моменты аудио-ряда записываются с помощью визуального графического ряда. Визуальное сочетание слов, иллюстраций, моделей позволяют наглядно отобразить идеи презентационного материала [12].
Самая распространенная модель разработки материалов для обучения - «модель ADDIE», где:
- A (Analysis) анализ: постановка целей и задач, определение потребностей аудитории, разработка инструментария, форм контроля, критерий оценки.
- D (Design) дизайн: разработка плана курса (рабочей программы дисциплины, наполнение образовательного модуля, учебного контента ЭУМК), подготовка визуальных средства коммуникации, учебно-наглядных пособий, методического материала, составление ментальных карт, структурно-логических схем, когнитивных и визуальных моделей.
- D (Development) развитие: придание методическому оснащению формы готового курса, создание скрайб-технологий и презентаций, видеоряда, интерактивных элементов, визуальных акцентов.
- I (Implementation) внедрение: перенос образовательной модели автора в образовательную систему, через которую к нему получат доступ обучающиеся, просмотр и тщательная проверка всех элементов курса (дисциплины, модуля).
- E (Evaluation) оценка: оценивание качества курса (дисциплины, модуля) по сформулированным критериям выполнимости творческих упражнений, проектных заданий, учебных и курсовых проектов [13].
Мы постарались дать лишь краткое описание метода визуального моделирования, дающее общее представление о ходе действий педагога-дизайнера. Метод визуального моделирования был реализован в образовательной среде Moodle (модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде), что обеспечило активное вовлечение студентов в процесс приобретения профессиональных знаний и накопления индивидуального опыта проектной деятельности [11].
Выводы. Научный анализ, смысловая интерпретация и педагогический опыт позволили сделать вывод о результативности разработанного нами метода моделирования в условиях модернизации высшего педагогического образования. Хочется сделать вывод, что данное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы, перспективными представляются совершенствование профессиональной подготовки специалистов в различных сферах дизайна, в том числе и педагогического дизайна, внедрение методов моделирования в педагогику.
Литература:
1. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжский государственный инженерно-педагогический институт. - Нижний Новгород, 2007.
2. Белова И.Л., Быстрова Н.В., Уракова М.Н. Роль производственной практики в становлении профессиональной компетентности дизайнера // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 19-22.
3. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3 (36).
4. Быстрова Н.В., Белова И.Л., Ахмед Э.У.Х.С. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 30-33.
5. Быстрова Н.В., Жидков А.А., Гусев Е.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 16-19.
6. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Зиновьев О.А. Интерактивные формы обучения в современном вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 2 (52). - С. 146-151.
7. Быстрова Н.В., Медонова Е.В., Симонова А.А. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167.
8. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - 2018. -С. 35-38.
9. Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров: монография/ И.С. Абоимова, И.Л. Белова и др. - Н. Новгород: Мининский университет, 2015. - 90 с.
10. Медведева Т.Ю., Папуткова Г.А. Анализ содержательных характеристик профессиональной культуры специалиста // Перспективы науки. - 2020. - № 5 (128). - С. 160-162.
11. Сизова О.А., Медведева Т.Ю. Виртуальное пространство как способ организации дистанционного обучения в условиях реализации программ культуры и искусства // Перспективы науки. - 2020. - № 11 (134). - С. 151-153.
12. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 2 (6). - С. 25.
13. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 2 (6). - С. 25.
14. Швецова Е.А., Белова И.Л. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну // В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81.
Педагогика
УДК 37.018.43
кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
О ПРОБЛЕМЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме поиска новых подходов к созданию здоровьесберегающей образовательной среды при дистанционном и смешанном обучении с использованием электронных устройств. Рассматриваются данные о влиянии работы с гаджетами на зрение, развитие астенопии. Приведены результаты анкетирования учащихся 5 курса педагогического вуза, посвященного анализу использования электронных гаджетов в учебной деятельности и выявлению признаков астенопии.
Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся, гигиена зрения, астенопия.
Annotation. The article is devoted to the problem of finding new approaches to creating a health-saving educational environment for distance and mixed learning using electronic devices. The data on the impact of working with gadgets on vision, the development of asthenopia are considered. The results of a survey of 5th-year students of a pedagogical university devoted to the analysis of the use of electronic gadgets in educational activities and the identification of signs of asthenopia are presented.
Keywords: distance learning, students, eye hygiene, asthenopia.
