

11 Цит. по: Стрижев А. Духовный писатель и мемуарист // Москва. 2003. № 7. С. 225.

12 Анастасий (Грибановский; 1873—1965) — митрополит. В 1906 г. епископ Серпуховской. С 1914 г. епископ Холмский и Люблинский. С 1915 г. епископ Кишиневский. В 1916 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 г. эмигрировал в Константинополь. Участник Карловацкого зарубежного церковного съезда. В 1935 г. митрополитом Антонием (Храповицким) возведен в сан митрополита. С 10 октября 1936 г. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви и председатель Архиерейского Синода. Ушел на покой по старости в 1964 г., сохранив почетное председательство в Синоде.

13 Василий (Преображенский; 1854—1915) — епископ Можайский, викарий Московской епархии, духовный писатель, монархист, почетный член Русского Монархического Собрания в Москве.

14 См.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 2. Л. 5. Синодальная (Патриаршая ризница) Московского Кремля — одна из богатейших русских ризниц. Здесь, кроме драгоценной утвари, одежд, икон, хранился священный сосуд «алавастр», в котором из Константинополя кн. Владимиром было привезено Святое миро. К началу XX в. Патриаршая ризница включала богатейшее собрание церковных древностей, старопечатные издания и письменные источники, предметы, принадлежавшие русским патриархам, митрополитам и воспринималось современниками как Синодальный исторический музей. В XIX в. ризница была открыта для бесплатного посещения. Синодальным ризничим и настоятелем московской синодальной церкви во имя 12 апостолов с апреля 1908 г. по май 1914 г. являлся архимандрит Димитрий (Добросердов Иван Иванович; 1865—21.09.1937; священномученик).

15 См.: ЦИАМ. Ф. 376. Оп. 1. Д. 1128. Л. 1—5. Комитет создан в 1909 г. под председательством прокурора Московской Синодальной конторы, куда были приглашены лица, известные своими научными изысканиями: товарищ Председателя Исторического музея князь П. С. Щербатов, хранитель этого музея А. В. Орешников, директор Архитектурного института А. И. Успенский, директор Живописной палаты при Донском монастыре К. П. Степанов, хранитель Оружейной палаты В. К. Трутовский, синодальный ризничий Димитрий (Добросердов), заведующий Синодальной библиотекой Н. Попов.

них антиминсов, хранившихся в ризнице16. В 1912 г. он являлся членом Московской церковной комиссии по чествованию исторических событий 1612, 1613, 1812 и 1861 гг., участником Предварительного съезда по устройству Первого Всероссийского съезда деятелей музеев17. В октября 1913 г. награжден юбилейной медалью «В память 300-летия Дома Романовых».

С осени 1914 г. о. Арсений — член братства прп. Саввы Сторожевского для вспомоществования нуждающимся воспитанникам Звенигородского духовного училища; член-корреспондент Московского археологического общества18.

15 мая 1914 г. в Большом Успенском соборе епископ Дмитровский, первый викарий и управляющий Московской митрополией преосвященный Трифон19

16 Комиссию по описи хранившихся в ризнице древних антиминсов возглавлял архимандрит Димитрий (Добросердов).

17 Первый съезд деятелей музеев предполагалось провести в январе 1915 г., но он не состоялся из-за начавшейся Первой мировой войны.

18 Московское археологическое общество (МАО) — научное общество, существовавшее в 1864—1922 гг. Основано по инициативе графа А. С. Уварова (первый председатель общества). Общество издавало «Древности. Труды МАО» (т. 1-25, 1865-1916), «Древности. Археологический вестник» (1867), «Археологические известия и заметки» (1893-1899); отдельными сериями выходили труды комиссий. В 1923 г. прекратило свое существование. Фонд МАО хранится в ЦИАМ.

19 Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов) (1861-1934) — митрополит. С 1901 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (на покое со 2 июня 1916 г.). С 1923 г. — в сане архиепископа, с 14 июля 1931 г. — в сане митрополита; умер 14 июля 1934 г. На кончину митрополита Трифона епископ Арсений (Денисов) написал следующее стихотворение:

В последний раз я поднимаю чашу -Увы, заупокойную, друзья.

Я вместе с вами пью за радость нашу,

Что нам светила в мраке бытия.

Померк тот светоч, что зарею ясной Горел, грозя угаснуть каждый миг,

Своей душой, глубокой и прекрасной,

Он многое, нам тайное, постиг.

Он утешал страдальцев безымянных,

Больных душой он кротко исцелял,

И много шло, и званных и незваных,

К его огню, что в нем для нас сиял.

И много слез, горючих слез страданий,

Он осушил, смягчил он много мук,

И много благодарственных лобзаний За долгий век его коснулось рук.

Теперь заснув в надежде воскресенья,

Как белый Ангел в небе голубом,

Он отлетел, оставив нам мученья С тоской пожизненной по нем.

В свой час ушел он из земной юдоли,

Наш срок идти за ним уж недалек,

Сейчас осиротевши поневоле,

Придем к нему и мы в его чертог.

(Цит. по: Трифон (Туркестанов), митр. Проповеди и молитвы. Материалы к жизнеописанию. М., 1999. С. 195).

возвел иеромонаха Арсения в сан игумена. На следующий день он был назначен исправлять должность Синодального ризничего и настоятеля собора Двенадцати апостолов Московского Кремля, а 25 мая того же года в Богородицкой церкви Богоявленского монастыря преосвященным Трифоном возведен в сан архимандрита. Проживал о. Арсений в помещении на третьем этаже здания церкви Двенадцати апостолов, окна которого выходили на Сенатскую площадь, что предоставляло «обширное сравнительно поле для наблюдений: в обыкновенное время — наплыва богомольцев (особенно в пасхальные дни), крестных ходов и военных парадов, а в революционные дни — стечения народа на митинге у Царь-пушки и у памятника Александру III, и военных постов юнкеров с пушками и пулеметами»20.

