Научная статья на тему 'О профессиограмме специалиста социального учреждения в контексте его посреднической деятельности'

О профессиограмме специалиста социального учреждения в контексте его посреднической деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1024
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОФЕССИОГРАММА / MEDIATORY ACTIVITY / SOCIAL-WORK-AGENCY SPECIALIST / PROFESSIONAL SKILLS LIST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логунова Ольга Викторовна, Игнатова Валентина Владимировна

Статья содержит описание социального посредничества как основной составляющей профессиональной деятельности специалиста социального учреждения и обоснование включения данного вида деятельности в его профессиограмму. Профессиограмма представлена как гибкая ориентировочная основа профессиональной деятельности специалиста с учетом его посреднической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Логунова Ольга Викторовна, Игнатова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional skills list of social work specialist in the context of his mediatory activity

The article suggests a description of mediatory activity as a major component of professional activity of all specialists of a social work agency. The aim of the description is to develop a professional skills list of this activity. The professional skills list is presented as a flexible set of the basic requirements for professional activity of social workers with due regard to the peculiarities of their mediatory functions.

Текст научной работы на тему «О профессиограмме специалиста социального учреждения в контексте его посреднической деятельности»

О ПРОФЕССИОГРАММЕ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Посредническая деятельность, специалист социального учреждения, профессиограмма.

Изменение социально-политических и экономических ориентиров современного общества, специфика деятельности социальных учреждений определили новые требования к уровню личностно-профессиональной подготовленности специалистов данных учреждений как субъектов реализации государственной социальной политики. Рост социальных аномалий, увеличение количества трудных жизненных ситуаций, возрастание дезадаптиро-ванности различных категорий населения к социальным реалиям времени обусловливают изменение характера посреднической деятельности специалиста социального учреждения как одной из его профессиональных функций. К специалистам социального учреждения, которые являются посредниками между клиентом социального учреждения, обществом и государством относятся: специалист социальной работы, социальный педагог, психолог, социальный геронтолог и другие. Они призваны в соответствии со своими профессиональными обязанностями снижать социальную напряженность, оказывать нуждающимся категориям граждан социальную помощь и поддержку.

Эффективность посреднической деятельности специалиста социального учреждения определяется его профессионализмом, этической компетентностью, наличием готовности к социальной деятельности и уровнем развития личностно-профессиональных качеств. В связи с этим особый интерес представляет документальное описание требований к профессионально важным качествам специалиста социального учреждения. Таким документом является профессиональный паспорт, или профессиограмма. Профессиограмма позволяет понять, насколько профессионально-личностные характеристики соответствуют специфике деятельности и специалист может быть успешен в ней. При этом подчеркнем, что профес-сиограмма не является нормативно-правовым документом, регламентирующим профессиональную деятельность, но определяет профессиональные требования к личности и деятельности специалиста социального учреждения.

Профессиограмма специалиста социального учреждения, наряду с профессиональнодолжностными и квалификационными требованиями по разрядам и категориям, является одним из содержательных элементов модели специалиста. В ней отражены объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений специалиста, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как профессионала [Маркова, 1996, с. 20-23]. Профессиограмма, с точки зрения Марковой, отражает научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого специалиста.

Личностно-профессиональные качества специалиста социального учреждения, необходимые для осуществления посреднической деятельности и представленные в профессиограм-ме, с нашей точки зрения, можно представить в виде трёх взаимосвязанных компонентов: профессионально-рефлексивного, профессионально-этического и профессионального самосовершенствования. Условное деление качеств в соответствии с данными компонентами дает возможность более детально подойти к рассмотрению значимости личностно-профес-

сиональных качеств специалиста социального учреждения, определяющих успешность его деятельности как посредника.

