Научная статья на тему 'Креативные методы в формировании физической культуры студентов'

Креативные методы в формировании физической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативные методы в формировании физической культуры студентов»

В заключение необходимо отметить, что знание и использование в практической работе механизмов взаимопонимания помогло коллективу кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности оптимизировать практику взаимоотношений преподавателей с отдельными студентами и студенческими коллективами (группами), сделало их работу творческой и более эффективной, обеспечило глубокое удовлетворение от педагогической деятельности.

Литература

1. Дональдсон, Майкл К., Дональдсон, Мими. Умение вести переговоры для «чайников» [Текст] / Майкл К. Дональдсон, Мими Дональдсон /пер. с англ. - Москва: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 224 с.

2. Станкин, М. И. Психология общения [Текст] / М. И. Станкин. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 296 с.

3. Станкин, М. И. Взаимопонимание в группе [Текст] / М. И. Станкин // Физкультура в школе. - 2002. - № 2. - С. 35-37.

4. Станкин, М. И. Психологические способы установления контактов между людьми [Текст] / М. И. Станкин; МПСИ. - Москва:, 2006. - 400 с.

5. Томсон, П. Самоучитель общения [Текст] / П. Томсон. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 256 с.

Ю. И. Чуйко А. П. Шутько

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Обучение в широком смысле слова - это процесс формирования готовности к определенной деятельности на основе вновь приобретенного индивидуального опыта.

По способу приобретения нового опыта выделяют: обучение через подражание; обучение путем проб и ошибок; обучение, организуемое другим лицом; программированное обучение; обучение с использованием обучающих машин.

Процесс учения протекает по определенным законам психологии и физиологии. Методологической основой обучения является теория познания, основой которой, в свою очередь, является практика [6; 7].

Главным и специфичным в физическом воспитании является активная двигательная деятельность студентов. Через нее происходит воспитание и совершенствование физических и психических качеств, а также формирование двигательных умений и навыков. Одновременно с этим учащиеся получают и специальные знания о физическом воспитании.

Спортивная, как и трудовая деятельность возможна лишь при овладении не только знаниями, но и умениями выполнять определенные двигательные действия. Их формирование -одна из главных задач физического воспитания.

В настоящее время специалисты отмечают гипертрофированное применение в процессе физического воспитания регламентированных методов обучения технике движения. Нередко педагог обучает даже простейшим движениям, как будто обучаемый не в состоянии решить даже простой двигательной задачи. Естественно, что такие излишне регламентированные занятия малоинтересны и малоэффективны [5].

Педагогический коллектив кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности КГУКИ провел исследование эффективности и целесообразности использования того или иного метода физического воспитания на старших курсах. Предполагалось, что при работе со старшекурсниками преобладать должны творческие методы обучения при снижение роли репродуктивных.

Современная высшая школа обязана готовить всесторонне и гармонично развитую личность, способную творчески преобразовывать действительность [1; 2]. Реализация этих задач требует, чтобы образовательный процесс, в том числе и физическое воспитание, ориентировался на формирование следующих отношений: активных, настроенных на действие; креативных, настроенных на преобразование; стремящихся к самореализации.

Если достижение полного развития общества обусловлено в перспективе наличием в нем активной и творческой молодежи, самостоятельно стремящейся к развитию своей личности, то важнейшим критерием в оценке методов следует считать уровень их активности, достигнутый в процессе образования и воспитания.

Процесс образования и воспитания - это цепь целенаправленных действий педагога и воспитанников в выполнении следующих друг за другом заданий. Отдельные задания, как единицы этого процесса, должны реализовываться посредством соответственно подобранных методов.

Методы, применяемые в физическом воспитании, это способы приведения занимающихся в ситуации заданий, в которых они под руководством наставника совершают изменения в развитии собственного организма и его функциях, приобретают знания, умения и навыки в области физической культуры, а также формируют отношение к ней [3].

В зависимости от необходимого уровня активности студентов задания, реализуемые в процессе физического воспитания, делят на три группы:

1. Строго регламентированные - задания, точно определенные, требующие полного внешнего управления, такие как обучение технике и спортивной тактике и т. п.

2. Частично-регламентированные - задания частично определенные, которые студенты могут выполнить самостоятельно.

3. Не регламентированные - задания, требующие полного творчества занимающихся. Каждая из перечисленных групп требует особого методического подхода в процессе их реализации. В частности:

- задания, точно определенные, требуют применения репродуктивных методов;

- задания, частично определенные, требуют применения частично репродуктивных методов;

- проблемные задания требуют применения креативных методов.