Введение. По результатам проведенного с 1980 по 2015 год мониторинга школьников Москвы, многих регионов России, Белоруссии была доказана общая тенденция снижения коэффициента здоровья детей подрастающего поколения: возросла частота встречаемости школьно-обусловленных морфофункциональных нарушений и хронических заболеваний костно-мышечной системы, органов зрения, нервной системы, пищеварения и среди современных детей и подростков [1, 2, 5]. Как ни странно, в основном эти заболевания, которые зачастую связываются с современным ритмом жизни, огромной загруженностью школьников, считались «школьными» болезнями на заре гигиенических исследований. Так уже в 1869 г. известный гистолог, врач и патолог Рудольф Вирхов в своей общественно-политической деятельности поднимал вопрос о заболеваемости учащихся в гимназиях. Ученый указывал на значительную перегруженность школьных программ учебным материалом. Вирхов применил термин «школьные болезни». К числу их он отнёс расстройство зрения, в первую очередь близорукость, приливы и застои крови в черепной полости (головные боли и носовые кровотечения), искривления позвоночника, заболевания лёгких, застои крови в органах малого таза, вызывающие нарушение кровообращения в пищеварительных органах, заразные заболевания и некоторые другие.
За прошедшие после этого полтора столетия предпринимались многочисленные усилия по ограничению нагрузки на детский организм в процессе учебы, на оптимизацию санитарно-гигиенических условий обучения, однако проблема школьных болезней не уходит, не теряет свою остроту и актуальность. Вероятно, главной причиной такой ситуации является то, что сам образовательный процесс меняется, и меняется быстро, болевые точки школьных нагрузок появляются все в новых местах, а специалисты не успевают контролировать и предупреждать новые риски для здоровья учащихся.
Изложение основного материала статьи. И во времена Вирхова, и сейчас к распространенным школьным болезням относят заболевания зрительного аппарата, что очень плохо отражается на психофизиологическом состоянии и качестве жизни подрастающего поколения, ведь около 90% всей информации извне мы получаем именно благодаря зрению.
Особенно велико значение зрения при учебной деятельности: при чтении, письме, выполнении практических и лабораторных работ с визуальным наблюдением и измерительными действиями.
С каждым годом компьютерные технологии более прочно вплетаются в жизнь городского населения. Гаджеты окружают нас везде: на работе, в транспорте, дома. В связи с эпидемиологической ситуацией в мире, мы все активно пользуемся электронными девайсами в процессе дистанционного обучения. Малоподвижный образ жизни и активное использование компьютерных технологий способствуют утомлению органов зрения. Проведение занятий на интернет-платформах, подготовка к занятиям и дальнейшая сдача работ в онлайн-формате увеличивает среднее время, проведённое за компьютером, у большинства школьников, учителей, студентов и педагогов вузов.
Зрительная система человека сформирована так, чтобы воспринимать объекты в отражённом свете, в то время как изображение, формируемое электронными устройствами - самосветящееся и состоит из дискретных точек - пикселей. Формируемое электронными устройствами изображение имеет низкую контрастность. Эти особенности «экранного» изображения вызывают зрительное утомление. При длительной работе за компьютером высокая функциональная нагрузка приводит к астенопии.
Астенопия (от греч. asthenes -слабый и ops - глаз) - это расстройство зрения, сопровождающее зрительное утомление. Относительно недавно в медицине и психологии появилось понятие «синдром компьютерного зрения». Люди, пользующиеся персональным компьютером на постоянной основе, ощущают многие симптомы данного расстройства: чувство тяжести в глазах, тупая боль во лбу и висках, в некоторых случаях выраженная головная боль, трудности при выполнении работы, расплывчатость и неясность контуров предметов, бывших ранее чёткими (например, букв в тексте), потребность закрыть глаза, дать им время на отдых [6].
Патологии, приобретенные в школьном возрасте, следуют за нами всю оставшуюся жизнь, а повышенная зрительная нагрузка с нарушением гигиенических требований еще усиливается при обучении в вузе. У студентов увеличивается длительность занятий, время на подготовку и сдачу работ. Зачастую они проводят за компьютером или другими гаджетами много часов, при этом не соблюдают правила гигиены зрения, что с большой вероятностью приводит к зрительным расстройствам: астенопии, спазму аккомодации, появлению и прогрессированию близорукости со снижением зрения. Согласно некоторым статистическим подсчетам, около 44% студентов имеют зрительные нарушения, и ситуация ухудшается с каждым годом обучения.
За время обучения в ВУЗе могут прогрессировать нарушения рефракции (с легкой степени на среднюю, со средней на высокую).
