УДК 612.821.8:612.843.3:378.172
Анализ зрительной нагрузки и выраженности симптомов зрительного утомления педагогов в образовательном процессе колледжа
Г.С. Кригер, к.м.н., преподаватель
ГАПОУ города Москвы Колледж предпринимательства № 11 (Россия, 125438, Москва, ул. Онежская, д. 3). E-mail: kriger.msmo@mail.ru
Статья посвящена исследованию проблемы общего и зрительного утомления педагога в контексте его профессиональной деятельности. В результате проведенного исследования выявлена выраженность жалоб на зрение педагогов при работе с различными видами электронных устройств. В статье дана оценка выраженности синдрома зрительной усталости и симптомов общей хронической усталости.
Ключевые слова: общее утомление педагога, зрительное утомление педагога, профессиональное здоровье педагога.
Современный образовательный процесс ставит все более сложные зрительные задачи перед педагогами. Вызвано это расширением информационно-коммуникационных технологий в образовании. Наряду с интенсивной работой с бумажными носителями информации возрастает объем и длительность использования различных электронных устройств: электронного журнала, интерактивной доски мультимедийных проекторов, компьютеров, ноутбуков, электронных учебников и др. [1].
Преподаватели активно используют Интернет, посредством социальных сетей передается учебный материал, контрольные задания, обсуждаются курсовые и дипломные проекты и т.д. В режиме онлайн проводятся профессиональные мастер-классы, научные студенческие конференции, осуществляются контакты с преподавателями и студентами других российских и зарубежных колледжей [2, 3, 4].
Таким образом, проблема общего и зрительного утомления педагога становится одной из ключевых в решении задач профессионального здоровья работников образования.
Цель исследования - провести анализ зрительной нагрузки преподавателей колледжа при работе с различными видами электронных устройств.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить структуру электронных устройств, используемых преподавателями в образовательном процессе колледжа.
2. Оценить выраженность симптомов зрительного утомления при работе с электронными устройствами.
3. Установить рейтинг субъективных симптомов синдрома общей хронической усталости у педагогов.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборка исследования составила 30 человек - преподавателей Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Колледж предпринимательства № 11 (ГАПОУ КП № 11) по анкете, разработанной авторами (анкета № 1).
В качестве базового метода медико-психологического обследования применялось субъективное тестирование с целью выявления и оценки выраженности симптомов зрительного утомления (астенопии) и синдрома общей хронической усталости с использованием специальных анкет-опросников, разработанных И. Г. Овечкиным и со-авт. (анкета № 2) [5] и Г. А. Емельяновым (анкета № з) [6].
Все испытуемые подписали информированное добровольное согласие на участие в анкетировании.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В анкетировании участвовали 30 педагогов, из них мужчин - 16 человек (53,3%), женщин - 14 человек (46,7%) (рис. 1).
Рис. 1. Гендерный состав преподавателей колледжа
Возраст участвовавших в анкетировании составил от 24 до 68 лет, в среднем 46,6 года. По возрастным группам они распределились следующим образом: до 30 лет - 4 человека (13,4%), 31-40 лет - 5 человек (16,6%), 41-50 лет - 9 человек (30%), 51-60 лет (26,6%), 61 год и старше - 4 человека (13,4%) (рис. 2).
Из диаграммы следует, что среди опрошенных наибольшее количество составили преподаватели в возрасте от 40 до 50 лет (30%). Характерно, что именно этот возраст является началом возрастных изменений в зрительном анализаторе, которые являются причиной усиления симптомов зрительной усталости, особенно при работе на близком и среднем расстоянии [7].
Анализ результатов анкеты № 1 показал, что более длительная и интенсивная зрительная нагрузка у преподавателей приходится на аудиторную работу в колледже по сравнению со зрительной работой вне стен колледжа (60,7% и 39,3% соответственно) (рис. 3).
При анализе различных видов зрительной деятельности педагога, выполняемой в колледже, было выявлено, что длительность работы с бумажными носителями (заполнение журналов, ведомостей, проверка домашнего задания студентов, чтение учебников и др.) составляет в среднем 2,83 часа в день, а время, проведенное за работой с электронными гаджетами - 5,9 часа, что в два раза превышает длительность работы с бумажными носителями.
