О ПРОБЛЕМЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Варламова В.Л.*
Петрозаводский городской суд Республики Карелия, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
Статья посвящена проблеме конституционно-правового регулирования обязательности вступивших в законную силу судебных актов в России, поводится анализ конституционных положений Конституций Республик в составе России, предлагается упорядочить конституционно-правовое регулирование обозначенной проблемы.
Проблема исполнения судебных актов, в том числе мировых судей в России значима и актуальна, реальное исполнение постановленных по делам судебных актов являясь итоговым компонентом конституционного права личности на судебную защиту вбирает в себя всю сущность процессуальной деятельности мировых судей по отправлению правосудия, итоговым результатом которой является обеспечение реализации конституционных прав человека и гражданина, восстановление нарушенных или оспоренных прав, законных интересов, однако требует усиления с позиции конституционно-правового регулирования.
Анализ текстов Конституций Республик в составе Российской Федерации, позволяет сделать вывод о наличии лишь в 3 Конституциях Республик (Республика Алтай, Республика Карелия, Республика Хакасия) из 21, конституционных норм об обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов на территориях обозначенных субъектов России. В соответствии со ст. 133 Конституции Республики Алтай от 7 июня 1997 г. акты судебной власти, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, физическими и юридическими лицами на всей территории Республики Алтай [1]. В силу ст. 114 Конституции Республики Хакасия вступившие в законную силу акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Хакасия и Российской Федерации [2]. В Конституции Карелии
* Помощник судьи, Соискатель кафедры Международного и конституционного права. Научный руководитель: С.Н. Чернов, декан Юридического факультета Петрозаводского государственного университета, заведующий кафедрой Международного и конституционного права, доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор.
положения об обязательности вступивших в законную силу судебных актов расположены, по мнению автора настоящей статьи, наиболее правильно, в самых первых статьях главы Конституции, посвященной судебной власти, подчеркивая важность и первостепенную значимость обязательности итоговых процессуальных документов судебной власти - судебных актов, и их юридической силы. Так согласно ст. 65 Конституции Республики Карелия судебная власть в Республике Карелия осуществляется федеральными судами, Конституционным Судом Республики Карелия, мировыми судьями Республики Карелия (п. 1), вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц (п. 2) [3].
Анализ конструкции конституционных предписаний об обязательно -сти вступивших в законную силу судебных актов на территориях субъектов РФ обнаруживает наличие указания на возможные последствия неисполнения судебных актов лишь в Конституции Республики Алтай (ст. 133).
В Конституциях Республик Адыгея [4], Башкортостан [5], Бурятия [6], Дагестан [7], Ингушетия [8], Кабардино-Балкарской Республики [9], Калмыкия [10], Карачаево-Черкесской Республики [11], Коми [12], Марий Эл [13], Мордовия [14], Саха (Якутия) [15], Северная Осетия-Алания [16], Татарстан [17], Тыва [18], Удмуртская [19], Чеченская [20], Чувашская [21], отсутствуют конституционные нормы об обязательности на территориях Республик вступивших в законную силу судебных актов федеральных судов, мировых судей в Российской Федерации и их исполнении. Таким образом, отсутствует единообразное конституционно-правовое закрепление обязательности вступивших в законную силу судебных актов на территориях подавляющего большинства Республик в составе России. Аналогичная ситуация и с основными законами иных равноправных субъектов в составе России - Уставами краев, областей, городов федерального значения, автономных округов.
Действительно, неисполнение судебных актов - проблема всей правовой системы Российской Федерации, поскольку неисполнение судебных актов подрывает доверие к суду, обесценивает значимость судебной власти [22].
В целях повышения значимости итоговых процессуальных актов самостоятельной ветви государственной власти - судебной, упорядочения конституционно-правового регулирования в основных законах субъектов России обозначенной проблемы, представляется целесообразным единообразное дополнение всех без исключения основных законов (Конституций и Уставов) субъектов России предписаниями об обязательности вступивших в законную силу судебных актов на территории каждого конкретного субъекта, обеспечив тем самым на территориях всех субъектов конституционное закрепление положения об обязательности вступивших в законную силу
судебных актов, без изменения Конституции Российской Федерации. Либо усилить нормы Конституции Российской Федерации посвященные судебной власти, дополнив ст. 120 Конституции России [23] частью 3 следующего содержания, использовав при этом в том числе собирательное, для итоговых актов судебной власти, существующее понятие «судебный акт»:
«3. Вступившие в законную силу судебные акты обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта не допускается».
Обозначенное дополнение ст. 120 Конституции Российской Федерации установит прямую конституционную гарантию, направленную на установление конституционной обязательности судебных актов, конституционное обеспечение реального исполнения судебных решений и иных судебных актов не только мировых судей, но и всех судов в Российской Федерации, соответствует ст. 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей равенство всех людей перед законом и право каждого, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. ), и провозглашающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8), а также ст. 6, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающих право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6) и право каждого, чьи права и свободы нарушены, на эффективное средство правовой защиты в государственном органе (ст. 13).