Астенопия является пограничным состоянием между функциональными нарушениями зрения и начальной стадии формирования заболевания глаз. Больше 75% населения Земли ощущают симптомы астенопического характера во время или после работы с электронными устройствами. Условно выделяются объективные и субъективные симптомы астенопии. Субъективные симптомы - это жалобы (глазные, зрительные, общие, психосоматические). К объективным симптомам относятся нарушения рефракции, ухудшение аккомодации, нарушение мышечного равновесия, симптомы «сухого глаза», функциональные нарушения центральной нервной системы [4].
Проблема зрительного утомления и его клинического проявления - астенопии заинтересовала исследователей достаточно давно. Вышедшие в 30-е годы работы, посвященнее тематике зрительного утомления, заложили основу отечественной oфтaльмoэргономики. Под зрительным утомлением Р.Р. Халфина понимает «сложный, многокомпонентный процесс, затрагивающий все уровни зрительного анализатора от вспомогательных структур глаза до корковых центров». Астенопия является пограничным состоянием между функциональными нарушениями зрения и начальной стадии формирования заболевания глаз [7].
Эпидемиологическая ситуация последних двух лет вынудила систему среднего и высшего образования резко переключаться на дистанционное образование (ДО) в период общего локдауна и отдельных карантинных ограничений. И учащиеся, и их родители перешли на бесконтрольное и необоснованно широкое использование электронных устройств.
Зарубежные публикации о вынужденном переходе на ДО чаще делают акцент на потерю качества и повышение экономических затрат при данной форме обучения. Они мало затрагивают вопросы профилактики нарушений здоровья обучающихся с применением гаджетов [3].
Среди научных статей в российских изданиях данная проблема рассматривается достаточно подробно, повышение риска заболеваний ряда органов и систем подтверждается, однако не предлагается иной выход, кроме ограничений. Во время дистанционного обучения выходили рекомендации для школ и вузов по его организации, но они либо касались
организационно-методических аспектов, либо включали ссылки на требования действующих СанПиНов по использованию электронных устройств. Эти нормы прописывают время непрерывного использования компьютеров с жидкокристаллическим экраном, но не других устройств (смартфонов), а также не регламентируют другие вредные факторы. Здесь ответственность ложилась практически целиком на учащихся и родителей.
Какие же факторы определяют отрицательные последствия неправильного использования гаджетов? Ограничение двигательной активности и неудобная статичное положение тела, качество изображения на экране монитора, расстояние между глазами и монитором, уровень освещенности рабочей зоны, время непрерывной работы.
Педагог работает с классом дистанционно в режиме онлайн. Ученики в режиме реального времени общаются с преподавателем и между собой посредством компьютера, планшета, ноутбука или смартфона. Подавляющее большинство заданий требуют от обучающихся зрительного внимания при письме, а также создает потребность в одновременном слежении за онлайн трансляцией урока, письменными и устными ремарками педагога.
Характер зрительной нагрузки меняет тот факт, что глаза учащегося устремлены то на экран гаджета, то в тетрадь. Во время урока в классе или аудитории учащийся сначала фокусируется на рассматривании предметов на близком расстоянии во время записи в тетрадь, а затем поднимает глаза и смотрит вдаль на доску или на педагога, автоматически расслабляя аккомодацию. В сложившейся ситуации во время дистанционного обучения глаза учеников продолжают работать на близком расстоянии, не имея возможность «сбросить» мышечное напряжение и расслабиться.
Помимо перегрузки аккомодации при использовании телефонов и планшетов в домашних условиях учащиеся часто «удобно» размещаются в кресле или на диване, специально необорудованном для занятий, что не дает возможность удобно писать, ровно сидеть и не обеспечивает правильное освещение на рабочем месте. Неправильно организованное рабочее место учащегося наносит не меньший вред здоровью, чем избыточное напряжение глаз вблизи. Постепенно развиваются сколиозы, ранний остеохондроз, что в свою очередь опосредованно служит причиной снижения зрения. Таким образом, в условиях значительных нарушений организации труда учащихся формируется порочный круг патологических изменений зрительной системы.
Кроме того, при работе с экранами люди любого возраста реже моргают, что становится причиной постепенного развития синдрома сухого глаза, которое усугубляет зрительное утомление.
Целью нашего исследования была оценка распространенности отрицательных факторов в осуществлении учащимися образовательной деятельности с использованием электронных устройств, а также наличия признаков развивающейся астенопии.
Экспериментальная часть работы проводилась на базе ГАОУ МГПУ. Всего в исследовании приняли участие 26 студентов 5 курса. Для анализа зрительного режима и его влияния на утомление и самочувствие студентов 5 курса было проведено анкетирование, на основе которого были получены следующие результаты.