Во время октябрьских событий 1917 г. во все дни обстрела Московского Кремля о. Арсений оставался там. В 1932 г. он по просьбе В. Д. Бонч-Бруевича21, собиравшего свидетельства очевидцев взятия Кремля красногвардейцами, составил записку «Первые дни Февральской и Октябрьской революции 1917 года в Московском Кремле»22.

В этих записках представляет интерес оценка о. Арсением отношения православного духовенства к монархии. По его мнению, оно было «если не остро отрицательное, то глубоко индифферентное.

Монархизм духовенства проявился ярко несколько позже, в пору гражданской войны. На это нельзя закрывать глаза. Но в первые дни февральской революции подобное явление было незаметно; во всяком случае, оно не высовывалось на вид. Молодые монахи и либеральные “батюшки” неизвестно чему бессознательно радовались и ходили гоголем, точно их рублем одарили. Пожилые монастырские “старцы” и маститые отцы протоиереи, поседевшие в консисторских интригах, вели себя уклончиво, сумрачно отмалчивались. Мелкая духовная челядь “дерзала”: пела под пьяную руку революционные песни, ходила на митинги, даже “выступала” на них перед жадно глазевшим на новинку столичным сбродом.

А в церквах по-прежнему, по заведенной рутине, молились “о благочестивейшем, самодержавнейшем”. Впрочем, здесь низкая братия была не виновата: она обращалась за разъяснениями и указаниями к церковным властям, но те как-то мялись и отнекивались либо отвечали: “Делайте как хотите”. Они ссылались при этом, что нет еще “указа” из Святейшего Синода. Рутина царила вовсю, инициативе не было места.

“Указа” дождались лишь тогда, когда установилось Временное правительство. Стали молиться за “благоверное” Временное правительство, причем переборщили: начали на молебнах провозглашать ему “многая лета”»23.

20 ОР РГБ. Ф. 369. К. 383. Д. 19. Л. 3.

21 Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873-1955) — советский партийный и государственный деятель, доктор исторических наук. В 1917-1920 гг. управделами Совнаркома РСФСР. С 1933 г. директор Государственного литературного музея в Москве. Участник подготовки и проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С 1946 г. директор Музея истории религии и атеизма.

22 ОР РГБ. Ф. 369. К. 383. Д. 19. Л. 1-16. Опубликовано впервые М. И. Одинцовым (см.: Исторический архив. 1997. № 3. С. 69-76.

23 ОР РГБ. Ф. 369. К. 383. Д. 19. Л. 7-8.

Сам о. Арсений встретил Февральскую революцию следующими стихами:

Взвейтесь, красные знамена!

Громче бейте в барабан!

Слава русскому народу За добытую свободу:

Ненавистный пал тиран!..24

Отрезвление пришло быстро. «Наступает октябрь. Кошмар принял затяжную форму. Развал усилился донельзя. Россия трещит по швам. Автономия Польши. Самостийность Украины. Новоявленные краткосрочные республики в Сибири, Поволжье, на Черном море. Немцы в России. Отчаянная борьба партий. Полная компрометация Временного правительства; его авторитет никем уже не признается»25.

Архимандрит Арсений был свидетелем трехдневной осады и артиллерийского обстрела Московского Кремля и оставил яркие воспоминания об этих событиях. В результате обстрела Патриаршая ризница была превращена в груды кирпичных обломков, собор Двенадцати апостолов варварски разрушен.

Обследовавшие состояние Кремля и его святынь митрополиты Тихон26, будущий Патриарх Московский и всея России, и Вениамин27 докладывали Поместному Собору: «.Храм святых 12 апостолов — прежнее патриаршее помещение — пострадал очень сильно. Когда мы проходили к нему, нам показали лужу свежей крови и плавающие в ней мозги. Здесь был убит снарядом юнкер. Храм святых Апостолов снаружи очень пострадал, а один снаряд пробил храм насквозь и попал, с одной стороны, в икону святителя Ермогена, а с другой стороны, в Распятие и отбил у Распятого Спасителя руки. Тело Его, как бы окровавленное, висит на кресте. Священные сосуды с святым миром остались в целости и сохранности. Стекла в храме разбиты. От снаряда пострадала келья вверху, где живет иеромонах, но мы туда не поднялись. Осмотрев храм, мы отправились в Чудов монастырь. Церковь здесь цела, но митрополичьи покои очень пострадали. В них попали три больших снаряда. Один снаряд попал в находящуюся внизу иконную лавку, где в это время был ризничий. Он получил контузию»28.

23 декабря 1917 г. о. Арсений стал членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Московском совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (где пробыл до июня 1920 г.). Состоял секретарем музейного отдела

24 ОР РГБ. Ф. 369. К. 383. Д. 19. Л. 4.

25 Там же. Л.9.

26 Тихон (Беллавин Василий Иванович; 1865 — 7.04.1925) — святитель; митрополит (1905 -1917); Патриарх Московский и всея России (5 (18).11.1917 — 1925). Канонизирован в лике святителей в 1989 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873 — 13.08.1922) — священномученик, митрополит. В 1910 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. 25.05.1917 г. избран митрополитом Петроградским и Ладожским с оставлением в сане архиепископа. С 13.08.1917 г. митрополит. В 1922 г. арестован и осужден по «делу петроградского духовенства». Расстрелян. Причислен к лику святых в 1992 г.