Анкетирование выявило, что в своей работе в колледже преподаватели активно используют различные электронные устройства: ноутбук (34,% от числа опрошенных), компьютер (26,5%), мультимедийный проектор
9 человек (30%)
До 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет 61 и старше
0 0,05 0,1 0,15 0,2 0,25 0,3 0,35 Рис. 2. Распределение преподавателей по возрастным группам
70 60 50 40 30 20 10
0
Рис. 3. Распределение зрительной нагрузки у преподавателей в течение дня, %
26,5 Компьютер
20,4 Проектор
18,2
10,9
Интерактивная доска
4,7
Планшет 3,2
Смартфон
34,3 Ноутбук
Рис. 4. Структура используемых преподавателями электронных устройств во время работы в колледже, %
Ноутбук, нетбук
Электронная книга-ридер
Компьютер
Смартфон, мобильный телефон
Рис. 5. Структура используемых преподавателями электронных устройств дома, %
Таблица 1
Распространенность жалоб на зрение у преподавателей колледжа при работе с электронными устройствами
Субъективные симптомы Число преподавателей (чел.) % Выраженность в баллах (в среднем)
1. Чувство усталости глаз в течение рабочего дня 27 90 4,85
2. Покраснение глаз при работе за компьютером 22 73,3 3,8
3. Пелена перед глазами, затуманивание зрения 18 60 4,1
4. Слезотечение при длительной зрительной работе 17 56,6 3,64
5. Чувство инородного тела, песка, жжения в глазу 15 50 3,6
6. Учащенное мигание 10 33,3 3,6
7. Кратковременное двоение 9 30 2,8
8. Тяжесть в глазах 22 73,3 4,22
9. Болевые ощущения в глазах, висках, веках 20 66,6 3,95
10. Трудность фокусировки 19 63,3 4,5
(20,4%), интерактивная доска (10,9%), планшет (4,7%) смартфон 3,2% (рис. 4).
Однако, как показал опрос, зрительная нагрузка преподавателей не ограничивается пределами рабочего времени в колледже. Активное использование электронных устройств продолжается и вне стен колледжа, но структура их использования иная: смартфон (40%), ноутбук или нетбук (29,1%), планшет (18,2%), электронная книга-ридер (9%), компьютер (3%) (рис. 5).
Согласно результатам медико-психологического обследования преподавателей по анкете № 2, наиболее частыми жалобами у испытуемых были чувство усталости глаз в течение рабочего дня, покраснение глаз, тяжесть в глазах, болевые ощущения в глазах и трудности фокусировки (на них указали 90%, 73,3%, 73,3%, 66,6%, 63% опрошенных соответственно, табл. 1).
При субъективной оценке в баллах самыми выраженными оказались такие
Таблица 2
Распространенность симптомов синдрома общей хронической усталости у преподавателей колледжа
Субъективные симптомы Число преподавателей (чел.) % Выраженность симптома в баллах (в среднем)
1. Внезапное появление непроходящей усталости 18 30 3,72
2. Резкое снижение активности 18 30 3,16
3. Усталость глаз 29 96,6 4,31
4. Общая усталость 30 100 4,83
5. Общая слабость 17 56,6 3,47
6. Головная боль 20 66,6 2,75
7. Боли в горле 11 36,6 2,36
8. Боли в пояснице 21 70 3,61
9. Боли в шее 19 63,3 3,68
10. Боли в мышцах и (или) в суставах 22 73,3 3,95
11. Боли в глазах и (или) светобоязнь 18 30 2,72
12. Нарушение сна 17 56,6 4,29
13. Ухудшение памяти, рассеянность 23 76,6 3,43
14. Плаксивость, эмоциональная нестабильность, раздражительность 19 63,3 2,68
15. Нарушение равновесия, чувство покалывания, мурашек в ногах или руках 13 43,3 2,61
симптомы, как чувство усталости глаз (4,85 балла), трудность фокусировки (4,5 балла), тяжесть в глазах (4,22 балла) и затуманивание зрения (4,1 балла).
При исследовании субъективных симптомов синдрома общей хрониче-
ской усталости (анкета № 3), были получены следующие результаты (табл. 2).
Из таблицы следует, что наиболее часто из симптомов общей хронической усталости преподаватели отмечают общую усталость (100% опрошенных),
усталость глаз (96,6%) и ухудшение памяти (26,6%). По степени выраженности лидируют также первые два из отмеченных симптомов - 4,83 и 4,31 балла соответственно, однако третье место занимает такой симптом, как нарушение сна.
ВЫВОДЫ
1. Особенности педагогического труда, связанные с необходимостью гиперактивного и длительного использования в своей профессионально-педагогической деятельности различных видов электронных устройств, вызывают симптомы зрительного утомления.
2. Наряду со зрительным утомлением выявлены выраженные симптомы общей хронической усталости, связанные со стрессовым характером профессиональной деятельности.