Профессиограмма специалиста социального учреждения, и здесь мы согласны с мнением Н.С. Пряжникова [Пряжников, 2007], должна быть описана с учетом: условий конкретной территории, на которой находится определенный тип социального учреждения (центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, кризисный центр для женщин, социальный приют и другие); делегирования специалисту социального учреждения должностных обязанностей; круга конкретно обозначенных проблем, с которыми приходится работать, и другими моментами, не представленными в профессиограмме для всеобщего пользования. Поскольку субъектом нашего исследования является специалист социального учреждения как представитель широкого круга социоориентированных профессий, то для дальнейшей конкретизации профессиограммы необходимо расширить анализ специфики его деятельности в целом, в том числе посреднической деятельности.

В социальной практике, научной литературе понятие «специалист социального учреждения» используется редко, и чаще всего его именуют «специалистом в социальной работе». Анализ готовых профессиограмм специалистов, которые трудятся в социальных учреждениях различной направленности и статуса, опыт работы в данных учреждениях показывают, что, во-первых, функции социального работника, психолога, социального педагога в области социального посредничества в социальном учреждении интегрированы, разделить их на практике достаточно сложно; во-вторых, в контексте профессиональной деятельности данных специалистов нет смысла и жесткой необходимости отдельно вычленять социальное посредничество для каждого из них, поскольку имеется скрытый подтекст деятельности учреждения, требующий согласованно осуществлять ими посредническую функцию на практике.

В настоящее время, как отмечено выше, еще не сложилось общепринятое представление о том, что же представляет из себя профессиограмма специалиста социального учреждения. По мнению О.В. Оконешниковой и Н.С. Румянцевой, профессиограмму специалиста в социальной работе как представителя массовой профессии составить достаточно сложно, так же как и встретить «готовую» профессиограмму в научной литературе [Оконешникова, Румянцева, 2004, с. 213]. Исследователи Н.Ф. Басов, А.А. Большакова, О.Г. Лукашова, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, работающие над текстом профессиограммы, по-разному подходят к её описанию и набору структурных компонентов. Основываясь на представленных в научной литературе текстах профессиограммы, нами разработан вариант професси-ограммы специалиста социального учреждения с учетом особенностей его посреднической деятельности.

В статье «О профессиограмме специалиста в социальной работе» предложен первоначально разработанный нами вариант профессиограммы данного специалиста [Логунова, 2007, с. 156-162]. В структуре профессиограммы выделены разделы: содержание профессиональной деятельности специалиста в социальной работе и требования к его профессиональной подготовке. Профессиограмма представлена как один из элементов модели специалиста социального учреждения, осуществляющего посредническую деятельность, которая рассматривается как гибкая ориентировочная основа оказания социальной помощи и поддержки клиенту. Однако последующая исследовательская деятельность и опыт работы показали, что данная профессиограмма нуждается в доработке, а именно в адресном, прак-тико-ориентированном аспекте, связанном с посреднической деятельностью специалистов социального учреждения на основе соблюдения принципа согласованности их деятельности. В настоящей статье нам представляется необходимым рассмотреть посредническую деятельность специалиста социального учреждения именно в данном контексте и внести необходимые дополнения и корректировки в профессиограмму.

При работе над профессиограммой мы брали за основу нормативно-правовые документы, такие как: Стандарт высшего профессионального образования; «Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации», прописывающие квалификационные характеристики должности специалиста в социальной работе; профессиональноэтический кодекс социального работника; а также должностная инструкция специалиста социального учреждения, дающая возможность анализа оказываемых посреднических услуг людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Как специалист, так и социальное учреждение являются основными проводниками социальных перемен на муниципальном уровне, поэтому их значимость в реализации государственной социальной политики неоспорима. Такой подход к составлению профессиограммы на основе анализа официальных документальных источников, с точки зрения О.Г Лукашовой, называется вторичной професси-ограммой. Данный прием использовался нами в работе над профессиограммой.

Основываясь на классификации профессиограмм исследователя Е.М. Ивановой, про-фессиограмму специалиста социального учреждения мы относим к аналитическому типу [Иванова, 1992, С. 31-34]. В данном документе раскрываются обобщенные нормативные показатели профессии, показатели психологической структуры профессиональной деятельности специалиста, при этом возможно отразить объективные характеристики посреднической деятельности в виде профессионально важных качеств его как посредника.