28 Цит. по: Православная Москва в 1917-1921 годах. М., 2004. С. 116.

комиссии, занимался вопросами, связанными с приемом и охраной дворцового имущества и реставрацией Патриаршей ризницы29.

До переезда советского правительства в Москву охрана Кремля была плохо организована. 30 января (12 февраля) 1918 г., войдя в ризницу, о. Арсений, его келейник, подрядчик Кулаков и двое мастеров обнаружили, что решетка в окне взломана и похищены самые ценные предметы30. Это событие привело к тому, что попечительство над имуществом ризницы было передано Оружейной палате в лице ее хранителя В. К. Трутовского31.

Синодальным ризничим о. Арсений оставался до апреля 1918 г. (в марте он был причислен к Донскому монастырю). Затем перешел на гражданскую службу: являлся сотрудником Главного управления архивным делом (с 16 сентября по 15 октября 1918 г.), исполняющим обязанности архивариуса Государственного архивного фонда, заведующим архивом бывшей Московской духовной консистории (с 15 октября по 15 декабря 1918 г.), сотрудником отдела научных библиотек Наркомпроса (с 16 декабря 1918 г. по 15 марта 1919 г.), заведующим филологической библиотекой Наркомпроса (с 15 марта 1919 г. по 24 марта 1920 г.), ученым секретарем библиографического отдела Госиздата (с 3 февраля по 15 августа 1920 г.), секретарем Центральной Книжной Палаты (с 16 февраля 1920 г. по февраль 1921 г.), заведующим Музеем книги при той же Палате (с 1 февраля по

14 июля 1921 г.). Им собрано около 14 тыс. книг, поступивших в Румянцевскую библиотеку (ныне Российская государственная библиотека)32.

В конце декабря 1920 г. о. Арсений был избран членом Русского библиографического общества при Московском университете33.

29 См.: ОР РГБ. Ф. 369. К. 425. Д. 31. Л. 14. В соответствии с распоряжением наркома по просвещению А. В. Луначарского от 3 января 1918 г., все памятники искусства и старины, находившиеся в Кремле, объявлялись собственностью Республики и передавались в Наркомат имуществ. В его подчинение вошла и созданная в Москве Комиссия по охране памятников искусства и старины при Моссовете. После сояздания в мае 1918 г. Отдела Наркомпроса по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Комиссия была подчинена данному отделу. Материалы Комиссии по охране памятников искусства и старины хранятся в ЦИАМ.

30 См.: Павлович М. К. Документы по истории Патриаршей ризницы из архива музея-заповедника «Московский Кремль». История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 1994 г. Ростов, 1995 —

.

31 См.: Васильева О. Ю., КнышевскийП. Н. Красные конкистадоры. М., 1994. С. 51. В марте 1918 г. преступление было раскрыто помощником начальника уголовно-розыскной милиции И. А. Свитневым. Часть ценностей была обнаружена и передана в Оружейную палату. Однако многие из православных реликвий утеряны безвозвратно, превратившись в слитки золота и горсти драгоценных камней. Две чрезвычайно ценные старинные камеи нашлись за рубежом и вернулись на родину лишь в 1968 г.

32 См.: ОР РГБ. Ф. 369. К. 425. Д. 31. Л. 15. 26 ноября 1918 г. Совет народных комиссаров издал декрет «О порядке реквизиции библиотек, книжных складов и книг вообще». 17 января 1920 г. вышло постановление СНК «О порядке сбора и использования литературы, изъятой у белогвардейцев». 20 апреля 1920 г. Совнарком издал очередной конфискационный акт — декрет «О национализации книг и иных печатных произведений». Вероятно, какая-то часть книг, собранных Арсением (Денисовым), была из этих категорий.

33 Создано в 1900 г. в результате преобразования Московского библиографического кружка (1889-1900). Закрыто в 1930 г.

После октябрьского переворота о. Арсений испытывал сильную нужду. В июне 1918 г. он переселился из Кремля в город. Одно время жил почти на иждивении на квартире у архиепископа Трифона (Туркестанова)34.

Новый этап богослужебной деятельности о. Арсения начался в 1921 г. С мая 1921 г. по июль 1923 г. он занимал должность настоятеля Знаменской церкви на Шереметевом дворе35. «Вышел, потому что не сошелся с черносотенно настроенным церковным советом»36, — так объяснил причину ухода о. Арсений в автобиографии.

С июля 1923 г. по октябрь 1927 г. о. Арсений проживал в Москве и был безработным. Известно, что 22 июня 1925 г. митрополит Нижегородский Сергий37 направил Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру38 письмо, в котором сообщал: «Сегодня же явился ко мне с письмом владыки а[рхиепископа] Трифона о[тец] архимандрит Арсений, рекомендуемый им и также от Вашего имени на одно из Нижегородских викариатств. И я говорил с ним уже о Лукоянове39, хотя и не делал окончательного заключения»40. Однако назначение не состоялось.

В октябре 1927 г. о. Арсению все же вновь была предоставлена возможность трудиться на церковной ниве. Согласно сведениям, изложенным в публикуемой ниже автобиографии, он был хиротонисан во епископа Ефремовского, викария

34 С 1918 г. владыка жил в Москве у своего брата Александра по адресу: угол Мерзляковского и Хлебного переулков, д. 1. Затем переехал на Знаменку, к сестре Екатерине Петровне Бутурлиной.

35 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 230. Л. 149-150. Знаменский храм на Шереметевом дворе расположен в центре Москвы, в Романовом переулке. В 1929 г. закрыт и вскоре оказался на территории Центральной Кремлевской больницы, построенной в 1930 г. и поглотившей бывшие графские владения. Возвращен РПЦ в декабре 2006 г.

