Научная статья на тему 'Компетентностная модель специалиста'

Компетентностная модель специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СПЕЦИАЛИСТА / SUBSYSTEM OF STUDENT'S READINESS FOR CHANGING / KEY COMPETENCES / MOTIVATION / REFLECTION / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / THE FORMING OF PERSONAL QUALITIES OF SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яблонский Владимир Иванович

В статье представлен анализ компетентностной модели специалиста, спроектированной на основе профессиографического подхода к описанию специальностей. Актуальность работы заключается в построении структурной модели выпускника с позиции профессиограммы. В соответствии с профессиограммой преподаватель может определить те компетенции, которые могут быть сформированы в образовательном процессе, задать показатели качества и цели изучения дисциплины, а также ожидаемые результаты, которые оцениваются на завершающем этапе изучения. В работе рассматривается соотношение технических, экономических и управленческих знаний в зависимости от позиции, занимаемой человеком в производственной иерархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яблонский Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A specialist's competence model

The article presents the analysis of a specialist's competence model and its design methods. The topicality of the paper is in designing a structural model of a graduate student from the point of view of competence attitude based on professional diagram. The paper contains a three-blocked structure of professional diagram consisting of labour diagram, psychological diagram and social diagram. According to the professional diagram a teacher can define the competences which can be formed in the educational process. The teacher can build the matter of education, define the quality indications and aims of learning the subject according to the suggested specialist's training. The paper shows the indicated correlations of technical, management and economic knowledge which depend on the person's position in the industrial hierarchy.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель специалиста»

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В.И. Яблонский1

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, филиал в г. Арзамасе

607220, г. Арзамас, Нижегородская область, пр. Ленина, 101 E-mail: apk_novikova@mail.ru

В статье представлен анализ компетентностной модели специалиста, спроектированной на основе профессиографического подхода к описанию специальностей.

Актуальность работы заключается в построении структурной модели выпускника с позиции профессиограммы. В соответствии с профессиограммой преподаватель может определить те компетенции, которые могут быть сформированы в образовательном процессе, задать показатели качества и цели изучения дисциплины, а также ожидаемые результаты, которые оцениваются на завершающем этапе изучения.

В работе рассматривается соотношение технических, экономических и управленческих знаний в зависимости от позиции, занимаемой человеком в производственной иерархии.

Ключевые слова: ключевые компетенции, мотивация, рефлексия, профессиональная компетентность, социальная компетентность, формирование личностных свойств специалиста.

Компетентностная модель специалиста может быть спроектирована на основе профессиографического подхода к описанию специальностей.

Профессиограммы для наиболее востребованных профессий приведены, например, в работе Романова Е.С. [1].

По определению А.К. Марковой, «профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создавать условия для развития личности самого работника» [2]. В структуру профессиограммы А.К. Маркова включает трудограмму (описание труда в профессии) и психограмму (описание человека труда в профессии). Трудограмма характеризует специалиста как субъекта профессиональной деятельности, а психограмма - как индивида.

Профессиографический подход получил развитие в работах Ю.К. Черновой и её учеников. Так, например, в работе [3] приводится трехблочная структура профессиограммы, содержащая трудограмму (описание труда в профессии), психограмму (описание человека в труде) и социограмму (описание личности в профессии). Для каждого блока определены обобщенные признаки, которые можно конкретизировать для любых профессий.

В работе Ю.К. Черновой и О.И. Антиповой [4] предлагается структурная модель выпускника с позиции уже компетентностного подхода (рис. 1) и рассматриваются два блока, в каждом из которых по три подсистемы. В блоке готовности студента к изменению себя - ключевые компетенции (могу), мотивация (хочу) и рефлексия (должно быть); в блоке готовности студента к изменению

1 Яблонский Владимир Иванович, директор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

окружающей среды - профессиональная компетентность (могу), социальная компетентность (хочу) и личностные свойства специалиста (должен).

По профессиограмме преподаватель может определить те компетенции, которые могут быть сформированы у студента в процессе изучения его учебной дисциплины, построить модель подготовки специалиста для своей дисциплины, задать показатели качества и цели изучения дисциплины, а также ожидаемые результаты, которые должны быть оценены на завершающем этапе изучения дисциплины. Эффективность профессиограмм как модели специалиста и профессиографического подхода к проектированию образовательных программ подтверждается материалами докладов Первой (Тольятти, 2002 г.) и Второй (Тольятти, 2003 г.) региональных научно-практических конференций по профессиографическому проектированию образования и образовательных услуг [5].