Первый вопрос анкеты касался среднего количество времени за сутки, которое студенты проводят за компьютером или ноутбуком: 42,3% студентов проводят за данными электронными устройствами 6 часов и более, 19,2% - 4-5 часов, 34,6% работают с устройством 1-3 часа, 3,8% пользуются в работе только смартфонами.
По результатам ответов на вопрос о преимущественном расстоянии между глазами и монитором оказалось, что у 26,9% студентов расстояние составляет менее 50 см, 42, 3% студентов придерживаются расстояния в промежутке от 50 до 60 см, и только у 30,8% студентов расстояние между глазами и монитором составляет гигиенический оптимум в 60-70см.
Во время анализа ответов студентов на третий вопрос анкеты мы установили, что только 23,1% опрошенных сидят за компьютером в правильной «рабочей» позе. Более половины студентов (57,6%) сидят, наклонив ось тела вперёд, 11,5% студентов сидят, отклонившись назад. Некоторые студенты пользуются ноутбуком лежа - 3,9%, также есть студенты, которые работают на компьютере стоя - 3,9%.
Согласно правилам гигиены зрения во время работы за компьютером студенты и учащиеся должны делать перерывы, длящиеся 10-15 минут, каждые 45 минут. Время непрерывной работы не должно превышать час.
Четвертый вопрос анкеты касался соблюдения перерывов в работе с компьютером. Мы установили, что 46,2% студентов делают перерывы раз в 45 минут, что соответствует норме. 34,6% опрошенных делают перерыв раз в 1,5 часа, 11,5% - один раз за все время работы за компьютером, а 7,7% не делают перерывов вовсе.
Еще больший вред, чем длительная работа за компьютером, нашему зрительному аппарату приносит учебная деятельность со смартфоном. Мы установили, что 7,7% студентов пользуются смартфоном, в том числе и для учебной деятельности 2 часа в сутки, 23,1% - 3 часа в сутки, 23,1% - 4 часа и 46,2% - 5 часов и более. Зато просмотр телевизора постепенно уходит из зрительных нагрузок - 23,1% опрошенных смотрят телевизор 1-2 часа, 15,4% - менее часа, 61,5% -вообще не смотрят.
С помощью ответов на вопрос о выполнении зрительной гимнастики во время дистанционных занятий было выявлено, что только 3,8% студентов делают упражнения для профилактики и снятия утомления глаз 3 раза и более за сутки, 53,8% студентов делают упражнения редко, 42,3% практически не делают. При этом учебный день в среднем включает 3-4 учебные пары и выполнение самостоятельной работы.
Независимо от наличия нарушений зрения в конце учебного дня 92,3% студентов чувствуют симптомы астенопии. На основе ответов студентов можно сказать, что при наличии нарушений зрения студенты чаще ощущают несколько симптомов астенопии одновременно.
Наиболее часто наблюдаются: чувство «песка» в глазах у 50% студентов, головная боль - 42,3%, боли в области глазниц и лба - 26,9%, покраснение глаз - 26,9%, чувство «жжения» в глазах - 23,1%, быстрая утомляемость при чтении -23,1%, ухудшение зрения вдаль - 15,4%. Среди студентов, ощущающих симптомы астенопии 37,5% чувствуют только один симптом, 29,2% - два симптома одновременно, 33,3% чувствую три и более симптома астенопии.
Таким образом, можно заключить, что образовательная деятельность большинства студентов при дистанционном обучении не соответствует гигиеническим нормативам, и что для студентов необходимы дополнительные мероприятия, посвященные обучению и контролю за их соблюдением. В противном случае симптомы астенопии закрепятся и приведут к серьезным заболеваниям зрения.
Выводы. По результатам проведенного исследования было выяснено, что студенты 5 курса пользуются электронными устройствами в общей сложности от 6 до 12 часов и более в день. 54,1% непрерывно пользуются электронными устройствами больше времени, чем рекомендовано. 26,9% студентов придерживаются расстояния менее 50 см при работе с компьютером и ноутбуком. Только 23,1% опрошенных сидят за компьютером в правильной «рабочей» позе. Несмотря на то, что у 61,5% студентов есть нарушения зрения, только 3,8% студентов выполняют зрительную гимнастику регулярно. 92,3% опрошенных чувствуют те или иные симптомы астенопии в конце рабочего дня.
Для профилактики зрительного утомления и нарушений зрения необходимо разработать гигиенические нормативы для учащихся средней школы и вузов по использованию электронных устройств при дистанционном и смешанном обучении. Необходимо разработать методические рекомендации для педагогов по контролю и помощи в выполнении этих нормативов,
например общее проведение гимнастики для зрения, обсуждение организации рабочего места перед каждым занятием, периодические отвлечения зрительного ряда на слуховой, более широкое использование интерактивных технологий, не вызывающих напряжение зрения.
