Примером частично-регламентированного метода может служить игровой метод, при котором студентов ставят в ситуации заданий при помощи правил (в спортивных играх).
Креативные методы особенно актуальны в современном социуме. Жизнь состоит из ряда проблем, требующих для решения творческого подхода. Одна из задач высшей школы - подготовить молодое поколение к решению общественных и личных проблем, в том числе и в области двигательной культуры, будь то спортивная или производственная деятельность, обучение, работа или отдых. Если современная высшая школа стремится к тому, чтобы ее воспитанники овладели умением быть самостоятельными, она должна чаще создавать проблемные ситуации для самостоятельного поиска путей их решения. Например, в процессе физического воспитания можно использовать проблемный метод, где наставник ставит воспитанников в ситуацию, с которой они не сталкивались и не знают способа ее решения. Студенты самостоятельно анализируют ситуацию, находят пути, способы решения проблемы и проверяют их на практике [7].
Коллектив кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности КГУКИ в практической работе со студентами старших курсов успешно используют не регламентированные задания, требующие полного творчества занимающихся. Регламентированные методы следует применять на начальных этапах при освоении новых двигательных заданий и упражнений.
Итоговый опрос студентов, участвующих в исследовании, показал их повышенную заинтересованность к не регламентированным заданиям. На основании чего можно предположить, что на старших курсах более эффективны креативные методы освоения программного материала по учебной дисциплине «Физическая культура».
Литература
1. Астафьев, В. С. Теоретические аспекты формирования физической культуры личности студентов вузов [Текст] / В. С. Астафьев // Теория и практика физической культуры. -2009. - № 8. - С.21.
2. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи [Текст] / В. К. Бальсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.
3. Козлов, А. В. Модернизация системы физического воспитания в высшей школе на основе совершенствования физкультурно-спортивного движения студенчества [Текст] /А. В. Козлов, В. В. Баранов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С.50.
4. Михайлова, Л. В. Здоровье сберегающие технологии в системе профессиональной подготовки студентов [Текст] / Л. В. Михайлова, Н. Г. Летунова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С.34.
5. Мускаев, М. Б. Методика комбинированных занятий в процессе физического воспитания студентов [Текст] / М. Б. Мускаев, А. З. Зиннатнуров / Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С.20.
6. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / авт- сост. Г. И. Погодаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.
7. Физическая культура студента [Текст]: учебник /под ред. В. И. Ильинича. - Москва: Гардарики, 2001. - 448 с.
Е. П. Гетман
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
За последние несколько десятилетий российское высшее образование прошло в своем развитии большой путь, модернизируя образовательные процессы, привлекая инновационные технологии, расширяя сеть учебных заведений и количество студентов.
В отличие от очной формы обучения, когда студент имеет возможность тесного контакта с преподавателем, прослушивая полный лекционный курс и посещая семинарские и практические занятия, то заочное образование похоже на бег с препятствиями, не всегда быстрый и не всегда продуктивный в достижении цели получения качественных профессионально-
ориентированных знаний. Следовательно, в заочном обучении остается ряд проблем, которые только усиливаются и становятся все более трудно решаемыми.
Так, заочное обучение требует от студентов приложения дополнительных сил к усвоению обязательного программного материала, регулярности выполнения межсессионных заданий, задач, контрольных и курсовых работ. Например, для изучения в период сессии дисциплины «Маркетинг», входящей в профессиональный цикл, базовую часть в рабочем плане направления подготовки бакалавриата 080100.62 «Экономика» отводится 10 академических часа, из которых 4 часа приходится на лекционные занятия и 6 часов на семинарские и практические занятия. При этом из 4 часов лекций, 2 часа выходят, как установочная лекция, и чаще всего воспринимаются как студентами, так и отчасти преподавателями, как некое необязательное занятие, что проявляется в том, что из числа студентов на такие занятия приходит 20-30 % от общего количества студентов группы. При таком малом объеме академических часов, отводимых на дисциплину, в зачетку, а в последующем в приложение к диплому записывается 108 часов или 3 зачетные единицы. Следовательно, предполагается, что 98 часов, отведенных на самостоятельное изучение, действительно будут студентом реализованы в межсессионный период. При этом хорошо известно, и в этом и заключена главная особенность и привлекательность для студентов заочного образования, что обучаться студенты будут с отрывом от производства только в сессионный период. Значит, от студента требуется большая сила воли, приложение дополнительных сил, чтобы суметь совместить работу и учебу. Похожая ситуация складывается по всем другим дисциплинам как экономического так и гуманитарного цикла.
Не соглашаясь в целом, однако, отметим, что такие передовые российские вузы как МГУ и СПбГУ практически отказались от заочной формы обучения, считая, что она не совпадает «с сегодняшней концепцией университета и качеством образования». Ректор ведущего российского университета В. Садовничий считает, что «дать фундаментальную научную подготовку заочно невозможно ни в одной из областей знаний. Физики должны научиться работать с приборами, проводить опыты, собирать установки. Студенты, изучающие иностранные языки, должны общаться с носителями языка, общаться в группе и т. д.» [3].
