РОЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В СОХРАНЕНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Е.С. Леонова
НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Горький ОАО «РЖД» Дорожный реабилитационный центр микрохирургии глаза пр. Ленина, 18, Н. Новгород, Россия, 603140
И.А. Камаев
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию пл. Минина, 10/1, Нижний Новгород, Россия, 603005
А.В. Азаров
Департамент здравоохранения ОАО «Российские железные дороги» ул. Каланчевская, 35, Москва, Россия, 107174
Зрительное утомление является существенным фактором снижения работоспособности у лиц основных профессий на железнодорожном транспорте. Данное обстоятельство может неблагоприятно влиять на надежность работы лиц, непосредственно обеспечивающих безопасность движения. Разработана и внедрена в практику новая организационная модель — сеть кабинетов функциональной коррекции зрения, структурно входящая в Дорожный центр микрохирургии глаза. На базе кабинетов проводятся мероприятия по повышению зрительной работоспособности работников с симптомами астенопии.
Ключевые слова: зрительное утомления, астенопия, кабинеты функциональной коррекции зрения, программы лечения астенопии
Железнодорожная медицина — отрасль практического здравоохранения и медицинской науки, изучающая условия профессиональной деятельности машинистов и других специалистов, отвечающих за перевозку грузов и пассажиров, с целью разработки рекомендаций по сохранению их здоровья, работоспособности и обеспечения безопасности движения поездов [1]. Она является составной частью актуальнейшей медицинской дисциплины — медицины труда, входящей в суперглобальную область профилактической медицины. Место медицины труда как части практического здравоохранения определяется ее значимой ролью в сохранении и укреплении здоровья значительной доли населения — его трудоспособной составляющей.
Сохранение здоровья и работоспособности членов локомотивных бригад на железнодорожном транспорте, особенно машинистов локомотивов, с целью
Леонова Е.С., Камаев И.А., Азаров А.В. Роль профилактических офтальмологических программ...
продления их профессионального долголетия и повышения безопасности движения поездов — актуальная проблема для железнодорожной медицины, администрации ведомства и общественных организаций.
В процессе профессионального труда на организм машиниста локомотива в целом, и на зрительный анализатор в частности, воздействует целый комплекс производственных, гигиенических, погодных неблагоприятных факторов. Значение данной проблемы существенно возрастает в условиях внедрения интенсивных технологий на железнодорожном транспорте. Увеличение напряженности транспортных потоков, совершенствование средств связи, управление локомотивом одним машинистом значительно повышают информационную нагрузку на работающих, увеличивают уровень психоэмоционального напряжения и степень ответственности в ходе технологических процессов лиц, обеспечивающих безопасность движения поездов [1].
В системе медицинских осмотров работников локомотивных бригад основные требования предъявляются не только к состоянию внутренних органов, нервной системы, но и к органу зрения, включая измерение остроты зрения, уровня внутриглазного давления, цветоощущения и т.п. Более того, считается, что функциональное состояние зрительного анализатора является одним из ведущих критериев при определении профессиональной пригодности лиц, непосредственно обеспечивающих безопасность движения любого, в том числе железнодорожного, транспорта.
Известно, что зрительное утомление оказывает неблагоприятное влияние на общее состояние работника. При этом предупреждению и коррекции преждевременного снижения работоспособности зрительного анализатора у лиц основных профессий на железнодорожном транспорте в большинстве случаев не придается должного значения. Следует учитывать, что уровень регистрируемой на сегодняшний день профессиональной офтальмопатии не отражает реальной ситуации. Это связано прежде всего с тем, что во время проведения периодических медицинских осмотров используется недостаточное количество методик, позволяющих оценить функциональное состояние зрительного анализатора. Между тем, ведущими отечественными и зарубежными аторами указывается, что показатели, например, темновой адаптации, остроты сумеречного зрения и устойчивости к ослеплению, состояния констрастной чувствительности и глубинного зрения и т.п., более точно определяют функционирование органа зрения, чем применяемые в настоящее время методы контроля [2]. Кроме того, уровень состояния именно этих функций (наряду с традиционно определяемыми) играют важнейшую роль при выполнении профессиональных действий водителями составов на железнодорожном транспорте.
Нельзя не учитывать актуальности решения данной проблемы в рамках реа-лизиции Федеральной программы «Здоровье работающего населения России на 2004—2015 гг.». Целью программы является разработка адекватных технологий по снижению рисков негативного влияния производств на качество трудового
процесса, сохранению и укреплению здоровья работающих, профилактике и снижению общей и профессиональной заболеваемости, трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, сохранению трудового потенциала страны [3]. При этом одной из задач, определяемых данной программой, является научное обоснование и совершенствование организационных форм медицинского обеспечения работающих на уровне первичного звена оказания медицинской помощи.
В связи с этим нами научно и экономически обоснована новая форма организации оказания офтальмологической помощи работающим железнодорожникам — кабинеты функциональной коррекции зрения, которые организационно-методически входят в структуру Дорожного реабилитационного центра микрохирургии глаза Горьковской железной дороги, а территориально представляют собой разобщенный модуль, состоящий из кабинетов в поликлиниках, стационаре, а также на базе, непосредственно приближенной к работающему человеку, — медпунктах локомотивных депо [4].
На основе диагностики состояния зрения рабочих на производственном месте нами разработаны индивидуальные методы регуляции нарушенных производственными условиями функций различными нелекарственными средствами. На базе кабинетов функциональной коррекции зрения медпунктов локомотивных депо решаются оперативные проблемы офтальмоэргономики на железнодорожном транспорте: предупреждение нарушений зрительных функций путем проведения профилактического аппаратного тренинга лицам, имевшим раннее какие-либо функциональные расстройства или заступающим в ночную смену машинистам старшей возрастной группы (старше 45 лет), курсами 1—2 раза в год по плану.