36 ОР РГБ. Ф. 369. К. 383. Д. 17. Л.15.

37 Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867-15.05.1944) — Патриарх Московский и всея Руси. В 1901 г. хиротонисан во епископа. С 1905 г. архиепископ Финляндский и Выборгский. С 1911 г. член Святейшего Синода. С 1917 г. архиепископ Владимирский и Шуйский. С ноября 1917 г. митрополит. В 1922, 1923 гг. подвергался арестам. В июне 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В августе 1923 г. принес покаяние. С марта 1924 г. митрополит Нижегородский. По завещательному распоряжению митрополита Петра (Полянского) от 6 декабря 1925 г. назначен первым кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. С декабря 1925 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В ноябре 1926 г. — марте 1927 г. в тюремном заключении. С 1934 г. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский. С 1936 г. Патриарший Местоблюститель. С 19 сентября 1943 г. Патриарх Московский и всея Руси.

38 Петр (Полянский Петр Федорович; 1862-10.10.1937) — митрополит, Патриарший Местоблюститель, священномученик. Состоял в секретариате Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. В сентябре 1920 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. В 1921 г. подвергался арестам. В 1921-1923 гг. в ссылке. С 1923 г. архиепископ Крутицкий. С 1924 г. митрополит, член Священного Синода. По завещательному распоряжению св. Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. назначен третьим кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. 12 апреля 1925 г. Собором сорока пяти епископов избран Местоблюстителем Патриаршего Престола. С декабря 1925 г. в заключении. Расстрелян.

39 Имеется в виду Лукояновское викариатство Нижегородской епархии.

40 Документы Патриаршей канцелярии 1925-1926 годов // Вестник церковной истории. М., 2006. С. 56-73.

Тульской епархии. Эту должность он исполнял со 2 октября 1927 г. по 25 сентября 1929 г. и жил в городе Ефремове. После закрытия Троицкого храма в Ефремове он вернулся в Москву. 25 сентября 1929 г. получил назначение на должность епископа Марийского, однако поехать на жительство в Йошкар-Олу отказался, и 11 октября 1929 г. был уволен за штат. До 4 мая 1930 г. проживал в Кашире. 27 июня 1930 г. епископ Арсений получил удостоверение как бывший служитель культа41. Найденные архивные документы позволяют существенно уточнить места и даты служения епископа Арсения.

22 марта 1931 г. епископ Арсений обращался с заявлением к П. Г. Смидо-вичу42 с просьбой помочь устроиться на службу. «Не ищу причисления себя к инвалидам, — писал он, — не прошу никакой пенсии за мои прежние труды. Просто я хочу трудиться в условиях равноправного гражданства на пользу социалистического отечества. Вместе с тем прошу о восстановлении меня в правах, так как я до сих пор лишенец, в силу того, что был служителем культа, каковым не состою теперь»43. Как следует из этого заявления, с 30 июня 1930 г. епископ Арсений работал как переводчик (по договору) при издательстве «ACADEMIA». Обратный адрес на письме указан: Лосиноостровск, ул. Ульяновская, дом 62 А.

Имело ли это обращение какой-либо эффект — неизвестно. Судя по документам, епископ Арсений, по крайней мере до марта 1934 г., занимался у Бонч-Бруевича библиографической работой по религиозным движениям Востока, Запада и России (сектантству)44. «Еп. Арсений, как тебе, кажется, известно, переоделся в светское платье, — писал об этом периоде жизни владыки митрополит Трифон в одном из писем духовному чаду, — не служит, занимается литературными трудами и меня не посещает. Вероятно, стесняется своего костюма»45.

С 25 апреля 1935 г. по 19 сентября 1938 г. епископ Арсений проживал на квартире Е. И. Лисиной в г. Талдоме и работал переводчиком в издательстве «ACADEMIA». Лисина, будучи допрошена в 1940 г. в качестве свидетеля по уго-

41 Согласно списку архиереев, составленному в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия»: «19.09.1927 хиротонисан во епископа Марийского, викария Нижегородской епархии; в 1928-1929 гг. епископ Ефремовский, викарий Тульской епархии» (Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 724).

42 Смидович Петр Гермогенович (1874-1935) — советский партийный и государственный деятель. Входил в Центральный совет Союза воинствующих безбожников. Председатель Комиссии по делам сектантов при Политбюро ВКП (б) (1922). Член Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б) (1922-1929). Глава Секретариата по делам культов при председателе ВЦИК (1924-1929), затем председатель Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. 16 июня 1931 г. на заседании комиссии под руководством Смидовича было принято решение об уничтожении храма Христа Спасителя. В этом же году награжден орденом Ленина.

43 ОР РГБ. Ф. 369. К. 264. Д. 42. Л.1.

44 См.: ОР РГБ. Ф. 369. К. 383. Д. 17; Д. 20. Согласно списку архиереев, составленному в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия», епископ Арсений (Денисов) с марта 1931 г. занимал должность епископа Каширского, викария Московской епархии; с декабря 1931 г. епархией не управлял» (см.: Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 724).

45 Трифон (Туркестанов), митр. Указ. соч. С. 170.

