Научная статья на тему 'О профессиональной компетентности специалистов в области хореографического искусства'

О профессиональной компетентности специалистов в области хореографического искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
432
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / AMATEUR CHOREOGRAPHIC ART / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богданов Геннадий Фёдорович

Статья посвящена анализу профессиональных компетенций хореографа в любительском искусстве. Рассмотрены функции руководителя любительского коллектива и способы формирования необходимых для этой деятельности умений и знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About professional competence of experts in the field of choreographic art

Article is devoted to the analysis of professional competences of the choreographer of amateur art. Functions of the head of amateur collective and ways of formation of abilities and knowledge, necessary for this activity, are considered.

Текст научной работы на тему «О профессиональной компетентности специалистов в области хореографического искусства»

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Геннадий Фёдорович БОГДАНОВ,

кандидат искусствоведения, профессор кафедры танцев народов мира и современной хореографии хореографического факультета Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу профессиональных компетенций хореографа в любительском искусстве. Рассмотрены функции руководителя любительского коллектива и способы формирования необходимых для этой деятельности умений и знаний.

Ключевые слова: любительское хореографическое искусство, профессиональные компетенции.

ABOUT PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHIC ART

G. f. Bogdanov, Ph.D. (Art Criticism), Professor of Department of folk dances and modern choreography, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture e-mail: [email protected]

Article is devoted to the analysis of professional competences of the choreographer of amateur art. Functions of the head of amateur collective and ways of formation of abilities and knowledge, necessary for this activity, are considered.

Key words: amateur choreographic art, professional competences.

Много лет назад в Московский государственный институт культуры пришло коллективное письмо, подписанное начальниками Управлений культуры нескольких центральных регионовРоссийской Федерации. В нём говорилось о том, что многие специалисты, оканчивающие вузы культуры, «не хотят работать с любителями», «не идут в самодеятельные коллективы», а «стремятся устроиться в школы искусств, чтобы преподавать». В письме высказывалось мнение, что учебные заведения культуры готовят не тех специалистов, которые нужны на местах, в регионах...

Сейчас, вспоминая об этом, невольно задумываешься о затронутой в письме проблеме и о причинах, её вызвавших. Во все времена истинными считались разные суждения. Нередко нормой выступает господствующее мнение, которое подтверждается лишь тем, что считается истиной, а практика свидетельствует об обратном. По всей видимости, одной из таких норм, не подтверждённых практикой, является то, что образовательная система культуры, готовя профессиональных руководителей для работы с любителями, делает это ненадлежащим образом.

В письме была затронута проблема, касающаяся профессиональной компетентности выпускников хореографического факультета. В советское время, когда формировалась образовательная система культуры, на каком-то уровне решили, что нет большой разницы между теми специалистами, которые работают в профессиональном искусстве, и теми, которые работают в самодеятельности. Недаром в середине 1960-х годов тогдашний заместитель министра культуры РСФСР В. Кудряков на конференции, посвящённой проблемам самодеятельного художественного творчества, прямо заявил: «Не важно, кто играет Гамлета - профессионал или любитель,- важно, как играет...».

С таким утверждением трудно не согласиться. Искусство едино, и в исполнительском плане его, действительно, нет смысла делить на профессиональное и любительское. Однако нельзя забывать о том, что хореографическое искусство является ещё и частью художественной культуры общества. Не только средством выражения определённых идей, но и средством, которое призвано решать разные социально значимые задачи. Рассматривая проблему в таком аспекте, невольно приходишь к той мысли, что любители пользуются искусством хореографии не так, как это делают профессионалы. У любителей другие интересы, другие задачи. И решают они их по-своему, своими методами.

Если профессионалы призваны создавать произведения искусства и знакомить с ними многочисленных зрителей, то главным назначением любительского (самодеятельного) творчества является воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства - путём воссоздания-развития многовековых традиций и художественного опыта предшествующих поколений. Эта разность целевых установок определяет, с одной стороны, принципиальную разницу между профессиональным искусством и любительским творчеством, с другой стороны, подчёркивает сущность любительства, самодеятельного творчества, его особые подходы к использованию хореографического искусства как средства решения своих задач и целей.

Любительское искусство имеет свои специфические формы творческой деятельности, отличающиеся от форм профессионального искусства. Любители всегда нацеливали своё творчество, во-первых, на воссоздание и развитие традиционных форм родного - национального - танца, во-вторых, на воспитание подрастающего поколения в русле своей национальной хореографической культуры, в-третьих, на организацию и проведение своего досуга.

Отсюда, естественно, следует, что и учебные заведения культуры, готовящие руководителей для работы с любителями, должны учитывать эту специфику самодеятельного художественного творчества.

Нельзя сбрасывать со счетов методологическую направленность образовательной системы культуры в целом. Похоже, система не учитывает требований времени и продолжает способствовать подготовке усреднённых специалистов, неверно понимая известный афоризм Р. Бэкона «знание - сила».

Знания могут стать силой, когда они упорядочены конкретной деятельностью и направлены на достижение определённых результатов. Студент, знающий основные элементы танца, но не умеющий их организовать и использовать, не станет полноценным, а тем более высококвалифицированным специалистом. Знания, как потенциал силы, требуют дополнительных умений и навыков в плане их

упорядочения и творческого использования в конкретной работе. Отсутствие такого ясного «связующего звена» между знанием и практическим его применением как раз и ослабляет методологическую направленность образовательной системы культуры.