Судя по публикациям, реализаций компетентностных профессиограмм не имеется у других авторов, кроме упомянутых выше. В данном исследовании будет рассматриваться профессиональная компетентность. Причем будут приняты во внимание компетенции, определяемые ФГОСом и экономической ситуацией, а также заявленные производственниками в договоре на целевую подготовку.

Попутно следует отметить, что необходимые соотношения технических, экономических и управленческих знаний для специалистов разных квалификационных уровней независимо от технической направленности их профессиональной деятельности рассмотрены были ещё А. Файолем. На рис. 2 представлены установленные соотношения технических, управленческих и экономических знаний в зависимости от позиции человека в производственной иерархии.

Из рисунка 2 видно, что и рабочий должен иметь экономические знания в объеме примерно 10%, знания в области управления - 5% и технические знания - 85% [6]. При повышении уровня в иерархической системе производственных отношений соотношения меняются. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении совокупности компетенций специалиста и уровня их формирования.

217

Выпускник - специалист, готовый к изменению себя и окружающей среды, чтобы быть востребованным профессиональной средой и полезным обществу

Подсистема готовности студента к изменению себя

' Т —

Ключевые

компетенции («могу»)

1. Готовность вести здоровый образ жизни

2. Способность создания своих собственных приемов обучения

3. Умение самостоятельно и эффективно решать проблемы

4. Умение работать

в команде и организовывать свою работу

5. Умение организовать самообразование

6. Способность к системному мышлению

Мотивация

(«хочу»)

1. Потребность в информации

2. Стремление к повышению своего статуса и

конкурентоспособнос

ти

3. Умение ставить цели и проявлять познавательную активность в условиях неопределенности и сложных ситуациях

4.Самоактуализация

5. Любознательно сть как источник внутренних мотиваций и самовыдвижения

Рефлексия («должно быть»)

1. Осознание своего места в группе и совместной деятельности

2. Оценка окружения в соответствии

с нормами,

требованиями социума

3. Оценка результатов деятельности

4. Самооценка результатов своей деятельности и критическое восприятие

информации и явлений действительности

5. Умение самоопределяться и извлекать пользу из опыта

Подсистема готовности студента к изменению окружающей среды

Т--------

Профессиональная компетентно сть («могу»)

1. Компетенция использовать новые информационные технологии

2. Компетенция организовать свое рабочее место и профессиональную деятельность

3. Компетенция находить новые решения

в нестандартной, неопределенной и сложной ситуации

4. Компетенция использовать экспертные технологии, разрабатывать и выполнять контракты

5. Способность к профессиональной самореализации

Социальная

компетентность

(«хочу»)

1. Компетенция нести ответственность, договариваться

и конструктивно разрешать конфликты

2. Компетенции в совместном принятии решений и функционировании общественных институтов.

3. Компетенции выстраивания коммуникации с другими людьми и организация совместных действий.

4. Знания и умения в виде социальных практик

5. Готовность проявлять ответственность за выполняемую работу

Формирование

(«должен»)

1. Профессионально

2. Творческие

3. Мобильность и

4. Самореализация

целостной

5. Толерантность

Рис. 1. Структура компетентностной модели выпускника

Рис. 2. Соотношение различных знаний менеджеров организации

При разработке модели профессиональной компетенции специалиста необходимо, прежде всего, определиться с ключевыми функциональными инженерными компетенциями.

Ключевыми функциональными инженерными компетенциями будем называть те компетенции, которые напрямую определяют эффективность деятельности выпускника на рабочем месте. Например, для одного предприятия информационная компетентность, сформированная учебным заведением, является достаточной, для другого предприятия, где работа предполагается с использованием компьютерных систем проектирования и управления на основе продвинутых специальных пакетов прикладных программ или языков программирования, - неудовлетворительной. Для оценки предприятиями выпускников, поступивших на работу по целевой программе, такая разница не имеет принципиального значения. Они (предприятия) должны получить то, что заказали, ту глубину сформированности компетенций, которая им необходима.