ловному делу С. В. Касаткина, дала показания об обстоятельствах выезда епископа Арсения из Талдома: «С полуденным поездом из г. Москвы к Денисову в г. Талдом 18—19 сентября приехали две женщины, одной из них лет 50—55, другой — лет 35. С ними был мальчик лет 15. После их приезда Денисов тут же собрал вещи и с ними уехал. Когда я спросила о том, куда он едет, Денисов ответил: “В Москву”»46. Не исключено, что эти женщины предупредили епископа Арсения о грозящей ему опасности и он скрылся от ареста. Возможно, им каким-то образом стало известно, что сотрудники НКВД разыскивают епископа Арсения (может быть, в связи с арестом заведующего издательством «ACADEMIA» Я. Д. Янсона, приговоренного к расстрелу 1 сентября 1938 г., или кого-то из духовных детей или близких связей епископа Арсения)47.

Вопрос о владыке Арсении был задан и подследственному С. В. Касаткину. Его ответ зафиксирован в протоколе допроса, приобщенном к следственному делу: «Познакомился с проживавшим в одном дому с Вознесенским неким архиереем Денисовым Арсением Ивановичем, который до революции жил в Палестине и знает восточные языки, являлся он обновленцем, я с ним по религиозным взглядам не сошелся, так как он ругал патриарха Тихона, а также обновленца митрополита Введенского»48.

Насколько все это соответствует действительности — сказать затруднительно. По крайней мере, проживание епископа Арсения в Палестине архивными документами не подтверждено. Гораздо больший интерес вызывает вопрос, в связи с чем в 1940 г. органы заинтересовались епископом Арсением? Был ли он арестован? Или на него дал показания кто-то из подследственных, или поступил донос и его разыскивали? Сведениями о его судимости ФСБ РФ не располагает, однако не всегда удается найти такую информацию в соответствующих учетах. Вопрос остается открытым.

По некоторым неподтвержденным документами свидетельствам скончался епископ Арсений во время войны, от голода (но где? в эвакуации? в лагере?). Отпевали его заочно49.

46 См.: ГА РФ. Ф. 10035. Д. 30139. Л. 139.

47 В качестве одной из версий можно предположить, что этими женщинами были духовные дети Трифона (Туркестанова) — сестры Варвара Тимофеевна Федулова (1883-1972; в 1938 г. ей было 55 лет) и Мария Тимофеевна Злобина (1903-1985; в 1938 г. ей было 35 лет).

48 ГА РФ. Ф. 10035. Д. 30139. Л. 69.

49 См.: Трифон (Туркестанов), митр. Указ. соч. С. 170.

Приложение 1

№ 1

Заявление архимандрита Арсения (Денисова) в Московский епархиальный совет по поводу причисления его к какой-либо приходской церкви в Москве

30 июня (13 июля) 1920 г.

Настоящим позволяю себе высказать согласие с моим духовным настроением и ходом моих мыслей пожелание, чтобы Совет причислил меня в качестве духовного руководителя прихода к какой-либо церкви приходской в Москве, в районе моего жительства. С своей стороны заявляю, что приложу все старания направить на надлежащее духовное русло религиозную жизнь приходской общины. Средствами для этой цели необходимыми считаю лекции для интеллигентных слоев населения на религиозные темы, богослужебные беседы для простецов, катехизические наставления для детей — все это в дни и часы по соглашению с приходским советом; устройство возможно торжественных богослужений в праздничные и воскресные дни, а также и в кануны их; проповеди морального характера за богослужением; общую исповедь в постоянно расширяющемся концентрическом круге, ответы на предлагаемые прихожанами вопросы; разного рода духовные и житейские советы и указания, даваемые по требованию обстоятельств по мере спайки с паствой. Официальным настоятелем с совершением обязательных седмичных треб и с определенным доходом или вознаграждением я не желал бы быть. Общее пение мне кажется очень важным, и я постарался бы его устроить, — но, к сожалению, сам руководить им не могу. Адрес мой: угол Мерзляковского и Хлебного пер., дом № 1 (бывший Титова), кв. 50 (А. П. Туркестанова). Телефон № 5-57-70. Лично бываю дома до 10 час. утра и вечером с 5 часов дня. Днем служу: должность моя — ученый секретарь библиографического отдела Государственного издательства (Малая Никитская, дом № 6).

Архимандрит Арсений Денисов

Архив ПСТГУ. Копия. Рукопись.

№ 2

Заявление епископа Арсения (Денисова) председателю Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК П. Г. Смидовичу

22 марта 1931 г.

Обращаюсь к Вам с просьбой по личному делу.

Советская власть призывает всех граждан Советского государства к труду для участия, по мере сил и способностей, в социалистическом строительстве.

Я умею трудиться и тружусь с 15-ти лет. Несмотря на свои 65 лет, я совсем не потерял трудоспособности. Не ищу причисления себя к инвалидам, не прошу никакой пенсии за мои прежние труды. Просто я хочу трудиться в условиях равноправного гражданства на пользу социалистического общества. Прошу дать мне возможность применить к делу мои разнообразные познания. Трудиться я могу в области литературной, библиотечной и музейной. Я знаю и могу переводить с пятнадцати иностранных языков, но только не по технике, с которой не знаком. Подробные сведения о себе (род curriculum vitae) прилагаю при сем50. При личном свидании я предъявлю имеющиеся у меня докумен-

50 См. документ № 3.

ты. На советской службе я был с 23 декабря 1917 по 14 июля 1921 года, когда вышел в отставку добровольно. Прошу рассмотреть мою анкету, лично переговорить со мною, причем я могу дать дополнительные требуемые сведения, и помочь мне пристроиться к полезной деятельности, в форме ли службы, или в виде какой-либо сдельной работы по моим специальностям. С 30 июня 1930 я уже работаю как переводчик, при издательстве «Academia» (работа сдельная). Вместе с тем прошу о восстановлении меня в правах, так как я до сих пор лишенец, в силу того, что был служителем культа, каковым не состою теперь, как видно из моего документа, с 27 июня 1930, а с 30 июня 1930 занимаюсь всецело литературной деятельностью.

