АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Научная статья
УДК 343.13
О проблемных аспектах организации хранения и реализации
вещественных доказательств в виде древесины, изъятой по уголовным делам о незаконных рубках лесных насаждений
Абдразяпов Ранис Ришатович,
Уфимский юридический институт МВД России,
Уфа, Россия, кандидат юридических наук
email: ranis_a2009@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с порядком хранения и реализации незаконно заготовленной древесины, являющейся вещественным доказательством по уголовным делам, возбужденным по ст. 260 УК РФ. Автором проанализирован существующий порядок работы следователя (дознавателя) с изъятой по уголовным делам древесиной, указаны проблемы, связанные с организацией хранения незаконно добытой древесины, которую ввиду громоздкости и необходимости соблюдения определенных требований не представляется возможным хранить при уголовном деле. При этом в настоящее время не существует единой правоприменительной практики организации хранения и транспортировки вещественных доказательств подобного типа. Автором предложены пути решения подобных проблем на основе сложившейся по уголовным делам практики некоторых регионов Российской Федерации.
Ключевые слова: незаконная рубка, вещественные доказательства, древесина, хранение, реализация, организация работы следователя
On the problematic aspects of organizing the storage and sale of material evidence in the form of wood seized in criminal cases on illegal felling of forest plantations
Abdrazyapov Ranis Rishatovich,
Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of
Russia, Ufa, Russia, Candidate of Law
Abstract. This article discusses issues related to the storage and sale of illegally harvested timber, which are material evidence in criminal cases initiated under Art. 260 of the Criminal Code of the Russian Federation. The author analyzed the existing procedure for the work of the investigator (interrogator) with the timber seized in criminal cases, indicated the existing problems associated with the organization of storage of illegally mined timber, which, due to its cumbersomeness and the need to comply with certain requirements, is not possible to store in a criminal case. At the same time, at present there is no single law enforcement practice for organizing the storage and transportation of material evidence of this type. The author proposes ways of solving such problems on the basis of the existing criminal cases practice in some regions of the Russian Federation.
Keywords: illegal logging, material evidence, timber, storage, sale, organization of the investigator's work
Преступления в сфере лесопромышленного комплекса по своим социальным и экономическим последствиям представляют реальную угрозу безопасности государства, поскольку подрывают не только бюджетную систему страны, международный авторитет, но и экологическую систему в целом. Декриминализации лесной отрасли страны уделяется большое внимание, в связи с чем Президентом Российской Федерации утвержден перечень Поручений от 1 сентября 2013 г. № Пр-2039, касающийся вопросов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Одной из задач, возложенных на МВД РФ в соответствии с данным Поручением, является пресечение преступлений в области заготовки древесины и оборота необработанной древесины.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 312-р утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г., целями которой, в числе прочих, является комфортная и безопасная среда для жизни (далее - Стратегия).
Роль правоохранительных органов в обеспечении целей, отмеченных Стратегией, заключается в борьбе с противоправными посягательствами в сфере лесопромышленного комплекса, принятии мер по возмещению причиненного преступлениями ущерба.
В сфере лесопользования к подследственности органов предварительного следствия МВД России в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) отнесено расследование преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 260 (Незаконная рубка лесных насаждений), ч. 3 ст. 191.1 (Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины), а также ч. 3 и 4 ст. 261 (Уничтожение или повреждение лесных насаждений) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
В этой связи расследование уголовных дел в сфере лесопромышленного комплекса сегодня занимает одно из ключевых позиций, о чем не раз указывалось руководством МВД России.
Согласно данным статистической отчетности Главного информационного центра МВД России, следователями органов внутренних дел в 2020 г. возбуждено 8424 уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ1.
В суд с обвинительным заключением за указанный период направлено 2 155 уголовных дел в отношении 2 814 лиц.
Показатель раскрываемости преступлений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений, в 2020 г. составил 36,6 % (в 2019 г. - 38,3 %), а сопряженных с приобретением, хранением, перевозкой, переработкой в целях сбыта или сбытом заведо-
1 Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: ИПрБ://мвд.рф/ (дата обращения 23.07.2021).
мо незаконно заготовленной древесины - 69,1 % (в 2019 г. - 90,6 %)2.
