Научная статья на тему 'О проблеме взаимопонимания преподаватель – студент в реальных условиях занятий физической культурой'

О проблеме взаимопонимания преподаватель – студент в реальных условиях занятий физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме взаимопонимания преподаватель – студент в реальных условиях занятий физической культурой»

Источники

1. Агенство Интернет-рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. start-reklama. ru (дата обращения 20.01.2015).

2. Студия «6 этаж» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.6floor. ru/face. htm (дата обращения 20.01.2015).

Ю. И. Чуйко

О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ -СТУДЕНТ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Педагог кафедры физической культуры вуза обычно не достаточно хорошо знает каждого из студентов, а с большинством из них встречается не чаще двух раз в неделю. Кроме того, преподавателю непросто определить атмосферу в конкретной академической группе, узнать какие настроения в ней преобладают, какие группировки там существуют и как они взаимодействуют [2].

Педагогический коллектив кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности КГУКИ в своей исследовательской работе предпринял попытку определения, анализа, оценки, выбора и оптимизации реального применения механизмов индивидуальных и межгрупповых взаимопониманий. В нашей работе были использованы теоретические основы Положения о социальных взаимоотношениях вообще и в учебных заведениях в частности, предложенные ведущими специалистами в данной области [1; 3; 5]. К таким механизмам взаимоотношений и взаимопониманий они относят:

1. Физиогномическую редукцию - стремление охарактеризовать человека по чертам его лица. Педагог порой создаёт представление о студенте по внешнему виду, а затем, подгоняет его под созданное представление. Получается, что, приписывая молодому человеку какие-то черты характера, наставник своим поведением провоцирует воспитанника на поступки, подтверждающие первое впечатление о нем [3].

Естественно, что по чертам лица, фигуре, особенностям телосложения, как правило, нельзя объективно судить о психологических, личностных характеристиках студента, однако высокий рост, хорошая прыгучесть дают основание предположить, что молодой человек может быть неплохим волейболистом или прыгуном, а крепкое телосложение, быстрые и резкие движения могут свидетельствовать о реальных перспективах в спортивных единоборствах. В то же время нередки случаи, когда студент, не отличающийся поначалу хорошими физическими данными, добивался относительно высоких результатов в спорте за счет упорства, целеустремленности, трудолюбия, опережая своих более перспективных в начале товарищей.

Физиогномическая редукция в общении со студентами нами была использована как дополнительный и приблизительный способ предварительного познания молодых людей.

2. Социальную категоризацию, которая классифицирует людей и события окружающего мира по социальному признаку. Простейшие примеры такого разделения: преподаватели и студенты, военные и гражданские, спортсмены и физкультурники. Точная классификация сложна, она требует опыта и подготовленности оценивающего. Нелегко без предварительного специального целенаправленного изучения разделить студентов на решительных и осторожных, на трудолюбивых и пассивных, на зависимых от влияния группы и не зависимых.

Установить правильные взаимоотношения между педагогом и студенческим коллективом бывает трудно без предварительной классификации членов такого коллектива. При решении данной проблемы нами были проведены действия, направленные на выявление в академических группах неформальных лидеров, принятых, непринятых, изолированных, отверженных студентов. Там, где это не удавалось, преподаватель в такой группе не чувствовал себя уверенно, ему нелегко было в ней работать.

Для определения, who is who в группе, были использованы как спортивно-массовые мероприятия с индивидуально-командным зачетом, так и коллективная работа (например, уборка территории стадиона). В ходе этих мероприятий выявлялись лидеры, организаторы, действующие в интересах коллектива. Установление и привлечение на свою сторону таких

студентов значительно облегчило работу преподавателя в данном коллективе и повысило эффективность выполнения учебных, учебно-тренировочных и трудовых задач.

Непринятых, изолированных и отверженных студентов в академических группах было крайне мало, поэтому работа отдельно с ними не велась и их влияние на взаимопонимание в коллективе не учитывалось.

3. Стереотипизацию - механизм взаимопонимания, заключающийся в приписывании определенным группам людей специфических, присущих им черт (нередко отрицательных). Предубеждения приводят к тому, что, например, спортсменов нередко считают умственно ограниченными, недалекими людьми, поваров - «обжорами», чиновников - бюрократами.

Однако, такие стереотипы часто не совсем верны, а это усложняет контакты между людьми, мешает установлению нормальных отношений между ними. Например, исследованиями подтверждено, что студент, получивший низкую оценку своим внешним данным, автоматически получал значительно более низкие характеристики его личностных качеств [4]. В группе ситуация резко усложнялась, если педагог акцентировано выделял сильного или принижал слабого, чем нарушал сложившееся нормальное внутригрупповое общение.

Непременно следует учитывать, что настроение, эмоциональное состояние человека влияют на его оценку окружающих: при плохом самочувствии все становятся надоедливые и неприятные, а при радостном подъеме - оживленные и счастливые [3].

4. Групповую идентификацию, которая в психологии обозначает умение отнести самого себя (в том числе и педагога) к одной из групп, решить при этом, какой вы: волевой или безвольный, интересный или не очень. Ведь каждая из таких категорий предусматривает специфическое поведение, определенные права и обязанности. То же имеет место и в среде студентов. Поэтому мы стремились постоянно их оценивать, стараясь развить у молодых людей позитивные моральные и волевые черты характера, помогали заниматься самовоспитанием, что позволило бы им примкнуть к более авторитетной группе.