Арсений Денисов (Лосиноостровск, Ульяновская улица, дом № 62А)

ОР РГБ. Ф. 369. К. 264. Д. 42. Л. 1-2. Подлинник. Рукопись.

№ 3

Автобиография епископа Арсения (Денисова)

22 марта 1931 г.

Денисов, Арсений Иванович51

Место рождения — Москва.

Родился в 1866 году, 11 апреля.

Учился в классической гимназии, в Московском университете, на филологическом факультете, по группе языкознания и в Московском археологическом институте. Был членом Археологического института с 1919, Археологического общества с 1914 и Русского библиографического общества с 1920 года.

Пишу и печатаюсь с 1888 года. Как многие, начал стихотворением («Я с детства видел горе»), напечатанном в московской газете «Вестник» 26 февраля 1888 года. Писал светские и духовные произведения. Назову более крупные по объему. В 1893 появился мой перевод Тертуллиана с латинского языка, с статьями другого автора и под его фамилией. В 1898 — «Сыны света», сборник моих повестей; в 1904 — «Жизнь Серафима Саровского»; в 1908 — «Православные монастыри Российской империи», с обильной библиографией. Брошюры: в 1894 — «Подснежники», в 1901 — «Антар», одноактная пьеса в стихах на арабский сюжет, в 1908 — «Печатник Иван Федоров и Иоганн Гуттенберг», с синхронистической таблицей распространения книгопечатания. В 1923 — перевод книжки Кунова, с немецкого, «Происхождение семьи и брака», в издании «Земля и Фабрика».

В настоящее время закончен мною перевод с французского (отчасти с латинского и испанского) сочинения Хуана Антонио Льоренте «Критическая история испанской инквизиции», в четырех томах, с 1500 моих примечаний, для издательства «Academia». Знаю (и умею переводить с них) следующие иностранные языки: греческий древний, византийский средневековый, новогреческий литературный, латинский классический, латинский средневековый, французский, итальянский, испанский, немецкий, английский, шведский, чешский, польский, сербский, болгарский. Говорю лучше всего по-французски. Знаю немного (но переводить связного текста не могу) языки: санскритский, коптский, древнееврейский, арабский, персидский, татарский, румынский.

До 1908 года нигде не служил, добывал средства к жизни литературной работой. Да и вообще я тружусь с 15-ти лет.

51 Здесь и далее выделено автором.

В 1908 вступил в духовное звание. С октября 1908 по май 1914 в сане иеромонаха был помощником Синодального ризничего в Московском Кремле, при церкви 12-ти апостолов. С мая 1914 по апрель 1918 в сане архимандрита был там же Синодальным ризничим. Заведуя Патриаршей ризницей, я с 1908 по 1917 изучал прикладные искусства, имеющие отношение к музейному делу: эмали, шитье, низанье, гравировку и ювелирное дело. С 1914 по 1917 был преподавателем французского языка в Московской Духовной семинарии. С 23 декабря 1917 года по июнь 1920 был членом комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. С 16 сентября по 15 октября 1918 был сотрудником Главного управления архивным делом. С 15 октября по 15 декабря 1918 был заведующим архивом бывшей Московской Духовной консистории (IV отдел, 2-я секция). С 16 декабря 1918 по 15 марта 1919 был сотрудником отдела научных библиотек Наркомпроса. С

15 марта 1919 по 24 марта 1920 был заведующим филологическим отделением научной библиотеки Наркомпроса (собрал свыше 10 000 книг, поступивших в Ленинскую библиотеку; прочел для сотрудников лекцию по истории книгопечатания, с демонстрацией старопечатных книг и гравюр). С 3 февраля по 15 августа 1920 был ученым секретарем библиографического отдела Госиздата. С 16 августа 1920 по февраль 1921 был членом коллегии и первым секретарем Российской центральной книжной палаты. С 1 февраля по 14 июля 1921 был заведующим Музеем книги (по истории книгопечатания, переплетов и иллюстраций) при той же Палате (собрано свыше 3000 книг, которые перешли в Ленинскую библиотеку). В июле 1921 года вышел в отставку по своему прошению.

С 2 октября 1927 по 25 сентября 1929 был епископом Ефремовским, викарием Тульской епархии. 25 сентября 1929 был назначен епископом Марийским (с пребыванием в Йошкар-Оле), но отказался и туда не поехал. С 11 октября 1929 считался заштатным. С этого числа я ни разу не служил в церкви. С 13 мая 1930 проживаю в Лосиноостровске (Ульяновская улица, дом № 62А). 27 июня 1930 мне выдано удостоверение личности, как бывшему служителю культа. С 30 июня 1930 я занимаюсь исключительно литературной деятельностью; работаю, как переводчик, при издательстве «Academia» (по издательскому договору от этого числа).

Арсений Денисов

ОР РГБ. Ф. 369. К. 264. Д. 42. Л. 3-6. Подлинник. Рукопись.

Приложение 2

Основные труды епископа Арсения (Денисова)

Ад и рай. Святоотеческое учение о вечных муках ада и вечном блаженстве рая и видение Рая святыми / Сост. Леонид Денисов. М., 1900. Переиздания: 1901, 1903, 1907, 1912,

1914, 1996.

Акафист святым мученикам Вере, Надежде и Любви и матери их Софии, их же память празднуется месяца септемериа в 17 день / Сост. Леонид Денисов. СПб., 1893.

Благоговейные мысли на каждый день года: Из творений св. Ефрема Сирина / Избрал Леонид Денисов. М., 1894. Переиздание: 1996.