Особую озабоченность при расследовании уголовных дел в сфере лесопромышленного комплекса вызывает причиненный преступлениями ущерб, который по делам указанной категории исчисляются в 50-ти кратном размере, что сказывается на показателях возмещаемости. Работа по обеспечению возмещения ущерба, в соответствии с Государственной программой «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»3, является одним из приоритетных направлений оперативно служебной деятельности МВД России.
По указанным Следственным департаментом МВД России данным ущерб от преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, по уголовным делам, оконченным в 2020 г., составил 2 млрд 679 млн 161 тыс. 663 рубля. Возмещение ущерба на досудебной стадии уголовного судопроизводства обеспечено всего на сумму 197 млн 523 тыс. 38 рублей, или 7 % от ущерба по оконченным уголовным делам4.
Возмещение причиненного ущерба невозможно без изъятия и наложения ареста на похищенное имущество, орудия совершения преступления, иное имущество виновного лица. По делам о незаконных рубках лесных насаждений в случае обнаружения в обязательном порядке изъятию подлежит вырубленная древесина.
Вместе с тем в настоящее время актуальной проблемой является организация хранения вещественных доказательств в виде древесины, изъятой при расследовании преступлений о незаконной рубке лесных насаждений. В силу имеющихся физических особенностей древесина зачастую требует больших складских помещений из-за громоздкости, кроме того, она требует особых условий хранения, иначе в течение определенного периода времени подвергается старению и порче.
Согласно ч. 2 ст. 82 УПК РФ вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднительно или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Фе-
2 Там же.
3 Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности: утв.а постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345.
4 Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: ИПрБ://мвд.рф/ (дата обращения 23.07.2021).
дерации. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования.
В случае невозможности обеспечения их хранения, вещественные доказательства оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств.
В соответствии с п. 5.5 постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Росимущество в установленном порядке осуществляет реализацию, в том числе выступает продавцом имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение.
Организация работы по передаче для реализации незаконно заготовленной древесины осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и соглашением от 10 июня 2013 г. № 1/5390/01-12/217 «О порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по организации приема-передачи предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено», в соответствии с которым вопросы реализации или уничтожения изъятой сотрудниками МВД России древесины возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
По смыслу указанного соглашения изъятая древесина должна передаваться в установленном соглашением порядке органам Росимущества, соответственно, возникающие расходы также несет Росимущество.
Однако установленный порядок не отвечает в полной мере заявленным требованиям, т. к. имеет ряд недоработок, например:
- территориальные ОВД и территориальные управления Росимущества не имеют специализированной техники для вывоза изъятой древесины с мест незаконной рубки, которая, как правило, находится в местах, отдаленных от населенных пунктов и автомобильных дорог;
- зачастую территориальные ОВД и территориальные управления Росимущества также не имеют оборудованных мест хранения для изъятой древесины и не осуществляют деятельность по ее хранению;
- финансовое обеспечение расходных обязательств территориальными управлениями Росиму-щества осуществляется лишь с момента передачи ему вещественных доказательств на реализацию или уничтожение по решению суда;
- территориальные лесничества, как правило, имеющие необходимую технику и места для хранения, стакиваются с возникающими финансовыми затратами по транспортировке и хранению изъятой древесины, при этом расходы на указанные цели в бюджете не предусмотрены. Кроме того, у территориальных органов лесного хозяйства, согласно уставам и положениям, отсутствуют полномочия по обеспечению сохранности передаваемых вещественных доказательств.
На практике в большинстве случаев после признания вырубленной древесины вещественным доказательством следователи передают ее территориальным органам лесного хозяйства, которыми осуществляется их последующее хранение.
Также имеют место факты хранения изъятой сотрудниками полиции вырубленной древесины на территории органа внутренних дел по месту оперативного обслуживания.
Иногда сотрудники лесничеств (лесхозов), получившие вырубленную древесину на ответственное хранение, ввиду отсутствия специализированных площадок для складирования и хранения, местом хранения определяют место расположения незаконной рубки, что создает условия для хищения и приводит к утере потребительских свойств.
Руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне пытается разрешить данную проблему совместно с прокуратурами, управлениями лесного хозяйства региона и территориальными управлениями Росимущества РФ.
Так, например, ГУ МВД России по Иркутсткой области хранение изъятой по уголовным делам незаконно вырубленной древесины и транспортных средств, признанных вещественными доказательствами, осуществляется на основании безвозмездного договора хранения, заключенного между руководителями территориальных ОВД и хранителем - лицом, располагающим возможностями вывоза и хранения изъятых предметов.