5. Межгрупповую дискриминацию - восприятие, связанное с переоценкой своей и недооценкой другой социальной группы. Если же принадлежность к группе не давала чувства превосходства над другими, личность могла поменять группу. Не добившись успеха и там, такая личность снижает самооценку и впадает в стрессовое состояние [2].

Мнение о членах своей и других групп не остается неизменным. Так, в группе, побеждающей в ряде соревнований, резко повышается сплоченность и усиливается снисходительное отношение к соперникам, к другим командам. В то же время высоконравственные спортивные коллективы обычно проявляют большую беспристрастность, более адекватно оценивать и себя, и соперников [3]. Но беспристрастность может снижаться, если не совсем ясны критерии, по которым сравниваются коллективы, поэтому в спорте, где существуют строгие правила, такая проблема почти не возникает.

Следовательно, при социальной несправедливости увеличивается вероятность неверных оценок, ухудшаются взаимоотношения между представителями разных коллективов, снижается взаимная терпимость.

В такой ситуации приходилось разъяснять спортсменам и физкультурникам причины разного подхода педагогов к спортивным коллективам, подбадривать представителей слабых групп, успокаивать отстающих, помогать студентам объективно оценивать себя и товарищей. Такой методический прием нередко использовался нами при проведении внутривузовских соревнований по игровым видам спорта.

6. Эгоцентризм - высшая степень эгоизма, когда на первый план выдвигается утверждение исключительности своего «я». Эгоцентрик занят собой, не учитывает интересы других, не способен посмотреть на себя и окружающих их глазами. Обычно эгоцентрик в мыслях, чувствах и поступках ставит себя в центр событий. Например, в педагогическом коллективе это может выглядеть так: педагог не понимает, что возможно существование других точек зрения, не способен воспринимать и анализировать поступки других людей, не приемлет других способов работы, кроме тех, которые знает и которые умеет выполнять [3].

При работе со студентами такое явление как эгоцентризм мы старались выявлять, пресекать и сглаживать путем индивидуального воздействия, воспитания через спортивный коллектив, через физкультуру и спорт.

Педагог, изучая механизмы взаимопонимания, формируется и сам.

В заключение необходимо отметить, что знание и использование в практической работе механизмов взаимопонимания помогло коллективу кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности оптимизировать практику взаимоотношений преподавателей с отдельными студентами и студенческими коллективами (группами), сделало их работу творческой и более эффективной, обеспечило глубокое удовлетворение от педагогической деятельности.

Литература

1. Дональдсон, Майкл К., Дональдсон, Мими. Умение вести переговоры для «чайников» [Текст] / Майкл К. Дональдсон, Мими Дональдсон /пер. с англ. - Москва: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 224 с.

2. Станкин, М. И. Психология общения [Текст] / М. И. Станкин. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 296 с.

3. Станкин, М. И. Взаимопонимание в группе [Текст] / М. И. Станкин // Физкультура в школе. - 2002. - № 2. - С. 35-37.

4. Станкин, М. И. Психологические способы установления контактов между людьми [Текст] / М. И. Станкин; МПСИ. - Москва:, 2006. - 400 с.

5. Томсон, П. Самоучитель общения [Текст] / П. Томсон. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 256 с.

Ю. И. Чуйко А. П. Шутько

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Обучение в широком смысле слова - это процесс формирования готовности к определенной деятельности на основе вновь приобретенного индивидуального опыта.

По способу приобретения нового опыта выделяют: обучение через подражание; обучение путем проб и ошибок; обучение, организуемое другим лицом; программированное обучение; обучение с использованием обучающих машин.

Процесс учения протекает по определенным законам психологии и физиологии. Методологической основой обучения является теория познания, основой которой, в свою очередь, является практика [6; 7].

Главным и специфичным в физическом воспитании является активная двигательная деятельность студентов. Через нее происходит воспитание и совершенствование физических и психических качеств, а также формирование двигательных умений и навыков. Одновременно с этим учащиеся получают и специальные знания о физическом воспитании.

Спортивная, как и трудовая деятельность возможна лишь при овладении не только знаниями, но и умениями выполнять определенные двигательные действия. Их формирование -одна из главных задач физического воспитания.

В настоящее время специалисты отмечают гипертрофированное применение в процессе физического воспитания регламентированных методов обучения технике движения. Нередко педагог обучает даже простейшим движениям, как будто обучаемый не в состоянии решить даже простой двигательной задачи. Естественно, что такие излишне регламентированные занятия малоинтересны и малоэффективны [5].

Педагогический коллектив кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности КГУКИ провел исследование эффективности и целесообразности использования того или иного метода физического воспитания на старших курсах. Предполагалось, что при работе со старшекурсниками преобладать должны творческие методы обучения при снижение роли репродуктивных.

Современная высшая школа обязана готовить всесторонне и гармонично развитую личность, способную творчески преобразовывать действительность [1; 2]. Реализация этих задач требует, чтобы образовательный процесс, в том числе и физическое воспитание, ориентировался на формирование следующих отношений: активных, настроенных на действие; креативных, настроенных на преобразование; стремящихся к самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.