Блаженны милостивые! Изъяснение евангельской заповеди блаженства на примерах из жизнеописаний св. милостивых: Мартина, епископа Турского, Павлина, епископа Ноланского, Вонифатия, епископа Ферентийского, Григория Двоеслова, папы Римского, Иоанна, патриарха Александрийского, праведного Филарета, Николая Чудотворца, архиепископа Мир-Ликийского, преподобного Феофана. С прил. Святоотеческих поучений о милосердии к ближним / Сост. Леонид Денисов. М., 1905.

Великий пост: Святоотеческое учение о посте и беседы христианина с своей душой во дни св. четыредесятницы / Сост. Леонид Денисов. М., 1898. Переиздание: 2000.

День Св. Троицы. Сошествие Св. Духа на апостолов, празднование Пятидесятницы в Православной Церкви и богослужение в Троицын день / Сост. Леонид Денисов. М., 1900.

Душеспасительные беседы о покаянии: Из творений св. Ефрема Сирина / Избрал и на каждую неделю года расположил Леонид Денисов. М., 1894. Переиздание: 2000.

Ежечасные молитвенные обращения кающегося грешника к предстательству Пресвятой Богородицы: Из творений св. Ефрема Сирина / С греч. перевел и на каждый час дня расположил Леонид Денисов. М., 1900. Переиздание: 1907, 1996.

Жизнь в христианской семье. Рассказы об отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами по примерам богоугодной жизни святых и по указаниям опыта людей благочестивых / Собрал Леонид Денисов. М., 1903. Переиздание: 1915.

Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С историч. очерками Саровск. пустыни и женск. монастырей, основанных под благодатным воздействием преп. Серафима / Сост. Л. И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. М., 1904. Репринт. изд.: 2003, 2005.

Житие, чудеса и открытие честных мощей новоявленного угодника Божия св. Феодосия Углицкого, архиепископа и чудотворца Черниговского / Сост. Леонид Денисов. М., 1897.

Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни / Испр. и доп. Леонид Денисов. М., 1898.

История подлинного нерукотворного образа Спасителя, на основании свидетельства византийских писателей. М., 1894. Перед загл. авт. — Леонид Денисов. Переиздание: 2000.

К прославлению преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца / Сост. Леонид Денисов. М., 1903.

Как писать икону св. мученика Трифона? Реферат, чит. 21 марта 1901 г. в заседании Церковно-археолог. отд. при О-ве любителей духовного просвещения секретарем Отд. Л. И. Денисовым. М., 1901.

Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела? Учение православ. церкви о мытарствах, излож. в откровении ангел. преп. Макарию Александрийскому о загроб.

состоянии душ человеч. и о днях церк. поминовения усопших в святоотеч. творениях и в повествовании преп. Феодоры / Сост. Леонид Денисов. М., 1900. Переиздание: 1908, 1996.

Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?: Реферат, чит.

12 дек. 1900 г. в заседании Церковно-археол. отд. при О-ве любителей духовочного просвещения. М., 1901. Перед загл. авт. — Л. И. Денисов.

Карманная псалтирь блаженного Августина. С предисл. о значении псалмов, избранных из святоотеческих творений и объясн. прим. / Сост. Леонид Денисов. М., 1900.

Крестные страдания Спасителя и Плач Пресвятой Богородицы у креста / Сост. Леонид Денисов. М., 1895. Переиздание: 1901, 1912.

Молитва господня «Отче наш» (Матф. VI, 9-13; Лук. XI, 2-4) на церковно-славянском и русском языках, с объяснением извлеченным из святоотеческих творений Ш—V веков / Избрал Леонид Денисов. М., 1900.

Молитвенные воздыхания к Богу от лица страждущих с исповеданием во грехах и мольбой об избавлении от скорбей и болезней / Из творений св. Ефрема Сирина избрал и на каждый день месяцы расположил Леонид Денисов. М., 1894. Переиздание: 1899, 1906.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Небесные друзья трезвости. Жизнеописания преп. Моисея Мурина и св. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского / Сост. Леонид Денисов. М., 1903. Переиздания: 1912,

1915, 1996.

Неизбежный путь жизни христианина / Из творений св. отец избрал Леонид Денисов. М., 1895. Переиздание: 1915.

Новооткрытый Житомирский Богоявленский монастырь (Волынской епархии) и его нужды / Сост. Леонид Денисов. М., 1899. Переиздание: 1901.

О памятниках древне-русской иконописи в Берлюковской пустыни. Реферат, чит.

27 ноября 1900 г. в заседании Церковно-археолог. отд. при Общ. любит. духов. просв. секретарем Отд. Л. И. Денисовым. М., 1901.

О пользе и необходимости причащения Св. Таин Христовых. Мысли, наставления и беседы русских проповедников / Собрал Леонид Денисов. М., 1905.

О Христе, Небесной Жемчужине. Семь песнопений св. Ефрема Сирина / С сиро-латин. изд. Стефана Ассемана и пер. и прим. доп. Леонид Денисов. М., 1900.

О христианской кончине / Сост. Леонид Денисов. М., 1904.

Памятная книжка православного христианина об обязанностях к Богу, ближним и самому себе, и о пути в Царство Небесное / По руководству Слова Божия сост. Леонид Денисов. М., 1902.

Памятуйте братия о смертном часе. Вечны муки грешников и блаженство праведников. Благочестивые размышления, почерпнутые из творений преподобного отца нашего Ефрема Сирина / Сост. Леонид Денисов. М., 1893. Переиздание: 1902.

Первопечатники Иоганн Гутенберг и Иван Федоров. (Очерк из истории книгопечатания. Чит. в Моск. археол. ин-те 1 дек. 1907 г.) М., 1908. Перед загл. авт. — Л. И. Денисов.

