Научная статья на тему 'Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника'

Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ / A PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PROFESSION / COMPETENCES / A MODEL OF PROFESSIONAL ACTIVITY / A MODEL OF PERSONALITY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачёва Зоя Викторовна, Чернявская Анна Павловна

В статье описывается опыт формирования профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений на основе поэтапного анализа профессиограмм соответствующих специальностей, моделей личности и моделей деятельности специалиста. Анализ профессиограмм последовательно выполняет различные функции от информационной до прогностической и способствует переносу сформированных компетенций на будущую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Professional Activity as a Basis to Form Graduate’s Professional Competences

In this article the process of development of professional competences was described. Students of professional colleges develop their competences, studying psychological description of profession, a model of professional activity, a model of personality’s features. This analysis helps them to use competences in their jobs.

Текст научной работы на тему «Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.0

З. В. Горбачёва, А. П. Чернявская

Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника

В статье описывается опыт формирования профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений на основе поэтапного анализа профессиограмм соответствующих специальностей, моделей личности и моделей деятельности специалиста. Анализ профессиограмм последовательно выполняет различные функции - от информационной до прогностической и способствует переносу сформированных компетенций на будущую деятельность.

Ключевые слова: профессиограмма, компетенции, модель деятельности специалиста, модель личности, студенты.

Z. V. Gorbachiova, А. P. Chernyavskaya

Analysis of Professional Activity as a Basis to Form Graduate's Professional Competences

In this article the process of development of professional competences was described. Students of professional colleges develop their competences, studying psychological description of profession, a model of professional activity, a model of personality's features. This analysis helps them to use competences in their jobs.

Key words: a psychological analysis of profession, competences, a model of professional activity, a model of personality, students.

В федеральных образовательных стандартах профессионального образования третьего поколения в качестве результата образования выступают общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник в процессе обучения. Такое понимание результата призвано повысить качество образования и нацелить преподавателей на подготовку работников для конкретных сфер экономики, а не просто на передачу знаний по отдельным предметам. Развитие компетенций, обозначенных в стандартах, происходит в процессе обучения по отдельным предметам. В итоге всего цикла профессиональной подготовки выпускник должен быть готов к работе по специальности на определенных рабочих местах (должностях), то есть иметь набор профессиональных компетенций, соответствующий не учебным дисциплинам, а рабочему месту.

И здесь мы сталкиваемся с противоречием. Студент приобретает профессиональные компетенции по кластерам, разработанным и подаваемым преподавателями отдельных учебных дис-

© Горбачёва З. В., Чернявская А. П., 2012

циплин и связывает компетенции с учебными дисциплинами, а не с профессиональной деятельностью. Более того, компетенции, требуемые работодателем в отдельных сферах экономики, не совпадают с компетенциями, заявленными в стандартах и, следовательно, развиваемыми в процессе обучения. Рассмотрим данный тезис на примере железнодорожной отрасли.

Модели специалиста, существующие на железнодорожном транспорте, включают функциональные обязанности специалиста, систему профессионально-значимых признаков объекта труда, образ профессии, а также совокупность профессионально значимых личностных черт. Перечень компетенций, которым отвечает выпускник техникума, сгруппирован по трем составляющим: социограмма, профессиограмма, психограмма.

Требования работодателя для железнодорожных специальностей сформулированы в документе «Система оценки профессиональной компетентности молодого специалиста в системе РЖД». Этот документ заполняется ежегодно на

Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника

каждого молодого специалиста службой управления персоналом, к нему прикладывается протокол оценки, в котором имеется сводный балл. Этот сводный балл используется для включения молодого специалиста в резерв на выдвижение.

Проведенный анализ показал, что критерии работодателя совместимы с общими компетенциями ФГОС СПО лишь частично (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение общих компетенции по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей и требований системы оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД

№ Общие компетенции по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей Система оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД

1 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 1. Лидерство 1.2. Ответственность за результат и взятые обязательства

2 1.3. Эффективное использование ресурсов, техники, инструментов

3 ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием: на себя ответственности за результат выполнения заданий 1.4. Организаторские

4 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 2. Компетентность 2.1 Понимание и принятие стратегии Компании

5 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 2.2. Знание и выполнение функциональных обязанностей

6 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации 2.3 Ориентация на развитие

7 ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4 2.4. Специальные знания

8 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности 2.5. Дополнительные специальные знания

9 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 3. Ориентация на качество работы 3.1. Качество в работе

10 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 4. Ориентация на клиента

11 ОК З. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности 5. Креативность. Творчество и инноваци-онность

12 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 6. Корпоративность 6.1. Лояльность к Компании

13 ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями 6.2. Ориентация на командную работу