В физическом воспитании классическим репродуктивным методом является имитационный (воспроизводящий, подражательный). Характерные черты его: точное воспроизведение, репродукция продемонстрированного образца движения. Упражнение четко определено и имеет лишь одно решение, предложенное наставником. Студент является лишь объектом дидактических приемов, т. е. им управляет главным образом педагог. Процесс обучения технике двигательных действий проходит по четко определенной технологии; для достижения цели, т. е. приобретения навыка, студенту необходимо многократно повторять упражнение [4].

Реакция на внешние воздействия - элементарное проявление активности человека. В результате этих реакций занимающийся может положительно изменяться, совершенствовать физическое развитие, овладеть техникой упражнений, приобрести резистентность к негативным воздействиям внешней среды. Этих положительных результатов можно добиться даже вопреки желаниям студента, но при условии, что педагог умело пользуется приёмами мотивирования.

Таким образом, репродуктивный метод мало развивает личность молодых людей. Отрицательными последствиями этого метода можно считать: снижение у студентов способности управления собой, увеличенная потребность во внешних импульсах для поддержки активности; отсутствие способности к изменениям поведения, даже если обстоятельства значительно изменились; пассивность и отсутствие инициативы, несамостоятельность; схематичность поведения в ситуациях сформированного навыка и осложненное образование новых форм поведения; отсутствие необходимых условий к формированию положительных отношений к физической культуре.

Основное условие эффективности процесса образования и воспитания - активизация самого занимающегося. Следовательно, современная высшая школа не может признать и допустить подавляющего преобладания репродуктивного метода в обучении. Целесообразно ограничить его решением простых задач.

Активизация студентов в процессе физического воспитания требует создания интересных для них заданий, которые соответствуют их склонностям. Кроме того, они должны решать задания по возможности самостоятельно, чтобы освоить умения и навыки самоконтроля и самооценки собственных действий.

Примером частично-регламентированного метода может служить игровой метод, при котором студентов ставят в ситуации заданий при помощи правил (в спортивных играх).

Креативные методы особенно актуальны в современном социуме. Жизнь состоит из ряда проблем, требующих для решения творческого подхода. Одна из задач высшей школы - подготовить молодое поколение к решению общественных и личных проблем, в том числе и в области двигательной культуры, будь то спортивная или производственная деятельность, обучение, работа или отдых. Если современная высшая школа стремится к тому, чтобы ее воспитанники овладели умением быть самостоятельными, она должна чаще создавать проблемные ситуации для самостоятельного поиска путей их решения. Например, в процессе физического воспитания можно использовать проблемный метод, где наставник ставит воспитанников в ситуацию, с которой они не сталкивались и не знают способа ее решения. Студенты самостоятельно анализируют ситуацию, находят пути, способы решения проблемы и проверяют их на практике [7].

Коллектив кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности КГУКИ в практической работе со студентами старших курсов успешно используют не регламентированные задания, требующие полного творчества занимающихся. Регламентированные методы следует применять на начальных этапах при освоении новых двигательных заданий и упражнений.

Итоговый опрос студентов, участвующих в исследовании, показал их повышенную заинтересованность к не регламентированным заданиям. На основании чего можно предположить, что на старших курсах более эффективны креативные методы освоения программного материала по учебной дисциплине «Физическая культура».

Литература

1. Астафьев, В. С. Теоретические аспекты формирования физической культуры личности студентов вузов [Текст] / В. С. Астафьев // Теория и практика физической культуры. -2009. - № 8. - С.21.

2. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи [Текст] / В. К. Бальсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

3. Козлов, А. В. Модернизация системы физического воспитания в высшей школе на основе совершенствования физкультурно-спортивного движения студенчества [Текст] /А. В. Козлов, В. В. Баранов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С.50.

4. Михайлова, Л. В. Здоровье сберегающие технологии в системе профессиональной подготовки студентов [Текст] / Л. В. Михайлова, Н. Г. Летунова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С.34.

5. Мускаев, М. Б. Методика комбинированных занятий в процессе физического воспитания студентов [Текст] / М. Б. Мускаев, А. З. Зиннатнуров / Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С.20.

6. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / авт- сост. Г. И. Погодаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.

7. Физическая культура студента [Текст]: учебник /под ред. В. И. Ильинича. - Москва: Гардарики, 2001. - 448 с.

Е. П. Гетман

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

За последние несколько десятилетий российское высшее образование прошло в своем развитии большой путь, модернизируя образовательные процессы, привлекая инновационные технологии, расширяя сеть учебных заведений и количество студентов.

В отличие от очной формы обучения, когда студент имеет возможность тесного контакта с преподавателем, прослушивая полный лекционный курс и посещая семинарские и практические занятия, то заочное образование похоже на бег с препятствиями, не всегда быстрый и не всегда продуктивный в достижении цели получения качественных профессионально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.