Список литературы:
1. Конституция Республики Алтай (Основной Закон) от 07.06.1997 г. (в ред. от 27.11.2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://кц-rultai.altai-republic.ru/docs/constitut.pdf (29.03.2010).
2. Конституция Республики Хакасия от 25.05.1995 г. (в ред. от 13.04.2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vskhakasia.ru/index.php? option=com_content&task=view&id= 11&Itemid=44 (01.04.2010).
3. Конституция Республики Карелия от 30.05.1978 г. (в ред. от
23.05.2008 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.karelia-zs.ru/laws/1188820178.html (28.04.2010).
4. Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 г. (в ред. от 03.05.2007 г. № 73) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gshra.ru/main/ respublika-adygeya/konstituciya-respubliki-adygeya/ (29.03.2010).
5. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 г. (в ред. от
13.07.2009 г. № 146-з) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gsrb.ru/ MainLeftMenu/ZakonoTvorch/ Zakoni/vs-22_15.php (29.03.2010).
6. Конституция Республики Бурятия от 22.02.1994 г. (в ред. от
22.11.2006 г. № 1922-ІІІ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pre-sident.buryatia.ru/const/ (27.03.2010).
7. Конституция Республики Дагестан от 10.07.2003 г. (в ред. от
08.12.2006 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prd.e-dag.ru/ dokumenty/konstitucija-rd/ (27.03.2010).
8. Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 г. (в ред. от
09.06.2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://map.lawcs.ru/ south/ingush_const. doc (29.03.2010).
9. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 01.09.1997 г. (в ред. от 12.07.2005 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.presi-dent-kbr.ru/document/constitution-kbr.html (29.03.2010).
10. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 05.04.1994 г. (в ред. от 24.09.2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kalmregion.ru/content/view/4204/ (29.03.2010).
11. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 05.03.1996 г. (в ред. от 06.12.2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cher-keslaws.ru/index.php?ds= 242618 (29.03.2010).
12. Конституция Республики Коми от 17.02.1994 г. (в ред. от
23.12.2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law.rkomi.ru/ files/3/841.pdf (29.03.2010).
13. Конституция Марий Эл от 24.06.1995 г. (в ред. от 05.08.2008 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://parlament.mari.ru/title/ const.html (31.03.2010).
14. Конституция Республики Мордовия от 21.09.1995 г. (в ред. от
26.06.2006 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-mordo-via.ru/main/konstituciya/ (31.03.2010).
15. Конституция Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 г. (в ред. от
17.06.2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sakha.gov.ru/ main.asp?c=1636 (01.04.2010).
16. Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12.11.1994 г. (в ред. от 31.05.2005 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.protown.ru/russia/obl/articles/ articles_72.html (01.04.2010).
17. Конституция Республики Татарстан от 30.11.1992 г. (в ред. от
14.03.2005 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gossovetnew. home.warlock.ru/konstitucia/ (01.04.2010).
18. Конституция Республики Тыва от 06.05.2001 г. (в ред. от 10.07.2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibfo.consultant.ru/tyva/ doc8391.html (01.04.2010).
19. Конституция Удмуртской Республики от 07.12.1994 г. (в ред. от
09.10.2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.udmgosso-vet.ru/udmurtskaya_respublika/ konstitutsiya/ (01.04.2010).
20. Конституция Чеченской Республики от 23.03.2003 г. (в ред. от
02.12.2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constituti-on.garant.ru/D0C_1493510.htm/ (02.04.2010).
21. Конституция Чувашской Республики от 30.11.2000 г. (в ред. от
05.10.2006 г. № 47) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://сошйШ-tion.garant.ru/DOC_17440440.htm (02.04.2010).
22. Султанов А.Р. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. - 2009. - № 9.
23. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.constitution.ru/ (28.04.2010).
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
© Вишневская Е.В.*
Российский государственный университет туризма и сервиса,
г. Москва
В статье рассматривается понятие «государственной поддержки». Главным образом, определяется классификация этого понятия, мнения ученых относительно этого. Приводится нормативная база, регулирующая государственную поддержку в области сельского хозяйства.
Государственная поддержка является специфической формой государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности и может осуществляться посредством правовых, экономических и организационных форм. Государственная помощь, в смысле, придаваемом ей антимонопольным законодательством, охватывается понятием «государственная поддержка». Государственную поддержку могут оказывать не только органы исполнительной власти, но, например, Президент РФ. Таким образом, государственная поддержка предпринимательской деятельности и государственная помощь соотносятся как родовое и видовое понятия.
Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, такое деление является условным, так как, в конечном счете, государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Цель государственной поддержки - создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.
В юридической литературе имеют место и другие теоретические подходы к определению понятия «государственная поддержка». Так, профес-
* Старший преподаватель.