Реабилитационные мероприятия при выявлении функциональных расстройств зрения на периодических медицинских осмотрах проводятся на базе кабинетов функциональной коррекции зрения поликлиник и стационара. Нами разработаны 3 варианта реабилитационных методик, включаюших комплекс специальных глазных и физических упражнений, аппаратной стимуляции (магнитотерапия, тренировки с использованием низкоэнергетических лазеров, электростимуляция), тренировки аккомодации с использованием оптических средств и разгрузочных компьютерных программ, сеансы различных видов массажа. Эффективность реабилитационных мероприятий оценивалась по показателям некоррегированной остроты дневного зрения, мезопического зрения, запаса относительной и объема абсолютной аккомодации, динамике субъективных признаков утомления (по специально разработанной анкете) на различных этапах лечения. Наиболее существенные сдвиги произошли в показателях абсолютной аккомодации (объем увеличился в среднем на 0,91 ± 0,12 дптр). После курса реабилитации в 95,2% случаев жалобы на общее и зрительное утомление исчезли, в остальных случаях — уменьшились, во всех случаях улучшились показатели сумеречного зрения и контрастной чувствительности. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенного лечения.
Леонова Е.С., Камаев И.А., Азаров А.В. Роль профилактических офтальмологических программ...
Учитывая, что значение офтальмологической службы в системе ведомственного здравоохранения определяется исключительной важностью остроты и других качественных характеристик зрения у лиц, обеспечивающих безопасность движения поездов, считаем перспективным развитие следующих направлений в организации офтальмологической помощи на транспорте:
— повышение роли профилактических медицинских осмотров на железнодорожном транспорте (и участия в них специалиста-офтальмолога) как механизма управления здоровьем работающих;
— создание кабинетов функциональной коррекции зрения машинистов и других работников локомотивных бригад на базе ведомственных поликлиник, офтальмологических стационаров и медпунктов локомотивных депо;
— апробация и внедрение офтальмологических профилактических и реабилитационных программ с использованием новых медицинских технологий при функциональных расстройствах и различных формах профессиональной и производственно-обусловленной патологии зрительного анализатора, критериев оценки их эффективности;
— подготовка и повышение квалификации врачей-офтальмологов ЛПУ на железнодорожном транспорте по вопросам экспертизы, функциональной диагностики и функциональной коррекции зрения;
— совершенствование нормативно-методической базы по вопросам экспертизы профпригодности по зрению лиц, обеспечивающих безопасность движения поездов, связи заболевания или функционального нарушения с профессией, а также экспертизы трудоспособности и реабилитации пострадавших вследствие воздействия неблагоприятных профессиональных факторов с введением в систему медицинских осмотров новых профессионально значимых методик, определяющих функциональное состояние зрительного анализатора.
Идеальным итогом профилактических и реабилитационных мероприятий должно стать сохранение профессиональной трудоспособности работников, обеспечивающих безопасность на транспорте, что является в большинстве случаев реальной задачей при функциональных нарушениях зрительного анализатора, вызванных общим и зрительным переутомлением.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Цфасман А.З. Железнодорожная медицина — специальный раздел медицинской науки и практики / А.З. Цфасман // Железнодорожная медицина: Материалы международной конференции. — М., 2003—2004. — № 6—7. — С. 22—26.
[2] Овечкин И.Г. Функциональная коррекция зрения / И.Г. Овечкин, К.Б. Першин, В.Д. Ан-тонюк. — СПб., 2003. — 96 с.
[3] Измеров Н.Ф. Концепция и пути реализации Федеральной программы «Здоровье работающего населения России на 2002—2006 гг.» / Н.Ф. Измеров // Материалы 1-го Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». — М.: Изд. «Златограф», 2002. — С. 11—14.
[4] Леонова Е.С. Кабинеты функциональной коррекции зрения — новая организационная технология в железнодорожной медицине / Е.С. Леонова, И.А. Лоскутов, М.В. Гурьянова // Научные труды 5 Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в 21 веке». — М., 2004. — С. 218—220.
SIGNIFICANCE OF PREVENTIVE OPHTHALMOLOGIC PROGRAMS FOR VISUAL HEALTH PRESERVATION OF RAILWAY TRANSPORT EMPLOYEES
E.S. Leonova
Non-state Medical Institution «Railway Clinical Hospital at the Gorky station of OAO «Russian Railways», Railway Eye Microsurgery Rehabilitation Center Lenina av., 18, Nizhny Novgorod, Russia, 603140
I.A. Kamaev
State Higher Professional Educational Institution «Nizhny Novgorod State Medical Academy» of Federal Agency for Public Health and Social Development, Public Health Department
Minina sq., 10/1, Nizhny Novgorod, Russia, 603005
A.V. Azarov
Health Care Department of OAO «Russian Railways» Kalanchevskaya str., 35, Moscow, Russia, 107174
Visual fatigue is an influential factor of performance impairment in people of main railway professions. It can adversely affect the work of people directly responsible for traffic safety. We developed and implemented a new organizational model — a network of rooms for functional vision correction which is structurally included into the Railway Eye Microsurgery Center. These rooms are used for activities aimed at improving visual performance in employees with asthenopic symptoms.
Key words: visual fatigue, asthenopia, rooms for functional vision correction, asthenopia treatment programs.