В последнее время все большее распространение получает западный аналог заочной формы - дистанционное образование (online education). В качестве примера эксперты приводят Британский университет открытого образования (The Open University), основанный в 1969г. Цель создания открытого университета (ОУ) - предоставить возможность получить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. Это крупнейший вуз Великобритании, в котором обучается более 200 тыс. человек, и с момента основания вуза более трёх миллионов человек прошли обучение по его программам. За пределами Евросоюза ОУ работает через сеть образовательных партнеров, обеспечивающих учебный процесс по программам ОУ еще более чем в 50 странах. В ОУ применяется широкий спектр методов для дистанционного обучения, такие как письменные работы, видео и аудио материалы, internet-конференции, сопровождаемые поддержкой тьютора и регулярными очными групповыми семинарами и двухдневными выездными школами» [2].
Основой качественных изменений в образовательном процессе применительно к заочному обучению может стать постепенный переход от дидактической системы учебно-воспитательного процесса, когда преподаватель традиционно выступает в роли главного и едва ли не единственного источника знаний, к индивидуализированному обучению студента, когда основной упор делается на привитие навыков самостоятельной работы, самообучения, причем обязательно с учетом индивидуальных природных способностей. Для этого применяются индивидуальные учебные планы, программы для одаренных студентов, изучение предметов по выбору, возможность учебы одновременно на двух факультетах или в двух вузах, возможность быстрой смены профиля обучения, факультета, вуза, приоритетная государственная поддержка одаренных студентов.
Достаточно результативно организован и контроль знаний студентов, являющийся многоступенчатым и, как правило, включающий в себя:
- короткие опросы 4-6 раз в семестр на семинарских занятиях;
- письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые с потоками на лекционных занятиях;
- итоговые семестровые экзамены.
Оценка за пройденный курс выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как средняя взвешенная [1].
Основываясь на своем педагогическом опыте уверена, что такая форма контроля знаний способна стимулировать студентов заочной формы обучения к систематической и более качественной подготовке к занятиям в течение всего семестра и в межсессионный период.
Таким образом, поднятые в статье проблемы, с которыми сталкиваются современные вузы в сфере заочного обучения, требуют поиска действенных подходов и стимулирующих к активной учебе контрольно-измерительных инструментов. Основываясь на изучении зарубежного опыта в данной сфере, предложены некоторые варианты решения поставленной в статье проблемы.
Литература
1. Гетман, Е. П. Маркетинговые принципы и технологии в управлении развитием вузам [Текст]/ Е. П. Гетман. - Краснодар, 2007.
2. Дружилов, С. А. Проблемы сегодняшнего очного и очно-заочного платного высшего образования/ Дружилов, С. А [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http novainfo. ru. -Загл. с экрана.
3. Староверова, Н. А. Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования [Текст]/Н. А. Староверова//Педагогические проблемы. - 2012. - № 9.
Е. Н. Гусарова, М. А. Шутилова ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Волевые свойства государственного служащего имеют важное значение для его оценки готовности к занятию того или иного руководящего поста, а успех в деятельности специалиста направления государственного и муниципального управления обеспечивается не только развитием профессиональных, но и волевых качеств. Поэтому данная тема исключительно важна для будущих студентов, обучающихся по выбранному направлению [2].
Проявление воли можно оценить только через деятельность человека, его мотивацию к выполнению работы, эмоциональное состояние личности. Цель - основная составляющая воли. «Рефлекс цели, - отмечал И. П. Павлов, - имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... Вся жизнь делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели» [8].
Основная задача преподавателя в развитии воли личности студента состоит в том, чтобы помочь студенту правильно составить программу самостоятельной работы, после чего грамотно и эффективно добиться ее реализации с целью повышения успеваемости и обеспечения прогресса в развитии личности студента.
Как отмечает Перевозкин В. М., к основным направлениям развития эмоционально-волевых качеств студентов в образовательной практике вуза можно отнести следующие:
- интеграция педагогических воздействий и физических упражнений с элементами психорегуляции;
- определение личностно и социально значимых целей для студентов;
- развитие психических процессов и выработка приемов саморегуляции с учетом мотивации и системы ценностей студентов;
- разработка и внедрение системы самоконтроля студента за своим поведением и результатами учебной деятельности;
- внедрение системного подхода, комплексного развития эмоционально-волевых качеств личности студента.
Рассмотрим специфику и особенности формирования волевых качеств у будущих руководителей - менеджеров, обучающихся по направлению бакалавриата «Государственное и муниципальное управление». Особенность управленческого решения состоит в том, что оно является «результатом волевого акта субъекта управления», а также характеризуется ответственностью, которую несут как субъект управления (руководитель) - за своевременное