Первые дни Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Московском Кремле // Исторический архив. 1997. № 3. С. 69-76 (первая публикация).

Плач пресвятой Богородицы при Кресте Господнем. С объяснением Утрени и Вечерни во Святой и Великий пяток Страстной седмицы / Сост. Леонид Денисов. М., 1901. Переиздания: 1903, 1907, 1908, 1909.

Подвиги веры. Примеры добродетелей, почерпнутые из жизнеописаний святых угодников Божиих и расположенные в 59 главах, в порядке месяцеслова. По Минеям-Че-тьим, Прологу, Лавсаику, Патерику и др. источникам / Сост. Леонид Денисов. М., 1896. Переиздание: 1901.

Подснежники. Идиллия в прозе. М., 1894. Перед загл. авт. — Леонид Денисов.

Покайтесь! О значении покаяния для христианина, о силе раскаяния по примерам из жизнеописаний св. угодников Божиих, о приготовлении к исповеди и об исповедании своих грехов Богу в таинстве покаяния / Сост. Леонид Денисов. М., 1904.

Покаянные воздыхания христианина пред исходом души из тела / Сост. Леонид Денисов. М., 1897.

Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губ. и обл. России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин / Сост. Л. И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духовного просвещения... М., 1908. Репринт: 2007.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец / Сост. Леонид Денисов. М., 1903. Переиздание: 1904.

Призови меня в день скорби, я избавлю тебя! Благочестивые мысли об утешении верою / Сост. Леонид Денисов. М., 1898. Переиздание: 1905.

Прославление преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца / Сост. Леонид Денисов. М., 1903.

Путь ко спасению. Общедоступные христианские беседы о приготовлении к Жизни Вечной / Собрал Леонид Денисов. М., 1911. Переиздание: 1913, 1915.

Рязанский Троицкий третьеклассный необщежительный монастырь: Историко-стат. очерк / Сост. Л. И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духовного просвещения. М., 1907.

Святые заступники и молитвенники наши пред Богом о здравии душевном и телесном, и о благах небесных и земных. 52 кратких очерка житий святых, с прил. благочестивых размышлений и обращений к святым, с мольбою об избавлении от скорбей и болезней душевных и телесных. По руководству Пролога, Четьих-Миней, творений свв. отцов церкви и других агиографич. источников и пособий / Сост. Леонид Денисов. М., 1898.

Сила крестного знамения. Назидательные примеры из жизни св. угодников Божиих, поучения св. отцов церкви и слова русских проповедников / Собрал Леонид Денисов. М., 1905. Переиздание: 1996.

Сказания о благодатных откровениях господа Иисуса Христа святым, почерпнутые из жития святых в Минеях-Четьи св. Димитрия Ростовского / Сост. Леонид Денисов. М., 1902.

Слово мирянина к мирянам в опровержение ложного сказания, известного под именем «Сон богородицы». Текст приведен без изменения по «Памятникам старинной русской литературы», изд. гр. Кушелевым-Безбородко, вып. III. «Ложные и отреченные книги русской старины», собр. А. Пыпиным, СПб. 1861, с. 125-127 / Сост. Леонид Денисов. М., 1912. Переиздание: 1914.

Страсти Христовы и плач Пресвятой Богородицы при Кресте Господнем. М., 1914. В конце текста авт. — Леонид Денисов.

Сыны света: Сборник церковно-исторических повестей из эпохи !-Х! веков. М, 1898. Перед загл. авт. — Леонид Денисов. Переиздание: 1906, 1909.

Царь и народ. М., 1905. Перед загл. авт. — Л. И. Денисов.

Ценою веры. Роман из жизни современных раскольников. М., 1896. Перед загл. авт. — Леонид Денисов. Переиздание: 1897, 1901.

Чудеса Божии. Современные нам знамения милости Божией, явленные за последние годы чрез св. мощи и св. иконы / Собрал из достоверных описаний благодатных исцелений, полученных в России, Леонид Денисов. М., 1904.

Чудо 8 марта 1898 года. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Курскою. Краткий исторический очерк с описанием этого чудесного события / Сост. Леонид Денисов. М., 1898.

Чудотворная икона Христа Спасителя в Николаевский Берлюковской пустыни. М., 1908. В конце текста авт. — Леонид Денисов.

Чудотворный образ Всемилостивого Спаса в часовне у Москворецкого моста в Москве / Сост. Леонид Денисов. М., 1903.

Явления и чудотворения святых семи архангелов / Сост. Л. Денисов. М., 1899. Переиздание: 1901, 1905, 1912, 1915, 1996.

Явления умерших живым из мира загробного: По сообщенным в печати достоверным свидетельствам очевидцев (духов. и светских лиц) / Собрал Леонид Денисов. СПб., 1902. Переиздание: 1913, 1915, 1994.

Ключевые слова: Епископ Арсений (Денисов), церковная археология, история Русской Православной Церкви

“I watched Woe since my Childhood...”

Towards the Biography of Bishop Arsenius (Denisov)

S. Romanova, V. Goncharov

The article covers the life story of a bishop, who was also a famous art critic, the author of the popular book “Orthodox Monasteries of the Russian Empire” and a man of a difficult life - bishop Arsenius (Denisov). The published documents from the funds of the Russian State Library Manuscript Department, the State archives of Russia and the archive of Church history of the Orthodox St. Tikhon’s humanitarian university help to clarify the unknown period of his biography.

Key words: bishop Arsenius (Denisiv), Church archaeology, history of the Russian Orthodox Church

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.