ГУ МВД России по Пермскому краю изъятая по уголовным делам древесина признается в качестве вещественного доказательства и в основном передается на ответственное хранение индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в сфере лесопромышленного комплекса и имеющим техническую возможность ее вывоза с мест незаконной рубки, территорию для хранения и право заключения договоров купли-продажи при реализации древесины территориальными управлениями Росимущества.
Следователями ГУ МВД РФ по Красноярскому краю в ходе расследования уголовных дел в сфере лесопромышленного комплекса после проведения необходимых судебных экспертиз, в том числе оценочной, изъятая древесина признается вещественным доказательством, после чего выносится постановление о возбуждении перед судом ходатайства о передаче вещественных доказательств для реализации. В случае получения разрешения суда на реализацию древесина передается в ТУ Росимущества по акту приема-передачи вещественных доказательств.
Передача изъятой древесины для реализации в ТУ Росимущества представляется наиболее правильным решением по вещественным доказательствам подобного типа, однако, до вынесения судебного решения и направления древесины на реализацию ее нужно где-то хранить.
Вместе с тем до обращения в суд с исковым заявлением следователю либо дознавателю необходимо убедиться, что изъятая древесина является незаконно срубленной, на данную древесину отсутствуют права третьих лиц, кроме того, необходимо осмотреть ее, признать вещественным доказательством, произвести необходимые судебные экспертизы (тра-сологическую, оценочную, лесопатологическую, дендрологическую) и т. п. В противном случае суд может отказать в удовлетворении ходатайства следователя.
Так, например, постановлением Дальнеречен-ского районного суда Приморского края1 отказано в удовлетворении ходатайства следователя о передаче на реализацию в ТУ Росимущества по Приморскому краю вещественных доказательств по уголовному делу в виде древесины породы дуб объемом 742,92 куб. м и породы ясень объемом 201,63 куб. м, а также дров породы дуб, ясень объемом 63,99 куб. м. В своем ходатайстве следователь указал, что ввиду больших габаритов вещественных доказательств нет условий для хранения, кроме того, древесина является скоропортящейся, неподлежащей длительному хранению в связи с существенным ухудшением ее потребительских качеств.
Одновременно директором ООО «В» подано заявление в Арбитражный суд Приморского края о признании права собственности на указанную древесину. Данное обстоятельство явилось основанием для отказа суда в удовлетворении ходатайства следователя.
Соответственно, до принятия судом решения по ходатайству следователя о передаче изъятой древесины на реализацию в ТУ Росимущества должна быть обеспечена ее сохранность.
Вопросы организации хранения обнаруженной на месте незаконной рубки древесины возникают уже с момента получения сообщения о преступлении.
Таким образом, при проведении доследственных проверок сообщений о преступлении по факту совершения незаконной рубки лесных насаждений, а также
1 Постановление Дальнереченского районного суда Приморского края от 1 июня 2011 года [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 23.07.2021).
в ходе предварительного расследования уголовных дел о незаконных рубках лесных насаждений возникают проблемы по вывозу с места происшествия, а в последующем хранению и реализации незаконно заготовленной древесины. Непринятие вышеуказанных мер ведет к утрате вещественных доказательств по уголовному делу.
В этой связи представляется возможным следующий порядок (алгоритм) организации работы по изъятию, хранению и реализации незаконно заготовленной древесины.
1. Первоначальные действия следственно-оперативной группы по прибытию на место происшествия по сообщению о незаконной рубке лесных насаждений:
- по прибытию на место незаконной рубки лесных насаждений следственно-оперативная группа в составе следователя (дознавателя), специалиста, сотрудника территориального лесничества, оперуполномоченного фиксирует исходную обстановку, принимает меры, направленные на обнаружение, фиксацию, изъятие следов преступления;
- следователь (дознаватель) с участием специалистов, составляет протокол осмотра места происшествия с изложением сведений, зафиксированных на месте происшествия;
- при производстве осмотра места происшествия используется фотофиксация, составляется схема;
- изымаются следы, предметы, имеющие значение для дела, в том числе и незаконно заготовленная древесина, обнаруженная на месте происшествия;
- при обнаружении на месте происшествия незаконно заготовленной древесины следователь (дознаватель) принимает меры, направленные на обеспечение сохранности древесины, а именно документально производит изъятие древесины, направляет ее на ответственное хранение территориальное лесничество, которое собственными силами организует его транспортировку до места хранения в территориальном органе лесничества.