Наиболее значимыми в профессиограмме специалиста социального учреждения характеристиками являются: принципы, ценностные ориентации, установки, мотивы посреднической деятельности, которые в совокупности определяют его личностно-профессиональную направленность как посредника. Осуществляя посредническую деятельность, специалист социального учреждения непосредственно или опосредованно влияет на клиента. При использовании методов индивидуальной работы с клиентом это может существенным образом повлиять на исход разрешения трудной жизненной ситуации, в частности на личность клиента, его семью, его окружение в целом. Как подчеркивает Н.Ф. Басов, содействие в системе отношений «специалист - клиент» обеспечивается высокими требованиями к профессионально важным качествам специалиста социального учреждения как посредника. В этой роли одновременно могут быть социальный работник, психолог, специалист социальной работы и другие специалисты конкретного социального учреждения, которые оказывают необходимые услуги клиентам.

При составлении профессиограммы специалиста социального учреждения как посредника необходимо учесть именно то, что есть общего в посреднической деятельности различных специалистов данного учреждения. В связи с этим при составлении профессиог-раммы использованы результаты проведенного нами мини-исследования, направленного на осмысление сущности и значимости социального посредничества в процессе профессиональной деятельности специалиста социального учреждения, ее структуризации посредством включения в профессиограмму. В исследовании приняли участие психологи, социальные педагоги, специалисты социальной работы центров помощи семье, центра социальной реабилитации для детей и подростков, имеющие стаж в должности не менее 5 лет, всего 43 человека.

Проведенный нами анализ результатов исследования показал, что специалисты социального учреждения прежде всего обратили внимание на следующее. Большая часть респондентов (более 63 %) отметила приоритетность социального посредничества перед другими функциями. При этом, как отмечают специалисты, посредническая деятельность содержательно разнообразна и необходима: в разрешении конфликтных ситуаций, установлении конструктивного взаимодействия; вовлечении специалистов из других социальных и негосударственных учреждений и ведомств в решение проблем клиентов и другое. Специалист для осуществления качественной посреднической деятельности должен обладать: знаниями (ответило 15 % респондентов), умениями и соответствующим опытом (ответило 23 % респондентов), качествами организатора, управленца и координатора (ответило 25 % рес-

пондентов), личной ответственностью за собственную профессиональную деятельность (ответило 37 % респондентов). Специалисты обратили внимание на индивидуальный подход в посреднической деятельности как особом ее признаке, необходимость овладения конкретными способами оказания посреднической помощи клиентам. На вопрос «Существует ли необходимость подготовки будущего специалиста социального учреждения к посреднической деятельности на этапе профессиональной подготовки в высшей школе?» специалисты практически единодушно отметили значимость данной подготовки (ответило 87 % респондентов), а также указали на необходимость документального «закрепления» посреднической деятельности в профессиограмме. Мы не имеем возможности в данной статье осветить все аспекты профессиограммы специалиста социального учреждения, поэтому остановимся на некоторых, значимых с нашей точки зрения. Данный документ следует рассматривать как гибкую ориентировочную основу профессиональной деятельности специалиста социального учреждения.

Опираясь на анализ научных работ и проведенного мини-исследования среди специалистов социальных учреждений, можно сделать вывод, что профессиограмма специалиста социального учреждения - это система взаимосвязанных компонентов, направленных на профессиональную и личностную самореализацию специалиста. Обращаться к професси-ограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни специалиста социального учреждения для того, чтобы осуществлять коррекцию профессионально важных качеств с учетом социального заказа общества, современных требований к различным профессиям социальной сферы и специфики тех групп населения, с которыми имеет дело специалист социального учреждения.

Представим в обобщенном профессиографическом виде деятельность специалиста социального учреждения с учетом особенностей посреднической деятельности.