Для разработки содержания профессиональных компетенций будущих специалистов необходим глубокий анализ профессиональной деятельности. С целью формирования необходимых профессиональных и общих компетенций, отвечающих требованиям и работодателя, и стандартов, мы предлагаем использовать поэтапное профессиографирование. В железнодорожной отрасли по многим железнодорожным специальностям анализ профессий был проведен в лабо-

раториях профессионального отбора. На его основе были составлены профессиограммы разного уровня, которые используются в отрасли на стадии профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Перенести частично сформированные профессиональные компетенции с учебной дисциплины на будущую профессиональную деятельность студент может в период практики, а также в процессе реализации (как курса по выбору)

«Программы личностного и профессионального самоопределения», опирающейся на технологии становления профессионального самосознания, формирования образа будущего рабочего места, самооценку, рефлексии и формирования профессиональных компетенций. Данная работа проводится в Ярославском техникуме железнодорожного транспорта не первый год.

Существующие модели специалиста и про-фессиограммы в процессе работы были конкретизированы в модели деятельности и модели личности специалиста. В модели деятельности выделяются следующие блоки:

- предметно-инструментальный, включающий стандартные ситуации, типичные профессиональные задачи, виды работ, функции специалиста;

- блок социокультурных компонентов, включающий социальные и субъективные параметры личности (цели, ценности, особенности профессионального мышления);

- блок психологических характеристик (стиль деятельности, тип личности, характеристики интеллекта);

- психофизиологические характеристики (состояние здоровья, функциональное состояние, резервы организма), необходимые для обеспечения надежности работы специалиста в зоне повышенной опасности ОАО РЖД.

На основе анализа структуры деятельности строится модель личности специалиста, отражающая требуемый уровень развития профессиональных компетенций, необходимых для деятельности на конкретном рабочем месте. Она включает:

- психофизиологические характеристики: свойства анализаторов, их функциональные осо-

Соотношение слоя фундирования и

бенности, особенности высшей нервной деятельности,

- особенности психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, а также потребности и мотивы,

- устойчивые личностные образования: особенности интеллекта, способности, особенности характера, направленность личности.

Координирующую роль выполняет система самоуправления личности, которая включает оценочный (самооценка, самопознание), целепо-лагающий (постановка целей, уровень притязаний) и регулирующий (воля, самоконтроль) уровни.

В основе качественной подготовки специалиста лежит мониторинг профессионального становления личности и профессиональных компетенций будущего специалиста в форме поэтапного профессиографирования.

Специально организованная целенаправленная систематическая работа профессиографиче-ского характера по углублению, конкретизации и индивидуализации образа будущей профессии проводится начиная с первого курса обучения. На различных этапах профессионального обучения студент, проводя самоанализ и определение уровня сформированности профессиональных компетенций, сможет выбрать одну из должностей (профессиональных мест) и прогнозировать свое профессиональное развитие и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию на стадии узкой специализации. Данный подход хорошо согласуется с концепцией фундирования, предложенной В. Д. Шадриковым [1], согласно которой выделяется три слоя фундирования: профессиональный, собственно фундирование и технологичный (табл. 2).

Таблица 2

ээтапного профессиографирования

№ Слой фундирования Период проф. подготовки специалиста Результирующий метод, форма контроля и целеполагания в период профессиональной подготовки

1 Профессиональный (база) 1-11 семестры Описательные (информационные) профессиограммы ряда смежных профессий и рабочих мест. Функция - информационная

2 Собственно фундирование (база специальности) Ш-1У семестры Учебная практика и аналитическая профессиограмма конкретного рабочего места, должности с выделением операци-онно-технологической структуры труда и психологической структуры деятельности субъекта труда. Функция - диагностическая

3 Технологичный (конкретика) У-УШ семестры Практики по профилю специальности и системное профес-сиографирование рабочего места с психограммой и социо-граммой Функция - прогностическая

Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника

Каждый слой фундирования завершается практикой, в ходе которой происходит систематизация полученных ранее знаний Преддипломная практика и разработка индивидуальной программы профессионального развития (реализация задачно-личностного подхода по А. К. Марковой)

На основе данного подхода к четвертому (последнему) курсу обучения можно выделить группу студентов, которые уже проявили себя как обладающие целью, могут разбивать данную цель на задачи и контролировать ее достижение. Как правило, у таких студентов развито стратегическое мышление, встроенное в систему ОАО РЖД, и тактическое мышление, основанное на анализе деятельности и разработке технических аспектов работы. Они проявляют тенденции к работе на руководящих должностях. Для того чтобы данные студенты могли развивать свою компетентность в области руководства людьми,

ССУЗ может предложить, факультативный курс «Управленческой психологии» и выпускать их с повышенным уровнем образования. Данный подход даст выпускникам возможность карьерного роста и возможность проявить свои способности в профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы [Текст] : учеб. пособ. / под ред. В. Д. Шадрикова. - М. : Гардарики, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.