Литература:
1. Кузьменко М.А. Школьно-обусловленная патология органа зрения: причины и пути решения (аналитический обзор) / М.А. Кузьменко, А.В. Сорокина, Я.И. Онищук // Сибирский педагогический журнал. - 2020. - № 1. - С. 146-155.
2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - 280 с.
3. Милушкина О.Ю. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения / О.Ю. Милушкина, В.И. Попов, Н.А. Скоблина [и др.] // Вестник Российского государственного медицинского университета. - 2020. - № 3. - С. 85-91.
4. Проскурина О.В. Актуальная классификация астенопии: клинические формы и стадии / О.В. Проскурина, Е.П. Тарутта, Е.Н. Иомдина [и др.] // Российский офтальмологический журнал. - 2016. - Т. 9. - № 4. - С. 69-73.
5. Решетова П.С. Стресс как фактор снижения качества зрения / П.С. Решетова, А.А. Золотухина, Е.В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2018. - Т. 2. - № 3(22). - С. 49-51.
6. Саньков С.В. Гигиеническая безопасность электронной информационно-образовательной среды в современной школе (научный обзор) / С.В. Саньков // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2018. - № 2. -С. 13-20.
7. Халфина Р.Р. Психофизиологические особенности повышения зрительной работоспособности при зрительном утомлении у пользователей ПК / Р.Р. Халфина // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 1. - С. 123-125.
Педагогика
УДК 730
старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства Богданова Ольга Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Адамова Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования художественного вкуса у студентов средствами живописи. Авторы анализируют философскую, психологическую и методическую литературу, уточняют понятие «художественный вкус»; основе эстетического вкуса как общего начала, при развитии которого формируется эмоционально-чувственное отношение к ним и способствует развитию художественно-творческих способностей в реализации задач профессиональной деятельности. Учитывая эту закономерность, рассматривают основные методы работы со студентами в данном направлении.
Ключевые слова: художественный вкус, анализ живописного произведения, метод копирования, мастер-класс, интерактивные методы.
Annotation. This article discusses the problems of forming a holistic artistic taste among students by means of painting. The author analyzes philosophical, psychological and methodological literature, clarifies the concept of "artistic taste"; based on aesthetic taste as a common principle, with the development of which an emotional and sensual attitude towards them is formed and contributes to the development of artistic and creative abilities in the implementation of professional tasks. Considering this pattern, he considers the main methods of working with students in this direction.
Keywords: artistic taste, analysis of a painting, copying method, master class, interactive methods.
Введение. В условиях развития современного российского общества, перед высшим образованием стоит задача не только формирование профессиональных компетенций будущих профессионалов в различных направлениях художественной культуры, а также важным является формирование духовной культуры, которое оказывает влияние на всестороннее развитие культуры общества в целом.
В этой связи важным становится формирование художественного вкуса, как эстетической основы становления художника-педагога.
Изложение основного материала статьи. Эта проблема исследовалась специалистами в различных областях эстетической культуры такими учеными как Ю.Б. Борев, Е.С. Громов и др.
Так, например Ю.Б. Борев рассматривает художественный вкус в контексте эстетической культуры, который предстают как один из важных компонентов культуры, реализующийся в выполнении её функций таких как информационно-познавательная, деятельно-волевая, коммуникативно-регулятивная [1, с. 511].
Психологи (Л.С. Выготский, Г.Д. Гачев, А.А. Мелик-Пашаев и др.), рассматривающие процесс формирования художественного вкуса отмечают, что данный процесс связан с развитием эстетического сознания человека, в котором раскрывается целая система эстетических отношений (восприятие, оценка, суждение).
Таким образом, в современной науке сложилось представление о художественном вкусе как важном составляющем возникающих отношений к явлениям действительности. Из которых складываются устойчивые эстетические взгляды, определяющие художественный вкус.
Из этого следует, что одной из важной составляющих становления будущего специалиста в области архитектурно-художественной культуры является формирование художественного вкуса.
Следует уточнить понятие «художественный вкус» которое является сложным интегративным личностным образованием, развивающимся на основе эстетического вкуса как общего начала и отражает способность личности будущего специалиста в области художественной деятельности к индивидуальному критическому оцениванию и отбору художественных живописных произведений искусства, формирует эмоционально-чувственное отношение к ним и способствует развитию художественно-творческих способностей в реализации задач профессиональной деятельности.