Содержание должностных обязанностей. Выполняет должностные обязанности в соответствии с документами, регламентирующими деятельность центра; должностной инструкцией. Осуществляет и координирует посредническую деятельность с разными группами населения. Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и участвует лично в оказании необходимой социальной защиты и помощи населению. Проводит исследовательско-аналитическую деятельность по проблемам социального положения населения на курируемой территории с целью выявления нуждающихся и повышения эффективности оказания посреднических услуг клиентам. Участвует в организационно-управленческой работе учреждения.

Права и ответственность специалиста социального учреждения как посредника. Специалист имеет право: вносить предложения по повышению качества оказываемых посреднических услуг; представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя и клиента предложения по вопросам практической реализации посреднической деятельности; запрашивать и получать необходимые для работы материалы и документы; добровольно отстранятся от решения проблемы клиента, если признает границы своей посреднической некомпетентности, привлекать к посредничеству других специалистов и учреждения. Специалист как посредник несет ответственность: за уровень собственного профессионализма при решении проблемы клиента; своевременность, действенность, эффективность и последствия посреднической деятельности перед клиентом и обществом; невыполнение своих функциональных обязанностей; качество предъявляемой информации в соответствующие органы и учреждения на клиентов; ведение соответствующей документации; собственное состояние физического и психоэмоционального здоровья.

Качества специалиста социального учреждения, обеспечивающие успешность выполнения посреднической деятельности. Требования к профессиональной подготовке специалиста как посредника. Специалист должен знать: основы посреднической деятельности; сущность, значение и особенности посреднической деятельности; методы и технологии посреднической деятельности; нормативно-правовые акты в сфере социальной

защиты населения; отечественный и зарубежный опыт посреднической деятельности в различных сферах деятельности, волонтерского движения; организацию и управление в социальных учреждениях; процедуру анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной сферы. Специалист как посредник должен владеть: знаниями, умениями, основными методами и технологиями посреднической деятельности; конструктивными навыками преодоления профессионального стресса; основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в процессе исполнения посреднической деятельности; методикой координации посреднической деятельности как социальной деятельности, согласованной с другими специалистами и другое. Требования к профессиональному самосовершенствованию включают умение определять цели, задачи и стратегию посреднической деятельности; самостоятельный поиск источников и ресурсов профессионального роста; участие в научно-исследовательской работе; поддержание собственного позитивного имиджа посредника на высоком уровне (личное обаяние, оптимизм, уверенность в себе, профессиональные наработки, результаты оказания посреднических услуг); работу над повышением профессионального престижа, авторитета; личностное участие в супервизии, системе наставничества для молодых специалистов-посредников.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста социального учреждения: выражение уважения и доброжелательного отношения ко всем клиентам социальной работы; овладение собственным стилем посредничества; профессионально-толерантное исполнение посреднических функций на практике; уважение прав своих клиентов в принятии совместного решения; гарантия непосредственного участия клиентов в процессе принятия решений, их конфиденциальности в определенных ситуациях; обладание профессиональной мобильностью, личной и социальной ответственностью, чувством собственного достоинства социальной и коммуникативной компетентностью, социальным здоровьем; способность облегчать своим вербальным и невербальным поведением выражение участниками взаимодействия своих мыслей и чувств; содействование самостоятельному поиску клиентом нестандартных решений; избегание судейской позиции; проявление заботы о престиже и авторитете социального учреждения и лично себя как специалиста; умение привлекать различные ресурсы, контролировать ситуацию; способность к профессиональной рефлексии, самоконтролю, самокритичности.

Библиографический список

1. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992. 94 с.

2. Логунова О.В. О профессиограмме специалиста социальной работы // Актуальные проблемы современного социального знания: материалы науч.-практ. конф., май 2007 г. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2007.

3. Лукашова О.Г. Профессиограмма // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абу-шенко и др. Минск: Книжный Дом, 2003.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.

5. Оконешникова О.В., Румянцева Н.С. Понятие о профессиограмме и психограмме социального работника // Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. проф. А.А. Козлов. М.: Логос, 2004. 368 с.

6. Пряжников Н.С. Понятия: «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий». URL: http://www.hrm21.ru/rus/pro fo rientati on/stati/?acti-on=show&id=95, 24.09.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.