Выбор вида, количества и глубины сформированности компетенций зависит от предприятия, но, несмотря на кажущееся различие компетенций, они могут быть сведены в общую номенклатуру необходимых специалисту компетенций. Действительно, при любой специализации функциональной деятельности специалиста в соответствии с жизненным циклом продукции можно выделить следующие компетенции:

- проектная, прогнозная (уровень умения прогнозировать и проектировать);

- технологическая (степень владения технологией специализации);

- инновационная (активность участия в технико-технологическом и экономическом развитии сферы своей деятельности и предприятия);

- экономическая (уровень экономических знаний);

- информационная (компьютерная грамотность);

- управленческая (организационнь „ нческие навыки);

■’ г Маркетинг '

- экологическая (навыки безопасной деятельности для себя и окружающих);

- нормативно-правовая (уровень знания В скобках прощенные дл.

Работодатель Утилизация ключевую к

необходима ві___у______у _:ри реализа

Далее, задав ключевую к< соответствии с этапом жизненн направлении будет осущес техн мпетенци

мета Эксплуатация тд----------

____________ко___етенции

планом.

Монтаж и послемонтажное обслуживание

законов о тр шюкр тов).

я производс характеристики выпускников.

петенцию (совокупность компетенций), которая

ых действий----------------------рабочем месте.

уточня< Материально- компетенции в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. ЗЪго техничтжсч снабжение ком конкретном

пециалиста. ххапример, необходима тажного обс ги„гот 1 в области

с регламентир

Подготовка производства

ованним і ос

ом учебным

Производство

Реализация и транспортирование

Контроль и испытания

Упаковка и хранение

Следует отметить, что более чем на половине этапов ЖЦП требуются специалисты особого профиля, но их подготовка в образовательных учреждениях инженерного профиля не предусмотрена. Ординарная подготовка не дает ощутимой отдачи от специалиста на конкретных рабочих местах, требуется дополнительное обучение.

Представленная в статье компетентностная модель подготовки специалистов инженерного профиля апробирована и внедрена в учебный процесс в Арзамасском филиале НГУ им. Н.И. Лобачевского. Проведенные экспертные исследования показали, что в 2010 - 2011 гг. руководители предприятий региона, на которых работают молодые специалисты - выпускники вуза, выразили удовлетворенность качеством их профессиональной подготовки, которое соответствует требованиям профессиональных стандартов отрасли ядерной энергетики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романов Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

3. Чернова Ю.К. Профессиограмма как целезадатчик подготовки специалиста: монография / Ю.К. Чернова, О.П. Кислякова, В.И. Малыхин // Под науч. ред. В.В. Щипанова. - Тольятти-Сызрань: Изд-во Сызранского ВАИ, 2002. - 234 с.

4. Чернова Ю.К. Технология реализации компетентностного подхода в образовании и производственной деятельности: монография / Ю.К. Чернова, О.И. Антипова // Под науч. ред. В.В. Щипанова. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 286 с.

5. Сборник докладов Второй региональной научно-практической конференции по профессиографическому проектированию образования и образовательных услуг. - Москва-Тольятти: Профи, 2003. - 144 с.

6. Лукичёва Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: учебник для бакалавров / Л.И. Лукичёва, Е.В. Егорычева // Под ред. Ю.П. Анискина. - М.: Омега-Л, 2011. - 488 с.

Поступила в редакцию - 21 /III/2012, в окончательном варианте - 30/III/2012.

UDC 371

A SPECIALIST’S COMPETENCE MODEL V.I. Yablonsky

Arzamas Branch of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education “Nizhegorodskyi State University after N. I. Lobachevskogo”

101 Lenin Avenue, Arzamas, 607220 E-mail: apk_novikova@mail.ru

The article presents the analysis of a specialist’s competence model and its design methods.

The topicality of the paper is in designing a structural model of a graduate student from the point of view of competence attitude based on professional diagram. The paper contains a three-blocked structure of professional diagram consisting of labour diagram, psychological diagram and social diagram.

According to the professional diagram a teacher can define the competences which can be formed in the educational process. The teacher can build the matter of education, define the quality indications and aims of learning the subject according to the suggested specialist’s training.

The paper shows the indicated correlations of technical, management and economic knowledge which depend on the person’s position in the industrial hierarchy.

Key words: key competences, motivation, reflection, professional competence, social competence, the forming ofpersonal qualities of specialist, subsystem of student’s readiness for changing.

Original article submitted - 21/III/2012, revision submitted - 30/III/2012.

Vladimir I. Yablonsky, the director of Arzamas Branch of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education “Nizhegorodskyi State University after N. I. Lobachevskogo”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.