Профессия руководителя любительского (самодеятельного) хореографического коллектива всегда была сложной. А в последнее время она ещё более усложнилась. Это связано с тем, что кардинально изменились условия функционирования художественной самодеятельности в целом. Раньше, например, руководителей коллективов нанимало государство или ведомство, платило им зарплату, через них проводило свою идеологическую политику. От руководителей требовалась тщательная подготовка самодеятельных «артистов» для эффектных концертных выступлений. В этих условиях им просто-напросто необходимо было грамотно и быстро «натаскать» участников своих коллективов на определённый стиль исполнения танцевальных номеров. Учебные заведения культуры, естественно, готовили их к такой работе. Эта тенденция готовить руководителей к показной режиссёрско-постановоч-ной деятельности, к сожалению, продолжается и сегодня, несмотря на кардинальное изменение условий функционирования народного художественного творчества.

В советское время хореографическая педагогика не рассматривала отдельно вопросы, связанные с духовно-творческим образованием-воспитанием занимающихся. Считалось, что танцующие артисты (не важно - профессионалы или любители) призваны исполнять произведения, создаваемые авторами-постановщиками (в профессиональном искусстве) или руководителями (в самодеятельных коллективах). Поэтому первостепенное значение придавалось сугубо физической (хореографической) подготовке участвующих в танце исполнителей.

Сегодня мы живём в другом обществе. Изменилось время, изменились требования к искусству, к художественной самодеятельности, к руководителям хореографических коллективов. Возникла настоятельная необходимость не только учить самодеятельных танцоров (естественно, и их руководителей) конкретным исполнительским навыкам, но и, главным образом, развивать у них творческое мышление, воображение, способность быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, умение овладевать ранее неизвестными психофизическими умениями и навыками.

Изменение условий функционирования хореографической самодеятельности нашло своё выражение даже в том, что теперь руководителей коллективов в подавляющем большинстве нанимает не государство или ведомство, а сами участники. Собранные ими (или их родителями) деньги уходят на аренду помещения, прокат необходимого оборудования, на зарплату обслуживающему персоналу, в том числе и руководителям.

Кардинально изменились и функции самого руководителя любительского коллектива. Сегодня он обязан воспитывать участников средствами хореографического искусства, учить их активно осваивать и развивать художественный опыт и традиции, всячески способствовать формированию у них творческих качеств.

Всем нам, работающим в учебных заведениях культуры, надо чётко определить разницу между профессиональным хореографическим искусством и любительским хореографическим творчеством. Это принципиально разные сферы художественной культуры.

Руководитель любительского хореографического коллектива и руководитель профессионального ансамбля танца - это разные специалисты. У них разные профессио-

граммы. Авторитетное мнение гласит: «Руководство непрофессиональным коллективом - работа во многом другая, чем руководство коллективом профессиональным. А иначе, пусть бы себе работали в любительских коллективах выпускники обычных художественных вузов. Но и у нас и за рубежом общепринято: на протяжении столетий рядом с художественной деятельностью профессиональной, не сливаясь с нею, иногда следуя за ней, иногда ей предшествуя, а иногда сопутствуя, представляя зону эксперимента, пробы и поиска, существует деятельность художественно-непрофессиональная». Она «охраняется, живёт собственной жизнью, удовлетворяя потребности иные, чем те, ради которых существует искусство профессиональное, и имеет тенденцию превращаться в деятельность управляемую. Но управлять можно только на основе знания, понимания собственной природы самодеятельности, любительства» [1, с. 24].

Профессиональную компетентность специалиста в области хореографического искусства, призванного работать с любителями, можно оценивать по-разному. Можно это делать, когда он обучается, опираясь на итоги экзаменационных сессий внутри учебного заведения. Но вернее, видимо, будет тогда, когда он закончит учёбу и о его профессиональной компетентности можно будет судить по результатам его непосредственной деятельности в любительском художественном коллективе.

Сегодня основным методом подготовки специалистов в учебных заведениях сферы культуры является «исполнительство», то есть строгое подчинение всего образовательного процесса единой формальной схеме, одной, заранее установленной модели. Это отражается в государственных образовательных стандартах, в учебных планах и программах, в средствах и способах обучения студентов, в утвердившейся и неизменно воссоздаваемой методике преподавания хореографических дисциплин. Недаром педагогическая классика предупреждает, что любой «метод плохой, если приучает ученика к простому восприятию или пассивности, и хороший в той мере, в какой пробуждает в нём самодеятельность» [2, с. 128].

Научные изыскания последних лет свидетельствуют: если с первых шагов хореографического обучения и воспитания требовать от занимающихся только «голого» физического действия без соответствующего духовного сопровождения, то мозг их не развивается, не работает. А ведь без развитого мышления, без активного творческого воображения не было, нет и не будет хороших специалистов, добросовестных воспитателей подрастающего поколения.

Любительские (самодеятельные) коллективы сегодня особенно нуждаются в творческих, самостоятельно мыслящих, обладающих богатыми личностными качествами руководителях. Современное любительство призвано обогащать художественный опыт «отцов и дедов», развивать лучшие традиции отечественной хореографической культуры. Показателем их профессиональной компетентности, в конце концов, всегда была и будет их реальная организационно-творческая и воспитательная работа с любителями на местах.

Литература

1. Смирнова Е. Новая старая профессия // Культурно-просветительная работа.-1983.- № 5.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / [сост. и вступ. статья В. А. Ротенберга].- Москва : Учпедгиз, 1956.- 374 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.