2. Последующие действия следователя (дознавателя) по преступлениям о незаконной рубке лесных насаждений:
- после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователь в кротчайший срок с участием специалиста производит осмотр изъятой древесины, при этом составляется протокол осмотра предметов с приложением таблицы иллюстраций и справки расчета объема осматриваемой древесины; в протоколе осмотра отражаются следующие сведения: количество, размеры (диаметр, длина), общий объем древесины, вид древесины, состояние древесины, древесина опечатывается и хранится в месте, указанном в протоколе следователем;
- после осмотра древесины, следователь выносит постановление о признании и приобщении в качества вещественного доказательства по уголовному делу, а также постановление о передаче вещественного доказательства на хранение;
- следователь (дознаватель) незамедлительно выносит постановление о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости древесины - оценочной судебной экспертизы, а также иных необходимых судебных экспертиз.
Ограничение сроков назначения экспертизы по определению рыночной стоимости незаконно заготовленной древесины и иных экспертиз связано с необходимостью скорейшего направления ее на реализацию через территориальные управления Росимущества.
После завершения необходимых экспертиз, следственных и процессуальных действий следователь (дознаватель) обращается в суд с ходатайством о передаче изъятой древесины на реализацию в территориальные управления Росимущества ввиду больших габаритов вещественных доказательств, отсутствия условий для хранения, а также того, что древесина не подлежит длительному хранению в связи с существенным ухудшением ее потребительских качеств.
После получения решения суда следователь (дознаватель) для передачи древесины, изъятой в ходе производства расследования по уголовному делу, направляет материалы в территориальное управление Росимущества, в которых должны содержаться следующие документы:
- копия постановления о возбуждении уголовного дела;
- копия протокола осмотра места происшествия либо протокола выемки (обыска);
- копия протокола осмотра древесины с приложением таблицы иллюстраций;
- копия постановления о признании и приобщении древесины в качестве вещественного доказательства по уголовному делу;
- копия заключения оценочной судебной экспертизы;
- постановление суда о передаче вещественных доказательств на реализацию;
- сопроводительное письмо с указанием исходящего номера и даты направления материалов.
При получении вышеуказанных материалов ТУ Росимущество принимает решение о самостоятельной реализации вещественных доказательств либо через поверенных лиц, о чем письменно извещает следственный орган. Имущество считается переданным с момента подписания акта передачи.
В обвинительном заключении (акте) следователь (дознаватель) указывает сведения о передаче древесины на реализацию в территориальное управление Росимущества и отражает в справке к обвинительному заключению в графе «процессуальные издержки» суммы затрат, использованных на проведение судебных экспертиз, а также издержки, связанные с транспортировкой и хранением изъятой древесины, которые подлежат возмещению территориальному органу лесничества.
Таким образом, в настоящее время указанная проблематика требует дальнейшего урегулирования. Ав-
тором представляется возможным предложить следующие пути решения:
1) внести изменения в устав и положения Министерства лесного хозяйства России и подведомственных ему организаций и территориальных органов, наделив их необходимыми полномочиями по обеспечению сохранности передаваемых вещественных доказательств, предусмотрев компенсацию возникающих финансовых затрат за счет средств, получаемых при реализации хранимой древесины по решениям судов;
2) после проведения необходимых экспертиз и признания изъятой древесины вещественным доказательством на основании решений судов, принимаемых по ходатайствам следователей, в соответствии со ст. 82 УПК РФ и постановлением Правительства РФ от 23 августа 2012 г. № 848 «О порядке реализации и уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» передавать изъятую древесину на реализацию в территориальные управления Росимуще-ства с целью сокращения возникающих финансовых расходов.
Библиографический список
1. Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345.
2. Постановление Дальнереченского районного суда Приморского края от 1 июня 2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru (дата обращения: 23.07.2021).
Bibliograficheskij spisok
1. Gosudarstvennaya programma «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti»: utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 345.
2. Postanovlenie Dal'nerechenskogo rajonnogo suda Primorskogo kraya ot 1 iyunya 2011 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://sudact.ru (data obrashcheniya: 23.07.2021).