3. Требования к современному образовательному процессу в колледже вызывают необходимость интенсивного выполнения педагогом зрительных задач, что влечет за собой увеличение зрительной нагрузки и является фактором риска профессионального здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Сухарева Л.М. и др. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях // Вестник Российской АМН. 2011. № 6. С. 18-21.
2. Кригер Г.С., Яруллина Р.Р. Наш опыт применения дистанционных форм профессионального обучения // Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. по офтальмохирургии «Восток - Запад». - Уфа, 2011. С. 72-74.
3. Кригер Г.С. III научная студенческая интернет-конференция «Актуальные вопросы медицинской оптики и оптометрии // Современная оптометрия. -СПб., 2011. № 6. С. 42-44.
4. Кригер Г.С., Ахметзянова Р.Р., Ринская Н. В. Проведение студенческих конференций как одно из необходимых условий профессионального развития // История и педагогика естествознания: Науч.-информ. сб. - М., 2015. № 4. С. 27-30.
5. Овечкин И.Г., Першин К.Б., Антонюк В.Д. Функциональная коррекция зрения. - СПб.: Изд. ЗАО «АСП», 2003. 96 с.
6. Емельянов Г.А. Медицинская реабилитация пациентов зрительно-напряженного труда с расстройствами психологической адаптации: Дис. докт. мед. наук. - 2014.
7. Овечкин И.Г., Беликова Е.И., Кожухов А.А. и др. Медико-психологические особенности пациентов с начальными проявлениями пресбиопии // Современная оптометрия: Науч.-практ. журн. для офтальмологов и оптометристов. - СПб., № 9 (79). 2014. С. 39-42.
ANALYSIS OF THE VISUAL LOAD AND THE SEVERITY OF SYMPTOMS OF TEACHERS VISUAL FATIGUE IN THE COLLEGE EDUCATIONAL PROCESS
Kriger G.S., Cand. Sci. (Med.), Teacher
Moscow State Self-governing Educational Institution of Vocational Education «College of entrepreneurship no. 11» (3, Onezhskaya St., 125438,
Moscow, Russia). E-mail: kriger.msmo@mail.ru
ABSTRACT
The article is devoted to the problems of general, mental and visual fatigue of a teacher in the context of his professional activity. The article presents
the results of the visual load analysis of teachers when they are working with different types of electronic devices. The article assesses the severity of
symptoms of visual fatigue syndrome and General chronic fatigue.
Keywords: general fatigue of a teacher, visual fatigue of a teacher, professional health of a teacher.
REFERENCES
1. Baranov A.A., Kuchma V.R. Sukhareva L.M. Medical preventive basis of security when using information and communication technologies in educational institutions. VestnikRossiyskoyAMN, 2011, no. 6, pp. 18-21 (In Russian).
2. Kriger G.S., Yarullina R.R. Nash opyt primeneniya distantsionnykh form professional'nogo obucheniya [Our experience in the application of distance forms of vocational education]. Trudy Mezhdunarodnykh Nauchno-prakticheskikh konferentsiy po oftal'mokhirurgii "Vostok-Zapad" [Proc. International scientific-practical conference on ophthalmic surgery "East - West"]. Ufa, 2011, pp 72-74.
3. Kriger G.S. III nauchnaya studencheskaya internet-konferentsiya «Aktual'nyye voprosy meditsinskoy optiki i optometrii [III Student Scientific Internet Conference "Actual problems of medical optics and optometry]. Trudy Sovremennaya optometriya [Proc. Modern optometry]. St. Petersburg, 2011, no. 6, pp. 42-44.
4. Kriger G.S., Akhmetzyanova R.R., Rinskaya N. V. Conduct student conferences as one of the necessary conditions for the professional development. Istoriyaipedagogikayestestvoznaniya, 2015,no. 4, pp. 27-30 (In Russian).
5. Ovechkin I.G., Pershin K.B., Antonyuk V.D. Funktsional'naya korrektsiya zreniy [Functional vision correction]. St. Petersburg, ZAO "ASP" Publ., 2003. 96 p.
6. Yemel'yanov G.A. Meditsinskaya reabilitatsiya patsiyentovzritel'no-napryazhennogo truda s rasstroystvamipsikhologicheskoy adaptatsii. Dis. dokt. med. Nauk [Medical rehabilitation of visually-intense work patients with disorders of psychological adjustment. Dr. med. sci. diss.]. 2014.
7. Ovechkin I.G., Belikova Ye.I., Kozhukhov A.A. Medical and psychological characteristics of patients with initial symptoms of presbyopia. Sovremennaya optometriya, 2014, no. 9 (79), pp. 39-42 (In Russian).